Главная    Med Top 50    Реклама

· Популярное · Медицинские сайты
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Медицинские события · Быстрый поиск

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

2.1. Морфологическая характеристика тимуса при антигенной стимуляции

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Влияние антирабической вакцины на морфо-функциональное состояние органов иммунной системы / 2.1. Морфологическая характеристика тимуса при антигенной стимуляции
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1244; прочтений - 3759

2.1. Морфологическая характеристика тимуса при антигенной стимуляции

Тимус является центральным органом иммунной системы, функции которого до настоящего времени недостаточно изучены [19, 50]. Только в начале 60-х годов ХХ-го века были получены факты, доказывающие участие тимуса в процессах иммуногенеза. Основными элементами её являются клетки эпителиального происхождения (ретикулоэпителиоциты), истинные ретикулоциты и тимоциты, принимающие участие в осуществлении иммунного ответа [48, 114]. Эпителий тимуса отличается значительным полиморфизмом. В частности, в нем выявлено присутствие гетерогенных структур: клеток мерцательного эпителия, эпителия кожи, бокаловидных клеток кишечника, сарколитов или миоидных клеток [130, 26, 15]. Их присутствие свидетельствует в пользу того, что эти гетерогенные антигены участвуют в формировании естественной толерантности к собственным антигенам.

Морфологические реакции тимуса в процессе развития поствакцинального, в частности, противотуберкулезного иммунитета после введения вакцины БЦЖ, практически не изучены. Немногочисленными исследованиями было установлено, что после иммунизации нарастает масса тимуса, увеличивается площадь мозгового слоя, набухают клетки эпителиального ретикулума [2, 28]. Исследования [32, 33] показали, что в первые две недели после вакцинации морских свинок, у них увеличивается масса и размер долек тимуса, в основном, за счет расширения мозгового слоя. К морфологическим признакам повышения его функциональной активности были отнесены следующие показатели: набухание клеток эпителиального ретикулума; повышение содержания в них РНК, увеличение активности СДГ, эстеразы и липазы; набухание эндотелия с нарастанием интенсивности его реакции на АТФ- азу.

Наблюдалось увеличение числа и размеров телец Гассаля. Нередко определялись крупные сливные тельца, состоящие из уплощенных эпителиальных клеток с наличием просвета, в которых накапливались ШИК- положительные гомогенные массы. Отмечена высокая фагоцитарная активность телец Гассаля в этот период. В их просвете видны распадающиеся нейтрофильные и эозинофильные гранулоциты, фрагменты ядер лимфоцитов. В начальные сроки эксперимента гибели лимфоцитов не было, в корковом веществе постоянно присутствовали митотически делящиеся лимфоциты. В мозговом веществе тимуса, преимущественно по ходу микрососудов, встречались пиронинофильные лимфоидные элементы, среди которых были и незрелые плазмоциты.

Исследования, проведенные [19] показали, что клеточный состав популяции тимуса на фоне стрессорных воздействий (звук, вибрация, вакцинация, электромагнитные воздействия) существенно меняется. Эти сдвиги носят фазный характер и касаются всех клеточных популяций, а также ретикулоэпителиальной стромы и телец Гассаля. Однако, одним из наиболее характерных моментов при этом является накопление в паренхиме тимуса широкоплазменных лимфоцитов с пиронинофилией цитоплазмы. Число клеток в тимусе на ранних этапах стрессового воздействия резко уменьшается. Традиционная интерпретация этого явления, как следствия разрушения тимоцитов под действием высокой концентрации кортизола, не соответствует действительности: количество клеточного детрита, обнаруживаемого в паренхиме тимуса в свободном или связанном макрофагами состоянии, явно не пропорционально масштабам уменьшения числа лимфоцитов [33]. Несомненно, что речь идет в первую очередь о миграции тимоцитов на другие территории [37].

Введение в тимус новорожденных крыс линии Вистар материала, содержащего вирус Рауса и адъювант Фрейнда, показало, что уже к 10-у дню эксперимента в околотимусных медиастинальных лимфатических узлах развивается выраженная плазмоцитарная реакция. У контрольных животных менее выраженная реакция наблюдалась лишь на 3-4 неделе эксперимента [15]. В паренхиме тимуса за весь период наблюдения авторы не выявили признаков иммунной перестройки в виде формирования лимфоидных узелков, тем более с герминативными центрами или плазмоцитарной трансформации её клеток. Значительное скопление более или менее зрелых плазмоцитов авторы обнаружили в околотимусной соединительной ткани, в капсуле тимуса или междольковой строме. В его паренхиме плазмоциты немногочисленны и встречались только непосредственно у стенки микрососудов или в их просвете.

Анализируя полученные данные, [15] делают заключение: в условиях внутритимусного введения антигена плазмоклеточной трансформации не происходит, а появление небольшого количества плазмоцитов связано с гематогенным их проникновением из периферических органов иммунной системы. Даже при внутривенном введении стрептококковой протеиназы, разрушающей гематотимический барьер [15], в паренхиме тимуса авторы не наблюдали образования лимфоидных узелков с герминативными центрами и без них, а также выраженной плазмоцитарной реакции.

Противоположную точку зрения высказывают [142, 143], обнаружившие лимфоидные узелки в тимусе здоровых лиц и лабораторных животных после антигенной стимуляции. В литературе используется термин «гиперплазия тимуса с лимфоидными фолликулами» [135]. В 70-90% случаев лимфоидные узелки в тимусе определяются при миастении [90]. Изменение клеточной характеристики тимуса −самый достоверный показатель его реакции на антигенную стимуляцию [32, 33, 37, 69, 21]. Первый признак этой реакции −увеличение числа лимфоцитов с пикнотичными ядрами, появление крупных темноокрашенных гранул, возникших в результате гибели тимоцитов. Уже в первые часы эксперимента (введение человеческого противокоревого гамма−глобулина) в тимусе резко возрастала доля ретикулоцитов. Их количество в 2 раза превышало исходный уровень. Через три часа после введения гаммаглобулина в корковом веществе тимуса увеличивалась доля макрофагов.

Они имели крупные светлые ядра с нежными глыбками хроматина, большую площадь цитоплазмы, в которой обнаруживались обломки клеточных ядер, лимфоциты и фагосомы [21]. Популяция эпителиоретикулоцитов тимуса под влиянием антигенной стимуляции претерпевала значительные изменения.

Появлялись активированные клетки с очень светлым ядром и большой площадью цитоплазмы. Часть из них группировалась по 5-9 клеток и формировала тельца Гассаля. В норме же тельца Гассаля появляются в тимусе белых крыс лишь через две недели после рождения [67]. В центральных отделах сформированных телец наблюдались дегенеративные изменения, некоторые эпителиоретикулоциты даже разрушались [21].

На основании электронно-микроскопических исследований сформулировано представление об основной структурной единице тимуса − фолликуле Кларка [125]. Дальнейшие исследования позволили выделить в ней два типа ретикулярных клеток [84].

Ретикулоциты первого типа располагаются под базальной мембраной гемокапилляров и контактируют между собой с помощью большого числа десмосом. Отличительной чертой ретикулоцитов первого типа является наличие у них микрофибрилл, которые свободно располагаются в цитоплазме или, проникнув через клеточную оболочку, вступают в контакт с десмосомами.

Ретикулоциты второго типа не связаны между собой десмосомами и не контактируют с другими клетками, несмотря на то, что их цитоплазматические отростки, проникая на значительное расстояние в межклеточном пространстве, наползают на другие клетки. Ретикулоциты первого типа под воздействием вакцинации БЦЖ трансформируются в секреторные клетки [84]. В цитоплазме этих клеток образуются розетки полирибосом, которые в большом количестве скапливаются в вакуолях, окруженных одинарной мембраной. Вакуоли могут свободно открываться в межклеточное пространство, где находятся лимфоциты, мигрирующие из фолликулов Кларка. Указанные сдвиги свидетельствуют об усилении функциональной активности ретикулоцитов первого типа в период формирования противотуберкулезного иммунитета [32, 149, 150].

Ретикулоциты второго типа в динамике иммунного ответа трансформируются в макрофаги [138]. Через 3-7 дней после вакцинации БЦЖ в ретикулоцитах увеличивается площадь цитоплазмы, в ней появляется большое число рибосом и полирибосом, а также увеличивается количество митохондрий. Они принимают вытянутую форму, матрикс их уплотняется, возрастает число внутренних крист. Авторы [84] считают ретикулоциты второго типа резервным звеном гематотимического барьера, осуществляющих фагоцитарную функцию тогда, когда он будет нарушен. Под влиянием вакцины БЦЖ происходит усиление функциональной активности эндотелиоцитов гемокапилляров, входящих в состав гематотимического барьера. В цитоплазме эндотелиоцитов увеличивалось число рибосом, гипертрофировались зоны Гольджи, формировались лизосомальные структуры. Нередко выявлялись вакуоли с фагоцитированными частицами. Следовательно, эндотелий гемокапилляров тимуса, являющийся одним из звеньев гематотимического барьера и постоянно контактирующий с циркулирующими в крови антигенами, в поствакцинальном периоде выполняет фагоцитарную функцию, препятствуя проникновению антигена в паренхиму тимуса.

Применение вакцины БЦЖ в клинике для стимуляции иммунной системы играет двоякую роль: во-первых, она может рассматриваться как тест иммунной реактивности больного, на основе которого можно оценить прогноз заболевания после выполнения клинически радикальных операций; во-вторых, вакцинация БЦЖ представляется как метод активной стимуляции иммунной системы, позволяющий реализовать ее резервы [87].

Иммунная система женского организма вовлечена в комплекс биологических реакций, связанных с вынашиванием плода, чужеродного по антигенам отцовского происхождения [55, 98, 99, 113, 144]. Беременность приводит к морфологической перестройке тимуса, который в общих чертах сходен с явлениями его акцидентальной трансформации [152, 155]. Эта реакция тимуса − закономерный неспецифический ответ на любое антигензависимое или антигеннезависимое воздействие. Однако выявлен целый ряд специфических особенностей этого процесса при беременности [31]. Так, абсолютное число лимфоцитов в мозговом веществе тимуса уменьшено только во второй половине беременности, тогда как в первой половине – число лимфоцитов увеличено. По всей вероятности, это связано в первой половине беременности с перемещением лимфоцитов из коркового вещества тимуса в мозговое, т.е. перераспределением клеток лимфоидной популяции между зонами. Во второй половине беременности число лимфоцитов в мозговом веществе уменьшается, но именно площадь срезов лимфатических узлов, занимаемая тимозависимой зоной, значительно увеличивается. Это позволяет авторам считать, что в данном случае речь идет об усиленной миграции тимоцитов из мозгового вещества в периферические органы иммунной системы.

[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

Поиск по медицинской библиотеке

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах

Какую сумму Вы лично потратили на платные медицинские услуги за последние 12 месяцев (помимо расходов, покрытых полисами медицинского страхования)?

Менее 6000 рублей (менее 100 USD)
От 6000 до 9000 рублей (100-150 USD)
От 9000 до 13000 рублей (150-200 USD)
От 13000 до 16000 рублей (200-250 USD)
От 16000 до 21000 рублей (250-300 USD)
Более 21000 рублей (более 300 USD)
Затрудняюсь ответить

Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера

MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2017. Все права защищены.