Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 2.2. Состояние здоровья студентов-медиков как фактор учебной адаптации

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Профессиональная ориентация в подготовке врачей / 2.2. Состояние здоровья студентов-медиков как фактор учебной адаптации
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 2692; прочтений - 11540
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

2.2. Состояние здоровья студентов-медиков как фактор учебной адаптации

Несмотря на многочисленные исследования, зарубежные ученые считают, что студенты медицинских вузов являются одной из наименее обследованных в социально-гигиеническом отношении групп учащейся молодежи (Minors D.S., Healy D., Waterhouse J.M., 1994; Nanakorn S., Osaka R., Chusilp K., 1999). В отечественной литературе недостаточно изучены вопросы, касающиеся адаптации первокурсников при смене места жительства, состояния двигательной активности и работоспособности здоровых студентов на протяжении всего обучения в вузе, а также лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Добромыслова О.П. с соавт., 1991).

Медицинское заключение на предмет пригодности к обучению в вузе и последующей профессиональной деятельности является не менее важным моментом в вопросах прогнозирования учебной и профессиональной адаптации студентов - будущих врачей. При врачебном профконсультировании подростков, желающих получить высшее медицинское образование, необходимо учитывать, что учебная нагрузка студентов - медиков в среднем в 2 раза выше, чем студентов технического вуза (Латышевская Н.И. с соавт., 2004), следовательно, специфика обучения в медицинском вузе предъявляет высокие требования к состоянию здоровья обучающихся.

Однако абитуриенты не учитывают данный факт, а наоборот, стремясь поступить в вуз, зачастую скрывают свои серьезные заболевания. Данные медицинских осмотров первокурсников ДВГМУ противоречат результатам медицинских заключений о состоянии здоровья, отраженных в справках (форма 086/у) (Степа З.А. с соавт., 1982; Захарченко В.В. с соавт., 1988; Иванов Н.А. с соавт., 1985; Быстровский В.Ф. с соавт., 1999).
Ситуация усугубилась тем, что с 1998 года из перечня обязательных документов, необходимых для поступления в вуз, исключена медицинская справка (приказ Министерства высшего и профессионального образования России от 24.02.98г. № 500). Это приводит к тому, что о наличии медицинских противопоказаний к обучению, физическому воспитанию, прохождению практики и дальнейшему трудоустройству по избранной профессии студенты узнают при профилактических осмотрах (Камаев И.А. с соавт., 2001).

Студенты вузов – это особый социальный слой населения. Большие интеллектуальные нагрузки, резкие изменения привычного образа жизни, формирование межличностных отношений вне семьи, необходимость адаптации к новым условиям труда, проживания и питания позволяет отнести их к группе значительного риска развития заболеваний (Квасов С.Е. c соавт., 1990; Добромыслова О.П. с соавт., 1991).
Анализ комплексного медицинского осмотра первокурсников ДВГМУ показал, что I группу здоровья составили 23,8  2,3% от общего количества осмотренных, II группу – 32,8  2,5%, III группу - 43,4  2,6% (табл. 4).

аспределение первокурсников ДВГМУ по группам здоровья и половой принадлежности (в %)

Таблица 4. Распределение первокурсников ДВГМУ по группам здоровья и половой принадлежности (в %)

Среди первокурсников нами отмечен высокий уровень обучающихся с хроническими заболеваниями, причем, удельный вес здоровых юношей (35,0  4,4%) выше, чем девушек (18,4  2,5%).

Удельный вес здоровых студентов по направлениям подготовки колебался от 18,2  5,2% на фармацевтическом до 27,6  5,9% - на стоматологическом, доля обучающихся с хронической патологией выше на лечебном (48,9  4,3%), фармацевтическом (45,4  6,7%) и педиатрическом (42,2  4,7%) факультетах, чем здоровых. При относительно благополучном распределении групп на стоматологическом факультете достоверной разницы между показателями не выявлено (табл. 5).

Распределение первокурсников ДВГМУ по группам здоровья и направлениям подготовки ( в %)

Таблица 5. Распределение первокурсников ДВГМУ по группам здоровья и направлениям подготовки ( в %)

Уровень заболеваемости первокурсников составил 1473,4 %о, причем этот показатель выше среди девушек (1098,0%о), чем среди юношей (375,4 %о) (табл. 6).

В структуре патологии среди студентов I курса наибольшее распространение имеют болезни глаз (381,0%), на втором месте - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (212,9%), на третьем – болезни органов пищеварения (207,3%). В зависимости от половой принадлежности структура ведущей патологии у юношей повторяет картину заболеваемости, выявленную у всех исследуемых, за исключением третьего места, где заболевания костно-мышечной системы (111,1%о) разделяют позицию с болезнями органов дыхания (111,1%). У девушек на втором месте находятся болезни органов пищеварения (254,2%), на третьем – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (229,2%о), на четвертом – болезни мочеполовой системы (225,0%).

Структура заболеваемости первокурсников ДВГМУ по классам болезней (МКБ – 10) (в %)

Таблица 6. Структура заболеваемости первокурсников ДВГМУ по классам болезней (МКБ – 10) (в %)

Руководствуясь перечнем медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие учебные заведения (приказ Минздрава СССР и Минобразования СССР №542/464 от 26.05.76г.) с целью сопоставления заключений о состоянии здоровья первокурсников, полученных в результате медицинского осмотра бригадой врачей университетской поликлиники, нами установлено, что в медицинских вуз поступили студенты с высокой степенью миопии либо дегенеративными изменениями на глазном дне, хроническими заболеваниями почек, желчевыводящих путей, бронхиальной астмой, заболеваниями кожи (особенно на фармацевтическом факультете), снижением слуха (на лечебном и педиатрическом факультетах), при которых обучение на данных факультетах противопоказано.

С точки зрения исследователей, учебная и профессиональная адаптация студентов представляет собой многоуровневый социально-психофизио-логический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма (Кондаков В.С. с соавт., 1994; Агаджанян Н.А., 1997; Маркина Л.Д. с соавт, 2002, 2003). Динамика адаптационного процесса зависит от исходного уровня здоровья студентов. Например, у студентов с I группой здоровья процесс адаптации заканчивается к концу 2-го года обучения (Маркина Л.Д. с соавт., 2003).
Постоянные психические и физические перегрузки (Крупская С.Г. с соавт., 1993), нарушения режима труда, отдыха, питания, а также новая климато - географическая среда (Теплова С.Н., 1978, 1981) могут привести к срыву процесса адаптации, развитию различных функциональных нарушений и заболеваний, снижающих эффективность учебного процесса (Агаджанян Н.А. 1995; Агаджанян Н.А., 1997; Маркина Л.Д. с соавт., 2002).

Наши исследования состояния здоровья студентов при переходе с курса на курс показали увеличение удельного веса обучающихся с хроническими заболеваниями (43,4  2,6% - на I курсе, 53,5  2,6% - на III курсе), следовательно, к третьему курсу более половины студентов – медиков имеет одно или несколько хронических заболеваний (табл. 7).

За трехлетний период обучения в вузе улучшение состояния здоровья (выздоровление или перевод из III во II группу здоровья) наступило у 3,3% студентов ко второму году обучения, у 5,9% – к третьему по отношению к данным, имеющимся на первом году обучения. В то время как ухудшение (перевод во II или III группу здоровья) в состоянии здоровья обучающихся выявлено в 40,3% случаев ко второму году обучения, в 57,4% - к третьему.

Динамика распределения групп здоровья среди студентов I - III курсов ДВГМУ за время обучения в вузе (в %)

Таблица 7. Динамика распределения групп здоровья среди студентов I - III курсов ДВГМУ за время обучения в вузе (в %)

Показатель заболеваемости за период обучения в вузе среди студентов вырос в 1,2 раза и составил к третьему курсу 1817,9% (на I курсе - 1473,4%о), рост наблюдался по 11 классам болезней (рис. 6).

Примечание: БГ – болезни глаз, БОП – болезни органов пищеварения, БКМС – болезни костно-мышечной системы, БМПС – болезни мочеполовой системы, БОД – болезни органов дыхания, БНС – болезни нервной системы, БЭС – болезни эндокринной системы, БК и ПК – болезни кожи и подкожной клетчатки.

Структура и динамика заболеваемости студентов ДВГМУ за период обучения в вузе (на 1000 студентов)

Рис. 6. Структура и динамика заболеваемости студентов ДВГМУ за период обучения в вузе (на 1000 студентов).

К третьему курсу у студентов продолжает нарастать патология глаза и сохраняет лидирующее положение среди всех классов заболеваний (381,0%о – на I курсе, 406,2%о - на II курсе, 431,4%о – на III курсе), близорукость различной степени тяжести составила 83,7%, причем, у лиц, имевших миопию до поступления в вуз, заболевание имеет прогрессирующее течение.

Если у первокурсников второе место занимали болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, то у третьекурсников - болезни мочеполовой системы (336,1%о). За трехлетний период обучения в вузе рост данной патологии в 1,9 раза обусловлен преимущественно увеличением количества заболеваний гинекологической сферы среди студенток. В структуре гинекологической патологии наиболее часто встречаются воспалительные заболевания половых органов, нарушения менструального цикла, патология шейки матки.

В структуре заболеваемости студентов III курса на третье место выходят болезни органов пищеварения (246,5%о), причем рост заболеваний желудочно-кишечного тракта отмечается на протяжении всего периода обучения в вузе с ежегодным прирост в среднем на 20 человек.
К третьему курсу тенденция к ухудшению в состоянии здоровья наблюдается практически на всех факультетах. Динамика и структура заболеваемости среди студентов на факультетах представлена в табл. 8.

Динамика и структура заболеваемости среди студентов ДВГМУ по направлениям подготовки за период обучения в вузе (в %)

Таблица 8. Динамика и структура заболеваемости среди студентов ДВГМУ по направлениям подготовки за период обучения в вузе (в %)

Примечание: БГ – болезни глаза, БОП – болезни органов пищеварения, БКМС – болезни костно-мышечной системы, БОД – болезни органов дыхания, БМПС – болезни мочеполовой системы, БЭС – болезни эндокринной системы, БНС – болезни нервной системы.

В отличие от других факультетов, распространенность патологических состояний на фармацевтическом факультете самая высокая; по сравнению с первым курсом показатель заболеваемости среди студентов третьего курса увеличился с 1600,0% до 2381,8%. Выявленное нами различие можно объяснить тем, что подавляющее большинство (89,1%) студентов фармацевтического факультета составили девушки, заболеваемость которых изначально выше, чем юношей, а также специфика обучения по данному профилю характеризуется длительным контактом с химическими веществами.

Таким образом, наше исследование состояния здоровья студентов младших курсов показало, что доля здоровых абитуриентов (23,8%), зачисленных в медицинский вуз, значительно ниже доли здоровых подростков, окончивших общеобразовательные учреждения Хабаровского края (36,5%), причем в процессе обучения в вузе удельный вес здоровых студентов снижается до 18,8%. В структуре обучающихся медицинского вуза, особенно на фармацевтическом факультете, существуют гендерные различия с преобладанием студенток, заболеваемость которых в 2 раза выше (1098,0%), чем студентов (375,4 %). Абитуриентами при поступлении в медицинский вуз не учитывается состояние здоровья; среди обучающихся нами выявлены лица, имеющие абсолютные противопоказания к обучению на медицинских факультетах: высокая степень миопии, бронхиальная астма, заболевания кожи и т.д.

В процессе подготовки студентов отмечается тенденция к росту заболеваемости в целом и по отдельным классам болезней, а также рост числа хронических заболеваний. Истоки этих нарушений исследователи находят в довузовском периоде жизни (Добромыслова О.П. с соавт., 1991; Камаев И.А. с соавт., 2001), так как студенты приходят в вуз уже с высоким уровнем заболеваемости органов зрения, систем кровообращения и пищеварения, патологии опорно-двигательного аппарата (Вайнер Э., 1999; Сидоров П.И., 2000).

Среди факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на уровень и динамику заболеваний студентов, выделяют: перенесенные ранее заболевания, бытовые условия, место жительства, курение (Дерябин Д.Г. с соавт., 2003), употребление алкоголя (Низамов И.Г., Нугаева Г.Ш., 2001). Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья среди студентов младших курсов можно связать с недостаточно обоснованным выбором профессии с точки зрения медико-физиологического состояния, нарушением режима (сокращение продолжительности сна, нерегулярное питание, низкая физическая активность и т.д.), неадекватными санитарно-гигиеническими условиями организации учебного процесса в вузе, недостаточной организацией доступных пунктов питания в учебных корпусах, отсутствием программ по профилактике и коррекции патологии глаз, других заболеваний, уровнем организации медицинской помощи данному контингенту, отсутствием собственной базы по физическому воспитанию.
Данные полученных клинических исследований подтверждаются результатами социологического опроса. Самооценка как структурный компонент отношения к здоровью, как оценка и осознание личностью своих физических и духовных сил непосредственно взаимосвязана с целостной самооценкой человеком самого себя, своих возможностей и качеств, осознанием жизненной перспективы и места среди других людей.

Опрос среди студентов третьего курса ДВГМУ показал, что 32,8% будущих врачей и провизоров оценили свое здоровье как «хорошее» (39,3% юношей и 29,8% девушек), 46,5% - как «нормальное» (44,9% и 47,3% соответственно), 18,3% - как «удовлетворительное» (12,4% и 20,9% соответственно), 2,4% - как «плохое» (3,4% и 2,0% соответственно).

С целью сравнения самооценки здоровья с имеющимися у нас объективными данными о состоянии здоровья обучающихся, мы сопоставили варианты ответов «хорошее» с I группой, «нормальное» - со II группой, «удовлетворительное» и «плохое» - с III группой здоровья (табл. 9).
Сравнительный анализ данных показал, что практически по всем группам здоровья оценка студентами собственного здоровья не совпадает с истинной картиной, полученной при комплексном исследовании идентичной группы. 1/3 часть студентов считает себя здоровой, в то время как удельный вес здоровых (I группа) составляет только 17,9%. Имеющиеся у них хронические заболевания студенты склонны рассматривать как отклонения в состоянии здоровья (II группа здоровья – 46,5%), не нарушающие их общее состояние.

У юношей более высокая самооценка (39,3%), чем у девушек (29,8%). Феномен завышения самооценок характерен для всех групп населения и является устойчивым показателем гендерных различий в отношении здоровья, однако, самооценка здоровья у девушек завышена в 2,2 раза по сравнению с объективными данными.

Сравнительный анализ самооценки и состояния здоровья студентов в зависимости от пола (в %)

Таблица 9. Сравнительный анализ самооценки и состояния здоровья студентов в зависимости от пола (в %)

Примечание: СЗ – самооценка здоровья студентов, ДМО – данные медицинского осмотра

Мнение респондентов о динамике в состоянии здоровья за период обучения в университете в зависимости от половой принадлежности и группы здоровья, установленной при поступлении в вуз, представлено в таблицах 10, 11.

Мнение студентов о динамике состояния здоровья за период обучения в зависимости от половой принадлежности (в %)

Таблица 10. Мнение студентов о динамике состояния здоровья за период обучения в зависимости от половой принадлежности (в %)

Из таблицы видно, что состояния здоровья ухудшается значительнее среди девушек (67,2%), чем среди юношей (52,8%). Небольшую группу составили юноши, которые отметили его улучшение (1,4%). Отрицательная динамика в состоянии здоровья выше у обучающихся, имевших при поступлении в вуз хронические заболевания (47,3%).

Мнение студентов о динамике состояния здоровья за период обучения в зависимости от группы здоровья при поступлении (в %)

Таблица 11. Мнение студентов о динамике состояния здоровья за период обучения в зависимости от группы здоровья при поступлении (в %)

Среди причин, приводящих к ухудшению здоровья, у респондентов преобладали жалобы на снижение зрения (64,8%), нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (57,1%), проблемы неврологического характера, такие как раздражительность (46,2%), головные боли (41,8%), общая слабость (40,1%), нарушение сна (30,8%), а также жалобы на частые простудные заболевания (рис. 7).

Примечание: УЗ – ухудшение зрения, НЖКТ – нарушения со стороны желудочно – кишечного тракта, Р – раздражительность, ГБ – головные боли, ОС – общая слабость, НС – нарушение сна, ЧПЗ – частые простудные заболевания, ОХЗ – обострение хронических заболеваний, ДП – другие причины

Причины ухудшения состояния здоровья студентов (на 100 студентов).

Рис.7. Причины ухудшения состояния здоровья студентов (на 100 студентов).

Среди факторов, которые, по мнению респондентов могли повлиять на ухудшение здоровья в наибольшей степени, 71,4% студентов отметили «недосыпание», 70,9% - наличие психоэмоционального напряжения (стресса), 67,0% - нерегулярное питание, 13,2% - курение.

Таким образом, самооценка здоровья будущих врачей и провизоров не соответствует объективным данным, полученным бригадой врачей университетской поликлиники, среди студенток наблюдаются более оптимистичные представления (завышена самооценка в 2,2 раза) в отношении собственного здоровья. Тем не менее, представленная обучающимися динамика изменений и частота жалоб подтверждает негативные тенденции в состояния здоровья за период обучения в университете.

У студентов имеется высокая предрасположенность к психосоматическим заболеваниям, пограничным и социально-стрессовым психическим расстройствам (Сидоров П.И., 2000; Onady A., Rodenhauser P., Markert R., 1988; Hannah T., 1988). По данным разных исследований, частота психических расстройств среди студентов в различных вузах и регионах колеблется от 7% до 40% (Петраков Б.Д., 1972; Ушаков Г.К., 1987). Этот пограничный уровень психических нарушений трудно выявляем, однако он влечет за собой снижение успеваемости и ухудшение их социальной адаптации (Буйлов В. с соавт., 1996).

Среди студентов с хронической соматической патологией, выраженные признаки психосоциальной дезадаптации имеют 77% (Сидоров П.И. с соавт., 2001), в том числе отмечаются депрессивные тенденции, признаки невротизации (Щукина Е.Г., 1998). По данным авторов, заболеваемость нервно–психического профиля обуславливает от 40% до 74% академических отпусков среди всех видов студенческих заболеваний (Буйлов В. с соавт., 1996). Среди причин отсева обучающихся по состоянию здоровья 2,5% составляют болезни желудочно – кишечного тракта, неврозы, частые простудные заболевания (Засеева С.П., 1978).

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов. Во время экзаменов под влиянием психоэмоциональной нагрузки у студентов активизируются все адаптивные сила организма (Меерсон Ф.З. с соавт., 1988), увеличивается частота пульса и дыхания, повышается артериальное давление, изменяется вегетативный индекс (Волкинд Н..Я., 1981; Щербатых Ю.В., 2000; Геворкян Э.С. с соавт., 2002). Перегрузка вегетативной и эндокринной систем, высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы может стать звеном в возникновении психосоматических заболеваний (Плотников В.В., 1983; Судаков К.В. с соавт., 1991). По данным Фаустова А.С. и Щербатых Ю.В. (2001), число студентов со значительными отклонениями в состоянии здоровья в период экзаменационной сессии составляет от 5% до 10%.

Выявление групп риска по развитию стрессовых ситуаций и своевременное проведение профилактических мероприятий психологической службой вуза (Плотников В.В., 1983; Sieminska M., Grazyna D., 1997), например, методом условно – рефлекторной регуляции (Sherbatych Yu.V., Ivleva E.I., 1999), позволяет улучшить функциональное состояния студентов, что в конечном итоге увеличивает мотивацию к дальнейшему обучению (Плотников В.В., 1983), повышает качество подготовки будущих медицинских работников (Фаустов А.С., Щербатых Ю.В., 2001).

Эффективность профориентационной работы с молодежью на стадии оптации со стороны врачей общеобразовательных заведений и лечебно-профилактический учреждений округа влияет на миграционные процессы обучающихся в вузе. Нами выявлено, что среди всех причин отсева студентов с курсов за период с 1994/1995 по 2003/2004гг. академические отпуска составили в среднем 25,5% (от 19,2% - в 1999/2000гг.; 2003/2004гг. до 31,0% - в 1997/1998гг.). Частота отсева колебалась от 2,2 (на 100 обучающихся, 2003/2004гг.) до 3,4 (на 100 обучающихся, 1995/1996гг; 2002/2003 гг.) и в среднем составила 2,9  0,13 (на 100 студентов).




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Какую сумму Вы лично потратили на платные медицинские услуги за последние 12 месяцев (помимо расходов, покрытых полисами медицинского страхования)?

Менее 6000 рублей (менее 100 USD)
От 6000 до 9000 рублей (100-150 USD)
От 9000 до 13000 рублей (150-200 USD)
От 13000 до 16000 рублей (200-250 USD)
От 16000 до 21000 рублей (250-300 USD)
Более 21000 рублей (более 300 USD)
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.