Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
ВВЕДЕНИЕ
Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств.
Гиппократ
Эффективное функционирование любой национальной системы здравоохранения
обеспечивается ее кадровыми ресурсами. Это определяет кадровую политику как один
из приоритетов в развитии здравоохранения.
Труд медицинских работников относится к числу наиболее сложных и
ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной
интеллектуальной нагрузкой, требует большого объема оперативной и долговременной
памяти, наличия определенного уровня здоровья, физической силы и выносливости,
содержит элементы творчества и связан с ответственностью за здоровье и жизнь
других людей. Выраженность этих качеств обеспечивает высокую профессиональную
эффективность труда, но в то же время сопряжена с высокой физиологической
стоимостью нервных процессов для организма самих медицинских работников.
Особенность психологии труда медицинских работников заключается, прежде всего
в том, что объектом его является больной (страдающий) человек, психика которого
изменена в связи с имеющимися заболеваниями. Работа в условиях постоянного
контакта с больными людьми, склонными к разнообразным, не всегда адекватным
психологическим реакциям, предъявляет к медицинским работникам не только
профессиональные, но и высокие психологические требования. Поэтому для успешной
деятельности в области большинства медицинских специальностей помимо
квалификации требуется наличие определенных личностных качеств и черт характера,
таких как терпение, решительность, воля, тактичность, отзывчивость, доброта,
сердечность, общительность и многие другие.
Поэтому специфика деятельности врача предъявляет особые требования к уровню
психологической и физической подготовки молодежи к предстоящей деятельности,
тщательности отбора абитуриентов, которые с наибольшей вероятностью смогут
успешно освоить медицинскую профессию и без ущерба для своего здоровья работать
в отрасли на протяжении длительного времени.
Анализ краевой программы «Целевая подготовка специалистов и закрепление их в
сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003 – 2007 годы» (от
30.10.2002г. № 63), принятой региональной Законодательной думой, показал, что
последняя ориентирована, прежде всего на до профессиональное и профессиональное
образование молодежи, в том числе для отрасли здравоохранения. Однако вопросы
профессиональной ориентации и отбора кандидатов на целевые места вузов в ней по
мнению авторов не нашли должного отражения.
При направлении абитуриентов на обучение в медицинский вуз по целевому набору
руководители муниципальных образований и главные врачи ЛПУ края не учитывают
проблему несоответствия между объективной потребностью отрасли здравоохранения в
притоке молодых специалистов и профессиональной направленностью молодежи,
стремящейся получить высшее медицинское образование. Несмотря на экстенсивный
характер целевой подготовки врачей и провизоров в ДВГМУ (до 80% от общего
количества), доля «целевых» студентов, окончивших вуз и вернувшихся на «малую
родину» составляет лишь 30 – 50%.
В настоящее время общеобразовательные учреждения, как и вузы, переживают
период становления и адаптации к новым социально-экономическим условиям, базовый
уровень образования выпускников школ не обеспечивает их достаточным «багажом»
знаний для поступления в вуз, сдерживаются мероприятия по подготовке школьников
к выбору профессии и т.п.
Сформировавшееся в последнее время пространство профессионального
самоопределения молодежи усложняет задачу для медицинских вузов по обеспечению
качества отбора абитуриентов. Оно характеризуются снижением престижа профессии
врача в обществе, изменением социальных ориентаций на выбор профессии,
расширением свободы выбора учебных заведений (результаты ЕГЭ абитуриенты
направляют в несколько вузов различной направленности), конкуренцией
государственных и негосударственных профессиональных образовательных учреждений
за обеспечение конкурса.
На наш взгляд, стабилизировать и улучшить ситуацию с обеспечением врачебными
кадрами, особенно отдаленных северных районов и сельской местности, невозможно
без совершенствования системы профессиональной ориентации, привлечения молодежи
наиболее подготовленной к медицинской деятельности. Целевая подготовка
специалистов должна включать долговременную целенаправленную работу по
профориентации молодежи на местах со стороны руководителей ЛПУ и органов
управления.
Одной из важнейших задач высшей школы является повышение эффективности
использования средств, затрачиваемых на высшее медицинское образование.
Несоответствие профессии склонностям и способностям студента отрицательно влияет
на его успеваемость, затягивает срок обучения, и во многих случаях приводит к
его отчислению, а, следовательно, к экономическим потерям.
Основным стержнем в решении проблемы кадрового обеспечения отрасли
здравоохранения является создание целенаправленной системы профессиональной
ориентации молодежи на медицинские специальности с учетом
социально-экономических особенностей развития региона, потребности лечебно –
профилактических учреждений в кадрах, рыночных отношений в системе образования,
а эффективность ее будет зависеть от того, насколько эта система целостна,
устойчива и динамична.