Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 2.3. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Ноогенез и теория интеллекта / 2.3. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 4959; прочтений - 6934
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

2.3. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

Цель — векторы современного полового отбора, определяющие появление нового вида человека. Распространено мнение, что, эволюция вида человека остановилась. «Биологическая эволюция от обезьяны к человеку была исключительно быстрой. Если бы человек и дальше эволюционировал как вид... Но в самый разгар биологической эволюции случилось невиданное: человек вышел из-под влияния естественного отбора. Вышел незавершенным. И таким остался навсегда...» (В. Р. Дольник, 2004). «Человек сбежал из мастерской отбора недоделанным» (Б.Жуков, 2005).

Но действительно ли это так? Важность ответа на вопрос сложно переоценить как для формирования векторов развития естественных и гуманитарных наук, так и для развития цивилизации. Стоит, например, вспомнить какую роль на развитии систем знаний и даже социально-политических мировоззрений сыграли учения о законе безграничного размножения особей, приводящему к появлению «лишних людей» Т. Мальтуса (1798), «борьбы за жизнь, половом отборе и происхождении видов» Ч.Дарвина (1859,1871), или «роли труда в превращении обезьяны в человека» Ф. Энгельса (1876).

В связи с этим мною была поставлена цель: при анализе эволюционной систематики и отличительных признаков человека, определить особенности полового отбора в современном обществе и векторы возможной эволюции, формирующие появление нового вида (подвида) людей, которые в своей совокупности являют уникальный среди биологических видов феномен глобально-взаимодействующей популяции человечества.

2.3.1. Систематика человека

Homo sum humani nihil ami alenum puto.
Я человек и ничто человеческое мне не чуждо.
Теренций Публий (195
— 759 гг. до н. э.)

Семейство человекообразных и род человека, ступени эволюции и время появления. В 1735 году К. Линней в «Системе природы» опубликовал положение Homo sapiens в животном мире, давшее начало развитию учения об антропогенезе — процессе эволюционно-исторического формирования человека. Линней выделил таксономические (греч. taxis — построение, расположение в порядке + nomos — закон) признаки — категории, характеристики живых организмов, позволяющие оценивать их расположение в систематике — упорядоченной совокупности объектов в единой структурной системе. В соответствии с этой классификацией виды человека относятся к классу (classis) Млекопитающие (Mammalia), отряду (ordo) Приматы, семейству (familia) Человекообразные, роду (genus) Человек. Ступени эволюции и время их происхождения наглядно изображены на рис. 2.2.

Виды Человека, их отличия на ступенях эволюции и время происхождения. Вид (species) — основная категория биологической классификации. На рис. 2.3 представлено появление некоторых новых видов в ходе антропогенеза и отдельные характерные им отличительные признаки.

Предшественник человека — австралопитек (Australopithecus) появился 4—7 млн лет назад и обладал новым признаком — большим объемом мозга как у современных обезьян. Homo habilis, человек умелый — новый признак — использование каменных орудий. Homo erectus, человек прямоходящий — новый признак — прямохождение и использование огня для приготовления пищи. Homo neandertalensis, человек из Неандерта-ля — новый признак — хоронили своих умерших. Homo sapiens, человек разумный — 100 тысяч лет назад (по некоторым данным — от 40 до 200 тыс. лет назад), один из новых признаков — наличие уникального свойства в виде художественного творчества (фигуры и рисунки в пещерах).

Подвиды Человека разумного, появление древних и разнообразие современных. Известна классификация подвидов человека разумного, которую условно по времени можно разделить на две ступени — древние подвиды и современные расы (рис. 2.4 ). Все человеческие расы относятся к одному виду (Н. sapiens) и приблизительно соответствуют зоологическим подвидам. Метисация, происходящая при соприкосновении даже очень отдаленных рас, подтверждает видовое единство человека. Расовые классификации строились обычно на основании внешних морфологических (физических) особенностей — цвета кожи, формы волос, развития третичного волосяного покрова, строения лица. Сочетание этих признаков позволяет разграничить три большие расы — европеоидную, монголоидную и экваториальную (негро-австралоидную). Есть и другие многочленные и многоуровневые варианты расовой классификации (А. Г. Козинцев, 1984; В. А.Тишков и др., 1998). Генетически же расы вышли из одного гнезда, причем сравнительно недавно в масштабах эволюции. Первичное развитие и отделение друг от друга популяций началось около 100 тыс. лет назад в Африке, откуда одна ветвь вышла и стала делиться на континентальные ветви (Л.Животовский, Э.Хуснутдинова, 2003).

2.3.2. Функциональные отличительные признаки видов Человека

«Вес» функциональных отличительных признаков. К. Линней заложил принцип схожести (или несхожести) существ по фенотипу (греч phaino — являть, обнаруживать + typos — отпечаток, образ) — совокупности всех признаков организма на определенной стадии развития. У каждого вида число признаков, которые в принципе могут быть использованы в качестве отличительных, бесконечно велико; все их невозможно перечислить ни в каком описании и невозможно показать ни на каком изображении. Поэтому при описании каждого вида указывают лишь его отличия от других известных видов. «Вес» признака считается тем большим, чем большую информацию несет признак о родственных отношениях.

Линней разделил род Homo на два вида: человека разумного Н. Sapiens и человека-животное Н. Troglodytes с описанием последнего как существа в высшей степени подобного человеку, двуногому, однако обволошенному, ведущему ночной образ жизни и, главное, лишенному человеческой речи. Отметим, что отличительные признаки Линнеем определены не по морфологии, а по функции-деятельности.

В 1866 г. Э. Геккель в двухтомном труде «Всеобщая морфология организмов» недостающее звено антропогенеза отнес к ископаемым вымершим формам и дал ему название Pithecanthropus alalus — обезьяночеловек, не имеющий речи (буквально — даже зачатков речи, даже «лепета»). Вот как Геккель описывал появление отличий в эволюционной линии человека; «Из древнейших плацентарных (Placentaria) в третичную эпоху (эоцен) возникли низшие приматы, полуобезьяны; далее (в миоценовую эпоху) настоящие обезьяны, из узконосых прежде всего собакообразные (Cino-pitheca), позднее человекообразные обезьяны (Anthropomorpha); из ветви этих последних в плиоценовую эпоху возник лишенный способности речи обезьяночеловек (Pithecanthropus alalus), а от этого последнего, наконец, произошел человек, наделенный даром слова». Отметим, что и Геккелем отличительный признак определен по функции-деятельности.

Мировым научным сообществом в общей системе знаний с 1901 года признана значимость функции — с началом ежегодного присуждения нобелевских премий по физиологии, а с 1973 года — признано значение такого биологического признака, как поведение, и наука о поведении — этология, с присуждением нобелевской премии биологам Карлу фон Фришу, Конраду Лоренцу и Николасу Тинбергену «за открытия относительно организации и выделения индивидуальных и социальных образцов поведения». Здесь надо отметить, что подражание себе подобным и передача опыта (обучение) свойственны поведению человека.

О «весе» функции-деятельности-поведения среди основных отличительных таксономических признаков рода Homo свидетельствует отражение функции в названиях основных видов: Н. habilis — умелый, Н. erg-aster— трудящийся, Н. erectus — прямоходящий, Н. sapiens — разумный. Однако все эти виды появлялись в давней истории задолго до новой эры.

Какие же деятельностные, функциональные, поведенческие, интеллектуальные признаки, появившиеся вновь за последние 100 тыс. лет существования человека разумного, могли бы взять на себя роль и «вес» новых таксономических отличий?

Здесь следует отметить предположение, что единство личности, возникло в истории человеческого рода сравнительно недавно, сознание появилось у человека всего лишь около трех тысяч лет назад, когда появилась письменность и культура стала более сложной (J.Jaynes, 1977). По другим предположениям — сигнальное индивидуальное приспособление в виде абстрактно-логических условных связей (Л.Г.Воронин, 1977) — логика человека, являющаяся «интеллектуальным изобретением биологической эволюции», возникла 2,5 тысячи лет назад (В.Г.Редько, 1997).

Рассмотрим же объективные, сохранившиеся до наших дней материальные свидетельства, подтверждающие, что в последние 5—7 тысяч лет у Н. sapiens помимо уже известных функциональных отличий (прямохожде-ние, умелость, трудоспособность, разумность), появились первые информационные взаимодействия, ведущие к формированию вектора происхождения нового вида. Некоторые из них наглядно представлены на рис.2.5. 

Новые признаки взаимодействия, ступени их появления в истории:

  • письменное взаимодействие — от шумерского письма (более 7 тыс. лет назад) до письменности майя и кириллицы (более 1 тыс. лет назад);
  • меновое взаимодействие — около 5 тыс. лет назад в Египте и малой Азии, при оплате товаров и услуг начали использовать золото, серебро и медь; монеты — около 3 тыс. лет назад (8—7 века до н.э.) в Лидии и Древней Греции;
  • взаимодействие через чтение-печатание — 550 лет назад печатный станок изобрел И. Гутенберг, после этого развилось книгопечатание и появились бумажные деньги;
  • взаимодействие людей после передвижения их на расстояния — около 150 лет назад были изобретены пароход, паровоз, автомобиль, самолет;
  • взаимодействие через телефонную связь — 130 лет назад телефон изобрел А. Белл в 1876 году,
  • взаимодействие через радиосвязь — 110 лет назад радио изобрели Г. Маркони, А. Попов;
  • взаимодействие через телевизионную связь — 80 лет назад кинескоп изобрел В. Зворыкин;
  • взаимодействие через Интернет — 50 лет назад появились первые компьютеры, позже объединенные в сети, а язык Интернета HTML изобрел Т. Бернерс-Ли в 1989 году.

Синапсы между людьми. В 1906 году Ч. Шеррингтон ввел понятие о «синапсе» (Ch. Sherrington, 1906) — специализированной зоне контакта, соединения, связи между нейронами, и предложил классификацию «рецепторов» — образований, способных воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула в нервную систему. Количество коммуникативных связей человека уже к середине XX века стало колебаться от одной — при разговоре двух лиц, до миллионов — при радио и телевещании. До настоящего времени не было обобщено понятие о межлюдских синапсах, не описаны пути и длина «рефлекторных дуг» популяции человечества — отражающих ответы на вызовы современности; не классифицированы рецепторы человеческой популяции.

Синапсы (греч. соединение, связь) между людьми — всевозможные коммуникативные контакты, соединения, связи между людьми, обеспечивающие передачу возбуждений, имеющих информационное значение. Развитие информационных средств связи к концу XX века привело к феномену бума межлюдских синапсов в человеческой популяции.

Охват новыми признаками популяции. Новые навыки взаимодействия за сравнительно короткий по эволюционным меркам период были освоены людьми и к началу XXI века охватили большую часть популяции (рис. 2.6):  

  • грамотность: по данным ООН по 258 странам мира — грамотных 83,3% населения, неграмотных — 0,9 млрд взрослых и 0,1 млрд детей;
  • чтение-печатание: только наименований новых книг ежедневно в мире выходит около 2 тыс., что каждые 15 лет удваивает книжный фонд мира примерно на 10 млн; это количество, умноженное на публикуемые тиражи, и формирует доступность всем 5 млрд грамотных;
  • получение радио-, телевизионной информации: телевизоров в мире 1,2 млрд (М.Пайк, 1996);
  • информационная связь через телефоны, компьютеры, Интернет: телефонов — 0,7млрд (М.Пайк, 1996); 1,3млрд сотовых телефонов, сеть Интернет связывает 0,7 млрд человек (Washington ProFile, 15 июня 2004); компьютеров в мире — 0,7 млрд (R. Amelan, 2003).

По нашим прогнозам количество пользователей средствами связи, производства, передачи, распространения информации (радиоприемниками, телевизорами, телефонами, компьютерами, в том числе объединенными в сети), к 2075 году может достигнуть стабильного максимума с охватом большей части мирового прогнозируемого населения (А. Л. Еремин, 2004).

2.3.3. Информационный инстинкт, интеллектуальная рефлексия

Инстинкт и разум — признаки двух различных сущностей.
Влез Паскаль (1623—1662)

Потребности формирующейся глобальной популяции первоначально складываются из потребностей отдельных ее членов. В споре, «какой же инстинкт (физиологическая потребность, мотивация) основной?», можно привести таблицу частоты их востребованности человеком из окружающей среды (табл. 2. 2).

В таблицу не вошли инстинкты, которые востребованы относительно редко, в определенные периоды жизни, по ситуациям, например, игровой, подражательный, родительский, стадный.

Из таблицы следует, что, исходя из частоты потреблений человека, можно говорить об «информационном инстинкте» (лат. instinctus побуждение) как жизненно важной целенаправленной адаптивной форме поведения, обусловленной врожденными механизмами, реализующейся в ходе онтогенетического развития, характеризующейся постоянством внешнего проявления у данного вида организмов и возникающей на раздражители внешней и внутренней среды; наследуемом побуждении к совершению целесообразных действий (по поиску, восприятию, потреблению, хранению, производству, распространению информации), имеющим жизненное значение для особи или рода биосистем, обладающих интеллектуальными системами.

О величине потребления популяцией все больших объемов информации может свидетельствовать факт ежедневного выхода во всем мире двух тысяч книг, которые удваивают каждые 15 лет книжный фонд мира (только в США ежегодно публикуется около 700 тыс. новых названий книг). Проект кампании Google.com 2005 года — отсканировать 15 млн книг ведущих библиотек мира для всеобщей доступности в Интернете. В компьютерных научных базах данных STN International (http://www. stn-international. de/) накоплено более 150 млн документов.

Из физиологии известен целый ряд классификаций рефлексов: условные, безусловные; экстеро-, интеро-, проприоцептивные (по локализации рецепторов); спинальные, бульбарные, мезэнцефалические, мозжечковые, диэнцефалические, корковые (по локализации центрального звена рефлекторной дуги); соматические и вегетативные (по локализации эфферентной части); глотательный, мигательный, кашлевой (по эффекторным изменениям), а также целый ряд видов рефлексов: защитный (оборонительный), локтевой сгибательный, ориентировочный, цели, свободы и др. Учитывая, что к основной функции интеллектуальных систем относится отражение объективной реальности, мною предлагается понятие «рефлексия (рефлекс) интеллектуальная (интеллектуальных систем)» (лат. reflex-us повернутый назад, отраженный) возникновение, изменение или прекращение функциональной активности интеллектуальной системы (человека, человечества) в ответ на поступившую информацию, с реализацией функции целенаправленного, опосредованного и обобщенного познания, активного отражения объективной реальности, логического и творческого мыслительного процесса.

2.3.4. Особенности современного полового отбора

Мы безусловно, до сих пор толкали нашу расу на авантюру и недостаточно
думали о проблеме, какими медицинскими и моральными факторами
нужно заменить грубые силы естественного отбора, если мы их устраним...
П. Тейяр де Шарден (1881—1955)

Разновидности отбора. Попробуем разобрать некоторые параметры продолжающегося отбора в современном человеческом обществе.

Младенческая, детская смертность, может являться фактором продолжающегося естественного отбора в человеческом обществе, так как большой ее процент зависит не от социальных условий и медицины, а от жизнеспособности родившихся. По данным Всемирной организации здравоохранения к 2005 году ежегодно 11 миллионов детей умирает, не дожив до своего 5-го дня рождения.

Отбор на устойчивость к заразным болезням, от которых нет вакцин и лекарств, продолжает действовать. Он может повлиять и на изменение поведения. Если долго не будет найдено средство от СПИДа, то в охваченных его пандемией популяциях в Африке может начать действовать отбор, увеличивающий в популяции долю людей, генетически склонных к строгой моногамии, поскольку от этой болезни умирают и сексуальные партнеры, и их дети.

Люди, благодаря своим интеллектуальным способностям и навыкам, безусловно, влияют на ход и параметры естественного отбора. Так, в Европе вакцинация от оспы была начата в XVIII в., понадобилось 200 лет упорных поисков, чтобы, побеждая последовательно дифтерию, скарлатину, туберкулез, корь, победить (всего 20 лет назад) полиомиелит — массовую заразную детскую болезнь.

Войны, как бы это ни звучало не гуманно, очевидно, можно тоже отнести к фактору отбора. За последние 500 лет в 107-ми государствах в результате войн погибло 142 млн человек 0.Carter, 1991; А.Л. Еремин, 2001). Некоторые объяснения началу войн и уничтожения «не совсем себе подобных» можно найти в «пассионарности и этногенезе» Льва Гумилева (1990), «волновой теории конфликтов между Западом и остальными» Самуэля Хантингтона и «разделении мира на три отдельные, потенциально конфликтующие цивилизации» Элвин и Хейди Тоффлер (1996). Реальности же XXI века (в Афганистане, Ираке, Чечне, теракты в Нью-Йорке, Москве и др.) демонстрируют войны между высокоразвитыми этносами (их можно назвать еще «интеллектуальными») и развивающимися. А как Человек разумный в свое время вытеснил из среды обитания «не совсем себе подобные» виды неандертальца и Человека прямоходящего — жестокой борьбой за существование, лучшей приспособленностью к окружающей среде и/или половым отбором? — остается тайной эволюции скрытой в истории.

Но продолжается ли половой отбор в современном человеческом обществе, и, если «да», то по каким параметрам?

Репродуктивная изоляция. В настоящее время общепринято: для всех двуполых организмов таксоны видового ранга (вид) могут быть выделены по универсальному и абсолютному критерию — репродуктивной изоляции. Критерий репродуктивной изоляции проводит границу между видами (в том числе во времени). Близкие виды в природе всегда репро-дуктивно изолированы. От низших систематических категорий (подвид, раса, форма) вид отличается генетической обособленностью, возникающей благодаря репродуктивной изоляции.

После работ С. С. Четверикова в зоологии и Н. И. Вавилова в ботанике, объединивших генетические подходы с систематическими, в 30-х годах XX века обозначился следующий этап в концепции видов с созданием синтетической теории эволюции и выдвижением представления о широком полиморфном виде как обособленной сложной подвижной морфо-физио-логической системе, связанной в своем генезисе с определенной средой.

В современных исследованиях были обоснованы понятие, характеристики и особое значение для здоровья «окружающей информационной среды» (А.Л. Еремин, 2001; 2003). В связи с этим, мною была выдвинута гипотеза о возможном влиянии изменившейся информационной составляющей среды обитания на вектор отбора в человеческой популяции с выбором наиболее информированных, коммуникативных и отвержением, репродуктивной изоляцией от лиц не обладающих этими полезными качествами.

Половой отбор в современном человеческом обществе. С целью определить существование и особенности полового отбора в современном человеческом обществе, связанного с полезными интеллектуальными навыками и разумными функционально-поведенческими отличительными признаками мною было предпринято анкетирование и статистическая проверка достоверности (табл. 2.3).

При разработке анкеты и выборе группы респондентов учитывалось:

а) Около 70 % населения в мире проживает в городах (по данным Все российской переписи населения 2002 года в РФ 73,3% городского населения) — была выбрана группа, проживающая в городе средней величины (Россия, город с населением — 0,8 млн).

б) С учетом появления и распространенности среди людей новых полезных разумных навыков были определены функционально-поведенческие отличительные признаки интеллектуального взаимодействия (табл. 2.3, пп. 1—4).

в) Учитывалось, что по известным данным (В. Р. Дольник, 2004), брачная система — это видовой признак, один вид животных имеет одну такую систему (или несколько ее вариантов) и никакую другую систему принять не может: она будет противоречить его естеству, его инстинктам Половое поведение человека — это репродуктивное поведение, унаследованное от животных предков и имеющее своей целью размножение. У животных особь противоположного пола отвечает на выбор либо согласием образовать пару, либо отказом — то есть, она выбирает среди выбравших ее претендентов. Так обстоит дело и у человека. Биологическая цель соревнования и выбора состоит в том, чтобы в первую очередь обеспечить воспроизведение наиболее полноценных особей и воспрепятствовать размножению неполноценных. У моногамных видов самки могут осуществлять половой отбор самцов по элитным признакам. Самец выбирает самку по меньшему набору признаков. Кардинальная разница в биологических мотивах брачного поведения полов: если самка у млекопитающих с их небольшим числом возможных потомков бережет свои гаметы, то самец продуцирует их миллионами и поэтому не должен их беречь. Мало того, его первая обязанность — сколь можно больше их «пристроить». Каждый самец словно бы стремится оставить по возможности больше потомства, но не ему решать, плох он или хорош. Поэтому даже у моногамных видов самцы не упускают случая, чтобы попытаться оплодотворить и других самок. Видимо, из-за этой изначальной программы самца — оплодотворять как можно больше самок — естественный отбор у большинства видов закрепил процедуру выбора за самками (В. Р. Дольник, 2004). В связи с вышеизложенным анализом, в качестве респондентов были выбраны девушки (528 чел,), незамужние, возраст 17—24 года;

г) Репрезентативность выбираемой группы обеспечивалась так же за счет выбора среднего уровня образованности (все респонденты были слушателями средне-специального заведения — будущие медицинские сестры).

Таблица 2.3. Отличительные признаки интеллектуального взаимодействия и векторы полового отбора, формирующие новый вид человека

При выборе среди молодых, здоровых, симпатичных людей, я ни при каких обстоятельствах, никогда, не выберу для продолжения знакомства и серьезных взаимоотношений (не выйду замуж, не свяжу судьбу для рождения от него и совместного воспитания детей) если молодой человек: Выберу, т. к. это не имеет решающего значения + Если не будет других вариантов— возможно выберу (% ответов «да») Ни за что, никогда не выберу (% ответов «нет»)
Не умеет (не может) говорить и не понимает, что ему говорят (из 100 % опрошенных) 13,6 86,4*

Умеет говорить. Не умеет ни читать, ни писать, ни считать, не грамотен (из 100 % опрошенных)

17,0 83,0*

Грамоту знает. Не прочитал ни одной книги, никогда не пользовался бумажными деньгами (из 1 00 % опрошенных)

22,7 77,3*

Никогда не слышал радио, не говорил по телефону, не видел телепередач по телевизору, не знает что такое компьютер и Интернет (из 1 00 % опрошенных)

34,1 65,9*
Молодой человек другой расы (отличной по строению лица, форме волос, цвету кожи — понимает, говорит, грамотен, образован, информирован, знает многое) (из 1 00 % опрошенных) 90,9* 9,1
Медленно воспринимает и понимает, медленно реагирует и принимает решения, медленно говорит и пишет (из 1 00 % опрошенных) 27,3 72,7*

* — однозначность влияния исследуемого фактора по методу «критерия знаков» — достоверность с вероятностью > 99,5%

По результатам исследования «сигнальной, векторной» группы можно сделать выводы.

Умение говорить и понимать языковую речь, обладание «второй сигнальной системой» — продолжает (как, очевидно, и 40—100 тыс. лет назад
при образовании вида человека разумного — Н. sapiens) оставаться отличительным признаком, играющим решающую роль при половом отборе.

Однозначна при половом отборе достоверность влияния, «вес» — степень значимости (спорности, надежности) полезных интеллектуальных
навыков и разумных функционально-поведенческих отличительных признаков, распространившихся среди людей, а именно:

грамотности, умения читать, писать, считать (I этап современного эволюционного полового отбора и появления нового вида человека — по
явление письменности 5—7 тыс. лет назад),

наличие навыков получения и обмена информацией с помощью бумажных носителей (II этап — появление 0,3—2 тыс. лет назад бумаги,
книгопечатания и обменов с помощью бумажных денег),

наличие навыков интенсивных информационных обменов и взаимодействия с помощью технических средств (III этап — появление в течение
последних 100 лет телефонов, радио, телевизоров, компьютеров, Интернета).

Морфологическое отличие человеческих рас не является решающим фактором при современном половом отборе. Подтверждается тезис —
расы являются подвидами и сосуществуют без репродуктивной изоляции. По сравнению с генетически-обусловленными морфологическими
расовыми отличиями функционально-поведенческие интеллектуальные отличительные признаки являются решающими.

Скорость рефлексии и интеллектуальных процессов (подробно о понятиях — А. Л. Еремин, 2003; 2004) — качество, являющееся решающим
при половом отборе, и подтверждает вектор стремления к ее увеличению в ходе эволюции.

2.3.5. От формирования подвида к происхождению нового вида человека

Подвид: Человек разумный совместнодействующий. Если подвид Человек разумный «старший» H.s.idaltu появился около 200 тыс. лет назад, подвиды в виде человеческих рас расселились по Земле около 100 тыс. лет назад, то в последние 7 тыс. лет, начиная со строительства египетских пирамид, первых алфавитов и обменов, можно говорить о появлении подвида Человек разумный совместнодействующий (Н. s. sinergiosus Eryomin 2005), который, возможно, в процессе эволюции начал вытеснять разумных одиночек, способных абстрактно-логически мыслить, но не имеющих навыков взаимодействия через производство, распространение, обмен информацией. Его преимущества заключались в совместной созидательной деятельности и накоплении интеллектуального наследия, возможных при информационных обменах между индивидуумами, в результате которых в процессе группового взаимодействия создавалось качественно новое групповое отношение, а также качественно новый совместный вид энергии (потенции, деятельности). Причем, это не сумма энергий компонент, а именно вновь созданная энергия. При этом каждая компонента сохраняет свою собственную энергию, которая необходима ей для функционирования.

Пригодность и валидность названия. Отличительный признак, указываемый в названии — «синергизм» — взаимодействие, сотрудничество через различные процессы между отдельными элементами целого (в данном случае — человеческой популяции) направленное на достижение оптимального в данный момент конечного приспособительного эффекта. «Энергия совместного действия» (от греч. «син» — «со-», «совместно» и «эргос» — «действие») систем, состоящих из многих подсистем и выявлением того, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроскопическом масштабе. При синергии формируются связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень ее упорядоченности, т. е. уменьшается энтропия (т. н. самоорганизация). По современным понятиям синергизм — это эффект повышения результативности за счет использования взаимосвязи и взаимоусиления различных видов деятельности. Понятие «синергетика» охватывает процессы совместного действия множества, со скачкообразными «взрывными» эффектами появления нового качества, например, появление нового вида в эволюции, образование (закладка) нового органа, явления дифференцировки в развитии организма, деятельность популяции клеток головного мозга.

Вид: Человек совместнодействующий. Если вид Человека неандертальца Н.s. neandertalensis появился около 350 тыс. лет назад, вид Человек разумный — приблизительно 100 ты с. лет назад, то, в настоящее время, по результатам данных исследований, можно говорить о начале 7 тыс. лет назад формирования и, возможно, появлении в XX—XXII вв. нового вида Человека совместнодействующего (Н. sinergiosus Eryomin 2005) — самостоятельное существо, одновременно являющееся компонентом (составной частью) нано-, микро-, миллисоциумов и глобальной автономной интеллектуальной системы человечества в целом, с ее развитой информационной сетью и способностями к накоплению знаний, синергетическим и аналитико-синтетическим актам, принятию решений и действиям, кардинально влияющим на освоение окружающей среды и изменяющим человеческую цивилизацию планеты. Можно сказать, что период становления нового названия для нового вида, его калибровки о критерии научности и в том числе категории Международного кодекса зоологической номенклатуры (International code of zoological nomenclature, 1999) для ученого сообщества начался.

Собранные вместе даже 10 млрд тех самых первых разумных людей, которые появились 100 ты с. лет назад, за всю свою жизнь ни вместе, ни по отдельности не смогли бы создать какую-либо вещь, которая для нас обычна в ежедневном обиходе, например, книгу, водопровод, лампочку, автомобиль, компьютер, телефон. И это могло бы являться демонстрацией того, чем современная популяция и совместнодействующий человек явно отличается от его предшественника — первобытного Человека разумного.

Вектор репродуктивной изоляции нового вида. Выбор по 1, 2, 3, 4,6 отличительным признакам (табл.2.3) может свидетельствовать о векторе стремления к умным партнерам и достоверной тенденции при половом отборе к репродуктивной изоляции от низкоинтеллектуальных особей, не обладающих признаками современного интеллектуального совмест-нодействия. Достоверность различий выбора по этим признакам может свидетельствовать о формирующейся репродуктивной изоляции.

Отличительные особенности нового вида. К новым отличительным функциональным (поведенческим, информационно-интеллектуальным, деятельностным) навыкам (умениям, признакам, особенностям) можно отнести взаимодействия: письменное (время появления 7 тыс. лет назад), меновое (5 тыс.), через чтение-печатание (550 лет назад), посредством быстрого передвижения на расстояние (150), с помощью электро-энергетических сетей (150), через телефонную связь (130), через радиосвязь (110), через виртуальные деньги (100), телевизионную связь (80), через Интернет (50), через сотовую связь (30) и пр.

К новому отличительному признаку можно также отнести совместное использование в рамках глобальной популяции средств энергетического, финансового, информационного взаимодействия, всевозможных глобальных сетей телекоммуникаций (телефонной, телевизионной, компьютерной), совместное принятие решений имеющих значение для всей земной цивилизации.

Закономерен вопрос — вышеперечисленные полезные интеллектуальные навыки и разумные функционально-поведенческие отличительные признаки являются генетически наследуемыми, или, при половом отборе действуют законы интеллектуальной наследственности, характерной среди биологических организмов только для человеческой популяции? В отдельной главе рассмотрим более подробно гипотезу интеллектуальной наследственности.

2.3.6. Эволюционное учение: появление нового взаимодействующего вида и совместнодействующей глобальной популяции

Я чувствую себя настолько солидарным со всеми живущими, что для меня безразлично, где начинается и где кончается отдельное.
Альберт Эйнштейн (1879—1955)

Феномен нового вида и автономной глобально-совместнодействую-щей популяции. Основываясь на опубликованной в 1798 году Т.Мальтусом (Т. Malthus) в «Опыте о законе народонаселения» теории, Ч. Дарвин пришел к утверждению, что внутривидовая борьба является решающим фактором биологического прогресса. В 1859 году Ч.Дарвин (С.Darwin) в «Происхождении видов» обосновал «эволюционное учение» об историческом развитии живой природы, по которому, движущими силами эволюции является борьба за существование с гибелью или устранением от размножения менее приспособленных организмов. В дальнейшем элементарной единицей эволюции была принята популяция. В 1903 году В. Иогансен (W. L. Johannsen) впервые употребил термин «популяция» — сообщество особей одного вида, способных к свободному скрещиванию и обладающих общим генофондом; также общепринято, что популяция — это объединение однородных групп клеток, имеющих общее происхождение от одной клетки или группы клеток в культуре тканей. В 1969 году Г.Хакеном (Н. Haken) было предложено междисциплинарное научное направление «синергетики». Мальтузианство и дарвинизм не содержали объяснений фактам взаимоподдерживающего проживания, взаимодействия и совместной активности множества клеток (головной мозг) и множества организмов (человеческой популяции). В синергетике не были рассмотрены приложения к глобальной популяции человечества. Эти пробелы могут быть заполнены при развитии учения о ноогенезе — процессе развертки в пространстве и развития во времени интеллектуальных систем (интеллектуальной эволюции) (А. Л. Еремин, 2004).

Человеческая популяция, как «автономная интеллектуальная система» (А. Л. Еремин, 2003; 2004) уникальна. Нет таких популяций многоклеточных организмов на Земле, кроме человечества, которые бы имели тысячелетнее накопление наследственности в виде информации на материальных носителях в окружающей среде и информации циркулирующей внутри интеллектуальной системы популяции. Новый феномен, не встречающийся ни у одного из видов биологических популяций: разумная совместная деятельность людей, объединенных в глобальную популяцию. В качестве иллюстрирующих примеров можно привести факты совместнодействия человечества во второй половине XX века, приведшие к решениям и действиям планетарного масштаба: победа над оспой вакцинацией, организация спутникового телевидения, всемирных энергетической, финансово-экономической, телефонной, компьютерной сетей, выход в космос и образование международных структур по освоению космоса с «глазами» и «ушами» для совместного познания окружающего космического пространства в виде мощных оптических и радиотелескопов, и земного — с помощью датчиков в лито-, гидро-, атмосфере; основание, и деятельность ООН и 50-ти ее специализированных учреждениях; современный пример в 2005 году — на мощный удар по популяции землетрясением и цунами в акватории Индийского океана (300 тыс. погибших и 5 млн, оставшихся без крова) глобальная популяция ответила активной рефлексией и реакцией мирового сообщества в виде всевозможной помощи населению пострадавших стран. Подобные примеры могут иллюстрировать мгновенный скачок от мотивации человека к «инстинкту человечества» и «мысли ноосферы», принятию решений и реализации их популяцией, состоящей из взаимодействующих и совместнодействующих людей.

Из вышеизложенного можно сделать вывод: в течение длительного времени вид Человека разумного размножился и через накопление информации и взаимодействие формирует феномен автономной глобальной интеллектуальной человеческой популяции и информационную среду обитания, которые через половой отбор рекурсивно влияют на формирование вектора эволюции и появление нового вида — Homo sinergiosus.


Глава из книги:
Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с. (все права защищены, ссылка на авторство обязательна)
Источник: http://a-eremin.ru/rus/




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Доверяете ли вы вакцинам от COVID-19?

Да, доверяю всем вакцинам
Да, доверяю, но только отечественным вакцинам
Да, доверяю, но только зарубежным вакцинам
Не доверяю всем вакцинам
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

.

.


MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.