Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
2.6. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИДЕАЛЬНОГО
Пора избавиться от узкого христианского деления на дух и тело.
Настоящая душевная жизнь, настоящая идейная сторона жизни
состоит именно в использовании лучших сторон и тела, и духа.
В. И. Вернадский (1863—1945)
Знаменательные слова принадлежат П.Тейяр де Шардену (1955): «В науке все еще
идут споры между материалистами и спиритуалистами... Проспорив сто лет, каждая
партия осталась на своих позициях... По моему убеждению, эти две точки зрения
требуется объединить, и они скоро будут объединены в рамках своего рода
феноменологии или расширенной физики... Нигде более резко не выступают
трудности, с которыми мы все еще сталкиваемся, пытаясь соединить в одной и той
же рациональной перспективе дух и материю. Но нигде также не проявляется столь
ощутимо настоятельная необходимость перебросить мост между двумя берегами нашего
существования — физическим и моральным, если только мы хотим, чтобы духовная и
материальная сторона нашей деятельности оживили друг друга».
О соотношении же духовно-религиозного и рационально-интеллектуального
замечательно высказывание А. Эйнштейна: «Чем дальше продвигается духовная
эволюция человечества, тем более очевидным мне представляется, что путь к
истинной религиозности пролегает не через страх жизни, страх смерти или слепую
веру, а через стремление к рациональному знанию».
Ноогенез — новая парадигма эволюционной картины мира.
Ноогенетическая парадигма — пример, образец закономерностей развития
интеллектуальных систем для приложения, экстраполяции в сферы различных наук или
разработки адаптированных социально-гуманитарных практических рекомендаций в
медицине, социологии и других сферах человеческой деятельности.
Приведенные в начале книги доказательства аналогии и примеры сопоставимости
социальных систем и биологических сообществ могут свидетельствовать о верности
ранее выбранного подхода — из эволюци-онно-апробированных известных из природы и
физиологии человека информационных феноменов определить методом
рационально-логического анализа закономерности информационных процессов,
характерные для биосистем, для дальнейшей их экстраполяции и адаптации в виде
социально-гуманитарной парадигмы в медицине, социологии и других науках и сферах
человеческой деятельности.
Борьба и взаимоформирование материализма и идеализма. В
XX веке развернулась полномасштабная война двух направлений в философии
«идеализма» и «материализма». При этом «наука наук» разделила философов на два
враждующих лагеря сторонников, с одной стороны диалектического материализма, с
другой — субъективного и объективного идеализма. Основным «камнем преткновения»
считался вопрос об отношении мышления к бытию. Философы не могли договориться,
что первично — материя или сознание. Вопрос, «что-чего определяет» —
сознание—материю или наоборот имел длительную, не в одно тысячелетие историю и
рассматривался практически в каждой религии и вероучении.
Интересным штрихом к общей картине может служить факт завещания Альфреда
Нобеля, в котором от физики, химии, физиологии выделялась отдельная премия,
определяемая как «за новое в идеальном направлении». После долгих и
продолжающихся споров Нобелевский комитет присуждает ее в области литературы
(Приложение 2).
В словарном значении «идеальное» определяется как воображаемое, реально не
существующее; идея, сознание, дух; продукт ощущений, представлений, понятий,
отражающих действительность в сознании человека, выражающих его отношение к ней
и являющихся основным принципом мировоззрения.
Учитывая это, к сфере идеального можно отнести также ряд появившихся в
XX веке теорий «внеземного происхождения жизни» (С.
Аррениус), «нейронной» (Р. Кахаля, Ч. Шеррингтон), «относительности» (А.
Эйнштейн), «условно-рефлекторной» (И. П. Павлов), «земного происхождения жизни»
(А.И.Опарин), «освоения космоса» (К.Э.Циолковский), «подсознательного»
(З.Фрейд), «коллективного бессознательного» (К.Юнг), «этногенеза» (Л.Гумилев),
«диссипативных структур» (И. Р. Пригожий) и ряда других.
Кроме того, к идеальному можно отнести целый ряд достижений
XX века в области информации, как экономической категории, которая
составляет одну из главнейших характеристик «постиндустриальной» эпохи. Оценки
«ценности», «стоимости», «цены», «экономики» — тоже можно отнести к
информационным процессам, формирующим мнение индивидуальное или коллективное
(Приложение 2).
К идеальному можно также отнести и ряд миротворческих идей и инициатив
XX века, которые несли важную информационную роль при
оптимизации процессов межэтнического информационного обмена, муль-тикультурного
диалога и взаимопонимания, при предупреждении и разрешении идеологического
противостояния, войн и вооруженных конфликтов, ксенофобии, конфликтности,
ненависти, экстремизма, терроризма, вражды во взаимоотношениях «своих—чужих»,
межнациональных, межконфессиональных, межцивилизационных конфронтациях
(Приложение 2).
В какой-то степени наблюдалась попытка примирить материализм и идеализм
сначала дуализмом (лат. dualis — двойственный) природы
Р.Декарта, затем созданием психологии, в свою очередь разделившейся на
нейропсихологию, психологию личности и социальную психологию. По упоминанию
следует отметить, что гармонизации психологической науки, возможно,
способствовало бы развитие психологии ноогенеза — раздела науки,
изучающего общие законы развития и функционирования психического отражения
объективной действительности развертывающимися в пространстве и во времени
интеллектуальными системами.
Возможно, во многом, противостояние в философии материализма и идеализма
определялось недостатком знаний в XIX—XX
вв. о закономерностях развития, строения и функционирования материи носительницы
интеллекта и интеллектуальных систем.
Гармония идеального-материального. Очевидно, следует признать, что
сначала была эволюционная развертка жизни на Земле с появлением человека.
Человек обладал органами чувств, структура которых обеспечивала только
определенные функции. Сначала было восприятие информации из внешнего мира в
рамках функциональных возможностей физиологии человека. Потом, с помощью
антропогенной информации (совокупности условных знаков и символов), человеческое
сообщество сформировало такие сферы, как языки и письменности, идеологии,
миротворчество и взаимоотношения, финансы и экономику. Таким образом, дилемма
«сознание первично — материя первична» — не корректна. Гармония может
заключаться в том, что:
- материя—носительница разума, имеет отличительные черты по структуре и
функциям от других видов материи;
- сознание является функцией-продуктом материи-носительницы интеллекта,
отличается от функций, продуктов или производных других видов материи (и носит
информационный характер).
Таким образом, гармония идеального—материального — это связь, соразмерность,
взаимоотношение особого вида материи — носительницы разума (со всеми
составляющими ее интеллектуальными системами и их структурно-иерархическими
характеристиками) и свойств ее движения, интеллектуальной функции и производимых
продуктов (сознание, быстродействие информационных операций, скорость
распространения информации, ее качество и количество, восприятие и хранение и
пр.).
Современную актуальность исследований в ноогенетической сфере подтверждают
основные проблемы и вопросы, параллельно рассматриваемые в недавно
сформировавшихся нейрофизиологии, нейропсихологии, нейроинформатике, системе
знаний о так называемом «искусственном интеллекте», которые связаны с изучением
способов передачи информации и пространственно-временного кодирования в
центральной нервной системе принципов, по которым осуществляются интегративные и
анали-тико-синтетические функции и пр.
Перевод «интеллектуального» в плоскость точных наук, в том числе с помощью
развития теории ноогенеза и интеллектуальных систем, разработки математических
моделей интеллектуальной энергии мог бы способствовать гармонизации философской
науки и системы знаний современной цивилизации при нивелировании давнего
искусственного противопоставления «идеального» и «материального».
Философия ноогенеза — это система знаний о наиболее общих законах развития
интеллектуальных систем и мышления в природе органической и неорганической
материи — носительницы разума, во всей иерархии ее размеров, многообразии форм
проявления и движения.
Глава из книги:
Еремин А.Л.
Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с. (все
права защищены, ссылка на авторство обязательна)
Источник: http://a-eremin.ru/rus/