Объявления

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

7.1. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Некоронарогенные и инфекционные заболевания сердца (современные аспекты клиники, диагностики, лечения) / 7.1. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1109; прочтений - 3061

7.1. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

Причина болезни не установлена. Goodwin (1973) сформулировал положение о полиэтиологичности заболевания. В настоящее время наиболее широко обсуждаются несколько гипотез развития ИДКМП. О большой роли генетических факторов свидетельствует тот факт, что семейный характер заболевания прослеживается у 20-25% пациентов, причем течение семейной формы заболевания является наиболее злокачественным. Наличие семейного характера заболевания свидетельствует о вкладе генетических факторов в его развитие, что подтверждается морфологическими, клиническими признаками, кардиогемодинамическими нарушениями при семейной и изолированной ИДКМП.

Известны четыре типа наследования ИДКМП: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой и через митохондриальную ДНК. Наиболее распространенным является аутосомно-доминантный с передачей мутантных генов. Дилатационная кардиомиопатия с аутосомно-доминантным наследованием развивается в возрасте 20-30 лет и характеризуется прогрессирующей СН и тяжелыми аритмиями. В семьях этих больных идентифицированы пять локусов с локализацией мутации в девятой (9ql3-q22), первой (Iq32) и десятой хромосоме (10q21-10q23). При наличии у больного последней мутации наряду с дилатационной кардиомиопатией развивается пролапс митрального клапана. У больных старше 30 лет чаще обнаруживаются изменения первой хромосомы, а течение ИДКМП характеризуется изменением атриовентрикулярной и внутрижелудочковой проводимости, выраженными иммунологическими нарушениями. У многих больных с семейной ИДКМП выявлены мутации в шестой хромосоме (6q23 в области 3-сМ), что сопровождается нарушениями проводимости и дефектами мышечной ткани. У некотрых больных ИДКМП обнаружены мутации гена ламина с нарушением атриовентрикулярной проводимости. Дилатационная кардиомиопатия с аутосомно-рецессивным типом наследования встречается значительно реже. Генетический локус, ответственный за развитие заболевания, пока не установлен.

Вариант семейной дилатационной кардиомиопатии, сцепленный с полом (с Х-хромосомой) встречается в двух формах. Первая форма (синдром Барта) развивается в детском возрасте. При этой форме установлены 4 мутации в гене G4,5, который находится на длинном плече Х-хромосомы (Xq28) и кодирует синтез и функцию белков «тафазинов», входящих в состав структурных белков мембран. Синдром Барта характеризуется сочетанием дилатационной кардиомиопатии с отставанием детей в росте, миопатией, нейтропенией, аминоацидурией. Больные умирают рано, часто от сепсиса.

Вторая форма дилатационной кардиомиопатии, сцепленной с Х-хромосомой, развивается в более старшем возрасте, характеризуется быстрым прогрессирующим течением, миопатией, повышением содержания в крови креатинфосфокиназы. Генетический дефект при этом заболевании локализуется в Х-хромосоме - Хр21 и заключается в делеции гена, расположенного в премоторном регионе в первом экзоне и контролирующего синтез белка дистрофина - компонента цитоскелета миоцитов. В миокарде значительно снижается количество дистрофина и а-дистрогликана, гликопротеина ассоциированного с дистрофином.

Дистрофин входит в состав дистрофин-ассоциированного гликопротеинового комплекса и обеспечивает связь актинового цитоскелета миоцитов с внеклеточным матриксом. Актиновый цитоскелет связан также с сократительным аппаратом миоцита через миокардиальный LIM (Lin-11, Isl-1, Мес-3) протеин (MLP). Этот протеин играет важную роль в дифференциации и пролиферации клеток. Мутация гена дистрофина, других белков дистрофин-ассоциированного гликопротеинового комплекса, протеина MLP приводит к повреждению и гибели кардиомиоцитов, развитию кардиомиопатии.

В последние годы обнаружены митохондриальные кардиомиопатии при семейной, спорадической формах заболевания. Вместе с тем роль мутаций митохондриальной ДНК окончательно не выяснена. При ультраструктурном и иммуноцитохимическом изучении биоптатов миокарда обнаруживается патология митохондрий в виде концентрических и тубулярных кист, снижающих антиферментную активность митохондрий.
Митохондриальные синдромы включают дилатационную кардиомиопатию как составную часть клинической картины. К этим синдромам относятся: MELAS-синдром (Mitochondrial Encephalomyopathy, Lactic Acidosis and Stroke-like episodes - митохондриальная энцефалопатия, миопатия, лактацидоз и инсультоподобные эпизоды); MERRF-синдром (Myoclonic Epilepsy with Ragged Red Fibres - миоклональная эпилепсия с рваными мышечными волокнами) включает митохондриальную миопатию, миоклонии, большие эпилептические припадки, деменцию, атаксию, тугоухость; синдром Кирнса-Сейра обусловлен делецией мутантного гена митохондрий, характеризуется прогрессирующей наружной офтальмоплегией, пигментной дегенерацией сетчатки, атриовентрикулярной блокадой 1-3 степени. У больных ИДКМП часто обнаруживается DD-генотип ангиотензинпревращающего фермента, что рассматривается как маркер предрасположенности к развитию болезни.

Изучается вирусная этиология ИДКМП. Предполагается, что перенесенный вирусный миокардит инициирует аутоиммунный воспалительный процесс, который трансформируется в делатационнуб кардиомиопатию. В пользу этой гиротезы свидетельствуют наличие симптоматики вирусоподобного заболевания с лихорадкой, предшествовавшего развитию ИДКМП (20-25%); смена воспаления миокарда признаками дилатационной кардиомиопатии в прижизненных биоптатах больных, перенесших вирусный миокардит (12-52%); выявление у больных ИДКМП в диагностически значимых титрах антител к кардиотропным вирусам (энтеровирус Коксаки группы В); обнаружение в 12-67% биоптатов миокарда при ИДКМП энтеровирусной РНК, комплементарной к РНК вирусов Коксаки; отсутствие в биоптатах миокарда признаков воспаления; трансформация экспериментального энтеровиусного миокардита через 6-12 месяцев в морфологические признаки ИДКМП.

В качестве этиологического фактора ИДКМП могут выступать метаболические нарушения миокарда - врожденные или приобретенные в течение жизни метаболические дефекты, которые приводят к дилатации сердца и его недостаточности. При дефиците карнитина поступление жирных кислот в митохондрии и их окисление значительно снижаются. Это сопровождается их накоплением в цитоплазме, дефицитом энергии, расширением полостей сердца и развитием ХСН. При ИДКМП в миокарде обнаруживаются патологические изменения обмена веществ: повышенная продукция оксида азота стимулирует апоптоз кардиомиоцитов; снижение активности Са-АТФазы саркоплазматического ретикулума; дефицит цитоскелетного белка кардиомиоцитов метавинкулина. Указанные изменения метаболизма в миокарде некоторыми исследователями рассматриваются как этиологический фактор рассматриваемого заболевания. У больных ИДКМП обнаружены значительные нарушения клеточного и гуморального иммунитета, которые способствуют прогрессированию заболевания и недостаточности кровообращения.

Обнаруживаются циркулирующие в крови антитела к тяжелым цепям миозина, р-адренорецепторам, мускариновым рецепторам, ламинину, митохондриальным белкам. Особая роль в патогенезе ИДКМП придается антителам к Р-адренорецепторам миокарда (30-40%). Это обусловлено тем, что циркулирующие аутоантитела к р-адренорецепторам уменьшают плотность р-адренорецепторов в миокарде, снижают их функциональную активность и количество, уменьшают таким образом кардиоинотропное влияние симпатической нервной системы и способствуют прогрессированию кардиальной дисфункции, дезадаптивному ремоделированию ЛЖ.

Большое патогенетическое значение имеют специфические антитела к ферменту внутренней мембраны митохондрий сердца, осуществляющему перенос АТФ и АДФ между цитоплазмой и матриксом митохондрий (57%). Антитела к адениннуклеотидному транслокатору обладают перекрестной реактивностью к белкам кальциевых каналов и, вступая во взаимодействие с ними, приводят к чрезмерному поступлению ионов Са++ в кардиомиоциты, вызывают перегрузку кардиомиоцитов кальцием, их повреждение, лизис. Снижение транспорта АТФ из митохондрий к сократительным белкам кардиомиоцита приводит к снижению коронарного кровотока, сердечного выброса, потребления миокардом кислорода.
Значительные изменения клеточного иммунитета характризуются снижением активности натуральных киллеров, нарушением функции Т-лимфоцитов-хелперов, повышением активности Т-лимфоцитов-хелперов, увеличением продукции интерферона, фактора некроза опухоли-альфа, интерлейкина-2. В результате указанных сдвигов развиваются аутоиммунные реакции к белкам миокарда. Продуцируемые аутоантитела к миокарду вместе с провоспалительными цитокинами вызывают повреждение миокарда, способствуют развитию и прогрессированию ИДКМП. Как один из механизмов патогенеза ИДКМП следует рассматривать дисфункцию симпатической нервной системы.

Одним механизмов патогенеза ИДКМП является апоптоз (запрограммированная смерть клеток). Морфологическими признаками апоптоза являются: сморщивание клетки, конденсация и фрагментация ядра, разрушение цитоскелета, буллезное выпячивание клеточной мембраны. Характерной особенностью апоптоза является уничтожение клеток без развития воспаления. Целостность мембраны умирающей клетки сохраняется до полного завершения апоптоза. После окончания апоптоза расположенные вблизи фагоциты поглощают оставшиеся фрагменты клетки. Апоптоз регулируется семейством генов BCL-2, расположенных на 18 хромосоме. Гены BCL-2, C-FES тормозят, а гены ВАХ, ВАК, BID, Р-53, C-MYC, APO-1/Fas - стимулируют апоптоз.

В регуляции апоптоза принимают участие ростовые факторы, различные цитокины, половые гормоны. Апоптоз кардиомиоцитов активируется преимущественно фактором некроза опухоли, интерлейкинами-1, 4, g-интерфероном, продуктами перекисного окисления липидов, гипоксией. Распад клетки, предназначенной для апоптоза, происходит под влиянием ферментов цистеиновых протеаз. Запускают апоптоз проапоптотические сигналы двух типов: повреждение ДНК клетки какими-либо факторами и активация рецепторов «региона клеточной смерти» (Fas-R, TNF-R). Эти рецепторы являются мембраносвязанными белками, относящимися к семейству туморнекротических рецепторов. Повреждение ДНК вызывает активацию проапоптотических генов. Активация этих генов повышает проницаемость митохондрий клетки и выход в цитоплазму цитохрома С, АТФ, апоптозиндуцирующего фактора и ДНКазы.

[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]