Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 3.3. Качество подготовки специалистов медицинского профиля

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Профессиональная ориентация в подготовке врачей / 3.3. Качество подготовки специалистов медицинского профиля
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 976; прочтений - 5603
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

3.3. Качество подготовки специалистов медицинского профиля

Идеология высшего медицинского образования в России, которая основана на создании единого образовательного пространства, послужила внедрению унифицированных требований к выпускнику. В итоге, были введены государственные образовательные стандарты, государственная междисциплинарная аттестация, сертификация специалистов. Подготовка специалиста по единым стандартам не предполагает жесткость в выполнении разделов (дисциплин) и часов, она обеспечивает условия для формирования личности с профессионально ориентированным типом мышления за счет введения достаточного количества предметов по интересам и наклонностям (элективы).

При всем многообразии позиций в определении государственного образовательного стандарта, его функций и содержания, в нем можно выделить общую часть. Образовательный стандарт, отражая цели функционирования и развития образовательной системы, представляет собой совокупность государственных норм - требований к уровню подготовленности выпускника медицинского вуза, к самой образовательной системе.
Анализируя государственный образовательный стандарт высшего медицинского образования, можно отметить, что максимальные изменения претерпел цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Во многом это связано со сменой культурной парадигмы, с утверждением гуманистических идеалов. Некоторые дисциплины, такие как педагогика и психология, были вообще введены впервые.

В государственном образовательном стандарте высшего медицинского образования указаны профессионально - деятельностные требования к уровню знаний, умениям и навыкам выпускника вуза. Эти требования определяют интегральную модель специалиста медицинского профиля. Однако, врачебная деятельность характеризуется большим разнообразием, и требования к врачам-специалистам разного профиля должны быть разные.

Другим принципиально новым решением в области совершенствования технологий высшего профессионального образования явилось создание междисциплинарной модели специалиста с высшим образованием. Требования к профессиональной пригодности врача-специалиста до настоящего времени не нашли отражения в государственном образовательном стандарте, так как разработка модели врача-специалиста находится в начальной стадии изучения и обоснования.

В медицинском вузе традиционно не учитывается, как при поступлении, так и в процессе обучения, психологический статус обучающейся молодежи. Многих студентов приводят в вуз самые различные факторы: семейная традиция, совет родственников, знакомых и авторитетных лиц, хорошее знание профилирующих предметов. Однако ни один из них не может гарантировать ни успешного усвоения учебной программы, ни качественной работы по специальности.

В конечном итоге основными условиями превращения абитуриента во врача является лишь определенный образовательный уровень и в меньшей степени желание стать специалистом. Однако, от специалиста медицинского профиля требуется четкий самоконтроль, готовность помочь, соблюдение значительного количества правил в любое время суток, в любых социальных условиях и в любом эмоциональном состоянии. В частности, немногие люди способны к постоянному соблюдению норм деонтологии и работе в условиях огромного риска и колоссальной ответственности.

Традиционно принято считать, что возможно обучить студента всему этому. Такая точка зрения в корне неверна, психологическая структура человека к юношескому возрасту уже в основном сформирована и для ее изменения требуется время и значительные воздействия. В итоге многие выпускники вузов оказываются психологически неподготовлены к практической деятельности. Это приводит к тяжелым последствиям как для пациентов (грубые ошибки в диагностике и лечении), так и для врача (лишение квалификации, потеря авторитета, нервные срывы, психосоматические заболевания). Всего этого можно избежать при условии тщательного психологического отбора как при поступлении в медицинский вуз, так и на всех этапах обучения. К сожалению, и в этой сфере не разработано достаточно убедительных методик, позволяющих прогнозировать успешность деятельности врача.

Решение проблемы повышения качества и эффективности врачебной деятельности в первую очередь требует тщательного анализе и описания конкретного содержания врачебного труда. В настоящее время в литературе существует много подходов к описанию профессии, содержания труда специалиста. Наибольшее распространение получила модель специалиста.

Модель врача остается наименее разработанной по сравнению с таковой других специалистов. Это можно объяснить тем, что слишком многообразны и еще недостаточно определены объекты врачебной деятельности, все еще нет описания рабочих мест по основным медицинским специальностям, не сформулированы проблемные ситуации и задачи для решения специалистами на различных рабочих местах, не сгруппированы основные типы врачебных ошибок и т.д. (Анисимов В.Е. с соавт., 1981).

Однако существует несколько вариантов теоретического подхода к созданию модели врача. Они чаще касаются узких специалистов: так, разработана модель врача-стоматолога.

Основные подходы и цели создания моделей врача-специалиста

Таблица 25. Основные подходы и цели создания моделей врача-специалиста

одель деятельности (МД) Рассматривается деятельность специалиста в реальных или смоделированных условиях Первая группа целей направлена на сферу учебного заведения и определяется необходимостью получения информации для разработки и внедрения учебно - воспитательных мероприятий, обеспечивающих соответствие вузовской подготовки требованиям, предъявляемых к специалисту.
Вторая группа целей направлена на область применения специалиста и предусматривает решение прикладных задач.

Модель имеет следующую структуру: диагностика стоматологических заболеваний; лечение стоматологических заболеваний, в том числе оказание неотложной помощи; профилактика стоматологических заболеваний; общественные и организационные функции врача-стоматолога (Шляпников В.Н. с соавт., 1983).

Существует точка зрения, что в основе модели специалиста должна лежать его деятельность (Смирнова Е.Е., 1977). Поскольку это модель человека, в ней должны быть отражены аспекты личности и условия ее деятельности. Исходя из этого, структура модели специалиста может быть составлена из двух частей: модель личности специалиста и модель его деятельности. Модель личности специалиста - это описание его социально-психологических, а также профессиональных свойств (знаний, умений и установок), необходимых для работы. Модель деятельности - это описание свойств профессии, то есть профессиональных задач, условий труда и других параметров, которые характеризуют деятельность.

Под моделью врача следует понимать условное представление структуры и содержания профессиональных, психофизических и моральных свойств личности специалиста, отвечающих современным запросам общества, принципам сложившейся структуры отрасли здравоохранения и требованиям передовой медицинской науки (Анисимов В. Е. с соавт., 1981).

Основные подходы и цели создания моделей врача-специалиста в области здравоохранения можно представить в следующем виде (табл. 25).
Если весь процесс подготовки и профессиональной деятельности врача разбить на этапы, то их можно расположить следующим образом: профориентация, профотбор, профобучение, профадаптация, профготовность, профдеятельность и профмобильность. Теоретически их можно в виде функциональной направленности моделей на протяжении всего периода подготовки специалиста (табл. 26).

Функциональная направленность моделей на этапы подготовки и профессиональной деятельности специалистов отрасли здравоохранения

Таблица 26. Функциональная направленность моделей на этапы подготовки и профессиональной деятельности специалистов отрасли здравоохранения

Модель специалиста должна быть динамичной. Она требует периодического корректирования с учетом развития отдельных и связанных с ними областей знаний, с тем чтобы более точно отражать требования соответствующих отраслей производства. Модель врача должна позволить ограничить и контролировать характер и уровень требований различных кафедр к работе студентов, выявить дефицит или избыточность учебной информации по различным дисциплинам.

Разработка модели специалиста на основе модели его деятельности позволит шире посмотреть на проблемы подготовки и использования специалистов в отрасли здравоохранения.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Какую сумму Вы лично потратили на платные медицинские услуги за последние 12 месяцев (помимо расходов, покрытых полисами медицинского страхования)?

Менее 6000 рублей (менее 100 USD)
От 6000 до 9000 рублей (100-150 USD)
От 9000 до 13000 рублей (150-200 USD)
От 13000 до 16000 рублей (200-250 USD)
От 16000 до 21000 рублей (250-300 USD)
Более 21000 рублей (более 300 USD)
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.