Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 §3. Понятие об индивидууме, субъекте, личности и свободе воли

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Сознание, материя и реальность / §3. Понятие об индивидууме, субъекте, личности и свободе воли
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 3672; прочтений - 2325
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

§3. Понятие об индивидууме, субъекте, личности и свободе воли

Мы ощущаем, что есть наше Я и есть окружающий мир. Окружающий мир – это то, что не является Я и/или нашим сознанием, но взаимодействует с ним. Все что находится в окружающем мире мы называем материей, которая состоит из отдельных частностей (материальных объектов, систем и пр.), которые находятся в пространстве, существуют во времени и это дает им возможность действовать. Это существование материи мы называем реальностью.

Если пройтись по всем работам, описанным в научной литературе и посвященным Я, то общим будет только один вывод: у Я есть свобода выбора. Но выбора чего? Если мы связаны слишком жесткими и слишком многочисленными рамками нашего поведения, которые продиктованы различными законами – физическими, социальными, нравственными и прочими, которые можно объединить общим названием – законами природы, то непонятно, о какой свободе идет речь.

«...Свобода — способность человека поступать в соответствии со своими желаниями, интересами и целями на основе знания объективной действительности [35]...».

Красиво сказано. Но это не осуществимо, потому что в любом, даже самом демократическом человеческом обществе правят законы, которые ограничивают свободу. Любые законы, не только общественные, но и физические, биологические и прочие не просто ограничивают свободу, но и предписывают как и в каких условиях нужно действать. А предписывание действий и есть задание цели извне (вторая аксиома ОТС [8, 9]). Поэтому и у человека, как и у любой другой системы, есть цель, которая задана извне. Поэтому сама система не может задать себе цель-задание, потому что законы, предписывающие ей действия, задаются извне, хотя она может ставить цели-задания только перед своими подсистемами, трансформируя свою цель-стремление в ряд подцелей-заданий для своих подсистем (третья аксиома ОТС – иерархия целей [8, 9]), используя иерархию законов.

И у человека, как у системы, похоже, вообще нет никакой свободы выбора цели, потому что:

  • его желания, как и у любой системы – это цели-стремления, которые происходят из целей-заданий, которые ему заданы извне [8, 9],
  • его интересы – это постоянное осуществление его целей-стремлений, которые происходят из целей-заданий,
  • все его действия направлены на удовлетворение его желаний, которые являются его целями-стремлениями, которые происходят из целей-заданий, которые ему заданы извне,
  • все его действия могут осуществляться только в соответствии с законами природы, которые не подчиняются ему и
  • объективная действительность также вообще не подчиняется ему, а даже наоборот, противодействует ему.
  • У большинства людей второй постулат ОТС вызывает его внутреннее неприятие, потому что он посягает на свободу личности. Как это так, я не могу поставить перед собой цель? Ведь я сам поставил перед собой цель, например, поступить в университет (пойти на завод, в армию, поехать на Гавайи и т.д.). Но в любом случае всегда можно найти внешние причины, которые заставили принять именно это решение – задали цель-задание. В университет мы поступаем не для того, чтобы проучиться там и забыть эти знания. Мы хотим использовать эти знания для лучшей и более полноценной жизни. Значит угроза неполноценной жизни заставила нас пойти в университет. И т.д.

    Следовательно, способность поступать диктуется необходимостью поступать и полностью задается извне. Вообще, понятие свободы очень неопределенное понятие и, судя по всему, свобода выбора – это всего лишь свобода выбирать себе рамки поведения, или даже еще меньше – свобода выбирать свое отношение к происходящему.

    Все же, есть ли свобода чего-либо? Может быть и есть. Мы видим, что свобода выбора может быть различной. Если бросить камень, то он летит туда, куда его бросили, потому что у него, очевидно, нет свободы выбора своих действий. Если же бросить птичку, то она летит не туда, куда ее бросили, а туда, куда она «хочет», потому что у нее есть какая-то свобода выбора. Но если бросить медузу, то она поведет себя подобно камню, хотя и у нее есть некоторые зачатки свободы выбора, потому, что у нее, вероятно, есть хемо- и светотаксис – способность двигаться в толще воды в ту сторону, куда ее привлекают химические или световые сигналы, т.е., куда она хочет. Даже у растения есть какая-то свобода выбора, потому что с южной стороны деревьев больше листьев и подсолнухи поворачивают свои головы в сторону солнца.

    Если у птички есть свобода выбора, у медузы она менее выражена, у растения под сомнением, а у камня, похоже, ее вообще нет, то свободное Я появляется в Мире не вдруг, а имеет эволюцию. Отличительным признаком любого Я является способность хотеть (желать), потому что только способность и возможность выполнить желание является определителем свободы: «что хочу, то и делаю». Если я ничего не хочу, даже покоя, и мне абсолютно все безразлично, то какая мне разница, бросают меня, сжигают на костре, или лелеют в нежных условиях. Если нет желания, то нет смысла быть. Но камень существует и даже чему-то сопротивляется, хотя бы изменению своей формы («не хочет» менять форму). Значит и у него есть свое Я и какие-то зародыши желания.

    Примем этот признак (способность желать) в качестве основного качества Я и попробуем определить, каким же образом Я реализуется в нашем Мире.

    Я (Эго) и индивидуум – это синонимы одного и того же понятия. У человека есть еще свойства быть субъектом и личностью. Все эти свойства (быть индивидуумом, субъектом и личностью), как правило, приписывается только человеку. Но можно показать, что свойство иметь Я (свое Эго), т.е., быть индивидуумом, принадлежит абсолютно всем системам, включая самые простейшие, типа атома, например. А свойство быть личностью или субъектом может быть только у более сложных систем, начиная с уровня систем с самообучающимся блоком управления (у животных, см. далее). Есть определенная эволюция Я, проходящая через все миры (минеральный, растительный, животных и человека) и эта эволюция Я является одно из характерных сторон эволюции Вселенной.

    Каждая система – это индивидуум. Заданием цели системе задается ее индивидуальность, она становится индивидуумом, потому что у каждой из них есть отдельная, индивидуальная, заданная только для нее цель. Индивидуальная потому, что каждая из них должна сама, в индивидуальном порядке, достигать эту цель. Никто и ничто вместо нее этого не сделает, только она сама и только индивидуально. Конечно же, другая система также может достичь эту же цель вместо нее, но это не означает, что данная система не должна достигать заданную ей цель. Только под эту цель и строится (сотворятся) система. Хотя она – одна из многих, но у каждой из них есть своя индивидуальная (отдельная) цель. Может быть бесконечно много абсолютно одинаковых индивидуумов с совершенно одинаковыми заданными им целями (все на одно «лицо»), но они все равно остаются индивидуумами, потому что каждый из должен достигать заданную ему цель индивидуально, т.е., сам и никто и ничто за него это не сделает. А раз она индивидуум, значит у нее есть свое Я. Бегуны на дистанции начинают бег в толпе, но бегут только своими тропками и финиша достигают как одиночки. Отсюда: у каждой системы есть свое Я, потому что у каждой из них есть своя индивидуальная цель-стремление (желание), которая возникает в ней в ответ на цель-задание.

    Быть индивидуумом – это значит иметь собственное Я. Поэтому Я присутствует в любой системе. Любое Я характеризуется только одним признаком – наличием желания. Оно может хотеть (желать) или не хотеть (не желать). Хотеть – это стремиться к предмету своего желания, а у любой системы есть цель-стремление. Поэтому примем, что минимальным, но достаточным требованием к определению Я систем является способность хотеть или не хотеть. Тогда этому определению с минимальными требованиями будет соответствовать понятие «желание», которое является целью-стремлением системы. А так как цель-стремление есть абсолютно у любой системы, то желанием обладают абсолютно все системы. Отсюда, Я есть у любой системы, у атома, молекулы, камня или инфузории, а не только у человека.

    Индивидуумы могут быть очень похожими, если у них совершенно одинаковые цели они дают одинаковый результат действия на одни и те же внешние воздействия, или совершенно разными, если у них разные цели или разные реакции на одни и те же внешние воздействия. Атомы водорода абсолютно похожи друг на друга, потому что у них абсолютно одинаковые результаты действия в ответ на одинаковые внешние воздействия, и не похожи на атомы гелия, потому что у них разные результаты действия в ответ на одинаковые внешние воздействия. Каждый атом водорода должен выполнять то, что от него требуется, и если он не может выполнить требуемое, он перестает быть атомом водорода. Поэтому атомы водорода – объекты (дают одинаковую реакцию на одинаковые внешние воздействия). Два человека похожи друг на друга, но в ответ на сказанное один улыбнется, а другой заплачет . Поэтому они субъекты (дают разную реакцию на одинаковые внешние воздействия).

    Подчеркнем, что это предельно упрощенное и примитивное Я, которое является самым базисным понятием. Я человека и Я камня – это две большие разницы, но в своей основе они являются одним и тем же. Я человека – это Я камня, которое за длительный период эволюции «обросло» многими свойствами, которые не мыслимы для Я камня. Но Я человека и Я камня будут одинаково «хотеть» делать только те действия, которые приводят их к осуществлению их целей, и будут «не хотеть» делать те действия, которые не приведут или, тем более, будут препятствовать достижению их целей. Различие Я камня и Я человека определяется только различием их целей и количеством их действий, которые они могут хотеть или не хотеть.

    Отсюда, у каждой системы есть свое Я и каждое из них так или иначе умеет воспринимать (ощущать) реальность, потому что реагирует с ней. Но имеет ли это Я сознание – ответ зависит от того, умеет ли это Я соотносить с собой реальность.

    Функции Я очень просты – выбор между хочу или не хочу. У каждой системы есть цель-задание, заданная ей извне. Каждая система создается под какую-либо цель-задание и ее создают такой, чтобы в ней было стремление выполнить заданную цель. Следовательно, в любой системе есть цель-стремление достичь заданное. Абсолютно каждая система стремится выполнить свою цель-стремление, потому что любая система «сотворена» (построена) для этого. Цель-стремление является желанием системы. Естественно, есть разница между «желанием» камня сохранять свою форму и желанием человека, например, покушать. Эта разница касается только объекта желания и, возможно, его количества. Но сама суть желания у камня и у человека одинакова – это всегда цель-стремление, стремиться выполнить заданное.

    Критерием выбора между «хочу-не-хочу» является только возможность выполнения цели-задания. У каждой системы есть цель-задание и для выполнения этой цели система должна делать какие-либо действия. Выбор этих действий определяется по этому критерию: если данное действие приближает систему к реализации цели-задания, то Я «хочу» это действие. Если не приближает, то Я «не хочу» это действие. Это элементарная бинарная логика и она не требует особых качеств у Я, потому что Я – это еще не сознание. Такое примитивное Я может быть у самых элементарных систем, например, у атомов и прочих подобных. Получив цель-задание Я системы «хочет» достичь ее и это «хочет» и является целью-стремлением системы выполнить задание. Из множества возможных действий система всегда «выбирает» только то действие, которое приближает его к достижению цели. Это видим по конечному результату. Атом «хочет» сохранить себя и поэтому не так-то просто выбить из него электрон. Но когда из него последовательно выбивают очередные электроны, он освобождается от них не беспорядочно, а строго по ступеням его «хотения», потому что он всегда стремится удержать свои электроны и после каждой потери электрона атома уже нет, а есть очередные ионы с их особой мерой «хотения».

    Нам трудно распространять человеческие свойства на объекты неживого мира. Но в чем принципиальная разница между стремлением, например, гвоздя достичь свою цель (сохранить свою выпрямленную форму) и стремлением человека достичь свою подобную же цель (тоже сохранить свою форму-выправку, например, в строю)? И там и там стремление и даже цели этих стремлений очень похожи. Но если в одном случае мы называем стремление желанием (человек хочет сохранять свою выправку), то почему в другом случае точно такое же с принципиальной точки зрения стремление мы не можем назвать желанием (гвоздь «хочет» сохранить свою выпрямленную форму)? Конечно, у человека вокруг его «хотения» есть много еще чего, например, сознание, которое в существенной мере влияет на «хотение» (желание) и которого нет у гвоздя. Но сама суть желания, которое проявляется в стремлении, от этого не меняется.

    Любая система является сложным объектом и имеет свою иерархию подсистем, которые, в сущности, также являются системами более низкого уровня иерархии. Поэтому у системы цель-стремление «разбита» на ряд подцелей-заданий для своих подсистем, у каждой из них есть свои Я (под-Я) и уже в них возникают «желания» – подцели-стремления этих подсистем, и т.д., соответственно иерархии систем.

    Следовательно, в системе есть иерархия многих Я и есть наивысшее интегральное Я системы, которое является главным и директивным для всех остальных Я, входящих в систему в качестве целей-стремлений ее подсистем. Когда мы говорим, что у системы есть Я, мы имеем ввиду именно это интегральное (высшее) Я, хотя всегда надо помнить, что в системе есть столько Я, сколько есть в ней подсистем и СФЕ. Например, в нас, людях, есть наше Я, с которым мы идентифицируем себя, и есть наше вегетативное Я, которое управляет системой обмена веществ нашего организма. А вегетативное Я включает в себя еще и еще под-Я: различные органы и системы, ткани и клетки и т.д.. Если у нас болит желудок, то Я системы пищеварения, входящее в состав вегетативного Я, жалуется нам на свои проблемы (дисфункцию).

    Только Я определяет хочу-не-хочу. Я хочу достичь заданную мне цель и больше ничего другого Я не хочу. Но чтобы достичь заданную цель, Я должен действовать, а вокруг меня реальность, в которой действуют другие системы, которые могут мне помешать в моих действиях, потому что тоже чего-то «хотят». И в этой реальности действует иерархия условных законов, и два из них являются определяющими: закон сохранения и закон причинно-следственных ограничений. Система в своих в своих «могу» не бесконечна и возникает конфликт, обусловленный дисбалансом «хочу-могу». Если хочу равно могу, то дисбаланса нет и система выполняет предназначенное. Если хочу больше, чем могу (задание превышает возможности системы), то система не может выполнить предназначенное и возникает дисбаланс (страдание). Страдание – это невыполненное желание. Оно заставляет систему искать пути преодоления дисбаланса и это является основным двигателем эволюции.

    Итак, индивидуум (Я, Эго) хочет достичь заданную ему цель и для этого совершает действия. Но ни одна система не совершает действия сама по себе, вдруг. На любое ее действие должна быть причина, это является проявлением закона причинно-следственных ограничений и этой причиной является внешнее воздействие на систему. Поэтому любая система только реагирует на специфическое внешнее воздействие, которым может быть либо ее собственный результат действия (генераторы), либо результат действия другой системы (передатчики и преобразователи действия), но никогда система сама не решает действовать вдруг. Даже когда, например, одно государство вероломно нападает на другое, это происходит не вдруг и причиной была какая-либо ценность у другого государства, которая послужила причиной агрессии. От нечего делать ни одно государство не нападет на другое, даже если оно бесконечно сильнее всех остальных.

    Системы реагируют между собой не прямо друг с другом, а только и только через результаты их действий. И целью системы всегда является реагировать только строго определенным образом только на специфическое внешнее воздействие и выдавать только специфический результат действия. В этом и заключается гомореактивность (homoreactivity) систем – система может реагировать только на специфические для нее внешние воздействия. Это значит, что система, у которой результатом действия является давление может реагировать только с той системой, для которой внешним воздействием является только давление, а не напряжение, концентрация чего либо или сила света [8, 9].

    Прежде чем начать свои действия по выработке своего результата система, вернее, ее Я должно сделать два определенных действия:

  • ощутить (воспринять) специфическое внешнее воздействие,
  • на основе восприятия система должна принять решение (решить, выбрать), какие действия ей совершать и в каком порядке, чтобы выработать свой результат действия.
  • Выбор этих действий определяет критерий «хочу-не-хочу» по логике: хочу только те действия, которые приближают меня к цели, остальные действия не хочу.

    Такая логика действует во всех без исключения системах, даже самых простейших. Я систем воспринимает внешнее воздействие и принимает решение о тех своих действиях, которые позволят ей достичь заданной ему цели, которую оно хочет достичь. После этого оно начинает реализовывать эти действия стимулируя в определенном порядке починенные ему элементы исполнения (см. ниже).

    Абсолютно все системы, от простейших до человека, действуют по этой схеме: сначала воспринимают внешнее воздействие (или вероятность его появления), затем принимают решение о своих действиях, и только после этого начинают действовать. Разница между абсолютно всеми типами систем только в одном – как и на основе чего они (их Я) принимают свои решения. И вся эволюция Вселенной – это эволюция способов Я принимать решения о своих действиях в ответ на внешние воздействия. Различие между различными системами только в том, чем пользуется Я систем при выборе решения о своих действиях. В простейшем случае Я систем вырабатывает свое решение только на основе ощущения внешнего воздействия (внешней реальности) без всякого соотношения себя с этим воздействием и со своим окружением (с внешней реальностью). В более сложных системах для принятия решения о своих действиях Я систем использует не только ощущение внешнего воздействия, но и соотносит с собой (с возможностью достижения заданных ему целей) внешнюю реальность (внешнюю ситуацию), которую должна уметь воспринимать. Соотношение себя с реальностью является сознанием.

    Основой восприятия является ощущение. В простых системах их Я принимает решение только на основе восприятия внешней реальности, а в сложных системах Я систем использует не только восприятие окружающей ситуации, но и сознание, причем сознание может быть нескольких степеней сложности – подсознание, низкое и высокое сознание (см.далее).

    Выдавать результаты действия, воспринимать и соотносить – это совершать действия, действовать. Действовать в нашем Мире могут только системы, потому что только они и наполняют наш Мир. Но число и качество действий систем ограниченно. Нет универсальных систем с неограниченным числом и качеством действий и все действия любой системы должны быть направлены на достижение цели, и только. А для этого необходимо сделать только ограниченное число вполне конкретных (определенных) действий. Система никогда не должна делать действий, которые ей запрещены или не предписаны, потому что за этим следят законы. Следовательно, законы определяют целенаправленность действий систем.

    Чтобы достичь свою цель, нужно действовать. Только желания Я системы определяют те действия, которые будет совершать система. А действия системы должны быть направлены только на достижение ее целей. Следовательно, Я системы всегда должно «хотеть» делать только те действия, которые способствуют достижению ее целей, и «не хотеть» делать те действия, которые не будут способствовать достижению ее целей.

    Чтобы действовать, нужно использовать какие-то средства, которые обеспечивают действия (мы не затрагиваем вопрос необходимости использования энергии, потому что это тривиально). Этими средствами являются элементы исполнения систем – системные функциональные единицы (СФЕ).

    Желать и нуждаться (иметь потребность) – это разные понятия, поэтому не следует их путать. Я хочу поехать в Киев и для этого нуждаюсь в деньгах для покупки билета. Живой организм для своих действий нуждается в пище, без которой он перестает быть живым. Автомобиль для своих действий нуждается (имеет потребность) в бензине, без которого он перестает быть автомобилем. Поэтому любые системы для своих действий имеют потребность (нуждаются) в чем-то из окружающей реальности (в энергии, в материалах для обмена веществ и т.д.).

    Системы стремятся удовлетворить собственные желания (стремления), но не каждая из них может удовлетворять свои потребности. Все зависит от развитости блоков управления систем (БУС). Системы минерального (физического) мира имеют простые блоки управления (см. ниже), которые не воспринимают окружающую реальность и поэтому не могут взять из нее то, что им нужно для выполнения действий, потому что не знают, что взять, где взять и как это сделать, они все пассивные системы. Поэтому они используют только энергию внешнего воздействия [8, 9]. Даже те, которые кажутся активными (горючие материалы), они также пассивные, потому что активное начало (запас энергии) вложило в них что-то внешнее (гравитация, внешнее тепло и т.д.). В автомобиль горючее заливает человек, в сложные ядра химических элементов, имеющих запасенную термоядерную энергию, этот запас энергии «вложило» гравитационное давление в недрах звезд. И так далее. Но сами они для удовлетворения своих потребностей, например, для восстановления запасов энергии, не могут делать никаких действий по выше указанной причине: их БУС не знаком с окружающей реальностью и не знает, что взять, где взять или как это сделать.

    Только живые системы из миров растений, животных и человека имеют такие БУС, которые умеют делать это. Растения «знают», что взять (селективная трансмембранная фильтрация питательных веществ), но не «знают», где взять и как это сделать. Животные «знают» что и где взять (поиски и поедание растений и охота за другими животными), но не «знают», как это сделать. А человек знает что взять, где взять и как это сделать (технологии). Следовательно, все системы что-то желают, но не все умеют удовлетворять свои потребности, а те, которые умеют это делать, их способность к этому зависит от сложности и развитости их БУС.

    Самым примитивным Я будет обладать система, которая может совершать всего лишь одно действие, потому что даже для этого оно должна выбирать между «хочу выполнить это действие» и «не хочу выполнять это действие». Конечно же Я человека и Я камня – это несравнимые вещи. Между ними огромная дистанция, примерно в 15-20 или более миллиардов лет эволюции. Но они несравнимые только количественно. Качественно они основаны на одном и том же – на хотении (стремлении) делать только те действия, которые способствуют достижению их целей и не делать действий, если это не способствует достижению цели. Естественно, может быть какой-либо внешний от Я критерий, по которому это Я осуществляет выбор, но сам выбор осуществляет Я.

    Я камня отличается от Я человека только числом своих «хочу», а это число зависит от сложности БУС. У камня простой БУС, а у человека – БУС с второй сигнальной системой. За очень длительное время эволюции (15 млрд лет) простой БУС камня «приобрел» многие дополнительные «устройства» (анализаторы, корреляторы, различные «базы знаний и решений», абстракторы, рецепторы и пр.) и получился очень сложный и чрезвычайно многокомпонентный БУС человека с второй сигнальной системой. Но самая суть Я камня и человека одна и та же – хотеть или не хотеть выполнять действия, от которых зависит достижение цели-стремления.

    Понятия «Я», «Эго», «индивидуум» в определенной мере являются синонимами. Я появляется в системе, в ее блоке управления, в момент ее «рождения», когда в ней появляется цель-стремление, которое, по сути, является желанием системы. Я – это то, что «хочет» реализовать цель-стремление системы, ее желание.

    В психологии различают многие Я (Я, ОНО, Сверх-Я) [43], но наша задача – не разбираться во всех психологических тонкостях, связанных с Я человека, а понять саму основу Я, чем оно отличается от всего остального.

    Так как именно БУС «следит» за выполнением системой заданной цели, в том числе и за поведенческими реакциями, то только сложность БУС (в ОТС) является критерием классификации живых систем.

    БУС может быть простейший, простой, простой с управлением системой обмена веществ, сложный, самообучающийся, с первой (социальный) и со второй (интеллектуальный или разумный) сигнальной системами.

    У систем преметаболического (минерального, физического) мира есть только простейший и/или простой БУС. У систем мира растений есть простой соматический и простой вегетативный БУС. В мире животных к ним добавляются еще: сложный, самообучающийся и с первой сигнальной системой. В мире человека блок управления содержит вторую сигнальную систему. Каждый последующий блок управления включает в себя все предыдущие.




    [ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

     Поиск по медицинской библиотеке

    Поиск
      

    Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



    Реклама

    Мнение МедРунета
    Какую сумму Вы лично потратили на платные медицинские услуги за последние 12 месяцев (помимо расходов, покрытых полисами медицинского страхования)?

    Менее 6000 рублей (менее 100 USD)
    От 6000 до 9000 рублей (100-150 USD)
    От 9000 до 13000 рублей (150-200 USD)
    От 13000 до 16000 рублей (200-250 USD)
    От 16000 до 21000 рублей (250-300 USD)
    Более 21000 рублей (более 300 USD)
    Затрудняюсь ответить



    Результаты | Все опросы

    Рассылки Medlinks.ru

    Новости сервера
    Мнение МедРунета


    Социальные сети

    Реклама


    Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





    MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
    При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.