Глава 13. Самовоспитание
Первый структурный элемент процесса самовоспитания, его исток – адекватная
(соответствующая возможности личности) самооценка. Самооценка у людей
складывается по-разному. Одни удовлетворяются поверхностной самооценкой,
образующейся стихийно. Другие стремятся сознательно углубить ее: спрашивают
мнение, и характер у ребят иногда у взрослых, аналитически его принимают;
самокритичны к собственному поведению, личностным свойствам, отношениям;
критически сопоставляют себя с другими – реальными людьми и художественными
образами. В этом случае самооценка точнее. Кроме того, она более значима для
личности: активизирует самопознание, служит возрастанию духовных, нравственных
потребностей, усиливает нужду в новых способностях, свойствах характера,
способах самореализации. Сформированная адекватная оценка личности, как и сам
опыт ее формирования и постоянного уточнения, - это первый шаг вверх по лестнице
саморазвития, самовоспитания личности, поэтому она и является структурным
исходным элементом процесса самовоспитания.
Второй структурный элемент процесса - потребность в самовоспитании. Она
возникает на основе адекватной самооценки. Самое главное значение самооценки для
самовоспитания заключается в том, что она выводит личность на основании
противоречия между уровнями развития ее качеств - тем, что имеется сейчас и
критически оценивается, и тем, который желаем и представляется как идеальный.
Это несоответствие переживается человеком как дискомфорт, побуждая ликвидировать
его собственными усилиями, «подтягиванием » себя до нужного уровня развития.
Третьим структурным элементом процесса самовоспитания является развитие
мотивации этой работы над собой. Вперед выдвигаются мотивы личностные:
самовоспитанием надо заниматься, чтобы было, за что себя уважать, чтобы чем- то
овладеть, чему-то научиться, добиться жизненных целей, стать любимым и др.
Еще один структурный элемент самовоспитания – применение методов
самовоздействия. Все зависит от того, как ты станешь применять методы
самовоспитания, то есть способы воздействия на себя с целью
самосовершенствования. Участие личности в собственном развитии, ее
самовоспитание включает в себя, по мнению психологов, три основных компонента,
три слагаемых; осмысление себя в окружающем мире, способность к волевым
действиям саморегуляции, потребность в развитии. Существуют три группы методов
самовоздействия при самовоспитании: методы самопознания, методы самообладания,
методы самостимулирования.
К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ, самооценивание.
Самонаблюдением пользуемся мы довольно часто, даже не всегда это осознаем.
Самоанализ тесно связан с самонаблюдением: видя себя в процессе действия –
чтения, работы, игры, общения человек не просто констатирует свое состояние,
поведение, а как то к этому относится: осуждает, любуется, стыдится,
безразличен.
Самооценивание может быть объективным только в единстве с самонаблюдением и
самоанализом.
Методы самопознания хотя и важны сами по себе, но еще не обеспечивают
продвижение личности в ее саморазвитии. Они способны к этому только в единстве с
методами самообладания. К их числу чаще всего относят самоубеждение,
самокритику, самопринуждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение.
Самоубеждение применяется в тех случаях, когда человеку необходимо
подкрепление его позиций.
Самоубеждение тесно связанно с самокритикой.
Поведение согласно принятым для себя правилам и нормам не может обойтись без
некоторого самопринуждения.
Действенным методом самовоспитания является самоконтроль. При выполнении
любого дела важно контролировать себя: не изменяешь ли своим принципам,
правилам, не позволяешь ли себе расслабиться.
Очень важны в самовоспитании самоотчеты, это, значит, разбирать каждый
прожитый день и оценивать своё поведение и следовать своим новым правилам.
Очень важна роль дневника в человеческой судьбе. Известно, что люди,
оставившие заметный след в истории своей страны, человечества, как правило, вели
дневники. Случайное совпадение? Скорее всего, нет. Ежедневный или хотя бы более
или менее регулярный самоанализ легче осуществляется, когда человек описывает
случившиеся с ним, невольно переживая и оценивая его заново, в спокойной,
обстановке.
Существенным среди методов самообладания является самоприказ. Применяется он
наиболее успешно в особых условиях.
Самовнушение также является серьезным методом самообладания. Техника
самовнушения не сложна. Важна сама обстановка, в которой самовнушение
происходит.
В работе над собой, как и вообще в становлении личности, быстрого результата
не бывает. Поэтому и возникает потребность в таком методе, как самоодобрение.
Метод самопоощрения рождает удовлетворение от достигнутой победы, побуждает к
новому движению вперед.
А вот самонаказание сложнее применять, так как здесь очень важна его
соразмерность проступка, справедливость, что определить не просто.
Завершающий структурный элемент процесса самовоспитания – формирование новой
адекватной самооценки.
И еще как важно научиться зажигать себе красный свет. То, что А.С.Макаренко
называл «тормозить себя». «… Это очень трудное дело, - писал он,- особенно в
детстве, оно не приходит от простой биологии, оно может быть только воспитанно.
Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку.
Человек без тормоза – это испорченная машина. Это торможение выражается в каждом
физическом и психическом движении, в особенности оно проявляется в спорах и
ссорах. Воспитать привычку уступить товарищу это очень трудное дело».
Трудовое самовоспитание - это, прежде всего самостоятельное осознание
человеком роли труда в жизни общества и своем собственном развитии.
Здесь наше мнение совпадает с Л.Н.Куликовой в книге «Воспитать себя» - М.,:
Просвещение. 1991г., -143 c.