Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Организация национальных систем здравоохранения на
основе монопольной государственной модели
История развития системы охраны здоровья в советский период связана с
формированием в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах
новой, не имеющей прежде аналогов в мировой практике модели государственного
здравоохранения. Как известно, в этой системе практически полностью
отсутствует рынок медицинских услуг, и государство выступает в качестве
монопольного заказчика всех основных здравоохраненческих мероприятий.
100% государственный заказ в деятельности ЛПУ лежит в основе специфической
формы взаимодействия между спросом и предложением. Практически спрос на услуги
определяется (ограничивается) тем объемом предложения, которое заказывает и
обеспечивает государство.
С точки зрения рыночного подхода основным недостатком такой модели является
то, что государственные органы управления сами заказывают медицинские услуги в
необходимом населению (как они определили) объеме и ассортименте, сами
организуют производство этих услуг, сами финансируют (т. е. покупают) и сами
же контролируют качество. Человек с его индивидуальными потребностями и
запросами практически лишен возможности выступать в роли активного заказчика и
покупателя, чему способствуют «крепостное» право участкового прикрепления и
экономическая демотивация медицинского персонала.
Государственная система здравоохранения социалистического типа основывается
на распорядительно-распределительном принципе управления. Она обычно
ориентирована на централизованный механизм формирования бюджета отрасли,
организацию материально-технического и лекарственного обеспечения на основе
госзаказа и фондового снабжения по фиксированным ценам, формирование и
развитие лечебной сети в соответствии с государственными нормативами по
штатам, ресурсам, заработной плате и т.п.
Особенностью подобных систем является монопольное построение структуры
лечебной сети, строгая регламентация видов медицинской помощи без возможностей
предоставления дополнительных платных услуг и элитного гостиничного
обслуживания (за исключением партийной и хозяйственной элиты), отсутствие
конкурентной среды.
Финансирование медицинской деятельности осуществляется исключительно из
госбюджета, причем бюджет не зависит от реальных налоговых поступлений и
взносов от каждой конкретной территории, т.е. существует система единого
заказчика медицинской помощи в лице государства. Схема управления
здравоохранением не требует наличия отдельной независимой структуры заказчика,
отвечающего за сбор средств и интересы населения на каждой территории. Поэтому
система государственного управления фактически представлена только вертикалью
исполнителя, включающей федеральный (Минздрав), территориальный (обл-,
крайздравотделы), местные органы управления и учреждения здравоохранения.
Если применять традиционный, ограниченный вопросами «прав отдельного
человека» и индивидуальными товарно-денежными отношениями подход в анализе
здравоохранения советского периода, будет невозможно объяснить феномен его
экономичности, высокой эффективности и социально-экономической устойчивости,
признанной ВОЗ и мировым сообществом. Непреложным остается и тот факт, что
советское здравоохранение (известное на западе как «модель Семашко») оказало в
свое время огромное положительное воздействие на эволюцию систем охраны
здоровья во всем мире, что особенно сильно проявилось в области расширения
государственных обязательств, государственного регулирования затрат и программ
профилактических мероприятий, а также переориентации общественного сектора от
преимущественно лечебных функций к лечебно-оздоровительным.
Это связано с тем, что здравоохранение развивается по законам, значительно
отличающимся от известных принципов функционирования потребительского рынка.
Избыточный для других секторов рынка монополизм государства выгоден в тех
случаях, когда возникает необходимость в организации массовых коллективных
действий по борьбе с социальными заболеваниями, проведении
противоэпидемических и профилактических мероприятий, диспансеризации населения*.
* - Благодаря созданию мощной государственной системы принудительных
профилактических мероприятий и развитого государственного сектора в СССР при
сравнительно небольших затратах и невысоком уровне качества жизни граждан
удавалось поддерживать низкий уровень социальных заболеваний.
В то же время избыточная стандартизация помощи, бюрократизация управления и
оценка деятельности ЛПУ по валовым показателям не дают возможности
сверхцентрализованным государственным системам гибко реагировать и полноценно
обеспечивать индивидуальные потребности каждого отдельного человека.
Необходимо также иметь в виду, что в условиях рыночной экономики и
демократической политической системы хозяйственный механизм советской модели
здравоохранения не может быть эффективно воспроизведён в принципе.
Квалификационные признаки модели:
1.Объем государственных гарантий:
|
100% охват населения бесплатной медицинской помощью. Объем, ассортимент
услуг и их технологический уровень определяется государством.
|
2. Источник финансирования услуг:
|
государственный бюджет.
|
3. Заказчик, его статус:
|
государство.
|
4. Исполнитель, его статус:
|
государственные ЛПУ.
|
5. Характер взаимодействия заказчика и исполнителя:
|
приказ.
|
6. Схема госуправления:
|
прямое управление всеми структурами здравоохранения, полное
гособеспечение.
|
7. Роль госорганов:
|
организация работы всех структур. Полная ответственность за
производство услуг и обслуживание населения.
|
8. Схема финансирования
|
госбюджет - орган управления - ЛПУ (по смете расходов)
|
9. Структуры, обеспечивающие права пациентов:
|
органы госуправления.
|
10. Структуры, обеспечивающие права производителей:
|
органы госуправления.
|
[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]