Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
3. Методика профилактики нарушения осанки у детей
дошкольного возраста
3.1. Профилактика заболеваний
Своевременное выявление и лечение заболеваний обмена,
нервной системы, внутренних органов, коррекция ортопедических дефектов
является важным звеном в сохранении и восстановлении осанки.
Очень полезно в комплексе профилактических мероприятий
закаливание. Оно повышает устойчивость детей к заболеваниям и стрессам,
способствует укреплению здоровья, нормализации мышечного тонуса.
3.2.Рациональная двигательная активность
Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного
возраста предполагает прежде всего достаточную двигательную активность
ребенка, продолжительность статических и динамических нагрузок в пределах
возрастной нормы. Необходимо таким образом организовать игры, занятия,
чтобы дети вырабатывали привычку стоять, ходить, сидеть с прямой спиной,
держать голову прямо. При проведении утренней гигиенической гимнастики,
занятий физической культурой, подвижных игр полезно включать упражнения,
способствующие укреплению мышечного корсета, ягодичных мышц. После сон
часа эффективно выполнение одного - двух упражнений, формирующих
правильную осанку.
Большинство детских игр происходит на полу. Поэтому
важно научить ребенка сидеть на полу с прямой спиной. Позы сидя на полу с
прямой спиной можно включить в игры, использовать в качестве исходных
положений при занятиях физкультурой.
Важно приучить ребенка стоять прямо, не сутулиться, не
стоять на полусогнутой ноге с наклоном, не прогибаться чрезмерно в
пояснице. Для этого положение прямостояния включается в подвижные и
малоподвижные игры, занятия физической культурой, как исходное положение.
Укреплению мышечного корсета, формированию правильной
осанки служит плавание и большая часть упражнений в воде. Это связано с
плотностью воды. Вода оказывает большее сопротивление движению, чем
воздух, поэтому нагрузка на мышцы больше. Но пресная вода разгружает тело
на 90%, следовательно, плавание и упражнения в воде выполняются в условиях
гравитационной разгрузки.
Занятия любыми симметричными видами спорта и
подводящими к ним упражнениями положительно влияют на осанку [2].
3.3.Ортопедический режим
Важно выработать у детей привычку сидеть с прямой
спиной. Такая задача имеет решение лишь при одном условии: ребенку должно
быть удобно. Для этого высота мебели должна соответствовать росту ребенка.
Высота сиденья стула определяется расстоянием от пола до оси вращения
коленного сустава, высота столешницы - на 1-2 см выше уровня локтевого
отростка свободно опущенной руки сидящего ребенка. Важно соблюдать
отрицательную дистанцию сидения, когда сиденье стула частично заходит под
поверхность стола. Это позволяет удобно положить предплечья на стол и
приблизить объект рассмотрения к глазам. При работе с книгой желательно
использовать подставку. Если в силу внешних или внутренних причин у
ребенка уже появились проблемы с осанкой, рекомендуется использовать более
комфортную посадку при работе сидя. Для этого на сиденье стула
устанавливают подставку, скошенную под углом 15 градусов. На столешницу и
под стопы устанавливают подставки, скошенные под углом 10 градусов [6].
Такая посадка позволяет разгрузить поясничный отдел позвоночника,
сохранить физиологические изгибы позвоночника в положении сидя, избежать
перенапряжения зрения, вследствие сокращения расстояния от глаз до
поверхности стола.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильное
положение во время сна. С гигиенической точки зрения спать следует на
полужесткой постели. Постель должна держать вес ребенка, не проваливаться
под ним. Желательно использовать небольшие плоские подушки.