Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
ГЛАВА 3. Принципы планирования и организационные технологии
ЛПУ стоматологического профиля первичного уровня
Организация оказания стоматологической помощи существенно различается в
разных странах - от полностью негосударственной системы до системы ЛПУ
стоматологического профиля, организованной исключительно государством. С
политикой и деятельностью правительств в разной степени связана и личная
инициатива врача, что ещё более разнообразит способы оказания стоматологической
помощи. Бесспорно, идеальным в этой области является предоставление самой
современной стоматологической помощи с полным соблюдением прав, как
врача-стоматолога, так и пациента.
Опыт экономически развитых стран показывает, что, несмотря на высокие объемы
финансирования стоматологической помощи и рост уровня внедрения современных
технологий диагностики, профилактики, лечения и реабилитации, проблема
распространения и тяжести поражения зубочелюстной системы остается актуальной.
Причем основным учреждением стоматологических служб этих стран являются
относительно небольшие стоматологические кабинеты и клиники первичного уровня, а
основной фигурой, реализующей технологии ранней диагностики, лечения и
профилактики является семейный врач-стоматолог. Ими производится более 85% всех
видов и объемов стоматологических услуг населению. Наиболее типичными
представителями экономически развитых стран на американском континенте является
США, а на европейском -Германия.
В историческом аспекте стоматологическая служба США за последние 50-80 лет от
«технической» специальности («technical trade») перешла в разряд научной
медицинской отрасли, требующей высокого уровня расходов на строительство
лечебно-профилактических учреждений стоматологического профиля и подготовку
специалистов. Вполне естественно, что на одно из первых мест в управлении
стоматологической помощью вышло стратегическое планирование работы структурных
компонентов службы (основные производственные фонды и ресурсы). Такое
планирование базировалось на основании прогнозов уровней стоматологической
заболеваемости населения, что обуславливало принятие управленческих решений по
реализации современных организационных и медицинских технологий.
Именно в середине ХХ века в США федеральным правительством было выделено 250
млн. долларов на строительство новых стоматологических учебных заведений.
Однако, к концу ХХ столетия весьма остро стал вопрос о перепроизводстве
специалистов стоматологического профиля, на что в значительной степени повлияла
ориентация значительной части специалистов на профилактику стоматологических
заболеваний. По решению Американского Конгресса в 1948 году был создан
Национальный институт стоматологических исследований (National Institute of
Dental Research), который стал проводником координации научных работников и
практикующих стоматологов с органами власти на местах, с работниками
образования, с общественными организациями и т. п. Результатом планирования и
реализации диагностических, лечебных и профилактических мероприятий стала
следующая ситуация:
В 1965 году в США в среднем каждый житель нуждался в пломбировании 2,9 зуба в
связи с кариесом (без учета ранее наложенных пломб и проведенных удалений), при
этом пик нуждаемости приходился на самый перспективный возраст: от 15 до 24 лет
-по 4,2 пломбы. За стоматологической помощью за указанный год обращалось 47%
жителей страны. Их затраты на получение стоматологической помощи составили 1224
млн. долларов. В этой связи следует отметить, что в США в структуре стандартного
рациона к середине 60-х годов сахароза стала составлять более 47% от всех видов
«сахаров», употребляемых населением страны в пищу. По данным на 1997 год, когда
была обследована репрезентативная группа детей в возрасте от 5 до 15 лет, было
сделано заключение, что 60% из них относятся к группе умеренного риска по
кариесу; у 27% - отмечена слабая степень риска и только у 13% - высокая степень
риска (Saemundsson S.R. й al., 1997).
Доля лиц в структуре работающего населения, обращающихся за стоматологической
помощью в течение каждого года (конец 80-х, начало 90-х годов) составляла 60%.
Примечательно, что в 90-е годы 10% доходов врачей стоматологического профиля
составляли средства, полученные от проведения косметических манипуляций на
зубах, не пораженных кариесом. Кроме того выявлено, что к концу 90-х годов более
45% американцев в возрасте 65 лет и старше имели полную вторичную адентию хотя
бы на одной челюсти. Поскольку в США в начале XXI века сохраняются тенденции
старения населения, то прогнозируется рост затрат рабочего времени
врачей-стоматологов на оказание помощи старшим возрастным группам населения. В
частности, если в 1972 году требовалось 21,6 млн. часов, то в 1990 году рост
затрат рабочего времени увеличился до 33 млн. час, а прогноз на 2030 год
предполагает затраты уже на уровне 35 млн. рабочих часов. Отмечается, что если в
1972 году так называемые группа риска по числу зубов, нуждающихся в лечении,
составляла 2,8 млрд. зубов, то в 2030 году их число составит уже 5 млрд. (Dugoni
A.A., 1991).
Главный хирург США D. Satcher сказал, что в течение последних 50 лет
значительно улучшилось стоматологическое здоровье средне статистического
американца. В этой связи они в праве ожидать, что большинство нынешних лиц
среднего и молодого возраста сумеют сохранить свои зубы на протяжении всей
жизни. Однако, при этом он считает, что перспективы улучшения стоматологической
помощи и снижения числа заболеваний зубочелюстной системы в семьях с низкими
доходами невелики. В частности, показатели числа запломбированных зубов среди
«белых» американцев в два раза выше, чем среди «цветных» при равных показателях
заболеваемости. Одна треть детей в возрасте от 2 до 9 лет из семей с низкими
доходами имеет не леченные зубы, при этом, только каждый пятый из них имеет
возможность посетить врача с профилактической целью с учетом страховки по
программе «Medicaid», в связи с чем к 2010 году планируется начать реализацию
государственной программы «Healthy People 2010» с целью включения низкодоходных
групп населения в страхование стоматологического здоровья и расширения
доступности стоматологических услуг.
Стоматологическая помощь населению Германии отражает европейские достижения в
сохранении и умножении стоматологического здоровья населения. В то же время,
несмотря на очень высокий уровень социальной защиты здоровья населения, включая
стоматологическую помощь, в стране отсутствует государственная программа
профилактики основных стоматологических заболеваний. В частности, проблема
распространенности кариеса сохраняется для детей, относящихся к
социально-демографическим группам с низким социальным статусом. В настоящее
время в ФРГ приостановлено функционирование системы централизованного
фторирования воды, хотя Германия первой из европейских стран стала осуществлять
данное мероприятие на государственном уровне. В частности в стране фторирование
воды производилось с 1952 года.
В последние десятилетия основной упор в профилактике кариеса делается на
распределение среди населения фторсодержащих таблеток, местное применение
фторида, гигиену рта и рациональное питание (Костлан Я., 1982). Несмотря на это
в результате специальных исследований выявлено, что 18% населения ФРГ не
покупали зубных щеток в течение трех лет. По эпидемиологическим оценкам
показатель распространенности кариеса среди 3-летних детей варьировал от 43% до
89%, а среди 5-летних - от 72% до 93%. В 1978 г. КПУ у 15-24 летних составлял
14,5; у 45-54 летних - 19,5. Однако внедрение фторсодержащих паст, начиная с
1973 года, обеспечило достоверное снижение заболеваемости кариесом. В настоящее
время более 90% всех паст, применяемых в ФРГ, составляют фторсодержащие пасты.
Следует отметить, что на территории бывшей ГДР (Восточные земли ФРГ)
внедрение программ профилактики в свое время обеспечило стабилизацию показателей
КПУ среди 13-14 летних детей на уровня 4,0-5,0 в зависимости от регионов, то
есть эффект профилактики кариеса был выше, чем в Западных землях. Существенное
значение придавалось привлечению частнопрактикующих врачей-стоматологов к
санитарно-просветительной работе, назначению фторидов, наложению силантов у
детей 6-19 лет. Особое значение в ФРГ придавалось развитию профилактических
мероприятий среди групп населения с высокой степенью риска по кариесу. По
оценкам эффективности лечения кариеса отмечается, что средний показатель
сохранности композитных пломб составляет всего 43,5 месяца, а амальгамы до 60
месяцев, несмотря на высокие требования новых технологий и признанного
«педантизма» немецких стоматологов.
Тем не менее, в других странах Западной Европы, имеющих государственные
программы первичной профилактики кариеса, отмечалось сокращение показателя
интенсивности кариеса у детей 12-15 лет на 30-50% в течение двух последних
десятилетий. Поэтому не случайно в Германии планировалось увеличение показателя
обеспеченности стоматологами с 60 (1985 г.) до 85-92 (2000 г.) на 100 000
населения, в то время как в других странах Западной Европы, где государственные
программы первичной профилактики эффективно функционировали в течение последних
десятилетий ХХ века, была определена стратегия снижения этого показателя.
В России в течение «перестройки по Горбачеву» и социально-экономических
реформ последних десятилетий стоматологическая помощь населению и её ресурсная
база планировались спонтанно, без учета региональных особенностей. Были свернуты
профилактические программы по всем направлениям, что вылилось в значительный
рост стоматологической патологии у детей и лиц молодых возрастов. Только в
последние годы появились определенные надежды на стратегическое планирование в
разделе «социальной стоматологии», основной целью которой является организация
профилактики кариеса у детей и обеспечения пенсионеров и ветеранов зубными
протезами.
Кроме того, значительные надежды сегодня связываются с введением с 2007 года
в России специальности врача-стоматолога общей практики, который и станет
проводником идеологии профилактической стоматологии.