Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 2.2. Состояние здоровья студентов-медиков как фактор учебной адаптации

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Профессиональная ориентация в подготовке врачей / 2.2. Состояние здоровья студентов-медиков как фактор учебной адаптации
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 2692; прочтений - 16485
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

2.2. Состояние здоровья студентов-медиков как фактор учебной адаптации

Несмотря на многочисленные исследования, зарубежные ученые считают, что студенты медицинских вузов являются одной из наименее обследованных в социально-гигиеническом отношении групп учащейся молодежи (Minors D.S., Healy D., Waterhouse J.M., 1994; Nanakorn S., Osaka R., Chusilp K., 1999). В отечественной литературе недостаточно изучены вопросы, касающиеся адаптации первокурсников при смене места жительства, состояния двигательной активности и работоспособности здоровых студентов на протяжении всего обучения в вузе, а также лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Добромыслова О.П. с соавт., 1991).

Медицинское заключение на предмет пригодности к обучению в вузе и последующей профессиональной деятельности является не менее важным моментом в вопросах прогнозирования учебной и профессиональной адаптации студентов - будущих врачей. При врачебном профконсультировании подростков, желающих получить высшее медицинское образование, необходимо учитывать, что учебная нагрузка студентов - медиков в среднем в 2 раза выше, чем студентов технического вуза (Латышевская Н.И. с соавт., 2004), следовательно, специфика обучения в медицинском вузе предъявляет высокие требования к состоянию здоровья обучающихся.

Однако абитуриенты не учитывают данный факт, а наоборот, стремясь поступить в вуз, зачастую скрывают свои серьезные заболевания. Данные медицинских осмотров первокурсников ДВГМУ противоречат результатам медицинских заключений о состоянии здоровья, отраженных в справках (форма 086/у) (Степа З.А. с соавт., 1982; Захарченко В.В. с соавт., 1988; Иванов Н.А. с соавт., 1985; Быстровский В.Ф. с соавт., 1999).
Ситуация усугубилась тем, что с 1998 года из перечня обязательных документов, необходимых для поступления в вуз, исключена медицинская справка (приказ Министерства высшего и профессионального образования России от 24.02.98г. № 500). Это приводит к тому, что о наличии медицинских противопоказаний к обучению, физическому воспитанию, прохождению практики и дальнейшему трудоустройству по избранной профессии студенты узнают при профилактических осмотрах (Камаев И.А. с соавт., 2001).

Студенты вузов – это особый социальный слой населения. Большие интеллектуальные нагрузки, резкие изменения привычного образа жизни, формирование межличностных отношений вне семьи, необходимость адаптации к новым условиям труда, проживания и питания позволяет отнести их к группе значительного риска развития заболеваний (Квасов С.Е. c соавт., 1990; Добромыслова О.П. с соавт., 1991).
Анализ комплексного медицинского осмотра первокурсников ДВГМУ показал, что I группу здоровья составили 23,8  2,3% от общего количества осмотренных, II группу – 32,8  2,5%, III группу - 43,4  2,6% (табл. 4).

аспределение первокурсников ДВГМУ по группам здоровья и половой принадлежности (в %)

Таблица 4. Распределение первокурсников ДВГМУ по группам здоровья и половой принадлежности (в %)

Среди первокурсников нами отмечен высокий уровень обучающихся с хроническими заболеваниями, причем, удельный вес здоровых юношей (35,0  4,4%) выше, чем девушек (18,4  2,5%).

Удельный вес здоровых студентов по направлениям подготовки колебался от 18,2  5,2% на фармацевтическом до 27,6  5,9% - на стоматологическом, доля обучающихся с хронической патологией выше на лечебном (48,9  4,3%), фармацевтическом (45,4  6,7%) и педиатрическом (42,2  4,7%) факультетах, чем здоровых. При относительно благополучном распределении групп на стоматологическом факультете достоверной разницы между показателями не выявлено (табл. 5).

Распределение первокурсников ДВГМУ по группам здоровья и направлениям подготовки ( в %)

Таблица 5. Распределение первокурсников ДВГМУ по группам здоровья и направлениям подготовки ( в %)

Уровень заболеваемости первокурсников составил 1473,4 %о, причем этот показатель выше среди девушек (1098,0%о), чем среди юношей (375,4 %о) (табл. 6).

В структуре патологии среди студентов I курса наибольшее распространение имеют болезни глаз (381,0%), на втором месте - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (212,9%), на третьем – болезни органов пищеварения (207,3%). В зависимости от половой принадлежности структура ведущей патологии у юношей повторяет картину заболеваемости, выявленную у всех исследуемых, за исключением третьего места, где заболевания костно-мышечной системы (111,1%о) разделяют позицию с болезнями органов дыхания (111,1%). У девушек на втором месте находятся болезни органов пищеварения (254,2%), на третьем – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (229,2%о), на четвертом – болезни мочеполовой системы (225,0%).

Структура заболеваемости первокурсников ДВГМУ по классам болезней (МКБ – 10) (в %)

Таблица 6. Структура заболеваемости первокурсников ДВГМУ по классам болезней (МКБ – 10) (в %)

Руководствуясь перечнем медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие учебные заведения (приказ Минздрава СССР и Минобразования СССР №542/464 от 26.05.76г.) с целью сопоставления заключений о состоянии здоровья первокурсников, полученных в результате медицинского осмотра бригадой врачей университетской поликлиники, нами установлено, что в медицинских вуз поступили студенты с высокой степенью миопии либо дегенеративными изменениями на глазном дне, хроническими заболеваниями почек, желчевыводящих путей, бронхиальной астмой, заболеваниями кожи (особенно на фармацевтическом факультете), снижением слуха (на лечебном и педиатрическом факультетах), при которых обучение на данных факультетах противопоказано.

С точки зрения исследователей, учебная и профессиональная адаптация студентов представляет собой многоуровневый социально-психофизио-логический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма (Кондаков В.С. с соавт., 1994; Агаджанян Н.А., 1997; Маркина Л.Д. с соавт, 2002, 2003). Динамика адаптационного процесса зависит от исходного уровня здоровья студентов. Например, у студентов с I группой здоровья процесс адаптации заканчивается к концу 2-го года обучения (Маркина Л.Д. с соавт., 2003).
Постоянные психические и физические перегрузки (Крупская С.Г. с соавт., 1993), нарушения режима труда, отдыха, питания, а также новая климато - географическая среда (Теплова С.Н., 1978, 1981) могут привести к срыву процесса адаптации, развитию различных функциональных нарушений и заболеваний, снижающих эффективность учебного процесса (Агаджанян Н.А. 1995; Агаджанян Н.А., 1997; Маркина Л.Д. с соавт., 2002).

Наши исследования состояния здоровья студентов при переходе с курса на курс показали увеличение удельного веса обучающихся с хроническими заболеваниями (43,4  2,6% - на I курсе, 53,5  2,6% - на III курсе), следовательно, к третьему курсу более половины студентов – медиков имеет одно или несколько хронических заболеваний (табл. 7).

За трехлетний период обучения в вузе улучшение состояния здоровья (выздоровление или перевод из III во II группу здоровья) наступило у 3,3% студентов ко второму году обучения, у 5,9% – к третьему по отношению к данным, имеющимся на первом году обучения. В то время как ухудшение (перевод во II или III группу здоровья) в состоянии здоровья обучающихся выявлено в 40,3% случаев ко второму году обучения, в 57,4% - к третьему.

Динамика распределения групп здоровья среди студентов I - III курсов ДВГМУ за время обучения в вузе (в %)

Таблица 7. Динамика распределения групп здоровья среди студентов I - III курсов ДВГМУ за время обучения в вузе (в %)

Показатель заболеваемости за период обучения в вузе среди студентов вырос в 1,2 раза и составил к третьему курсу 1817,9% (на I курсе - 1473,4%о), рост наблюдался по 11 классам болезней (рис. 6).

Примечание: БГ – болезни глаз, БОП – болезни органов пищеварения, БКМС – болезни костно-мышечной системы, БМПС – болезни мочеполовой системы, БОД – болезни органов дыхания, БНС – болезни нервной системы, БЭС – болезни эндокринной системы, БК и ПК – болезни кожи и подкожной клетчатки.

Структура и динамика заболеваемости студентов ДВГМУ за период обучения в вузе (на 1000 студентов)

Рис. 6. Структура и динамика заболеваемости студентов ДВГМУ за период обучения в вузе (на 1000 студентов).

К третьему курсу у студентов продолжает нарастать патология глаза и сохраняет лидирующее положение среди всех классов заболеваний (381,0%о – на I курсе, 406,2%о - на II курсе, 431,4%о – на III курсе), близорукость различной степени тяжести составила 83,7%, причем, у лиц, имевших миопию до поступления в вуз, заболевание имеет прогрессирующее течение.

Если у первокурсников второе место занимали болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, то у третьекурсников - болезни мочеполовой системы (336,1%о). За трехлетний период обучения в вузе рост данной патологии в 1,9 раза обусловлен преимущественно увеличением количества заболеваний гинекологической сферы среди студенток. В структуре гинекологической патологии наиболее часто встречаются воспалительные заболевания половых органов, нарушения менструального цикла, патология шейки матки.

В структуре заболеваемости студентов III курса на третье место выходят болезни органов пищеварения (246,5%о), причем рост заболеваний желудочно-кишечного тракта отмечается на протяжении всего периода обучения в вузе с ежегодным прирост в среднем на 20 человек.
К третьему курсу тенденция к ухудшению в состоянии здоровья наблюдается практически на всех факультетах. Динамика и структура заболеваемости среди студентов на факультетах представлена в табл. 8.

Динамика и структура заболеваемости среди студентов ДВГМУ по направлениям подготовки за период обучения в вузе (в %)

Таблица 8. Динамика и структура заболеваемости среди студентов ДВГМУ по направлениям подготовки за период обучения в вузе (в %)

Примечание: БГ – болезни глаза, БОП – болезни органов пищеварения, БКМС – болезни костно-мышечной системы, БОД – болезни органов дыхания, БМПС – болезни мочеполовой системы, БЭС – болезни эндокринной системы, БНС – болезни нервной системы.

В отличие от других факультетов, распространенность патологических состояний на фармацевтическом факультете самая высокая; по сравнению с первым курсом показатель заболеваемости среди студентов третьего курса увеличился с 1600,0% до 2381,8%. Выявленное нами различие можно объяснить тем, что подавляющее большинство (89,1%) студентов фармацевтического факультета составили девушки, заболеваемость которых изначально выше, чем юношей, а также специфика обучения по данному профилю характеризуется длительным контактом с химическими веществами.

Таким образом, наше исследование состояния здоровья студентов младших курсов показало, что доля здоровых абитуриентов (23,8%), зачисленных в медицинский вуз, значительно ниже доли здоровых подростков, окончивших общеобразовательные учреждения Хабаровского края (36,5%), причем в процессе обучения в вузе удельный вес здоровых студентов снижается до 18,8%. В структуре обучающихся медицинского вуза, особенно на фармацевтическом факультете, существуют гендерные различия с преобладанием студенток, заболеваемость которых в 2 раза выше (1098,0%), чем студентов (375,4 %). Абитуриентами при поступлении в медицинский вуз не учитывается состояние здоровья; среди обучающихся нами выявлены лица, имеющие абсолютные противопоказания к обучению на медицинских факультетах: высокая степень миопии, бронхиальная астма, заболевания кожи и т.д.

В процессе подготовки студентов отмечается тенденция к росту заболеваемости в целом и по отдельным классам болезней, а также рост числа хронических заболеваний. Истоки этих нарушений исследователи находят в довузовском периоде жизни (Добромыслова О.П. с соавт., 1991; Камаев И.А. с соавт., 2001), так как студенты приходят в вуз уже с высоким уровнем заболеваемости органов зрения, систем кровообращения и пищеварения, патологии опорно-двигательного аппарата (Вайнер Э., 1999; Сидоров П.И., 2000).

Среди факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на уровень и динамику заболеваний студентов, выделяют: перенесенные ранее заболевания, бытовые условия, место жительства, курение (Дерябин Д.Г. с соавт., 2003), употребление алкоголя (Низамов И.Г., Нугаева Г.Ш., 2001). Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья среди студентов младших курсов можно связать с недостаточно обоснованным выбором профессии с точки зрения медико-физиологического состояния, нарушением режима (сокращение продолжительности сна, нерегулярное питание, низкая физическая активность и т.д.), неадекватными санитарно-гигиеническими условиями организации учебного процесса в вузе, недостаточной организацией доступных пунктов питания в учебных корпусах, отсутствием программ по профилактике и коррекции патологии глаз, других заболеваний, уровнем организации медицинской помощи данному контингенту, отсутствием собственной базы по физическому воспитанию.
Данные полученных клинических исследований подтверждаются результатами социологического опроса. Самооценка как структурный компонент отношения к здоровью, как оценка и осознание личностью своих физических и духовных сил непосредственно взаимосвязана с целостной самооценкой человеком самого себя, своих возможностей и качеств, осознанием жизненной перспективы и места среди других людей.

Опрос среди студентов третьего курса ДВГМУ показал, что 32,8% будущих врачей и провизоров оценили свое здоровье как «хорошее» (39,3% юношей и 29,8% девушек), 46,5% - как «нормальное» (44,9% и 47,3% соответственно), 18,3% - как «удовлетворительное» (12,4% и 20,9% соответственно), 2,4% - как «плохое» (3,4% и 2,0% соответственно).

С целью сравнения самооценки здоровья с имеющимися у нас объективными данными о состоянии здоровья обучающихся, мы сопоставили варианты ответов «хорошее» с I группой, «нормальное» - со II группой, «удовлетворительное» и «плохое» - с III группой здоровья (табл. 9).
Сравнительный анализ данных показал, что практически по всем группам здоровья оценка студентами собственного здоровья не совпадает с истинной картиной, полученной при комплексном исследовании идентичной группы. 1/3 часть студентов считает себя здоровой, в то время как удельный вес здоровых (I группа) составляет только 17,9%. Имеющиеся у них хронические заболевания студенты склонны рассматривать как отклонения в состоянии здоровья (II группа здоровья – 46,5%), не нарушающие их общее состояние.

У юношей более высокая самооценка (39,3%), чем у девушек (29,8%). Феномен завышения самооценок характерен для всех групп населения и является устойчивым показателем гендерных различий в отношении здоровья, однако, самооценка здоровья у девушек завышена в 2,2 раза по сравнению с объективными данными.

Сравнительный анализ самооценки и состояния здоровья студентов в зависимости от пола (в %)

Таблица 9. Сравнительный анализ самооценки и состояния здоровья студентов в зависимости от пола (в %)

Примечание: СЗ – самооценка здоровья студентов, ДМО – данные медицинского осмотра

Мнение респондентов о динамике в состоянии здоровья за период обучения в университете в зависимости от половой принадлежности и группы здоровья, установленной при поступлении в вуз, представлено в таблицах 10, 11.

Мнение студентов о динамике состояния здоровья за период обучения в зависимости от половой принадлежности (в %)

Таблица 10. Мнение студентов о динамике состояния здоровья за период обучения в зависимости от половой принадлежности (в %)

Из таблицы видно, что состояния здоровья ухудшается значительнее среди девушек (67,2%), чем среди юношей (52,8%). Небольшую группу составили юноши, которые отметили его улучшение (1,4%). Отрицательная динамика в состоянии здоровья выше у обучающихся, имевших при поступлении в вуз хронические заболевания (47,3%).

Мнение студентов о динамике состояния здоровья за период обучения в зависимости от группы здоровья при поступлении (в %)

Таблица 11. Мнение студентов о динамике состояния здоровья за период обучения в зависимости от группы здоровья при поступлении (в %)

Среди причин, приводящих к ухудшению здоровья, у респондентов преобладали жалобы на снижение зрения (64,8%), нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (57,1%), проблемы неврологического характера, такие как раздражительность (46,2%), головные боли (41,8%), общая слабость (40,1%), нарушение сна (30,8%), а также жалобы на частые простудные заболевания (рис. 7).

Примечание: УЗ – ухудшение зрения, НЖКТ – нарушения со стороны желудочно – кишечного тракта, Р – раздражительность, ГБ – головные боли, ОС – общая слабость, НС – нарушение сна, ЧПЗ – частые простудные заболевания, ОХЗ – обострение хронических заболеваний, ДП – другие причины

Причины ухудшения состояния здоровья студентов (на 100 студентов).

Рис.7. Причины ухудшения состояния здоровья студентов (на 100 студентов).

Среди факторов, которые, по мнению респондентов могли повлиять на ухудшение здоровья в наибольшей степени, 71,4% студентов отметили «недосыпание», 70,9% - наличие психоэмоционального напряжения (стресса), 67,0% - нерегулярное питание, 13,2% - курение.

Таким образом, самооценка здоровья будущих врачей и провизоров не соответствует объективным данным, полученным бригадой врачей университетской поликлиники, среди студенток наблюдаются более оптимистичные представления (завышена самооценка в 2,2 раза) в отношении собственного здоровья. Тем не менее, представленная обучающимися динамика изменений и частота жалоб подтверждает негативные тенденции в состояния здоровья за период обучения в университете.

У студентов имеется высокая предрасположенность к психосоматическим заболеваниям, пограничным и социально-стрессовым психическим расстройствам (Сидоров П.И., 2000; Onady A., Rodenhauser P., Markert R., 1988; Hannah T., 1988). По данным разных исследований, частота психических расстройств среди студентов в различных вузах и регионах колеблется от 7% до 40% (Петраков Б.Д., 1972; Ушаков Г.К., 1987). Этот пограничный уровень психических нарушений трудно выявляем, однако он влечет за собой снижение успеваемости и ухудшение их социальной адаптации (Буйлов В. с соавт., 1996).

Среди студентов с хронической соматической патологией, выраженные признаки психосоциальной дезадаптации имеют 77% (Сидоров П.И. с соавт., 2001), в том числе отмечаются депрессивные тенденции, признаки невротизации (Щукина Е.Г., 1998). По данным авторов, заболеваемость нервно–психического профиля обуславливает от 40% до 74% академических отпусков среди всех видов студенческих заболеваний (Буйлов В. с соавт., 1996). Среди причин отсева обучающихся по состоянию здоровья 2,5% составляют болезни желудочно – кишечного тракта, неврозы, частые простудные заболевания (Засеева С.П., 1978).

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов. Во время экзаменов под влиянием психоэмоциональной нагрузки у студентов активизируются все адаптивные сила организма (Меерсон Ф.З. с соавт., 1988), увеличивается частота пульса и дыхания, повышается артериальное давление, изменяется вегетативный индекс (Волкинд Н..Я., 1981; Щербатых Ю.В., 2000; Геворкян Э.С. с соавт., 2002). Перегрузка вегетативной и эндокринной систем, высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы может стать звеном в возникновении психосоматических заболеваний (Плотников В.В., 1983; Судаков К.В. с соавт., 1991). По данным Фаустова А.С. и Щербатых Ю.В. (2001), число студентов со значительными отклонениями в состоянии здоровья в период экзаменационной сессии составляет от 5% до 10%.

Выявление групп риска по развитию стрессовых ситуаций и своевременное проведение профилактических мероприятий психологической службой вуза (Плотников В.В., 1983; Sieminska M., Grazyna D., 1997), например, методом условно – рефлекторной регуляции (Sherbatych Yu.V., Ivleva E.I., 1999), позволяет улучшить функциональное состояния студентов, что в конечном итоге увеличивает мотивацию к дальнейшему обучению (Плотников В.В., 1983), повышает качество подготовки будущих медицинских работников (Фаустов А.С., Щербатых Ю.В., 2001).

Эффективность профориентационной работы с молодежью на стадии оптации со стороны врачей общеобразовательных заведений и лечебно-профилактический учреждений округа влияет на миграционные процессы обучающихся в вузе. Нами выявлено, что среди всех причин отсева студентов с курсов за период с 1994/1995 по 2003/2004гг. академические отпуска составили в среднем 25,5% (от 19,2% - в 1999/2000гг.; 2003/2004гг. до 31,0% - в 1997/1998гг.). Частота отсева колебалась от 2,2 (на 100 обучающихся, 2003/2004гг.) до 3,4 (на 100 обучающихся, 1995/1996гг; 2002/2003 гг.) и в среднем составила 2,9  0,13 (на 100 студентов).




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Доверяете ли вы вакцинам от COVID-19?

Да, доверяю всем вакцинам
Да, доверяю, но только отечественным вакцинам
Да, доверяю, но только зарубежным вакцинам
Не доверяю всем вакцинам
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

.

.


MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.