Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 3.1. На пути к выбору профессии врача

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Профессиональная ориентация в подготовке врачей / 3.1. На пути к выбору профессии врача
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 2854; прочтений - 24734
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

3.1. На пути к выбору профессии врача

Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. У школьников оно реализуется в несколько этапов, которым соответствуют определенные задачи (табл. 24) (Симоненко В.Д. с соавт., 1995).

Таблица 24. Этапы и задачи профессионального самоопределения школьника

Этап Задачи
1 – 4 классы Развитие трудолюбия и интереса к выбору профессии; ознакомление с наиболее доступными профессиями
5 – 7 классы Формирование потребности в профессиональном самоопределении, развитие интересов и склонностей
8 – 9 классы Формирование профессионального самосознания, осознанного намерения и пути продолжения образования
10 – 11 классы Развитие убежденности в адекватности сделанного выбора профессии; подготовка к реализации профессиональных намерений

Оно включает в себя практическую, психологическую и нравственную подготовку к профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение является лишь начальным этапом профессионального развития личности. Такое развитие, кроме профсамоопределения, включает также профподготовку, профадаптацию, развитие профмастерства (рис. 20).

Этапы профессионального развития личности

Рис. 20. Этапы профессионального развития личности

Существуют три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия:

” желания, интересы и склонности личности, т.е. то, что можно обозначить термином «Хочу»;

” возможности личности – знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья – «Могу»;

” запросы рынка труда в кадрах – «Надо».

Следовательно, для того чтобы правильно выбрать себе профессию, школьнику необходимо сориентироваться в трех вещах:

  • во-первых, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности, т.е. условно это можно назвать «Я хочу»;
  • во-вторых, оценить свои профессионально важные качества: здоровье, способности, которые определяют профессиональную пригодность и возможности, то, что условно можно назвать «Я могу»;
  • в-третьих, наконец узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям наиболее востребованы специалисты, т.е. что сегодня «Надо» обществу.

Ответственность за правильный выбор профессии лежит на самом человеке. Только в том случае, если человек сумеет совместить свое «хочу», «могу» и «надо», его профессиональный выбор будет удачным, и отдача от такого человека в процессе профессиональной деятельности будет, как показали исследования, все 100%.

Если же нет интереса к профессии, то полезная отдача от такого человека - 85%, а если нет интереса и способностей, а только отдельные умения и навыки, то лишь 30%.

Иными словами, задача для человека заключается в том, чтобы найти себе профессию, которая интересна и привлекательна для него, соответствует способностям и пользуется спросом на рынке труда. И тогда его выбор будет удачным.

Последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Смена профессий, неудовлетворенность работой часто оказываются следствием ошибок, совершаемых человеком еще при выборе своего профессионального пути. Отказ от нелюбимой работы ставит человека перед выбором новой профессии. А ошибка, совершенная во второй раз, порождает у человека неверие в свои силы и возможности.

Е.Е. Смирнова (2003) считает, что к неправильному выбору профессии может привести множество причин, и поэтому все ошибки, допускаемые человеком, разделяет на три группы:

  • незнание мира профессий;
  • незнание самого себя;
  • незнание правил выбора профессии.
  • Первая причина - незнание мира профессий заключается в слабой информированности многих школьников о мире профессий, неверных представлениях о характере и условиях труда в конкретной профессии, предубеждениях в отношении престижности профессии. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными (незнание требований профессии к человеку, превратные представления об условиях работы, оплате труда и т. д.). Каждый должен быть хорошо осведомлен о том, какие профессии существуют в обществе, какие требования они предъявляют к способностям человека.

    В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что одни виды деятельности воспринимаются как престижные, в то время как некоторые другие воспринимаются как «непрестижные». Список этих профессий может меняться в течение одного или нескольких поколений. Однако, понятие престижа, как и явление моды, приходит и уходит.

    Вторая причина - искаженное представление человека о своих собственных возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков, незнание личностных особенностей).

    Большая ошибка при выборе профессии - не знать хорошо, на что ты способен. Выбирая профессию, надо уметь объективно оценить свои способности (не завышать и не занижать их), свои реальные возможности в отношении здоровья. Часто ошибки допускаются человеком из-за переоценки своего здоровья.

    Не каждый человек безразличен равно ко всем профессиям. Чаще всего привлекательны те профессии, которые соответствуют складу характера человека, личностным особенностям. Однако в процессе такого выбора некоторые люди могут допустить ошибку; так в профессию попадают случайные люди, не соответствующие по своему характеру требованиям профессии. И по сравнению с другими психологически пригодными людьми именно в данных профессиях они начинают испытывать трудности уже в ходе обучения, а впоследствии будут достигать и меньших успехов, и получать от профессии гораздо меньшее удовлетворение, так как профессия перестает им нравиться. Поэтому обязательно надо учитывать свои личностные особенности при выборе будущей работы.

    Третья причина - незнание правил выбора профессии заключается в том, что иногда интерес к учебному предмету автоматически переносится и на профиль выбранной профессии, однако не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбранной профессиональной деятельности.

    Бывает, что профессию выбирают «за компанию». Хорошо это или плохо? Если у человека с его друзьями совпадают интересы, склонности и способности, то тогда это хорошо. Но если подросток разбрасывается, впоследствии, скорее всего, его ждет разочарование, и он будет вынужден поменять свою профессию либо будет всю жизнь мучиться и заниматься нелюбимым делом.

    Нередко бывает, что интерес к профессии формируется под влиянием телевидения, книг, кинофильмов или знакомства с человеком, которому хочется подражать.

    Еще одна ошибка в процессе выбора будущей работы связана с желанием родителей дать своему ребенку профессию, о которой мечтали сами, или продлить династию без учета его способностей и склонностей. Поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих взрослых о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления у молодежи.

    Всех этих ошибок можно избежать, если реально представлять свои возможности, знать свои личностные особенности, уровень подготовленности, интересы и склонности.

    Резюмируя, наиболее частыми и типичными ошибками, возникающими при выборе профессии являются (Климов Е.А., 1996):

    1. Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование;

    2. Предрассудки чести, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными;

    3. Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей;

    4. Перенос отношения к представителю профессии на саму профессию;

    5.Увлечение только внешней или какой-то частной стороной профессии;

    6. Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией;

    7. Устарелые представления о характере труда (например, материального);

    8. Неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, подготовленности);

    9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;

    10. Незнание основных мероприятий и порядка решения задач при выборе профессии.

    Рекомендуют следующие правила выбора профессии:

    1. Изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где проживает человек, выбирающий профессию.

    2. Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).

    3. Выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.

    4. Подробно изучить выбранную профессию: ознакомится с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание и условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.

    5. Реализовать возможность практической апробации своих сил в выбранной профессии (профессиональное обучение в учебно-производственном комбинате (УПК), работа в больнице в качестве младшего медицинского персонала, занятия в кружках по интересами т.п.).

    6. Сравнить полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами,
    психологом, получить квалифицированную профконсультацию.

    7. При наличии необходимого уровня соответствия своих профвозможностей требованиям выбранной профессии в специализированном классе (профильном) школы получить первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профсамоопределению.

    8. При отсутствии указанного соответствия изучить запасной вариант профессионального выбора.

    9. Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве.

    Что нужно знать школьнику о профессии?

    Профессия - это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода.

    Но профессия определяет и положение человека в обществе, характеризует его рядом социальных признаков. Как и этническая, религиозная, семейная принадлежность, принадлежность к какой-либо профессии - один из ярких признаков человека. Профессиональная принадлежность - одна из важнейших социальных ролей человека, так как выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, среду обитания.

    Поэтому можно сказать, что профессия - это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей.

    Внутри каждой конкретной профессии может происходить также разделение труда в зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие, как специальность.

    Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии.

    Например, профессия врач. Специальности - хирургия, терапия, акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология и т.д.

    Внутри одной специальности может быть еще более узкая специализация. Например, специальность - хирургия, специализация - нейрохирургия, кардиохирургия, пластическая хирургия и др.

    Помимо профессии и специальности, каждый человек может занимать какую-то определенную должность на своей работе.

    Должность - это служебная обязанность в учреждении или предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.

    Например, заведующий отделением (главный врач) может быть человек любой специальности: терапевт или хирург. При одной и той же профессии на одном предприятии (учреждении) человек может занимать одну должность, а при переходе на другое предприятие - другую должность.

    Любую профессию можно подробно описать с помощью большого количества признаков, которые обобщены в пять категорий:

  • технологические,
  • экономические,
  • педагогические,
  • медицинские,
  • психологические.
  • Что же включают в себя эти характеристики?

    Технологические характеристики профессии включают в себя описание:

    предмета труда, т. е. на что направления трудовая деятельность человека (другие люди, техника, информация, искусство или природа);

    целей труда, с помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность (ручные, механизированные и автоматизированные);

    трудовых операций в ходе деятельности (физические, умственные и социальные);

    рабочего места специалиста и др.

    Экономические характеристики описывают:

    • в каких отраслях используется данная профессия (в промышленности, образовании, здравоохранении, науке, бытовом обслуживании и т.д.);
    • каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней;
    • каков преимущественный характер оплаты труда: сдельный или повременной;
    • в каких пределах изменяется заработная плата среди представителей данной профессии.

    Педагогические характеристики определяют:

  • какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования;
  • какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии;
  • какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности.
  • Медицинские характеристики профессии определяют:

  • какой уровень здоровья требуется для данной профессии;
  • какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии;
  • какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии (вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми).
  • Психологические характеристики профессии содержат информацию о том:

    • какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека (к его органам чувств: зрительному, слуховому, осязательному восприятию;
    • к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, ловкости; к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пространственному воображению, логическим рассуждениям;
    • к чертам характера: общительности, самостоятельности и т. д.).

    Разобраться в особенностях профессий и проанализировать их помогает наука профессиография, которая описывает профессии в виде профессиограмм.

    Профессиограмма - это характеристика профессии с подробным описанием ее особенностей, содержания и характера процесса труда, требованиями к уровню квалификации, состоянию здоровья и психологическим особенностям человека.

    Она включает в себя общие сведения о профессии, характеристику процесса труда, санитарно-гигиенические условия труда, психологические требования профессии к человеку и пути получения данной профессии. Примеры профессиограмм медицинских специальностей представлены в приложении.

    Другое условие успешности профессиональной деятельности человека - его личностные особенности: направленность личности, особенности эмоционально-волевой сферы человека, темперамент и т.д.

    Каждая профессия предъявляет к человеку свои требования. Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности этого человека.

    Профессиональная пригодность - это степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии, отношение уровня развития профессионально важного качества к уровню требований профессии по отношению к этому качеству. Чем выше степень развития профессионально важного качества и ниже степень требований профессии к нему, тем выше профессиональная пригодность.

    Разные профессии предъявляют различные требования к человеку - одни к типологическим и психофизиологическим его особенностям, другие к психическим процессам, третьи к чертам личности. Таким образом, каждая профессия «адресует» требования к разным структурам личности человека.

    Какие же это требования, какие качества и возможности человека обусловливают его пригодность к избранной профессии?

    • во-первых, профессия может предъявлять требования к здоровью человека;
    • во-вторых, к наличию определенных знаний и умений, навыков, что составляет профессиональную квалификацию;
    • в-третьих, к психическим качествам, свойствам человека (склонности, способности человека).

    Любой человек пригоден к какой-либо профессии, если он обладает профессионально важными качествами, которые являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий.

    Профессионально важные качества (ПВК) - индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессией и профессиональной деятельности.

    Есть качества человека, обусловливающие профессиональную успешность в каком-то конкретном типе профессий, а есть качества, от которых зависит успешность в любой профессиональной деятельности, то есть профессионально важные качества могут быть неспецифическими и специфическими.

    Неспецифические ПВК - это качества человека, необходимые для овладения любой профессией. Это такие качества человека, которые обеспечивают его возможность и готовность к трудовой деятельности и успех в любой профессии. Без них, какую бы профессию человек ни выбрал, выполнить профессиональные обязанности будет невозможно. Например, определенный уровень физической и умственной работоспособности, нормальный уровень интеллектуальной активности, добросовестное отношение к работе, желание трудиться.

    Именно эти качества - работоспособность, интеллектуальная активность, ответственное отношение к своей работе, своим обязанностям и обеспечат успех в любой профессии.

    Специфические ПВК - это такие психологические качества человека, которыми должен обладать человек для овладения определенной профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии. Специфические профессионально важные качества являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий, конечно, при условии наличия у человека желания трудиться в этой области.

    Например, эмоциональное состояние. Любая профессия предъявляет к эмоциональной сфере человека определенные требования. Профессии, связанные с постоянными контактами с людьми (врач, учитель и т.д.), требуют от человека самоконтроля эмоциональных состояний. Со времен Гиппократа известно, что врач лечит в первую очередь не болезнь, а самого человека. Во многом успех лечения человека зависит от его умения управлять собственным эмоциональным состоянием.

    Эмоциональные состояния выполняют роль регуляторов человеческого поведения и общения. Профессии с повышенной ответственностью (хирург, врач скорой помощи, спасатель), в которых человеку приходится работать в стрессовой, экстремальной обстановке, требуют большей эмоциональной устойчивости.

    Так, профессионально важными качествами врача являются высокая ответственность, отсутствие конфликтного поведения, терпимость, эмпатия, умение устанавливать контакт с пациентами, низкий уровень тревожности, собранность, умение сосредоточиться и принимать решения, быстро и адекватно ориентироваться в сложных ситуациях (Сторожаков Г.И. с соавт., 2002).

    Профессиональная пригодность специалиста - результат длительного процесса формирования его личности. Для формирования профессионально важных свойств личности, определяющих его профпригодность, необходим целый комплекс качеств личности. Вот главные из них:

    • устойчивая профессиональная направленность (мотив как выражение потребности, желаний и интересов человека к своей профессии, подтверждающихся постоянным стремлением к самосовершенствованию);
    • глубокие общетеоретические знания, навыки и умения;
    • адекватный уровень развития профессионально важных психических процессов, обеспечивающих успешность профессионального обучения и деятельности;
    • эмоциональная устойчивость, то есть способность к сохранению высокоэффективной деятельности в условиях дефицита времени и информации, воздействия экстремальных факторов обстановки;
    • уровень здоровья, включая степень развития физических качеств (Ростунов А.Т., 1984).

    Проявляется профессиональная пригодность в том, что специалист способен успешно освоить комплекс знаний, навыков и умений, творчески выполнять должностные функции, проявляя при этом самостоятельность, смелость и инициативу, испытывая чувство морального удовлетворения не только от результатов, но и от самого процесса деятельности.

    О профессиональной непригодности человека к определенному труду можно говорить лишь тогда, когда у него есть отклонения в состоянии здоровья, которые могут мешать профессиональной деятельности или будут углубляться в процессе работы. Негативное влияние на профессиональную деятельность врача оказывают – высокий уровень агрессивности и враждебности, плохая адаптация, депрессивные реакции, рассеянность внимания, неровность контактов с людьми, неуверенность в себе, склонность к раздражительности, высокая конфликтность, склонность к асоциальному поведению (Сторожаков Г.И. с соавт., 2002).

    Требования, предъявляемые профессией, могут различаться по степени «жесткости». Среди профессионально важных качеств выделяют качества профессионально желательные, профессионально необходимые и профессионально недопустимые, которые и отражают степень жесткости требований.

    Профессионально желательные качества - это те качества, которые желательны для любого профессионала: хорошо, чтобы они у него были, но наличие их необязательно. Эти качества присущи любому профессионалу. Без профессионально необходимых качеств профессионал не может состояться, а наличие некоторых других качеств иногда просто недопустимо.

    Например, для профессии врача-педиатра профессионально необходимыми качествами являются: тактичность, доброжелательность, отзывчивость, доброта, терпение, умение ладить с людьми, сострадать. Профессионально недопустимыми - грубость, замкнутость, самоуверенность, а профессионально нежелательными - сдержанность в общении, легкая приспособляемость к людям.

    Каждая медицинская специальность имеет свою особенность и поэтому среди требований, предъявляемых к личности специалиста, есть не только общие, но и существенно отличающиеся. Изучение этих особенностей и актуализация результатов исследований, выявление степени рассогласования между требованиями прогнозируемой деятельности и содержанием профессиональной подготовки - задача высших учебных заведений.




    [ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

     Поиск по медицинской библиотеке

    Поиск
      

    Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



    Реклама

    Мнение МедРунета
    Чем вы руководствуетесь в выборе медицинского учреждения?

    Советами родных и знакомых
    Отзывами на специализированных сайтах
    Собственным опытом
    Информацией, представленной на сайте учреждения
    Рекламой
    Другими причинами



    Результаты | Все опросы

    Рассылки Medlinks.ru

    Новости сервера
    Мнение МедРунета


    Социальные сети

    Реклама


    Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





    MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
    При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.