Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
2.2. Состояние здоровья студентов-медиков как фактор учебной
адаптации
Несмотря на многочисленные исследования, зарубежные ученые считают, что
студенты медицинских вузов являются одной из наименее обследованных в
социально-гигиеническом отношении групп учащейся молодежи (Minors D.S., Healy
D., Waterhouse J.M., 1994; Nanakorn S., Osaka R., Chusilp K., 1999). В
отечественной литературе недостаточно изучены вопросы, касающиеся адаптации
первокурсников при смене места жительства, состояния двигательной активности и
работоспособности здоровых студентов на протяжении всего обучения в вузе, а
также лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Добромыслова О.П. с соавт.,
1991).
Медицинское заключение на предмет пригодности к обучению в вузе и последующей
профессиональной деятельности является не менее важным моментом в вопросах
прогнозирования учебной и профессиональной адаптации студентов - будущих врачей.
При врачебном профконсультировании подростков, желающих получить высшее
медицинское образование, необходимо учитывать, что учебная нагрузка студентов -
медиков в среднем в 2 раза выше, чем студентов технического вуза (Латышевская
Н.И. с соавт., 2004), следовательно, специфика обучения в медицинском вузе
предъявляет высокие требования к состоянию здоровья обучающихся.
Однако абитуриенты не учитывают данный факт, а наоборот, стремясь поступить в
вуз, зачастую скрывают свои серьезные заболевания. Данные медицинских осмотров
первокурсников ДВГМУ противоречат результатам медицинских заключений о состоянии
здоровья, отраженных в справках (форма 086/у) (Степа З.А. с соавт., 1982;
Захарченко В.В. с соавт., 1988; Иванов Н.А. с соавт., 1985; Быстровский В.Ф. с
соавт., 1999).
Ситуация усугубилась тем, что с 1998 года из перечня обязательных документов,
необходимых для поступления в вуз, исключена медицинская справка (приказ
Министерства высшего и профессионального образования России от 24.02.98г. №
500). Это приводит к тому, что о наличии медицинских противопоказаний к
обучению, физическому воспитанию, прохождению практики и дальнейшему
трудоустройству по избранной профессии студенты узнают при профилактических
осмотрах (Камаев И.А. с соавт., 2001).
Студенты вузов – это особый социальный слой населения. Большие
интеллектуальные нагрузки, резкие изменения привычного образа жизни,
формирование межличностных отношений вне семьи, необходимость адаптации к новым
условиям труда, проживания и питания позволяет отнести их к группе значительного
риска развития заболеваний (Квасов С.Е. c соавт., 1990; Добромыслова О.П. с
соавт., 1991).
Анализ комплексного медицинского осмотра первокурсников ДВГМУ показал, что I
группу здоровья составили 23,8 2,3% от общего количества осмотренных, II
группу – 32,8 2,5%, III группу - 43,4 2,6% (табл. 4).
Таблица 4. Распределение первокурсников ДВГМУ по группам
здоровья и половой принадлежности (в %)
Среди первокурсников нами отмечен высокий уровень обучающихся с хроническими
заболеваниями, причем, удельный вес здоровых юношей (35,0 4,4%) выше, чем
девушек (18,4 2,5%).
Удельный вес здоровых студентов по направлениям подготовки колебался от 18,2
5,2% на фармацевтическом до 27,6 5,9% - на стоматологическом, доля
обучающихся с хронической патологией выше на лечебном (48,9 4,3%),
фармацевтическом (45,4 6,7%) и педиатрическом (42,2 4,7%) факультетах, чем
здоровых. При относительно благополучном распределении групп на
стоматологическом факультете достоверной разницы между показателями не выявлено
(табл. 5).
Таблица 5. Распределение первокурсников ДВГМУ по группам
здоровья и направлениям подготовки ( в %)
Уровень заболеваемости первокурсников составил 1473,4 %о, причем этот
показатель выше среди девушек (1098,0%о), чем среди юношей (375,4 %о) (табл. 6).
В структуре патологии среди студентов I курса наибольшее распространение
имеют болезни глаз (381,0%), на втором месте - болезни костно-мышечной системы и
соединительной ткани (212,9%), на третьем – болезни органов пищеварения
(207,3%). В зависимости от половой принадлежности структура ведущей патологии у
юношей повторяет картину заболеваемости, выявленную у всех исследуемых, за
исключением третьего места, где заболевания костно-мышечной системы (111,1%о)
разделяют позицию с болезнями органов дыхания (111,1%). У девушек на втором
месте находятся болезни органов пищеварения (254,2%), на третьем – болезни
костно-мышечной системы и соединительной ткани (229,2%о), на четвертом – болезни
мочеполовой системы (225,0%).
Таблица 6. Структура заболеваемости первокурсников ДВГМУ по
классам болезней (МКБ – 10) (в %)
Руководствуясь перечнем медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в
высшие учебные заведения (приказ Минздрава СССР и Минобразования СССР №542/464
от 26.05.76г.) с целью сопоставления заключений о состоянии здоровья
первокурсников, полученных в результате медицинского осмотра бригадой врачей
университетской поликлиники, нами установлено, что в медицинских вуз поступили
студенты с высокой степенью миопии либо дегенеративными изменениями на глазном
дне, хроническими заболеваниями почек, желчевыводящих путей, бронхиальной
астмой, заболеваниями кожи (особенно на фармацевтическом факультете), снижением
слуха (на лечебном и педиатрическом факультетах), при которых обучение на данных
факультетах противопоказано.
С точки зрения исследователей, учебная и профессиональная адаптация студентов
представляет собой многоуровневый социально-психофизио-логический процесс и
сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем
организма (Кондаков В.С. с соавт., 1994; Агаджанян Н.А., 1997; Маркина Л.Д. с
соавт, 2002, 2003). Динамика адаптационного процесса зависит от исходного уровня
здоровья студентов. Например, у студентов с I группой здоровья процесс адаптации
заканчивается к концу 2-го года обучения (Маркина Л.Д. с соавт., 2003).
Постоянные психические и физические перегрузки (Крупская С.Г. с соавт., 1993),
нарушения режима труда, отдыха, питания, а также новая климато - географическая
среда (Теплова С.Н., 1978, 1981) могут привести к срыву процесса адаптации,
развитию различных функциональных нарушений и заболеваний, снижающих
эффективность учебного процесса (Агаджанян Н.А. 1995; Агаджанян Н.А., 1997;
Маркина Л.Д. с соавт., 2002).
Наши исследования состояния здоровья студентов при переходе с курса на курс
показали увеличение удельного веса обучающихся с хроническими заболеваниями
(43,4 2,6% - на I курсе, 53,5 2,6% - на III курсе), следовательно, к
третьему курсу более половины студентов – медиков имеет одно или несколько
хронических заболеваний (табл. 7).
За трехлетний период обучения в вузе улучшение состояния здоровья
(выздоровление или перевод из III во II группу здоровья) наступило у 3,3%
студентов ко второму году обучения, у 5,9% – к третьему по отношению к данным,
имеющимся на первом году обучения. В то время как ухудшение (перевод во II или
III группу здоровья) в состоянии здоровья обучающихся выявлено в 40,3% случаев
ко второму году обучения, в 57,4% - к третьему.
Таблица 7. Динамика распределения групп здоровья среди
студентов I - III курсов ДВГМУ за время обучения в вузе (в %)
Показатель заболеваемости за период обучения в вузе среди студентов вырос в
1,2 раза и составил к третьему курсу 1817,9% (на I курсе - 1473,4%о), рост
наблюдался по 11 классам болезней (рис. 6).
Примечание: БГ – болезни глаз, БОП – болезни органов пищеварения, БКМС – болезни
костно-мышечной системы, БМПС – болезни мочеполовой системы, БОД – болезни
органов дыхания, БНС – болезни нервной системы, БЭС – болезни эндокринной
системы, БК и ПК – болезни кожи и подкожной клетчатки.
Рис. 6. Структура и динамика заболеваемости студентов ДВГМУ
за период обучения в вузе (на 1000 студентов).
К третьему курсу у студентов продолжает нарастать патология глаза и сохраняет
лидирующее положение среди всех классов заболеваний (381,0%о – на I курсе,
406,2%о - на II курсе, 431,4%о – на III курсе), близорукость различной степени
тяжести составила 83,7%, причем, у лиц, имевших миопию до поступления в вуз,
заболевание имеет прогрессирующее течение.
Если у первокурсников второе место занимали болезни костно-мышечной системы и
соединительной ткани, то у третьекурсников - болезни мочеполовой системы
(336,1%о). За трехлетний период обучения в вузе рост данной патологии в 1,9 раза
обусловлен преимущественно увеличением количества заболеваний гинекологической
сферы среди студенток. В структуре гинекологической патологии наиболее часто
встречаются воспалительные заболевания половых органов, нарушения менструального
цикла, патология шейки матки.
В структуре заболеваемости студентов III курса на третье место выходят
болезни органов пищеварения (246,5%о), причем рост заболеваний
желудочно-кишечного тракта отмечается на протяжении всего периода обучения в
вузе с ежегодным прирост в среднем на 20 человек.
К третьему курсу тенденция к ухудшению в состоянии здоровья наблюдается
практически на всех факультетах. Динамика и структура заболеваемости среди
студентов на факультетах представлена в табл. 8.
Таблица 8. Динамика и структура заболеваемости среди
студентов ДВГМУ по направлениям подготовки за период обучения в вузе (в %)
Примечание: БГ – болезни глаза, БОП – болезни органов пищеварения, БКМС –
болезни костно-мышечной системы, БОД – болезни органов дыхания, БМПС – болезни
мочеполовой системы, БЭС – болезни эндокринной системы, БНС – болезни нервной
системы.
В отличие от других факультетов, распространенность патологических состояний на
фармацевтическом факультете самая высокая; по сравнению с первым курсом
показатель заболеваемости среди студентов третьего курса увеличился с 1600,0% до
2381,8%. Выявленное нами различие можно объяснить тем, что подавляющее
большинство (89,1%) студентов фармацевтического факультета составили девушки,
заболеваемость которых изначально выше, чем юношей, а также специфика обучения
по данному профилю характеризуется длительным контактом с химическими
веществами.
Таким образом, наше исследование состояния здоровья студентов младших курсов
показало, что доля здоровых абитуриентов (23,8%), зачисленных в медицинский вуз,
значительно ниже доли здоровых подростков, окончивших общеобразовательные
учреждения Хабаровского края (36,5%), причем в процессе обучения в вузе удельный
вес здоровых студентов снижается до 18,8%. В структуре обучающихся медицинского
вуза, особенно на фармацевтическом факультете, существуют гендерные различия с
преобладанием студенток, заболеваемость которых в 2 раза выше (1098,0%), чем
студентов (375,4 %). Абитуриентами при поступлении в медицинский вуз не
учитывается состояние здоровья; среди обучающихся нами выявлены лица, имеющие
абсолютные противопоказания к обучению на медицинских факультетах: высокая
степень миопии, бронхиальная астма, заболевания кожи и т.д.
В процессе подготовки студентов отмечается тенденция к росту заболеваемости в
целом и по отдельным классам болезней, а также рост числа хронических
заболеваний. Истоки этих нарушений исследователи находят в довузовском периоде
жизни (Добромыслова О.П. с соавт., 1991; Камаев И.А. с соавт., 2001), так как
студенты приходят в вуз уже с высоким уровнем заболеваемости органов зрения,
систем кровообращения и пищеварения, патологии опорно-двигательного аппарата (Вайнер
Э., 1999; Сидоров П.И., 2000).
Среди факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на уровень и динамику
заболеваний студентов, выделяют: перенесенные ранее заболевания, бытовые
условия, место жительства, курение (Дерябин Д.Г. с соавт., 2003), употребление
алкоголя (Низамов И.Г., Нугаева Г.Ш., 2001). Прогрессирующее ухудшение состояния
здоровья среди студентов младших курсов можно связать с недостаточно
обоснованным выбором профессии с точки зрения медико-физиологического состояния,
нарушением режима (сокращение продолжительности сна, нерегулярное питание,
низкая физическая активность и т.д.), неадекватными санитарно-гигиеническими
условиями организации учебного процесса в вузе, недостаточной организацией
доступных пунктов питания в учебных корпусах, отсутствием программ по
профилактике и коррекции патологии глаз, других заболеваний, уровнем организации
медицинской помощи данному контингенту, отсутствием собственной базы по
физическому воспитанию.
Данные полученных клинических исследований подтверждаются результатами
социологического опроса. Самооценка как структурный компонент отношения к
здоровью, как оценка и осознание личностью своих физических и духовных сил
непосредственно взаимосвязана с целостной самооценкой человеком самого себя,
своих возможностей и качеств, осознанием жизненной перспективы и места среди
других людей.
Опрос среди студентов третьего курса ДВГМУ показал, что 32,8% будущих врачей
и провизоров оценили свое здоровье как «хорошее» (39,3% юношей и 29,8% девушек),
46,5% - как «нормальное» (44,9% и 47,3% соответственно), 18,3% - как
«удовлетворительное» (12,4% и 20,9% соответственно), 2,4% - как «плохое» (3,4% и
2,0% соответственно).
С целью сравнения самооценки здоровья с имеющимися у нас объективными данными
о состоянии здоровья обучающихся, мы сопоставили варианты ответов «хорошее» с I
группой, «нормальное» - со II группой, «удовлетворительное» и «плохое» - с III
группой здоровья (табл. 9).
Сравнительный анализ данных показал, что практически по всем группам здоровья
оценка студентами собственного здоровья не совпадает с истинной картиной,
полученной при комплексном исследовании идентичной группы. 1/3 часть студентов
считает себя здоровой, в то время как удельный вес здоровых (I группа)
составляет только 17,9%. Имеющиеся у них хронические заболевания студенты
склонны рассматривать как отклонения в состоянии здоровья (II группа здоровья –
46,5%), не нарушающие их общее состояние.
У юношей более высокая самооценка (39,3%), чем у девушек (29,8%). Феномен
завышения самооценок характерен для всех групп населения и является устойчивым
показателем гендерных различий в отношении здоровья, однако, самооценка здоровья
у девушек завышена в 2,2 раза по сравнению с объективными данными.
Таблица 9. Сравнительный анализ самооценки и состояния
здоровья студентов в зависимости от пола (в %)
Примечание: СЗ – самооценка здоровья студентов, ДМО – данные медицинского
осмотра
Мнение респондентов о динамике в состоянии здоровья за период обучения в
университете в зависимости от половой принадлежности и группы здоровья,
установленной при поступлении в вуз, представлено в таблицах 10, 11.
Таблица 10. Мнение студентов о динамике состояния здоровья
за период обучения в зависимости от половой принадлежности (в %)
Из таблицы видно, что состояния здоровья ухудшается значительнее среди
девушек (67,2%), чем среди юношей (52,8%). Небольшую группу составили юноши,
которые отметили его улучшение (1,4%). Отрицательная динамика в состоянии
здоровья выше у обучающихся, имевших при поступлении в вуз хронические
заболевания (47,3%).
Таблица 11. Мнение студентов о динамике состояния здоровья
за период обучения в зависимости от группы здоровья при поступлении (в %)
Среди причин, приводящих к ухудшению здоровья, у респондентов преобладали
жалобы на снижение зрения (64,8%), нарушения со стороны желудочно-кишечного
тракта (57,1%), проблемы неврологического характера, такие как раздражительность
(46,2%), головные боли (41,8%), общая слабость (40,1%), нарушение сна (30,8%), а
также жалобы на частые простудные заболевания (рис. 7).
Примечание: УЗ – ухудшение зрения, НЖКТ – нарушения со стороны желудочно –
кишечного тракта, Р – раздражительность, ГБ – головные боли, ОС – общая
слабость, НС – нарушение сна, ЧПЗ – частые простудные заболевания, ОХЗ –
обострение хронических заболеваний, ДП – другие причины
Рис.7. Причины ухудшения состояния здоровья студентов (на
100 студентов).
Среди факторов, которые, по мнению респондентов могли повлиять на ухудшение
здоровья в наибольшей степени, 71,4% студентов отметили «недосыпание», 70,9% -
наличие психоэмоционального напряжения (стресса), 67,0% - нерегулярное питание,
13,2% - курение.
Таким образом, самооценка здоровья будущих врачей и провизоров не
соответствует объективным данным, полученным бригадой врачей университетской
поликлиники, среди студенток наблюдаются более оптимистичные представления
(завышена самооценка в 2,2 раза) в отношении собственного здоровья. Тем не
менее, представленная обучающимися динамика изменений и частота жалоб
подтверждает негативные тенденции в состояния здоровья за период обучения в
университете.
У студентов имеется высокая предрасположенность к психосоматическим
заболеваниям, пограничным и социально-стрессовым психическим расстройствам
(Сидоров П.И., 2000; Onady A., Rodenhauser P., Markert R., 1988; Hannah T.,
1988). По данным разных исследований, частота психических расстройств среди
студентов в различных вузах и регионах колеблется от 7% до 40% (Петраков Б.Д.,
1972; Ушаков Г.К., 1987). Этот пограничный уровень психических нарушений трудно
выявляем, однако он влечет за собой снижение успеваемости и ухудшение их
социальной адаптации (Буйлов В. с соавт., 1996).
Среди студентов с хронической соматической патологией, выраженные признаки
психосоциальной дезадаптации имеют 77% (Сидоров П.И. с соавт., 2001), в том
числе отмечаются депрессивные тенденции, признаки невротизации (Щукина Е.Г.,
1998). По данным авторов, заболеваемость нервно–психического профиля
обуславливает от 40% до 74% академических отпусков среди всех видов студенческих
заболеваний (Буйлов В. с соавт., 1996). Среди причин отсева обучающихся по
состоянию здоровья 2,5% составляют болезни желудочно – кишечного тракта,
неврозы, частые простудные заболевания (Засеева С.П., 1978).
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих
психическое напряжение у студентов. Во время экзаменов под влиянием
психоэмоциональной нагрузки у студентов активизируются все адаптивные сила
организма (Меерсон Ф.З. с соавт., 1988), увеличивается частота пульса и дыхания,
повышается артериальное давление, изменяется вегетативный индекс (Волкинд Н..Я.,
1981; Щербатых Ю.В., 2000; Геворкян Э.С. с соавт., 2002). Перегрузка
вегетативной и эндокринной систем, высшей нервной деятельности, эмоциональной
сферы может стать звеном в возникновении психосоматических заболеваний
(Плотников В.В., 1983; Судаков К.В. с соавт., 1991). По данным Фаустова А.С. и
Щербатых Ю.В. (2001), число студентов со значительными отклонениями в состоянии
здоровья в период экзаменационной сессии составляет от 5% до 10%.
Выявление групп риска по развитию стрессовых ситуаций и своевременное
проведение профилактических мероприятий психологической службой вуза (Плотников
В.В., 1983; Sieminska M., Grazyna D., 1997), например, методом условно –
рефлекторной регуляции (Sherbatych Yu.V., Ivleva E.I., 1999), позволяет улучшить
функциональное состояния студентов, что в конечном итоге увеличивает мотивацию к
дальнейшему обучению (Плотников В.В., 1983), повышает качество подготовки
будущих медицинских работников (Фаустов А.С., Щербатых Ю.В., 2001).
Эффективность профориентационной работы с молодежью на стадии оптации со
стороны врачей общеобразовательных заведений и лечебно-профилактический
учреждений округа влияет на миграционные процессы обучающихся в вузе. Нами
выявлено, что среди всех причин отсева студентов с курсов за период с 1994/1995
по 2003/2004гг. академические отпуска составили в среднем 25,5% (от 19,2% - в
1999/2000гг.; 2003/2004гг. до 31,0% - в 1997/1998гг.). Частота отсева колебалась
от 2,2 (на 100 обучающихся, 2003/2004гг.) до 3,4 (на 100 обучающихся,
1995/1996гг; 2002/2003 гг.) и в среднем составила 2,9 0,13 (на 100 студентов).