Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 Глава 2. Философские категории в традиционной китайской медицине

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Традиционная китайская медицина. Медицина систем. Книга 1. / Глава 2. Философские категории в традиционной китайской медицине
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Cлов в этом тексте - 1534; прочтений - 4873
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

Глава 2. Философские категории в традиционной китайской медицине

     При изучении традиционной китайской медицины или системной медицины нам следует определиться с несколькими терминами и понятиями. Это, прежде всего принцип перемен или просто перемены, система пяти элементов: дерево, огонь, земля, металл и вода, это принцип инь - ян, а также термин ци.
     Принцип перемен означает изменчивость, динамичность, непостоянство окружающего нас мира. Перемены предполагают, что все существующее, и мы сами находимся в непрерывном процессе преобразований, остановка невозможна, кажущееся отсутствие движения лишь иллюзия, возникающая в нашем сознании. Принцип перемен касается как живых, так и неживых объектов. Впрочем, граница между живыми и неживыми объектами в природе весьма условна и трудно определима.
     Пять элементов есть система взаимоотношений пяти категорий, называемых в наше время иначе, что не меняет сути ни самих элементов-категорий, ни их взаимоотношений. В Древнем Китае составляющие нашего мира обозначили как дерево, огонь, земля, металл и вода. Сейчас те же самые вещи мы называем энергией, материей, временем, информацией и пространством. Подчеркнем именно составляющие всех вещей и природных явлений. Это означает, что определяемые сущности в единстве своем и составляют окружающий нас мир, но не значит, что все состоит из материи, времени, пространства, информации и энергии. Говоря иначе, все существующее состоит из ци, а последняя и является единством таких разностей как материя, пространство, энергия, информация и время.
     В европейских умопостроениях нет термина аналогичного древнекитайскому ци, поэтому в переводах ци отождествляется с энергией, что неверно. Наиболее уверенно слово ци в русском языке можно сопоставить с термином бытие. Что значит однородная недифференцируемая сущность, первооснова, (зачастую нагруженная религиозными условностями). (Впрочем, до бытия существовало не бытие, а до явления ци, согласно "Дао дэ цзин", существовало дао. Но мы не будем углубляться в анализ текста "Дао дэ цзин", это тема другой работы).
     Для того чтобы осознать значение и сущность явлений, укрывающихся в термине ци и его образующих элементов необходимо ясно представить, что ни одни из элементов не может существовать отдельно, независимо от других. Терминологическое вычленение отдельных составляющих ци допустимо исключительно в нашем сознании для понимания, некоторой детализации процессов протекающих в исследуемой системе. В реальности ни один из элементов сам по себе не существует, а является только характеристикой общего, единого процесса перемен в окружающей нас природе и в нас самих, разумеется. Мы допускаем присутствие в нашем мире элементов, то есть, информации, энергии, пространства, времени и материи, мы озвучиваем эти термины, мы пытаемся "мыслить" их, но не в состоянии ясно их осознать и дать четкие определения этим составляющим бытия. И причина в том, что, во-первых, по отдельности эти категории не существуют, и сознание наше напрасно устремляется к ясному представлению о них. Вещи и явления, не имеющие четких критериев и границ, не имеют и ясных, однозначных определений.
     А во-вторых, организм наш и сознание, как его продолжение, устроены из ци, на тех же принципах и правилах, из тех же составляющих ци элементов, но много сложнее, нежели первоосновы всего сущего, то есть, сами элементы образующие ци. Поэтому сколько бы ни пыжился наш разум, ясных бесспорных определений элементам он дать не может. Но это не означает, что мы не должны предложить некоторых формулировок для категорий материя, энергия, информация, время и пространство, можем и сделаем, но оговорка необходима, чтобы не вводить в искушение заблуждений и самих себя, исследующих тему, и принципиальных скептиков и критиков. А определения нам понадобится, без них, пусть и несовершенных, разобраться в предмете невозможно. (Впрочем, это будут даже не определения по сути, а некоторые характеристики элементов).
    Принцип инь - ян есть тенденции в переменах, в преобразованиях любой вещи, явлении, ситуации. Если существуют какие либо перемены, преобразования, они непременно имеют как минимум противоположные направления. Скорость перемен в любой вещи - явлении может увеличиваться (тенденция ян) или уменьшаться (тенденция инь). Порядка в любой системе - вещи может быть больше, система организуется (тенденция инь) или меньше - нарастает хаос (тенденция ян). Мощность процесса может нарастать (тенденция ян) или наоборот уменьшаться (тенденция инь). Форма может быть более симметричной, "правильной" (тенденция инь), либо наоборот менее совершенной (тенденция ян). Материя, как составляющая вещи может быть "легкой", разреженной (тенденция ян), либо уплотнятся (тенденция инь).
     Термины, характеризующие преобразования, весьма условны и несовершенны и причина в том, что категории, для определения которых они и предназначены, сами по себе условны.
     Скорость перемен есть время. То самое время, которое мы ежедневно и многократно упоминаем, правда, принимаем его как величину постоянную, как будто простирающуюся из прошлого в будущее. Но в исследуемой системе и в реальности это именно скорость преобразования вещей, явлений, ситуаций и эта скорость не является однозначно постоянной, это переменная категория, как и все иные, исследуемые субстанции. Скорость перемен системы в целом и в отдельных ее составляющих может либо нарастать, что является тенденцией ян или ян-процессом, либо наоборот замедляется, что следует обозначать, как инь-процесс или инь тенденцию.
     Наше сознание привыкло воспринимать категорию время, как некий постоянный счетчик, разкалиброванный в секундах, минутах, часах, сутках, годах, веках и тысячелетиях. Хотя известно, что основа нашего "счетчика", период обращения планеты Земля вокруг звезды Солнца, ни есть величина постоянная. Оттого год наш различен по продолжительности и приобретает периодически дополнительный февральский день, а цивилизации изредка вынуждены менять календарную систему. И неизвестно доподлинно, с какой скоростью вращалась наша планета, скажем десять тысяч лет назад? А миллион лет? С исторической точки зрения, погрешность не имеет большого значения, но для восприятия философского, время как непостоянная скорость перемен - принцип основополагающий. (Кстати, исследователи минувших цивилизаций нередко указывают на небольшие погрешности древних народов в измерении продолжительности года или определении сторон света, мол, молодцы предки, почти точны, самую малость ошиблись, на пару минут или градусов. И почему то не допускается мысль, что в прошлом продолжительность года могла быть чуть-чуть не такой как сегодня, а полюса планеты нашей в прошлом могли не совпадать с нынешнем положением. Но это к слову).
     Порядок в организме или системе есть последовательность преобразований, можно сказать, последовательность последовательностей или просто ритм. Порядок, ритм перемен может быть условно простым, скажем от "0" к "1", или от "+" к "-" или более "сложным", многообразным, разночастотным, то есть другим, но он непременно присутствует в системе, организме. Ритмы в системе, организме могут видоизменяться, давать сбой, нарушатся, "усложнятся", "упрощаться", в общем всевозможным образом преобразовываться. Если частотные характеристики, ритмы имеют тенденцию к единообразию, односложности, можно говорить об инь тенденции в системе, если наоборот, частотные преобразования являют все большее и большее разнообразие, многосложность, принято говорить о нарастании ян тенденции в системе.
     Перемены ритма в организме или его части выражаются как преобразование в двоичной системе счисления аналогично кодировке информации в современном компьютере.
     Можно сказать, что информация - есть ритм, порядок, логика процесса, преобразований или перемен.
     Перемены с различной скоростью и разнообразной частотой осуществляются где-то, и процесс имеет не только скорость и ритм, но и форму, направление, то есть, пространственное выражение. Форма вещей также категория переменная. Если вещь или система-программа выражающие некое пространство изменяется, резко искривляется сверх допустимого наблюдаем тенденцию ян. Если преобразование формы вещи, программы протекают плавно, не вызывая "напряжения" в системе наблюдаем тенденцию инь.
     Форма есть пространственное выражение перемен.
     Преобразование формы, пожалуй, самое сложное для восприятия сознанием. (По крайней мере, сознанием автора). Перемены формы это и вектор, направление. Это и симметрия системы, можно сказать количество симметрии, если такой оборот допустим. Это и резкость, быстрота, с которой форма вещи, системы изменяются. Изменения формы - пространства, порядка - ритма - информации, времени - скорости неизбежно связано с переменами в энергетическом потенциале системы. Если энергия "таящаяся" в явлении, вещи, ситуации начинает активно проявлять себя, имеем тенденцию ян, если энергия, сила, мощность процесса слабеет или потенцируется, аккумулируется, наблюдаем тенденцию инь.
     Энергия - сила, мощность перемен.

     И последнее свойство ци. Материя есть мера перемен предыдущих четырех категорий. Иными словами, перемены сверх должного (в четырех качествах) неизбежно приводят к разрушения системы или превращение ее в иную вещь, иную систему.
     Материальная составляющая окружающей нас действительности более заметна, нежели остальные ее качества, но лишь потому, что она является мерой преобразований, более "осязаемым" для человека качеством природы. Да и человек есть частичка общего процесса и, кстати, чувственный орган осязание, как раз соответствует в алгоритме взаимоотношений свойств ци именно качеству мера.

Привнесем в таблицу №1 необходимые дополнения и рассмотрим таблицу №2.

Таблица №2.

Дерево Огонь Земля Металл Вода
Энергия Материя Время Информация Пространство
Мощность Мера Скорость Ритм Форма
Печень Сердце Селезенка Легкие Почки
Желчный Тонкая Желудок Толстая Мочевой
пузырь кишка кишка пузырь
Связки Мышцы Подкожная Кожа Кости
клетчатка
Зрение Осязание Вкус Обоняние Слух

     Таблица №2 демонстрирует нам, как туманные философские категории могут использоваться в практическом, утилитарном значении.
     Еще раз отметим условность и некоторую неопределенность философических терминов, но что делать, они есть лишь составляющие и несуразно вычленяются из общего и целого исключительно нашим сознанием.
     Итак, весь мир и мы, его познающие, состоят из ци, которую составляют пять элементов в современной терминологии материя, время, информация, пространство и энергия. Элементы преобразуются безостановочно: то с тенденцией инь, то с тенденцией ян. Таким образом, все объекты, образуемые из ци, также изменяются либо с тенденцией ян, либо инь. Разумеется, малейшие перемены в одной из составляющих ци, обязательно влекут за собой соответствующие перемены и в иных категориях, соответственно алгоритму, который мы рассмотрим ниже. А пока, необходимо уяснить, что за изменение в скорости обменных процессов в организме отвечают органы или системы или программы селезенки - поджелудочной железы и желудка. За ритм отвечают системы легкие - толстая кишка. За форму перемен ответственны почки - мочевой пузырь. Энергетический потенциал контролируют программы печени и желчного пузыря. А за меру всех процессов отвечает сердце с помощником - тонкой кишкой.
     Разобравшись с основными категориями традиционной китайской медицины, а точнее медицине систем, есть возможность рассмотреть деятельность каждой программы более детально. Но пока продолжим исследование структуры медицины систем.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Какую сумму Вы лично потратили на платные медицинские услуги за последние 12 месяцев (помимо расходов, покрытых полисами медицинского страхования)?

Менее 6000 рублей (менее 100 USD)
От 6000 до 9000 рублей (100-150 USD)
От 9000 до 13000 рублей (150-200 USD)
От 13000 до 16000 рублей (200-250 USD)
От 16000 до 21000 рублей (250-300 USD)
Более 21000 рублей (более 300 USD)
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.