Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Организация национальных
систем здравоохранения на основе всеобщего государственного
медико-социального страхования
После второй мировой войны некоторые ведущие страны
мира, переняв у Советского Союза эффективные принципы государственного
регулирования, приступили к строительству более интегрированной в
государственно-общественную систему управления страховой модели, которая
существенно отличается от классической коммерческой схемы ОМС и которую можно
условно характеризовать как модель государственного медицинского
страхования (ГМС).
Характерной особенностью ГМС
является то, что функции государства преобразуются из контролирующих в
обеспечивающие. При такой схеме страхования в обширном спектре лечебных и
оздоровительных услуг, предлагаемых производителями любой формы собственности,
наиболее значимые для поддержания здоровья населения виды помощи оказывает
государственный сектор здравоохранения. При этом государство, изымая из дохода
юридических и физических лиц целевые налоговые средства на обеспечение
пакета государственных гарантий, берет на себя обязательство осуществлять
страховое возмещение непосредственно медицинскими услугами, а не путем
предоставления льгот, денежных компенсаций или принуждения работодателей к
обязательному страхованию работников.
Органы государственного
управления обеспечивают регулирование
взаимоотношений между финансирующей, производящей и потребляющей сторонами и
несут прямую ответственность за медицинское обслуживание населения в
общественном секторе здравоохранения*.
* - Так называемая «прямая модель Хёхста».
Это подразумевает
существование государственной службы по сбору
средств, прямое управление
финансами, а также присутствие значительной доли
больниц с государственно-муниципальной формой собственности*.
Отсюда - конкретные программы по объемам, затратам
и жесткие регуляторы пределов медицинской деятельности. И, соответственно,
детально прописанные государственные обязательства перед гражданами.
Все структуры обычно объединены в две независимые
друг от друга вертикали «Заказчика» и «Исполнителя», каждая из которых,
самостоятельно осуществляя свои функции, участвует в выполнении общей
задачи. Государственные органы управления координируют их работу лишь на
основе контролирующих и арбитражных функций.
Система государственного страхования является
наиболее экономичной и рациональной моделью в организации медицинского
обслуживания населения по тем направлениям, которые берет на себя государство
(6% - 9% от ВВП). Такие модели, в отличие от современной российской, не
допускают отделения государства от
управления, управления от финансирования,
финансирования от ответственности за производство услуг и обслуживание
населения.
В некоторых странах (Великобритания, Италия, Испания)
бесплатная помощь оказывается только на основных этапах курса лечения, а
условия ее предоставления (комфортность, очередность) существенно отличаются
от условий частной медицины. Поэтому там, помимо системы государственного
обслуживания, широко представлен приватный сектор и программы ДМС,
использующие негосударственную лечебную базу. В других странах
коммерческое медицинское страхование почти не развито (Япония, Норвегия)
или вообще отсутствует (Канада).
Государственная собственность на средства
производства и централизованный характер формирования бюджета
здравоохранения дают значительные преимущества в обслуживании населения.
На систему уже не оказывает давления диктат медицинских корпораций.
Практически отпадает необходимость и в посреднической деятельности
коммерческих СМО для компетентного представления интересов застрахованных в
их отношениях с врачами. (Ведь врачей тоже нанимает государство). Это позволяет
предоставлять государственную медицинскую помощь гражданам практически по её
себестоимости. Существенную экономию средств дает и государственный контроль
над ценами в сфере фармакотехнического снабжения.
Но главное преимущество системы ГМС в том, что
государство может значительно более эффективно и дифференцированно, по
сравнению с частными СМО, перераспределять ресурсы здравоохранения не
только от здоровых к больным, но и от богатых к бедным, от молодых - к старым.
А также консолидировать средства для проведения всеобщих профилактических и
противоэпидемических мероприятий на уровне всей популяции. Все это значительно
повышает общий уровень социальной защиты населения.
Первичная и вторичная профилактика, массовые
профосмотры и всеобщая диспансеризация населения – это те составляющие
комплексной системы здравоохранения, которая сегодня является наиболее
рациональной моделью по критериям затратность/эффективность и которая может
быть обеспечена только при непосредственной управляющей функции государства.
В настоящее время модели всеобщего государственного
медицинского страхования или близкие к ним имеют Великобритания, Швеция,
Финляндия, Испания, Австралия, ОАЭ и др. Многие страны прилагают большие
усилия для реформирования национальных систем здравоохранения в сторону
государственной страховой модели (Япония, Китай, Вьетнам, Польша, ЮАР и др.).
В Норвегии, например, последовательная национализация здравоохранения
проводилась в течение всей последней четверти
XX
века. И только 1 января 2002 года было объявлено, что отныне все больничные
учреждения страны находятся в собственности Её Величества (т.е.
государства). Добилось, наконец, объединения бюджетных средств и средств
страховых фондов в 2002 году и Правительство Швейцарской конфедерации.
Квалификационные признаки модели:
1.Объем государственных гарантий: |
100% охват населения по всем или основным видам
помощи. Лицензирование производителей. |
2. Источник финансирования услуг: |
обязательные отчисления предприятий и взносы
граждан в программу ГМС, добровольные отчисления на программы ДМС и
платные услуги. |
3. Заказчик, его статус: |
государственный орган управления и
подчиненная ему государственная страховая организация (страховое
общество) по программе ГМС; частные страховые компании по ДМС;
гражданин при получении платных услуг. |
4. Исполнитель, его статус: |
государственные и частные ЛПУ, врачи общих и
специализированных практик, гос. поликлиники |
5. Характер взаимодействия заказчика и
исполнителя: |
государственный и муниципальный заказ на
обслуживание по ГМС, долговременный контракт на обслуживание по ДМС;
оплата по счету за платные услуги; |
6. Регулирование отношений: |
полное (в отдельных случаях преимущественное)
государственное регулирование спроса и предложения. |
7. Схема госуправления: |
прямое управление структурами «Заказчика» в
системе ГМС, регулирование деятельности структур «Исполнителя». |
8. Роль госорганов: |
организация работы всех структур,
обеспечивающих обслуживание населения в пределах ГМС. |
9. Схема финансирования: |
для программы ГМС: работодатель (+
гражданин) ® больничная касса (страховая неприбыльная некоммерческая
организация, фонд ГМС) ® государственное ЛПУ;
для программ ДМС: гражданин (иногда +
работодатель) ® коммерческая страховая компания ® частное ЛПУ;
для дополнительных платных услуг: гражданин ®
ЛПУ. |
10. Структуры, обеспечивающие права
пациентов: |
органы госуправления системы «Заказчика»,
больничные кассы (страховые сообщества). |
11. Структуры, обеспечивающие права
производителей: |
органы госуправления системы «Исполнителя»,
медицинские ассоциации. |