Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(для чего эта книга)
До настоящего времени оставалось не определено есть или нет в эволюции
человечества стремление к образованию автономной интеллектуальной системы. Сферы
же актуальных прикладных прогнозов по времени и параметрам формирования
интеллектуальной системы могут заключаться в областях:
- количественно-качественных характеристик максимального предела населения
Земли;
- времени достижения максимума народонаселения, времени форми-рования
автономной интеллектуальной системы человечества и возможного размножения;
- предельных количественных уровней информационных потоков их объемов,
скоростей реакций и качества интеллектуальных решений мозга и человечества;
- закономерностей появления интеллектуальной системы человечества,
построения иерархии, доминирования над неинтеллектуальными системами,
потребления интеллектуальными системами из окружающей среды, условий их
устойчивого функционирования, размножения и причин возможной смерти.
Важность решения проблемы «формулы интеллекта» обусловлена, в том числе
актуальностью понимания интеллектуальной функции и самопознания человека,
сравнительного анализа современных взаимодействий в интеллектуальной сфере,
повышения эффективности интеллектуальной деятельности человека и прогноза
развития интеллектуальной энергетики человечества.
Важное прикладное значение также имеют:
- вскрытие коренных информационных причин и предупреждения отрицательных
последствий конфликтов, разработка и внедрение концептуальных моделей
информационной безопасности;
- разработка идеологии (по правам и обязанностям человека как компонента
интеллектуальной системы человечества, интеллектуальной миссии человечества,
закономерностям информационной экологии) для широкого привлечения
общественности к участию в формировании экологичного обмена, накопления,
хранения, распространения значимой информации и системы знаний.
В связи с этим целью книги являлось — научное обоснование особенностей
эволюции, биофизики, физиологии и экологии интеллектуальных систем, их развития,
морфологического формирования, взаимодействий с окружающей средой. При этом
реализовывалась и основная задача — обоснование особенностей закономерностей
формирования информационной среды, целесообразности мониторинга и
прогнозирования информационно-зависимого здоровья общества.
В научно-теоретическом плане этому может способствовать разработка в системе
знаний фундаментальных наук социологии, экологии, физиологии, медицины,
биологии, физики, математического моделирования таких направлений как: мотивация
принадлежности интеллектуальной системе, доминанта интеллектуальных систем,
информационный инстинкт, наследственность (память) интеллектуальных систем,
ноогене-тика, пирамида интеллектуальной биомассы, рефлекс интеллектуальный,
рецепты информационного продления жизни, фармакология ноотропная, феноптоз
информационный, фотопериодизм интеллектуальный, эпидемиология
информационно-зависимых заболеваний, Homo
sapiens sinergiosus; итерация
и когерентность интеллектуальная, синергетика интеллектуальная, фрактальная
геометрия интеллектуальных структур, энтропия интеллектуальная.
Демонстрация конструктивности аналогии между интеллектуальной системой
головного мозга человека и интеллектуальной системой человечества в целом
открывает новые прогностические возможности для предупреждения опасных и
неблагополучных стратегий развития, разработки и принятия профилактических мер
на вызовы окружающей среды, против отрицательных последствий воздействия
неблагоприятных факторов.
Поиск параллелей между становлением человека и человечества может дать основу
для уверенности, что интеллект человечества справится с проблемами, возникающими
в ходе его эволюции и сможет выбрать стратегии устойчивого безопасного развития,
сохранения здоровья, размножения и увеличения продолжительности жизни.
В научно-практическом плане для прикладного применения в реальной жизни
актуально дальнейшее уточнение и разработка следующих направлений.
УЧЕНИЕ О НООГЕНЕЗЕ, ЭВОЛЮЦИИ И ЭКОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ, ТЕОРИЯ
ИНТЕЛЛЕКТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ
Интеллектуальные системы — совокупности взаимодействующих между собой
относительно элементарных структур и процессов, объединенных в целое выполнением
функции интеллекта, несводимой к функции ее компонентов. Признаки
интеллектуальной системы: 1) взаимодействие со средой и другими системами как
единое целое, 2) состоит из иерархии подсистем более низкого уровня, 3)
способность логически и творчески активно отражать объективную реальность,
целенаправленно, опосредованно и обобщенно познавать существенные связи и
отношения вещей. К интеллектуальным системам I-го уровня
относится мозг человека, II-го уровня — интеллектуальная
система человечества в целом.
Ноогенез — это процесс развертки в пространстве и развития во времени
интеллектуальных систем (интеллектуальной эволюции). Основной ноогенетический
закон: в эволюции человечества проявляются в кратком повторении отдельные черты
филогенеза и в длительном повторении некоторые характеристики онтогенеза мозга
человека. Критическое количество интеллектуальных компонентов (n
≥ 109), при его достижении может наблюдаться феномен ноореволюции —
перехода количественной развертки информационной системы в качественно новую
автономно-интеллектуальную, разумную систему, способную к полноценным
синер-гетическим актам ее компонентов и распространению интеллектуальной энергии
во внешнюю среду.
Интеллектуальная энергия — количественная мера интенсивности
взаимодействия компонентов интеллектуальной материи; способность
интеллектуальной системы производить разумную деятельность, мыслительную работу
или быть источником интеллектуальной силы, которая может производить работу;
деятельная сила, соединенная с настойчивостью в достижении поставленной цели.
Интеллектуальная энергия (Е), которой обладает и которую затрачивает
интеллектуальная система находится в зависимости и характеризуется количеством
информации (I), проводимой с ускорением (а)
по коммуникационному пути (S) между определенным
количеством интеллектуальных компонентов: Е = I • а •
S.
Экология интеллектуальных систем — наука о закономерностях развития и
формирования (ноогенезе) интеллектуальных систем их функционирования и
взаимоотношений с окружающей средой. Выявлены 39 закономерностей информационной
экологии.
Законы двух полушарий интеллектуальных систем:
- «двухполярность» — для интеллектуальной системы характерна двухполярность;
- «асимметрии» — два полушария интеллектуальных систем стремятся к
гармоничной асимметричности;
- «два в одном» — два полушария интеллектуальной системы стремятся работать
как единое целое (один мозг, один интеллект, одно глобальное сознание).
Теория интеллекта — как совокупность наблюдений и исследований,
представляет собой: а) научное объяснение закономерностей развития и
формирования природных интеллектуальных систем в ходе их эволюции и
интеллектуальной системы человечества в процессе истории (ноогенез); б)
логическое обобщение опыта и закономерностей взаимодействия интеллектуальных
систем с окружающей средой (экология интеллектуальных систем); в) систему
руководящих идей, закономерностей влияния информации на индивидуальное и
общественное здоровье для разработки практических мероприятий по оздоровлению
информационной среды (информационная гигиена), которые дают понимание
объективной действительности информационного взаимодействия внутри
интеллектуальных систем (энергия интеллектуальная), процессов активного
отражения реальности в ходе познавательной и мыслительной деятельности и могут
предопределять перспективные цели деятельности разума индивидуума и глобальной
интеллектуальной системы макросоциума человечества.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА, ЗДОРОВЬЕ И ГИГИЕНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Мониторинг окружающей информационной среды и информационно-зависимого
общественного здоровья — необходим. Увеличение заболеваемости и инвалидности
в связи с психическими расстройствами — прямо, а увеличение заболеваемости
болезнями системы кровообращения, рост смертности и высокая доля в структуре
смертности информационно-зависимых причин — косвенно связаны с неблагополучной в
90-е гг. XX века информационной средой в России и
отрицательном ее воздействии на здоровье населения России. Асимметрия
статистических показателей суицида в восточном и западном полушариях, может
свидетельствовать о том, что в восточном полушарии в настоящее время идет
напряженное испытание психосоциальной составляющей общественного здоровья.
Модели безопасного информационного поведения позволяют с применением
законов информационной экологии преодолеть коренные информационные причины
конфликтов, разработать такие концепции информационной безопасности как: код
информационного поведения — сборник условных кратких обозначений и названий для
оперативного информационного реагирования (в случаях дефицита времени в
экстремальных, кризисных, конфликтных ситуациях); кодекс информационного
поведения — систематизированных сводов законов, правил для руководства в
повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Прогнозы показателей здоровья интеллектуальной системы человечества.
Интеллектуальная система человечества: время созревания —
наступит через 300—50000 лет; предел количеств людей на земле — 10 млрд — 1
триллион; вероятность размножения — около 100%; время размножения — наступит
через 100 лет — 1 млн лет; продолжительности жизни — 10 млн лет; заболеваемость
— вероятность 25% (в результате конфликтности внутри и между нано-, микро-,
миллисоциумов); инвалидизация — в 3% случаев стратегий развития (1% населения
погибает в результате деструктивных конфликтов за 100 лет); смертность — 100%;
возможные причины смерти: смерть интеллектуальной системы в результате массовой
гибели компонентов — 7%; внешнее воздействие — 10%; гибель всей биосистемы в
результате нарушения внутренней экологии — 83%;самоубийства — 0,01%.
Размножение интеллектуальной системы человечества. Теоретически,
интеллектуальной системе человечества внутри Солнечной системы можно по времени
успеть размножиться (сформировать аналогичную автономную интеллектуальную
систему) один-два раза. Человечество, как автономная интелсистема, возможно,
будет стремиться размножиться и образовать ин-телсистему второго поколения в
других частях Вселенной.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Особенности полового отбора на современном этапе. Умение говорить и
понимать языковую речью, обладание «второй сигнальной системой» — продолжает,
оставаться отличительным признаком, играющим решающую роль при половом отборе.
Однозначна при половом отборе достоверность влияния, «вес» — степень значимости
(спорности, надежности) полезных интеллектуальных навыков и разумных
функционально-поведенческих отличительных признаков, распространившихся среди
людей: грамотности, умения читать, писать, считать; наличие навыков получения и
обмена информацией с помощью бумажных носителей; наличие навыков интенсивных
информационных обменов и взаимодействия с помощью технических средств
телекоммуникаций. Скорость рефлексии и интеллектуальных процессов одно из
решающих качеств при половом отборе, что может подтверждать вектор стремления к
ее увеличению в ходе эволюции.
Феномен нового вида человека. К феномену, не наблюдаемому у других видов
живых организмов, и кардинально отличному от предыдущих характеристик, каждая из
которых знаменовала появление нового вида человека (прямохождение, изготовление
орудий труда, приготовление пищи на огне — 2600—1900 тыс. лет назад; захоронение
усопших, художественное творчество 350—100 тыс. лет назад), относится
взаимодействие.
К новым отличительным функциональным (поведенческим,
информационно-интеллектуальным, деятельностным) навыкам (умениям, признакам,
особенностям) можно отнести взаимодействия: письменное (время появления 7 тыс.
лет назад), меновое (5 тыс.), через чтение-печатание (550 лет назад),
посредством быстрого передвижения на расстояние (150), с помощью
электро-энергетических сетей (150), через телефонную связь (130), через
радиосвязь (НО), через виртуальные деньги (100), телевизионную связь (80), через
Интернет (50), через сотовую связь (30); совместное, в рамках всей глобальной
биологической популяции, использование средств и сетей энергетического,
финансового, информационного взаимодействия, совместное принятие решений имеющих
значение для всей земной цивилизации.
В течение длительного времени вид Человека разумного размножился и, через
накопление информации и взаимодействие, формирует феномен автономной глобальной
интеллектуальной человеческой популяции и информационную среду обитания, которые
через половой отбор рекурсивно могут влиять на формирование вектора эволюции и
появление нового вида — Человека взаимодействующего — Homo
sinergiosus.
Происхождение жизни на Земле. Слабо вероятна возможность
целенаправленного волевого заноса откуда-то из Вселенной на Землю био-ген-ного
вещества, так как времени от момента образования Вселенной до появления жизни на
Земле (по общепринятым оценкам) — недостаточно для завершенного цикла
формирования внеземной автономной интеллектуальной системы. Происхождение разума
(ноогония): жизнь и разум на Земле имеют земное происхождение. Интеллектуальная
система человечества на Земле является интеллектуальной системой первого
поколения во Вселенной.
Интеллектуальный менеджмент и политика — управление интеллектуальных
систем и подсистем (нано-, микро-, милли— макросоциум), особенности системного и
ситуационного подхода которого заключаются в реализации присущих для интелсистем
характеристик и функций (автономности, фрактальности, иерархичности,
диссипативности, наследственности и памяти, когерентности, двухполярной
асимметрии, синергично-сти), направленное на устойчивое и безопасное развитие.
Интеллектуальная миссия человечества — общие цели или задачи
человечества, заключающиеся в формировании интеллектуальной системы и реализации
присущих ей характеристик и функций (автономности, фрактальности, иерархичности,
двухполярной асимметрии, синергичности и пр.); роль человечества, заключающаяся
во взаимодействии со средой и другими системами на Земле и в космосе как единое
целое.
Образование интеллектуальных систем 3-го уровня. В случае существования
или последовательного зарождения, аналогичных планетарных интелсистем их
взаимный поиск будет продолжаться для налаживания коммуникаций, достижения
«критического количества интеллектуальных компонентов» и формирования
интелсистемы Галактики или Вселенной.
Феноменология человечества. К феноменам, не наблюдаемым у других
биологических популяций, можно отнести: появление биологического вида,
обладающего синергией в рамках глобальной популяции; ее эволюция по
закономерностям ноогенеза с достижением критического количества интеллектуальных
компонентов, сети синапсов и автономности; наследование всей глобальной
популяцией информации виртуальной и на материальных носителях; стремление
глобальной популяции к ускорению информационной рефлексии; синергичное принятие
решений и совместнодействие глобальной популяции; появление у популяции общих
структур (рецепторов), воспринимающих информацию из различных сфер Земли и
космоса.
Прикладное значение феноменологии человечества может заключаться в
открывающихся возможностях: прогнозирования развития информационной сети между
людьми и накопления ими информационного наследия; повышения эффективности
интеллектуальных систем и использования интеллектуальной энергии популяции;
разработки рекомендаций по завершению формирования и развитию деятельных органов
человечества необходимых и достаточных для эффективных актов рефлексии
глобальной популяции на вызовы окружающей природы и космоса.
Глава из книги:
Еремин А.Л.
Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с. (все
права защищены, ссылка на авторство обязательна)
Источник: http://a-eremin.ru/rus/