Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Введение. ИСТОРИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУК ХХ-го ВЕКА, ПРЕДТЕЧИ
НООГЕНЕЗА И ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА
Важные исследования задерживаются из-за того,
что в той или иной области неизвестны результаты,
уже давно ставшие классическими в смежной области.
Норберт Винер (1894—1964)
ОТКРЫТИЯ В СФЕРЕ ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Предтечи (лица и события, подготовившие условия для) формирования экологии
интеллектуальных систем и информационной гигиены. Развитие разума связано со
скоростью информационных операций, количеством и качеством информации и каналов
связи, количеством интеллектуальных компонентов, участвующих в накоплении,
обмене, анализе и синтезе информации.
Еще в XVII веке Рене Декарт (1596—1650) сформулировал
теорию познания рационализма, разработал схему рефлекторной дуги, разделил нервы
на проводящие к мозгу центростремительные импульсы и центробежные импульсы от
мозга.
В XIX веке Германом Гельмгольцем (1821—1894) в 1847
году в работе «О сохранении силы» было дано обоснование справедливости закона
сохранения энергии для процессов протекающих в живых системах. В 1850—1871 гг.
проведены первые измерения скорости распространения возбуждения по нервам
Чарльзом Дарвиным (1809—1882) в 1871 году в его труде «Происхождение человека
и половой отбор» были заложены основы учения об антропогенезе, а в 1872 году в
труде «Выражение эмоций человека и животных» — обобщены строго объективные
представления об эмоциях, как адаптивных реакциях организма, возникших в
процессе эволюции.
В XX веке в физиологии и медицине был совершен целый
ряд открытий, касающихся информации, приема сообщений и сведений, их хранения,
производства и передачи, одним словом, в области функционирования
«информационного микрокосма» человека. Из них в раздел «морфофизиология
информационно-интеллектуальных систем» можно сгруппировать открытия, получившие
признание Нобелевского комитета: строения нервной системы (К. Гольджи, С.
Рамон-и-Кахаля, 1907); диоптрики глаза (А. Гуль-странд, 1911); физиологии
вестибулярного аппарата (Р. Барани, 1914); функций нейрона (Ч. Шеррингтон, Э.
Эдриан, 1932); химической природы передачи нервной реакции (О.Леви, Г. Дейл,
1936); функциональных различий нервных волокон (Д. Эрлангер, Г. Гассер, 1944);
функциональной организации промежуточного мозга и его связи с деятельностью
внутренних органов (В. Гесс, 1949); ионных механизмов возбуждения и торможения в
периферических и центральных частях оболочек нервных клеток (Д. Эклс, А. Ходжкин,
А. Хаксли, 1963); физиологических и химических механизмов зрительного процесса
(Р. Гранит, Х. Хартлайн, Д. Уолд, 1967); сигнальных веществ в контактных органах
нервных клеток и механизмов их накопления, освобождения и дезактивации (У.
Эйлерм, Д. Аксельрод, Б. Кац, 1970); моделей индивидуального и группового
поведения (К. Фриш, К. Лоренц, Н. Тинберген, 1973); выделения гормонов в мозге
(Р. Гиймен, Э. Шалли, 1977); функциональной специализации полушарий мозга (Р.
Сперри, 1981); обработки информации в зрительном нерве (Д. Хьюбелл, Т. Визел,
1981); факторов роста нервных клеток (Р. Леви-Монтальчини, С. Коэн, 1986); роли
G-протеинов в переносе сигналов в клетках (А. Гилман, М.
Родбелл, 1994); генетического контроля раннего эмбрионального развития (Э. Левис,
Х. Нусслейн-Волхард, Э. Вейсчаус, 1995); сигнального переноса в нервной системе
(А. Карлсон, П. Грингард, Э. Кандел, 2000).
Следует также отметить, что введение в 1936 году Гансом Селье понятия
«стресс», стимулировало в дальнейшем развитие учения об эмоциональном стрессе и
нервно-психическом перенапряжении.
Вклад членов Российской академии медицинских наук. Необходимо отметить
прецеденты в медицинской науке по преодолению проблем измерения информации.
Отсутствие разработанного учения об информации и ее носителях не помешало
основателю отечественной физиологической и психологической школы И. М. Сеченову
(1829—1905) утверждать о существовании «темных чувств и ощущений», исходящих от
внутренних органов, а российскому основателю психоневрологии В. М. Бехтереву
(1857—1927) открыть ядра и проводящие пути мозга.
Отсутствие нормирования информации не препятствовало Н. Е. Введенскому
(1852—1922) при доказательстве, что содержание любой ответной реакции на
раздражение определяется, с одной стороны, исходным уровнем физиологической
лабильности ткани, с другой — величиной и особенностями действующего
раздражителя, а А. А.Ухтомскому (1875— 1942) — при развитии учения об усвоении
ритма и о доминанте, как о рабочем принципе нервных центров.
В экспериментах лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова (1849— 1936) с
фистулой, не измерялось количество и качество информации предъявленной собаке и
точные пути информационных процессов при безусловном рефлексе. В качестве
результата эксперимента был принят наглядный, открытый им эффект: воздействие
(зрительной информации) — результат (выделение желудочного сока).
Учение академика В. Н. Черниговского (1907—1981) о взаимодействии
экстероцепции и интероцепции в центральной нервной системе было разработано
(1973) при отсутствии как тогда, так и до настоящего времени приборов
регистрирующих, например, фоновую интероцепцию, а выводы делались по
результативным эффектам в экспериментах.
Отсутствие точного количественного и качественного измерения и нормирования
информации не явилось препятствием для академика П. К. Анохина (1898—1974),
чтобы выдвинуть положение о том, что эмоции и мотивации являются обязательными
компонентами функциональной системы, составляя вместе с обстановочной и пусковой
афферента-циями основу для афферентного синтеза (1966—1968), а для академика
П.В.Симонова — в 1961—1987гг. разработать информационную теорию эмоций и
предложить формулу возникновения эмоций, среди многочленов которой - информация
о потребностях, информация о необходимых средствах, информация о существующих
средствах.
Необходимо отметить вклад в биофизику и нейрофизиологию многочисленных
исследований количества нейронов головного мозга, одними из основополагающих из
которых явились в 1960-х годах работы академика Г. Р. Иваницкого.
Все эти открытия создали предпосылки для формирования системы знаний об
индивидуальной информационно-интеллектуальной биосистеме, которой обладает
человек.
ОТКРЫТИЯ В СФЕРЕ ФИЗИКИ ИНФОРМАЦИИ
Предтечи формирования разума человечества в современной цивилизации.
Информационный бум начался в XIX веке с изобретением А.
Г. Беллом (1847—1922) в 1875 году электромагнитного телефона,
В XX веке в физике были совершены открытия и
изобретения, касающиеся информации, новых методов познания внешнего мира,
содержания сигналов, а также средств их доставки и связи. Из них в раздел
«физика информации» можно сгруппировать открытия, получившие признание
Нобелевского комитета: рентгенографии (К. Рентген, 1901); влияния магнетизма на
процессы излучения (Х.Лоренс, П. Зееман, 1902); радиоактивности (П. Кюри, М.
Склодовская-Кюри, 1903); электролитной диссоциации* (С.Аррениус, 1903); катодных
лучей (Ф.Ленард, 1905); прецизионных оптических инструментов (Ф. Майкельсон,
1907); цветной фотографической репродукции (Г.Липман, 1908); беспроволочного
телеграфа (радио) (Г.Маркони и Ф.Браун, 1909) (ранее — А.Попов); эффекта Доплера
(И. Штарк, 1919); фотоэлектрического эффекта (А. Эйнштейн, 1922; Э.Милликен,
1923); строения атомов и испускаемого ими излучения (Н.Бор, 1922);
электрокардиографии** (В. Эйнтховен, 1924); усовершенствования фотографии
ядерных процессов и открытие мезонов (С. Пауэлл, 1950); измерения ядерного
магнетизма (Ф. Блох, Э. Парселл, 1952); распределительной хроматографии* (А.
Мартин, Р.Синг, 1952); фазоконтраст-ного микроскопа (Ф. Цернике, 1953);
полупроводников и транзисторного эффекта (У. Шокли, Д. Бардин, у. Браттейн,
1956); полярографического анализа* (Я. Гейровский, 1959); метода датирования
углеродом-14* (У.Либ-би, 1960); оптических методов исследования колебаний атомов
в области радиочастот (А.Кастлер, 1966); процессов генерации энергии звезд
(Х.Бете, 1967); голографии (Д.Габор, 1971); сверхпроводимости (Д. Бар дин, Л.
Купер, Д.Шриффер, 1972); радиоастрономических (М.Райл, Э.Хьюиш, 1974);
радиоиммунологических** (Р.Ялоу, 1977); томографических методов исследований** (А.Кормак,
Г.Хаунсфилд, 1979); электронной микроскопии кристаллов и структур
нуклеопротеиновых комплексов* (А. Клуг, 1982); электронной оптики, сканирующего
туннельного микроскопа (Э. Руской,
* — открытия, признанные в химии
** — открытия в физиологии и медицине
Г. Бинниг, X. Рохлер, 1986); суперпроводимости
керамических материалов (Д. Беднорз, К.Мюллер, 1987);
ядерно-магнитно-резонансной спектроскопии* (Р.Эрнст, 1991); новых пульсаров и
возможностей изучения гравитации (Р.Хуле, Д.Тейлор, 1993); нейтронной
спектроскопии и дифракционной техники (Б.Брокхаус, К. Шул, 1994); регистрации
лептонов и нейтрино (М.Перу, Ф.Рейнес, 1995); вычислительных методов в квантовой
химии (Д.Попл, 1998); полупроводниковых гетероструктур, используемых в
высокоскоростной- и опто-электронике (Ж. Алферов, Х.Кроемер, 2000); интегральных
схем — «чипов» (Д. Килби, 2000).
Следует отметить, что большое значение для информационных технологий имело
изобретение в 1929 В.К.Зворыкиным и М.фон Ардение кинескопа — приемной
телевизионной трубки, а в 1931 В. К. Зворыкиным и С. И. Катаевым иконоскопа —
передающей телевизионной трубки.
Кроме того, еще одним прорывом в сфере информации в 1989 году явилось
изобретение Т. Бернерс-Ли языка интернета — HTML.
Все эти открытия в совокупности, с одной стороны, сформировали информационную
революцию во внешней среде, разверстку информационной бездны, гигантскую
информационную волну, обрушившуюся на земную цивилизацию и захлестывающую
информационным потопом все человечество, с другой — могли способствовать
формированию нового единого научно-технического информационно-интеллектуального
макрокосма человеческой цивилизации. Предстояло проанализировать основные
моменты результатов «наложения» информационной революции в окружающей среде на
физиологию человека, здоровье населения, цивилизацию в целом
УЧЕНИЯ, ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ОБ
ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ
Предтечи гипотезы «глобального разума» макросоциума и учения о ноогенезе.
Эрнст Геккель (1834—1919) в 1866 году ввел такие термины, как онтогенез и
филогенез, в связи с формулировкой основного биогенетического закона, согласно
которому онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое и сжатое повторение
филогенеза — процесса исторического развития отдельных типов, классов, отрядов,
родов, семейств, видов живых организмов; предложил трактовку термина экология.
Выдвинутая В. И. Вернадским (1863—1945) идея, о том, что уже в 30-х годах
XX века «человечество вступило в ноосферу — сферу
ведущего значения разума» («noos» от греч. «разум»), так
как якобы уже тогда «преобразовались средства связи», «человечество стало
единым, поднялось благосостояние трудящихся, наступило равенство всех людей и
войны исключи-лись из жизни общества» — сомнительна по своей своевременности,
так как к тому времени население Земли приближалось всего лишь к 1 млрд;
телевизоров, компьютеров, сотовых телефонов, спутниковой и Интернет связи не
было; человечеству предстояло еще испытать ужасы II
Мировой войны. Между тем, заявление В. И. Вернадского могло свидетельствовать о
международном характере науки и способствовало развитию человеческой мысли по
гипотезе «глобального разума» в будущем
К.Э.Циолковский (1875—1935) явился основателем космической философии,
выдвинул идеи поиска внеземного разума, связи с внеземными цивилизациями, в
книге «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы», изданной в Калуге в 1928 году
писал: «...Что могущественнее разума? Ему — власть, сила и господство над всем
космосом. Последний сам рождает в себе силу, которая им управляет. Она
могущественнее всех остальных сил природы...».
В статье Клода Шеннона «Математическая теория коммуникаций» в 1948 году
впервые было сформулировано определение информации, связанное с мерой
неопределенности (степени незнания того, что подлежит передаче). Соответственно,
цель передачи информации — это снятие данной неопределенности. В соответствии с
данным подходом по мере получения информации снимается неопределенность, при
этом, чем больше информации получено, тем меньше степень неопределенности
получателя.
В 1948 году Норберт Винер (1894—1964) в своей книге «Кибернетика»
сформулировал предмет, объект и основные понятия новой науки об общих
закономерностях управления и связи, лежащих в основе разнообразных управляющих
систем. Теоретическое ядро кибернетики составили теория информации, теория
кодирования, теория алгоритмов и автоматов, общая теория систем, теория
оптимальных процессов, методы исследования операций, теория распознавания
образов, теория формальных языков. Биокибернетический подход оказался
плодотворным для исследования процессов жизнедеятельности клеток, морфогенеза,
работы мозга и органов чувств, регуляции других функциональных процессов.
В трудах (1955—1975) палеонтолога, философа и теолога П.Тейя-ра де Шардена
(1881—1955) прослеживались попытки создать цельное мировоззрение, так называемую
научную феноменологию, в которой должна быть снята противоположность между
наукой и религией. Под ноогенезом подразумевалось действие по созданию чего-либо
духовного; процесс создания новой планетарной оболочки (ноосферы), формирующей
целостно человеческое мышление. Утверждалось: человек, преобразуя материю,
включается в творчество эволюции; дальнейшее совершенствование эволюции возможно
только на коллективной основе.
Еще Фридрихом Энгельсом (1820—1895) был предложен закон перехода количества в
качество в книге «Диалектика природы» впервые опубликованной в 1925 году. А в
1970-х годах Германом Хакеном было развито междисциплинарное научное направление
синергетики (совместного действия), объединяющее процессы, возникающие в
результате действия нескольких факторов, не сводящихся к простой суперпозиции, с
неожиданными эффектами «взрывного» характера, когда новое качество возникает
скачкообразно при плавном изменении внешних и внутренних условий. К примерам
синергетического характера, были отнесены появление нового вида в эволюции,
образование (закладка) нового органа, явления дифференцировки в развитии
организма, революционные процессы в человеческом обществе.
В 1977 году И. Р. Пригожий разработал теорию о «диссипативных структурах»,
возникающих в ходе самоорганизации из хаоса, происходящего при появлении
неустойчивости предшествующего состояния, благодаря оттоку энтропии наружу,
который уравновешивает рост в открытой системе. Математическое условие
устойчивости стационарных состояний с минимальным производством энтропии в
термодинамике было названо «критерием эволюции».
В 1998—2002гг. академик С.П.Капица, обобщив существующие данные по прогнозам
народонаселения, разработал и опубликовал математический анализ резкого
возрастания численности населения земли в XX веке со
стабилизацией его количества в XXI—XXII
вв.
Ученые медики-физиологи подготовили штрихи морфологии и физиологии к полному
вскрытию заложенной природой картины интеллектуальной системы человека,
ученые-физики — предварили архитектуру и функцию информационных скоростных
коммуникаций и памяти для окончательного создания интеллектуальной
системы человечества, а ученые биологи-эволюционисты, экологи, математики
добавили модели для понимания природных процессов и завершенного формирования
самосознания человечества.
Эти и ряд других теоретических работ создали предпосылки как для создания
учения о ноогенезе и теории интеллекта, так и для формирования интеллектуальной
макросистемы человеческой популяции, которая в течение XX
века увеличила количество собственных компонентов — людей примерно в 5 раз.
Глава из книги:
Еремин А.Л.
Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с. (все
права защищены, ссылка на авторство обязательна)
Источник: http://a-eremin.ru/rus/