Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 Пять элементов как составляющие бытия

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Причины заболеваний и способ мышления в медицине систем / Пять элементов как составляющие бытия
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 2625; прочтений - 3927
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

Пять элементов как составляющие бытия.

Наш рассказ о причинах, повергающих человека в болезнь, останется не очень понятным, если мы не рассмотрим еще один уровень бытия. Анализируя и системы, «программное обеспечение» органов, способы мышления, и специфические качества человека мы оперировали пятью качествами-свойствами. Настала пора сделать пояснения, почему функционируют именно пять составляющих того или иного процесса и что они «скрывают» в себе от нашего сознания.

В Древнем Китае существовала идея, что окружающий нас мир, бытие, формируется как алгоритм взаимоотношений пяти элементов, каждый из которых пребывает, точнее преобразуется в двух направлениях: инь и ян. Ничего сверх оригинального в этом нет. В миропостроенческих концепциях нередко встречаются идеи, что мир «состоит» из элементов, функционирует как взаимодействие неких первооснов, первопричин. В культурах различных народов и авторов встречаются указания на существование элементов числом три, иногда четыре и редко пять. Наука воспринимает идеологию элементов как философскую архаику. И напрасно. Мы и сегодня нередко используем термины, аналогичные по значению древним элементам, сами того не ведая и не предполагая объединять их в некую систему взаимоотношений, мировоззренческую концепцию, идеологию. Но стоит лишь совместить некоторые известные вещи в единый алгоритм, согласовать терминологию, как возникает любопытная картинка.

Люди не первое тысячелетие размышляют о структуре мироздания, о его составляющих. Результатом этих умозаключений в Древнем Китае явилась идея, что все в этом мире – следствие взаимодействия пяти элементов. Обозначили элементы словами-терминами: огонь, земля, металл, вода, дерево. Особенного смысла в названиях терминов искать не следует. Ничего «деревянного» или специфично «металлического» в них нет. В настоящее время мы используем для определения сути этих вещей иные слова-термины, что совершенно не меняет смысла и значения, которое в них вкладывается. Сейчас мы определяем составляющие бытия как материю, время, информацию, пространство и энергию. Это также просто слова – главное смысл, который скрывается в каждом термине. Попыток сформулировать, определить смысл, суть предметов множество, но общеудовлетворительных постулатов практически нет. Причины, по которым затруднительно дать точные, ясные, однозначные определения перечисленных выше качеств бытия, следующие.

Во-первых, исследуемые качества: материя, энергия, пространство, время, информация существуют как отдельные субстанции бытия только в нашем воображении. В реальности они неразрывно связаны, «сплетены» друг с другом, и как самостоятельные вещи не действуют. Это мы, анализируя состояние окружающей нас действительности, представляем, исключительно в нашем сознании, что бытие всех вещей должно иметь свойства: она их имеет, но только как неотемлимые, неизвлекаемые из целого и не функционирующие по отдельности качества. Если мы рассуждаем о материи, то непременно должны учитывать, что ее преобразования и вообще существование невозможно без преобразования и существования других четырех категорий. Когда мы пытаемся осмыслить, например, время или энергию, необходимо удерживать в сознании и другие составляющие бытия. Поскольку вне сознания эти свойства-качества по отдельности не существуют, дать определение сущности этих явлений трудно.

Во-вторых, наше сознание структура многосложная, вероятно, самая высокоорганизованная сущность бытия. Напротив, перечисленные выше пять категорий – вещи крайне «простые», самые что ни на есть элементарные, проще, примитивней их ничего нет. Оттого возникают проблемы и с пониманием, и с формулированием.

Наше сознание всегда «работает» в некоторых пределах, рамках. Возможности сознания зависят от многих факторов: возраста, здоровья, образования, состояния среды и так далее. Но всегда есть некоторые границы, за пределами которых сознание адекватно функционировать не может. Аналогично несколько устаревшему компьютеру, уже не воспринимающему старые программы, но еще не способному работать со сверхновыми. Точно так же, среднестатистический гражданин среднего возраста далеко не всегда понимает мотивы, желания и поступки ребенка, но в то же время не в состоянии осмыслить и оценить современные идеи и концепции высокой науки.

Таким образом, наш интеллект допускает факт существования первооснов бытия, но как высокоорганизованная структура понять их сущность не в состоянии. Кроме того, интеллект современного человека склонен к восприятию расчлененных категорий. Он с трудом охватывает некую целостность, непременно присущую бытию. Западная цивилизация не имеет специфичного термина, обозначающего единство всех качеств бытия. Можно, конечно, предположить, что понятие Бог является единством всех вещей и явлений, первоосновой сущности, но наука вряд ли удовлетворится таким толкованием, хотя она позволяет себе множество всяческих других условностей в качестве точки опоры для познавательного процесса.

В культурной традиции Древнего Китая есть термин включающий в себя все качества бытия и функционирующий именно как совокупность, единство этих категорий. В зависимости от изящества переводчиков на русском языке этот термин звучит как ци или чи, иногда ки. Интерпретируют это понятие обычно как энергию, что неверно. Мы будем говорить ци, подразумевая под ним как раз единство исследуемых нами свойств бытия: энергии, материи, информации, пространства и времени. В китайской традиции ци является активным единством пяти элементов: воды, металла, огня, дерева и земли. Ци есть первооснова всех сущностей и, в зависимости от динамики ее составляющих, мы и наблюдаем все разнообразие вещей и явлений вокруг нас.

Человек на вопрос, что является первоосновой бытия, мельчайшей частью, что образует ВСЁ, если и попытается ответить, то, скорее всего, скажет «Материя», или «Бог», или «Энергия», особенно продвинутые – «Информация». Иногда встречаются различные комбинации известных терминов, но, как правило, вопрос о первоосновах мира является чистой риторикой. Он не имеет особенного смысла: наше сознание не способно этот вопрос должным образом осмыслить. По причине некоторой иллюзорности самих свойств бытия и по причине изощренности, многосложности сознания. Тем не менее, избегая теологических изысканий, попытаемся обозначить искомые сущности, пять элементов: материю, энергию, пространство, информацию и время.

Пять элементов бытия – фундамент всей конструкции, рассмотренной выше. Взаимодействие между ними есть базисный алгоритм, который невозможно оставить без внимания. Попытаемся сформулировать и охарактеризовать каждый из элементов, несмотря на определенные условности.

Схема 4.

Сначала рассмотрим категорию время (земля). Анализ можно производить в любой последовательности: при этом важно помнить, что ни один из элементов не является каким-то особенным: они равноправны и равнозависимы, не существуют друг без друга. Кроме того, ни один из элементов не является величиной постоянной. Все эти сущности динамичны, непрерывно преобразуются, то с тенденцией ян, то с тенденцией инь в китайской терминологии. В древнекитайской философии существует понятие перемен – обязательная категория в миропостроении, которая означает непрерывную изменяемость, непостоянность всего и вся. (Здесь необходимо заметить, что в теории и в реальности нет каких-либо постоянных величин. Любая константа – не более чем иллюзия, скорость света в том числе. Постоянным является лишь сам принцип перемен).

Относительно терминов инь и ян необходимо сказать следующее. Ян интерпретируется, как активное, светлое, мужское начало, инь, соответственно, выступает, как нечто, пассивное, темное, женское. В целом это правильно, неверно другое: определение конкретных вещей соответствующими либо инь, либо ян. Между тем, они лишь противоположности, разности одного и того же процесса перемен, проистекающего в каждой вещи, явлении, ситуации. Инь и ян – символы тенденций в преобразовании сущности предмета. Иногда принцип инь – ян рассматривается как тождественный закону единства и борьбы противоположностей. Это также не совсем справедливо: разности или противоположности одного процесса взаимодействуют, но не борются. Одна противоположность «перетекает» в другую – изменяются свойства вещи, но не сущность. Только человеку, наделенному многими разностями, свойственно бороться с самим собой, преодолевая то одно чрезмерно активное качество внутри себя, то другое, пока он не погибнет или не обретет покой. Каждое свойство бытия (материя, энергия, пространство, информация и время) имеет свои тенденции в преобразованиях.

Так вот, то, что мы называем временем, есть скорость, с которой происходят перемены в окружающем нас мире и в нас самих, разумеется. Время – величина непостоянная. Мы привыкли воспринимать время как состояние прошлого, будущего и настоящего, но это не более чем иллюзия. Сознание человека способно оперировать вопросами: могло быть, было или может быть, но это только особенности нашего воображения. Человек, получив независимость от внешней среды и возможность, моделировать жизнь по своему желанию, не подчинятся естественным переменам, принял как нечто неизменное определенные значения скорости и назвал их секундами, часами, веками. Условная величина, которой мы измеряем нашу жизнь не более чем социальная иллюзия. На самом деле скорость перемен в разные периоды бытия различна: бывают состояния, когда минуты, часы, а то и годы «летят», а случается тянутся. Ощущение неравнозначности отдельных периодов бытия как раз и возникает оттого, что скорость перемен в нашем организме меняется. В состояниях, когда скорость перемен выше, ощущение времени замедляется. И наоборот, когда скорость перемен в организме снижается, нам кажется, что жизнь «летит». Но мы привыкли соизмерять происходящее в нас с общим регламентом и подстраивать организм к скорости социального потока, а это, мягко говоря, неполезно. Каждый человек есть уникальная и неповторимая сущность – привести множество личностей к общему знаменателю невозможно и для здоровья индивидуума вредно.

Скорость обменных процессов в организме зависит и от сезона года, и от возраста: утром, днем, весной, летом, в детстве она выше, вечером, ночью, зимой, в старости – меньше. Но, главное, она зависит от состояния организма, от деятельности, которой субъект в настоящий момент увлечен или, наоборот, которой лишен. Можно сказать, скорость преобразований в организме, которые происходят без остановки и пауз, в значительной мере зависит от сознания (до некоторого предела, разумеется), а также, от скорости перемен в окружающей среде. Человек осознает, пусть и не очень ясно, скоростную неоднородность происходящего вокруг и в нем самом, даже может до известного предела варьировать скорость обменных процессов внутри себя. Осознанием неоднородности и способностью к «переключению скоростей» он и отличается от других живущих рядом. Именно эта способность дает человеку такие качества, как воображение, видение перспективы во времени, фантазию, творческие качества. (Впрочем, любые свойства человека всегда есть продукт разных систем и программ, но тем не менее у каждой системы присутствует определенная «специализация»).

Разумеется, время (скорость перемен) непостоянно не только в организме человека, но и вовне. Человек, по причине краткости своего бытия, не в состоянии этого наблюдать. Он может об этом только догадываться, анализируя собственное состояние и как существо мыслящее распространять законы преобразования в своем организме на вселенную, понимая, что сам является ее частью. Значит, развивается, действует, живет по неким общим принципам и законам. Когда скорость перемен нарастает, имеем дело с ян тенденцией, когда замедляется, преобладает инь тенденция.

В организме человека за скорость обменных процессов отвечает система селезенки и, отчасти, как подчиненная ей программа – желудок. Именно эти функциональные структуры замедляют или ускоряют преобразования в организме человека и его сознании. Перемены требуют, как и любой процесс, некоторых сил, энергии. Чем больше энергии задействовано в преобразованиях, тем скорость перемен выше. Если силы менее активны, потенцированы или истощены, перемены протекают медленней. Таким образом, энергия в исследуемой схеме есть сила, проявляющаяся или скрытая, сконденсированная. Энергии соответствует элемент дерево, в организме – система печень – желчный пузырь. Энергетические возможности организма обозначаются еще и термином мощность, который характеризует скрытую и проявленную в действии энергию. Например, дети имеют в целом более высокий энергетический потенциал, большую скорость перемен в организме, чем взрослые и тем более пожилые люди, но мощность их организма меньше, поскольку проявление энергии в действии не столь упорядочено и не достаточно целенаправленно, как у старших. Кроме того, у детей еще недостаточно сформулировалось свойство мера, оттого дети, заболевая, чаще дают генерализованные реакции. Дети несравнимо больше, чем старшие, затрачивают энергии на мышление и на творческий процесс. Детишки наши известные фантазеры, мыслители и познаватели бытия до тех пор, пока воспитание не утрамбует личность по социальному стандарту. Яркое проявление энергии в действии есть ян, конденсирование, «складирование» энергии – тенденция инь.

За порядок, последовательность перемен в системе-организме отвечают легкие – толстая кишка, соответствующие элементу металл. Порядок следует понимать как последовательность, иначе ритм преобразований. Ритм есть частота колебаний в системе, непременно присутствующие в любом процессе. Упрощая до крайности, ритм или порядок можно выразить как две возможности, два состояния системы в виде «+» и «–» или «0» и «1». Можно сказать, любая организация структуры, процесса есть информация, отсутствие – хаос. Нарастание, усложнение конструкции – преобладание тенденции ян, упрощение – тенденции инь.

Любой процесс имеет направление, где-то происходит и таким образом выражается в пространстве. За форму, направление перемен отвечает в организме система почки – мочевой пузырь, соответствующие элементу вода. Наше сознание «понимает» пространство как пустоту, так или иначе наполняемую содержимым. Но пространство является таковым лишь в нашем сознании. Мы можем вообразить абстракцию в виде формы, ничего не содержащей. Эта наша способность, представлять не существующее создает иллюзию, приводит нас к заблуждениям. В реальности это свойство бытия равнозначно остальным свойствам и не существует без иных категорий. Формы не имеющей содержания и не меняющейся во времени, не бывает. Если осуществляются перемены, они имеют скорость, требуют энергии и минимального порядка, а значит наполнены материей, пусть и не воспринимаемой нами в ощущениях. Проблема восприятия пространства заключается в том, что, существуя всегда как нечто наполненное, пространство не остается пассивным – оно само по себе обладает способностью к изменениям, преобразуется, искривляется, является наравне с иными категориями активным двигателем процесса перемен. Нам же, как правило, чудится, что пространство является лишь пассивным участником преобразований. Следует также учитывать еще одну особенность пространства: оно, как все иные свойства, не бывает однородным, ровным и пропорциональным. Для лучшего понимания допустимо рассматривать пространство как многослойный «пирог» или «матрешку»: в одном месте располагаются и действуют совершенно разные вещи и системы. Как в организме человека одновременно существуют и функционируют самые разнообразные структуры, системы и программы, переплетаясь, иногда «сливаясь» друг с другом, но, тем не менее, не теряя определенной автономности и независимости, так наполнено и пространство. В нем уживаются и «маленькое», и «великое». Причем для действия различных структур одно и то же место где они функционируют, будет иметь совершенно разную форму и будет изменяется не одинаково. К примеру, одна система осуществляет себя в емкости в виде шара с центростремительным вектором, иная структура в этом самом месте функционирует, как на плоскости. Кроме того, одна система преобразуется равномерно, иная – с ускорением и так далее.

Пространство не просто сжимается или расширяется, оно искривляется самым причудливым образом, одновременно, в одном и том же месте и по-разному. Эти перемены создают определенное напряжение в пространственных структурах, порождая тем самым энергию, что является тенденцией ян. Когда пространственные изменения не столь активны, формы «успокаиваются», напряжение в структурах спадает, имеем тенденцию инь.

Все качества бытия, столь разные, но единые, воспринимаются нами как целое лишь в качестве пятого элемента – материи, которая является мерой в соотношении других качеств. Материя фигурирует в алгоритме элементов, в виде огня. Замедление или чрезмерное ускорение преобразований, избыток энергии в любой системе или крайний ее недостаток, отсутствие ритма или сверхвысокие частоты в объекте, неадекватное изменение формы – словом все чрезмерное приводит к разрушению предмета, вещи, явления, ситуации. Запредельное изменение любого свойства разрушает вещь, своего носителя, как отдельно функционирующую систему и превращает ее в нечто иное. Тенденции инь – ян для материи определяются просто, на примере воды: пар есть ян-состояние, лед – инь-состояние.

Являясь мерой, материя проявляется и как равноправный элемент системы. Поупражняем свое сознание и представим, как элементы взаимодействуют друг с другом в качестве составляющих бытия: материи, энергии, информации, времени и пространства. Разумеется, все превращения в определенной степени условны, поскольку элементы мы выделяем из целого исключительно в познавательных целях, а в реальности они преобразуются всегда вместе.

Искривления пространства (перемены элемента вода) в исследуемом алгоритме поддерживают элемент дерево – энергию. Можно сказать, что преобразование пространства порождает энергию или что изменение формы увеличивает или снижает энергетический потенциал системы. Одномоментно та же самая деформация пространства видоизменяет и состояние материи, уплотняет или, наоборот, делает ее более «тонкой», «легкой», менее плотной, разреженной. В состоянии, близком к запредельному, пространственные искривления начинают противоборствовать элементу земля (времени), замедляя или ускоряя процесс перемен.

Энергия (элемент дерево), влияет, прежде всего, на элемент огонь (материю). Последняя уплотняется, ее масса нарастает либо снижается. Энергия, активируясь, ускоряет преобразования в системе время (элемент земля). Когда энергетический потенциал системы падает или энергия конденсируется в неактивном состоянии, время замедляет свой бег. В сверхактивном состоянии, на пределе допустимого, энергия моделирует многочастотные явления, изобилие ритмов или информационных структур. Потенцируясь, она сужает ритмический диапазон практически до единичных колебаний, свойственных кристаллу.

Материя (элемент огонь), изменясь «порождает», поддерживает время как процесс, ускоряя или замедляя перемены. Воздействует она и на ритмы, информацию (элемент металл), и на пространство (элемент вода).

Время (элемент земля) воздействует на (элемент металл) ритм, информацию. Преобразует пространство (элемент вода), противоборствует энергии (элемент дерево).

Ритм, информация, последовательность, структурность в системе, поддерживает пространство (элемент вода), подавляет энергию, (элемент дерево), противоборствует материи (элементу огонь).

Проблема сокрыта в противоречии нашего сознания, бесплодно пытающегося проникнуть в закономерности, тайны бытия по причине ограниченности его возможностей. Сознание, являющееся частью бытия, вероятно, лучшей частью, улавливает и видит только составляющие, но затрудняется при восприятии целого. Сознание как высокоорганизованная структура с трудом удерживает в себе две противоречивые реальности: единство мира, а так же его неоднородность и множественность. Когда мы увлекаемся деталями, из поля зрения «уплывает» целостность. Когда мы ищем единое, возникает желание проникнуть в его суть и тут проявляются частности, стирающие образ целого.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Чем вы руководствуетесь в выборе медицинского учреждения?

Советами родных и знакомых
Отзывами на специализированных сайтах
Собственным опытом
Информацией, представленной на сайте учреждения
Рекламой
Другими причинами



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.