Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
РАЗДЕЛ III. Научно-методическое обоснование модели
профориентации потенциальных студентов медицинского ВУЗа
Человек – это особое существо, которому свойственна
постоянная свобода принимаемых решений, невзирая на любые жизненные
обстоятельства.
А. Портман
Проведение реформы высшего образования в РФ обусловлено тем, что система
управления образованием характеризуется громоздкостью, многоуровневой
бюрократизацией и нарушением принципов управляемости.
С одной стороны иерархия управления образованием не доведена до логического
завершения на региональном и муниципальном уровнях в части финансирования и
управления всеми видами учебных заведений. С другой стороны, на федеральном
уровне в Министерстве образования РФ сосредоточено финансирование и управление
580 государственными и 334 лицензированными негосударственными вузами, а так же
2584 средними профессиональными учебными заведениями федерального подчинения.
Теория современного менеджмента рекомендует нормы управляемости: на нижнем
уровне - не более 40 объектов. Это приводит к необходимости создания главных
управлений в Министерстве образования и других министерствах РФ, но и они не в
силах эффективно осуществлять не только текущее планирование (1-5 лет), но и
стратегическое управление, тем более профориентационной работой.
Несмотря на проводимую реформу образования, ряд министерств и ведомств России
сохраняют высшие и средние профессиональные учебные заведения. Это затрудняет
проведение единой политики и требует контроля по линии Минобразования РФ за
процедурой лицензирования, аттестации и аккредитации.
Стратегия работы по профессиональной ориентации, как одной из важных частей
реформы образования, является обобщающей моделью действий, необходимых для
достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев
(показателей) и эффективного распределения ресурсов. Стратегическое управление
профессиональной ориентацией предполагает наличие 5 элементов - умений:
смоделировать ситуацию (выявить проблемы); выявить необходимые изменения (идеи
развития); разработать стратегию изменений (базовые стратегии); использовать
различные способы воздействия (методы управления); воплощать стратегию в жизнь
(управление изменениями). Варианты будущего развития профориентационной работы в
ДВФО позволяют разработать стратегию в нескольких вариантах в зависимости от
состояния внешней среды (STEP-анализ) и внутренней среды (SWOT-анализ).
Одним из важнейших звеньев в системе подготовки квалифицированных врачебных
кадров в ДВФО считается организация приема в медицинские вузы региона юношей и
девушек, обладающих определенными качествами. Это в значительной степени зависит
от правильной и своевременной профессиональной ориентации. В медицине, как и в
других отраслях, такие мероприятия должны представлять собой единый планомерный
процесс, ежедневную целенаправленную работу педагогов средних школ, коллективов
медицинских университетов и руководителей лечебно-профилактических учреждений.
Принимая решение о выборе профессии врача далеко не все молодые люди четко
представляют себе особенности врачебной профессии, трудности овладения ею и
качества, которыми должен обладать человек, избравший себе эту трудную для
освоения и сложную специальность. Среди молодежи бытуют неправильные
представления о необходимых знаниях для приобретения медицинских профессий.
Далеко не все студенты медицинских образовательных учреждений успешно проходят
профессиональную адаптацию. Ежегодно наблюдаются досадные случаи, когда
поступившие вынуждены покидать стены университета, будучи не в состоянии вынести
«испытания» профессией.
В последнее время чрезвычайно возросло взаимовлияние национальных систем
высшего образования. Налицо глобализация образования, адаптация учебных планов и
программ к мировым стандартам. Конечно, есть и различия, обусловленные
политическими, экономическими и культурными особенностями разных стран.
За рубежом очень заинтересованно изучают российскую структуру высшего
образования. В свою очередь отечественные вузы стремятся перенять опыт западных
стран. Возможен ли взаимовыгодный обмен?
Для иллюстрации мотиваций студентов США и России в выборе вуза приводим
опубликованные данные Центра социологических исследований МГУ им. М.В.
Ломоносова
Основными задачами сравнительного российско-американского исследования
послужили следующие группы вопросов:
1. Определение мотивов выбора факультета.
2. Оценка степени приложения усилий к получению знаний.
3. Выяснение причин, мешающих студентам учиться.
4. Влияние дополнительного заработка на учебу.
5. Оценка основных требований к будущей работе.
6. Выяснение необходимости помощи факультета, университета в поиске работы.
С российской стороны в опросе принимали участие студенты Московского
государственного университета им.. М.В. Ломоносова - МГУ (N = 279), с
американской - студенты университета штата Иллинойс - UIUC (N = 34). Были
опрошены студенты как естественных, так и гуманитарных факультетов, в возрасте
от 17 до 32 лет. Опрос среди российских студентов был произведен в мае, среди
американцев - в сентябре 2001 года.
Выбор будущей специальности, как в России, так и в Америке - непростая
задача. Здесь важно учитывать не только свои интересы и склонности, но и такие
факторы, как возможность найти приемлемую работу после окончания университета,
примерный уровень заработка выпускника. Данные проведенного исследования
показали, что основными мотивами выбора факультета студентами МГУ и UIUC
являются интерес к избранной области знаний и широкая сфера применения
профессии. Конечно, следует иметь в виду, что такое положение дел характерно,
естественно, не для всех вузов России, тогда как для большинства развитых стран
является скорее нормой - ведь от правильного выбора профессии зависит судьба
вложенного в обучение финансового и интеллектуального капитала. Возможно,
выявленное сходство в выборе факультета между студентами МГУ и UIUC связано с
тем, что в последнее время все большее число наших студентов платят за обучение.
В целом по университету на платной основе обучается 24% студентов; на некоторых
факультетах эта цифра доходит до 80%.
По остальным пунктам вопроса о мотивах выбора профессии мнения российских и
американских студентов разделились. Американцы на третье место поставили
материальную обеспеченность, которую им принесет получаемая профессия, а
россияне - случайные обстоятельства. Так, для наших юношей - это порой
единственный законный способ не попасть на войну. В США в последние 20 лет между
доходами и продолжительностью обучения - от семи лет (не окончившие школу) до
восемнадцати (окончившие университет) - появилась прямая зависимость: дольше
учишься - больше получаешь.
Напротив, в ответах российских студентов выявлен некоторый парадокс: выбор
факультета и выбор работы по окончании университета не являются жестко
связанными. Выбор факультета россиянами осуществляется на основе большого
интереса к профессии и минимального интереса к уровню зарплаты в будущем. Выбор
работы, как правило, обусловлен практически одинаковым желанием иметь интересную
и высокооплачиваемую работу (в России это является, конечно же, трудной
задачей). Американцы оказались более последовательны: в обоих случаях интересная
работа и большая зарплата стояли рядом.
Выявленное несоответствие выборов российскими студентами можно объяснить
несовершенством российской образовательной и экономической политики в вопросах
создания и использования научного потенциала страны. Отчасти это связано с
переходным характером российской экономики, ошибками при проведении реформ,
отчасти - с укоренившимися представлениями о дешевизне и доступности
человеческих ресурсов. Как следствие всего этого - противоречие между жизненными
и профессиональными планами выпускников и реальными возможностями их
осуществления на российском рынке труда.
В России каждый третий студент при выборе факультета сослался на влияние
семейной традиции, совет родителей, друзей, учителей. Американцы оказались более
самостоятельны -лишь каждый десятый учел в своем выборе совет родителей.
Семейная традиция не оказала влияния ни на одного опрошенного американца.
Престиж профессии является мало значимой причиной, влияющей на выбор
профессии (6 место). Для сравнения: в 70-80-х годах социальный статус профессии
занимал, как правило, первое или второе место. Некогда модные профессии врача и
учителя сегодня потеряли свой былой рейтинг. Место престижа в наше время
занимает уровень материального дохода. Причем это верно как для Америки, так и
для России.
По мнению преподавателей, имеющих опыт работы в США, студенты американских
университетов работают не в пример больше наших. Тем не менее результаты
исследования показывают, что лишь четверть американцев и пятая часть россиян
учатся в полную силу. Различие не столь существенное, как того следовало
ожидать. Что же конкретно мешает им учиться?
На первое место россияне и американцы поставили личную неорганизованность и
лень: наличие этих качеств в себе отметил каждый второй американец и каждый
третий россиянин. Однако что кроется за таким различием - большая
дисциплинированность или меньшая самокритичность студентов МГУ - неизвестно. На
втором месте у американцев стоит чрезмерный объем учебной нагрузки (от этого
страдают двое из пяти опрошенных) - вот эту перегруженность учебным материалом,
а не само отношение к учебе, возможно, и имели в виду преподаватели, побывавшие
в американских вузах.
Россияне страдают от чрезмерного объема учебной нагрузки меньше - каждый
шестой. Однако в МГУ даже преподаватели отмечают переусложнение читаемых курсов;
в качестве решения данной проблемы они предлагают исходить из приоритета
студенческих интересов (как в США). Раз студенты испытывают трудности при
усвоении некоторых предметов, то надо сделать так, чтобы этих трудностей не
было: изменить статус плохо организованных курсов с обязательного на спецкурс.
Отметим также, что в США и в России учебная нагрузка складывается из разных
составляющих. По мнению большинства российских студентов, в учебном плане много
лишних обязательных предметов, а среди хороших и полезных спецкурсов приходится
выбирать. В обязательных курсах много теории, сильно отчужденной от реальной
жизни и тяжелой для понимания. Это, конечно же, не способствует
заинтересованности в изучении предметов. Американцы же максимально загружены
тем, что сами хотят изучать, что им интересно и пригодится в будущей
профессиональной деятельности. Естественно, усилия, прилагаемые для изучения
обязательного или самостоятельно выбранного предмета, несопоставимы. Можно,
конечно, долго спорить о том, какие специалисты лучше - узконаправленные или
широкого профиля. На мой взгляд, выход из ситуации состоит в том, что теория при
всей ее важности должна подаваться в непосредственной связи с возможностями ее
практического применения. Каждая теория должна предваряться рассказом о тех
задачах, для решения которых она была создана.
Третья по важности причина, мешающая американцам учиться - низкий уровень
довузовской подготовки. Ее отметил каждый десятый респондент. Сегодня голоса
озабоченности уровнем знаний абитуриентов в США звучат особенно громко. В
стремлении достичь социальной справедливости и уменьшить различия в уровнях
образования в обществе учителя школ, учебники и экзамены ориентированы не на
лучших и даже не на средних, а на отстающих, имеющих более низкие способности,
измеряемые в IQ (коэффициент интеллекта). На помощь отстающим школьникам (с
низким IQ) расходуется 92% выделяемых средств. Только 0,1% средств выделяется в
США на специальное обучение особо одаренных школьников. Вместе с тем не стоит
забывать, что здесь хорошо развита поддержка образования талантливых и одаренных
общественными фондами.
В России проблемы довузовской подготовки завязаны в основном на
финансирование, материальное оснащение школ, содержательное наполнение учебных
программ, качество преподавания, а для самих студентов уровень школьных знаний
стоит лишь на 5-м месте из 7 предложенных.
Причины тому, возможно, в следующем.
1. Пятую часть абитуриентов, поступающих в МГУ, составляют медалисты. Вместе
с тем наличие медали не является гарантией поступления; на первый курс в среднем
зачисляется 45% от всех абитуриентов-медалистов.
2. Большинство абитуриентов - выпускники спецшкол, спецклассов с углубленным
изучением гуманитарных или физико-математических предметов.
3. Больше половины абитуриентов дополнительно занимались с репетиторами.
4. У 87% студентов один или оба родителя имеют высшее образование.
5. 88% студентов имеют средний и выше уровень материальной обеспеченности семьи.
Все это говорит о достаточно хорошей довузовской подготовке студентов МГУ.
Неудачное расписание занятий мешает учиться четверти россиян и лишь 6%
американцев. Отсутствие перспектив трудоустройства мешает прочному усвоению
знаний каждому десятому студенту МГУ и лишь у 3% студентов штата Иллинойс. Эти
цифры подтверждаются и данными других исследований: 91% американских студентов
абсолютно уверены в успехах будущей профессиональной деятельности.
Проблему будущего трудоустройства студенты МГУ стремятся решить еще на
студенческой скамье: 59% учатся и работают. Из них 32% хотят «приобрести опыт
конкретной работы по специальности», 21% - «определиться с будущим местом
работы». В то же время 64% работают «для того, чтобы выжить и содержать себя».
«Ощутить независимость» хотят 27%. Необходимость подрабатывать является помехой
для четверти опрошенных студентов МГУ. Конечно, это не прибавляет желания
учиться в полную силу и отнимает время для полноценных занятий.
Обращает на себя внимание степень «нагруженности» некоторых мотивов
подработки. Так, мотив выжить и содержать себя более нагружен для студентов UIUC,
а приобрести опыт конкретной работы по специальности - для студентов МГУ.
Реализовать свои способности в работе хочет треть россиян и лишь 4% американцев.
В России в настоящее время вузы, стремящиеся упрочить свое положение на рынке
образовательных услуг, создают службы трудоустройства и развития карьеры своих
студентов и выпускников, как это принято во всех уважаемых зарубежных вузах.
Однако даже в Москве лишь треть вузов имеют службы помощи поиска работы своим
выпускникам. С 1998 года при поддержке ректората работает служба «МГУ Карьера
Сервис», помогающая будущим выпускникам найти потенциальных работодателей. В
прошлом году 4% опрошенных студентов воспользовались такой помощью в поиске
подработки и 27% надеются воспользоваться этой службой или помощью факультета и
научного руководителя после окончания университета. Интересно, что среди
американских студентов на такую помощь рассчитывают лишь 9% респондентов.
В основном же поиск идет через родственников, друзей и знакомых - 56%. Через
объявления, услуги Интернета -36%, путем прямого обращения к работодателю - 15%.
В США ситуация прямо противоположная. С помощью родителей собираются искать
работу 3%, через объявления - 39%, прямым обращением к работодателю хотят найти
работу 70% опрошенных. Подобная тенденция отмечается и в других развитых
странах, например в Англии: 9% - через родственников и знакомых, 41% - по
объявлениям, 12% - прямым обращением к работодателю.
В заключение авторы исследования отмечают, что в целом, по основным
параметрам ориентации российского студенчества приближаются к тем, которые
существуют в развитом западном мире, призывая при этом к изучению опыта других
стран, а не к слепому подражанию и копированию.