Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
РАЗДЕЛ I. Профессиональная ориентация: история, опыт,
проблемы
Окружи больного любовью и разумным утешением, но, главное,
оставь его в неведении того, что ему предстоит и особенно того, что ему
угрожает. Гиппократ
Профессиональная подготовка врача является сложной поэтапной системой
управления профессиональным развитием личности. Главная ее сущность заложена в
Концепции непрерывного медицинского образования, включающей довузовский,
додипломный и послевузовский образовательные уровни. В указанной цепи
довузовский этап достаточно значим, так как именно здесь осуществляется
профессиональная ориентация будущего врача.
Профессиональная ориентация - это научно обоснованная система
социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий,
направленных на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении с
учетом потребностей народного хозяйства в кадрах, интересов, способностей и
физиологических возможностей личности.
Давно известно, что любые виды деятельности требуют от человека различных
свойств, качеств, которыми не все обладают в равной степени. История появления
некоторых элементов оценки профессиональной пригодности человека уходит в
глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и
способностей. Еще великий врач древности Гиппократ пытался классифицировать
людей по конституционально – морфологическим признакам, чтобы определить их
предрасположенность к какой-либо деятельности. Пифагор подчеркивал важную роль
интеллектуальных способностей и поэтому придавал значение диагностике в первую
очередь именно этих способностей (Аванесов В.С., 1982).
Платон в своих трудах обращал внимание на различие природы человеческих
способностей. «Люди, - писал Платон, - рождаются не слишком похожими друг на
друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу
также... Поэтому можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если
выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам»
(Платон, полн. собр. соч., т. 3, 1971). Данных, подобных этим, известно
достаточно и все они указывают на довольно ранний период возникновения элементов
того, что сейчас принято называть профессиональной диагностикой и
профессиональным отбором.