Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
ГЛАВА 8. Управление производством услуг в стоматологии
Современная стоматологическая помощь представляет собой сложную систему,
предполагающую взаимодействие врачей, медсестер и другого медицинского
персонала, сложных информационных систем, огромного количества пломбировочных и
расходных материалов, а также сложных приборов, оборудования и технологий.
Правильно организовать взаимодействие этих элементов и процессов наиболее
трудная, но вместе с тем и главная задача в системе организации системы
управления производством стоматологических услуг. Стремление к обеспечению
высокой эффективности производства стоматологических услуг можно ожидать только
в условиях, когда методы стимулирования производства услуг высокого уровня
качества будут сосуществовать с оптимальными механизмами регулирования тарифов и
обеспечения достаточного уровня доступности стоматологической помощи для широких
кругов пациентов.
В этой связи следует отметить, что рыночные преобразования в здравоохранении
(особенно в стоматологии) нельзя расценивать однозначно. Внедрение рынка в
социальную сферу, каковой является здравоохранение, весьма опасно с точки зрения
формирования свободной конкуренции между производителями услуг. Это, как
правило, приводит к полной хозяйственной обособленности каждого производителя,
его полной зависимости от конъюнктуры рынка, противодействия другим
товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос. Конкуренция, в каких бы
видах она ни проявлялась, есть «война», которая ведется по трем основным
направлениям: первое охватывает конкуренцию среди продавцов, второе -
конкуренцию среди покупателей, третье - борьбу между продавцами и покупателями
на противоположных позициях по поводу уровня цен.
Естественно, что в этой ситуации потребление самой высококачественной
продукции обеспечит себе тот, кто сможет предложить более высокую цену за
услуги. Сегодня это всего около 10% населения России. Эти принципы сегодня в
значительной мере реализуются в потреблении стоматологических услуг высокого
качества практически во всех территориях ДВФО.
Что же относительно социальной справедливости, то ее обеспечение в условиях
рынка становится весьма сложной проблемой и должна гарантироваться
соответствующим законодательством и механизмами его реализации. С другой
стороны, производитель может победить на рынке, предложив приемлемое соотношение
цены и гарантии высокого качества услуг
В условиях рынка руководство ЛПУ должно исповедовать принципы, которые
обеспечат выживание, независимо от формы собственности:
• соответствие предлагаемых услуг спросу рынка, ежедневное совершенствование
технологических процессов;
• стремление к повышению качества функционирования ЛПУ в целом;
• увеличение производительности труда на каждом рабочем месте;
• снижение себестоимости производимых стоматологических услуг.
Все, от администратора самого высокого уровня до исполнителя несложных работ,
должны отдавать себе отчет в том, что никакой контроль со стороны руководителей
не обеспечит высокого уровня качества и эффективности на каждом рабочем месте, а
в целом и производства высококачественных услуг в стоматологии, кроме самих
работников. Это является основой современного менеджмента. Однако целью всей
системы управления является стремление к достижению высоких результатов
состояния стоматологического здоровья пациентов. Медицина не может полностью
быть приравнены к процессам производства, так как врач был и остается не только
исполнителем, но и участником процесса лечения вместе с пациентом. Но каждый
конкретный врач - это конкретный человек со своим видением, приоритетами и
потребностями - вопрос «зарабатывания» денег остается актуальным несмотря на
данную клятву Гиппократа.
К сожалению, значительная часть врачей-стоматологов региона до настоящего
времени очень редко обращает внимание на заболевания пародонта и чаще всего
просто удаляют слегка подвижные зубы, что является уровнем качества стоматологии
трехсотлетней давности, а с точки зрения современной стоматологии - это
варварство. С появлением керамики и металлокерамики многие стоматологи-ортопеды
всем пациентам без разбора, по показаниям и без, стали депульпировать и
обрабатывать тачивать зубы для металлокерамики, не объясняя последним, что
цемент под коронками рассасывается со скоростью: 0,2% в месяц, 2% в год, 20% за
10 лет. Следовательно через 3-5 лет под коронками цемент частично рассосется, а
остатки зубов - частично разрушатся, поэтому большинство пациентов перейдет на
следующий этап лечения - протезирование беззубой челюсти или изготовление
имплантатов так же на относительно небольшой срок, но за большие деньги.
Пациенты, получившие ранее негативный опыт начинают анализировать рынок услуг
и вырабатывать критерии потребителей основываясь не на «дипломах»
врачей-стоматологов, а на качестве оказываемых услуг. Эти критерии несколько
отличаются от официальных критериев изложенных в нормативных документах органов
управления здравоохранением. Пациенты постепенно приходят к пониманию того, что
главное в стоматологии это не разделение на квалификационные категории и научные
звания, а на уровень достижения реальных результатов качества тем или иным
специалистом. Уровень результатов, кстати не зависимо от числа дипломов и
сертификатов, является главной движущей силой востребованности того или иного
специалиста, ЛПУ стоматологического профиля у пациентов. Только уровень
результатов будет создавать устойчивый имидж стоматологической клинике.
Если организаторы здравоохранения региона не будут чрезмерно опекать этот
рыночным процесс формирования кадров, то количество высококвалифицированных
частных стоматологов-универсалов будет резко увеличиваться, что заставит
подтягиваться за ними и специалистов государственных и муниципальных ЛПУ.
Сегодня для того, что бы сделать несколько шагов вперед, необходимо
врача-стоматолога общей практики подготовить в нескольких направлениях. В первую
очередь в пародонтологии. Пациенты с заболеванием пародонта составляют не только
значительную часть населения ДВФО, но и являются наиболее активной частью -
особенности заболевания вынуждают их обращаться к стоматологу, в то время, как
иные пациенты не спешат посетить стоматолога. В данной ситуации считаем важным
заинтересовать стоматолога общей практики в получении теоретических и
полноценных практических навыков комплексного подхода к лечению заболеваний
пародонта и дать возможность проводить операции на тканях пародонта с
последующим микропротезированием, с изготовлением мостовидных или консольных
протезов с максимальным сохранением функции зубов. Врач стоматолог общей
практики должен получить определенный круг знаний в ортодонтии, что бы уметь
изготавливать несложные ортодонтические аппараты. В отдельных стоматологических
кабинетах уже сейчас выше указанные манипуляции проводят частные практикующие
стоматологи.
Существование современного здравоохранения без экономической составляющей
невозможно. При этом вопрос стоит не только о получении финансовых средства, но
и о эффективном их использовании. Работа должна быть организована эффективно в
рамках стратегии, основанной на реализации девиза: «При минимальных затратах
добиваться максимальных результатов». Производство стоматологических услуг, как
и любого другого производства требует грамотного, современного управления,
следовательно врач-стоматолог общей практики, кроме профессиональных медицинских
знаний и умений, должен овладеть знаниями теории и практики современного
менеджмента.