Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Общие правила реформирования
Исходя из опыта реформирования здравоохранения многих стран (Германия и
Франция в конце XIX - начале XX
веков, Великобритания и Италия после окончания второй мировой войны, Испания
после падения режима Франко, Израиль с 1949 до второй половины 70-х годов,
Норвегия в 90-е годы и др.), можно говорить о неких общих правилах
модернизации. Приведем лишь самые главные из них:
- Несмотря на разнообразие конкретных задач, цель любого реформирования
всегда одна – сбалансировать систему и сделать её адекватной изменившимся
условиям внешней среды. При этом радикальная смена модели здравоохранения
может быть оправдана только при наличии убедительных доказательств потери её
внутренней эффективности и невозможности улучшения работы в пределах старой
схемы отношений.
- Главным системообразующим фактором любой социальной реформы является
изменение функций государства в поддержке своих граждан. Только при
существенном изменении базовых функций государства в медицинском
обслуживании населения (например, при переходе от разрешительных функций к
контролирующим, или от контролирующих к обеспечивающим) возникает
необходимость принципиального переустройства всего хозяйственного механизма
отрасли. При этом от типа выбранной модели здравоохранения зависит
характер применяемой страховой системы (а не наоборот).
- В процессе реформирования следует придерживаться следующей
последовательности принятия решений: новые базовые функции государства → тип
перспективной модели здравоохранения (как конечной цели реформирования) →
адекватная система страхования → общая концепция развития → поэтапные планы
модернизации по направлениям и их правового обеспечения.
Из представленной схемы следует, что только после того, как в едином
контексте новой политико-экономической структуры государства будут определены
общие принципы государственной поддержки населения и тип перспективной модели
здравоохранения, появится ясность в направлении реформирования отрасли и
особенностях страхования. Это дает возможность приступить к разработке
осмысленной концепции развития, а также формированию комплексной программы
поэтапных преобразований, необходимых для достижения намеченной цели. И к
подготовке их законодательного обеспечения.
Указанный алгоритм принятия решений позволяет синхронизировать деятельность
различных органов государственной власти в центре и на местах и избавляет
общество от несогласованной нормотворческой деятельности отдельных ведомств и
структур, основанной лишь на их собственном понимании целесообразности.
Поэтому в случаях, когда правительство какой-либо страны предлагает
принципиально иную стратегию развития здравоохранения, или её законодательный
орган обсуждает проекты новых законов, у институтов гражданского общества
всегда есть повод поинтересоваться, хорошо ли сами чиновники ориентированы в
том, какую модель здравоохранения собираются построить? Есть ли должное
понимание депутатами той системы отношений, которая сложится после принятия
соответствующих законов? И располагает ли власть достаточно вескими
аргументами, чтобы убедить избирателей в обоснованности своих намерений?
Ведь охрана здоровья общества - это одна из сфер государственного
регулирования, где эффекты накапливаются годами, а ошибки имеют системный
характер. И где решения, при всём уважении к демократическим процедурам,
нельзя принимать простым голосованием под влиянием складывающейся в тот или
иной момент политической конъюнктуры и чьих-то локальных интересов.