Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 РАЗДЕЛ III. Научно-методическое обоснование модели профориентации потенциальных студентов медицинского ВУЗа

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Профессиональная ориентация в подготовке врачей / РАЗДЕЛ III. Научно-методическое обоснование модели профориентации потенциальных студентов медицинского ВУЗа
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1962; прочтений - 4520
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

РАЗДЕЛ III. Научно-методическое обоснование модели профориентации потенциальных студентов медицинского ВУЗа

Человек – это особое существо, которому свойственна постоянная свобода принимаемых решений, невзирая на любые жизненные обстоятельства.
А. Портман

Проведение реформы высшего образования в РФ обусловлено тем, что система управления образованием характеризуется громоздкостью, многоуровневой бюрократизацией и нарушением принципов управляемости.

С одной стороны иерархия управления образованием не доведена до логического завершения на региональном и муниципальном уровнях в части финансирования и управления всеми видами учебных заведений. С другой стороны, на федеральном уровне в Министерстве образования РФ сосредоточено финансирование и управление 580 государственными и 334 лицензированными негосударственными вузами, а так же 2584 средними профессиональными учебными заведениями федерального подчинения. Теория современного менеджмента рекомендует нормы управляемости: на нижнем уровне - не более 40 объектов. Это приводит к необходимости создания главных управлений в Министерстве образования и других министерствах РФ, но и они не в силах эффективно осуществлять не только текущее планирование (1-5 лет), но и стратегическое управление, тем более профориентационной работой.

Несмотря на проводимую реформу образования, ряд министерств и ведомств России сохраняют высшие и средние профессиональные учебные заведения. Это затрудняет проведение единой политики и требует контроля по линии Минобразования РФ за процедурой лицензирования, аттестации и аккредитации.

Стратегия работы по профессиональной ориентации, как одной из важных частей реформы образования, является обобщающей моделью действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов. Стратегическое управление профессиональной ориентацией предполагает наличие 5 элементов - умений: смоделировать ситуацию (выявить проблемы); выявить необходимые изменения (идеи развития); разработать стратегию изменений (базовые стратегии); использовать различные способы воздействия (методы управления); воплощать стратегию в жизнь (управление изменениями). Варианты будущего развития профориентационной работы в ДВФО позволяют разработать стратегию в нескольких вариантах в зависимости от состояния внешней среды (STEP-анализ) и внутренней среды (SWOT-анализ).

Одним из важнейших звеньев в системе подготовки квалифицированных врачебных кадров в ДВФО считается организация приема в медицинские вузы региона юношей и девушек, обладающих определенными качествами. Это в значительной степени зависит от правильной и своевременной профессиональной ориентации. В медицине, как и в других отраслях, такие мероприятия должны представлять собой единый планомерный процесс, ежедневную целенаправленную работу педагогов средних школ, коллективов медицинских университетов и руководителей лечебно-профилактических учреждений.

Принимая решение о выборе профессии врача далеко не все молодые люди четко представляют себе особенности врачебной профессии, трудности овладения ею и качества, которыми должен обладать человек, избравший себе эту трудную для освоения и сложную специальность. Среди молодежи бытуют неправильные представления о необходимых знаниях для приобретения медицинских профессий. Далеко не все студенты медицинских образовательных учреждений успешно проходят профессиональную адаптацию. Ежегодно наблюдаются досадные случаи, когда поступившие вынуждены покидать стены университета, будучи не в состоянии вынести «испытания» профессией.

В последнее время чрезвычайно возросло взаимовлияние национальных систем высшего образования. Налицо глобализация образования, адаптация учебных планов и программ к мировым стандартам. Конечно, есть и различия, обусловленные политическими, экономическими и культурными особенностями разных стран.

За рубежом очень заинтересованно изучают российскую структуру высшего образования. В свою очередь отечественные вузы стремятся перенять опыт западных стран. Возможен ли взаимовыгодный обмен?

Для иллюстрации мотиваций студентов США и России в выборе вуза приводим опубликованные данные Центра социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова

Основными задачами сравнительного российско-американского исследования послужили следующие группы вопросов:

1. Определение мотивов выбора факультета.
2. Оценка степени приложения усилий к получению знаний.
3. Выяснение причин, мешающих студентам учиться.
4. Влияние дополнительного заработка на учебу.
5. Оценка основных требований к будущей работе.
6. Выяснение необходимости помощи факультета, университета в поиске работы.

С российской стороны в опросе принимали участие студенты Московского государственного университета им.. М.В. Ломоносова - МГУ (N = 279), с американской - студенты университета штата Иллинойс - UIUC (N = 34). Были опрошены студенты как естественных, так и гуманитарных факультетов, в возрасте от 17 до 32 лет. Опрос среди российских студентов был произведен в мае, среди американцев - в сентябре 2001 года.

Выбор будущей специальности, как в России, так и в Америке - непростая задача. Здесь важно учитывать не только свои интересы и склонности, но и такие факторы, как возможность найти приемлемую работу после окончания университета, примерный уровень заработка выпускника. Данные проведенного исследования показали, что основными мотивами выбора факультета студентами МГУ и UIUC являются интерес к избранной области знаний и широкая сфера применения профессии. Конечно, следует иметь в виду, что такое положение дел характерно, естественно, не для всех вузов России, тогда как для большинства развитых стран является скорее нормой - ведь от правильного выбора профессии зависит судьба вложенного в обучение финансового и интеллектуального капитала. Возможно, выявленное сходство в выборе факультета между студентами МГУ и UIUC связано с тем, что в последнее время все большее число наших студентов платят за обучение. В целом по университету на платной основе обучается 24% студентов; на некоторых факультетах эта цифра доходит до 80%.

По остальным пунктам вопроса о мотивах выбора профессии мнения российских и американских студентов разделились. Американцы на третье место поставили материальную обеспеченность, которую им принесет получаемая профессия, а россияне - случайные обстоятельства. Так, для наших юношей - это порой единственный законный способ не попасть на войну. В США в последние 20 лет между доходами и продолжительностью обучения - от семи лет (не окончившие школу) до восемнадцати (окончившие университет) - появилась прямая зависимость: дольше учишься - больше получаешь.

Напротив, в ответах российских студентов выявлен некоторый парадокс: выбор факультета и выбор работы по окончании университета не являются жестко связанными. Выбор факультета россиянами осуществляется на основе большого интереса к профессии и минимального интереса к уровню зарплаты в будущем. Выбор работы, как правило, обусловлен практически одинаковым желанием иметь интересную и высокооплачиваемую работу (в России это является, конечно же, трудной задачей). Американцы оказались более последовательны: в обоих случаях интересная работа и большая зарплата стояли рядом.

Выявленное несоответствие выборов российскими студентами можно объяснить несовершенством российской образовательной и экономической политики в вопросах создания и использования научного потенциала страны. Отчасти это связано с переходным характером российской экономики, ошибками при проведении реформ, отчасти - с укоренившимися представлениями о дешевизне и доступности человеческих ресурсов. Как следствие всего этого - противоречие между жизненными и профессиональными планами выпускников и реальными возможностями их осуществления на российском рынке труда.

В России каждый третий студент при выборе факультета сослался на влияние семейной традиции, совет родителей, друзей, учителей. Американцы оказались более самостоятельны -лишь каждый десятый учел в своем выборе совет родителей. Семейная традиция не оказала влияния ни на одного опрошенного американца.

Престиж профессии является мало значимой причиной, влияющей на выбор профессии (6 место). Для сравнения: в 70-80-х годах социальный статус профессии занимал, как правило, первое или второе место. Некогда модные профессии врача и учителя сегодня потеряли свой былой рейтинг. Место престижа в наше время занимает уровень материального дохода. Причем это верно как для Америки, так и для России.
По мнению преподавателей, имеющих опыт работы в США, студенты американских университетов работают не в пример больше наших. Тем не менее результаты исследования показывают, что лишь четверть американцев и пятая часть россиян учатся в полную силу. Различие не столь существенное, как того следовало ожидать. Что же конкретно мешает им учиться?

На первое место россияне и американцы поставили личную неорганизованность и лень: наличие этих качеств в себе отметил каждый второй американец и каждый третий россиянин. Однако что кроется за таким различием - большая дисциплинированность или меньшая самокритичность студентов МГУ - неизвестно. На втором месте у американцев стоит чрезмерный объем учебной нагрузки (от этого страдают двое из пяти опрошенных) - вот эту перегруженность учебным материалом, а не само отношение к учебе, возможно, и имели в виду преподаватели, побывавшие в американских вузах.

Россияне страдают от чрезмерного объема учебной нагрузки меньше - каждый шестой. Однако в МГУ даже преподаватели отмечают переусложнение читаемых курсов; в качестве решения данной проблемы они предлагают исходить из приоритета студенческих интересов (как в США). Раз студенты испытывают трудности при усвоении некоторых предметов, то надо сделать так, чтобы этих трудностей не было: изменить статус плохо организованных курсов с обязательного на спецкурс.

Отметим также, что в США и в России учебная нагрузка складывается из разных составляющих. По мнению большинства российских студентов, в учебном плане много лишних обязательных предметов, а среди хороших и полезных спецкурсов приходится выбирать. В обязательных курсах много теории, сильно отчужденной от реальной жизни и тяжелой для понимания. Это, конечно же, не способствует заинтересованности в изучении предметов. Американцы же максимально загружены тем, что сами хотят изучать, что им интересно и пригодится в будущей профессиональной деятельности. Естественно, усилия, прилагаемые для изучения обязательного или самостоятельно выбранного предмета, несопоставимы. Можно, конечно, долго спорить о том, какие специалисты лучше - узконаправленные или широкого профиля. На мой взгляд, выход из ситуации состоит в том, что теория при всей ее важности должна подаваться в непосредственной связи с возможностями ее практического применения. Каждая теория должна предваряться рассказом о тех задачах, для решения которых она была создана.

Третья по важности причина, мешающая американцам учиться - низкий уровень довузовской подготовки. Ее отметил каждый десятый респондент. Сегодня голоса озабоченности уровнем знаний абитуриентов в США звучат особенно громко. В стремлении достичь социальной справедливости и уменьшить различия в уровнях образования в обществе учителя школ, учебники и экзамены ориентированы не на лучших и даже не на средних, а на отстающих, имеющих более низкие способности, измеряемые в IQ (коэффициент интеллекта). На помощь отстающим школьникам (с низким IQ) расходуется 92% выделяемых средств. Только 0,1% средств выделяется в США на специальное обучение особо одаренных школьников. Вместе с тем не стоит забывать, что здесь хорошо развита поддержка образования талантливых и одаренных общественными фондами.

В России проблемы довузовской подготовки завязаны в основном на финансирование, материальное оснащение школ, содержательное наполнение учебных программ, качество преподавания, а для самих студентов уровень школьных знаний стоит лишь на 5-м месте из 7 предложенных.

Причины тому, возможно, в следующем.

1. Пятую часть абитуриентов, поступающих в МГУ, составляют медалисты. Вместе с тем наличие медали не является гарантией поступления; на первый курс в среднем зачисляется 45% от всех абитуриентов-медалистов.
2. Большинство абитуриентов - выпускники спецшкол, спецклассов с углубленным изучением гуманитарных или физико-математических предметов.
3. Больше половины абитуриентов дополнительно занимались с репетиторами.
4. У 87% студентов один или оба родителя имеют высшее образование.
5. 88% студентов имеют средний и выше уровень материальной обеспеченности семьи. Все это говорит о достаточно хорошей довузовской подготовке студентов МГУ.

Неудачное расписание занятий мешает учиться четверти россиян и лишь 6% американцев. Отсутствие перспектив трудоустройства мешает прочному усвоению знаний каждому десятому студенту МГУ и лишь у 3% студентов штата Иллинойс. Эти цифры подтверждаются и данными других исследований: 91% американских студентов абсолютно уверены в успехах будущей профессиональной деятельности.

Проблему будущего трудоустройства студенты МГУ стремятся решить еще на студенческой скамье: 59% учатся и работают. Из них 32% хотят «приобрести опыт конкретной работы по специальности», 21% - «определиться с будущим местом работы». В то же время 64% работают «для того, чтобы выжить и содержать себя». «Ощутить независимость» хотят 27%. Необходимость подрабатывать является помехой для четверти опрошенных студентов МГУ. Конечно, это не прибавляет желания учиться в полную силу и отнимает время для полноценных занятий.

Обращает на себя внимание степень «нагруженности» некоторых мотивов подработки. Так, мотив выжить и содержать себя более нагружен для студентов UIUC, а приобрести опыт конкретной работы по специальности - для студентов МГУ. Реализовать свои способности в работе хочет треть россиян и лишь 4% американцев.

В России в настоящее время вузы, стремящиеся упрочить свое положение на рынке образовательных услуг, создают службы трудоустройства и развития карьеры своих студентов и выпускников, как это принято во всех уважаемых зарубежных вузах. Однако даже в Москве лишь треть вузов имеют службы помощи поиска работы своим выпускникам. С 1998 года при поддержке ректората работает служба «МГУ Карьера Сервис», помогающая будущим выпускникам найти потенциальных работодателей. В прошлом году 4% опрошенных студентов воспользовались такой помощью в поиске подработки и 27% надеются воспользоваться этой службой или помощью факультета и научного руководителя после окончания университета. Интересно, что среди американских студентов на такую помощь рассчитывают лишь 9% респондентов.

В основном же поиск идет через родственников, друзей и знакомых - 56%. Через объявления, услуги Интернета -36%, путем прямого обращения к работодателю - 15%.

В США ситуация прямо противоположная. С помощью родителей собираются искать работу 3%, через объявления - 39%, прямым обращением к работодателю хотят найти работу 70% опрошенных. Подобная тенденция отмечается и в других развитых странах, например в Англии: 9% - через родственников и знакомых, 41% - по объявлениям, 12% - прямым обращением к работодателю.

В заключение авторы исследования отмечают, что в целом, по основным параметрам ориентации российского студенчества приближаются к тем, которые существуют в развитом западном мире, призывая при этом к изучению опыта других стран, а не к слепому подражанию и копированию.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Как вы относитесь к обязательной вакцинации населения от коронавируса?

Поддерживаю для всех групп граждан
Поддерживаю, но только граждан из групп риска
Не поддерживаю, вакцинация должна быть добровольной
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

.

.


MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.