Объявления

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

§2. Что нам известно о Мире

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Сознание, материя и реальность / §2. Что нам известно о Мире
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 599; прочтений - 2460

§2. Что нам известно о Мире

Нам мало что известно о происхождении нашей Вселенной. До ХХ века научный мир предполагал, что Вселенная вечна, бесконечна и неизменна. Этот космологический принцип был впервые сформулирован немецким философом Николаем Кузанским (1401-1464), который еще в XV в. утверждал: «Вечно движущаяся Вселенная не имеет ни центра, ни окружности, ни верха, ни низа, она однородна, в разных частях ее господствуют одинаковые законы» (стационарная бесконечная Вселенная). Ему же принадлежит знаменитый афоризм: «Вселенная есть сфера, центр которой всюду, а окружность нигде» [22].

Кульминацией развития стационарной Вселенной была разработка Энштейном и де Ситтером в 1917 году модели стационарной и бесконечной Вселенной, но с ограниченным и конечным объемом. Однако эту модель Энштейн переделывал несколько раз. Один раз из-за неустойчивости Вселенной в модель был введен «космологический член», чтобы обеспечить квазистатичное распределение материи, которое вытекает из малости звездных скоростей». А затем в 1932 году Эйнштейн и де Ситтер еще раз переделали модель Вселенной и опубликовали модель нестационарного мира с нулевой пространственной кривизной, чтобы учесть обнаруженный факт разбегания и удаления от Земли галактик (Хаббла) с учетом работ Фридмана и Леметра.

Тут же отметим, что, вероятно, Вселенная имеет конечный объем. Данные наблюдений и новых экспериментальных данных, полученных группой американских астрофизиков (под руководством Charles Bennett, Johns Hopkins University [44]) с помощью космического Микроволнового зонда Уилкинсона (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe, WMAP), который фиксирует флуктуации температуры и яркости, своего рода рябь (отклонения от среднего уровня) на поверхности «океана» реликтового микроволнового излучения, родившегося спустя «мгновение» (примерно 300 тысяч лет) после Большого взрыва, показали, что спектр длин волн этой ряби имеет вполне ограниченные значения и из этого следует, что Вселенная имеет ограниченный объем. Если бы Вселенная имела бы бесконечные размеры, спектр длин волн этой ряби был бы неограничен.

Впервые данные о расширении Вселенной были получены в 1913 году в Лоуэльской обсерватории во Флагстаффе, штат Аризона, США, где обнаружили странный светящийся объект, позднее названный галактикой Андромеда. Разобраться с этим объектом попросили астронома Весто Слайфера из той же обсерватории. Он занимался астрономической спектроскопией и обнаружил, что эта галактика удаляется от Земли со скоростью около 700000 миль в час. Другие соседние с Андромедой галактики так же удалялись от Земли с огромной скоростью. К 1925 году он обнаружил еще сорок две самостоятельные галактики, с огромной скоростью разлетавшиеся в разные стороны от нашей планеты [13]. Никакого объяснения этому феномену Слайфер так и не нашел.

Однако Эдвин Хаббл, подобно Весто Слайферу, на основе эффекта Доплера повторно обнаружил разбегание галактик и в 1929 году опубликовал свой знаменитый закон, утверждающий, что дальние галактики разбегаются во всех направлениях и что их радиальная скорость пропорциональна расстоянию до нашей планеты, из чего следовало, что у Вселенной было начало и она произошла из одной сингулярной точки путем Большого Взрыва. Это привело к полному пересмотру всех космологических концепций и, с учетом математических моделей Фридмана и Леметра с нулевым значением космологического члена привело к разработке новой физики.

С тех пор общепризнано, что наша Вселенная имеет ограниченный объем и время своего существования. Расчеты показывали, что примерно 15 млрд лет назад все вещество Вселенной было сжатым в одной сингулярной точке и затем Вселенная стала расширяться (закун Хбббла – закон всеобщего разбегания галактик, правило физической космологии, согласно которому красное смещение удалённых объектов пропорционально их расстоянию от наблюдателя). Таким образом, чем дальше галактика от нас, тем быстрее она от нас удаляется [60]). Начало расширению нашей Вселенной положил Большой Взрыв. Если «проиграть» расширение Вселенной в обратном порядке с той скоростью разбегания, которая наблюдается сегодня, то вся Вселенная соберется в сингулярную точку (космологическая сингулярность), отстоящую от нашего времени на 13-20 миллиардов лет [49] (рис. 48). Невозможность избежать сингулярности в космологических моделях общей теории относительности была доказана в числе прочих теорем о сингулярностях Р. Пенроузом и С. Хокингом в конце 1960-х годов [40].

[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]