Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
3.3. Качество подготовки специалистов медицинского профиля
Идеология высшего медицинского образования в России, которая основана на
создании единого образовательного пространства, послужила внедрению
унифицированных требований к выпускнику. В итоге, были введены государственные
образовательные стандарты, государственная междисциплинарная аттестация,
сертификация специалистов. Подготовка специалиста по единым стандартам не
предполагает жесткость в выполнении разделов (дисциплин) и часов, она
обеспечивает условия для формирования личности с профессионально ориентированным
типом мышления за счет введения достаточного количества предметов по интересам и
наклонностям (элективы).
При всем многообразии позиций в определении государственного образовательного
стандарта, его функций и содержания, в нем можно выделить общую часть.
Образовательный стандарт, отражая цели функционирования и развития
образовательной системы, представляет собой совокупность государственных норм -
требований к уровню подготовленности выпускника медицинского вуза, к самой
образовательной системе.
Анализируя государственный образовательный стандарт высшего медицинского
образования, можно отметить, что максимальные изменения претерпел цикл
гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Во многом это связано со
сменой культурной парадигмы, с утверждением гуманистических идеалов. Некоторые
дисциплины, такие как педагогика и психология, были вообще введены впервые.
В государственном образовательном стандарте высшего медицинского образования
указаны профессионально - деятельностные требования к уровню знаний, умениям и
навыкам выпускника вуза. Эти требования определяют интегральную модель
специалиста медицинского профиля. Однако, врачебная деятельность характеризуется
большим разнообразием, и требования к врачам-специалистам разного профиля должны
быть разные.
Другим принципиально новым решением в области совершенствования технологий
высшего профессионального образования явилось создание междисциплинарной модели
специалиста с высшим образованием. Требования к профессиональной пригодности
врача-специалиста до настоящего времени не нашли отражения в государственном
образовательном стандарте, так как разработка модели врача-специалиста находится
в начальной стадии изучения и обоснования.
В медицинском вузе традиционно не учитывается, как при поступлении, так и в
процессе обучения, психологический статус обучающейся молодежи. Многих студентов
приводят в вуз самые различные факторы: семейная традиция, совет родственников,
знакомых и авторитетных лиц, хорошее знание профилирующих предметов. Однако ни
один из них не может гарантировать ни успешного усвоения учебной программы, ни
качественной работы по специальности.
В конечном итоге основными условиями превращения абитуриента во врача
является лишь определенный образовательный уровень и в меньшей степени желание
стать специалистом. Однако, от специалиста медицинского профиля требуется четкий
самоконтроль, готовность помочь, соблюдение значительного количества правил в
любое время суток, в любых социальных условиях и в любом эмоциональном
состоянии. В частности, немногие люди способны к постоянному соблюдению норм
деонтологии и работе в условиях огромного риска и колоссальной ответственности.
Традиционно принято считать, что возможно обучить студента всему этому. Такая
точка зрения в корне неверна, психологическая структура человека к юношескому
возрасту уже в основном сформирована и для ее изменения требуется время и
значительные воздействия. В итоге многие выпускники вузов оказываются
психологически неподготовлены к практической деятельности. Это приводит к
тяжелым последствиям как для пациентов (грубые ошибки в диагностике и лечении),
так и для врача (лишение квалификации, потеря авторитета, нервные срывы,
психосоматические заболевания). Всего этого можно избежать при условии
тщательного психологического отбора как при поступлении в медицинский вуз, так и
на всех этапах обучения. К сожалению, и в этой сфере не разработано достаточно
убедительных методик, позволяющих прогнозировать успешность деятельности врача.
Решение проблемы повышения качества и эффективности врачебной деятельности в
первую очередь требует тщательного анализе и описания конкретного содержания
врачебного труда. В настоящее время в литературе существует много подходов к
описанию профессии, содержания труда специалиста. Наибольшее распространение
получила модель специалиста.
Модель врача остается наименее разработанной по сравнению с таковой других
специалистов. Это можно объяснить тем, что слишком многообразны и еще
недостаточно определены объекты врачебной деятельности, все еще нет описания
рабочих мест по основным медицинским специальностям, не сформулированы
проблемные ситуации и задачи для решения специалистами на различных рабочих
местах, не сгруппированы основные типы врачебных ошибок и т.д. (Анисимов В.Е. с
соавт., 1981).
Однако существует несколько вариантов теоретического подхода к созданию
модели врача. Они чаще касаются узких специалистов: так, разработана модель
врача-стоматолога.
Таблица 25. Основные подходы и цели создания моделей
врача-специалиста
одель деятельности (МД) Рассматривается деятельность специалиста в реальных
или смоделированных условиях Первая группа целей направлена на сферу учебного
заведения и определяется необходимостью получения информации для разработки и
внедрения учебно - воспитательных мероприятий, обеспечивающих соответствие
вузовской подготовки требованиям, предъявляемых к специалисту.
Вторая группа целей направлена на область применения специалиста и
предусматривает решение прикладных задач.
Модель имеет следующую структуру: диагностика стоматологических заболеваний;
лечение стоматологических заболеваний, в том числе оказание неотложной помощи;
профилактика стоматологических заболеваний; общественные и организационные
функции врача-стоматолога (Шляпников В.Н. с соавт., 1983).
Существует точка зрения, что в основе модели специалиста должна лежать его
деятельность (Смирнова Е.Е., 1977). Поскольку это модель человека, в ней должны
быть отражены аспекты личности и условия ее деятельности. Исходя из этого,
структура модели специалиста может быть составлена из двух частей: модель
личности специалиста и модель его деятельности. Модель личности специалиста -
это описание его социально-психологических, а также профессиональных свойств
(знаний, умений и установок), необходимых для работы. Модель деятельности - это
описание свойств профессии, то есть профессиональных задач, условий труда и
других параметров, которые характеризуют деятельность.
Под моделью врача следует понимать условное представление структуры и
содержания профессиональных, психофизических и моральных свойств личности
специалиста, отвечающих современным запросам общества, принципам сложившейся
структуры отрасли здравоохранения и требованиям передовой медицинской науки
(Анисимов В. Е. с соавт., 1981).
Основные подходы и цели создания моделей врача-специалиста в области
здравоохранения можно представить в следующем виде (табл. 25).
Если весь процесс подготовки и профессиональной деятельности врача разбить на
этапы, то их можно расположить следующим образом: профориентация, профотбор,
профобучение, профадаптация, профготовность, профдеятельность и профмобильность.
Теоретически их можно в виде функциональной направленности моделей на протяжении
всего периода подготовки специалиста (табл. 26).
Таблица 26. Функциональная направленность моделей на этапы
подготовки и профессиональной деятельности специалистов отрасли здравоохранения
Модель специалиста должна быть динамичной. Она требует периодического
корректирования с учетом развития отдельных и связанных с ними областей знаний,
с тем чтобы более точно отражать требования соответствующих отраслей
производства. Модель врача должна позволить ограничить и контролировать характер
и уровень требований различных кафедр к работе студентов, выявить дефицит или
избыточность учебной информации по различным дисциплинам.
Разработка модели специалиста на основе модели его деятельности позволит шире
посмотреть на проблемы подготовки и использования специалистов в отрасли
здравоохранения.