Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 Глава 1. Мировая практика организации и развития экстренной и скорой медицинской помощи

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Очерки становления и развития экстренной медицинской помощи в Самарканде / Глава 1. Мировая практика организации и развития экстренной и скорой медицинской помощи
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 8389; прочтений - 21976
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

Глава 1. Мировая практика организации и развития экстренной и скорой медицинской помощи

«Сама жизнь заставила людей искать
и открывать врачебное искусство»
Гиппократ

Действительно, как указано в эпиграфе книги, сама жизнь затребовала службу скорой и неотложной медицинской помощи. Так, до 1881 года службы скорой помощи в мире не существовало. Именно термическая травма послужила мотивацией к организации службы скорой помощи в Европе. После пожара в Венской опере в 1881 году 300 пострадавших с ожогами лежали у стен театра и никто не смог прийти им на помощь. На следующий день венский врач Ярвер Мунди обратился к меценату Гансу Вильчаку с предложением организовать Общество врачей скорой помощи. Именно тогда, в 1881 году в Вене впервые в мире было организовано Общество врачей, которые дежурили по очереди, чтобы в нужный момент прийти людям на помощь. Вскоре подобная станция была создана в Берлине, Варшаве, Киеве, Одессе и т.д.

Через 20 лет случилась хадынская трагедия в процессе коронации Николая II, где пострадали тысячи людей, что явилось толчком в Москве и Петербурге организовать первые станции скорой помощи.

В первые годы функционировали так называемые пункты “Ночной квартирной помощи” при амбулаториях и поликлиниках.

Структура и содержание работы учреждений скорой медицинской помощи (СМП) менялись на разных этапах её становления и развития.

Россия. В России развитие службы скорой медицинской помощи началось с момента организации в 1918 году на Большом проспекте в доме № 100 первой больницы скорой помощи. Туда в 1918 году пришел молодой ординатор Иустин Ивлианович Джанелидзе. Через 7 лет он стал заведующим отделением и главным врачом этой больницы. В то время, 23 июля 1923 года в Москве на базе Шереметьевской больницы организован Институт скорой медицинской помощи имени Н.В.Склифосовского.

Достижения и популярность этого института обусловлены тем, что на всех этапах его деятельность определяли такие известные ученые, как В.А. Красинцев, С.С. Юдин, В.В. Гориневская, А.Н. Крюков др..

В военное и послевоенное время изменились задачи, функции и структура института им. Н.В. Склифосовского, который в 1943 г был преобразован в научно-исследовательский институт. В 1945 г в институте вместо одной хирургической клиники были три: первая – неотложной гастроэнтерологии, вторая – заболеваний печени и панкреатодуоденальной зоны, третья – неотложной торакальной и сердечно – сосудистой хирургии.

Уникальная фотография автомобиля Скорой медицинской помощи на базе Mersedes 15/70/100 PS Тур 400 (1924/25 гг.) Эта машина была приобретена Мосздравотделом для скорой помощи. Интересна и надпись на его борту: «скорая медицинская помощь мосздравотдела»

В 1952 г была реорганизована клиника неотложной терапии, которая была разделена на две самостоятельные части: первая – острой коронарной недостаточности и инфаркты миокарда, вторая – острых отравлений.

На примере Института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Иустин Ивлианович Джанелидзе добился, чтобы в 1932 году и в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) был организован Научно-исследовательский институт скорой помощи, позднее названный его именем.

В 1957 г в Ленинграде была создана первая специализированная реанимационная бригада, которая оказывала помощь больным с инфарктом миокарда и с тяжелой травмой. Первая специализированная токсикологическая бригада была создана в Москве (1961). Затем в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске (ныне Екатеринбург) и др. городах были организованы неврологические, педиатрические, кардиологические, травматологические бригады. На 1 января 1979 г. в бывшем СССР функционировало более 2000 специализированных бригад разного профиля.

Одновременно с развитием специализированных бригад скорой медицинской помощи создавались и совершенствовались специализированные отделения и центры скорой медицинской помощи. Так, в 1963 г. на базе НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского был открыт городской, а в 1970 г республиканский центр по лечению острых отравлений, реанимационный городской центр, центр по лечению ожоговых больных и т. д.

После распада Союза, образования СНГ и выделения Российской Федерации служба Скорой помощи претерпела существенные изменения. По оценке Минздрава Российской Федерации, к 2003 г. изменилась структура заболеваемости и смертности в России, увеличилась доля пациентов, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи. Вместе с тем законодательная и нормативная правовая база, регламентирующая вопросы организации скорой медицинской помощи, сложилась в период 70-80-х годов и не отражала современных особенностей оказания скорой медицинской помощи населению. Не определены состав и принципы ее государственного регулирования, а также взаимодействия с другими службами экстренного реагирования.

Важно, что такая плачевная ситуация развивается на фоне достаточно крупного коечного фонда. Так, в большинстве развитых стран на тысячу человек приходится от 8 до 14 больничных коек, и российские показатели, несмотря на низкий уровень мед. услуг и оснащения больниц, укладываются в эти рамки.

По данным Минздрава РФ, на сегодня в России функционирует система оказания скорой медицинской помощи, инфраструктура которой включает в себя 3212 (1999 г. - 3142) станций и отделений скорой медицинской помощи (СМП) и 47 (1999 г. - 59) больниц скорой помощи. В 2001 году было около 50 млн вызовов, обслужено 52,3 млн граждан. Вместе с тем, в 2001 году в городах Российской Федерации около 60% пациентов были госпитализированы по неотложным показаниям. Ежегодно за медицинской помощью, в связи с развитием неотложных состояний, обращается каждый 3-й житель страны, каждый 10-й - госпитализируется по экстренным показаниям, а доля больных, госпитализированных в экстренном порядке, возросла почти в 3 раза. Более 90% больничной летальности связано с экстренным характером госпитализации.

По мнению представителей Минздрава, серьезным тормозом в совершенствовании организации скорой медицинской помощи является отсутствие четкой системы управления этим сектором здравоохранения на всех уровнях. Проблемы управления усугубляются отсутствием надежной системы мониторинга в разделе скорой медицинской помощи. Существующие формы государственной отчетности не отражают реальной потребности и обеспеченности населения этим видом медицинской помощи.

Планирование мощностей подстанций и бригад скорой медицинской помощи опирается на общие нормативы, основанные на количестве проживающих на территории населения, что не позволяет учитывать особенности региона. На госпитальном этапе в большинстве территорий к оказанию скорой медицинской помощи наравне с многопрофильными стационарами широко привлекаются маломощные больницы, зачастую не имеющие необходимого набора специалистов и лечебно-диагностических технологий. Помимо этого, большинство бригад скорой помощи в настоящее время укомплектованы специалистами, не прошедшими необходимой подготовки, а повышение квалификации осуществляется нерегулярно. Только 15% врачей СМП имеют сертификат специалиста, менее 30% аттестованы на квалификационную категорию.

Станции скорой и неотложной медицинской помощи Москвы сейчас испытывают серьезные кадровые трудности. Треть штатных мест в бригадах скорой помощи остается вакантными. Так, в 840 бригадах скорой помощи должны работать 2900 сотрудников, однако в настоящее время занято только 1800 мест. В скорой помощи в основном работают женщины, а они, часто уходят в отпуска, связанные с рождением ребенка и уходом за ним, почти всегда около 500 сотрудников находится в отпусках. За 7 лет, с тех пор как было отменено обязательное распределение выпускников медицинских вузов, ни один врач в скорую помощь не пришел. В таких условиях вынуждены ставить на линию по одному врачу или фельдшеру. Зарплата сотрудников Московской скорой помощи почти в 2 раза выше, чем в остальных регионах России. Так, заработная плата врача составляет 7,5 тыс. рублей, фельдшера — 6 тыс. рублей, диспетчера — 5-5,5 тыс. рублей. В то же время, отметил главный врач станции скорой и неотложной медицинской помощи Москвы Игорь Элькис, “такая оплата, конечно, далеко не достаточна”.

Основу научного потенциала службы СМП составляют НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского (Москва), им. И. И. Джанелидзе (Санкт-Петербург), а также 18 кафедр скорой помощи (неотложной медицины), действующих на базе высших образовательных медицинских учреждений Минздрава России, системы додипломной и последипломной подготовки, что крайне недостаточно.

Смягчить положение Российской "скорой" Минздрав решил весной 2003 г. с помощью формирования специальной программы. Сейчас перед чиновниками российского здравоохранения стоит задача повышения эффективности и качества оказания такой помощи. Также они намерены выровнять условия ее оказания между различными слоями населения (наконец-то, россияне дождались официального признания, что к разным группам людей подход у "скорой" разный). Минздрав намерен также заняться внедрением единых технологических требований и медико-экономических стандартов оказания скорой медицинской помощи, формированием современных финансово-экономических механизмов и системы оплаты скорой медицинской помощи, направленных на повышение эффективности использования ресурсов, улучшение преемственности в деятельности догоспитального и госпитального этапов скорой медицинской помощи.

Оценивать эффективность реализации программы в 2003-2007 гг. (в период ее действия) Минздрав будет на основании сокращения летальности среди больных и пострадавших при госпитализации по неотложным показаниям.

В ряде частных клиник сейчас начали включать в прейскурант услуги скорой помощи, пытаясь создать из этого сервиса действительно рынок. Однако, пока представления коммерческих структур в этом направлении рынка медицины крайне мала, хотя, безусловно, очень перспективна. Однако на сегодня, по признанию представителей частных медучреждений, у них недостаточно ресурсов для создания разветвленной сети неотложной помощи. В этом отношении у государственной системы неоспоримые преимущества. Зачастую, оценивая срочность вызова и удаленность местонахождения больного, врачи клиник прибегают к помощи государственной "скорой", передавая им вызов и информацию о больном.

Несмотря на существующие проблемы, Россия в настоящее время располагает мощной службой скорой медицинской помощи с широкой сетью станции и отделений скорой помощи, со специализированными бригадами разного профиля, больницами скорой медицинской помощи.

Польша. Здравоохранение в Польше носит государственный характер и по принципам своей организации не отличается от здравоохранения других бывших соцстран. Службой здравоохранения республики руководит Министерство здравоохранения и социального обеспечения, а отдел скорой помощи министерства и соответствующие подчиненные этому отделу местные административные единицы ведают службой СМП Польши.

Станции скорой помощи до 1950 г. подчинялись Польскому Красному Кресту, а в дальнейшем стали подчиняться отделам здравоохранения.

Станции скорой помощи в Польше различаются по типу, который определяется масштабом ее деятельности, числом лиц обслуживаемого контингента. Существует несколько видов станций скорой помощи – областные, районные и городские. Областную станцию возглавляет управляющий, который выполняет обязанности инспектора и руководителя службы скорой помощи по области. При областных станциях обычно имеется свой стационар (иногда с родильным домом) с коечным фондом до 60 мест, кабинетом для осмотра больных, лабораторией и т.д. Стационар служит для временной (3-4 дня) госпитализации легкопострадавших или для уточнения неясных и сомнительных диагнозов. Имеется также амбулатория для оказания скорой помощи больным, которые приходят сами.

При областных станциях существуют помимо линейных специализированные бригады: реанимационные, кардиологические, травматологические, а также бригады для оказания скорой помощи при массовых катастрофах.

В связи с химизацией всех отраслей народного хозяйства Польши, а также массовым применением разных бытовых химических средств постоянно растет число отравлений. Так, число случаев острых отравлений в Польше составляет около 300000 в год. Поэтому при станциях скорой помощи имеются также токсикологические бригады.

Городские станции скорой помощи по своей структуре и организации сходны с областными станциями. На городских станциях также имеются специализированные бригады. Наиболее мощной из городских станций является служба СМП в Варшаве, в которую входят центральная станция скорой помощи и 7 подстанций. Одновременно работают 50 машин скорой помощи.

Центральная станция СМП располагает выездными бригадами, амбулаторией и стационаром на 60 коек.

Районные (уездные) станции прикреплены, как правило, к районным больницам или районным поликлиникам. Однако, если районные станции функционируют самостоятельно, то они имеют амбулаторию, состоящую из хирургического и терапевтического кабинетов, рентгеновского, ЭКГ отделений и лабораторий. Стационаров районные станции, как правило, не имеют. Радиус обслуживания станций 30—50 км.

Для улучшения работы службы скорой помощи между станциями, санитарными машинами и приемными отделениями больниц налажена радиотелефонная связь, для большей возможности срочного вызова машины увеличена норма числа телефонных аппаратов на станциях: при обслуживании контингента до 100 тыс. населения на станции имеется 2 аппарата, при контингенте 100-150 тыс. — 3-9 аппаратов.

Повышение квалификации врачей скорой помощи проводится на специальных курсах в Институте усовершенствования врачей в Варшаве, а также организуются семинары на станциях СМП и практическая работа врачей в стационарах станций.

Бельгия. В 1958 г. Министерство общественного здравоохранения и Министерство внутренних дел Бельгии решили скоординировать свои действия и пользоваться единым номером 900 для вызова экстренной медицинской помощи. Раньше этот номер был зарезервирован для службы пожарной охраны.

В конце 1963 г. по всей стране начинают организовываться бригады саперов-пожарных с системой единого вызова. Закон от 8 июля 1964 г., вошедший в силу с 1 июля 1965 г., значительно усовершенствовал это положение. Согласно этому закону ответственность за организацию неотложной медицинской помощи возлагается на государство, которое организует службы единого вызова и оказания первой помощи на местах, а также транспортировку пациентов в больницу.

Работа неотложной помощи приобретает все более массовый характер. По номеру 900 можно вызвать неотложную помощь не только к месту происшествия, но и на дом.

Вызов СМП по номеру 900 регистрируется в одном из 16 центров скорой помощи. Центры снабжены приемно-передающими устройствами, которые связаны со стационарными или передвижными радиостанциями. Радиочастота центра является общей для всех машин скорой помощи в пределах данного центра. Частота волны номера 900 координирует путь машин скорой помощи внутри каждого центра вызова. Кроме того, каждый центр имеет свою особую частоту волны для связи с больницами. Имеется также национальная частота “I” (166,440 мГц), которая является общей для всех принимающих станций (служба пожарной охраны и гражданская оборона) и для всех передвижных принимающих станций, расположенных в машинах скорой помощи (так же как и в других машинах службы пожарной охраны и гражданской обороны). Национальная частота скорой помощи “I” является общей для всей страны. Она предназначена для связи между разными центрами в случае массовых катастроф, для связи при транспортировке пострадавших и больных на длительные расстояния. Национальная частота “I”, частота “900” и особая частота станции скорой помощи связаны с 12 больницами, которые располагают узкоспециализированными службами, а также с большинством университетских клиник. Эти больницы и клиники поддерживают постоянный контакт с машинами “900”, с реанимационными машинами, с машинами хирургической неотложной помощи.

С помощью радиотелефонной связи можно передать на базовую станцию отдельные медицинские данные (ЭКГ, а также данные о кровяном давлении). Некоторые реанимационные машины снабжены телеметрическими установками для регистрации и анализа функциональных показателей сердца, дыхания. По мере совершенствования программы вводится отборочный вызов, посредством которого можно войти в контакт с желаемой станцией. Больницу заранее информируют о прибытии машины скорой помощи, что дает возможность принять необходимые меры для приема пострадавшего. Диспетчер центра скорой помощи получает вызов, при этом автоматически регистрируются номер телефона абонента, час и сообщение по телефону. Для диспетчера разработана специальная диалоговая система, с помощью которой он получает оценку характера и тяжести травмы или заболевания (потеря сознания, вид больного, затрудненное дыхание, кровотечение). По вызову врач на месте оказывает первую помощь больному. Если необходима транспортировка пострадавшего, диспетчер немедленно предупреждает наиболее близко расположенную частную или государственную службу неотложной помощи, в ведении которой имеются машины. Он указывает точное местонахождение больного или пострадавшего, а также наиболее близко расположенную больницу, куда можно доставить пострадавшего.

Бельгийская СМП располагает 476 машинами (из них 58 частных, 269 пожарных, 45 общества Красного Креста, 13 коммунальной службы, 33 частных больниц и 58 машин организации CPAS). Самый большой процент машин (12,2%) на 1000 населения в Люксембурге, но в то же время там и самая большая площадь обслуживания для одной машины (164 км2).

Стандартные машины оборудованы двумя носилками, устройством для транспортировки при травмах позвоночника, спинальным матрацем, аппаратом для кислородной реанимации и аспирационным насосом. Реанимационная машина помимо стандартного оборудования снабжена перевязочным материалом, электрокардиографом, монитором и дефибриллятором. Из 42 реанимационных машин только 20 используются более или менее систематически с полным оборудованием.

При перевозке больного в одну из 196 больниц, которые значатся в списке “900”, возникают две проблемы: среднее растояние транспортировки и квалификация персонала машины неотложной помощи. Среднее расстояние при транспортировке относительно небольшое – 7-15 км, длительность транспортировки со скоростью 60 км/ч – 7-15 мин. Вариабельность довольно высока. В 10% случаев больного перевозят на расстояние 10-20 км и более (Люксембург). Транспортная служба иногда расположена далеко от больниц, что увеличивает продолжительность транспортировки больных. Проблема может быть решена путем улучшения расположения парка машин.

На диспетчерском пункте в больнице находятся реанимационные машины скорой помощи, ожидающие вызовов по радиосвязи, которые поступают от машин скорой помощи, находящихся на вызове. Это так называемая система “встречных вызовов” в системе радиосвязи или стационарной реанимационной службы с медицинским постом наблюдения.

Около 80% обычной деятельности пожарных служб заключается в посылке на место происшествия машин скорой помощи. Комплексность, разнообразие случаев травм, возрастающее значение медицинских перевозок, оказание экстренной помощи при таких патологических состояниях, как острые отравления и ожоги, требуют усовершенствования в подготовке персонала службы СМП, повышения его квалификации. В настоящее время средняя продолжительность обучения составляет 20 ч. В будущем предполагается увеличить срок обучения до 60 ч, прохождение практики — до 20 ч. Каждые пять лет цикл обучения будет повторяться.

Германия. Здравоохранение Германии по своей сути относится к системе страховой медицины. Как во Франции, в Скандинавских и других странах в Германии государство и частично предприниматели берут на себя расходы по медицинскому обслуживанию населения. Согласно конституции, за работу ургентных служб отвечают правительственные органы земель.

Основным принципом деятельности службы СМП является немедленная транспортировка пострадавшего в больницу для оказания ему квалифицированной медицинской помощи. Наиболее подходящими для выполнения функций транспортной службы, учитывая быстроту передвижения, были признаны пожарные бригады. Эту функцию выполняют также добровольные организации (Красный Крест, служба волонтеров Мальтийского ордена и др.). Вызов сначала поступает к пожарным, которые в случае необходимости могут обратиться в службы машин СМП (Красного Креста, волонтеров Мальтийского ордена и т.п.). Добровольные и профессиональные пожарные команды выполняют 27% неотложных вызовов, машины общества Красного Креста Германии — 68,5%. Больницы не имеют отношения к транспортировке больных, они лишь обязаны принимать экстренных больных, и больных, направляемых практикующими врачами. В большинстве крупных городов, таких, как Гамбург, Бремен, Кельн, Франкфурт-на-Майне и Мюнхен, организация транспортировки экстренных больных и пострадавших находится в ведении профессиональных пожарных команд.

Анализ 10000 выездов машин скорой помощи во Франкфурте-на-Майне (площадь 195 км2) показал, что в любое место происшествия машина может прибыть в среднем через 7 мин после вызова. Средняя протяженность маршрута до места происшествия - 5-6 км; в среднем на 1 выезд тратится 28 мин. Доля ложных вызовов составляет 10,4%; из 3547 пострадавших в подостром, жизнеугрожающем состоянии 2049 доставлены в клиники живыми.

Проблема транспорта в Германии разрешается двумя путями: существуют наземные средства транспорта, а также применяются вертолеты и самолеты. Для воздушного спасательного транспорта Германии характерно использование разнообразных воздушных средств, начиная от вертолетов, на борту которых можно поместить лишь 2 пострадавших, и кончая реактивными самолетами. Вертолет, несомненно, самое дорогое средство спасения. Но эффективность его использования все-таки покрывает затраты. Так, стоимость годовой эксплуатации при 600 часах полета в год составляет 450 000 марок. Затраты на врачей и санитаров — 200 000 марок в год. Для оплаты транспорта заключены договоры с большими кассами и организациями социального страхования, которые выплачивают 850 марок за каждый вылет с больным и 400 марок за вылет без последующей перевозки пострадавшего. План финансирования состоит из 3 частей: содержание обеспечивает государство, эксплуатацию - кассы, вылеты по ложному вызову - земли.

В Германии вертолеты для перевозки пострадавших и больных стали применять с 1968 г. К 1978 г. были построены 22 вертолетные площадки для санитарных вертолетов с радиусом действия до 50 км. Вылеты осуществляют 16 спасательных вертолетов, 5 вертолетов Бундесвера и 3 вертолета спасательной службы Германии, 2 вертолета Федерального министерства внутренних дел на случай катастроф.

Система перевозки пострадавших в Германии следующая: вертолет на место происшествия посылается одновременно с машиной скорой помощи. Вертолет более мобилен, чем машина скорой помощи, поэтому такая система актуальна для густонаселенных районов и вблизи автомобильных дорог. Основное преимущество вертолетов - в щадящей и ускоренной транспортировке. Вертолет может достигнуть любой точки в радиусе 40 км за 10 мин. Возможность оценки ситуации сверху создает преимущества для использования вертолетов при дорожных происшествиях на автострадах. Применение вертолетов для перевозки ургентных больных снижает процент смертности во время транспортировки, например, для г. Ганновера он составляет 0,4%.

Для спасательной службы используется многоцелевой вертолет типа ВО-105. Оборудование вертолета не имеет существенных отличий от машины скорой помощи, также имеется тематическое деление оборудования: для восстановления кровообращения (растворы для вливаний, аппараты для борьбы с шоком, перевязочный материал, медикаменты, особенно болеутоляющие); для реанимации (набор для интубации, искусственного дыхания, отсасывания); на случай катастроф (медицинское оборудование для оказания помощи 8—10 лицам). Последний комплект берется на борт только при вылете на катастрофу. При катастрофах, кроме дежурного врача, вылетает еще один опытный врач. Если на месте происшествия имеется много пострадавших, то с ними остается врач и санитар, а вертолет возвращается на базу за набором оборудования для катастроф и за врачами-клиницистами. На месте происшествия врач осуществляет сортировку пострадавших, определяя очередность неотложных процедур. В случае катастрофы вертолет применяется в различных районах независимо от подчинения.

Вызовы принимаются круглосуточно, в том числе и в выходные дни.

Однако вертолетная служба спасения имеет определенные недостатки: увеличение степени тяжести состояния пациентов, возникающей при посадке и сортировке больных, вследствие чего увеличилась общая смертность пострадавших с травмами в больницах с 16 до 22%.

Из наземных средств транспорта используются специализированные машины скорой помощи, машины частнопрактикующих врачей, а также пожарные и полицейские машины. Имеется три типа машин скорой помощи:

1) обычные (для перевозки) — “Кранкенваген”;

2) парамедицинские (неквалифицированная помощь) — “Реттунгсваген”;

3) машина с врачом скорой помощи на борту — “Нотарцтваген”.

Работа машин с врачом скорой помощи на борту осуществляется по двум системам: стационарная и система встречных выездов. При стационарной системе врач и санитар, а также машина находятся в больнице. Врач и санитар выполняют свою обычную работу, но в экстренном случае они могут быть вызваны по радиосвязи на место происшествия. Система встречных выездов характерна тем, что врач, санитар и машина находятся в разных местах. В случае необходимости врач и санитар вызываются одновременно и встречаются только на месте происшествия. При необходимости врачебного сопровождения врач остается с больным, тогда машина скорой помощи едет впереди с сигналом тревоги. Врач-спасатель может водить свою машину сам лишь в том случае, если число выездов невелико. Обе эти системы применяются одновременно, каждая из этих двух систем предполагает наличие машины скорой помощи, а система встречных выездов еще и наличие для неотложных выездов врача-спасателя. Следует отметить, что каждая из земель Германии имеет специфические, нередко сильно различающиеся средства транспортировки (например, вертолеты разных марок для каждой из земель, разное оборудование машин скорой помощи), хотя намечается определенная тенденция к унификации транспортных средств.

В г. Ульме используется машина неотложной помощи, смонтированная на шасси Мерседес Л-408. Оборудование салона состоит из переносных носилок, размещенных посередине, автоматического подъемного устройства, позволяющего установить носилки на любой высоте и под любым углом наклона. Оборудование машины в основном сориентировано на восстановление и поддержание функций дыхания и кровообращения. Саквояж для оказания первой помощи может использоваться также вне машины. Радиус действия машины скорой помощи — 15 км. Центр скорой помощи при военном госпитале в Ульме имеет радиосвязь с контрольной станцией Красного Креста. При получении вызова немедленно выезжает бригада, состоящая из врача, работника со средним медицинским образованием, водителя машины или пилота и механика; бригада по радио связывается со стационаром, где готовят все необходимое для принятия.

Общая смертность от случаев инфаркта, начальные симптомы которого явны и делают необходимым вызов машины, превышает 50%, наиболее эффективной бывает помощь в первые минуты.

Интересен опыт использования специальных машин скорой помощи при острых кардиальных заболеваниях (инфаркт миокарда и др.) в г. Людвигсгафене. Машина скорой помощи выезжает в среднем в течение 90 с после вызова, 83% выездов имеют место в течение так называемого реанимационного периода (6 мин), т.е можно сказать, что в городе с большой плотностью населения, острые случаи кардиального происхождения обслуживаются в оптимальные сроки. Специальное исследование показало, что в ходе выездов машины скорой помощи 81 раз дыхание н кровообращение у больных поддерживалось методом механического массажа сердца и искусственного дыхания, 17 раз была выполнена дефибрилляция и 21 раз применялась электростимуляция. Проведенные в машине мероприятия (массаж сердца, искусственное дыхание, дефибрилляция) обеспечивают успех реанимации.

Выезд машины с врачом на борту осуществляется при некоторых видах травм, а также в случаях инфаркта миокарда. При нейрохирургической травме врач определяет дальнейшую транспортировку больного. Непосредственно в нейрохирургическую клинику должны направляться пострадавшие с открытыми повреждениями черепа и мозга, а также с внутричерепными кровотечениями. Если обширность повреждения не может быть оценена на месте происшествия, это делается в ближайшей больнице, откуда при необходимости пострадавшего перевозят в клинику нейрохирургии. Предельный срок до удаления быстро распространяющейся эпидуральной гематомы — З ч. Если путь долог, по жизненным показаниям неотложную трепанацию производят в ближайшей больнице.

Большую роль в своевременной помощи играет система оповещения, обеспечивающая немедленный прием пациента в больнице бригадой соответствующих специалистов и сестер. О прибытии тяжелопострадавшего в машине скорой помощи или вертолетом сообщают по телефону. Таким образом, в зависимости от характера повреждения тактика скорой помощи на догоспитальном этапе может быть различной: мероприятия непосредственно на месте происшествия, помощь в машине по дороге в клинику, организация срочной отправки больного или пострадавшего в специализированное отделение больницы.

Франция. Высшим органом здравоохранения Франции является Министерство здравоохранения и социального обеспечения. Служба СМП была создана в 1947 г. Современная история неотложных транспортировок во Франции начинается с мая 1956 г. Экспериментальной лаборатории в Париже, руководимой проф. М. Сага, было поручено изучить и обосновать принципы транспортировки и лечения больных полиомиелитом с помощью передвижных бригад службы скорой помощи.

В соответствии с правительственными декретами была создана сеть служб СМП при крупных больницах. Передвижные службы скорой медицинской помощи - SAMU - были созданы в Монпелье, Тулузе, Амьене, Бордо, Лонжюмо. Техника стала более совершенной, появились службы реанимации. SAMU создаются как на уровне регионов страны, так и департаментов и носят соответственно название региональных и департа-ментских SAMU. Руководящая роль в организации SAMU принадлежит службе скорой помощи с центрами в Париже и главных городах департаментов. Каждая SAMU состоит из оперативной части (секретариат для приема вызовов, передвижные средства, вертолетная станция, дежурное помещение), помещений для приема больных и пострадавших, реанимационного отделения. SAMU располагает диспетчерской службой и мобильными реанимационными бригадами. Каждая SAMU имеет постоянный коммутатор, врача-диспетчера, санитарный персонал.

Различают две категории персонала службы СМП: мобильный персонал, участвующий в выезде, и стационарный персонал. К мобильному персоналу относятся шофер-санитар, медицинская сестра и врач-интерн. Стационарный персонал обслуживает телефонный коммутатор, отделение неотложной помощи, техническое отделение, которое занимается ремонтом автомобилей.

Для принятия решений по оказанию экстренной помощи и для последующей транспортировки больных из одной больницы в другую очень важной является медицинская координация, осуществляемая опытным врачом-диспетчером. SAMU находится в распоряжении всех служб, принимающих участие в организации скорой помощи: полиции, пожарно-саперной службы, врачей частного сектора, частных и общественных санитаров, участвующих в оказании медицинской помощи. Диспетчерская SAMU имеет прямую связь с полицией, бригадой саперов-пожарных, периферийными SAMU, со специализированными отделениями больниц.

Зачастую сигнал о происшествии поступает сначала в полицию. Ежегодно по поводу несчастных случаев на дорогах, стройках, пожаров и т. д. полиция производит 110000 выездов. Полиция постоянно находится в тесном взаимодействии с саперно-пожарной бригадой, которая специально оснащена для проведения таких опасных и трудных мероприятий, как извлечение пострадавших из поврежденных при авариях автомобилей, при пожарах, при авариях на стройках и т. д.

В настоящее время пожарные делают 3500-4000 выездов в год. Более конкретно деятельность SAMU заключается в следующем (на примере Парижа):

1. Прием медицинских вызовов. Вызовы принимаются по одной линии операторами и по двум линиям - врачами-диспетчерами. Один врач обеспечивает так называемое начальное регулирование (вызовы от частных лиц, городских врачей, полиции, пожарных, от других SAMU), второй врач обеспечивает вторичное регулирование (просьба о транспортировке между больницами и частными клиниками, оказание помощи по просьбе Министерства иностранных дел, авиакомпаний и т.д.). SAMU располагает радиосетью на разных частотах, что позволяет ей поддерживать связь с мобильными бригадами периферийных SAMU, с вертолетами, транспортными средствами.

2. Обработка вызовов.

3. Отправление по вызовам машин мобильной службы реанимации - SMUR, машин скорой помощи и/или саперно-пожарной бригады, а также осуществление координации их деятельности.

4. Информация о свободных койках, имеющихся в районе Парижа. Для этого в оперативном зале SAMU имеется специальное табло, которое позволяет в любой момент узнать о возможностях приема больных разными отделениями реанимации. Решение о госпитализации принимается в результате общего соглашения между вызывающим врачом, врачом-диспетчером и дежурным врачом специализированного отделения.

5. Информация, касающаяся вызовов и дальнейшей судьбы больных (сообщение лечащему врачу, ведение письменных и записанных на пленку досье, статистика).

6. Участие в организации экстренной помощи в департаменте в случае массовой катастрофы.

7. Организация медицинских советов практикующим врачам, информация о дежурных фармацевтических и медицинских службах.

8. Обеспечение постоянного обучения врачей, студентов, медицинских сестер, шоферов-санитаров и добровольцев методам оказания скорой помощи.

9. Информация населения о мерах профилактики и правилах поведения при катастрофах.

Примером организации SAMU может служить служба скорой помощи в г. Тулузе, созданная в больничном центре при отделении анестезиологии-реанимации. Служба располагает секретариатом с телефонной и радиотелефонной связью, 8 реанимационными койками и 20 диагностическими койками, кислородной палатой на несколько коек, машинами скорой помощи с медицинским оборудованием, на которых выезжают дежурные врачи-анестезиологи, а также специальной вертолетной площадкой. Имеется система передачи ЭКГ из машин для расшифровки в SAMU.

Ежегодно во Франции через службу скорой медицинской помощи проходят 1,5 млн. человек, что составляет 2,5% населения.

Для перевозки пострадавших и больных в стране используются 3 вида транспорта: машина скорой помощи, вертолеты и в некоторых случаях санитарные самолеты. Передвижные службы SMUR как для первичных, так и для вторичных транспортировок используют машины скорой помощи двух видов: легковесные автомобили и реанимационные машины. На транспортных средствах SMUR работают врачи, чаще анестезиологи, проходящие специализацию по анестезиологии-реанимации, и студенты-медики выпускного курса после прохождения специальной подготовки. Для перевозки пострадавших могут быть использованы машины пожарных бригад с необходимым набором медикаментов, полиции, машины санитарного транспорта частных компаний и муниципалитетов, в случае необходимости - транспортные средства периферийных SAMU.

Оборудование машин, предназначенных для оказания помощи тяжелобольным и пострадавшим, включает респиратор, кардиоскоп, дефибриллятор, устройство для оксигенации и аспирации, набор хирургических инструментов, внутривенные катетеры, зонды, растворы для инфузии, кислородный баллон. Оборудование укладывается в специальные чемоданы, разные по цвету: голубой - вентиляция, красный - циркуляция, зеленый - разное, оранжевый - педиатрия, что облегчает персоналу пользование оборудованием. Переносные комплекты оборудования имеют те же цвета.

Для перевозки пострадавших и больных широко используются вертолеты: это главным образом вертолеты типа Alouette-1 и Alouette-2, находящиеся в распоряжении легкой авиации наземной армии или в распоряжении жандармерии. В некоторых городах вертолеты базируются на территории неподалеку от больниц. Они используются на расстояния от 12 до 350 км, часто при автомобильных пробках на автомагистралях, при спасении утопающих. Вертолеты прибывают к месту происшествия в течение нескольких минут.

Авиация используется реже, обычно при вторичной санитарной межрегиональной и международной транспортировке на расстояние 1500—2000 км. Самолеты оснащены необходимым реанимационным оборудованием. SAMU Парижа имеет большой опыт санитарной эвакуации на самолетах. Авиация, согласно национальному плану, стала применяться с 1957 г. Типы самолетов Nord-262, Mystere-20, Falcon и др. Чаще всего это легкие двухмоторные самолеты.

Службы скорой медицинской помощи в некоторых городах Франции имеют специализированные машины для кардиологических больных. С помощью радиотелеметрической связи ведется передача ЭКГ из реанимобиля в отделение реанимации. Оборудование для сердечно-сосудистой реанимации включает - электрокардиоскопы, дефибрилляторы, стимуляторы. В большинстве случаев эти три аппарата объединены в компактную систему небольшого размера и массы. Менее распространено использование портативного электрического аппарата для вливаний, позволяющего проводить лечение медикаментами с постоянным введением. Метод особенно показан при транспортировке больных с инфарктом миокарда и блокадами сердца. Примером может служить оборудование машины SMUR в г. Монпелье: электрокардиоскоп, набор для измерения центрального венозного давления, кардиологический реаниматор. Специальное оборудование для фиксации больных и иммобилизации конечностей: вдавливающиеся матрацы, надувные шины, ремни с быстрым фиксированием. Прочее оборудование: инструменты для малой хирургии (плеврального дренирования, трахеотомии и т.д.), перевязочный материал, зонды, шприцы, набор медикаментов для врачей-анестезиологов.

Ургентная педиатрическая помощь требует специального оборудования для детей и новорожденных. Оборудование для педиатрической помощи в г. Монпелье собрано в одной транспортной и педиатрической машине реанимации и включает: монитор, контролирующий температуру, дыхание и сердечный ритм, электрокардиоскоп, автоматический педиатрический респиратор, кислородный подогреватель, позволяющий довести кислород до температуры 30-50° С (до 15 л в мин), специальный набор для педиатрической реанимации.

Великобритания. В развитых странах мира существуют различные модели организации службы экстренной медицины. Общим отличием их является то, что служба мобильной скорой помощи является преимущественно реанимационной и обслуживает только тех пациентов, которые нуждается в неотложной интенсивной помощи по жизненным показаниям. Необходимо отметить, что пациенты обслуживаются в случае наличия медицинской страховки. Пациенты, нуждающиеся в экстренной интенсивной помощи, обращаются либо к врачам общей практики, к которым они прикреплены территориально, либо самостоятельно в отделение экстренной помощи ближайшего госпиталя. При этом сортировка телефонных звонков в службу скорой помощи проводится на диспетч – этапе, когда диспетчер с соответствии с протокольными вопросами выясняет повод вызова, и если состояние пациента не является угрожающим для его жизни, то ему рекомендуется обратиться к врачам общего профиля на своем территориальном участке.

В другой модели организации основную роль в медицинском обеспечении экстренной медицинской помощи в очаге играют специальные мобильные бригады, состоящие из специально подготовленного среднего медперсонала, умеющего оказать весь необходимый объем неотложной помощи, включая реанимационный. Эти бригады могут входить в состав отдельных самостоятельных отрядов, а могут входить в состав отделений экстренной помощи при госпиталях. В обеих указанных моделях, характерных для большинства западных стран, оказание до госпитального этапа неотложной помощи проводится средним медперсоналом. В большинстве случаев первая догоспитальная помощь осуществляются парамедиками (спасателями, полицейскими, пожарными и т. д.), которые в обязательном порядке обучены основам оказания первой помощи пострадавшим.

В соответствии с законом “О Национальной службе здравоохранения”, вступившем в силу в 1948 г [25]. в Великобритании была создана государственная служба здравоохранения, которая и по настоящее время, применительно к развитым странам, является наиболее прогрессивной формой организации здравоохранения. На основании упомянутого закона на местные органы власти была возложена ответственность за бесплатное обеспечение населения услугами скорой помощи.

После проведения правительством Великобритании в 1974 г. реорганизации планирования, как в государственной службе здравоохранения в целом, так и в службе скорой помощи планирование стало осуществляться по территориальному принципу: центральное планирование и управление осуществляемое Департаментом здравоохранения и социального обеспечения; районное планирование и управление, осуществляемое районными органами здравоохранения; планирование на уровне графств, осуществляемое органами здравоохранения графств. Кроме того, в каждой провинции создаются группы планирования здравоохранения, в которые входят представители всех медицинских специальностей данной провинции, а также работники социального обеспечения и представители общественных организаций. Эти группы составляют текущие планы, которые должны соответствовать общей политике в области здравоохранения страны. В дальнейшем эти планы координируются на уровне графств, проверяются и дополняются на районном уровне, и далее представляются в Департамент здравоохранения и социального обеспечения.

В результате реорганизации лишь на территории Англии и Уэльса были созданы 53 службы скорой помощи, руководство которыми осуществляют органы здравоохранения провинций через главного администратора провинции по проблемам скорой помощи, подчиняющегося руководителю отдела здравоохранения провинции. Исключение составляет Лондонская служба скорой помощи, находящаяся в ведении районных органов здравоохранения. Так, ответственность за деятельность Лондонской службы скорой помощи возложена на администрацию 4 больниц района Темзы.

Лондонская служба скорой помощи действует по всей территории Большого Лондона; поездки машин скорой помощи не ограничиваются какими-либо административными границами. За пределами Лондона скорая помощь обеспечивается органами здраво-охранения графств, причем во главе всех этих органов стоит представитель районной службы скорой помощи.

Важным звеном в организации лечебно-профилактического обслуживания населения и оказания первой медицинской помощи пострадавшим и внезапно заболевшим является группа семейных врачей и врачей общей практики.

Характерной особенностью службы скорой помощи Великобритании является многопрофильный характер ее деятельности. Служба скорой помощи Великобритании обслуживает большое число “неэкстренных” пациентов (перевозка плановых больных), в то время как в большинстве других стран служба скорой помощи обслуживает только острые заболевания или несчастные случаи.

Система скорой помощи в Англии обслуживает около 20 млн. пациентов. По типу и срочности все случаи можно разделить на неотложные случаи, требующие немедленной помощи; срочные случаи, позволяющие некоторую отсрочку в обслуживании; запланированные перевозки.

Экстренная работа, являясь наиболее важной по своему значению, занимает незначительную часть всей деятельности службы (примерно 5%). Как правило, лишь в крупных городских службах имеются машины, предназначенные специально для экстренных вызовов. Так, Лондонская служба скорой помощи занимается в основном неотложными (экстренными) случаями. Две другие функции СМП осуществляются частично другими службами (транспортной службой, больничными транспортными службами, службой перевозок общества Красного Креста, добровольными службами перевозок).

Национальные стандарты предусматривают выезд машины на место происшествия в экстренном случае в течение 3 мин с момента вызова и прибытие на место происшествия в течение 7 мин.

Значительное место в деятельности служб скорой помощи занимают плановые перевозки. В медицински обоснованной транспортировке нуждаются больные, посещающие амбулаторные отделения, поликлиники и центры здоровья. Пациентов транспортируют обычно в машинах без носилок в сопровождении только шофера или шофера и ассистента. В некоторых случаях эти функции берет на себя служба транспортировки Британского общества Красного Креста состоящая из водителей-добровольцев. Вместе с тем сопровождение большинства подобных “плановых” больных, например в таких случаях, как прием, выписка и перевозка из одной больницы в другую, требует присутствия двух опытных работников медицинской службы.

Запросы на услуги транспортной службы скорой помощи принимаются от практикующего врача, медицинской сестры и зубного врача.

Персонал службы скорой помощи Великобритании составляют следующие работники:

— администратор районной службы скорой помощи;

— главный администратор метропольной службы скорой помощи;

— два руководителя службы скорой помощи;

— заместитель главного администратора районной службы скорой помощи;

— руководитель подразделения службы;

— заместитель руководителя подразделения службы;

— ответственный интендант;

— начальник станции скорой помощи;

— руководитель бригады скорой помощи.

Число лиц персонала в разных районах страны варьирует в зависимости от размеров службы скорой помощи.

Штат Лондонской службы скорой помощи подразделяется на две категории: сотрудники, занятые лишь экстренной работой, и те, кто занимается неэкстренной работой. Для выполнения экстренной работы необходимо пройти 12-недельную подготовку в специальном учебном подразделении службы. После прохождения теоретического и практического курсов и года практической работы на одной из станций скорой помощи кандидаты на должность держат экзамен, после которого получают специальное удостоверение Государственной службы здравоохранения, дающее право работать в системе службы скорой помощи.

До реорганизации Государственной службы здравоохранения существовало огромное число диспетчерских пунктов, распределявших все вызовы. Сейчас их число значительно сокращено так, что многие службы СМП в провинциях имеют лишь один центральный диспетчерский пункт, который непосредственно связан со станциями и машинами скорой помощи, и благодаря этому рационально распределяет все поступающие вызовы. Так, например, в распоряжении службы скорой помощи Лондона имеется центральная диспетчерская для оперативной рассылки машин скорой помощи по всей территории Большого Лондона. Номер вызова скорой помощи в Лондоне - 999. Звонок немедленно поступает к оператору, который, в свою очередь, соединяет вызывающего по прямому каналу с необходимой службой: бригадой скорой помощи, пожарной бригадой или полицией. В центральной диспетчерской имеется постоянная информация о местонахождении и степени готовности каждой машины скорой помощи.

Диспетчерские пункты оснащены современными телефонами, радиотелефонными системами и по возможности телексом и другой аппаратурой. Многие приборы на центральном диспетчерском пункте специально приспособлены для срочной передачи инструкций и сообщений. В центральной диспетчерской Лондона имеются системы моментальной передачи информации. Кроме того, в распоряжении центра имеется микрофильмированный указатель всех улиц в Лондоне, содержащий около 75 тыс. названий. При помощи этого указателя в течение нескольких секунд можно найти нужный адрес, установить ближайший путь до места происшествия и получить информацию о местонахождении четырех ближайших станций скорой помощи.

В Лондоне нет специального плана, делящего город на зоны, обслуживаемые какой-либо больницей. Персонал машин скорой помощи обязан доставлять пострадавших в одну из ближайших больниц, поэтому во многих случаях диспетчерская служба не располагает сведениями, в какую больницу отправилась машина скорой помощи, так как эти сведения поступают лишь после доставки больного или пострадавшего в больницу. Районные станции скорой помощи обычно группируются на основе типичных маршрутов машин скорой помощи, и специальная карта представляет 17 районов Лондона. Соответственно проблема обеспечения потребности в скорой помощи решается с учетом этого районного деления.

Помимо системы вызова по номеру 999, вызовы в центральную диспетчерскую поступают также от врачей из больниц и от других служб по телефону (полицейской, пожарной и соседних служб скорой помощи). Большинство вызовов относятся к происшествиям, требующим прибытия машины скорой помощи для оказания - медицинской помощи или транспортировки больных.

Диспетчерская служба организует контроль за скоростью оказания экстренной помощи. Обычно в экстренных случаях высылается ближайшая свободная машина скорой помощи. Для этого персонал диспетчерской службы должен хорошо знать расположение и наличие укомплектованных машин скорой помощи. Если на ближайшей от места происшествия станции нет наготове выездной бригады, то по радио вызывается машина скорой помощи со следующей станции. При этом действует принцип приоритетности: несчастные случаи имеют преимущество перед заболеваниями, акушерским случаям отдается предпочтение по сравнению с неотложными состояниями, допускающими отсрочку до 1 ч.

Другим аспектом деятельности диспетчерской службы является контроль за плановыми перевозками. Ежедневно по железным и автомобильным дорогам только в Большой Лондон и из него перевозятся около 120 плановых больных. В 4 районах Лондона существует 5 диспетчерских пунктов несрочных случаев. Кроме того, существует контрольная система внутренней зоны, организующая длительные перевозки, перевозки поездом (около 120 в день) и другие специальные перевозки наряду со сложными перевозками для лондонских учебных больниц и Центра по восстановлению функций конечностей, обслуживающего район Большого Лондона. Немаловажное значение в деятельности диспетчерской службы имеет также контроль за организацией помощи пострадавшим при массовых несчастных случаях.

При несчастном случае с массовыми жертвами сигнал тревоги получают весь контрольный пункт и ряд руководящих работников. В специальном помещении контрольного пункта начинает работу вспомогательная контрольная служба, созданная из числа лиц персонала контрольной службы, в то время как остальной персонал продолжает заниматься обычными вызовами. Вспомогательная контрольная служба использует канал связи неотложных случаев Лондонской службы скорой помощи, на который настраивают свои рации выехавшие на место происшествия машины. С первым потоком машин скорой помощи выезжает и машина неотложного контроля, в функции которой входит налаживание связи на месте происшествия с контрольными пожарными и полицейскими бригадами. Наряду со вспомогательной контрольной службой персонал машины неотложного контроля отвечает за организацию работы на месте. Совместными усилиями обеспечиваются мобилизация всех ресурсов и транспортировка пострадавших. В работу по спасению людей вовлекаются выбранные Лондонской службой скорой помощи больницы: одна - основная, принимающая пострадавших, другая - вспомогательная, вступающая в работу в случае необходимости. Существует единый больничный план, предписывающий одинаковые действия как в случае, когда больница выполняет основные функции в приеме пострадавших, так и при выполнении ею вспомогательных функций. Поэтому для координации деятельности больниц на место происшествия направляется представитель контрольной службы. Одна больница может принять около 50 пострадавших.

Транспортная служба является важной составляющей в эффективной работе службы скорой помощи. Ежедневно машины скорой помощи только в Лондоне обслуживают 1500 экстренных вызовов. Кроме того, осуществляется около 9 тыс. поездок неэкстренного характера. Обычно только 1 из 12 экстренных случаев является дорожным происшествием, остальные вызовы — роды, несчастные случаи на производстве, бытовые травмы и острые заболевания. Все виды обслуживания бригады скорой помощи оказывают бесплатно.

Основная машина скорой помощи, используемая в настоящее время в Великобритании, представляет собой вариант автомобиля “Bedford CF” стоимостью 17500 долл. Большинство машин скорой помощи снабжено 2 носилками, дающими возможность транспортировать двух лежачих больных и одного сидячего больного. Некоторые машины скорой помощи оборудованы подвесными койками-носилками, которые не причиняют беспокойства больному при движении автомобиля.

Разработан национальный стандарт, в соответствии с которым оборудованы все машины, занимающиеся экстренной помощью. Обязательным для машины скорой помощи является наличие кислорода, болеутоляющих средств и реанимационного оборудования. В каждой машине скорой помощи имеется более 100 предметов необходимого оборудования. Из 1000 машин, находящихся в распоряжении Лондонской службы скорой помощи, 380 представляют собой полностью оборудованные машины скорой помощи, 590 - автомашины для транспортировки нетяжелых больных, остальные — контрольные экстренные машины.

Транспортировку больных осуществляют также шестиместные мини-автобусы. Для перевозки на большие расстояния больных, не подлежащих по каким-либо причинам транспортировке по железной дороге, используются также небольшие машины типа фургонов, вертолеты и автомобили с полуоткидными сиденьями.

Для оказания специализированной кардиологической скорой медицинской помощи в Великобритании созданы выездные специализированные бригады, оказывающие помощь на догоспитальном этапе. Примером могут служить передвижные кардиологические бригады городов Брайтона и Ноттингема. Передвижная кардиологическая служба Брайтона создана на базе скорой помощи и обслуживает 300 тыс. человек. Органы здравоохранения города выделили 3 линейные машины скорой помощи и оборудовали их для нужд кардиологической службы. Персонал службы состоит из 25 человек, прошедших специальную подготовку по оказанию помощи “коронарным” больным. В течение дня три полностью укомплектованные машины всегда готовы к выезду, по ночам и в выходные дни — две. Машины службы выезжают по возможности на все экстренные кардиологические вызовы, требующие проведения реанимационных мероприятий. Служба создана в 1971 г. Подобным же образом организована служба в Ноттингеме. Население, обслуживаемое выездной бригадой, составляет 350 тыс. человек, обслуживаемая территория — 50 кв. миль. Машина выездной кардиологической бригады оснащена голубыми вспышками и звуковым сигналом, имеет прямую и обратную связь с диспетчерским контрольным пунктом, снабжена портативным оборудованием: монитором, дефибриллятором, электрокардиографом, портативным аппаратом для инфузий, реанимационным прибором и набором медикаментов, необходимых в экстренных случаях. Бригада укомплектована врачом-резидентом и медицинской сестрой, причем каждый из них должен уметь управлять машиной. Вызвать кардиологическую бригаду могут общепрактикующие врачи, полиция, работники системы скорой помощи и медицинские сестры.

Помимо передвижных кардиологических служб в Великобритании существуют передвижные службы реанимации, работу которых можно рассмотреть на примере городской передвижной службы реанимации, созданной при районной больнице общего типа, расположенной к северо-востоку от г. Бристоля. Основными целями службы являются обеспечение всесторонней квалифицированной помощи всем больным, нуждающимся в реанимации, независимо от заболевания или рода травмы, и обучение персонала машин скорой помощи как основным, так и усложненным методам реанимации.

По всей территории Великобритании число специализированных передвижных служб ограничено. Большинство этих служб занимаются в основном оказанием помощи кардиологическим больным или пострадавшим в результате несчастного случаи.

В настоящее время обсуждается вопрос о целесообразности создания передвижных реанимационных бригад общего профиля. Изучение характера работы специализированной “летучей бригады”, оказывающей все виды помощи, включая реанимационную, показало, что функционирование подобной бригады экономически обоснованно.

Соединенные Штаты Америки. Основным федеральным органом, ведающим вопросами здравоохранения, является Министерство здравоохранения, образования и социального обеспечения, которому подчинены отделы здравоохранения штатов.

Фонды или субсидии на развитие СМП выделяются федеральным правительством, правительствами штатов и частными организациями, что привело в последние годы к созданию региональных систем СМП в стране.

В некоторых штатах существуют законы о взимании налогов с имущества в целях финансовой поддержки служб СМП, в других (штат Пенсильвания) - полис по страхованию автомобилей включает стоимость служб СМП, а стоимость частной службы скорой помощи в штате Луизиана полностью покрывается семейными подписками и платой больных, установленной и одобренной властями округов, входящих в штат.

Службой скорой помощи взимается с пациентов плата за километраж при транспортировке и добавочная плата за медицинское обслуживание. Высокая стоимость медицинских услуг существенно ограничивает доступность медицинской помощи, а системы добровольного страхования по болезни, участие в которых стоит довольно дорого, не решают проблемы.

В 1973 г. правительством США был принят закон об организации в стране СМП в национальном масштабе с ежегодным ассигнованием на эти цели Министерству здравоохранения, образования и социального обеспечения 200 млн. долл. После этого в 47 штатах были созданы системы СМП. Более трети из 300 районов, на которые была разделена страна, имеют центральную диспетчерскую и, по крайней мере, одну больницу с круглосуточным дежурством врача и оборудованными машинами СМП. В 40 из этих районов имеется возможность оказания квалифицированной помощи на догоспитальном этапе.

Служба оказания скорой помощи в США базируется на амбулаторных и госпитальных учреждениях. В настоящее время в США существует свыше 27 500 амбулаторий, в которых работают свыше 280 тыс. так называемых техников по оказанию СМП (свыше 20 тыс. из них не имеют специального медицинского образования, а прошли лишь курс парамедицинской подготовки).

Функции оказания скорой помощи населению на догоспитальном этапе могут выполнять, например, полицейская или пожарная службы, добровольная служба транспорта скорой помощи.

Во многих случаях служба скорой помощи находится в ведении полицейского департамента; патрульные машины и персонал используются как для оказания скорой помощи, так и для выполнения полицейских обязанностей. В 60 крупных городах страны быстрая перевозка нуждающихся в оказании скорой помощи производится полицией. Патрульную машину обычно легче вызвать, чем автомобиль скорой помощи, независимо от причины вызова. Полицейские устанавливают необходимость вызова автомобиля скорой помощи, разрешают необходимую скорость движения и использование сирены. Таким образом, очень часто скорую помощь на месте происшествия и при транспортировке оказывают полицейские, пожарные, шоферы санитарных машин и их помощники.

Наряду с системой вызова машины скорой помощи с малоквалифицированным персоналом в большинстве городов США существует система вызова врача для оказания СМП. Эту помощь организуют окружные медицинские общества. Врачи, сотрудничающие на добровольных началах, оказывают СМП в порядке очередности.

Отделения неотложной помощи в США не имеют такого оснащения, которое необходимо для оказания медицинской помощи в полном объеме. Если больной находится в критическом состоянии, его отправляют в соответствующее отделение больницы. Больным с менее серьезными заболеваниями после оказания им неотложной помощи может повторно потребоваться совет врача, в таких случаях их направляют в амбулаторные отделения больницы или к частному врачу. Таким образом, главной целью работы отделений скорой помощи является не лечение больных, а распределение их в медицинские учреждения. В отдельных больницах, на базе которых работают отделения неотложной помощи, имеются палаты кратковременного (в течение 18— 72 ч) пребывания, куда можно направить пациента после оказания неотложной помощи.

При обследовании потока больных отделений СМП было установлено, что контингент данных отделений, как правило, составляют больные, находящиеся под наблюдением лечащего врача по месту жительства. Наибольшая нагрузка в этих отделениях приходится на дневные часы. Более того, посещение больными отделений скорой помощи осуществляется не вместе, а наравне с посещением ими своего лечащего врача. Одной из причин этого является то, что сами лечащие врачи часто направляют своих пациентов в отделение скорой помощи (не в экстренных случаях), а затем больные завершают лечение у лечащего врача.

Использование служб скорой и неотложной помощи зависит не только от числа и характера неотложных состояний, но и от стоимости и наличия других возможностей транспортировки и оказания срочной медицинской помощи. Нагрузка отделений скорой помощи может возрастать за счет пациентов, лечащий врач которых по тем или иным причинам не смог их принять, а также за счет пациентов, которые не в состоянии оплатить вызов лечащего врача, что особенно характерно для малоимущей части городского населения.

Машины комплектуются персоналом с парамедицинским образованием- (ЕМТ-1 и ЕМТ-2), прошедшим специальный курс обучения. Разработано несколько программ, рассчитанных на 280—1000 ч обучения.

Разработка специальной программы обучения персонала спасательной службы послужила началом подготовки медицинского технического персонала службы скорой помощи (ЕМТ). Был рекомендован 82-часовой курс обучения с целью повышения квалификации в оказании помощи при травмах. Основной же задачей оставалась срочная доставка больного в ближайшую больницу. Персонал спасательной службы обучали по программе ЕМТ с дальнейшим прохождением курса повышенной сложности, включающий внутривенное введение лекарств и выведение пострадавших из электрошока. Затем, как подтвердила практика, обученные таким образом бригады уже не нуждались в непосредственном руководстве врача.

Обучение персонала по всей территории США производит организация EMSA (Ассоциация служб скорой медицинской помощи), разработавшая 20-часовой курс повышения квалификации. Министерство здравоохранения США установило необходимость прохождения курса повышения квалификации для персонала машин скорой помощи каждые два года. Полицейские и пожарные проходят курс повышения квалификации каждые три года. Разработаны также программы по обучению медицинских сестер и помощников врачей отделений СМП.

Медицинское обучение включает несколько программ: от ЕМТ-1 до “Oregon EMT-4 paramedic” (примерно 1200 ч). Руководят обучением специалисты, окончившие парамедицинское отделение медицинской школы при университете штата Орегон. Все медицинское обучение координируется персоналом корпорации медицинских служб.

Во многих больницах нередко должность врача скорой помощи занимают специалисты, перешедшие в эту службу из других областей медицины.

В 1970 г. в США и Канаде были разработаны 32 программы подготовки специалистов по оказанию неотложной помощи. Были учреждены два профессиональных общества и американский совет по неотложной медицинской помощи.

Курс неотложной медицинской помощи обеспечивает подготовку врачей по этой специальности и другим клиническим профилям (терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология, психиатрия). Первый год специализация включает подготовку в области диагностики заболеваний и состояний, требующих неотложной помощи. Врач работает по полгода в отделении неотложной помощи и в других отделениях. На втором году обучения он совершенствует свои знания в одной из областей неотложной медицинской помощи, на третьем — работает в качестве старшего врача в отделении интенсивной терапии и в других клинических отделениях. Повышение квалификации врачей по специальности СМП осуществляется на специальных курсах.

В последнее время машины СМП стали использоваться не только для транспортировки пациентов, но и для оказания помощи на месте происшествия и во время транспортировки в больницу. Изменение цели привело к новому подходу в выборе автомобиля СМП, Многоместные автомобили фургонного типа и лимузины уступили место более крупным специальным машинам. В настоящее время федеральным правительством рекомендуются три основных типа машин: увеличенный автофургон, модулярный тип, комбинированный тип, состоящий из автофургона и кабины. Автомобиль последнего типа обеспечивает сообщение между отделением для больного и кабиной, он более просторен, имеет больше места для проведения основных процедур по поддержанию жизни больного, таких, как сердечно-легочная реанимация. Во многих машинах скорой помощи имеются легкие спасательные инструменты, необходимые при уличных катастрофах, а также ряд ортопедических носилок. Есть также и другое оборудование как, например, набор акушерских инструментов и специальные портативные аппараты для отсасывания и нагнетания кислорода в экстренных случаях.

В штате Орегон связь между службами скорой помощи осуществляется через центральную диспетчерскую. Радиосистема объединяет службы санитарного транспорта, больницы, пожарные управления, управления полиции и ряд других окружных общественных организаций системы здравоохранения и безопасности. В случае необходимости диспетчер может подсоединить к радиосистеме диспетчеров полицейских и пожарных служб, давая им возможность переговоров непосредственно с медицинским персоналом на месте происшествия. Диспетчер поддерживает контакт с тремя другими службами санитарного транспорта округа и шестью больницами через основные станции на двух радиочастотах; третья частота служит для обратной связи. Все телефонные и радиопередачи, поступающие в центр или исходящие из центра, регистрируются восьмиканальным записывающим устройством. Номер диспетчерской представляет собой семизначное число. Однако, если абонент вызывает по телефону местную полицию или пожарную службу в целях оказания медицинской помощи, то вызов быстро передается по радио в центральную диспетчерскую. Каждая машина СМП оснащена системой “Motorda Systems 90, которая позволяет персоналу машины иметь связь с больницей или главной станцией скорой помощи в округе путем нажатия кнопки на пульте связи [64].

В 1974 г. в США была введена в действие вертолетная служба — “Medlvac 1”. Используются два вертолета типа “Bell Jet Ranger 206B”, на борту которых могут находиться двое больных на носилках, один парамедик и пилот. Вторая модель вертолета “Bell Jet LorTg Ranger 206” дает возможность сопровождать перевозку больного двум парамедикам.

Воздушный санитарный транспорт в стране перевозит ежегодно более 15000 больных в критическом состоянии или пострадавших.

Доставка больных на вертолетах по сравнению с доставкой на машинах скорой помощи имеет следующие основные преимущества: 1) быстрота обслуживания; 2) возможность обслуживания «труднодоступных» районов; 3) более безопасная транспортировка больных при некоторых видах травм.

Таким образом обзор литературы по истории развития скорой помощи в зарубежных странах показывает, что в каждой стране имеется своя история и специфика организации скорой помощи. Каждая из зарубежных стран имеет свой преимущества и недостатки структуры и организации экстренной скорой медицинской помощи. Однако их всех объединяет одно - оказание быстрой и своевременной специализированный медицинской помощи пострадавшим.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Доверяете ли вы вакцинам от COVID-19?

Да, доверяю всем вакцинам
Да, доверяю, но только отечественным вакцинам
Да, доверяю, но только зарубежным вакцинам
Не доверяю всем вакцинам
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

.

.


MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.