Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
ГЛАВА 5. Стандартизация производства стоматологических услуг
В условиях реформировании здравоохранения России, формирования и интенсивного
развития негосударственного сектора, внедрения рыночных механизмов и т. п.,
органы управления здравоохранением должны иметь возможности проведения
постоянной оценки уровня и качества работы ЛПУ. В ходе повседневной работы
администрация ЛПУ должна принимать во внимание изменения внешнего окружения
системы, изменения правовых и экономических механизмов хозяйствования, что
должно побуждать ее вносить в деятельность ЛПУ стоматологического профиля
определенные изменения. Для координации изменений и эффективного управления, как
органы управления здравоохранением, так и администрации ЛПУ должны иметь
достаточный объем стандартизованной информации, и не считать ее сбор и анализ
второстепенной проблемой.
Сегодня существует острая необходимость разработки основных направлений
стратегии развития информационных систем для ЛПУ, а так же и технических
возможностей систематического наблюдения за оказанием стоматологических услуг,
которые формируются на основе стандартизации. Разработка стандартов лечения
пациентов должна впитать в себя традиционные для отечественной стоматологии
подходы к оказанию стоматологических услуг. Следует отметить, что
«индивидуальность» такого лечения, его возможные варианты должны быть
максимально обеспечены многофакторными стандартными формами, с помощью которых,
как при распознавании образов, врач должен выбрать свой «образ» пациента.
Сегодня пока еще нет адекватного соответствия нормативной (стандартизованной)
и фактической стоимости оказанных стоматологических услуг, нет адекватного их
измерения. А поскольку эти измерения пока субъективны, то создаются условия для
возникновения ситуаций вознаграждения стоматологов за некачественные
стоматологические услуги или отсутствие мер воздействия на ЛПУ за низкое
качество оказываемых медицинских услуг, за исключением системы лицензирования.
Наличие сертификата у врача-стоматолога, к сожалению, не гарантирует
стандартного (приемлемого) уровня качества стоматологической помощи
потребителям. Необходима разработка системы мер воздействия на производителей
услуг низкого качества в рамках государственного регулирования рынка.
Стандарт является способом создания мер и условий обеспечения качества
стоматологической услуги. Стандарты могут устанавливаться внутри
стоматологического учреждения (например, стандарт моделирования и изготовления
керамических реставра-ций, стандарт изготовления металлокерамических
конструкций69, снижение времени ожидания пациентов на 10%, жалоб пациентов на 3%
и т. д.). При этом методе учитываются индивидуальные обстоятельства
рассматриваемого ЛПУ, и не может исключаться определенная доля субъективности.
Но стандарты могут устанавливаться и извне, например, согласно специальной
литературе, оценкам профессиональных общественных организаций стоматологов,
задачам отдельных служб стоматологического учреждения и т. п. Эти стандарты
имеют преимущество в том, что они уже прошли испытания, но не всегда достаточно
приспособлены к индивидуальным условиям. Внешние стандарты часто отсутствуют в
практике, но при их наличии должны приниматься во внимание специфические условия
стоматологического учреждения или его подразделения.