Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Общие задачи модернизации
Итак, новые качественные изменения в организации здравоохранения РФ
предлагается осуществлять по следующим основным направлениям:
переход от идеологии, обосновывающей необходимость построения новой схемы
распределения ресурсов, к идеологии реформ, направленных на развитие доступной
медицинской и оздоровительно-профилактической помощи населению;
четкое разделение общественного и частного секторов;
организация независимых друг от друга систем государственного,
обязательного коммерческого и добровольного коммерческого страхования;
поэтапное балансирование финансовой базы государственного страхования с
размерами источников финансирования и стоимостью страховых обязательств;
переход на схему выборочного внешнего (государственно-муниципального)
контроля за медицинской деятельностью «по отклонениям» в сочетании с
управлением технологиями и качеством на принципах солидарной корпоративной
ответственности врачей и внутриучрежденческого контроля;
развитие интегрированной трехуровневой структуры оказания медицинской
помощи со стимулированием межуровневой конкуренции;
развитие систем статистического учета и стандартизации технологий на
основе принципов доказательной медицины;
четкое юридическое разделение ответственности государства, страховщиков,
собственников ЛПУ, трудовых медицинских коллективов и граждан;
вытеснение мотиваций коррупционного характера механизмами, стимулирующими
открытую трудовую и хозяйственную деятельность;
стимулирование медицинских работников к трудовой конкуренции и
рациональному экономическому поведению.
Подводя итог обсуждению сформулируем основные задачи модернизации по
представленным направлениям.
1. Обосновать стратегию формирования общественного и частного секторов
здравоохранения с возможностью разделения систем обслуживания населения,
лечебной базы и финансовых потоков. Приступить к разработке модели
государственного медицинского страхования (ГМС) в общественном секторе
здравоохранения, как конечной цели реформирования.
Для этого:
уточнить первичные функции государства в формах поддержки различных
категорий населения (разрешительные, контролирующие, обеспечивающие);
отказаться от стратегии развития общественного здравоохранения на основе
ОМС;
приступить к разработке пакета законопроектов, призванных обеспечит
юридическую основу для поэтапной замены всеобщего ОМС на схему обязательного
государственного медицинского страхования (ГМС);
объявить общественный сектор здравоохранения нерыночным сектором
экономики;
изменить подходы к формированию системы государственных обязательств и
планированию необходимой медицинской деятельности (включая принципы
стандартизации, подходы к формированию понятийного аппарата и медицинской
статистики);
разработать методологическое обоснование пределов конституционных
гарантий, создать систему мониторинга их обеспечения и реальной стоимости;
разработать новый алгоритм формирования бюджета общественного сектора
здравоохранения, положив в основу стоимость государственных обязательств перед
населением и необходимые для этого объемы медицинской деятельности, а не
сложившиеся затраты на содержание лечебной сети;
исключить из финансовой цепочки страхования коммерческие страховые
организации и организовать финансовые потоки по правилам ГМС, преобразовав
фонды ОМС в фонды ГМС и поручив им осуществление прямого финансирования и
контроля государственно-муниципальных лечебных учреждений;
приступить к формированию автономного коммерческого рынка
негосударственного страхования и платных услуг, создав необходимую
законодательную базу для развития обязательного коммерческого медицинского
страхования (ОМС) во вредных и особо травматичных видах деятельности и
добровольного коммерческого страхования населения (ДМС) на случай травмы и
заболевания;
лишить граждан с доходами выше установленного максимума права на получение
бесплатной реабилитационной, профилактической и оздоровительной помощи (за
исключением медицинской помощи в её уточненном значении), обязав их делать
отчисления в систему ГМС, расширить пределы конституционных гарантий для
малоимущих категорий населения;
определить порядок коммерческого использования
государственно-муниципальной лечебной базы и ценообразования, запретив
негосударственное посредничество; сделать лечебные учреждения единственными
доходополучателями от данного вида деятельности; разработать систему их
льготного налогообложения;
2. Разработать проект поэтапного перевода общественного сектора
здравоохранения на трехуровневую, а в последующем четырехуровневую систему
обслуживания населения. Направить усилия на приоритетное развитие системы
патронажного обслуживания и развития межуровневой конкуренции лечебных
учреждений.
3. Ограничить систему развития общих врачебных практик в общественном секторе
формированием автономных врачебных амбулаторий в районах компактного проживания
граждан с низким уровнем транспортной доступности.
4. Принять меры и осуществить законодательное и нормативное обеспечение по
развитию самостоятельных общих и специализированных практик в коммерческом
секторе здравоохранения на принципах индивидуального предпринимательства.
Разработать систему их льготного налогообложения и тарификации.
5. Способствовать развитию врачебного самоуправления с приданием врачебным
ассоциациям статуса самостоятельных субъектов права с функциями управляющей
компании в части производства медицинских услуг. Перейти на финансирование
медицинской деятельности с учетом функционирования врачебного самоуправления и
корпоративной ответственности.
6. Пересмотреть схему лицензирования медико-профилактической и
фармацевтической деятельности, передав часть этих функций от органов
государственного управления профессиональным ассоциациям.
7. Разработать программу самообеспечения страны стратегически важными видами
лекарственных и иммунобиологических препаратов и систему государственной
поддержки новых генерирующих производств (включая схему ценообразования,
инноваций, контроля, государственной протекционистской политики и пр.).
8. Пересмотреть механизм стандартизации медицинской деятельности и
тарификации работы медицинского персонала на основе новых
социально-экономических показателей результативности и системы корпоративной
ответственности. Изменить принципы формирования медицинской статистики и
утвердить необходимые для этого критерии учета и понятийный аппарат. Обеспечить
переход к практике персональных допусков врачей и оплаты труда по результатам
деятельности. Разработать план поэтапной отмены принципа формирования заработной
платы медицинских работников на основе нормативов Единой тарифной сетки, стажа и
квалификационной категории.
9. Способствовать внедрению в практику здравоохранения принципов
доказательной медицины, а также автоматизированных экспертных систем, работающих
по схеме искусственного интеллекта.
10. Приступить к апробации схемы пакетного ценообразования в
экспериментальных территориях с последующим расширением зон её использования,
накоплением статистической базы данных и выходом на новую систему
стратегического планирования.
11. Пересмотреть и адаптировать к новым условиям структуру государственного
управления в центре и на местах.
12. Разработать принципы и подготовить план замещения существующей
законодательной базы с учетом новой государственной доктрины охраны здоровья
россиян.