Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 1.3. Основные проблемы отбора студентов в высшие медицинские

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Профессиональная ориентация в подготовке врачей / 1.3. Основные проблемы отбора студентов в высшие медицинские
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1382; прочтений - 9047
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

1.3. Основные проблемы отбора студентов в высшие медицинские образовательные заведения

Совершенствование системы подготовки специалистов остается приоритетным направлением Концепции кадровой политики в здравоохранении РФ (2002). Актуальность развития этого направления обусловлена потребностью общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые устойчиво функционировали бы в выбранной профессии.

Одним из вариантов улучшения подготовки, распределения и сохранения кадрового потенциала системы здравоохранения ряд авторов считают организацию системы профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи, поступающей в медицинские вузы (Здоровцов Г.И., 2000; Кузьмина Е., 2002), которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить медицинскую профессию и без ущерба для своего здоровья работать в отрасли на протяжении длительного времени (William G., 1998). Поэтому особую важность в системе здравоохранения приобретают вопросы профессиональной пригодности, профессиональной ответственности, профотбора и подготовки медицинских работников (Стуколова Л. с соавт., 1996; Кислов М.В., 1998; Каверина Р., 2001).

Профессиональный отбор - это, прежде всего, процесс выбора претендентов с такими личностными качествами, которые наилучшим образом отвечали бы требованиям будущей профессии. Поэтому профотбор является средством диагностики профессиональной пригодности будущего специалиста.

Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения трудовой (учебной) деятельности и эффективность ее выполнения (Бодров В.А., 2001). Необходимость ее прогнозирования обусловлена наличием у человека устойчивых и существенных различий физиологических и психологических свойств, сформированных социальной средой на основе природных зачатков (Гуревич К.М., 1970).

При анализе профессиональной пригодности оптанта к конкретному виду деятельности и при соответствующем воспитании, самовоспитании профессионально ценные качества в каждом случае не рядоположены, а образуют целое, систему. В этой системе Е.А Климов (1996) выделяет пять основных слагаемых:

1. Гражданские качества – идейный, моральный облик личности как члена коллектива, общества.

2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к определенной области деятельности.

3. Дееспособность (общая, не только физическая, но и умственная): самодисциплина, инициативность, активность, физическая выносливость и т.д.

4. Единичные, частные, специальные способности. Это личные качества, которые важны для конкретного вида деятельности.

5. Навыки, привычки, знания, опыт.

Изложенная структура, объединив начальные заглавные буквы (ГОДЕН), образует профессиональную пригодность. Естественно, что к моменту выбора профессии у подростка не может быть готовой профпригодности, однако некоторые слагаемые пригодности к профессии могут быть сформированы заблаговременно (такие как гражданские качества, отношение к труду и общая дееспособность).

В комплексе критериев, обеспечивающих профессиональную пригодность к обучению в медицинских вузах, выделяют: общую подготовленность к обучению, особенности характера, уровень интеллектуального развития (Семенков Н.Н., 1995), эмоциональную устойчивость, адекватный уровень здоровья и развития психических процессов, формирование профессионально важных качеств (Ростунов А.Т., 1984).

Профессиональная пригодности к профессии, с медицинской точки зрения, рассматривается как наиболее полное соответствие организма требованиям профессии (Карцев И.Д. с соавт., 1977; Ball B., 1984). Она обеспечивает успешное овладение профессией за время обучения, благоприятную адаптацию к условиям труда, хорошее качество труда и профессиональное долголетие (Сухарева Л.М. с соавт., 2000).

Составная часть профориентации - профессиональный отбор. Профотбор выполняет одну из важнейших задач в системе подготовки кадров - это выявление и отбор из исходного контингента претендентов лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить конкретную специальность и без ущерба, для своего здоровья выполнять связанные с ней трудовые обязанности достаточно длительное время (Новичкова Н.И. с соавт., 1996) (схема 1).

Отбор лучших из числа профориентированной молодежи позволяет обеспечить наилучшие исходные условия для учебного процесса, однако вопросы информированности и профессиональной ориентации абитуриентов не всегда находятся в центре внимания приемных комиссий (Балабанов С.С. с соавт., 2000). При профориентационной работе основной упор вузами делается на самый «легкий» способ привлечения молодежи – профагитацию (Конева Е. с соавт., 1996).

Кто он, студент медицинского университета? Каков его социальный портрет? На этот вопрос вряд ли сегодня ответят члены приемной комиссии медицинского вуза, так как основной упор в отборе будущих студентов ложится на уровень подготовленности абитуриентов (конкурс баллов), а также наличие направительных документов территориальных органов управления здравоохранения.   

Причинно-следственная связь профотбора с другими подсистемами

Схема. 1. Причинно-следственная связь профотбора с другими подсистемами

В лучшем случае, при подаче документов поступающий пройдет однократное собеседование, что не позволяет реально оценить его представление об обучении в медицинском вузе, всей многогранности и сложности работы врача.

Качественные показатели набора абитуриентов обеспечивают высокий уровень успеваемости студентов-медиков, успешную адаптацию к вузовской системе обучения. Однако, среди проблем отбора, в последнее время часто обсуждаемых в литературе, можно выделить проблему низкого интеллектуального, общекультурного, психофизиологического развития абитуриентов, изменения мотивации при выборе профессии (Шереги Ф.Э., 1997; Резер Т., 2001).

Обеспечение качества, преемственности и непрерывности профессионального медицинского образования в современных условиях решается путем открытия центров довузовской подготовки, специализированных классов, школ-лицеев, комплексов, функционирующих по принципу: «школа-вуз», «школа-колледж», «колледж-вуз», «школа-колледж-вуз». Расширение практики создания специализированных классов с усиленной подготовкой и профессиональной ориентацией учащихся для последующего поступления в медицинские вузы рассматривается как мера стабилизации кадрового обеспечения отрасли здравоохранения на территории Дальневосточного округа (Решение координационного совета по здравоохранению в ДВФО № 1, 2001).

Довузовская подготовка молодежи обеспечивает не только усвоение суммы знаний и предметных умений, но и формирует общеучебные навыки, позволяющие первокурснику успешно адаптироваться к особенностям вузовской школы (Тунгусова Н.Д., 2001). Как показывают исследования, выпускники специализированных медицинских классов дают высокий процент поступлений в вуз (от 77 до 98%) и хороший уровень подготовки (Доровских В.А. с соавт., 2003), устойчивую психофизиологическую адаптацию (80%), в то время как подготовительные курсы и репетиторство не решают проблему адаптации абитуриентов к вузовской программе, не способствуют выработке стойкой мотивации к медицинской профессии (Чебышев Н. с соавт., 1999).

О принципах отбора студентов в медицинские вузы споры ведутся практически во всех университетах мира. В современных условиях метод отбора по академическим критериям считается наиболее очевидным, простым и недорогим (Ганглер П. с соавт., 2004). Однако, по мнению Семенкова Н.Н. (1996), такая система носит формальный, односторонний характер, так как основная деятельность абитуриентов направлена на повышение базового уровня подготовки по профилирующим для медицинского вуза предметам, а не на ознакомление с будущей профессиональной деятельностью, развитие склонностей, овладение трудовыми навыками младшего медицинского персонала (Каляцкий Н.Н. с соавт., 1973; Пускина В.Г. с соавт.,1979). «Натасканный» репетитором абитуриент успешно сдает экзамены, но в процессе обучения выявляется его слабая готовность к самостоятельной подготовке, усвоению специфики профессии.

Кроме того, анализ экспериментального материала по изучению связи обучения в школе и в вузе показал отсутствие прямой зависимости хорошей успеваемости студентов от их успеваемости в школе (Рахманин В.С., 1979), и особенно, от результатов вступительных экзаменах, что не дает достаточных оснований использовать академические показатели для прогнозирования успешности дальнейшего обучения студентов.

Использование другой формы отбора студентов - собеседования (в зарубежных странах - интервью) – экономически необоснованно с позиции затрат времени вуза и абитуриентов. Однако этот метод позволяет получить важную для вуза информацию, например: представление об абитуриенте, его склонностях, мотивах поступления в медицинский вуз, обоснованности выбора профессии, уверенности в себе, умении строить аргументацию, широту круга интересов, а иногда и характерологические особенности личности (Кузьмин Е.А. с соавт., 1979; Шляпников В.Н. с соавт., 1983; Ганглер П. с соавт., 2004).

Существует и обратное мнение. Ряд исследователей (Kelly E.L., 1957; Miller G.E., 1959; Korman M., Stugglefield R.L., Martin L.W., 1968) считают процедуру собеседования крайне несовершенной, так как мнения об одном и том же поступающем у лиц, проводящих собеседование, бывают диаметрально противоположными. Усовершенствованием процедуры собеседования с абитуриентами медицинского вуза занимались Burroughs C. (1953), Каляцкий И.И. и Калиниченко Г.Л. (1973).

К сожалению, вопрос профессионального отбора пока еще представляет наиболее несовершенное звено в подготовке будущих медицинских работников. Правила приема в медицинские вузы имеют высокую вероятность попадания в медицину случайных людей, у которых нет профессионально значимых для медицинского работника личностных свойств - чувства долга, доброты, сострадания и милосердия к людям. Следовательно, при отборе в учебные заведения необходимо применение специальной системы тестов, которая позволит выявить индивидуальные способности и личностные качества абитуриента и его пригодность к медицинскому труду.

Тестирование способностей является одним из серьезных методов отбора абитуриентов, желающих поступить на медицинские факультеты во многих странах. Постоянно осуществляется поиск новых, более совершенных тестов для определения индивидуальных способностей и психофизиологических качеств людей, сочетающихся с требованиями, предъявляемыми профессией (Duncan D., 1997). Использование психологических тестов для отбора студентов позволяет определить не только мотивацию, интерес к медицине, но и профессионально значимые качества, склонности и способности, т.е. отобрать молодежь, пригодную не только к обучению, но и к предстоящей трудовой деятельности (Витенко И.С, 1990; Климов Е.А., 1990; Каверина Р., 2001; Hogan R, 1991; Barrick M.R. & Mount M.K., 1993; Landy et al., 1994; Hogan R., Hogan J. & Roberts B.W., 1996). Психометрическое тестирование оценивает также логическую аргументацию, аналитические способности, социальную адаптацию и поведение, умение быстро решать проблемы, морально – этические принципы абитуриентов.

Специфика медицинского труда, высокая ответственность за качество лечебной работы и необходимость постоянного повышения уровня подготовки ставят на повестку дня необходимость совершенствования системы приема в вузы, разработки новых принципов формирования личности студента-медика, его отношения к предстоящей трудовой деятельности, к самому себе, как представителю конкретной профессии.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Доверяете ли вы вакцинам от COVID-19?

Да, доверяю всем вакцинам
Да, доверяю, но только отечественным вакцинам
Да, доверяю, но только зарубежным вакцинам
Не доверяю всем вакцинам
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

.

.


MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.