Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 2. Некоторые аспекты управления качеством медицинской помощи

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Экспертиза качества медицинской помощи / 2. Некоторые аспекты управления качеством медицинской помощи
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 4370; прочтений - 21183
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

2. Некоторые аспекты управления качеством медицинской помощи

2.1 Общие подходы к управлению качеством медицинской помощи

В последние годы в здравоохранении Хабаровского края произошли значительные изменения качественного, структурного, экономического и др. характера, что выразилось в сокращении коечной сети больниц, введении обязательного и добровольного медицинского страхования, новых экономических отношений внутри лечебно-профилактических учреждений.

К сожалению, все эти процессы идут на фоне резкого спада экономики края, когда на социальные нужды населения, в том числе и здравоохранения, тратится все меньше и меньше средств. В этих условиях перед учреждениями здравоохранения встает проблема адаптации к быстро изменяющимся формам и системам хозяйствования. Главным инструментом приспособления системы здравоохранения к изменившимся условиям деятельности стал или должен стать новый экономический механизм управления, отличительной чертой которого является гибкость как в выборе приоритетных целей, так и в применяемых стратегиях их достижения.

Новая система хозяйствования медицинских учреждений, их работа в условиях резкого ограничения ресурсов плохо согласуется с традиционными представлениями о роли качества медицинской помощи в деятельности лечебно-профилактических учреждений и управлений здравоохранения.

В этой связи следует отметить, что понятие «качество медицинской помощи» трактуется очень широко. Помимо тривиального контроля за соблюдением стандартов, оно включает постоянную проверку соответствия качества медицинских услуг запросам и вкусам потребителей, непрерывное обновление сведений о продукции конкурентов и т. п. Соответственно обеспечение высокого уровня качества медицинской помощи не сводится просто к контролю за соблюдением стандартов, а становится приоритетной задачей практически всех уровней управления. Именно подобный подход, выражающийся в создании системы непрерывного поддержания качества медицинской помощи, является наиболее перспективной моделью управления качеством (OQI Organizationwide quality improvement - сквозное (постоянное) улучшение качества).

В настоящее время, по оценкам различных экспертных групп, от 15 до 40% производственных мощностей лечебно-профилактических учреждений занято доработкой продукции (медицинских услуг), т. е. долечиванием пациентов, которым на предыдущих этапах оказания медицинской помощи эта помощь была оказана без должного качества или не в должном объеме. Если в промышленности около 30% ресурсов тратится на восполнение потерь в связи с низким качеством выпускаемой продукции (доводка некачественной продукции до стандарта), то экономисты в здравоохранении затрат на устранение брака при производстве медицинских услуг стараются не замечать, мотивируя это сложностями учета затрат в медицинских учреждениях. В этой связи управление качеством в здравоохранении как в отрасли народного хозяйства, а также в отдельных медицинских учреждениях должно стать генеральной целью деятельности системы. Обеспечение реализации генеральной цели должно рассматриваться в первую очередь с позиций управления деятельностью персонала, т. е., как говорил Питер Ф. Дракер: «Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу».

Сегодня известны два основных аспекта обеспечения качества в здравоохранении:

1. Технический или технологический аспект здравоохранения - использование достижений медицинской науки, медицинских технологий для решения проблем, связанных со здоровьем пациентов (например, насколько хорошо хирург проводит операцию по удалению инфицированного желчного пузыря).

2. Межличностный аспект здравоохранения - использование социальных наук, включая психологию и методы ухода за пациентами, выраженные в форме беседы, внимания к нуждам пациента, сочувствия (например, насколько хорошо пациент и/или его семья понимают, когда и как должно приниматься лекарство).

Для наиболее полного представления о принципах обеспечения качественной медицинской помощи необходимо рассмотреть системную схему обеспечения качества с позиций классической работы Аветиса Донабедьяна (1988), который множество категорий качества свел к трем простым элементам и дал им название: структура, процесс и результат (рис. 3).

1. Правительственные институты   1. Организации планирования
2. Финансирующие организации   2. ЛПУ и лица, оказывающие медицинскую помощь
3. Научно-исследов. институты потребителей   3. Общества защиты прав
4. Отдельные лица   4. Другие организации

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

    Субъекты управления системой МП    
         
Субъекты обеспечения медицинских технологий (основные фонды, ресурсы: материальные, кадровые, интеллектуальные, финансовые)   Медицинские технологии (хирургические операции, терапевтическое лечение, уход за пациентами, питание и гостиничные услуги)   Результат деятельности отдельного врача, м/с, отделения, ЛПУ, объединения ЛПУ и системы в целом
         
(структура)   (процесс)   (результат)

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

1. Организации, предоставляющие ресурсы   1. Индивидуальные представители, пациенты
2. Профессиональные ассоциации    

 Рис. 3. Схема организационной среды обеспечения качества медицинского обслуживания

Любая система, в том числе и система здравоохранения, работает в единой организационной технологии, которая должна соответствовать определенным принципам, где подразумевается: цель работы системы, задачи, ее субъекты, обязанности (функции), ответственность, права субъектов системы, в рамках которых она функционирует, а также время, в течение которого работает система.

Субъекты системы делятся на две большие группы: группа управляющая и группа исполняющая со своими, присущими только этой группе, функциями.

Управляющей группе субъектов системы соответствуют функции:

  • сбор и обработка информации;
  • системный анализ;
  • учет ресурсов;
  • работа с кадрами и делопроизводство;
  • текущее и стратегическое планирование;
  • принятие решений и контроль за исполнением.
  • Исполняющей группе субъектов системы соответствуют функции:

    • обеспечение технологий;
    • обеспечение ресурсной базы;
    • исполнение планов текущего и стратегического планирования;
    • выполнение функции самоконтроля.

    При переходе к новой модели сквозного улучшения качества три основные понятия, применявшиеся в прошлом, приобретают новые, дополнительные оттенки. Вот эти понятия: клиент (потребитель медицинских услуг), технологический процесс и результат.

    Термин «потребитель» применяется для обозначения роли, которую играет физическое или юридическое лицо при получении услуги или произведенного товара. Потребитель определяет, чего он ожидает от услуги или товара. К сожалению, оттенки понятий, связанные с коммерцией и включенные в новое толкование этого понятия, представляют собой барьер на пути понимания для некоторых профессиональных работников здравоохранения. В качестве субъектов, обозначаемых этим понятием, могут быть пациенты, врачи, служащие и населенные пункты. Потребители часто представляют собой внешнюю по отношению к системе здравоохранения сторону, и поэтому о них говорят как о внешних потребителях. В учреждениях здравоохранения также есть внутренние потребители, например, отделения больницы являются клиентами аптеки, отделы медицинских архивов - клиентами отделений и т. д. Таким образом, понятие «потребитель» применяется весьма специфическим образом.

    Понятие «технологический процесс» относится к видам деятельности или действиям, регулярно повторяющимся с целью превращения исходных материалов, предоставляемых поставщиками, в готовую продукцию, получаемую потребителями (клиентами). Например, пациент может получить медицинскую помощь в связи с вывихом кисти в отделении неотложной помощи больницы. Пациент также является «потребителем» всего того, что делается для фиксации, вправления и обезболивания кисти. Все, что происходит между доставкой вывихнутой кисти пациентом-поставщиком и получением зафиксированной шинами кисти пациентом-потребителем, может быть определено как технологический процесс оказания медицинской помощи. Заметим, что употребление понятия «технологический процесс» шире, чем ряд современных понятий этого термина, и содержит ряд структурных элементов.

    Понятие «результат» включает в себя как технически конечную продукцию, так и суждение о пользе, полученной потребителем, получившим эту конечную продукцию. Термин «исход» хотя и применяется широко, не имеет точной взаимосвязи с понятиями «результат», «конечная продукция технологического процесса» или «выгода, извлеченная из технологического процесса», как они определены пациентом (или другими потребителями в данном процессе) в отношении производимой услуги или товара (под оценкой выгоды подразумеваются как ожидания, так и ценность, установленные для потребителя). С позиции сквозного улучшения качества медицинской помощи понятие «результат» применяется для обозначения как технического выхода данного процесса, так и выгоды, определенной потребителем медицинских услуг.

    2.2 Пути обеспечения качества медицинской помощи

    Пути обеспечения качества возможно реализовать с помощью трех основных групп факторов, определяющих функционирование системы КМП в целом.

    Три основных группы факторов, обеспечивающих высокий уровень КМП:

    1. Новые формы организации и управления.

    2. Методы контроля качества.

    3. Совершенствование материально-технической базы ЛПУ, и прежде всего автоматизация технологических процессов.

    Организационно-управленческие факторы неслучайно занимают ведущее место среди остальных факторов, определяющих уровень качества оказания медицинской помощи. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что внедрение новых технологий обеспечивает ощутимый выигрыш в качестве медицинской помощи в тех случаях, когда решены проблемы управленческого характера и, в первую очередь, реализуются основы новой философии управления, направленные на решение проблем качества медицинской помощи.

    Что имеется в виду?

    Задаче обеспечения высокого уровня качества медицинской помощи подчиняется вся управленческая деятельность. В идеале управление должно быть построено так, чтобы всемерное обеспечение высокого качества превратилось в образ жизни всех медицинских работников, стало их естественной и повседневной заботой. Обеспечение высокого качества медицинской помощи необходимо не само по себе, а как средство решения наиболее актуальных проблем управления, т. е. достижение высоких финансовых показателей, снижение издержек, уменьшение числа производственных конфликтов, решение проблем удовлетворенности пациентов и т. п.

    Признано аксиомой, что обеспечить высокий и стабильный уровень качества медицинской помощи путем организации контроля специально созданной для этого службой невозможно. Нужный результат может быть получен лишь за счет самостоятельного контроля качества медицинской помощи непосредственным исполнителем, т. е. путем развития самоконтроля врачей и медицинских сестер. Идея простая по сути, но сложная по исполнению: «За качество медицинской помощи должны отвечать все!»

    В ЛПУ и Управлениях здравоохранения должны быть устранены силы, препятствующие распространению новой философии управления качеством. Это, прежде всего, среднее звено управления - различные контрольные, инспекторские и другие службы, которым грозит упразднение в случае реализации идеи самоконтроля. Эти управляющие, привыкшие к административно-командному стилю работы, весьма болезненно переживают необходимость отказа от них. В дальнейшем этих сотрудников можно использовать в качестве специалистов-консультантов, помогающих непосредственным исполнителям (врачам, медсестрам) организовывать самоконтроль.

    2.3 Комплекс мер нового подхода к управлению КМП

    Указанные три принципа нового подхода к управлению качеством медицинской помощи реализуются при помощи целого комплекса мер, из которого следует выделить следующие:

    1. Обучение всего персонала методам статистического анализа. Этот процесс непременно начинается с обучения высших руководителей учреждений здравоохранения и затем постепенно охватывает нижестоящие уровни. В основе такого подхода лежит понимание того, что любое управленческое новшество, каким бы заманчивым оно ни казалось, будет скорее всего отвергнуто работниками нижних иерархических уровней, если они не увидят, что нововведение пользуется поддержкой со стороны высших руководителей.

    Подготовка программ обучения и создание соответствующей инфраструктуры требуют, по данным американских специалистов, в среднем не менее двух лет. Поэтому переориентировка учреждений здравоохранения на первоочередное выполнение задач, связанных с обеспечением высокого качества медицинских услуг, - процесс длительный и обычно весьма болезненный.

    В настоящее время в промышленности всеобщее обучение персонала методам управления качеством осуществляется лишь в японских фирмах, в США лишь несколько компаний (среди них IBM) имеют подобные системы обучения. В здравоохранении подобных систем обучения пока не существует, хотя и в США и в других странах осознанно внедряются системы управления качеством медицинской помощи. В США в последние годы внедряется особый подход к обеспечению качества медицинской помощи - Organizationwide quality improvement (OQI) - сквозное (непрерывное) улучшение качества медицинской помощи. Он требует решения проблем не только профессиональной подготовки персонала, но и выработки позитивного психологического климата в коллективах подразделений медицинского учреждения.

    2. Радикально новый подход к управлению качеством. Суть его может быть выражена как удовлетворение потребителя медицинских услуг. Но в роли потребителя в данной концепции выступает не только пациент, но и каждый последующий участник технологической цепочки лечебно-профилактического учреждения.

    Иными словами, главной задачей медицинского работника становится обеспечение такого уровня качества результата своего труда, которое ожидает как пациент, так и каждый следующий участник технологического цикла ЛПУ. Понятно, что в идеале соблюдение такого принципа на всех стадиях научно-производственного цикла гарантирует удовлетворение конечного потребителя продукции ЛПУ, т. е. пациента.

    3. Признание важности применения принципов нового подхода к управлению качеством на стадиях разработки медицинских технологий и конечных результатов деятельности врача (медсестры), подразделения ЛПУ, ЛПУ в целом. В промышленности, по данным американских экспертов, не более 20% причин брака связано непосредственно с производством, тогда как 80% - это ошибки, допущенные на стадии разработки и проектирования, а также связанные с политикой материально-технического обеспечения, ориентированной не на качество комплектующих, а на низкую цену. В медицинских учреждениях ситуация выглядит так же: только около 20% ошибок медицинского персонала связано с их личными качествами (низкая квалификация, безалаберность, халатность, равнодушие и пр.), а 80% зависит от дефектов организационных и медицинских технологий, уровня используемого оборудования, реактивов, расходных материалов и уровня подготовки администрации ЛПУ.

    Модернизацией медицинских и организационных технологий в ЛПУ должны заниматься сотрудники данного учреждения, которые весьма точно представляют себе все «узкие» места организационных и медицинских технологий своей больницы, поликлиники, станции скорой помощи и пр. Помимо этого, большое внимание должно уделяться внедрению и разработке новых компьютерных систем, которые позволили бы анализировать качество конечных результатов, технологичность внедряемых лечебных и диагностических процессов.

    4. Создание в лечебно-профилактическом учреждении автономных бригад качества, сформированных обычно на базе отдельных производственных участков, подразделений. Ответственность бригады за качество стимулирует ее к совершенствованию лечебного процесса, высвобождению времени, необходимого для более тщательного соблюдения технологических требований и стандартов. Автономная бригада и высокое качество оказания медицинской помощи тесно связаны. Исследования социальных психологов и практика работы лечебно-профилактических учреждений неоднократно доказывали, что врачи, самостоятельно устанавливающие для себя производственные задания, гораздо требовательнее относятся к их выполнению, чем если бы они исходили от другого лица.

    5. Превращение понятия «качество» в ключевое слово новой философии управления. Имеется в виду, что обеспечение высокого уровня качества станет наиболее приоритетной задачей каждого управленца. Для этого необходимо сломать привычные стереотипы управленческого мышления, ориентирующие организаторов здравоохранения прежде всего на внедрение ресурсосберегающих технологий в здравоохранении.

    Этот процесс, как и любые попытки такого рода, встречает серьезное сопротивление со стороны основной массы организаторов здравоохранения среднего звена, не способных психологически воспринять идею, что с повышением качества издержки в конечном итоге снижаются. Эту проблему необходимо решать с помощью организации массового экономического обучения организаторов здравоохранения.

    В крупных лечебно-профилактических учреждениях программы обучения, определяющие объем и характер знаний в области контроля и управления качеством, следует строго дифференцировать по различным категориям работников. Чем выше интеллектуальный уровень работников, тем длительнее должна быть программа обучения. Так, для управленцев высшего звена курс обучения должен содержать такие дисциплины, как вариационный анализ, теория надежности систем, методы математической статистики, планирование эксперимента и пр.

    2.4 Формирование комплексных программ управления качеством

    Управления здравоохранения должны разрабатывать комплексные программы внутри учрежденческого управления качеством медицинской помощи, аналогично следует поступать и руководителям лечебно-профилактических учреждений. Такая программа предусматривает решение следующих управленческих задач:

  • Ориентация персонала на бездефектное оказание медицинской помощи населению, поскольку, как показали исследования социологов, управление качеством по показателям предельно допустимого уровня числа дефектов медицинской помощи содержит в себе компромиссную психологическую установку и отрицательно влияет на результат.
  • Формализация процедуры планирования работ по повышению качества в зависимости от фактических показателей уровня дефектов медицинской помощи.
  • Жесткий постадийный метрологический контроль технологических процессов и сплошной статистический анализ данных, регистрируемый специальными группами качества, как в лечебно-диагностических подразделениях ЛПУ, так и во вспомогательных службах.
  • Корректная формулировка причин выявляемых дефектов оказания медицинской помощи и последовательность мероприятий по их устранению.
  • Обязательное включение курса по повышению качества медицинской помощи в программы подготовки и переподготовки медицинского персонала.
  • Организация групп качества в лечебно-профилактическом учреждении, охватывающих все службы и функциональные категории персонала, в том числе и вспомогательного (хоз. служба, бухгалтерия, инженерная служба и пр.).
  • Конкретизация общих целей управления качеством медицинской помощи самими специалистами и исполнителями.
  • Обоснование приоритетности и этапности работ по повышению качества медицинской помощи (например, первые 20% таких усилий должны приносить 80% ожидаемого совокупного эффекта).
  • Организация обратной связи: широкое информирование медицинского и другого персонала о результатах реализации программы повышения качества медицинской помощи.
  • Ориентация системы материального стимулирования и кадровой политики на поощрение бездефектной медицинской помощи населению.
  • 2.5 Перспективные направления в обеспечении эффективного управления качеством медицинской помощи

    1. Некоторое время назад основатель корпорации «Мацусита» Коносюке Матсусита во время поездки по Великобритании, говоря о качестве, заметил: «Запад за нами никогда не угонится. Вы извлекаете идеи из исполнительных сотрудников и даете их рабочим. В этом вы видите суть руководства. Для нас же основа управления это искусство мобилизации и объединения интеллектуального потенциала всех без исключения работников компании. Мы понимаем, что каким бы впечатляющим ни был интеллектуальный потенциал группы управляющих, одного его уже не достаточно для победы».

    Приводя это весьма популярное высказывание, мы понимали, что у наших оппонентов может возникнуть вопрос: «А какое же отношение это имеет к медицине?» Мы считаем, что самое непосредственное. Стоит только экстраполировать ситуацию с качеством из промышленности в здравоохранение, как подобные вопросы отпадут сами собой.

    Для понимания основного направления обеспечения эффективного управления качеством медицинской помощи всем следует вдуматься в уже высказываемое раньше положение, что никакие организации извне, никакие самые высококвалифицированные эксперты внутри системы здравоохранения не смогут обеспечить высокого уровня КМП до тех пор, пока весь коллектив сотрудников не будет объединен общей идеей обеспечения качества на всех рабочих местах, пока предложения каждого, самого незаметного участника медицинских технологий, по повышению КМП не будут выслушаны, подвергнуты анализу и внедрены в практическую деятельность. Таким образом, по отдельному кирпичику должно строиться здание обеспечения высокого уровня КМП за счет постижения искусства мобилизации и объединения интеллектуального потенциала всех без исключения сотрудников ЛПУ.

    2. Другим перспективным направлением, которое разрабатывается больше в промышленности, чем в медицине, является использование формализованных процедур ступенчатого, интегративного повышения качества медицинской помощи с участием двух заинтересованных сторон: экспертов-технологов (врачей) и потребителей медицинских услуг (пациентов).

    Такой подход позволит объединить усилия двух сторон процесса оказания медицинской помощи как изнутри ЛПУ, так и вне его. Скорость реакции потребителей медицинских услуг на их качество зависит от степени отлаженности процедур выбора пробных сегментов рынка медицинских услуг, методик сбора, обработки и передачи информации плановым и технологическим службам ЛПУ.

    3. Коренное изменение в методах контроля качества медицинской помощи. Исходный принцип при этом следующий: «затраты на предотвращение некачественной медицинской помощи гораздо меньше затрат на организацию контроля качества оказанных медицинских услуг населению и затрат, направленных на устранение дефектов оказания медицинской помощи (послеоперационных осложнений, постинъекционных осложнений, полипрагмазии, и др.)». Несмотря на то, что для оценки качества медицинской помощи применяется, как правило, выражение «приемлемый уровень качества», «должный уровень качества», т. е. допускается доля дефектности на определенное число единиц оказанных медицинских услуг (например: на 100 операций 4 осложнения), достижение которой рассматривается как норма в данном ЛПУ, пациент обратится в такое ЛПУ, где эта норма будет еще ниже. В то же время уровень затрат на единицу оказанных медицинских услуг определяется не только самим качеством медицинской помощи, но и затратами, понесенными при его обеспечении. В этой связи наибольшие затраты на обеспечение качества медицинской помощи следует планировать не на экспертизу качества, а на обеспечение бездефектных технологий медицинской помощи и на поощрение бездефектной работы.

    Стратегия поведения администрации ЛПУ должна основываться на следующих принципах: если учреждением достигнут уровень снижения дефектов оказания медицинской помощи до 4%, то необходимо всю работу по качеству направить на снижение этого показателя до 2%, и так далее. То есть должно быть постоянное стремление к наивысшему уровню качества.

    4. В настоящее время первостепенное внимание следует уделять выявлению причин низкого качества медицинской помощи, которые тесно связаны с совершенствованием технологий внутри лечебно-профилактического учреждения. С этой целью необходимо осуществлять статистический контроль технологического процесса (СКТП) в медицинском учреждении, заключающийся в оценке определенного технологического процесса путем тщательного измерения его отклонений от стандартов. Такой контроль дает возможность определить потенциальные проблемы прежде, чем они приведут к неудовлетворительным результатам, т. е. выявить причины отклонений от стандартов и внести в процесс оказания медицинской помощи пациенту необходимые коррективы.

    Главная трудность заключается в том, что большинство современных медицинских технологий включают в себя десятки и сотни отдельных манипуляций и процедур, каждая из которых испытывает влияние множества переменных. Поэтому выделить из огромного множества взаимосвязей факторы, действительно влияющие на снижение качественных параметров медицинских услуг, можно лишь с помощью сложных методов статистического анализа, используя стандартные математические пакеты прикладных программ для обработки медицинской, финансовой и другой информации. Математические методы анализа позволяют строить эконометрические модели, которые формализуют связь между результатами деятельности медицинского учреждения (прежде всего, связанные со здоровьем пациентов) и финансово-экономическими переменными.

    2.6 Предпосылки создания информационной технологии управления качеством медицинской помощи

    Решение задачи совершенствования управления службой качества медицинской помощи уже давно стоит перед органами управления и учреждениями здравоохранения. На начальном этапе вполне реально решение этой проблемы путем создания разнообразных автоматизированных систем, широкого внедрения вычислительной техники в работу экспертных комиссий лечебно-профилактических учреждений. Первые попытки внедрения автоматизированных систем качества медицинской помощи не дали ожидаемого эффекта, не уменьшили затруднений при принятии управленческих решений. Проблемы управления службой качества в последнее время даже обострилась.

    Эксплуатируемые в различных лечебно-профилактических учреждениях автоматизированные системы, как правило, являются системами обработки информации, у них отсутствуют функции управления, процедуры поиска и принятия решения, контроля эффективности принятого решения. Главное их достоинство - более высокий коэффициент использования собираемой информации.

    С этапа введения в здравоохранение нового хозяйственного механизма, повышения экономической самостоятельности медицинских учреждений, реализации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» появилась потребность анализа результатов работы как отдельного врача, так и лечебного подразделения, медицинского учреждения и службы здравоохранения в целом. Анализ контура «затраты-результат» должен стать основой оценки эффективности принимаемых управленческих решений. Это предопределяет необходимость создания системы управления качеством медицинской помощи населению с реализацией процедуры автоматизированного поиска оптимальных решений в виде комплекса экономически обоснованных мероприятий, с использованием экспертно-аналитических систем, приемов формальной логики, прогнозирования и моделирования, координацией всех звеньев, обеспечивающих необходимый уровень качества.

    Технология управления качеством в здравоохранении представляет собой последовательные этапы выявления и формулировки проблем, установления и обоснования причинно-следственных связей, оценки эффективности работы службы, определения и корректировки целей и задач для обеспечения эффективной деятельности как отдельного врача, так и медицинского учреждения в целом. Программы и проекты в здравоохранении характеризуются значительным числом показателей и параметров на входе (затраты) и на выходе (результаты). Для того чтобы сопоставить альтернативные варианты организационных мероприятий, производится соизмерение показателей и параметров. Эта задача требует использования метода многофакторного проблемного анализа (multiatribute problem analisys), который позволяет провести многомерную оценку каждого из альтернативных вариантов. В качестве характеристик могут быть использованы, например, динамика летальности, осложнений, первичного выхода на инвалидность, заболеваемости, временной нетрудоспособности, стоимости мероприятий/программ и пр.

    Наиболее перспективной моделью управления качеством следует признать модель, основанную на использовании системного анализа и экономического моделирования. Сильной стороной этого метода является возможность контроля измерения переменных (факторов) во времени. Любой процесс планирования требует прогноза изменений, которые следует предвидеть, особенно в отношении критических переменных.

    2.7 Пять основных уровней управления качеством медицинской помощи

    В управлении качеством медицинской помощи следует выделить пять основных уровней.

    1. Сбор и накопление информации.

    Для получения исходных данных определяются три основных направления по созданию информационной базы: деятельность службы и ее готовность к выполнению задач.

    Сбор и обработка информации о структуре системы (основные фонды, ресурсы: материальные, кадровые, финансовые, интеллектуальные), о реализуемых системой процессах (медицинские и организационные технологии системы), о достигнутых системой результатах в определенный временной промежуток (число пролеченных пациентов, исходы лечения, наличие осложнений, уровень расходов на единицу произведенной продукции/услуги и пр.). Сбор и обработка информации взаимодействия системы с внешней средой (правительственные институты, финансирующие организации и учреждения, научно-исследовательские и образовательные институты и пр.).

    2. Уровень анализа информации - анализ и обработка информационных баз, выявление проблем, определение базовых состояний при помощи экспертно-аналитической автоматизированной системы: деятельность службы и ее готовность к выполнению задач.

    Определение выбранных направлений работы, потенциала, существующей структуры службы и ее соответствия поставленным задачам. Определение затрат, необходимых для функционирования системы, выявление отклонений от заданного стандарта (нормы) по всем направлениям информационной базы, выявление территорий, учреждений, отдельных работников, имеющих отклонения от стандартов, формирование групп риска по невыполнению стандартов качества медицинской помощи. Оценка тенденций заболеваемости, смертности, инвалидизации, исходов лечения и пр. Анализ интегрированных показателей качества медицинской помощи населению. Создание системы персонификации врачебных ошибок с их классификатором и уровнем тяжести нанесения ущерба здоровью пациентов. Анализ взаимодействия сил, стимулирующих и препятствующих достижению поставленных целей (результатов).

    3. Уровень выработки решений.

    На этом уровне проводится оценка выбранных направлений по обеспечению качественной и эффективной работы системы, прямого и косвенного ущерба здоровью и потерь от заболеваемости, смертности, раннего выхода на инвалидность. Формулировка причинно-следственных связей, определение направлений работы, экономическое обоснование и в конечном итоге установка целей и задач. Обязателен учет взаимодействия сил, стимулирующих и препятствующих достижению запланированных результатов.

    4. Уровень принятия решений.

    Определение сил, средств, ресурсов и структуры системы. Краткосрочное и долгосрочное планирование.

    5. Уровень реализации и контроля за выполнением решений.

    Уровень выполнения мероприятий и оценка эффективности принятых решений.

    Таким образом, процедура управления в определенной мере может соответствовать получению ответов на следующие вопросы: «Что надо делать?» - последовательность этапов анализа информации, поиска, принятия, реализации и оценки решений. «Кто должен делать?» - определение кадровых ресурсов, их квалификации, затрат на оплату труда, взаимоотношений, ответственности, структуры учреждений. «Как надо делать?» - каким образом проводить анализ полученной информации, как искать, вырабатывать, реализовывать и контролировать решения, как планировать работу и корректировать планы в зависимости от изменения ситуации в системе. «Когда, где и чем сделать?» - определить периодичность и порядок сбора информации, необходимые методики, оборудование, сроки и т. д.

    Информационная технология управления представляет собой автоматизированную поддержку собственно технологии управления и включает в себя информационные потоки, базы данных и алгоритмы поиска, оценки принятия решений и контроля за их исполнением.

    Целью создания информационной технологии управления качеством медицинской помощи является получение максимально высокого результата деятельности системы в условиях снижения или стабилизации затрат.

    Создание подобной системы управления качеством потребует структурной перестройки, корректировки системы финансирования, разработки или адаптации нормативов и критериев (стандартов), внедрения автоматизированных экспертно-аналитических систем и формирования своеобразной информационной среды в виде «единого информационного пространства». Последняя должна помочь органам управления направить деятельность системы здравоохранения на удовлетворение потребностей населения в качественной и безопасной медицинской помощи, обеспечить контроль за результатами, способствовать организации взаимодействия и координации всех государственных, общественных и иных структур в вопросах обеспечения достаточного уровня здоровья населения.




    [ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

     Поиск по медицинской библиотеке

    Поиск
      

    Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



    Реклама

    Мнение МедРунета
    Какую сумму Вы лично потратили на платные медицинские услуги за последние 12 месяцев (помимо расходов, покрытых полисами медицинского страхования)?

    Менее 6000 рублей (менее 100 USD)
    От 6000 до 9000 рублей (100-150 USD)
    От 9000 до 13000 рублей (150-200 USD)
    От 13000 до 16000 рублей (200-250 USD)
    От 16000 до 21000 рублей (250-300 USD)
    Более 21000 рублей (более 300 USD)
    Затрудняюсь ответить



    Результаты | Все опросы

    Рассылки Medlinks.ru

    Новости сервера
    Мнение МедРунета


    Социальные сети

    Реклама


    Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





    MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
    При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.