Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Глава 1. Настоящее и будущее Дальнего Востока России
1.1. Из истории освоения Дальнего Востока
Продвижение от Урала до Охотского моря первопроходцы отмечали строительством
острогов и городов Тобольск, Томск, Енисейск, Иркутск, Якутск, Охотск и т.д. -
по этим точкам на карте можно проследить этапы освоения Сибири и Дальнего
Востока. Каждый из появившихся населенных пунктов служил плацдармом для
дальнейших походов и открытий. Для Дальнего Востока таким "базовым" городом в XVII
веке стал Якутск .
Это был главный центр русской колонизации Тихоокеанского побережья. В Якутске
готовили свои отряды и запасались всем необходимым для трудного пути
И.Москвитин, В.Поярков, Е.Хабаров.
Открытие и освоение восточной окраины будущей России началось с берегов
Охотского моря. Общепринятая дата выхода сюда отряда Ивана Москвитина – лето
1639 года. В устье реки Улья было поставлено первое русское селение на
тихоокеанском берегу. Тогда же впервые русские суда, сделанные тут же, вышли в
Охотское море.
В январе 1636 года из Томска вышел отряд из пятидесяти человек под
командованием казацкого атамана Дмитрия Копылова. 17 марта отряд прибыл в
Енисейский острог и затем – в Якутск. К концу лета 1637 года они достигли устья
Алдана где и провели зиму 1637-1638 годов. С алданского зимовья началось
путешествие состоявшего в отряде Д.Копылова И.Ю.Москвитина к морю. Небольшой
отряд под его началом в сопровождении проводников-эвенков вышел в путь весной
1639. Более двух месяцев казаки поднимались вверх по реке Мае, а затем по одному
из ее притоков и достигли устья реки Улья только к концу лета.
Лето 1640 года отряд Москвитина провел в плавании по Охотскому морю к югу.
Собранные Иваном Москвитиным географические и этнографические сведения, рассказы
и пояснения местных жителей послужили основой для снаряжения новых экспедиций на
восток, в первую очередь - к Амуру.
В 1638 году из Енисейского острога вышел отряд Максима Перфильева из 36
казаков. Они двинулись на юго-восток к реке Амур. Поход длился до 1640 года, но
Амура они так и не достигли.
Исследование Дальнего Востока продолжил Василий Данилович Поярков, под
командованием которого 15 июня 1643 года выступил из Якутска отряд из 112
служилых и 15 охочих людей с целью достичь Амура.
Путь Пояркова был более коротким, но не менее трудным. К зиме, пройдя по
Лене, Алдану, а затем по мелким речкам, отряд добрался до Станового хребта и
построил первое зимовье. Отсюда они отправили часть отряда на лыжах в даурскую
землю и зазимовали на притоке Зеи - Умлекане.
Перезимовав отряд Пояркова продолжил путь и по Зее вышел на Амур. Отсюда
отряд отправился вниз, к устью. Плавание Василия Пояркова по Амуру длилось без
перерыва несколько дней, пока казаки не достигли ачанов (предков нанайцев).
Здесь осенью 1644 года отряд остановился пополнить запасы продовольствия и
поохотиться. Местом, где они встали становищем – это окрестности нынешнего
Хабаровска, близ реки Уссури. Таким образом, Поярков и его сотоварищи можно
сказать предопределили своим выбором местоположение Хабаровска, выгодное и
удобное.
Через месяц Василий Поярков спускается в низовье Амура, строит там зимовье и
проводит зиму 1644-1645 годов.
Все лето 1645 года отряд путешествовал вдоль берегов Охотского моря. Через
три месяца после выхода из Амурского устья они достигли реки Ульи. Отсюда по
известному пути летом 1646 года поярковцы вернулись в Якутск. За три года отряд
потерял более половины состава, но достиг главного - путь на Амур теперь был
отрыт для всех.
Большой вклад в исследование Амура внес Ерофей Павлович Хабаров. С разрешения
якутского воеводы Дмитрия Францбекова он весной 1649 года, затратив на сборы
собственные средства, вышел с отрядом в путь. Хабаров выбрал другую дорогу, не
став повторять маршрут Пояркова: подошел к Становому хребту по реке Тугир,
преодолел его волоком и по реке Урке добрался до Амура.
Продвижение Хабарова по Амуру было трудным, в постоянных стычках с местным
населением. По ходу движения Хабаров составлял чертеж Амура с притоками,
утверждал права России на приамурские земли.
Вторую зиму, 1650 - 1651 годов, Хабаров провел в городке местного князька
Албазы, который был взят русскими после нескольких попыток. Весной движение вниз
по реке было продолжено.
Следующее зимовье ставится в районе нынешнего Хабаровска. Позже отряд
возведет ближе к низовью Амура Ачанский городок, в котором выдержал приступ
маньчжурского войска и разгромил его. Однако отряду Хабарова пришлось
возвращаться в верховья Амура – селиться поближе к Якутску. Укрепиться на Амуре
можно было только собрав хорошие силы, обеспеченные укрытием и продовольствием.
Следующий этап в освоении Приамурья связан с прибывшим на Амур летом 1653
года из г.Москвы дворянином Дмитрием Зиновьевым. В его задачи входило
подготовить условия для продвижения сюда трехтысячного русского войска, навести
на Амуре порядок среди казацкой вольницы, склонить людей к землепашеству, чтобы
обеспечить войско в будущем продовольствием, а также фактом своего появления в
новых землях подтвердить заинтересованность России в приамурском крае. Обратно
Зиновьев возвращается в Москву вместе с Хабаровым.
Вместо Хабарова на Амуре остался Онуфрий Степанов, который укрепился в
Зейском остроге и откуда отправлялся в набеги. К нему вскоре присоединился Петр
Бекетов, сотник, вышедший из Енисейска и по пути основавший Нерчинский острог.
Основные силы русских располагались в Кумарском остроге, заложенном еще
Хабаровым. В 1655 году маньчжуры подступили к нему с десятитысячным войском и 15
пушками. Казаки не только отбили нападение, но и разгромили это войско.
В 1656 году Степанов отправился вниз по Амуру. По пути отряд зашел в Сунгари,
где казаки взяли набегом маньчжурский город Нингут. В низовье Амура, в земле
гиляков, против устья Амгуни, Степанов поставил Косогорский острог, где и
зимовал, собирал для казны ясак.
В том же году было учреждено Нерчинское воеводство, в распоряжение которого
передавались и амурские земли. Управлять им направили енисейского воеводу
Афанасия Пашкова. Ему было дано предписание упорядочить на Амуре казацкую
вольницу, прекратить набеги на Маньчжурию, заняться хлебопашеством и охраной
новых земель.
Главным селением и укрепленным пунктом, центром приамурского края становится
Албазин. В его окрестностях появляется православный монастырь, крестьянские
селения Андрюшкино, Игнашино, Покровское, Озерное, строятся новые остроги:
Усть-Долонский и Усть-Немиленский на Амгуни, Тугурский. Укрепляется Охотский
острог.
В 1684 году была выделена первая государственно-административная единица в
Приамурье – самостоятельное Албазинское воеводство, получившее свой герб и свою
печать.
В 80-е годы маньчжуры дважды подступали к первой русской "столице" на Амуре -
Албазину. Летом 1685 года после тяжелой осады и переговоров русские оставили ее,
уйдя в Нерчинск. Но уже через год восстановили крепость. Возродились и другие
селения, снова началось хлебопашество. Летом 1687 года маньчжурское войско
подступило к Албазину вновь. Осада длилась без малого год. Гарнизон крепости
выстоял, хотя погибло 9 из 10 ее защитников, в т.ч. и первый албазинский воевода
Алексей Толбузин.
На следующий год, в августе 1689 года, был заключен Нерчинский трактат. По
этому договору русским надлежало с Амура уйти, а селения и крепости свои
разорить. К лету 1690 года условие это было выполнено, по крайней мере на
среднем Амуре. Что касается его низовья, а также Амгуни и Тугура, то укрепления
там оставили. Кроме того, русские обосновались на Шантарских островах.
Появление на троне Петра I сразу же сказалось на освоении Дальнего Востока.
Прежде всего, он усилил Забайкалье, переселив туда стрельцов. С Китаем царь
старался поддерживать торговые отношения, но продолжил и исследование земель
Дальнего Востока и путей через море. Множились русские поселения на берегу
Охотского моря, на Камчатке и Чукотке.
Еще не закончив войну со Швецией, Петр уже смотрел на северо-восток. В 1713
году он с интересом изучает предложения Ф.С.Салтыкова о прокладке морского пути
севером до Тихого океана и устья Амура. Его интересовала возможность добраться
до Америки кратчайшим путем. В 1724 году Петр I принимает
решение об отправке Первой Камчатской экспедиции, чьим командиром назначен
В.Беринг.
"Петровская" эпоха на Дальнем Востоке ознаменована прежде всего морскими
экспедициями и научным освоением акватории морей и земель, а также сдержанной
позицией России в переговорах с Китаем, едва речь заходила об Амуре.
Разграничение приамурского края по Нерчинскому трактату было достаточно
условным и путаным. Географические знания о нем были в момент подписания
документа недостаточно четкими. С годами это становилось все яснее. И
требовались новые переговоры. Но российской власти хватало здравомыслия для
ведения осторожной и беспроигрышной политики. «Если бы Амур мог нам только
служить как удобный путь для продовольствия Камчатки и вообще наших владений на
Охотском море, то и тогда обладание оным было бы для нас важным", - писала
Екатерина II.
Разведывая и устанавливая надежные морские пути к Америке и Японии, русские
исследователи получали задание и обследовать устье Амура. И они не раз побывали
здесь, сохраняя все возможные меры предосторожности, чтобы не вызвать каких-либо
подозрений со стороны Китая.
Подлинная направленность морских экспедиций XYIII
века, руководимых В.Берингом, И.Биллингсом, не ограничивалась чисто
географическим исследованием, но имела политические и экономические цели.
Закрытие для русских Амура не остановило русское движение на Дальний Восток, все
более усиливалось освоение территории и путей северной части региона. Эра
географических открытий сменялась эрой экономического и государственного
освоения с установлением российского права на владение.
В XVIII веке дальневосточная "столица" России
перемещается в Охотск. В Охотске, ставшем в 1736 году официально первым
тихоокеанским портом России, строились корабли, накапливались грузы,
рассматривались дела и судьбы всего Приохотья, Камчатки, Чукотки, Алеутских и
Курильских островов. Становление этого опорного пункта во многом определили
действия сподвижников Петра I, большую роль сыграла так называемая Инструкция
Сената и Сибирского приказа главному командиру Охотского правления
Г.Г.Скорнякову-Писареву. Этим документом, подписанным генерал-прокурором
П.И.Ягужинским в июле 1731 года, Охотск утверждался как центр русского
земледелия, кораблестроения и торговли на Тихом океане. Устанавливалась и
система обеспечения Охотского тракта - сухопутного пути от Якутска. В Охотске
основывается навигацкая школа – фактически первое учебное заведение на
российском Дальнем Востоке.
Охотск стоял на рубеже двух континентов - Евразии и Америки. Морские
экспедиции, энергичное и стремительное освоение Чукотки, Камчатки, Курил,
Алеутских островов и берегов Северной Америки не ослабляли внимания России к
"амурскому вопросу".
В царствование дочери Петра I Елизаветы возвращались идеи петровского
времени. С 1757 года сибирским губернатором стал Ф.И.Соймонов, старания которого
во многом способствовали будущему успеху амурских сплавов 50-х годов
девятнадцатого века. Исследованием притоков Верхнего Амура занимался и его сын,
М.Ф.Соймонов.
В 1775 году по распоряжению императрицы Екатерины II на реку Амгунь была
направлена группа казаков с предписанием основать русское поселение как можно
ближе к Амуру (Амгунь впадает в него недалеко от устья). Казакам надлежало также
проведать, насколько оно мореходно и доступно для морских судов. Одновременно
изучалась возможность перенести Охотский порт южнее, в устье Уды, откуда было
недалеко и до Амура.
В 1799 году была образована Российско-Американская компания которая сыграла
очень значительную роль в истории освоения Дальнего Востока. У ее истоков стояли
предприимчивые русские люди, среди которых талантливый и удачливый иркутский
купец Г.И. Шелихов.
Российско-Американская компания обладала и торгово-промысловыми, и
государственными функциями. Располагая правами и льготами, она не только
управляла обширными российскими владениями на Северо-Востоке, включая
Курильские, Командорские и Алеутские острова (строила селения, открывала школы,
обеспечивала почтовую связь, доставку казенных грузов и чиновников), но и
занималась и государственных целях морскими исследованиями в северо-восточной
части Тихого океана. На ее службе состояли офицеры, многие из которых стали
известными исследователями и мореплавателями.
Долгое время фактория Российско-Американской компании располагалась в
Охотске. С 1845 года она имела свой порт - Аян, откуда был проложен и знаменитый
Аяно-Якутский тракт.
Знания, опыт, флот компании во многом предопределили дальнейший успех
Амурской экспедиции, а порт Аян стал ее опорной базой. В 1846 году принадлежащий
ей бриг "Константин" первым из российских судов вошел для гидрографических
исследований в лиман и устье Амура. Командовал кораблем поручик корпуса флотских
штурманов Александр Михайлович Гаврилов.
В том же году, отказавшись от престижного назначения на фрегат "Паллада",
морской офицер Г.И.Невельской подал рапорт о переводе его на транспорт "Байкал",
отправлявшийся в Тихий океан с грузами Российско-Американской компании. А в 1847
году генерал-губернатором Восточной Сибири становится Н.Н. Муравьев.
Соединением воли и усилий двух ярких государственных деятелей - Н.Н.
Муравьева и Г.И. Невельского был предопределен успех освоения Амура.
Летом 1849 года Г.И. Невельской вошел в устье Амура, где по его приказу
лейтенант П. В. Казакевич провел разведывательное плавание на шлюпке, убедившись
в верности предположений о доступности реки для сквозного плавания по ней и
ничейности прилегающей территории. Зиму 1850 года Невельской проводит в
Петербурге, добиваясь правительственного положительного решения о намечаемых
действиях, которые должны были закрепить Приамурье за Россией.
Первый пост, под видом зимовья Российско-Американской компании, был поставлен
возле устья Амура, у залива Счастья. Его назвали Петровским - в честь Петра I,
чья мысль о возвращении сюда русских стала воплощаться в жизнь. 1 августа 1850
года под салют из ружей и фальконета Невельской поднял и установил русский флаг.
Так появился пост Николаевский, в честь Николая I, принявшего предложения
Невельского и Муравьева. Именно этот конкретный случай по свидетельству
историков послужил поводом для ставшей впоследствии афоризмом известной фразы
царя,: "Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен".
Наиболее важным центром, новой "столицей" русского Амура становится на
недолгое время Петровский пост, Петровское, как его стали звать сами участники
экспедиции, а затем Николаевский пост, Николаевское.
Несмотря на предписание Особого комитета при царе не предпринимать
дальнейшего продвижения, экспедиция Невельского начинает самые активные
исследования. В первые же месяцы из рассказов коренного населения и исследований
Приамурья и побережья Татарского пролива она получила ценнейшие сведения.
Сам Невельской летом 1850 года поднялся на шлюпке до мыса и селения Тыр. Там
же, подле Тырского утеса, Невельской сделал свое смелое историческое заявление
маньчжурам, гилякам и гольдам:
"От имени Российского правительства сим объявляется всем ... что так как...
весь Приамурский край, до корейской границы, с островом Сахалином составляют
Российские владения, то никакие здесь самовольные распоряжения, а равно и обиды
обитающим племенам не могут быть допускаемы. Для этого ныне поставлены
российские военные посты в заливе Искай и в устье реки Амур..."
Это же заявление было сделано позже, несколько дней спустя, и стоявшим на
рейде Петровского гамбургскому и американскому судам-китобойцам.
Невельской был в эпицентре событий и поступал с необыкновенной
решительностью. В первую же зиму, встретив 1852 год в Петровском, он отправляет
10 января подпоручика Д.И.Орлова в район Тугура, затем 11 февраля лейтенанта
Н.К.Бошняка на Сахалин, на следующий день мичмана Н.М.Чихачева на Амгунь, 17
февраля приказчика Российско-Американской компании А.П. Березина до Китая по
Амуру.
Весной Г.И.Невельской принимал от своих разведчиков отчеты и донесения, из
которых явствовало, что китайских пограничных знаков нигде не стояло, местное
население не имело над собой ничьей администрации и власти. Т.о., ни о какой
пограничной линии и государственном наблюдении китайской стороны за отрешенными
от России по Нерчинскому трактату землями не была и речи.
Весь 1852 год Г.И.Невельской боролся за русский Дальний Восток. Все решалось
здесь. Все определялось личным мужеством Г.И.Невельского и самоотверженностью
его сподвижников, к которым летом присоединились мичманы А.И. Петров, будущий
учитель прославленного адмирала С.О.Макарова, и Г.Д.Разградский с корвета "Оливуца".
На берегу Амура и Татарского пролива один за другим появляются русские
военные посты. По убеждению Н.Н. Муравьева, России бесспорно принадлежал
Приамурский край по левобережью Амура.
Встретив Новый 1853 год в Петровском Г. И. Невельской спланировал экспедицию
на Сахалин и в бухту Де-Кастри Татарского пролива, куда в январе направились
молодые офицеры Бошняк, Петров, Разградский и приказчик-путешественник Березин.
Уже 4 марта в Де-Кастри был поднят русский военный флаг и закладывается пост и
только после этого, летом 1853 года Невельской получил из Петербурга уведомление
о том, что Российско-Американской компании предписано занять Сахалин и управлять
им на тех же основаниях, что и землями в Русской Америке.
Ильинский и Муравьевский посты на Сахалине, Александровский в бухте Де-Кастри,
Мариинский на Амуре обозначили российские владения на Дальнем Востоке. На каждом
из постов находилось составленное Невельским и написанное на немецком,
английском и французском языках предупреждение для иностранных судов о том, что
Приамурский, Уссурийский края и Сахалин принадлежат России, находятся под ее
защитой и любые действия, как и появление здесь, должны быть согласованы с ее
правительством.
Возвращение на Амур России ускорила Крымская война. К этому времени главный
тихоокеанский порт страны был перенесен из Охотска в Петропавловск, на Камчатку.
Кратчайший путь для подкрепления Петропавловска войском, запасами оружия и
продовольствия лежал через Амур.
Уже 22 апреля 1853 года Николай I направил в Особый кабинет предложение
Н.Н.Муравьева об организации сплава по Амуру, а китайской стороне было
направлено письмо о предстоящем сплаве.
14 мая 1854 года первый амурский сплав во главе с Муравьевым тронулся в путь.
В два с половиной часа пополудни 18 мая 1854 года они вошли в Амур.
Главным тихоокеанским портом России долгое время служил Охотск. С заселением
Камчатки, Чукотки, Курильских островов и американских земель, с увеличением
потока грузов и размеров судов он все больше становился неудобным. Невельской
предложил перенести ее в Николаевский пост.
С весны 1853 года Амурская экспедиция возводилась в ранг государственной и
Николаевский пост официально утверждался ее основной базой, избавляясь
одновременно и от предыдущего статуса "лавки Российско-Американской компании".
Превращение Николаевского поста в амурскую "столицу" началось летом 1854
года, когда во время первого сплава по Амуру Н.Н. Муравьев остановился на отдых
в Мариинском посту. Здесь он отдал распоряжение Невельскому сконцентрировать
основные силы и людей к предстоящей зиме в Николаевском посту.
На время войны с Англией и Францией Николаевское вобрало в себя все основные
русские тихоокеанские силы. Сюда весной 1855 года прибыли защитники
Петропавловска.
Главным достоинством Николаевского поста Невельской считал его
неприступность. Приняв все портовое хозяйство и население Петропавловска, а
также фрегат - "Аврору", корвет "Оливуцу", транспорты "Иртыш", "Байкал" и
"Двина" - Николаевский пост стал с 1855 года фактически главным портом и
крепостью России на Дальнем Востоке.
Второй сплав по Амуру, летом 1855 года, не только укрепил Нижний Амур военной
силой, но и открыл край для заселения крестьянами. Первыми поселенцами после
возвращения России этой территории стали здесь свободные хлебопашцы с иркутской
и забайкальской земель, которые основали деревни Иркутскую, Богородскую,
Михайловскую, Ново-Михайловскую, Сергиевскую и Воскресенскую. Их обустройством
руководил сын декабриста Сергея Волконского и Марии Волконской - Михаил,
чиновник особых поручений при генерал-губернаторе.
В Николаевском размещается Управление камчатского губернатора
B.C.Завойко. На Амуре заканчивается эра открытий.
Осенью 1856 года от Николаевска до Мариинска была устроена почтовая линия.
Позже ямская связь протянется до Хабаровска, Благовещенска и Читы, соединив
Дальний Восток с Россией. Летом почта доставлялась более-менее регулярно
ходившими пароходами, зимой - ямщиками, по льду Шилки и Амура. В 1862 году
приступили к строительству электрического телеграфа.
В 1858 году в Николаевске уже проживало 1707 человек, в том числе - 258
женщин. Город значительно расширился, заняв территорию между речками Патхой и
Каморой. В нем было уже более 200 домов.
Начиная с 1857 года, в быстро растущий город потянулись представители
различных торговых фирм, отечественных и иностранных.
В конце 50-х годов XIX века здесь вели дела 35 купеческих фамилий. Основную
роль среди них играли купцы Есиповы, Русановы и Корякины. Иностранные торговцы
имели в Николаевске свой собственный квартал. В 1857 году в порту побывало семь
иностранных торговых судов, в 1858 уже пятнадцать. Другой поток товаров шел с
верховьев Амура.
В 1863 году в Николаевске наряду с военным было введено гражданское
управление во главе с городским головой. Были учреждены гражданский суд и
полиция. В 1864 году население города уже насчитывало 4017 человек, из них - 886
женщин.
Набирала силы Сибирская флотилия. С 1858 года по 1866 она пополнилась 17-ю
речными и одним морским пароходом "Америка". Тогда же на Дальний Восток
отправлялись одна за другой военные эскадры, выходившие из Кронштадта. Первая,
под командованием капитана 1 ранга Д.И.Кузнецова, вышла 7 сентября 1857 года в
составе корветов "Воевода", "Новик", "Боярин" и клиперов "Пластун", "Джигит",
"Стрелок". Через неделю на Дальний Восток с Балтики отправился фрегат "Аскольд"
под командованием капитана 1 ранга И.С.Унковского, последнего командира фрегата
"Паллада". Еще через год оттуда же, из Кронштадта, под началом капитана 1 ранга
А. А.Попова ушли корветы "Рында", "Гридень ", клиперы "Опричник ", а в 1859 году
отправились фрегат "Светлана", корвет "Посадник", клиперы "Разбойник" и
"Наездник".
Более половины населения Николаевска-на-Амуре были военные чины (51%), а с
казаками и членами их семей - того больше (54,6%).
Шестидесятые годы 19-го века - время наиболее бурного развития города со дня
его основания. С каждым годом Николаевск разрастался вширь и вглубь. Желающих
поселиться и нем было много. К 1871 гиду население Николаевска превысило уже
пять тысяч человек.
Амурская торговая флотилия, созданная на рубеже 1864-1865 годов, имела к
началу 70-х годов в своем составе 12 различных судов. В последующее десятилетие
николаевские механические портовые мастерские построили три морских, три речных
и 65 весельных судов, семь шаланд и шесть барж, а также собрали 16 пароходов и
три баржи из доставленных частей. Всем этим занимались 305 матросов, ссыльных,
отставных солдат и наемных рабочих из мещан. А началом судостроения и в
Николаевске можно считать постройку шхуны-баржи "Лиман" в октябре 1854 года,
предназначенной для перевозки с мыса Лазарева пушек "Паллады".
Немалую помощь местным судостроителям оказывали американские, французские,
голландские и бельгийские инженеры-механики, работавшие здесь но контракту. По
окончании предусмотренного срока большинство уезжало домой, но были и такие, кто
оставался на Нижнем Амуре навсегда, найдя здесь свою вторую родину.
К 1860 году в Николаевске были собраны или построены пароходы "Амур", "Лена",
"Граф Муравьев-Амурский", "Онон", "Ингода", "Чита", "Зея" и другие, успешно
плававшие по Амуру и Шилке.
Дальнейшую судьбу Николаевска решало основание военных постов Хабаровка, в
1838 году, и Владей Востоком, в 1860 году.
С первых же лет Владивостоку была уготована роль главного порта России на
Тихом океане. Ее предопределило не только наличие удобной гавани, но и
безоговорочное занятие русскими всего Приамурского и При-уссурийского краев, к
середине 60-х годов Владивосток представлял собой уже значительное селение. Для
его укрепления сюда в 1865 году из Николаевска вначале перевели одну роту 3-го
Восточно-Сибирского полка и дивизион Забайкальской горной артиллерии. 15
сентября отправилась первая партия гражданских поселенцев на транспорте "Гиляк"
(157 человек) и на судне "Гридень" (84 человека).
В 1870 году было принято правительственное решение о переводе главного
тихоокеанского порта России из Николаевска во Владивосток.
С 1872 года переселение николаевцев в южный порт стало массовым. С собой
увозили все: дома, мебель, утварь, скот, оборудование механических мастерских и
прочее.
В том же 1872 году из Николаевска во Владивосток перешли все корабли
Сибирский флотилии - 20 единиц.
Вслед за государственными учреждениями и гарнизоном во Владивосток переезжали
торговцы, промышленники, обслуга. Многие дома в городе на Нижнем Амуре
оставались с заколоченными окнами. В 1873 году численность жителей здесь
сократилась до 3300 человек, а к 1875 году она упала до 2043 человек.
Уменьшилось и число зданий, при том половина из оставшихся пустовала. Сокращение
государственного финансирования подорвало экономическое благополучие города.
Так, всего за 15 лет после того, как из Николаевска в бухту Золотой Рог вышел
транспорт "Манджур" с солдатами под командованием прапорщика Комарова,
Владивосток вобрал в себя практически половину населения оставленного
порта-прародителя.
Еще более тяжелым испытанием стал для Николаевска перенос в Хабаровку
административного центра области. Город еще больше запустел, а жителей в нем
поубавилось. В 1890 году число домов в Николаевске сократилось с 650 в 1875 году
до 184, а численность населения составила только 1844 человека.
К 1895 году население Николаевска уменьшилось до 1000 человек. В начале 90-х
годов здесь практически не было промышленных предприятий, оставалось только
мелкое кустарное производство.
В середине 90-х годов внезапно происходит перелом. В считанные месяцы
население Николаевска почти утраивается с 1000 человек в 1895 году до 2806 в
1896-м. А еще через двенадцать месяцев, по данным первой общероссийской
переписи, численность николаевцев подскочила до 5684 человек, достигнув уровня
1865 года. В летние месяцы, с июля по сентябрь, приток сезонников увеличивал
число обитателей города на Амуре почти до семи тысяч человек. И в 1898 году
постоянное население Николаевска составило 5726 человек. Для сравнения, в том же
году население Владивостока равнялось 29185 человек, Хабаровска - 15092
человека, Никольск-Уссурийска - 3368 человек. Увеличилось в Николаевске и число
построек. Их стало уже 440, при этом значительная часть их была возведена теперь
из кирпича. Такое возрождение имело 2 причины.
Первой из них стала амурская "золотая лихорадка". В низовьях Амура и Амгуни
были открыты богатые месторождения рассыпного золота.
Вторая причина - не менее бурная "рыбная лихорадка" на Нижнем Амуре в
1896-1899 годах. Как сообщают исследователи, в 1899 году в Николаевском районе
было добыто 5,5 миллиона штук лосося. Из них около четырех миллионов было
отправлено в Японию.
Окрестности Николаевска стали главным и, по сути дела, единственным центром
рыбопромышленности в Приамурье, который снабжал не только Японию, но и
Забайкалье.
Первыми повезли дальневосточную рыбу в Москву и Петербург николаевские
рыбопромышленники Лавров и Галичанин. Амурский лосось был признан не хуже
архангельской семги. Одновременно Николаевск вывозил и сотни пудов красной икры.
Николаевск по существу стал рыбной "столицей" всего российского Дальнего
Востока. Здесь лососевые и осетровые не только добывали, но и обрабатывали. Были
выстроены капитальные заводы, оборудованные по последнему слову техники.
Золотой и рыбный бум позволили городу обрести второе дыхание. Все больше
открывалось новых торговых и промышленных предприятий, поднялись заработки
николаевцев, росла численность работающих. В 1900 году на рыбных промыслах в
низовье Амура было занято 4,5 тысячи человек, в том числе 1,5 тысячи японцев. В
1907-м - семь, а накануне первой мировой войны уже около 12,5 тысяч человек.
Увеличилась продажа бакалейных товаров и мануфактуры.
В 1914 году правительство принимает решение о создании в Николаевске морскою
порта. Тогда же был составлен полный технический проект. Предусматривалась
постройка причалов, пакгаузов, лесопильных заводов, угольных и других складов,
береговых рефрижераторов, лесной гавани, рыбных пристаней, дока, эллинга и
других сооружений.
Строительство порта началось в 1914 году и продолжалось до 1917-го. За это
время был сделан искусственный мол с пятью пакгаузами вместимостью по четыре
тысячи тонн каждый, проведено углубление северного бара и устроен канал в бухте,
подчищены проходы к причалам. В 1916 году морской грузооборот Николаевска достиг
7,3 миллиона пудов.
В 1913 году население Николаевска достигло 14397 человек (9128 мужского и
5296 женского пола). Число зданий в городе около 2000, в том числе 1019
административных, общественного назначения и т.д. Вырос и промышленный потенциал
города. Здесь работало три кирпичных и столько же лесопильных заводов, две
механические мастерские, золотосплавочная лаборатория, около 10 предприятий по
переработке рыбы и мелкие пищевые и бытовые производства.
Вслед за промышленным подъемом шло культурное развитие. Издавались две газеты
- "Амурский лиман" два раза в неделю и "Восточное Поморье" три раза в неделю.
Появилась своя типография. Образование было представлено девятью учебными
заведениями, среди них реальное училище, женская гимназия и ремесленное училище
(в нем обучали столярному, слесарному, кузнечному, бочарному и портняжьему
делу).
В 1913 году по Амуру от села Мариинского и ниже выросло 21 русское село с
общим числом жителем 6567 человек и было больше небольших национальных стойбищ
ульчей, нивхов, негидальцев. Все они тяготели к Николаевску и географически, и
экономически. В связи с этим в 1914 году Николаевску были возвращены права
областного (окружного) города.
Вновь, как и до 1880 года, в нем стали сосредоточиваться государственные
учреждения, окружной суд, управление крепостью и портом, таможня и т.д.
После Февральской революции 1917 года в период Временного правительства
Приамурское генерал-губернаторство было упразднено. Территория стала называться
Приамурским или Дальневосточным краем. Приамурский край стал управляться
комиссаром Временного правительства по делам Дальнего Востока, в области и уезды
были также назначены комиссары, а в волостях - земские правления.
6 апреля 1920 года в Верхнеудинске было декларировано образование
Дальне-Восточной Республики (ДВР). В ее состав вошли Амурская, Забайкальская,
Камчатская, Приморская и Сахалинская области. Столицей ДВР стала Чита. Согласно
договору между ДВР и РСФСР от 20.12.1920 г. Камчатская область вошла в РСФСР.
14 ноября 1922 года правительство ДВР сложило свои полномочия, а 15 ноября
1922 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о вхождении территории
бывшей ДВР в РСФСР как новой административной единицы. 25.07.1923 г. образована
Дальневосточная область. Все бывшие области преобразованы в 1922 г. в губернии:
Приморская, Амурская. Забайкальская, Камчатская и Прибайкальская (в 1923 г.
упразднена, а территория ее вошла в состав Бурят-Монгольской АССР).
4 января 1926 года Дальневосточная область упразднена и образован
Дальневосточный край (ДВК). Губернии были ликвидированы и образованы 9 округов,
которые делились на районы. В ДВК вошли округа: Читинский, Сретенский (в 1930
году вошли в состав Восточно-Сибирского края), Зейский, Амурский,
Владивостокский, Сахалинский, Хабаровский, Камчатский, Николаевский-на-Амуре,
Корякский национальный (с 10.12.1930), Чукотский национальный (с 10.12.1930) и
Охотско-Эвенский (с 10.12.1930. - упразднен в 1934 году). В июле 1930 года
(Постановлением ЦИК СССР округа (кроме национальных) ликвидированы, а районы
стали непосредственно подчиняться Далькрайисполкому.
20.10.1932 года в рамках Дальневосточного края создаются Амурская,
Сахалинская и Камчатская области, куда входят районы бывших округов, а в
Камчатскую область, кроме того, - Корякский и Чукотский национальные округа. В
1934 году в ДВК образуются еще области Уссурийская, Приморская, Нижне-Амурская,
Зейская (ликвидирована в 1937 году), Хабаровская. Еврейская автономная область (ЕАО)
создана 7 мая 1934 года не базе Биробиджанского района (с 20.08.1930).
20 октября 1938 года Дальневосточный край делится на два края – Хабаровский и
Приморский.
В Приморский край тогда вошли Приморская (упразднена в 1939 году) и
Уссурийская (упразднена в 1943 году) области. Районы перешли в прямое подчинение
Приморского крайисполкома с центром в г. Владивостоке.
В Хабаровский край вошли области: Амурская, Хабаровская (упразднена в 1939
году), Нижне-Амурская, Камчатская, Сахалинская и ЕАО.
Победа над Японией в 1945 г. обусловила возврат Курильских островов и Южного
Сахалина в состав Советского Союза.
В 1946 году образуется Южно-Сахалинская область, но вскоре упразднена, так
как ее районы переданы в вышедшую из состава Хабаровского края Сахалинскую
область (2.01.1947 г.). В состав Сахалинской области вошли острова Сахалин,
Монерон, Тюлений и Курильские острова.
2 августа 1948 года из состава Хабаровского края выделена Амурская область.
3 декабря 1953 года из северных районов Хабаровского края и Чукотского
национального округа образована самостоятельная Магаданская область.
23 января 1956 года из Хабаровского края вместе с Корякским национальным
округом выделяется в самостоятельную Камчатская область, в тот же год
ликвидирована Нижне-Амурская область, а ее районы подчинены непосредственно
Хабаровскому крайисполкому.
Посла принятия Декларации о государственно-правовом статусе Еврейской
автономной области (29 октября 1991 г.) область выведена из состава Хабаровского
края и стала полноправным субъектом Российской Федерации, а Чукотский и
Корякский национальные округа также получили статус самостоятельных субъектов
РФ, как автономных округов.
Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика была образована
27.04.1922 г. в составе РСФСР. В ходе социального переустройства СССР в 1992
поду переименована в Республику Саха (Якутия). Постановлением Президиума
Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 12 октября 1993 г. районы
переименованы в улусы.
Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской
Федерации в федеральном округе» № 849 от 13 мая 2000 г. образован
Дальневосточный федеральный округ (ДВФО), в который входят: Республика Саха
(Якутки), Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская и
Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский и Корякский
автономные округа. Центр Дальневосточного федерального округа – г. Хабаровск.
Из истории организации медицинской помощи на Дальнем Востоке.
Малочисленная сеть медицинских учреждений на Дальнем Востоке, как и во всей
России до 1917 г., была подчинена различным ведомствам и благотворительным
обществам .
В начале 90-х гг. XIX в. Сельская врачебная часть была
передана в ведение Медицинского департамента Министерства внутренних дел. В 1897
г. были утверждены медицинские штаты для Приамурского края, но и после этого,
штатные места долгое время оставались вакантными, а фельдшерские должности
занимали ротные фельдшеры. В наиболее отдаленных районах Дальнего Востока
медицинская помощь сельскому населению практически не оказывалась.
Амурское и Уссурийское казачьи войска имели свою обособленную медицинскую
организацию. При всех линейных батальонах и казармах функционировали приемные
покои, рассчитанные на 4-6 коек, но во многих медицинских учреждениях штатные
должности оставались вакантными. Только в канун I Мировой
войны на Дальнем Востоке удалось, наконец, укомплектовать медицинскую сеть
казачьего округа врачами и фельдшерами.
В 1885 г. в городе Владивостоке была построена больница на 40 коек для
медицинского обслуживания переселенцев, а в 1896 г. в Благовещенске была
построена первая амбулатория для переселенцев. В связи с тем, что переселенцы
зачастую являлись фактором распространения инфекционных болезней, в пунктах
посадки и в пути следования переселенцев на Дальнем Востоке строили холерные
бараки. Переселенческое ведомство считалось наиболее богатым на Дальнем Востоке,
а переселенческие лечебные заведения – одними из лучших.
На водных путях Амурского бассейна до 1917 г. существовала обособленная
врачебно-санитарная часть. На протяжении от Сретенска до Николаевска-на-Амуре
(т.е. на всей судоходной части Амура) было всего 4 участковых врача и 5
фельдшеров.
В 1910 г. на Дальнем Востоке возникла медицинская служба железнодорожного
транспорта в связи со строительством в Приамурье железнодорожной магистрали.
Несмотря на все трудности организации медицинской службы в условиях тайги, она
была поставлена здесь для того времени не плохо. Каждый отряд в 100 человек
сопровождал фельдшер, а экспедиционный санитарный отряд возглавлял врач.
Отличительной особенностью дальневосточной медицины было тесное
взаимодействие между различными ведомствами. Так, работодатели заключали
договоры с транспортными, переселенческими, казачьими и др. лечебными
заведениями. В Амурской области, например, среди 44 обследованных промышленных
предприятий только 2 имели своих врачей.
В конце XIX в. на Дальнем Востоке стала развиваться
городская медицина, действовавшая на началах общеобязательности уплаты
больничного сбора. Во Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске, Зее и других
городах население платило больничный сбор (2 руб. в год с мужчины и 1 руб. с
женщины) и лечились в городских больницах бесплатно. Больничный сбор собирался и
во время гражданской войны, оставаясь одним из основных источников ассигнования
городской медицины.
Затрачивая более или менее значительные средства на медицинские учреждения в
течение многих лет, дальневосточные города не создали системы медицинских
учреждений, отвечающей требованиям того времени и достаточно гибкой для
изменчивых условий далекой окраины. Основной чертой всех городских мероприятий
на Дальнем Востоке в деле организации медицинской помощи населению были
бессистемность и случайность.
Согласно материалам Высочайше утвержденной междуведомственной комиссии по
пересмотру врачебно-санитарного законодательства (комиссии Рейна) общий уровень
развития здравоохранения на Дальнем Востоке был одним из самых низких в Империи.
Наиболее остро ощущалась нехватка стационарной медицинской помощи в сельской
местности.
Из вышеприведенных данных видно, что, несмотря на высокую интенсивность
развития региона, на Дальнем Востоке в начале XX в. существовали неразвитость
промышленного производства, распыленность населения по большой территории,
низкая организация жителей, высокая степень миграции вследствие сезонности работ
и большого количества иностранных рабочих. Все это не создавало
социально-экономических предпосылок к хорошей организации медицинской помощи
населению Дальнего Востока.
Более того, в основном эти же причины сохранялись и в последующие десятилетия
и оказывали негативное влияние и на развитие советского здравоохранения, которое
на Дальнем Востоке развивалось по остаточному принципу уступая приоритет
промышленному освоению территории.