Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Современные теории о сознании
Существует множество теорий сознания. Сторонники каждой из теорий приводят
аргументы в пользу той или иной из них [60], но ни одна из них не
может претендовать на универсальность, охватывающую все стороны этого явления,
но в каждой из этих теорий есть стороны, присущие сознанию.
Дуализм – это теория о том, что существует две и только две разновидности
субстанций: сознание и физические объекты.
Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что
человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании
всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом,
несводимо к физическому миру.
Его достоинство в том, что он различает эти субстанции, сознание и физические
объекты, которые мы называем реальностью, хотя и сомневается в существовании
одной из них
Недостаток дуализма в том, что он все же не отвечает на вопрос, что
представляет из себя сознание, и противоречит тезису единства науки, понимаемому
как физикализм. Но главное его противоречие в том, что если это мыслящая
субстанция, то уже нет предмета для сомнения, потому что
субстанция может существовать только в физическом мире и не является мыслью. Для
Рене Декарта Я и сознание были одно и тоже.
Логический бихевиоризм есть теория о том, что быть в психическом
состоянии означает либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию
к такому поведению.
Но он не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и
соотношения сознания и тела. И, кроме того, не определено, что такое
«поведение». Кроме того, если что-то находится в каком-то состоянии,
то нужно различать это что-то и это состояние. Бихевиоризм
различает состояние (психическое), но не выделяет Я в отдельную сущность.
Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания.
Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их
восприятия (Джордж Беркли, "быть — значит быть воспринимаемым"). Крайним
проявлением идеализма является солипсизм, для которого существует только
сознание, причем только в единственном числе. И опять идеализм не различает Я и
сознание как отдельные сущности.
Материализм – это теория о том, что если нечто существует, то оно имеет
физический характер. Сознание – это свойство мозга. Материалисты критикуют как
дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не
является сознанием, но внутренней физической причиной сознания.
Для материалистов нет Я как отдельной сущности, для них Я и сознание – это
одно и то же.
Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое
суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути
не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому,
отвергает и дуализм, и идеализм и материализм как представления о том, что
существует психическая или физическая субстанции.
Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания
содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого
содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого
мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных
вкраплений, и обосновать, таким образом, все остальные науки, как основанные на
мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии
является интенциональность – свойство человеческого сознания: быть
направленным на некоторый объект.
Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является
свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не
менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой
нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как
свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атома водорода
и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом,
который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими.
Как видим, согласно этим определениям, сознание – это:
субстанция (дуализм),
состояние психическое (логический бихевиоризм),
без материального носителя и первично (идеализм),
производное материи и носит физический характер (материализм),
третья реальность, а не физическая и не психическая (двухаспектная
теория),
интенциональность (феноменология) и
свойство материи (эмерджентная теория).
Одно исключает другое, но общим для всех является только одно:
сознание тем или иным образом отражает окружающую реальность. И при этом ни одна
из теорий не различает Я и сознание как две отдельные сущности, как два явления.
Для них Я и сознание – это одно и то же.
Существует множество определений сознания. «...Сознание
—
это [60]:
восприятие индивидуумом самого себя.
способность идеального воспроизведения действительности (БСЭ)
способность к рефлексии
центр обработки информации и принятия решений (психософия)...»
Можно привести еще множество подобного рода определений, и, как видим, у них
всех есть два общих качества:
они все говорят о том, что сознание – это отражение внешней реальности в
сознании, которое можно назвать одним общим словом «рефлексия» и
они признают право иметь сознание только у человека.
Но только ли человек имеет право на сознание? Оно же не появилось сразу и
вдруг и только у человека? Что-то должно было ему предшествовать у систем низших
миров?
Человек живет в условиях окружающей реальности, а его организм – это тоже
реальность, но только внутренняя (реальность внутри системы, которая
определяется взаимодействием ее частей), в отличие от окружающей реальности (вне
системы, которая определяется взаимодействием систем вне данной системы).
Рефлексия – это отражение этих реальностей. Чтобы понять, что такое сознание, мы
должны рассмотреть все, что его определяет: внутреннюю и окружающую
реальности, ее восприятие, оценка и Я
(Эго). Попытки определить понятие сознания будут бесполезными и пустыми без
понимания, чем является реальность и ее атрибуты (пространство,
время и материя) и что значит «действие оценки».
Поэтому мы последовательно рассмотрим все эти понятия: реальность,
индивидуум (Я, Эго, субъект, личность), восприятие
реальности и оценку реальностей и попытаемся понять, что это
значит и каким образом можно воспринимать реальность и оценивать ее.
Поскольку в Мире есть четыре подмира систем (миры минеральный, растительный,
животный и человека), а сознание является атрибутом не всех систем, мы
попытаемся понять, начиная с какого мира у систем есть Я и сознание, какова их
роль и чем это определяется.
Слово СО-ЗНАНИЕ состоит из двух слов: со- и знание
– знание вместе или параллельно с кем-то. Отсюда: сознание не
сущность, а действие сущности – знание нашего Я совместно с кем-то или
чем-то (с Миром). Вот с этого и будем исходить. Есть Мир, который
существует сам по себе и есть еще субъект (Я), который знает о
том, что Мир существует и даже знает какие-то частности о нем. При этом Миром
является все то, привносит ощущения в субъект (в Я). Следовательно, даже тело
субъекта, включая его мозг является Миром. А субъекту остается только сознание.
Обычно мы не делаем различий между понятиями Мир и Вселенная. Но, вероятно,
различие все же есть. Мир – это абсолютно все сущее. Если Вселенная включает в
себя все сущее, тогда Мир и Вселенная – тождественные понятия. Но если Вселенная
произошла из хаоса, то Мир включает в себя нашу Вселенную, другие вселенные,
если они существуют, и хаос, если он существует. Мы же существуем в нашей
Вселенной. Следовательно, вокруг нас существует объективная окружающая
реальность, которой являются объекты только нашей Вселенной и их действия.
Объектами Вселенной являются только системы и результаты их
действий. Наше тело также является обычной системой, но с очень высокой степенью
организации и оно является объективной внутренней реальностью. Неясно, чем
является сознание: то ли оно является чем-то вроде производного от каких-либо
частей тела (частей системы), или оно является чем-то не материальным, но
использующим тело как материальный носитель. Чтобы ответить на этот вопрос
прежде всего рассмотрим, чем являются системы. Но сначала дадим несколько
определений, которые помогут яснее понять предлагаемый материал.