Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
3.2. Формы и методы профориентационной работы с молодежью
Методы и средства воздействия на формирование профессиональных интересов,
психологической готовности молодежи к медицинскому труду разнообразны и
многочисленны. Они имеют определенные особенности в отличие от методик в других
областях знаний. Формы и методы профориентационной работы обычно выбираются в
соответствии с местными условиями - территориальным размещением медицинских
учебных заведений, лечебно – профилактических учреждений, общеобразовательных
школ и т. д.
Изучение данного вопроса в общеобразовательных средних школах основывается на
изучении профильных предметов, таких как анатомия и физиология человека,
биология. Преподаватели используют форму беседы, рассказа, демонстрации
научно-популярных кинофильмов на медицинские темы. Учащиеся читают
дополнительную литературу по предмету (например, о достижениях науки и
практики), готовят соответствующие рефераты. Однако эта деятельность часто носит
ограниченный характер, осуществляется поверхностно и не систематически.
Объясняется такое положение загруженностью учебной программы, недостаточностью
специальных знаний, отсутствием необходимых учебных пособий.
Более значительное место занимает внеклассная и внешкольная работа по
профориентации, например, изучение вопросов оказания первой медицинской помощи.
Многие школы проводят в течение года экскурсии в медицинские вузы, организуют
разнообразные встречи старшеклассников с представителями различных медицинских
профессий. Такие формы внеклассной работы, безусловно, дают недостаточную
информацию о медицинских профессиях и носят в целом агитационный характер.
В последние годы в общеобразовательных учреждениях различного типа создаются
профильные классы, ориентированные на поступление в медицинский вуз
(медицинские, медико-биологические и химико-биологические), в которых
старшеклассники получают подготовку по специальности «младшая медицинская
сестра». Однако эта форма работы, очень важная для практического
здравоохранения, не получила пока необходимого распространения и проводится
зачастую формально, без должной организации кадрового, материального и
финансового обеспечения. Хотя при определенных условиях отбора и обучения
школьников этот путь формирования готовности к медицинскому труду является
достаточно эффективным.
Во всех медицинских вуза проводится день открытых дверей. Перед собравшимися
выступают представители организуются экскурсии. Такая форма работы носит в
основном агитационный характер.
Велика роль средств массовой информации (кино, радио, телевидение,
художественная литература) в формировании профессиональных интересов юношей и
девушек, в ознакомлении их с содержанием и характером профессий.
Таким образом, форма и методы профессиональной ориентации, используемые в
медицине, можно разделить на активные (способы общественного воздействия) и
пассивные (влияние родителей, родственников, друзей, случайные факторы).
Основные группы методов профориентации, составленные в соответствии с
выделенными основными целями профориентационной помощи.
Информационно-справочные, просветительские методы:
- профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что
традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются школьниками, поэтому важно
искать более компактные и понятные формы описания профессий);
- справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
- информационно - поисковые системы - ИПС (для оптимизации поиска профессий,
учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты ИПС (например, карточные,
бланковые), компьтеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);
- профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности
и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);
- экскурсии школьников в лечебно – профилактические учреждения и учебные
заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных
ведущих и экскурсоводов);
- встречи школьников со специалистами по различным медицинским специальностям
(при УСЛОВИИ специального отбора и подготовки таких специалистов по профессии);
- познавательные и просветительские лекции о путях решения (проблем
самоопределения);
- профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как
отдельные «мероприятия»);
- учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для РФ,
так как показывать почти нечего);
- использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно
эффективным, но при обязательном учете их специфики;
- различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою
эффективность в профориентационной помощи выпускникам школ.
Методы профессиональной психодиагностики (в идеале – помощь в самопознании):
- беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
- открытые беседы-интервью;
- опросники профессиональной мотивации;
- опросники профессиональных способностей (требуется очень избирательное их
использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации
результатов;
- «личностные» опросники (требуется особая подготовка профконсультанта для их
использования);
- проективные личностные тесты (требуется особая подготовка профконсультанта для
их использования);
- метод наблюдения (при условии владения этим методом, т. е. выделения четкого
объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов,
способов интерпретации результатов и др.);
сбор косвенной информации о подростке от родителей и товарищей, от педагогов и
других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого
опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей
интересующего профконсультанта человека в положение «стукачей» и доносчиков);
- психофизиологические обследования;
- «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе;
- использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются
различные аспекты профессиональной деятельности, что позволяет строить прогнозы
относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
- исследование и наблюдение за подростков непосредственно в трудовой
деятельности;
- использование различных тренажеров, где отрабатываются не только трудовые
навыки, но и изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые
профессиональные действия.
Методы морально-эмоциональной поддержки:
- группы общения;
- тренинги общения (для освоения коммуникативных навыков поведения при различных
контактах);
- различные положительные (успешные) примеры самоопределения;
- «праздники ….. труда», повышающие престиж конкретных профессий;