Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
1.1. История профессиональной ориентации
Исторически профессиональная ориентация возникла как первая попытка научного
решения проблем «человек – производство – общество». В начале XX столетия
необходимость в проведении профориентационной работы была обусловлена бурным
ростом промышленного производства в ряде стран. Первый кабинет по профориентации
появился в 1903 году в Страсбурге (Франция). В 1908 году в Бостоне (США)
социологом Ф. Парсоном было создано первое бюро, в задачи которого входила
консультация подростков по вопросам возможности выбора профессии. Работа первых
служб основывалась на «трехфакторной модели», в основе которой лежали:
индивидуальные способности и особенности, возможности, умения, интересы
человека; особенности профессии, требования, которые она предъявляет к человеку;
правильное сочетание между собой первого и второго факторов (Смирнова Е.Е.,
2003).
В дальнейшем развитие этого направления принадлежит психологам Г.
Мюнстербергу (теория профессиональной пригодности и профессионального отбора,
1910) и Ф. Тейлору (профессиональный отбор в процессе самой деятельности, 1928).
Мощным импульсом к разработке и внедрению психологического отбора в армии
послужила первая мировая война (Малькова З.А., 1962; Карцев И.Д. с соавт.,
1977).
Как показывает история, интерес к проблеме оценки профессиональной пригодности,
ее прогнозированию, а также масштабы исследований и практического применения
психодиагностики способностей переживали периодические подъемы и спады. Они
определялись складывающейся конъюктурой: состоянием социально-экономического и
политического развития, характеристикой людского ресурса, наличием контингента
для выбора, потребностью общества в тех или иных специальностях и профессиях и
т. д.
После первой мировой войны в условиях избытка рабочей силы, связанного с
демобилизацией больших масс людей, застоем и перестройкой в экономике,
психологическое тестирование стало актуальным направлением в профориентации.
Практически во всех странах Европы – Австрии, Бельгии, Венгрии, Италии, Польше,
Франции и т.д. – в 20-е годы создавались психотехнические центры в
университетах, лаборатории в крупных промышленных фирмах, в системе
профессиональных учебных заведений (Смирнова Е.Е., 2003).
С учетом накопленного опыта, в 40-х годах начинают разрабатываться
комплексные батареи тестов для определения различных способностей. В 1947 году
была создана специальная служба тестирования в образовании, в задачи которой
входила разработка программ тестирования для профессиональных училищ,
университетов. В них включались тесты на оценку интеллекта, личностных
особенностей, профессиональных интересов. Широкое распространение получили
психологические опросники (MMPI, 16-PF, Айзенка, Спилбергера и др.),
предназначенные для определения психологического типа испытуемых, выявления лиц
с психиатрической патологией, изучения интересов и наклонностей (Бодров В.А.,
2001).
Наиболее интенсивное развитие получила система профессиональной ориентации и
отбора школьников в США (Волковинский А.Н., 1960; Киселев И.Я., 1968; Решетников
М.М., 1987; Duker M., Lienert D.A., 1965). При Министерстве труда
функционировали 1200 государственных центров профконсультации и профотбора.
Ежегодно через них проходило около 1 млн. подростков. В американских школах
консультанты помогали будущим абитуриентам разобраться в группах профессий,
изучали мотивацию, личностные характеристики, увлечения, оценивали
интеллектуальную зрелость (Teaching as a Career, 1982; Бодров В.А., 2001).
Тестирование способностей получило широкое развитие в системе образования и
трудоустройства молодежи в США и в других странах, особенно при определении
профессиональной пригодности (Brown S.D., & Lent R.W., 1992; Drummond R.J.,
1996; Gelso C.J., & Fretz B.R., 1992), оценке готовности к трудовой деятельности
(Super D.E. et al., 1957; Super D.E., & Overstreet P.L, 1960; Crites J.O., 1969;
Gribbons W.D., & Lohnes P.R., 1982; Super D.E., 1980, 1985).
В развитых государствах профориентационной работе придают большое значение.
Вопросы профориентации решаются с помощью государственных структур, которые по
функциональным обязанностям имеют психологическое, профориентационное,
медицинское, информационное и другие направления. Так, в Великобритании эту
работу проводит центр профессиональной информации, в Шотландии действует
справочная служба для молодежи, в Дании – Совет по учебной и профессиональной
ориентации, в Германии – Федеральный институт занятости. В западноевропейских
странах эту работу осуществляют как частные агентства профориентации молодежи,
так и специальные центры профориентации при колледжах и университетах (Семенков
Н.Н., 1995).
В СССР первое профконсультативное бюро было открыто в 1927 году при
психоневрологической академии (Карцев И.Д. с соавт., 1977). На начальном этапе
развития произошло становление системы, поиск форм и методов профориентационной
работы, накопление экспериментального и практического материала. По
постановлению Совнаркома РСФСР (1929) при Наркомтруде был организован
Межведомственный совет, в 1930 году в Москве открыта Центральная лаборатория по
профконсультации и профотбору. С начала 40-х до конца 50-х годов наблюдался
застой в развитии этого направления, обусловленный войной, восстановлением
разрушенного хозяйства (Семенков Н.Н., 1995; Исмагилова Ф.С., 2003).
Затем деятельность по профориентации возобновилась. В 60-е годы была
организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР,
открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве, организован НИИ
трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР (Пряжников
Н.С. с соавт., 2003). С 1984 года создается государственная служба
профориентации, во всех школах страны организуются учебно-методические кабинеты,
ведущие пропаганду профессий и осуществляющие индивидуальные консультации
учащихся и их родителей (Семенков Н.Н., 1995).
В 90-е гг. профессиональная ориентация получила широкое признание во всем
мире и стала важным элементом государственной политики развитых стран. Была
создана Всемирная ассоциация учебной и профессиональной ориентации и другие
международные центры (Семенков Н.Н., 1995).
Однако в России, в эпоху «демократических преобразований» школьная
профориентация была почти разрушена (резко сократилось финансирование школы,
данное направление было фактически переведено в службы занятости), что
усугублялось неясностью ее подчинения: Минобразование РФ от профориентации
отказалось, а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения
работа с молодежью обозначалась как «дополнительная услуга» (Шереги Ф.Э., 1997;
Пряжников Н.С., 2001, 2003).
Среди основных компонентов системы традиционно выделяют следующие:
профпросвещение, профдиагностика (выявление интересов и способностей личности к
выбранной профессии), профконсультация (оказание индивидуальной помощи в выборе
профессии со стороны специалистов), профотбор (определение степени и возможности
психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов к
обучению и последующей трудовой деятельности), профадаптация (Захаров Н.Н. с
соавт., 1989; Щекин Г.В., 1990; Власов В. с соавт., 1998; Пряжников Н.С. с соавт.,
2003).
В современных социально-экономических условиях проблема профессиональной
ориентации молодежи становится особенно актуальной. Нестабильность общества
породила состояние неопределенности, растерянности и пассивности молодежи
(Кислов М.В., 1998; Резер Т., 2001).
Недостаточная информированность подростков о предстоящей профессиональной
деятельности (Балабанов С.С. с соавт., 2000), ее ценностных установках привела к
смещению ориентиров на выбор предпочитаемого, желаемого профессионального
учебного заведения, профессиональной среды либо образа жизни. Профессия и место
учебы стали «средством» достижения материальных благ (Поляков В.А. и соавт.,
1993; Пряжников Н.С., 2001; Митина Л.М., 2003). По мнению ряда авторов, у
современной молодежи преобладает отношение к образованию как к инструменту,
способу достижения своих прагматических целей (Рыжков Ф. с соавт., 1999; Реан
А.А., 2003). Пряжников Н.С. (2001) отмечает, что аналогичная ситуация в
профориентации сложилась не только в современной России, но и во многих других
странах.
Как показывают исследования, примерно 40% молодежи из-за незнания технологии
выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают
профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям,
внутренним убеждениям (Фомин А.М., 2000; Смирнова Е.Е., 2003). Уже 30% - 50%
первокурсников разных вузов хотели бы поменять избранную ими специальность. Лишь
немногие студенты, понявшие, что они выбрали не ту профессию, способны оставить
учебу в вузе и наметить новую профессиональную перспективу (Фетискин Н.П.,
1987).
Аналогичные исследования в среде студентов-медиков показали, что интерес к
медицинской профессии у молодежи основывается на внешней привлекательности и
поверхностном знании о ней (Зарубина В.Я. с соавт., 1996; Балабанов С.С. с соавт.,
2000). Психологические причины этого явления объясняют социальной незрелостью
молодежи, несформированностью ее жизненных планов, интересов, отсутствием четких
представлений о будущей профессии. По данным автора, в медицинских вузах около
10 - 15% первокурсников не представляют себе содержание и условия будущей
профессиональной деятельности (Фомин А.М., 2000).