Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 §3. Мир человека

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Сознание, материя и реальность / §3. Мир человека
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 9857; прочтений - 3087
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

§3. Мир человека

1. Вторая сигнальная система (социальная личность мира человека).

БУС с 2-й сигнальной системой имеют те системы, которые могут не только взаимодействовать друг с другом, чтобы противостоять окружающей реальности, но и воздействовать на окружающую реальность, чтобы уменьшить ее разрушающее воздействие.

Цель этих систем та же, что и у всех животных с любым соматическим БУС – выжить в любых ситуациях окружающей реальности. Но они иначе реализуют свои права на действия. Им уже недостаточно права на действие в окружающей реальности по закону: «быть там, где пища», подобно другим животным, они реализуют свой закон – «пища должна быть там, где находится система» и совершают все свои действия для реализации этого закона. И им уже не нужно охотятся друг за другом и действовать в рамках закона джунглей: «выживает сильнейший». Они так же действуют в коллективе по закону – «сила во взаимодействии», подобно животным с 1-й сигнальной системой.

Но цель данного БУС еще сложнее, чем у БУС с 1-й сигнальной системой, потому что эти системы должны преобразовывать окружающую реальность. Поэтому, чтобы взаимодействие между системами было максимальным и оправданным с точки зрения партнеров по действиям, в мире человека начинает срабатывать особый закон, который устанавливается самими системами и который ставит системы мира человека в особое положение по отношению ко всем другим системам, потому что он касается только систем мира человека – закон равенства прав и обязанностей. В чем основа срабатывания этого закона?

В том, что БУС с 2-й сигнальной системой имеет «абстракторы и базы знаков» и «базы знаний и решений, опыт других поколений», которые уже заполняет не только за счет опыта других субъектов, но и поколений субъектов. В результате у человека есть технологии.

Состав БУС с 2-й сигнальной системой (рис. 45):

  • тот же БУС с 1-й сигнальной системой,
  • «абстракторы и базы знаков» и
  • «базы знаний и решений, опыт других поколений».
  • Функциональная схема системы с первой сигнальной системой

    Рис. 45. Функциональная схема системы с первой сигнальной системой.

    Источником сигналов для 2-й сигнальной системы являются все частности, связанные как с самими системами: позы, голос, выделения, движения тела, так и частности, связанные с окружающей реальностью: формы, цвет, линии, фигуры, предметы и т.д. «Все, что есть в Мире, пользуюсь для знаковой передачи информации». Все эти сигналы означают какие-то частности (параметры) реальности, поэтому вторая сигнальная система называется знаковой. Так как частностями окружающей реальности являются ее объекты, которые не зависимы от жизни или смерти данной системы, то появляется возможность оставлять свои знания и после смерти системы. Преимущество таких носителей информации в том, что они не связаны с самими живыми системами. Они изначально «мертвые» и не могут «умереть» и, значит, исчезнуть. Таким образом возможно накопление знаний в таких объемах, что становятся возможными технологии.

    Если перенести какую-либо информацию из «базы знаний и решений» на «мертвый» (например, каменный) носитель, то время хранения этой информации практически не имеет ограничений. Могут пройти многие тысячелетия со дня смерти той системы, с которой была «снята» информация, а носитель может продолжать существовать и другие системы могут ею пользоваться. Пирамидам уже несколько тысяч лет, а наскальным рисункам первобытных людей еще больше. Это значит, что знания поколений субъектов могут накапливаться и объем знаний будет только расти без всяких ограничений. Причем знаниями субъектов являются не только знания, хранящиеся в их внутренний «базах знаний» (в мозгу), но и знания, хранящиеся во внешних «базах знаний» (библиотеках), к которым системы имеют свободный доступ. Если Я что-то забыл, ничто не мешает мне заглянуть в книжку или справочник и использовать эту информацию.

    Следовательно, общественная библиотека, которой Я пользуюсь, является также моей «базой знаний и решений, опыт других поколений». Сегодня вообще никто ничего не заучивает, нет смысла. Компьютерные информационные помощники в любой момент найдут в Интернете нужную информацию и параллельно сделают громоздкие вычисления – все это результат второй сигнальной системы. От нас зависит только выбор: хочу это, или хочу то.

    Эволюционная роль БУС с 2-й сигнальной системой.

  • Роль БУС с второй сигнальной системой в эволюции сознания в том, что у Я появилось абстрактное глубокое мышление.
  • Роль систем, у которых БУС с 2-й сигнальной системой (человека) в эволюции Вселенной в том, что в ней появились объекты, которые могли преобразовывать окружающую реальность для уменьшения и нейтрализации ее разрушающего воздействия.
  • Системы с второй сигнальной системой – это люди. «Базы абстракций» и «базы знаний и решений», которые связаны с абстрактными знаниями, системы заполняют сами. При рождении эти базы так же пустые.

    У систем с 2-й сигнальной системой есть качество, отличающее их от всех ранее рассмотренных систем: они могут увеличивать свои знания не только за счет собственного опыта и опыта других, но и за счет опыта поколений. Таким образом у систем с второй сигнальной системой начался процесс накопления полученных знаний, накопленных за время жизни многих поколений.

    Поэтому личностные особенности человека самые сильные и выделяющиеся из всех систем, Я человека самое выраженное. Такое Я уже выделяет не только свое Я, реальность и и другие Я, но и свое место во Вселенной. Другими словами, система с 2-й сигнальной системой является субъектом, который знает, что существует не только он(а), реальность и другие субъекты, но и то, что он существует во Вселенной, которая имеет начало, и начинает осознавать, что у Вселенной возможен конец.

    Следовательно, он начинает осознавать зависимость своего будущего от будущего Вселенной. Но, поскольку человек может воздействовать на окружающую реальность (на Вселенную) своими технологиями, он может попытаться воздействовать на Вселенную таким образом, чтобы обеспечить свое будущее существование. Все что требуется для этого – это способность познавать и достаточный процесс познавания. Способность познавть Мир у человека есть и он находится на пути познавания. Следовательно, есть вероятность, что с течением времени человек будет знать достаточно для такого преобразования окружающей реальности (Вселенной), чтобы обеспечить свое будущее.

    Алгоритм БУС с 2-й сигнальной системой представлен на рис. 46.

    Алгоритм работы БУС с 2-й сигнальной системой во многом напоминает алгоритм работы БУС с 1-й сигнальной системой. Отличия касаются только наличия абстрактора знаков, который дал возможность появлению абстрактного глубокого мышления. В результате система получила возможность прогнозирования результатов собственных действий. Именно это прогнозирование и открыло начало технологиям: животное могло представить себе (глубоко помыслить), что оно каким-то определенным образом воздействует на окружающую реальность и мысленно увидеть результат. Если этот виртуальный результат его устраивал, то оно могло реализовать виртуальные действия и получить реальный необходимый результат.

    Алгоритм работы БУС с 2-й сигнальной системой

    Рис. 46. Алгоритм работы БУС с 2-й сигнальной системой.

    Стереотипы и технологии 1 и 2 – выполнение в зависимости от чувств хороших или плохих. БД – «база данных»; РД=должный – результат действия равен заданному и описанному в «базе данных»; ВР должная – внутренняя реальность должная; восстановление ВР – восстановление внутренней реальности: инст. стереотип – инстинктивный стереотип действий; Вероятн. Стереотип 1 и 2 – вероятный стереотип действий 1 и 2; Подсозн. Стереотип 1 и 2 – подсознательный стереотип действий 1 и 2; Низк. Технологии 1 и 2 – низкие технологии 1 и 2; Высок. Технологии 1 и 2 – высокие технологии 1 и 2.

    Функциональные возможности БУС с 2-й сигнальной системой.

    Человек видит окружающую реальность и для этого у него есть очень развитые анализаторы: зрительный, осязательный, обонятельный, вкусовой и тактильный, которые являются одними из лучших в известной нам природе. Разрешающая способность этих анализаторов очень высокая и позволяет различать много частностей окружающей среды. Высокая разрешающая способность анализаторов дала возможность выделению мелких частностей (параметров) окружающей реальности, которые в дальнейшем стали использоваться в качестве знаков. Способность к технологиям значительно увеличила разрешающую способность его собственных анализаторов, добавив к ним инструментальные методы измерения.

    Кроме анализаторов у него есть абстракторы знаков, которые являются дальнейшим развитием абстрактора символов. Абстракторы знаков определили абстрактную взаимосвязь между определенным набором определенных знаков и и каким-либо символом. Так как знаков может быть много больше чем символов, то определенные комбинации знаков определяли определенные вариации символов, которые символизировали определенные состояния ситуации окружающей реальности. Другими словами, знаки позволили описывать ситуацию окружающей реальности в таких подробностях, которые недостижимы для БУС с 1-й сигнальной системой.

    Знаковая абстракция позволяет описывать мир путем комбинирования знаков даже без визуального знакомства с самим миром. Это становится возможным потому, что знаковая абстракция позволяет «проигрывать» в сознании виртуальную реальность. Никто не видел атомы или молекулы, но практически все знают, что это такое. Комбинация абстрактного символьного и знакового мышления дает возможность «проигрывать» в мозгу или во внешнем аналитическом органе (коллективный мозговой штурм, компьютер и т.д.) различные виртуальные действия с созданием различных виртуальных ситуаций с выявлением потенциальных прогнозов и с последующим выбором тех решений о своих действиях, которые дают наилучший прогноз.

    Такая детализация стала возможной потому, что появился абстрактор высокой «мощности» – абстрактор знаков (кора головного мозга). Эти два обстоятельства (высокая детализация ситуации окружающей реальности и большая мощность абстрактора знаков) позволила производить в мозгу многокомпонентные и многоходовые виртуальные операции мышления. У человека появилось абстрактное глубокое мышление, в результате чего у него появился прогноз своих действий. Это, в свою очередь дало возможность появлению и развитию технологий. Сегодняшние технологии, несмотря на поразительные успехи, пока еще являются примитивными и маломощными, потому что человек пока еще не может управлять условиями своего существования на Земле, не говоря уже о Солнце и, тем более галактики. Но он только начал свою деятельность такого рода и все еще впереди. По палеонтологическим меркам человек только только вышел из мира животных, не до конца еще установив основной закон мира человека (равенство прав и обязаннойстей). Он еще во много является животным и пока он полностью не избавится от животных стремлений, этот период выхода из мира животных будет продолжаться. Но ничто не вечно под Луной, человек также рано или поздно освободится от животных стремлений и, объединив усилия всех людей на основе основного закона человека (равенство прав и обязанностей), он сможет овладеть управлением условий существования не только на Земле, но и освоит управление Солнцем.

    Возможности сознания БУС с 2-й сигнальной системой.

    Основным инструментом управляющих функций БУС с 2-й сигнальной системой является глубокое мышление (абстрактное знаковое мышление). Они основаны на использовании абстрактора для установления абстрактной связи между отдельными параметрами ситуации окружающей реальности и каким-либо знаком, описанным в «базе абстракций знаков», а решения принимаются из «базы знаний и решений 2-й сигнальной системы», в которой находится прогноз данной ситуации и описания деталей должной ситуации для выбора решения. На основе прогноза БУС с 2-й сигнальной системой вырабатывает такое решение о необходимых технологиях, которое позволяет ему преобразовывать окружающую реальность. У них есть сознание, потому что у них уже есть абстрактное знаковое мышление, потому что знаки и их соответствие параметрам ситуации уже есть в доступной им памяти. Следовательно, в мозгу можно построить модель ситуации, используя знаки вместо самих параметров ситуации. Это и есть абстрактное знаковое мышление. Чем оно отличается от абстрактного символьного мышления?

    При абстрактном символьном мышлении животное воспринимает символ и у него в мозгу возникает образ ситуации. Когда животное начинает производить виртуальные действия в мозгу с этими образами ситуаций (начинает думать), оно не может делать этих действий много, потому что описание цельного образа ситуации требует использования больших мозговых ресурсов, которые ограничены. Поэтому мышление животных с 1-й сигнальной системой неглубокое, не более чем на один-два хода, они не могут строить много виртуальных образов ситуации в мозгу, потому что это занимает очень много времени, которого у них нет. Поэтому эти животные живут только сегодняшним днем и не думают о будущем.

    При абстрактном знаковом мышлении человек воспринимает знак и у него в мозгу возникает описание всего лишь параметра ситуации, и это требует намного меньше мозговых ресурсов. Построив в мозгу виртуальную ситуации один раз и затратив на ее описание определенное количество мозговых ресурсов, далее можно виртуально менять всего лишь некоторые параметры ситуации и на это уходит намного меньше времени, чем на виртуальные операции с изменением цельных образов виртуальных ситуаций. А так как экономятся и мозговые ресурсы, то появляется возможность реализации глубокого мышления, на много ходов вперед, «заглядывая» в далекое будущее, в завтра, в следующий год, в следующую эпоху и т.д.

    Так как абстрактное знаковое мышление позволяет «видеть» параметры ситуации окружающей реальности более детально, то можно понять значимость отдельных деталей этой окружающей реальности. Влиять сразу на всю окружающую реальность невозможно, но влиять на ее отдельные параметры намного легче. Отсюда, глубокое абстрактное знаковое мышление наряду с высокой разрешающей способностью восприятия и детализацией окружающей реальности позволяет менять отдельные параметры окружающей реальности, вмешиваясь в нее и меняя ее своими технологиями – действиями по изменению отдельных параметров окружающей реальности. Другими словами, абстрактное знаковое мышление открыло путь технологиям. Технологии – это преобразования окружающей реальности. Максимальной окружающей реальностью является Вселенная. Следовательно, теоретически, в максимуме, возможно преобразование всей Вселенной. таким образом, разум открывает перспективу изменения Вселенной или началу нового Большого Взрыва.

    Мы уже говорили, что степень свободы любых систем зависит от объема их знаний. У систем с 2-й сигнальной системой он наибольший из всех рассмотренных ранее, потому что они используют грамоту для фиксации своих знаний на различных внешних от систем материальных носителях, которые не зависят от самого существования систем с 2-й сигнальной системой. Их опыт накапливается в виде дополнительных искуственных «банков знаний и решений» – библиотек, фалов и пр. Поэтому их опыт не исчезает вместе с исчезновением самой системы (со смертью человека). И все, что было накоплено в течение жизни, остается.

    Осознание своего Я. Это уже полностью сознательное Я, которое понимает (осознает) равенство возможностей своего сознания и сознания других подобных членов сообщества (силу разума), а отсюда понимает необходимость равенства своего Я с Я других членов сообщества людей. Отсюда у этого Я есть пониманиее принятие закона равенства прав и обязанностей – основного закона, регулирующего взаимоотношения систем мира человека.

    У этих систем также есть не только чувства, но и эмоции. Но эмоции являются всего лишь символами, внешними проявлениями тех чувств, которые испытывает Я системы. Их также имеет смысл проявлять для других членов сообщества, чтобы демонстрировать свое отношение к ситуации, но эмоции у человека не имеют регуляторных функций. Вместо них эти функции осуществляют высказанные мысли и деловые предложения, которые могут реально изменить ситуацию окружающей реальности и привести к изменению чувств и, соответственно, эмоций в положительную сторону.

    Если же в каком-либо обществе эмоции регулируют общественные взаимоотношения, это является признаком примитивности такого общества людей, потому что они препятствуют высказыванию мыслей и деловых предложений, которые могут реально изменить ситуацию окружающей реальности и оставить чувства и, соответственно, эмоции на прежнем уровне.

    Осознание внутренней реальности. У БУС с 2-й сигнальной системой есть осознания внутренней реальности, потому что она, как и окружающая реальность, является предметом знаний человека. Поэтому у человека есть и технологии для воздействия на внутреннюю реальность (медицина).

    У него также есть предсознание, потому что у него есть и простой вегетативный внутриклеточный БУС (ДНК), и сложный вегетативный БУС (см. далее), который управляет его телом.

    Осознание окружающей реальности. У БУС с 2-й сигнальной системой есть восприятие и оценка окружающей реальности и он принимает решения о своих действиях в зависимости от прогноза ситуации, который определяет сам с помощью своего мышления, используя для этого абстракторы. У него есть сознание – оценка ситуации окружающей реальности и принятие соответствующего ей решения о своих действиях.

    Это полноценное сознание, потому что он понимает частности окружающей реальности. Он воспринимает их в виде детальных образов и проводит виртуальные «игры» в мозгу не с образами ситуаций окружающей реальности, а только с некоторыми ее параметрами, абстрактно связанными с теми знаками, которые воспринимает Бус с 2-й сигнальной системой. Это позволяет ему глубже воспринимать и осознавать окружающую реальность.

    Объем знаний у БУС с 2-й сигнальной системой максимальный из всех известных нам БУС, потому что к объемам знаний инстинкта, своего опыта и коллективных знания соседей по сообществу добавляются знания всех прошлых поколений людей, живших в разные эпохи. У таких систем свобода выбора своих действий намного больше, чем у всех остальных других систем, потому что большие знания позволяют использовать действие одних законов природы против других и добиваться освобождения своих действий от влияния действий этих законов. Сознание приходит на смену ограничивающих действий законов природы.

    Основной закон, определяющий мир человека – это закон равенства прав и обязанностей. Разум является абсолютным орудием труда и абсолютным оружием. Личные свойства человека, кроме его разума, не играют никакой роли в конкурентной борьбе. Перед разумом нет никаких преград для достижения тех целей которые ставит перед собой человек. Можно «горы свернуть» и «солнце запалить» на Земле (ядерное оружие) и никакая протоплазма не устоит перед этим. Но чтобы достичь такого могущества разума одного человека недостаточно, нужны объединенные усилия. Но если у одного человека разума больше, ему и полагается больше, чем тому, у которого разума меньше. Это понимают оба партнера (с большим и меньшим разумом). Если человек с меньшим разумом захочет получить больше, чем ему полагается, он сможет обманом, используя для этого свой разум и доверие партнера, получить то, что он хочет. Но его партнер со временем поймет обман и начнет действовать против него также используя свой разум и это приводит к гонке вооружений и войне. Это правда, что гонка вооружений до сих пор способствовали техническому прогрессу, но мы уже говорили, что разум – это абсолютное оружие. Но эта же гонка вооружений и войны не давали человеку соблюдать закон мира человека – закон равенства прав и обязанностей. Сегодня гонка вооружений привела к оружию массового уничтожения и появилась угроза уничтожения самого мира человека. Получается, что разум работает против самого человека, что абсурдно. Если же человек перестает соблюдать закон равенства прав и обязанностей, он сразу же опускается в мир животных, потому что он не соблюдает основной закон мира человека, он перестает быть человеком, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но тот же разум заставляет понимать бессмысленность самоуничтожения и он же заставляет принять закон равенства прав и обязанностей, потому что другой альтернативы нет. Единственный путь выжить при разуме – это соблюдать закон равенства прав и обязанностей. Но как же быть с желанием получить побольше и одновременно соблюдать закон мира человека? Очень просто, развивайся, развей свой разум до уровня своего партнера и будешь получать больше. Только закон равенства прав и обязанностей может обеспечить нормальное будущее человечества и одновременно развивать его дальше.

    Наличие чувств и эмоций. У него есть чувства и эмоции, хотя такой необходимости показывать свои чувства другим системам, как это происходит у БУС с 1-й сигнальной системой, у него нет.

    Недостатки БУС с 2- сигнальной системой.

    Пока единственный недостаток БУС с 2-й сигнальной системой заключается в том, что он еще не стал полностью БУС с 2-й сигнальной системой (недостаточно сознательный), потому что пока для него закон равенства прав и обязанностей систем мира человека не стал основным законом. Во многом регулятором взаимоотношений одних членов или групп членов сообщества людей по прежнему является закон джунглей – побеждает сильнейший. Отсюда, мир человека в определенной мере еще находится в мире животных.

    По прежнему развитие многих человеческих сообществ продолжается по экстенсивному пути развития – захвату окружающей реальности (территорий), рынков сбыта, сфер влияния и т.д. Члены этих сообществ не понимают, что сила разума абсолютна и при ограниченности территории и природных ресурсов на Земле любая экспансия в конечном итоге оборачивается против самих же людей и это чревато гибелью не только систем мира человека, но и самого мира человека. Необходимо понять, что сила разума может позволить выйти за ограничивающие рамки ресурсов Земли и совершить космическую экспансию, потому что в солнечной системе есть целые планеты, состоящие из металлов (Меркурий) и углеводородов (Уран, Плутон), которые практически являются складами всего необходимого. Это может дать практически неограниченные ресурсы на ближайшие тысячелетия прогрессивного развития систем мира человека, если мы не растратим ограниченные запасы своих ресурсов на Земле до того, как мы освоим Космос.

    2. Технологии (экспансия мира человека во Вселенной).

    Мир человека включает в себя не только самого человека, но и часть окружающей реальности и со временем эта часть только растет за счет освоения окружающей среды. Способность человека к глубокому мышлению дала ему возможность использовать для реализации своих целей системы из окружающей реальности, как живые, так и не живые.

    Любые технологии основаны на знаниях, которые получают используя науку. Эти знания предусматривают знание законов взаимодействий систем окружающей реальности. Зная эти законы можно всегда использовать силу одних законов природы против силы других законов, получая необходимый положительный эффект. Другими словами, сила знания нейтрализует силу законов природы. В максимуме, зная все законы природы, можно заменить их силу на силу знания и в этом плане сознание заменяет иерархию законов природы. В конечном итоге сознание в купе с технологиями может привести человека к полной его независимости от иерархии законов природы.

    Технологии – это использование человеком других систем из окружающей реальности для достижения своих целей. Технологии основаны на трех принципах:

    • человек взаимодействует с системами из окружающей среды не с целью их разрушения, а с целью использования их возможностей для реализации своих задач (инструменты и технологическое оборудование),
    • взаимодействие систем образует более сложную двух компонентную систему – человек-искусственная система,
    • в такой более сложной системе человек играет роль блока управления, а используемая система играет роль подсистемы или СФЕ,

    До появления мира человека природа перепробовала все виды конструкций организма животных для их противостояния ситуациям окружающей реальности. Любые действия любых систем, включая живые, осуществляются за счет их СФЕ. Животные умеют летать, плавать, бегать, ползать, рыться под землей и т.д. только за счет ресурсов их организмов, т.е., за счет их СФЕ. И все равно надежной гарантии устойчивости против ситуаций окружающей среды нет ни у кого, мало кто из них доживает до старости. Большинство из них съедено, сгноено бактериями, высушено засухой, раздавлено или утоплено, короче, так или иначе они погибают под воздействием окружающей реальности. Следовательно, возможности улучшения организма животных за счет использования новых СФЕ или подсистем в самом организме (жабры, легкие, хвосты, ласты и т.д.) были полностью исчерпаны, но сверхсущества не получилось.

    Человек, в отличие от любых других известных нам систем стал увеличивать свои ресурсы за счет использования новых систем, находящихся вовне организма, из окружающей реальности. Этими используемыми системами могут быть как живые системы (люди-рабы, животные и растения), так и не живые системы (все виды энергии и веществ). Вероятно, можно было бы дать полную классификацию этих систем, которые использует человек, но мы этого делать не будем, а коснемся всего лишь некоторых сторон этого явления.

    Любая технология – это использования одних систем окружающей реальности в качестве своих СФЕ и подсистем для воздействия на другие системы окружающей реальности. Есть много видов технологий: информационные, кулинарные, коммуникационные и т.д. Но все их можно разделить на три большие группы: примитивные, низкие и высокие технологии. Основным отличием человека от любых других систем является его способность к неглубокому и глубокому мышлению. Следовательно, критерием раздела между группами технологий является необходимость использования в них неглубокого и глубокого мышления. Некоторые высшие животные также обладают способностью к неглубокому мышлению, поэтому они могут быть использованы в некоторых низкотехнологических процессах.

    Примитивные технологии применяются для изменения систем окружающей реальности и используют силу и энергию действий самого человека, усиленные пассивными инструментами, на основе известных алгоритмов взаимодействия с этими инструментами и с изменяемыми системами. Инструментами являются системы окружающей реальности, используемые в качестве дополнительных СФЕ для увеличения ресурсов тела человека. Результатом примитивных технологий являются товары потребления.

    Примитивные технологии не требуют глубокого или неглубокого мышления и для них достаточно ассоциативного мышления, потому что все алгоритмы взаимодействий с другими системами известны. Поэтому многие животные обладают примитивными технологиями для постройки гнезд и изменения условий своего существования.

    Например, ворона хочет разрушить страусиное яйцо чтобы поесть и использует для этого камень, зажатый в клюве. Ворона обладает ассоциативным мышлением и использует примитивную технологию, используя камень в качестве инструмента.

    Человек тоже хочет разрушить какую-либо систему окружающей реальности, например, с той же целью, чтобы съесть, и он тоже воздействует на системы окружающей реальности через посредство других систем окружающей реальности (инструментов).

    Например, человек берет камень и бросает его в животное. Речь идет о камне, который он не разрушает, а использует для охоты. Для охоты он действует сам, используя камень в качестве своей СФЕ: направляет движение камня, сообщает ему силу броска за счет собственных мышц и т.д. То же самое происходит, когда он копает землю, рубит дрова или косит пшеницу – везде он использует свои действия, используя инструменты в качестве СФЕ своего тела и известные алгоритмы взаимодействия с системами окружающей реальности.

    Низкие технологии также применяются для изменения систем окружающей реальности, но используют силу и энергию действий машин (станков и систем обработки материалов) без использования ресурсов организма человека, на основе известных алгоритмов взаимодействия человека с этими машинами и этих машин с изменяемыми системами. Машинами являются определенные системы окружающей реальности, но построенные человеком с целью, заданной им человеком, используются в качестве дополнительных подсистем человека и управляются им. Результатом низких технологий являются также товары потребления.

    Низкие технологии не требуют глубокого мышления, для них достаточно неглубокого мышления, потому что все алгоритмы взаимодействий с другими системами известны и заложены в «банки данных» и «банки знаний и решений» искусственных систем. Человек не должен двигать никакой инструмент, за него это делают моторы (двигатели). Он даже не должен думать, в какой последовательности включать эти моторы, все делает автоматика, если все алгоритмы известны. Человек только решает, хочет он начать технологический процесс, или нет. Если он хочет, он отдает приказ и технологические системы сами все должны выполнить.

    Например, человек берет ружье и стреляет в животное. Он фактически «бросает» пулю («камень») в животное, но для этого использует не свою мускульную силу, а отдает приказ, нажимая на курок. Все остальное будет сделано автоматически: пружина надавит на боек, который сорвется и стукнет в пистон патрона, запал взорвется и зажжет порох, сила давления газов возгоревшегося пороха толкнет пулю с большой силой и ствол ружья направит пулю в нужном направлении. Т.е., между конечным инструментом (пулей) и человеком есть еще несколько посредников, искусственных систем. Это пример низкой технологии.

    Например, для производства автомобилей, телевизоров или компьютеров есть длинная очередность специального оборудования и технологических процессов, начиная с добычи полезных ископаемых, переработки сырья, изготовления микросхем и т.д., и кончая сборкой конечной продукции. Несмотря на сложность технологических процессов – это все равно низкие технологии, потому что их алгоритмы полностью известны и поддаются почти полной автоматизации, когда для сборки, например, автомобилей строится роботизированный завод, в котором почти все технологические процессы выполняют роботы, а люди только следят за их исправностью.

    Высокие технологии применяются для исследования окружающей реальности с целью выявления законов взаимодействий ее систем и их использования в своих технологиях. Исследования проводятся с помощью инструментов исследования, которыми являются определенные системы окружающей реальности, созданные человеком и с целью, которую задает им человек. Результатом высоких технологий являются знания, лежащие в основе алгоритмов низких и примитивных технологий.

    Высокие технологии – это, в сущности, разработка и создание низких технологий. Высокие технологии требуют только глубокого мышления, потому что алгоритмы взаимодействий с другими системами не известны.

    К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность. Но это условно высокие технологии, потому что из-за очень большой наукоемкости технологических процессов не все алгоритмы до конца известны и поэтому постоянно приходится применять глубокое мышление. Для этого во время выполнения технологических процессов необходимо постоянно получать информацию о ситуации окружающей реальности (о технологическом процессе), поэтому приходится постоянно что-то измерять и обрабатывать данные измерений, т.е., использовать методы высокой технологии, используя для этого глубокое мышление. Естественно это увеличивает знания и со временем алгоритмы взаимодействий с обрабатываемыми системами становятся достаточно известными, чтобы высокая технология перешла из разряда высокой в низкую. Когда-то фотографирование объекта являлось высокой технологией, этот процесс был искусством с точки зрения процесса изготовления всего лишь черно-белого снимка, потому что не все было ясно и фотограф во многом опирался на свой опыт и использовал глубокое мышление. Сегодня фотографические автоматы, делающие прекрасные цветные портреты высокого качества, стоят на каждом углу и никого не удивляют. Любой человек с самой далекой деревни или даже обезьяна может нажать на кнопку и получить свой высококачественный с точки зрения изготовления портрет. И все сделает автомат с простым БУС, потому что его «база данных» имеет достаточно информации и содержит отработанный алгоритм действий СФЕ.

    Высокие технологии требуют способности к глубокому мышлению, высокого знания человека и его непосредственного участия для увеличения этого знания. Другими словами, высокие технологии подвластны только разуму. Если технология в принципе не требует глубокого мышления, то участие человека в технологическом процессе является показателем отсталости технологического процесса, несмотря на всю его сложность, потому что предназначение человека связано только с его способностью быть разумным. Во всем остальном человек является обычным животным и если нет у кого-либо разума, то он – животное, как бы грустно это ни звучало. Участие человека в таких случаях оправдано только для технического обслуживания автоматов, которые выполняют низкую технологию.

    Критерием полноценности человека как разумной системы является только его способность к глубокому мышлению, быть разумным. Если в силу различных причин (травмы, болезни, врожденное уродство и т.д.) этой способности у кого-либо нет, он не является полноценным человеком, хотя это не значит, что он вообще не является человеком, если он соблюдает закон человека – закон равенства прав и обязанностей, потому что способность к глубокому мышлению можно развить, либо, в принципе, восстановить (в будущем в связи с развитием медицины), было бы желание. Но если кто-то обладает способностью к глубокому мышлению, но не соблюдает закон человека, он не человек со всеми вытекающими отсюда следствиями, потому что несоблюдение этого закона ведет к уничтожению мира человека.

    Отсюда вывод: предназначение человека являются высокие технологии, которые являются результатом познания Мира. Homo sapiens – это Homo perceiver (человек познающий).

    Силу познания можно продемонстрировать на следующем примере. Сколько было за всю историю человечества физиков, чьи труды лежат в основе всех технологий, достигнутых человечество? Несколько сот? А сколько людей прошло по Земле за этот период? Несколько десятков миллиардов? А какая эффективность этих крупиц разума! А что было бы, если бы эти десятки миллиардов не просто пользовались бы чужими плодами познания, а сами дополняли бы своими познаниями общую копилку знаний и совершенствования технологий? Вместо этого мы занимаемся использованием чужих знаний для уничтожения друг друга? Это никак не вписывается в понятие «человек разумный». Могут возразить, что не могут все быть учеными. Почему не могут? Есть только одно ограничение на пути к всеобщей разумности – недостаток университетов. Но кто же тогда будет работать для производства товаров потребления? Будут работать низкие технологии, которые не требуют непосредственного участия человека в производстве. Посылать миллионы молодых людей служить в армии – это более неоправданно экономически, чем посылать миллионы молодых людей учиться в университеты, что намного дешевле и намного экономически оправданнее, потому что после окончания университета эти молодые люди будут только поднимать экономику, а не разрушать ее.

    Есть множество различных наук, одной из которых является физика. Есть три подразделения физики: экспериментальная, теоретическая и практическая. Экспериментальная физика добывает факты, теоретическая физика подвергает их анализу, выявляет закономерности появления этих фактов и сферу их применения для использования в мире человека, а практическая физика преобразует выявленные закономерности в алгоритмы взаимодействий с изменяемыми системами окружающей реальности и реализует эти алгоритмы в виде промышленных предприятий. Экспериментальная, теоретическая и практическая физика (инженерия) являются высокой технологией, потому что требуют глубокого мышления. А использование уже реализованных алгоритмов в промышленных предприятиях является низкой технологией, потому что в принципе не требует глубокого мышления, если все алгоритмы уже известны и требуется участие всего лишь техников. То, что человек до сих пор используется в качестве рабочей силы в тех предприятиях, в которых его можно заменить на автоматы, говорит не о высокой технологии, а об отставании технологии от передовых уровней производства.

    Любая наука, будь то микроэлектроника, медицина или кулинария, должна быть построена по принципу и подобию физики, т.е., включать в себя экспериментальный, теоретический и практический отделы. Мы живем во Вселенной и знания о ней не даны нам с рождения, мы их приобретаем сами, в процессе своей жизнедеятельности. Если какие-либо отделы науки отсутствуют или не развиты, то данная технология не может полностью отвечать потребностям человека, потому что любая технология может быть совершенной только в том случае, если она опирается на данные соответствующей науки, в которой все три отдела развиты.

    Медицина – это технология восстановления здоровья больных. Есть множество медицинских технологий (народная, китайская, гомеопатическая, рефлексогенная и т.д.), но в большинстве развитых стран принята конвенциональная, основанная на экспериментальных опытах на животных с последующей проверкой в клинических испытаниях с участием людей в качестве подопытных субъектов. Тем не менее, несмотря на все современные успехи конвенциональной медицины она существует только в одном виде, она является экспериментальной, потому что практическая медицина тоже, по сути, является экспериментальной. Для того, чтобы медицина стала также и теоретической, она должна быть основана на общей теории систем, потому что организм человека – это очень сложная СИСТЕМА.

    Организм человека – это хотя и очень сложная, но типичная система, которая состоит из элементов управления (нервная система и гуморальные эндокринные, простогландиновые, цитокининовые и прочие подобные системы) и элементов исполнения (все остальные органы и системы организма). Как и любая типичная система организм человека подвержен разрушающему действию окружающей реальности, но у него есть система обмена веществ, которая должна восстанавливать все разрушения. Система обмена веществ не всегда может восстановить утраченные функции в полном объеме и возникает дефект. Дефектом является потеря каких-либо СФЕ (легочных, печеночных, сосудистых и т.д. функциональных единиц). Процесс накопления дефектов является болезнью. Если дефекты причиняются внешним воздействием (инфекцией, травмой и т.д.) – это острые болезни, если порочным кругом [8, 9] – это хронические болезни. Но в любом случае лечение больного организма включает в себя три компоненты:

  • диагностику
  • выявление дефектов в системах организма (недостаток тех или иных СФЕ),
  • выявление процессов их накопления (болезней),
  • выявление факторов, приводящих к появлению дефектов (выявление причин болезней),
  • прекращение действия факторов, приводящих к появлению дефектов (радикальное лечение) и
  • восстановлению дефектов, т.е., восполнению утраченных СФЕ (восстановительное лечение).
  • Каждая из этих компонент требует своей специфической технологии и развита в различной степени. Наиболее развитой отраслью диагностики на сегодняшний день является выявление дефектов в системах организма. Всем известны достижения в области компьютерной томографии, ядерного магнитного резонанса, рентгенологии и ультразвуковых методов исследований. Но даже эта отрасль является весьма примитивной, потому что может обнаруживать только большие дефекты, которые включают в себя уже многие миллионы или миллиарды погибших или патологических клеток.

    Выявление факторов, приводящих к появлению болезней развито намного хуже. Нет особых проблем выявить инфекционные или травматические факторы возникновения острых болезней, но практически нет методов выявления причин хронических болезней. Причина – отсутствие теоретической медицины, в результате чего нет, например, определений понятий острой и хронической болезни. Нет достаточного определения вообще болезни как явления. Поэтому возможны такие определения болезни, как:

    Болезнь — процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, выражающимся в возникновении побочных (неадекватных) реакций, а у человека — снижением на время болезни его трудоспособности [60].

    Чрезвычайный раздражитель из внешней среды – это еще понятно, всякие там бактерии, яды или камни. Но откуда берется чрезвычайный раздражитель из внутренней среды организма человека? Вот чуть чуть раньше его не было и вдруг он появился? Откуда? И что за ПРОЦЕСС он вызывает? Болезнь – это процесс, а процесс – это болезнь? Тавтология и софистика.

    Организм человека – это система. Поэтому, только зная теорию систем в приложении к медицине можно принять, что:

    Болезнь — это процесс потери СФЕ в каких-либо системах организма больного, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней среды (острые болезни) или порочного круга (хронические болезни), характеризующийся понижением функциональных резервов живого организма из-за чего его устойчивость против воздействий внешней среды снижена [8, 9]. Поэтому болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, что выражается в возникновении побочных (неадекватных) реакций, а у человека — снижением на время болезни его трудоспособности.

    Отсутствие теоретической медицины приводит к непониманию причин появления дефектов в организме больного. Это чревато недопониманием самих процессов и неправильным построением патогенеза болезни и недостаточности методов выявления процессов накопления дефектов.

    Выявление факторов, приводящих к появлению дефектов (причин болезней) достаточно развито только в отношении явных причин острых болезней (инфекция, яды, травмы и т.д.), но очень слабо развито выявление причин хронических болезней. Причина – отсутствие теоретической медицины.

    Прекращение действия факторов, приводящих к появлению дефектов (радикальное лечение) дано нам в достаточно примитивной форме. Лучше всего нам поддается прекращение инфекционных факторов, но и здесь есть проблемы, связанные с постоянной изменчивостью бактерий и вирусов (бактериальная устойчивость против антибиотиков). Но инфекционные болезни – это не только сами инфекции, это взаимодействие организма больного с инфекцией. Мы же, в основном, занимаемся только инфекцией, совершенно упуская из виду организм больного. Но ведь данный больной жил среди нас и вдруг почему-то только он стал жертвой атаки данной инфекции. Могут возразить, что, мол, нас инфекция не коснулась, а он был в контакте. Но мы же знаем, что даже во времена страшнейших эпидемий чумы в Европе в средние века некоторые люди были не подвластны чуме. Значит сам организм тоже стоит чего-то против инфекции. Сегодня не редкость, когда в одной палате соседями по койке лежат больные, у одного из которых есть, например, абсцесс или флегмона. Почему у него это есть, а у соседа этого нет и он не заболевает? Ответить на это может только теоретическая медицина.

    Хирургическое лечение хронических болезней вообще является средневековьем, потому что оттяпать человеку часть органа и превратить его в инвалида легче всего. Понятно, что если нет другого выхода, то такой путь является единственным для спасения его жизни. Но почему нельзя найти другие пути? Потому что нет теоретической медицины.

    Восстановление дефектов, т.е., восполнение утраченных СФЕ (восстановительное лечение) – это наименее развитая отрасль медицины, несмотря на, казалось бы, потрясающие успехи пересадки внутренних органов. Сам факт пересадки говорит о нашей беспомощности. Нужно сначала кого-то убить (назовите это иначе) или сделать из донора инвалида, чтобы взять у него орган для пересадки больному. При этом пересаживаемый орган взят не с конвейера новеньким, а уже имел различные приключения в течение жизни донора. Да и сам процесс взятия органа из донора, его консервация и транспортировка, процесс хирургической подсадки в организм реципиента и последующие иммунологические атаки организма реципиента «здоровья» не прибавляют. И даже если все трудности остались позади и у больного прижились, например, две взятые у родственников доли легких, приключения данного больного только начинаются и нет никакой гарантии, что у него будет светлое будущее, потому что может оказаться, что функциональных резервов пересаженных частей легкого не хватает для метаболических потребностей данного организма. А можно ли узнать это еще до пересадки легких? Можно, если сделать точный расчет, но это возможно, если есть теоретическая медицина.

    Но теоретической медицины пока еще нет и поэтому современная практическая медицина является очень примитивной. Любой больной для любого врача – это всегда эксперимент. В медицине существует Монблан известных фактов, но это очень неудобоваримая куча сведений, которая знанием практически не является, потому что в медицине нет системного анализа и нет понятия организма как целостной СИСТЕМЫ. Т.е., в каждом учебнике написано, что организм человека – это целостная система, но что такое ЦЕЛОСТНАЯ система никто не знает, потому что не знает, что такое «системный анализ». Иначе не было бы такой узкой специализации врачей и не было бы номенклатурной органной классификации болезней, которая сегодня принята в большинстве развитых стран, а была бы номенклатурная системная классификация болезней. Системная классификация – это целевая классификация, основана на понятии цели в приложении к системам организма больного. Каждая система организма больного имеет свою определенную цель и если данная система эту цель не достигает, она патологическая. Системная классификация болезней предусматривает системный анализ – анализ целей систем и подцелей подсистем [8, 9].

    Одним из следствий такой системной классификации болезней было бы наличие, например, врачей-специалистов по системе обмена метаболических газов – системе, которую сегодня не знает ни один врач, но которая включает в себя четыре таких важных органа, как легкие, сердце, сосуды и кровь. Но таких специалистов сегодня нет, а есть специалисты по отдельным частям этой системы: пульмонологи, кардиологи, специалисты по заболеваниям сосудов и патологии крови. Но нет поражения только одного из этих органов, потому что они очень связаны между собой, а есть поражение всей системы метаболических газов в целом, с разной долей участия отдельных элементов этой системы в поражении. Тем не менее сегодняшнюю органную классификацию этих болезней обслуживают четыре разных и практически не связанных между собой выше указанных специалистов – пульмонолог, кардиолог, специалист по болезням сосудов (несколько специальностей: вены, артерии) и гематолог (также несколько специальностей), поэтому невозможно понять, где центральное звено патологии. В результате «у семи нянек дитя не кормлено», больной не получает соответствующего лечения. Этому есть, к сожалению, слишком многочисленные примеры из клинической практики.

    Медицина – это не только лечение больных, но и организация этого лечения. Сюда включаются все подразделения министерства здравоохранения страны. И каждое такое подразделение также является системой. А раз системой, то они подчиняются тем основным четырем принципам, которым подчиняются абсолютно все системы нашей Вселенной:

  • у любой системы есть цель, которую система обязана выполнить,
  • любой системе цель задается извне,
  • для достижения цели цель разбивается на ряд подцелей,
  • для каждой из подцелей создается подсистема.
  • Отсюда, какую цель мы зададим системе здравоохранения (цель задается системе здравоохранения извне, т.е., нами, но выполняется системой здравоохранения), ту цель она и будет стремиться выполнить. Если мы зададим системе здравоохранения цель добиваться излечения больных от любых болезней, она будет стремиться этого достичь. Но если мы зададим системе здравоохранения цель добиваться получения как можно большей прибыли от процесса лечения больных, то система здравоохранения не будет заинтересована в лечении больных, потому что излечив всех больных она лишится прибылей. Вывод из сказанного читатель может сделать сам.

    Большинство систем, используемых человеком в своих технологиях имеют простейшие или простые БУС (простые автоматы). Очень мало систем с самообучающимся БУС, да и то они требуют участия человека для их «самообучения». И нет систем с 1-й и с 2-й сигнальными системами, хотя есть системы, которые могут «читать», слушать слова и переводить звуки в буквы, т.е., в каком-то приближении имеют 1-ю сигнальную систему. По нашим меркам это очень глупые системы, но они существуют всего несколько десятков лет, на фоне многих миллионов лет развития человека. У человека процесс приближения к возможностям только 1-й сигнальной системы занял несколько миллионов лет. Отсюда вывод, в недалеком будущем появятся интеллектуальные системы, которые, вероятно, смогут думать как человек. Тогда появятся крупные нравственные проблемы, потому что медленная эволюция приводит к «притирке» систем и выработке определенного баланса в их взаимоотношениях. Очень быстрая эволюция опасна очень быстрыми и сильными перегибами в развитии систем с почти полным отсутствием баланса взаимоотношений человека с интеллектуальными искусственными системами. Это чревато конфликтами. Единственный путь избежать подобных конфликтов – оставить прерогативу задания целей искусственным системам за человеком, причем должен быть жесткий контроль за тем, какие цели задаются системам (три закона робототехники А.Азимова). Следует всегда помнить, что если мы, люди, не всегда можем договориться между собой, то что говорить о взаимоотношениях между людьми и роботами?

    3. Сообщества мира человека (формирование мира демократии).

    Мир человека появился из мира животных, где основным регулирующим этот мир законом является закон джунглей – «побеждает сильнейший», если хочешь выжить, то будь сильным, иначе ты будешь уничтожен. В мире животных все друг другу враги и если системы даже объединяются (в стада, в прайды и т.д.), они это делают только против своих более сильных врагов. Львы объединяются против голода, антилопы против львов и т.д. Но даже внутри стада антилоп между ними могут быть бои до смертного исхода.

    Закон, регулирующий мир человека – это закон равенства прав и обязанностей. Одним из основных следствий этого закона является то, что все люди являются не врагами, а партнерами (в черно-белом варианте – друзьями). Ничего не случается сразу и вдруг и на все требуется время. Поэтому смена закона мира животных (закона джунглей) на на закон мира человека происходит не сразу и в истории человечества было множество общественных формаций (строев), но до сих пор пока еще нельзя сказать, что закон человека полностью и безоговорочно правит миром человека.

    Возникновение той или иной общественной формации и ее смена прямо связаны с уровнем технологий, которые были достигнуты к тому или иному периоду. Одной из первых общественных формаций был первобытно-общественный строй, основанный на родстве членов этих сообществ людей. Человек еще только только выделился из мира животных и технологии были примитивны. Такими сообществами еще во многом управлял закон джунглей, который определял общественную иерархию и, соответственно, потребление благ. Эти сообщества больше напоминали стадо животных, чем сообщество людей. Люди тех общественных формаций использовали инструменты только в качестве СФЕ собственного тела. Лопата усиливала руки при раскопках кореньев, нож усиливал ногти и зубы при разрыве плоти животных, а огонь усиливал биохимическое действие жлудочно-кишечного тракта, подготавливая пищу термической обработкой к ферментативному перевариванию.

    Но по мере развития технологий и увеличения типов и возможностей этих СФЕ (инструментов), собственных рук уже не хватало и потребовались дополнительные руки других разумных систем. Так возникло рабство – рабовладельческий строй. Если можно захватить некоторое количество людей, лишить их всяческих прав и оставить им только обязанности, заставив их держать инструменты в их руках и работать, то свои руки можно вообще освободить.

    Однако рабы тоже люди, обладающие разумом. Они понимали, что их деятельность почти не направлена на решение их собственных целей, они обладали способностью глубокого мышления и могли придумать способы, как избежать рабской работы и в то же время обеспечить себя прожиточным минимумом. Поэтому их производительность труда была достаточно высокой, чтобы оправдать их содержание хозяином-рабовладельцем, но слишком низкой, чтобы удовлетворить потребности хозяина-рабовладельца. А потребности хозяина-рабовладельца складывались не только из потребностей его собственного тела или даже потребностей его семьи, они были намного больше, потому что нужно было содержать армию, бюрократический аппарат и т.д.

    Поэтому рабовладельческий строй сменился феодальным, где рабам были даны очень мало прав, оставив все их обязанности. Рабы превратились в крепостных. Но это был всего лишь фиговый листок, почти не закрывавший рабство крепостных. В таких условиях до соблюдения основного закона мира человека (равенство прав и обязанностей) было очень далеко, но феодальный строй все же сыграл свою положительную роль в развитии мира человека. В те времена пищевые ресурсы человечества складывались из охоты (дикий мир), животноводства и посевного сельского хозяйства, появившихся в эпоху рабовладельческого строя и еще более развитых в эпоху феодального строя. Если бы не было рабовладельческого и феодального строев, то не было бы животноводчества и посевного сельского хозяйства. Тогда не было бы развития и человечества, потому что ресурсов дикого мира при экстенсивном захватническом ведении хозяйства не хватило бы на растущее население мира человека и были бы непрекращающиеся истребительские войны между племенами.

    Положительная роль рабовладельческого строя в том, что он развил оседлый образ жизни, позволивший животноводство и посевное сельское хозяйство. Феодальный строй положил начало признания прав всех членов общества. Но и в первобытно-общинном строе, и в рабовладельческом, и в феодальном все технологии были примитивными и основаны только на усилении возможностей тела человека, потому что использовались только инструменты в качестве дополнительных СФЕ тела человека и не было машин. Понятие «ручной труд» подразумевает деятельность тела человека, усиленную инструментами.

    Несмотря на то, что появление инструментов значительно усилило человека по сравнению с системами мира животных и, тем более, растений, этого все же было недостаточно, чтобы обеспечить всех членов общества равными правами на природу и результаты их труда.

    Только когда появились двигатели (моторы), появились машины, которые позволили исключить ручной труд, технологии стали усиливаться и производство товаров потребления стало нарастать, только тогда появилась возможность все увеличивать и увеличивать права каждого члена человеческих сообществ. Только тогда произошла смена феодального строя на капиталистический строй.

    Но и до сих пор закон джунглей среди людей полностью себя не изжил. В самых передовых странах установлено право большинства. Следовательно, меньшинство имеет меньше прав. Если бы подавление прав меньшинства приводило бы только к увеличению прав большинства, это еще можно было бы пережить. Но проблема заключается в том, что каждый член общества не обладает полными знаниями о ситуации окружающей реальности и если найдется человек с хорошо подвешенным языком, он всегда может с помощью своей демагогии найти поддержку не сведущего большинства и использовать полученную власть в своих корыстных целях, эксплуатируя также и большинство. Другими словами, при такой форме власти прав нет или их мало и у меньшинства, и у оболваненного большинства.

    Сегодня демократических сообществ еще нет, но они будут. В демократическом обществе должен править закон равенства прав и обязанностей человека, а не закон большинства.

    Есть множество неверных трактовок закона равенства прав и обязанностей, которые происходят из неверного толкования понятий «право» и «обязанности». Любые права касаются только действий систем. Система может совершать действие только в том случае, если у нее есть право на это. Обязанности накладывают ограничения на собственные права и обязывают признавать такие же права у других членов сообщества. У каждого члена сообщества есть одно абсолютное право и три относительных права:

  • право на жизнь,
  • право на природу (на окружающую реальность),
  • право на свои действия в окружающей реальности и
  • право на результаты своих действий.
  • Право на жизнь системы мира человека является абсолютным правом и касаются действий человека по защите этого права. Человеком является член общества, соблюдающий основной закон мира человека – закон равенства прав и обязанностей. Ни у кого нет права забирать жизнь другого человека, даже у социального общества (отсутствие прав на лишение жизни человека у любого объекта Вселенной, включая общество людей,). У человека есть слишком сильное оружие – разум, обладание которым может привести к полному уничтожению всего человечества. Разум – это абсолютное оружие, потому что он всегда может найти путь для достижения цели. И если целью является лишение кого-то жизни, то неосторожное «пользование» этим оружием может привести ко всеобщему уничтожению, если сделать для кого-то какие-то исключения этого права.

    Но абсолютное право ЧЕЛОВЕКА на жизнь не исключает убийство вообще. Если кто-то сознательно одержим целью лишить жизни другого человека или помогает другому одержимому убить человека, то его можно лишить жизни. Не признавая абсолютного права другого человека на его жизнь эта личность не выполняет своих обязанностей, поэтому эта личность перестает быть человеком и на него уже не распространяется закон равенства прав и обязанностей. Поэтому лишение жизни такого человека не является нарушением или исключением закона равенства прав и обязанностей. А так как этот человек опасен для других людей тем, что не выполняет своих обязанностей, то его нужно лишить жизни или тем или иным способом нейтрализовать его действия. Следовательно, можно лишить жизни того, кто сознательно хочет лишить жизни тебя, потому что он не выполняет своей обязанности ограничивать свои действия твоим правом на жизнь. Это вытекает из самого закона равенства прав и обязанностей и является правом своих действий для сохранения собственной жизни (правом на самооборону, на освободительную войну и т.д.).

    Право на природу является относительным правом, потому что есть условия, когда у тебя нет этих прав, и предусматривает равенство прав всех членов общества на все остальные системы окружающей реальности, которые не входят в понятие «система мира человека», т.е., не являются человеком. Человек никогда не может быть собственностью другого человека. Однако если ты видишь гору или оленя, они твои. Но в той же мере они принадлежат и остальным членам твоего социума. Следовательно, есть общественные права на что-то, что не является тобой или результатом твоих действий. Поэтому здесь вводится регламентация (ограничение) прав на природу, которая регулирует твои действия по отношению к природе. Т.е., ты можешь делать любые действия по отношению к природе, если они не ограничены правом на природу. Если данная гора содержит природные ископаемые, у тебя есть такие же права на их разработку, что и у любого другого члена общества. Но разрабатывать может только один из членов общества. Следовательно, выходом из положения может быть только конкурс: кто лучше это сделает, чтобы всем было больше пользы.

    Право на свои действия в окружающей реальности также является относительным правом, потому что есть условия, когда у тебя нет этих прав. Любая система, существуя в окружающей реальности и подвергаясь ее воздействию, обязана действовать, чтобы не быть разрушенной. Но действия систем мира человека ограничены законом равенства прав и обязанностей, правом на жизнь, правом на природу и правом на результаты своих действий: если твои действия могут причинить смерть или ущерб здоровью другому человеку, ты не имеешь права делать эти действия. Если твои действия могут нанести ущерб природе, ты ущемляешь права других на природу, поэтому ты не имеешь права делать эти действия по отношению к природе. Если твои действия могут нанести ущерб результатам действий других членов общества, ты ущемляешь права других на результаты их действий, поэтому ты не имеешь права делать эти действия по отношению к результатам их действий. В отношении остальных действий у любого человека есть совершенно одинаковые права на любые действия, если они не противоречат выше сказанным ограничениям (право на свои действия).

    Право на результаты своих действий также является относительным правом, потому что есть условия, при которых у тебя нет этих прав. Если ты не нарушаешь свои обязанности (твои действия не наносят ущерб ни здоровью других членов общества, ни природе, не результатам действий других членов общества и ты не нарушил свое слова, данное на проведение совместных действий), то результаты твоей деятельности принадлежат только тебе (право на результаты своих действий). Человек совершает свои действия, реализуя свое право на жизнь. Следовательно, результаты действий человека основаны на праве человека на свою жизнь. А так как человек имеет неотъемлемое право на свою жизнь, то у него есть неотъемлемое право на результаты его деятельности, если только это не противоречит правам других людей.

    Обязанностями являются ограничения прав человека на его действия и признание прав других членов общества и это является следствием прав человека на жизнь, на природу, на свои действия и на результаты своих действий. В понятие «обязанности» входит также понятие сдержания твоего слова, данного кому-то сделать определенные действия, которые опять таки не должны противоречить правам других членов общества. Человек – система социальная. Следовательно, действия систем должны быть согласованы. Если кто-то совершает свои действия и ожидает определенные результаты, при этом результаты его действий зависят от твоих действий, а ты их не делаешь, хотя и обещал (дал слово), ты приносишь ущерб своему партнеру, нарушая его право на результаты его труда. Если бы ты не обещал, твой партнер не засчитывал бы на тебя и не стал бы делать своих действий, которые в итоге не дали ожидаемые им результаты действий и не было бы нарушения его прав на результаты его действий.

    Ты имеешь право совершать свои действия только в том случае, если твои действия не ограничены правами других членов общества. Да, здесь имеет место ограничение твоих действий, в определенной мере это несвобода, но это ограничение касается всех в равной степени. В этом и заключается «равенство прав и обязанностей». Если снять эти ограничения, будет анархия и возврат к закону джунглей, в мир животных.

    Как видим, любая деятельность систем мира человека укладывается в ограничения правами на жизнь, на природу, на свои действия и на результаты своих действий.

    Закон равенства прав и обязанностей предусматривает расслоение общества на богатых и бедных. Если у тебя больше ума и ты много учился, то ты больше знаешь, более развит и можешь больше сделать. Но результаты твоего труда (результаты действий системы) принадлежат только тебе. Поэтому тебе и принадлежать будет больше других. Таким образом могут возникнуть слои общества, у которых есть много и у которых есть мало.

    Но это расслоение не является тормозом эволюции, а как раз наоборот, подобно жестокому закону джунглей в мире животных, является мощным стимулятором развития отдельных элементов общества людей. Если ты имеешь мало и хочешь больше, то развивайся, научись делать больше. Тогда и у тебя будет больше. Если у всех членов общества будут одинаковые возможности, расслоения общества не будет. Для этого каждый член общества должен иметь право на образование. Здесь мы не рассматриваем вопросы, связанные с дефектами здоровья.

    Отсюда же следует, что у каждого есть право на деятельность, но нет права на труд. Трудом является деятельность, направленная на удовлетворение чьих-то потребностей. Труд должен оплачиваться. Если ничьи потребности не удовлетворяются, это пустая деятельность, которая не должна оплачиваться. Оплата зависит от интересов общества: если твои результаты действий никому не нужны, ты не имеешь права на оплату твоего труда. Поэтому ты сам должен позаботиться, чтобы результаты твоих действий были интересны и нужны обществу и им потреблялись. Только тогда ты будешь иметь право на оплату твоего труда. Но результаты твоих действий нужны будут обществу только в том случае, если они с точки зрения общества каким-либо образом будут отвечать целям общества. Следовательно, твои действия должны быть целесообразными.

    Это исходит из первой аксиомы ОТС: у каждой системы есть цель. Социальное общество – это тоже система, у которой есть своя цель и любые действия элементов этой системы (людей) должны быть направлены на достижение этих целей. Следовательно, есть потребность в определенных действиях элементов системы для достижения этих целей. Если элемент системы (человек) совершает целенаправленные действия, значит он удовлетворяет какие-то потребности общества и эта деятельность является трудом, который должен быть оплачен. Для этого человек должен совершать сознательные и обдуманные действия, исходя из адекватной оценки ситуации окружающей реальности и на основе глубокого мышления, для выработки наиболее оптимального решения о своих действия.

    Таким образом, несмотря на то, что у члена общества нет права на труд с точки зрения своей занятости и заработка, у общества есть необходимость в его труде, потому что общество еще не имеет полной и абсолютной власти над окружающей средой. Для этого еще есть потребность в действиях общества против окружающей среды, а эти действия выполняют члены общества. Другими словами, у человека нет права на труд (права требовать оплату его деятельности, если она не затребована), но его деятельность всегда может быть трудом (оплаченной деятельностью), если она целесообразна для общества и общество этим пользуется. Отсюда, только два условия определяют целесообразность действий человека:

  • адекватность действий данного человека потребностям общества (целенаправленность и профессионализм) и
  • адекватность действий органов управления обществом потребностям общества (целенаправленность и профессионализм).
  • Демократия является проявлением закона равенства прав и обязанностей. Слово «демократия» состоит из двух слов: «демос» (народ) и «кратия» (кратный, равный). Исходя их семантики этих слов нужно понимать именно равенство (кратия) прав и обязанностей всех (народа). Однако демагогия политических лидеров совершенно извратила это понятие, внеся новое понятие в основу закона равенства прав и обязанностей – «власть большинства».

    В общепринятом определении демократии есть противоречие: «демократия (греческое “демос” – народ) – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая... [61]». При власти большинства не может быть равноправия граждан, потому что меньшинство будет обладать меньшими правами по отношению к большинству. Следовательно, нарушается основной закон мира человека – закон равенства прав и обязанностей. Нарушение основного закона какого либо мира систем препятствует развитию этого мира систем и его эволюции.

    Вывод: власти большинства не должно быть, у всех людей должны быть равные права.

    Чтобы было право на что-то, необходимы два условия: желание на действие и возможность выполнения этого действия. У меньшинства есть желание сделать определенное действие, но нет возможности его выполнить, в силу юридического закона, принятого большинством. У большинства нет желания выполнять это действие, потому что это их выбор, и так же нет и возможности его выполнить в силу того же закона. Налицо неравноправие, а значит и отсутствие демократии. Искусный демагог может уговорить большинство на принятие определенного закона. В результате он будет эксплуатировать меньшинство (да и большинство тоже, поскольку закон уже принят и его трудно закрыть). Поэтому существует коррупция, бюрократия, политическое интриганство и прочие «язвы нашего общества». Истинная демократия может быть лишь тогда, когда у тебя есть равные со всеми права на свою деятельность, если эта деятельность не противоречит твоим обязанностям – соблюдать права других членов общества на жизнь, на природу и на результаты их труда.

    Закон равенства прав и обязанностей исходит из закона для БУС с 1-й сигнальной системой – «сила во взаимодействии». Возможны три возможных варианта результатов действий такого взаимодействия: максимальный, оптимальный и минимальный.

    Максимальным результатом действий будет результат совместного взаимодействия высоко-результативных систем (членов общества).

    Но общество не состоит только из высоко-результативных систем, в нем есть и низко-результативные системы, поэтому возможен не максимальный, а оптимальный или минимальный результат совместных действий.

    Оптимальным результатом действий будет результат совместного взаимодействия высоко- и низко-результативных систем (членов общества), если каждая из них будет выполнять максимум того, что она может. Это возможно только при оптимальном управлении этих систем, когда на каждую из них будет возложено столько, сколько они максимально могут выработать («от каждого по способности»). Но вырабатывать максимально они будут только в том случае, если будут уверены, что взамен получат оплату соответственно своему труду («каждому по труду»). В обоих случаях будет соблюдаться закон равенства прав и обязанностей систем мира человека – права каждого на свои действия и на результаты своих действий («от каждого по способности, каждому по труду»).

    Минимальным результатом действий будет результат совместного взаимодействия высоко- и низко-результативных систем (членов общества), если каждая из них не будет выполнять максимум того, что она может. Если низко-результативные системы будут получать оплаты больше, чем высоко-результативные, то последние уменьшат свои действия и их результат действий будет меньше и совместный результат действий будет минимальным, а не оптимальным, потому что закон равенства прав и обязанностей будет нарушен – нарушены права на свои действия и на результаты своих действий («от каждого по способности, каждому произвольно установленный минимум»). Так и происходило практически во всех общественных формациях прошлого и все еще происходит во многих обществах настоящего. Только сейчас в странах демократии начинается тенденция к соблюдению основного закона систем мира человека, закона истинной демократии – равенства прав и обязанностей. Минимальный результат совместных действий членов общества людей замедляет развитие этого общества и его эволюцию.

    Разум является абсолютным оружием, с которым необходимо обращаться очень осторожно. В чем же проявляется сила разума? В том, что он может преобразовывать окружающую реальность. Это преобразование может служить дальнейшему прогрессу и эволюции систем, но также может прекратить эту эволюцию, полностью разрушив окружающую реальность.




    [ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

     Поиск по медицинской библиотеке

    Поиск
      

    Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



    Реклама

    Мнение МедРунета
    Чем вы руководствуетесь в выборе медицинского учреждения?

    Советами родных и знакомых
    Отзывами на специализированных сайтах
    Собственным опытом
    Информацией, представленной на сайте учреждения
    Рекламой
    Другими причинами



    Результаты | Все опросы

    Рассылки Medlinks.ru

    Новости сервера
    Мнение МедРунета


    Социальные сети

    Реклама


    Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





    MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
    При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.