Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 1.2. Дальневосточный фармацевтический рынок и его регулирование

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Фармакоэпидемиологические основы антибактериальной терапии распространенных заболеваний / 1.2. Дальневосточный фармацевтический рынок и его регулирование
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 3716; прочтений - 4409
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

1.2. Дальневосточный фармацевтический рынок и его регулирование

Медицинская помощь представляет собой одну из разновидностей социальной услуги, ее предоставление в современных социально-экономических условиях постепенно создает и формирует соответствующие рыночной экономике новые технологии удовлетворения потребностей граждан в товарах и услугах; возможно применение методологических, методических и технических приемов маркетинга. Маркетинг в здравоохранении — это система принципов, методов и мер, базирующихся на комплексном изучении спроса потребителя и целенаправленном формировании предложений медицинских услуг производителем. Его необходимо понимать шире, а именно как концепцию влияния, как социальную технику, которая преодолела свой специфический сбытовой характер и стала ключевой характеристикой в рамках управления системой оказания медицинской и фармацевтической помощи населению. Рынок лекарственных препаратов напрямую связан с маркетинговыми принципами медицинской помощи населению региона в новых социально-экономических условиях.

Высокие темпы роста, которые российская экономика демонстрирует в 2000-2008 гг., во многом базируются на исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Внешний фактор, связанный как с высокими ценами на нефть и металлы, так и возможностью значительного увеличения объемов экспорта энергоресурсов, объясняет более половины экономического роста. В целом, после завершения стагнации народного хозяйства 90-х годов, российская экономика росла в среднем на 6% от ВВП в год, доходы населения − более чем на 10% в год.

На Дальнем Востоке России о таких темпах роста сегодня можно только мечтать, хотя в некоторых соседних по Азиатско-Тихоокеанскому региону странах, таких как Китай, Тайбэй, Япония, Южная Корея, Гонконг и др. наблюдаются аналогичные или даже более высокие темпы экономического роста. Конечно экономический рост отражается на формировании рынков потребления, в том числе и потреблении лекарственных средств, т.е. и на объеме продаж лекарственных средств в различных государствах АТР (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Фармацевтический рынок десяти основных стран Азиатско-Тихоокеанского региона (1995-2006 гг.), млрд. USD (Источник: IMS Health)

Рис. 1.1. Фармацевтический рынок десяти основных стран Азиатско-Тихоокеанского региона (1995-2006 гг.), млрд. USD (Источник: IMS Health)

Причем это связано не столько с ростом заболеваемости населения, сколько с совершенствованием оказания медицинской помощи в основном по направлениям ранней, донозологической диагностики патологических состояний, профилактики широкого спектра заболеваний и формирования стратегии поддерживающей терапии при значительном числе болезней эндокринной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной и др. систем. Увеличение доступности качественной фармацевтической помощи формируется, как с позиций государственных структур, так и с позиций семьи и её членов. И те и другие вынуждены увеличивать свои расходы на приобретение лекарственных препаратов для достижения высоких результатов качества жизни общества в целом и отдельных его членов в частности.

Следует отметить, что тенденция роста фармацевтического рынка в странах АТР с высокой степенью вероятности будет сохраняться в динамике не только за счет роста цен, но и за счет роста употребляемых населением региона медикаментов. Подъем экономики, большая скорость прироста населения, все большая доступность медицинской помощи являются характерными признаками развития здравоохранения стран АТР. Лидерами среди десяти анализируемых стран являются Китай, Индия и Южная Корея (рис. 1.2).

Ситуация на фармацевтическом рынке Дальнего Востока России не повторяет тенденции, сложившиеся в Китае, Индии, Южной Корее и др., поскольку экономическая ситуация в регионе иная и во многом зависит от общероссийских тенденций.

Рис. 1.2. Структура объема продаж на фармацевтическом рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Рис. 1.2. Структура объема продаж на фармацевтическом рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона (1995-2005 гг.), (Источник: IMS Health, 2006)

Сегодня отечественная экономика подходит к поворотному рубежу в связи с усилением ограничений по экспортной инфраструктуре, сокращением свободных экономически эффективных резервных мощностей и исчерпанием запаса ценовой конкурентоспособности, созданной падением курса рубля в период кризиса 1998 года. На фоне постановки задачи удвоения ВВП страны за первое десятилетие XXI века и ответа на растущие вызовы глобальной конкуренции нарастает критическая масса нескольких факторов:

  • Исчерпание потенциала ресурсно-ориентированной модели развития из-за усиления ограничений по добыче экономически эффективных природных ресурсов и экспортной инфраструктуре.
  • Сокращение запаса свободных мощностей. При сложившейся динамике выбытия и вводов основных фондов на рубеже 2010-2015 годов резко усилятся пределы повышения загрузки старых мощностей, что обуславливает необходимость перехода к значительно более капиталоемкому пути развития.
  • Сохранение структурной уязвимости российской экономики к колебаниям конъюнктуры мировых сырьевых и топливных рынков из-за высокой доли нефтегазового и экспортно-сырьевого секторов в структуре экономики.
  • На этом фоне будет трудно удержать темпы роста финансирования Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению. Общие расходы на эту программу из государственных источников финансирования в 2007 году составили 897,3 млрд. руб. и возросли в текущих ценах в 3,8 раза по сравнению с 2001 годом. Программа финансировалась в 2007 году за счет бюджетов всех уровней (63,4 %) и средств системы ОМС (36,6 %). Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на Программу увеличились с 2001 года в 3,1 раза и составили в 2007 году 406,6 млрд. руб. (45,3 % всех расходов). Расходы системы обязательного медицинского страхования (как источника финансирования территориальных программ ОМС) возросли за семилетний период в 3,6 раза и составили в 2007 году 328,2 млрд. рублей. В 2007 году в территориальные фонды ОМС фактически поступило средств за счет страховых взносов на неработающее население 143 млрд. рублей, единого социального налога и иных налоговых поступлений 132,5 млрд. рублей, субсидии ФОМС на выполнение территориальных программ 51,2 млрд. рублей. Наиболее существенно (в 9 раз) за период 2001-2007 гг. увеличились расходы федерального бюджета на финансирование Программы, которые составили в 2007 году 162,5 млрд. руб. (18,1% всех расходов).
  • Расходы федерального бюджета включали не только затраты на оказание медицинской помощи в федеральных медицинских организациях (46,7 млрд. рублей), но и средства, передаваемые ФОМС РФ (90,7 млрд. рублей) и ФСС РФ (10,7 млрд. рублей) на обеспечение отдельных категорий граждан жизненно необходимыми лекарственными средствами и реализацию отдельных направлений национального проекта «Здоровье».
  • Доля финансирования Программы в валовом внутреннем продукте составила в 2007 году 2,9 % (в 2006 году - 2,6%). В структуре всех государственных расходов на медицинскую помощь населению в 2007 году преобладали расходы на оплату труда с начислениями − 57%, а расходы на медикаменты и перевязочные средства составили всего 11,3%.

Экономическая роль Дальнего Востока России в ХХ веке и расширение возможностей увеличения доли региона в экономике СССР опирались на увеличение численности населения, формирование ядра постоянного населения, повышение уровня его занятости, а также на комплексность гражданского и военно-промышленного производства. Среди политико-экономических факторов решающее значение имело то обстоятельство, что центр мирового развития на рубеже ХХ−XXI веков активно смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), и на восточных границах с Россией имеются огромные и удобные для внешнеторговых связей рынки: США, Японии, Китая, Республики Корея и КНДР, стран Юго-Восточной Азии. На всех этапах становления и развития государства Дальний Восток находился под влиянием геополитических факторов. Укрепление позиций России в бассейне Тихого океана являлось одним из важных приоритетов внешней и внутренней политики на протяжении почти всей истории хозяйственного освоения и социально-экономического развития региона.

На Дальнем Востоке России сосредоточена существенная часть сырьевых ресурсов страны. Мультиплицирующий эффект для инновационного развития региона может обеспечить мобилизация внешнеэкономических связей Дальнего Востока в части формирования производственно-кооперационных и инвестиционных зон приграничного сотрудничества в форме технопарков, зон свободной торговли, специальных экономических зон. Здесь же сосредоточены основные центры подготовки кадров. Специализация научных центров близка к отраслевой структуре высокотехнологического оборонно-промышленного комплекса. Именно в них, или рядом с ними будет продолжено создание особых экономических зон технико-внедренческого типа, технопарков, бизнес-инкубаторов.

Тем не менее, к 2008 году Дальний Восток России представляет собой огромную зону социально-экономический депрессии. В то же время среди территорий региона имеются диспропорции. Так в структуре населения ДФО первое место занимает Приморский край (30,8%), что соответствует и удельному весу валового регионального продукта (ВРП) – 22,8%. Второе место по численности населения занимает Хабаровский край (21,6%), но по уровню ВРП он занимает только третье место (19,4%). Республика Саха (Якутия) по численности населения значительно уступает предыдущему региону (14,5%), но опережает его по уровню ВРП – 22,3%. Что же относительно величины ВРП на душу населения, то здесь стабильно удерживает первое место Чукотский автономный округ – 252 097 руб., второе место принадлежит Сахалинской области – 228 874 руб., а третье место – 194 857 руб. – Республике Саха (Якутия).

Денежные доходы и потребительские расходы на душу населения в Дальневосточном федеральном округе в 2007 году составляли соответственно 13 156,4 и 8 162,9 руб. Соотношение этих показателей в отдельных субъектах РФ ДФО указывает на то, что в течение 2007 года динамика роста потребительских расходов была выше роста реальных денежных доходов (табл. 1.1). Вполне очевидно, что поведение дальневосточников на фармацевтическом рынке определяется именно этими показателями.

В то же время потребление лекарственных средств населением регулируется еще одним механизмом, связанным с закупками лекарственных средств в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению за счет средств бюджетов всех уровней и средств социальных внебюджетных фондов.

Таблица 1.1. Денежные доходы и потребительские расходы на душу населения в январе-декабре 2007 года

Денежные доходы и потребительские расходы на душу населения в январе-декабре 2007 года

Закупка лекарств является комплексным многоэтапным процессом, в котором принимают участие организации различных форм собственности, отраслевые министерства, а также производители лекарственных средств. Несовершенство законодательных и нормативных актов РФ регулирующих эту сферу деятельности, а также структуры соответствующих организаций препятствуют эффективному функционированию и поступательному развитию системы закупки фармацевтических препаратов и средств медицинского назначения в соответствии с динамикой показателей и тенденций современного фармацевтического рынка на Дальнем Востоке России.

Перед многими управленческими структурами отечественной отрасли здравоохранения в течение последнего десятилетия стоит вопрос, требующий разрешения: «Какой форме закупок лекарственных препаратов отдать предпочтение − централизованной или децентрализованной». В реальной ситуации в регионе для эффективного управления этой деятельностью внедряются процедуры, позволяющие осуществлять отбор наиболее экономически эффективных основных лекарственных средств, предназначенных для борьбы с распространенными заболеваниями. Это дополняется количественным расчетом потребностей в фармацевтических препаратах, предварительным отбором поставщиков, формированием системы управления закупками лекарственных средств, мониторингом деятельности поставщиков и др. Если система этих процедур дает сбой из-за личной заинтересованности ответственных лиц или блокады гласности, то сокращается число участников торгов, ограничивается выбор и повышаются цены на лекарства. Региональным руководителям различного уровня пока не хватает опыта организации системы закупок, адаптированной к условиям рынка, что требует совершенствования механизмов комплексного подхода к стратегии закупок лекарственных средств.

В случаях, когда отсутствует или искажается объективная информация о наличии лекарственных средств на рынке, конкурентоспособных ценах на них, качестве медикаментов и оценке деятельности поставщиков, это приводит к ситуации, когда приобретаются лекарственные препараты низкого качества по завышенным ценам. Отсутствие подготовленных маркетологов в региональной системе закупок лекарственных средств может обречь ее функционирование на неудачу.

В различных странах с переходной экономикой (страны СНГ) в течение последних лет реализуются рекомендации Межведомственной фармацевтической координационной группы. В состав этой группы входят эксперты ЮНИСЕФ, Фонда ООН по народонаселению (ЮНФПА), ВОЗ, Всемирного банка и др. Эксперты этой группы исходят из того, что страны с переходной экономикой не имеют достаточного уровня финансовых средств для закупки лекарств в необходимом количестве и ограничивают перечень медикаментов.

Для отбора приоритетных и уменьшения объема закупки лекарственных средств эксперты рекомендуют использовать ряд методик. Например, «VEN-анализ» (vital, essential and non-essential drugs — жизненно важные, основные и неосновные лекарственные средства), «ABC-анализ» (распределение лекарственных средств на 3 группы в зависимости от объема их потребления в течение года), анализ клинико-фармакологических групп и др. При уменьшении объема закупок лекарственных средств обязательно проводится предварительный VEN-анализ.

Продажа антибактериальных препаратов аптечными учреждениями, как в зеркале, отражает доступность медицинской помощи для широких слоев населения ДФО, снабжение лекарственными средствами стационаров, компетентность врачей при назначении данного класса препаратов, а так же представления населения об антибиотиках при самолечении. Более совершенной технологией оценки потребления медикаментов считается DDD−анализ.

В качестве доступной и сравнимой методологии изучения потребления медикаментов ВОЗ рекомендует использовать методику «определения дневных доз» − DDD (Defined Daily Doses) в качестве единицы измерения при оценке потребления лекарственных средств, разработанную специалистами из Норвегии, взявших за основу существовавшую ранее классификационную систему Европейской ассоциации по изучению фармацевтического рынка (EPhMRA).

В территориях ДФО накоплен значительный опыт по проведению закупок лекарственных средств, медицинской техники и оборудования различными ведомствами, региональными администрациями и отдельными ЛПУ. В то же время имеется масса негативных примеров, как в России, так и за её пределами, когда основным критерием для определения победителей тендеров была цена лекарственных средств, без учета их качества.

Причиной неудач при формировании закупок лекарственных средств в Дальневосточном регионе являются случаи, когда не проводится разделения функций и полномочий, а сам процесс закупки в значительной степени подвержен влиянию различных заинтересованных лиц. В таких случаях руководители, ответственные за закупки медикаментов, проводят необъективный отбор лекарственных средств, манипулируют заказами для увеличения объемов закупки определенных лекарственных препаратов, принимают необъективные решения при выборе поставщиков или победителя тендерных торгов, чем ограничивают здоровую конкуренцию. В течение последнего десятилетия против некоторых руководителей региональными системами здравоохранения ДФО были возбуждены уголовные дела, некоторые лишились права занимать руководящие должности, однако в целом система закупок лекарственных средств не стала работать лучше.

Любая система здравоохранения работает в условиях ограничения ресурсов, что формирует необходимость правильного выбора в условиях рынка. Здесь работает принцип: «Достижение максимального результата при минимальных затратах». Наиболее эффективным методом снижения затрат на закупку лекарственных средств является использование ограниченного перечня лекарственных препаратов для регулярной закупки за счет бюджетных средств, который составлен на базе формулярного перечня. Этот метод уже более 20 лет используют во многих экономически развитых и развивающихся странах. Объем заказа, основывается на точной оценке реальной потребности в лекарственных препаратах, что позволяет избежать дефицита одних и избытка других лекарственных средств.

В структуре заболеваемости населения региона ведущее место принадлежит поражениям органов и систем организма человека различными инфекционными агентами, для воздействия на которые применяются антибактериальные средства. Следовательно, сегмент фармацевтического рынка занятый антибактериальными препаратами весьма перспективен по объему и ассортименту. Продажа антибактериальных препаратов аптечными учреждениями, как в зеркале, отражает доступность медицинской помощи для широких слоев населения, снабжение лекарственными средствами ЛПУ, компетентность врачей при назначении данного класса препаратов, а так же представления населения при самолечении.

Динамичное развитие регионального фармацевтического рынка обусловило резкое увеличение числа поставщиков лекарственных средств. Следствием стремительного расширения оптового сектора стал рост многообразия лекарственного ассортимента за счет поступления на рынок препаратов, которые являются аналогами по составу, дозировке, схеме применения, другим параметрам и отличаются друг от друга только торговыми (фирменными) названиями. Более 75% из всех антибактериальных препаратов на Дальнем Востоке приходится на долю генерических лекарственных средств. Число синонимов (торговых названий) у некоторых антибактериальных препаратов исчисляется единицами и десятками. Это создает путаницу на рынке, как у пациентов, так и у врачей. Нами выявлены десятки случаев, когда пациента лечили двумя одинаковыми по составу, но разными по генерическому названию, антибактериальными препаратами. В этой связи достаточно важным условием производства генериков является соответствовие стандартам GMP (Good Manufacturing Practice). Информация по генерическим лекарственным средствам сегодня доступна в достаточном объеме, что бы не делать элементарных ошибок.

В последние годы проведено множество международных исследований, которые выявили существенные различия в назначениях антибиотиков в амбулаторной практике и в условиях стационаров. Так, по данным европейского проекта по изучению использования антибиотиков (ESAC) имеются сведения о том, что во Франции используют в три раза больше антибиотиков, чем в Голландии (32,2 DDD/1000 населения и 10 DDD/1000 населения соответственно). К сожалению, количество информации, пригодной для сравнений отдельных регионов России по этим показателям, недостаточно, и причиной этого отчасти является небольшое число исследований проводимых в соответствующем формате. Увеличение числа исследований в формате DDD (defined daily dose) позволило бы выявить определенные закономерности регионального рынка антибактериальных препаратов, а так же вплотную приблизиться к прогнозированию потребности в них населения и ЛПУ. Причем прогнозирование потребления следует рассчитывать с учетом параметров ожидаемых изменений в структуре заболеваемости, влияние сезонных факторов, уровня медицинского обслуживания, как в амбулаторных, так и в стационарных условиях, сложившихся региональных особенностей назначения лекарственных средств и структуре обращаемости за медицинской помощью.

Во многих региональных и муниципальных системах здравоохранения ДФО данные о потреблении антибактериальных препаратов часто неполные или не отражают реальной потребности в них в связи с их нерациональным применением. Для оценки необходимых объемов закупок в условиях региона можно использовать методики определения уровня и структуры заболеваемости и экстраполяции данных о потреблении антибактериальных препаратов. Эти же методы можно применять для оценки рационального потребления антибактериальных препаратов за истекший период, например, сравнивая цифры реального потребления антибиотиков с расчетной потребностью в них при лечении пациентов с распространенными заболеваниями согласно стандартам.

Маркетинг фармацевтических услуг в настоящее время из-за значительного роста их доли в валовом региональном продукте становится крайне необходимым элементом социального управления в отрасли здравоохранения ДФО. В то же время бурное развитие коммерческого подхода к оказанию фармацевтических услуг не только не приводит к повышению их качества, а зачастую напрямую связано со снижением его уровня, что питает и активно формирует теневую экономику отрасли здравоохранения региона.

Слабое финансовое обеспечение ЛПУ отрасли здравоохранения Дальнего Востока приводит к развитию негативных тенденций в медицинском обслуживании населения, порождает стремительное развитие теневой экономики. Во многих ЛПУ регионального здравоохранения в последние годы получили определенное развитие псевдорыночные, полутеневые, теневые и полукриминальные экономические отношения. С введением бюджетно-страхового финансирования производства медицинских услуг появились новые возможности, в частности перепродажа бесплатной медицинской помощи, когда одну и ту же услугу оплачивает и страховая компания в рамках программы ОМС, и пациент … непосредственно врачу. Нередки случаи организации врачами «частного бизнеса» на своем рабочем месте в государственном или муниципальном ЛПУ. Следует отметить, что эти явления из разряда «редких» постепенно переходят в разряд «привычных», сопровождающих нашу повседневную жизнь.

Нерегистрируемая (серая) экономика регионального здравоохранения включает в себя все виды как законной, так и незаконной деятельности. Медицинские работники изыскивают любые возможности для получения личных дополнительных доходов. В частности, − это внеочередная госпитализация, неучтенный прием пациентов за плату, в ходе которого используются оборудование ЛПУ, лекарства и расходные материалы, рабочее время персонала, технологические площади и т.п. Региональный теневой рынок фармацевтических услуг тесно сближается с теневым рынком в медицине в целом. Сегодня уже значительное число врачей-лечебников, сотрудников клинических кафедр медицинских ВУЗов ангажированы фармацевтическими фирмами и посредниками, что формирует искаженный вариант соотношения спроса и предложения, как основного механизма взаимоотношений между производителем (продавцом) и потребителем (пациентом). Почти в «открытую», идет продажа в рабочих кабинетах в поликлиниках и больницах медицинскими работниками лекарственных средств и пищевых добавок по завышенным ценам и сомнительного уровня качества. Работает система сетевого маркетинга и др.

Между тем социологические опросы руководителей ЛПУ Дальнего Востока показывают, что, по их мнению, выражение «благодарности» врачам со стороны пациентов в материальной форме не имеет широкого распространения. Менее 25 % из них уверенны, что такие случаи бывают, но не часто, а более 50 % администраторов ЛПУ заявили: «Я не знаком с такими случаями». И только единицы все-таки подтверждают мысль о существовании «нелегальных» доходов за оказанные медицинские услуги. Тем не менее, и они убеждены в том, что мнение о сложившемся рынке нелегальных платных медицинских услуг в регионе не имеет под собой достаточных оснований.

В этой связи следует отметить отношение населения к неформальной оплате медицинской помощи. Многие пациенты считают, что для того, чтобы врач стремился оказать медицинскую помощь высокого качества, его необходимо «отблагодарить». Вероятно, здесь сказывается выработанная за многие годы психология раболепия человека перед любой форменной одеждой – милицейской, военной, железнодорожной, белым халатом и пр.

По данным опросов населения, проведенных в Хабаровском крае в апреле 2006 года, более 2/3 пациентов в краевых и муниципальных ЛПУ так или иначе оплачивало медицинские услуги из своего кармана. В то же время, не зависимо от социального статуса и доходов, большинство респондентов хотели бы получать медицинские услуги бесплатно. При выборе медицинского учреждения 47,3 % населения руководствуется качеством предоставляемых услуг. Уровень оказания медицинской помощи оценен как высокий – 15,7 % респондентов, как низкий – 11,3 % респондентов.

По мнению специалистов, которые занимаются теневым рынком в отечественном здравоохранении, определение объемов теневой экономики целесообразно начинать с выявления факторов, способствующих ее развитию. Директор Российского независимого института социальной политики доктор экономических наук С. В. Шишкин считает, что при определенных условиях «можно добиться, чтобы стандарт медицинской помощи был обеспечен всем бесплатно». В то же время у людей, у которых есть деньги, всегда будет возникать желание получить дополнительные дорогостоящие услуги, заплатив легально или нелегально.

Для того чтобы решить проблемы возникших перекосов на региональном рынке фармацевтических препаратов необходимо внедрить механизмы, гарантирующие надежное финансирование закупок медикаментов, и оптимизировать использование финансовых ресурсов в соответствии с процедурами надлежащего управления финансированием и формирования максимальной открытости работы системы закупок в целом. Лекарственные средства следует закупать по возможности в наибольшем количестве для достижения экономии за счет эффекта масштаба, поскольку при большом объеме закупок выше вероятность снижения цен и заключения контракта на более выгодных условиях, это повышает заинтересованность поставщиков в торгах и стимулирует их к предложению конкурентоспособных цен. Увеличения объема закупок отдельных лекарственных препаратов можно достичь посредством объединения заказов на медикаменты нескольких учреждений, муниципалитетов и даже территорий, а также ограничения перечня закупаемых лекарственных средств и устранения дублирования препаратов, относящихся к одной клинико-фармакологической группе.

Учитывая, что стимулирование конкуренции между поставщиками является основным способом достижения реальных цен, в государственном секторе следует применять методы закупки, основанные на конкуренции. Закупки в отрасли здравоохранения территориального и муниципального уровня должны основываться на конкурсных формах размещения заказов, за исключением экстренных закупок или заказов крайне малого объема в виде тендеров различного типа: тендеры закрытые, тендеры открытые и переговоры с конкурирующими поставщиками. Можно стимулировать конкуренцию путем проведения тендерных торгов по клинико-фармакологическим группам препаратов. Например, несколько новых антибиотиков могут быть сходны по терапевтическому действию, по крайней мере, при назначении по конкретным показаниям.

Для соблюдения процедур конкурных закупок необходимо предварительно аттестовать поставщиков, а затем проводить мониторинг их деятельности, проверяя качество продукции, надежность предоставляемых услуг, своевременность поставок и финансовую надежность. Эти процедуры позволят отстранить от участия в торгах поставщиков, не соответствующих требованиям стандартов. Предварительная аттестация — это процедура оценки репутации и возможностей поставщика до подачи предложений о торгах в отношении определенных лекарственных средств. Эта процедура предпочтительна, особенно для постоянно действующих систем закупки.

В последующем необходимо организовать систему контроля поставок лекарственных средств, с помощью которой отслеживают своевременность выполнения заказов, соблюдение условий контракта, дробных поставок, качество поставляемых препаратов, запас срока хранения, выполнение инструкций по упаковке и маркировке и др. В информационной системе контроля поставок лекарственных средств на каждого поставщика должны храниться копии регистрационных документов, отзывы о работе, специальная корреспонденция, жалобы заказчиков и другая заслуживающая внимания информация, характеризующая его деятельность. Необходимо, чтобы информационная система позволяла отслеживать в хронологическом порядке количество и стоимость заключенных тендерных контрактов, суммарную годовую стоимость закупок у данного поставщика и выполнение им заказов по каждому тендеру.

В реальных условиях международными организациями разработана система принципов, следование которым не позволяет совершать грубых ошибок при обеспечении систем здравоохранения различного уровня лекарственными средствами. Что же относительно закупок небольших партий медикаментов, то сегодня имеются возможности использования услуг международных агентств по снабжению медикаментами, например, таких, как Equipment for Charity Hospitals Overseas, International Dispensary Association и др.

Разработанные в рамках функционировании ВОЗ различные рекомендации по клинической практике, а так же по организации системы лекарственного обеспечения в своей основе не учитывают организационные регалии нашей страны, где главное лицо, принимающее решение по поводу закупок лекарственных средств и оборудования − это чиновник (аппаратчик) не обладающий профессиональными знаниями. Эти рекомендации опираются на несуществующую систему ЛПУ здравоохранения бывшего СССР без учета динамики изменений современной структуры учреждений здравоохранения и складывающейся системы взаимодействия между ними и т.п. Другая сторона проблемы заключается в том, что на фоне роста достоверной информации по эффективному применению лекарственных препаратов, особенно антибиотиков, число регулярных пользователей этой информацией не растет, как со стороны медицинских работников, так и со стороны пациентов.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Какую сумму Вы лично потратили на платные медицинские услуги за последние 12 месяцев (помимо расходов, покрытых полисами медицинского страхования)?

Менее 6000 рублей (менее 100 USD)
От 6000 до 9000 рублей (100-150 USD)
От 9000 до 13000 рублей (150-200 USD)
От 13000 до 16000 рублей (200-250 USD)
От 16000 до 21000 рублей (250-300 USD)
Более 21000 рублей (более 300 USD)
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.