Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 1.1. История профессиональной ориентации

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Профессиональная ориентация в подготовке врачей / 1.1. История профессиональной ориентации
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1137; прочтений - 12055
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

1.1. История профессиональной ориентации

Исторически профессиональная ориентация возникла как первая попытка научного решения проблем «человек – производство – общество». В начале XX столетия необходимость в проведении профориентационной работы была обусловлена бурным ростом промышленного производства в ряде стран. Первый кабинет по профориентации появился в 1903 году в Страсбурге (Франция). В 1908 году в Бостоне (США) социологом Ф. Парсоном было создано первое бюро, в задачи которого входила консультация подростков по вопросам возможности выбора профессии. Работа первых служб основывалась на «трехфакторной модели», в основе которой лежали: индивидуальные способности и особенности, возможности, умения, интересы человека; особенности профессии, требования, которые она предъявляет к человеку; правильное сочетание между собой первого и второго факторов (Смирнова Е.Е., 2003).

В дальнейшем развитие этого направления принадлежит психологам Г. Мюнстербергу (теория профессиональной пригодности и профессионального отбора, 1910) и Ф. Тейлору (профессиональный отбор в процессе самой деятельности, 1928). Мощным импульсом к разработке и внедрению психологического отбора в армии послужила первая мировая война (Малькова З.А., 1962; Карцев И.Д. с соавт., 1977).
Как показывает история, интерес к проблеме оценки профессиональной пригодности, ее прогнозированию, а также масштабы исследований и практического применения психодиагностики способностей переживали периодические подъемы и спады. Они определялись складывающейся конъюктурой: состоянием социально-экономического и политического развития, характеристикой людского ресурса, наличием контингента для выбора, потребностью общества в тех или иных специальностях и профессиях и т. д.

После первой мировой войны в условиях избытка рабочей силы, связанного с демобилизацией больших масс людей, застоем и перестройкой в экономике, психологическое тестирование стало актуальным направлением в профориентации. Практически во всех странах Европы – Австрии, Бельгии, Венгрии, Италии, Польше, Франции и т.д. – в 20-е годы создавались психотехнические центры в университетах, лаборатории в крупных промышленных фирмах, в системе профессиональных учебных заведений (Смирнова Е.Е., 2003).

С учетом накопленного опыта, в 40-х годах начинают разрабатываться комплексные батареи тестов для определения различных способностей. В 1947 году была создана специальная служба тестирования в образовании, в задачи которой входила разработка программ тестирования для профессиональных училищ, университетов. В них включались тесты на оценку интеллекта, личностных особенностей, профессиональных интересов. Широкое распространение получили психологические опросники (MMPI, 16-PF, Айзенка, Спилбергера и др.), предназначенные для определения психологического типа испытуемых, выявления лиц с психиатрической патологией, изучения интересов и наклонностей (Бодров В.А., 2001).

Наиболее интенсивное развитие получила система профессиональной ориентации и отбора школьников в США (Волковинский А.Н., 1960; Киселев И.Я., 1968; Решетников М.М., 1987; Duker M., Lienert D.A., 1965). При Министерстве труда функционировали 1200 государственных центров профконсультации и профотбора. Ежегодно через них проходило около 1 млн. подростков. В американских школах консультанты помогали будущим абитуриентам разобраться в группах профессий, изучали мотивацию, личностные характеристики, увлечения, оценивали интеллектуальную зрелость (Teaching as a Career, 1982; Бодров В.А., 2001).

Тестирование способностей получило широкое развитие в системе образования и трудоустройства молодежи в США и в других странах, особенно при определении профессиональной пригодности (Brown S.D., & Lent R.W., 1992; Drummond R.J., 1996; Gelso C.J., & Fretz B.R., 1992), оценке готовности к трудовой деятельности (Super D.E. et al., 1957; Super D.E., & Overstreet P.L, 1960; Crites J.O., 1969; Gribbons W.D., & Lohnes P.R., 1982; Super D.E., 1980, 1985).

В развитых государствах профориентационной работе придают большое значение. Вопросы профориентации решаются с помощью государственных структур, которые по функциональным обязанностям имеют психологическое, профориентационное, медицинское, информационное и другие направления. Так, в Великобритании эту работу проводит центр профессиональной информации, в Шотландии действует справочная служба для молодежи, в Дании – Совет по учебной и профессиональной ориентации, в Германии – Федеральный институт занятости. В западноевропейских странах эту работу осуществляют как частные агентства профориентации молодежи, так и специальные центры профориентации при колледжах и университетах (Семенков Н.Н., 1995).

В СССР первое профконсультативное бюро было открыто в 1927 году при психоневрологической академии (Карцев И.Д. с соавт., 1977). На начальном этапе развития произошло становление системы, поиск форм и методов профориентационной работы, накопление экспериментального и практического материала. По постановлению Совнаркома РСФСР (1929) при Наркомтруде был организован Межведомственный совет, в 1930 году в Москве открыта Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору. С начала 40-х до конца 50-х годов наблюдался застой в развитии этого направления, обусловленный войной, восстановлением разрушенного хозяйства (Семенков Н.Н., 1995; Исмагилова Ф.С., 2003).
Затем деятельность по профориентации возобновилась. В 60-е годы была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР, открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве, организован НИИ трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР (Пряжников Н.С. с соавт., 2003). С 1984 года создается государственная служба профориентации, во всех школах страны организуются учебно-методические кабинеты, ведущие пропаганду профессий и осуществляющие индивидуальные консультации учащихся и их родителей (Семенков Н.Н., 1995).

В 90-е гг. профессиональная ориентация получила широкое признание во всем мире и стала важным элементом государственной политики развитых стран. Была создана Всемирная ассоциация учебной и профессиональной ориентации и другие международные центры (Семенков Н.Н., 1995).

Однако в России, в эпоху «демократических преобразований» школьная профориентация была почти разрушена (резко сократилось финансирование школы, данное направление было фактически переведено в службы занятости), что усугублялось неясностью ее подчинения: Минобразование РФ от профориентации отказалось, а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения работа с молодежью обозначалась как «дополнительная услуга» (Шереги Ф.Э., 1997; Пряжников Н.С., 2001, 2003).

Среди основных компонентов системы традиционно выделяют следующие: профпросвещение, профдиагностика (выявление интересов и способностей личности к выбранной профессии), профконсультация (оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов), профотбор (определение степени и возможности психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов к обучению и последующей трудовой деятельности), профадаптация (Захаров Н.Н. с соавт., 1989; Щекин Г.В., 1990; Власов В. с соавт., 1998; Пряжников Н.С. с соавт., 2003).

В современных социально-экономических условиях проблема профессиональной ориентации молодежи становится особенно актуальной. Нестабильность общества породила состояние неопределенности, растерянности и пассивности молодежи (Кислов М.В., 1998; Резер Т., 2001).
Недостаточная информированность подростков о предстоящей профессиональной деятельности (Балабанов С.С. с соавт., 2000), ее ценностных установках привела к смещению ориентиров на выбор предпочитаемого, желаемого профессионального учебного заведения, профессиональной среды либо образа жизни. Профессия и место учебы стали «средством» достижения материальных благ (Поляков В.А. и соавт., 1993; Пряжников Н.С., 2001; Митина Л.М., 2003). По мнению ряда авторов, у современной молодежи преобладает отношение к образованию как к инструменту, способу достижения своих прагматических целей (Рыжков Ф. с соавт., 1999; Реан А.А., 2003). Пряжников Н.С. (2001) отмечает, что аналогичная ситуация в профориентации сложилась не только в современной России, но и во многих других странах.

Как показывают исследования, примерно 40% молодежи из-за незнания технологии выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям (Фомин А.М., 2000; Смирнова Е.Е., 2003). Уже 30% - 50% первокурсников разных вузов хотели бы поменять избранную ими специальность. Лишь немногие студенты, понявшие, что они выбрали не ту профессию, способны оставить учебу в вузе и наметить новую профессиональную перспективу (Фетискин Н.П., 1987).

Аналогичные исследования в среде студентов-медиков показали, что интерес к медицинской профессии у молодежи основывается на внешней привлекательности и поверхностном знании о ней (Зарубина В.Я. с соавт., 1996; Балабанов С.С. с соавт., 2000). Психологические причины этого явления объясняют социальной незрелостью молодежи, несформированностью ее жизненных планов, интересов, отсутствием четких представлений о будущей профессии. По данным автора, в медицинских вузах около 10 - 15% первокурсников не представляют себе содержание и условия будущей профессиональной деятельности (Фомин А.М., 2000).




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Как вы думаете: какова опасность распространения вируса оспы обезьян?

Высокая, это может привести к новой пандемии
Низкая, единичные случаи заболевания не несут глобальной угрозы
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

.

.


MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.