Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 3.3. Качество подготовки специалистов медицинского профиля

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Профессиональная ориентация в подготовке врачей / 3.3. Качество подготовки специалистов медицинского профиля
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 976; прочтений - 5670
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

3.3. Качество подготовки специалистов медицинского профиля

Идеология высшего медицинского образования в России, которая основана на создании единого образовательного пространства, послужила внедрению унифицированных требований к выпускнику. В итоге, были введены государственные образовательные стандарты, государственная междисциплинарная аттестация, сертификация специалистов. Подготовка специалиста по единым стандартам не предполагает жесткость в выполнении разделов (дисциплин) и часов, она обеспечивает условия для формирования личности с профессионально ориентированным типом мышления за счет введения достаточного количества предметов по интересам и наклонностям (элективы).

При всем многообразии позиций в определении государственного образовательного стандарта, его функций и содержания, в нем можно выделить общую часть. Образовательный стандарт, отражая цели функционирования и развития образовательной системы, представляет собой совокупность государственных норм - требований к уровню подготовленности выпускника медицинского вуза, к самой образовательной системе.
Анализируя государственный образовательный стандарт высшего медицинского образования, можно отметить, что максимальные изменения претерпел цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Во многом это связано со сменой культурной парадигмы, с утверждением гуманистических идеалов. Некоторые дисциплины, такие как педагогика и психология, были вообще введены впервые.

В государственном образовательном стандарте высшего медицинского образования указаны профессионально - деятельностные требования к уровню знаний, умениям и навыкам выпускника вуза. Эти требования определяют интегральную модель специалиста медицинского профиля. Однако, врачебная деятельность характеризуется большим разнообразием, и требования к врачам-специалистам разного профиля должны быть разные.

Другим принципиально новым решением в области совершенствования технологий высшего профессионального образования явилось создание междисциплинарной модели специалиста с высшим образованием. Требования к профессиональной пригодности врача-специалиста до настоящего времени не нашли отражения в государственном образовательном стандарте, так как разработка модели врача-специалиста находится в начальной стадии изучения и обоснования.

В медицинском вузе традиционно не учитывается, как при поступлении, так и в процессе обучения, психологический статус обучающейся молодежи. Многих студентов приводят в вуз самые различные факторы: семейная традиция, совет родственников, знакомых и авторитетных лиц, хорошее знание профилирующих предметов. Однако ни один из них не может гарантировать ни успешного усвоения учебной программы, ни качественной работы по специальности.

В конечном итоге основными условиями превращения абитуриента во врача является лишь определенный образовательный уровень и в меньшей степени желание стать специалистом. Однако, от специалиста медицинского профиля требуется четкий самоконтроль, готовность помочь, соблюдение значительного количества правил в любое время суток, в любых социальных условиях и в любом эмоциональном состоянии. В частности, немногие люди способны к постоянному соблюдению норм деонтологии и работе в условиях огромного риска и колоссальной ответственности.

Традиционно принято считать, что возможно обучить студента всему этому. Такая точка зрения в корне неверна, психологическая структура человека к юношескому возрасту уже в основном сформирована и для ее изменения требуется время и значительные воздействия. В итоге многие выпускники вузов оказываются психологически неподготовлены к практической деятельности. Это приводит к тяжелым последствиям как для пациентов (грубые ошибки в диагностике и лечении), так и для врача (лишение квалификации, потеря авторитета, нервные срывы, психосоматические заболевания). Всего этого можно избежать при условии тщательного психологического отбора как при поступлении в медицинский вуз, так и на всех этапах обучения. К сожалению, и в этой сфере не разработано достаточно убедительных методик, позволяющих прогнозировать успешность деятельности врача.

Решение проблемы повышения качества и эффективности врачебной деятельности в первую очередь требует тщательного анализе и описания конкретного содержания врачебного труда. В настоящее время в литературе существует много подходов к описанию профессии, содержания труда специалиста. Наибольшее распространение получила модель специалиста.

Модель врача остается наименее разработанной по сравнению с таковой других специалистов. Это можно объяснить тем, что слишком многообразны и еще недостаточно определены объекты врачебной деятельности, все еще нет описания рабочих мест по основным медицинским специальностям, не сформулированы проблемные ситуации и задачи для решения специалистами на различных рабочих местах, не сгруппированы основные типы врачебных ошибок и т.д. (Анисимов В.Е. с соавт., 1981).

Однако существует несколько вариантов теоретического подхода к созданию модели врача. Они чаще касаются узких специалистов: так, разработана модель врача-стоматолога.

Основные подходы и цели создания моделей врача-специалиста

Таблица 25. Основные подходы и цели создания моделей врача-специалиста

одель деятельности (МД) Рассматривается деятельность специалиста в реальных или смоделированных условиях Первая группа целей направлена на сферу учебного заведения и определяется необходимостью получения информации для разработки и внедрения учебно - воспитательных мероприятий, обеспечивающих соответствие вузовской подготовки требованиям, предъявляемых к специалисту.
Вторая группа целей направлена на область применения специалиста и предусматривает решение прикладных задач.

Модель имеет следующую структуру: диагностика стоматологических заболеваний; лечение стоматологических заболеваний, в том числе оказание неотложной помощи; профилактика стоматологических заболеваний; общественные и организационные функции врача-стоматолога (Шляпников В.Н. с соавт., 1983).

Существует точка зрения, что в основе модели специалиста должна лежать его деятельность (Смирнова Е.Е., 1977). Поскольку это модель человека, в ней должны быть отражены аспекты личности и условия ее деятельности. Исходя из этого, структура модели специалиста может быть составлена из двух частей: модель личности специалиста и модель его деятельности. Модель личности специалиста - это описание его социально-психологических, а также профессиональных свойств (знаний, умений и установок), необходимых для работы. Модель деятельности - это описание свойств профессии, то есть профессиональных задач, условий труда и других параметров, которые характеризуют деятельность.

Под моделью врача следует понимать условное представление структуры и содержания профессиональных, психофизических и моральных свойств личности специалиста, отвечающих современным запросам общества, принципам сложившейся структуры отрасли здравоохранения и требованиям передовой медицинской науки (Анисимов В. Е. с соавт., 1981).

Основные подходы и цели создания моделей врача-специалиста в области здравоохранения можно представить в следующем виде (табл. 25).
Если весь процесс подготовки и профессиональной деятельности врача разбить на этапы, то их можно расположить следующим образом: профориентация, профотбор, профобучение, профадаптация, профготовность, профдеятельность и профмобильность. Теоретически их можно в виде функциональной направленности моделей на протяжении всего периода подготовки специалиста (табл. 26).

Функциональная направленность моделей на этапы подготовки и профессиональной деятельности специалистов отрасли здравоохранения

Таблица 26. Функциональная направленность моделей на этапы подготовки и профессиональной деятельности специалистов отрасли здравоохранения

Модель специалиста должна быть динамичной. Она требует периодического корректирования с учетом развития отдельных и связанных с ними областей знаний, с тем чтобы более точно отражать требования соответствующих отраслей производства. Модель врача должна позволить ограничить и контролировать характер и уровень требований различных кафедр к работе студентов, выявить дефицит или избыточность учебной информации по различным дисциплинам.

Разработка модели специалиста на основе модели его деятельности позволит шире посмотреть на проблемы подготовки и использования специалистов в отрасли здравоохранения.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Ваше отношение к совмещению работы с учебой студентами медицинского ВУЗа дневного отделения

Совмещение неприемлемо, работа мешает учебе
Совмещение возможно, если работа связана с медициной
Совмещение возможно, если требуют материальные обстоятельства
Совмещение желательно, т.к. работа способствует профессиональному становлению



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2017. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.