Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
2.3. Академические отпуска
Проведенный нами анализ случаев предоставления студентам ДВГМУ академических
отпусков по медицинским показаниям за период обучения с 2001/2002 по 2003/2004
гг. показал, что в структуре выбывших, независимо от половой принадлежности,
превалируют (76,8 3,4%) студенты, обучающиеся на бюджетной основе (табл. 12).
Это вполне естественно, поскольку перед ними не стоит в первую очередь
экономическая проблема - проблема оплаты повторного обучения на курсе, с
которого последний ушел в академический отпуск, а в полный рост стоят проблемы
лечения, реабилитации и последующей медико-психологической адаптации к обучению
в другом коллективе студентов и т.п.
Таблица 12. Распределение студентов ДВГМУ, ушедших в
академический отпуск, в зависимости от половой принадлежности и формы обучения
Среди всех случаев предоставления академического отпуска, как среди юношей
так и среди девушек, наибольший удельный вес приходится на первые два курса
(рис. 8).
Рис. 8. Распределение студентов ДВГМУ, ушедших в
академический отпуск, по половой принадлежности и курсу обучения (в % к итогу).
Доля академических отпусков среди студентов 4 – 6-х курсов менее
представительна, чем среди 1 – 3-х, и в большей мере, обусловлена
физиологическими состояниями девушек (каждая пятая студентка прерывает обучение
по беременности и родам). Учитывая этот факт, нами проведен анализ причин,
приводящих к академическому отпуску среди студентов I – III курсов.
Большую часть случаев академических отпусков, предоставленных студентам
младших курсов, составляют заболевания (86,0%), беременность и роды - 14,0%.
Среди причин ухода в академический отпуск преобладают психические расстройства
(28,0%), на втором месте – болезни нервной системы (16,0%), на третьем –
беременность (14,0%) (рис. 9).
Среди нервно – психических расстройств у студентов чаще встречаются состояния
и реакции тревожно-депрессивного характера, соматоформные нарушения вегетативной
нервной системы, воспалительные заболевания оболочек головного мозга, возникшие
вследствие перенесенных черепно-мозговых травм, последствия перинатальной
энцефалопатии в виде вторичной вегетативной дисфункции нервной системы.
Рис. 9. Структура причин академического отпуска студентов
ДВГМУ за период с 2001/2002 по 2003/2004 гг. (в %).
Примечание: ПЗ – психические заболевания, БНС – болезни нервной системы, Б –
беременность, Т – травмы, БОП – болезни органов пищеварения, БМПС – болезни
мочеполовой системы, БОД – болезни органов дыхания, БГ – болезни глаза.
Структура ведущей патологии среди юношей и девушек имеет различия. Каждый третий
юноша прекращает обучение вследствие психического расстройства (32,4%), на
втором месте – болезни нервной системы (16,2%), на третьем – травмы (13,5%). У
девушек патология психической сферы также преобладает, но менее выражена 25,4%
(1/4 всех случаев), на втором месте – беременность (22,2%), на третьем – болезни
нервной системы (15,9%) (табл. 13).
Таблица 13. Структура причин академических отпуска
студентов ДВГМУ за период с 2001/2002 по 2003/2004гг. (в %)
Анализ состояния здоровья данного контингента с момента зачисления в вуз до
момента ухода в академический отпуск (кроме случаев беременности) показал, что
23,3% были здоровы, 31,4% - имели морфофункциональные отклонения, 45,3% -
хронические заболевания. На первом и втором году обучения чаще причиной
академического отпуска были заболевания, имеющееся в довузовской жизни студента
(табл. 14).
Таблица 14. Распределение академических отпусков по курсам
и времени появления заболевания (в %)
Ко второму курсу нарастают (40,9%), а к третьему - лидируют (34,1%) случаи
отпуска в связи с заболеваниями, приобретенными в процессе обучения в вузе у
лиц, имевших при поступлении отклонения в состоянии здоровья и хронические
заболевания другого характера.
Проводя сравнительный анализ успеваемости студентов данной категории в
зависимости от времени появления заболевания, можно сказать о их низком уровне
подготовки (средний балл 3,2), особенно в отношении группы студентов, имевших
серьезные заболевания до поступления в вуз (табл. 15).
Таблица 15. Соотношение времени появления заболевания и
успеваемости студентов ДВГМУ, ушедших в академический отпуск (в %)
Наше исследование показало, что состояние здоровья студентов, повлекшее за
собой утрату темпа обучения, не способствовало дальнейшему продолжению обучения
по образовательной программе. К моменту окончания исследования, у 80,0%
студентов истек срок академического отпуска. Из их числа 39,1% бывших
«отпускников» продолжают обучение в университете, 60,9% - были отчислены, в том
числе 76,2% - по академической неуспеваемости, 16,7% - по «собственному
желанию», 4,8% - в связи с переводом в другие учебные заведения, 2,3% -
вследствие самостоятельного прекращения обучения (табл. 16).
Таблица 16. Структура последствий академических отпусков в
зависимости от момента возникновения заболевания (в %)
Примечание: АН – академическая неуспеваемость, СЖ – собственное желание, П –
перевод в другой вуз, ПО – прекращение обучения.
Таким образом, академические отпуска студентов-медиков по состоянию здоровья
чаще встречаются среди обучающихся младших (1-3) курсов. В структуре патологии,
приводящей к временному прекращению обучения, ведущее место занимают
нервно-психические болезни и прогрессирующее течение заболеваний, возникших в
довузовский период жизни студента (группа риска), что дает нам возможность
говорить о недостаточной профориентационной работе врачей на этапе
профессиональной оптации молодежи.
Отсутствие преемственности и взаимодействия между лечебно – профилактическими
учреждениями и вузами по вопросам профессионального ориентирования абитуриентов,
поступающих в медицинский вуз, может приводить к увеличению числа студентов,
непригодных к будущей профессиональной деятельности уже на стадии получения
медицинского или фармацевтического образования.
Следует сказать, что отсутствие медицинского аспекта в профориентации на
этапе выбора профессии у молодежи, медико-профилактических мероприятий по охране
здоровья студентов в процессе обучения приводят не только к снижению качества
профессионального образования и утрате темпов обучения, но и повышают
себестоимость подготовки специалиста за счет увеличения затрат, связанных с его
отчислением и (или) повторным обучением как для государства, так и для самого
обучающегося.
При оптимальном функциональном состоянии организма обучающихся эффективность
подготовки медицинских кадров обеспечивается оптимальной организацией учебного
процесса и соблюдением норм учебной деятельности (Миннибаев Т.Ш., 1989). В этом
случае достижение максимального уровня знаний происходит при минимальных потерях
психического и физического здоровья студентов (Фаустов А.С. с соавт., 2001).
Внедрение медико-профилактических программ и ранняя диагностика пограничных
нервно-психических нарушений позволит снизить показатель миграционных процессов
студентов, обусловленных состоянием здоровья обучающихся. В реализации этих
задач, на наш взгляд, важную роль играет медико - психологическая служба вуза.
Учитывая современные требования к качеству подготовки специалиста
медицинского профиля и интенсификацию профессионального обучения в вузе, на
этапе профессионального самоопределения подростков врачам необходимо уделять
внимание вопросам профессиональной пригодности к избираемой профессии по
состоянию здоровья. Студенты-медики должны обладать высоким уровнем здоровья,
обеспечивающим адекватные психофизиологические механизмы адаптации, позволяющие
не только сохранить и улучшить здоровье учащегося в процессе обучения, но и
обеспечить профессиональную деятельность специалиста в будущем.
Переход государства к рыночной экономике с неизбежным возрастанием требований
к интенсивности и качеству медицинского труда, реформа общего и
профессионального образования, рост требований к уровню профессиональной
подготовки, неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья современной молодежи
подчеркивают актуальность изучения медицинского аспекта профессиональной
ориентации потенциальных абитуриентов медицинского вуза.