Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
2.4. Состояние здоровья как фактор прогнозирования успешной
профессиональной деятельности врача
В условиях социально-экономических реформ в России проблемы рационального
выбора профессии и оптимального трудоустройства молодежи рассматривают как одно
из важнейших социально значимых направлений профилактики общей и
профессиональной заболеваемости населения (Егорова А.И. с соавт., 1979; Сухарева
Л.М. с соавт., 1998). Выбор профессии без учета индивидуальных
психофизиологических и личностных особенностей приводит не только к потере
интереса к учебе, будущей специальности, формированию «хронической»
неудовлетворенности студентов (Ямщикова Н.Я., 1999), но и к комплексу
неблагоприятных социально-биологических последствий медицинского работника:
ухудшению состояния здоровья, неудовлетворенностью профессией, низкой
производительностью труда, большой текучестью кадров (Борисов В., 1972; Сухарева
Л.М. с соавт., 1998).
Разные медицинские специальности предъявляют определенные требования к
организму врача. Например, деятельность специалистов хирургического профиля
(хирургов, акушеров-гинекологов, анестезиологов и др.) сопряжена с высокой
степенью ответственности, необходимостью рисковать здоровьем и жизнью других
людей, самостоятельным приемом срочных решений, обусловленных дефицитом времени.
Одновременно с этим специфика работы врача требует от него физической силы,
выносливости, высокого индивидуального мастерства и связана со значительной
нагрузкой на зрительный и другие анализаторы, кардиореспираторную систему,
опорно-двигательный аппарат и др.
При сравнительном анализе трудовой деятельности различных категорий
медицинского персонала E.M.Bates и В.М. Мооге (1975) показали наибольшую
вероятность развития стрессов у врачей. Причина их - конфликты, большая
ответственность и личный риск, функциональные перегрузки. Авторы подчеркивают
недостаточную подготовленность врачей к нагрузкам, присущим их работе, к
возможным внутренним конфликтам из-за столкновения служебных, профессиональных и
семейных интересов, а также необходимость эмоциональной разрядки после общения
со старшими, более опытными коллегами, с ближайшими родственниками больных.
Анализ существующего материала, касающегося особенностей труда отдельных
категорий и профессиональных групп медицинских работников, проведенный С.А.
Варламовым с соавт. (2000), подтверждает необходимость продуманного подхода в
подготовке врачей разных специальностей и дифференцирования профессиональной
ориентации с учетом соответствия их личностных и функциональных характеристик,
состояния здоровья тем требованиям, которые предъявляет конкретная врачебная
практика.
Между тем выбор узкой врачебной специальности выпускником вуза часто зависит
от случайных факторов, тогда как успешность обучения и эффективность труда во
многом определяется такими характеристиками, как мотивация, наличие устойчивого
интереса, целеустремленность, состояние здоровья, семейные традиции, способность
работать в коллективе и др.
Ориентация на профотбор и подготовку в медицинском вузе имеет важное значение
для правильного выбора дальнейшей специальности выпускниками. Профессиональный
отбор и подготовку студентов к предстоящей профессиональной деятельности
необходимо начинать с первого курса, хотя в перспективе такую деятельность
желательно проводить еще среди абитуриентов: в медицинских классах, на
подготовительном отделении.
Так, специальность врача-хирурга требует не только глубоких профессиональных
знаний, но и высокого уровня здоровья, значительной физической
работоспособности. Систематическое повышенное нервно-эмоциональное напряжение в
ходе операции, большое физическое перенапряжение, регулярная умственная
перегрузка при отсутствии необходимых физических динамических нагрузок
обуславливают развитие различного рода заболеваний, более тяжелое их протекание.
Следует отметить, что нервно-эмоциональное напряжение возрастает, когда при
выполнении своих непосредственных обязанностей хирург поставлен в условия
дефицита времени, высокой личной ответственности, а также если он имеет
недостаточный профессиональный опыт или неблагоприятно складывается ход
операции.
Общеизвестно, что помимо квалификации, личного опыта и стажа работы,
результаты профессиональной деятельности врача-хирурга во многом зависят от
психических особенностей его высшей нервной деятельности, физиологической
устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов, от степени развития его
физических качеств, а также общей выносливости и работоспособности всего
организма.
Так, при профессиональном отборе студентов для работы врачом хирургического
профиля значимыми критериями являются: физическая подготовленность,
нейропсихические, функциональные и интеллектуальные характеристики обучающегося.
Научной базой системы профотбора студентов лечебного факультета для последующей
работы по хирургической специализации послужили результаты исследований
практикующих врачей-хирургов, достигших высокого профессионального статуса, что
позволило С.А. Варламову (2000) выявить те качества, которые обеспечивают
возможность длительно и продуктивно работать по данной специальности.
Однако, в настоящее время в современной литературе практически не
установлено, какие качества личности врача являются более значимыми,
предпочтительными, существенно влияющими на профессионализм, мастерство: те,
которые являются врожденными и почти неизменными, или те, которые он
приобретает, развивает и тренирует, либо определенное их сочетание.
В свете этой проблемы особую актуальность представляют исследования,
позволяющие выявить у студентов наличие определенного уровня развития физических
и психологических качеств, особенностей поведения в различных ситуациях.
Своевременное определение необходимого уровня требуемых качеств, дальнейшее их
развитие, а при необходимости и коррекция в ходе обучения, позволит выпускнику
вуза впоследствии с большим успехом для собственного здоровья справляться со
своими должностными обязанностями.