Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 1.3. Формирования трудовых ресурсов Дальневосточного федерального округа (проблемы и перспективы)

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Здравоохранение Дальнего Востока на рубеже веков: проблемы и перспективы / 1.3. Формирования трудовых ресурсов Дальневосточного федерального округа (проблемы и перспективы)
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 11339; прочтений - 5083
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

1.3. Формирования трудовых ресурсов Дальневосточного федерального округа (проблемы и перспективы)

Демографическая ситуация

Дальневосточный федеральный округ занимает более 36 % территории России. В регионе, имеющем стратегическое значение для всей страны, должны своевременно решаться социально-экономические проблемы населения, его занятости, накопления трудового потенциала, чтобы обеспечить геополитическую и экономическую стабильность.

На уровень социального комфорта населения большое влияние оказывает уровень цен. Индекс потребительских цен в декабре 2001 г. к декабрю 2000 г. в ДВФО составил 117,8%. В последние 3 года стабильно снижался уровень роста данного показателя и только в 2001 г. темп его роста несколько увеличился в 4-х территориях округа: Амурская, Сахалинская и Еврейская автономная области, Хабаровский край (табл. 1.13). Наибольшим уровень этого показателя был в Хабаровском крае (123,5 %), наименьшим – в Чукотском АО (110,5 %).

Таблица 1.13 Индексы потребительских цен (в процентах; декабрь к декабрю предыдущего года)

19921) 19951) 1996 1997 1998 1999 2000 2001
РФ 26,1 2,3 121,8 111,0 184,4 136,5 120,2 118,6
Республика Саха (Якутия) 26,3 2,3 121,8 106,3 155,4 137,3 117,4 113,1
Еврейская АО 21,4 2,4 125,5 114,9 166,3 129,5 116,9 119,0
Чукотский АО 21,5 2,5 156,0 123,6 152,1 167,2 119,7 110,5
Приморский край 28,8 2,2 122,2 110,1 171,2 131,8 119,0 119,0
Хабаровский край 30,6 2,2 120,6 114,8 163,9 135,0 119,9 123,5
Амурская область 26,5 2,2 122,1 112,0 171,5 124,0 118,0 119,7
Камчатская область 49,0 2,4 127,3 113,5 162,3 151,6 124,3 115,4
Корякский АО             131,3 121,5
Магаданская область 52,7 2,0 121,3 110,7 153,7 148,9 118,3 117,5
Сахалинская область 31,9 2,4 131,8 109,0 174,3 140,7 115,6 119,4

1) В разах.

*) Хабаровский краевой комитет государственной статистики, 2001

Индексы потребительских цен на продовольственные товары в 2001 г. составил 114,2%. Темп роста по сравнению с предыдущими годами снизился во всех территориях, кроме Камчатской области (табл. 1.14). Наиболее высоким уровень индекса цен на продукты был в Корякском АО (123,2 %), наименьшим – в Чукотском АО (103,9 %).

Таблица 1.14 Индексы потребительских цен на продовольственные товары (в процентах; декабрь к декабрю предыдущего года)

19921) 19951) 1996 1997 1998 1999 2000* 2001
РФ 26,3 2,2 117,7 109,1 196,0 135,9 117,9 117,1
Республика Саха (Якутия) 25,2 2,5 116,1 104,5 179,8 127,2 115,3 112,1
Еврейская АО 29,9 2,3 111,6 107,7 181,7 122,4 113,2 113,5
Чукотский АО 29.8 2.5 163.0 124.8 146.2 171,4 112,9 103,9
Приморский край 26,5 2,1 111,1 105,9 187,7 128,5 116,0 113,7
Хабаровский край 30,7 2,0 115,9 111,0 180,5 128,5 118,1 117,7
Амурская область 21,3 2,1 113,1 109,4 186,1 122,2 117,2 115,8
Камчатская область 35,1 2,3 114,6 105,8 167,0 141,5 116,6 118,0
Корякский АО             124,3 123,2
Магаданская область 48,3 1,8 112,9 103,9 161,5 137,2 117,2 116,6
Сахалинская область 12,5 2,1 121,7 102,7 186,9 129,1 115,7 109,1

1) В разах.

* - Январь 2001 к январю 2000

*) Хабаровский краевой комитет государственной статистики, 2001

Индексы потребительских цен на непродовольственные товары в 2001 г. составил 114,6%. Темп роста по сравнению с предыдущим годом снизился во всех территориях, кроме Хабаровского края (табл. 1.15). Максимальным этот показатель был в Хабаровском крае (123,6 %), наименьшим – в Камчатской области (108,6 %).

Таблица 1.15 Индексы потребительских цен на непродовольственные товары (в процентах; декабрь к декабрю предыдущего года)

19921) 19951) 1996 1997 1998 1999 2000* 2001
РФ 26,7 2,2 117,8 108,1 199,5 139,2 118,5 112,7
Республика Саха (Якутия) 13,1 2,0 112,9 101,2 152,9 146,5 118,0 115,6
Еврейская АО 11,7 2,4 134,7 113,9 172,4 143,8 116,1 112,9
Чукотский АО 21,7 2,5 152,0 118,7 160,0 137,9 131,3 127,3
Приморский край 25,6 2,3 115,7 110,5 170,1 142,3 115,0 109,7
Хабаровский край 20,2 2,3 124,7 115,8 165,7 149,4 114,5 123,6
Амурская область 20,8 2,2 124,5 108,3 174,8 133,4 114,6 111,8
Камчатская область 39,6 2,5 138,5 112,9 189,0 149,7 120,2 108,6
Корякский АО             123,3 115,5
Магаданская область 36,3 1,9 129,3 106,1 160,3 149,9 121,1 112,2
Сахалинская область 52,5 2,5 129,7 114,6 182,3 152,1 113,0 113,1

1) В разах.

* - Январь 2001 к январю 2000

*) Хабаровский краевой комитет государственной статистики, 2001

Индексы потребительских цен на платные услуги в 2001 г. в ДВФО составил 134,9%. По сравнению с предыдущим годом он вырос в 7 регионах округа (табл. 1.16). Максимальным рост был в Сахалинской области (162,1 %) и Приморском крае (155,4 %), минимальным – в Республике Саха (Якутия) (112,2 %).

Таким образом, уровень роста потребительский цен в 2001 г. в основном определялся ростом цен (тарифов) на платные услуги населению.

Таблица 1.16 Индексы потребительских цен (тарифов) на платные услуги населению (в процентах; декабрь к декабрю предыдущего года)

19921) 19951) 1996 1997 1998 1999 2000* 2001
РФ 22,2 3,3 148,4 122,5 118,3 134,0 133,7 136,9
Республика Саха (Якутия) 234,0 2,7 168,1 124,6 107,1 157,4 118,8 112,2
Еврейская АО 27,9 3,4 163,0 136,0 116,4 133,9 126,2 144,2
Чукотский АО 25,4 2,2 141,0 124,6 165,7 196,4 110,0 113,7
Приморский край 31,2 2,9 179,6 121,5 120,8 128,5 133,0 155,4
Хабаровский край 40,4 2,7 131,6 123,3 117,6 137,3 138,6 138,4
Амурская область 39,4 2,5 151,4 126,7 113,1 116,5 128,9 149,1
Камчатская область 50,9 2,4 141,8 134,3 107,9 182,9 140,5 119,1
Корякский АО             199,2 124,6
Магаданская область 62,9 2,5 129,0 128,4 121,9 191,9 116,8 131,8
Сахалинская область 32,0 3,2 167,6 120,1 127,7 166,6 117,7 162,1

1) В разах.1

* - Январь 2001 к январю 2000

*) Хабаровский краевой комитет государственной статистики, 2001 

Рост номинальных денежных доходов на душу населения в 2001 г. по отношению к предыдущим годам отмечен во всех субъектах федерации Дальневосточного федерального округа (табл. 1.17). Наиболее высокие денежные доходы на душу населения были в Чукотском и Корякском АО.

Рост реальных денежных доходов на душу населения в 2001 г. по отношению к 2000 г. отмечен во всех территориях ДВФО, кроме Корякского АО, где этот показатель составил 97,8 уровня прошлого года. Наибольшим уровень роста зарегистрирован в Чукотском АО (136,2 %).

Таблица 1.17 Денежные доходы на душу населения

  1990 1995 1996 1997 1998 1999 2001
номинальные (в месяц, рублей)
РФ 215 515 768 934 999 1595 2878,0
ДВФО             2827,1
Республика Саха (Якутия) 355 957 1486 1741 1774 2809 4375,1
Еврейская АО - 411 589 666 737 965 1897,5
Чукотский АО - 1072 1637 1872 - - 4595,8
Приморский край 247 538 730 843 890 1304 2137,1
Хабаровский край 248*1) 528 736 899 1026 1558 2852,0
Амурская область 240 489 740 873 905 1144 1895,0
Камчатская область 402 949 1438 1649 1591 2375 3904,1
Корякский АО             4085,8
Магаданская область 456 961 1334 1516 2015 2405 3731,2
Сахалинская область 328 672 989 1127 1155 1877 3373,8
реальные (в % к предыдущему году)
РФ 115 84 100 106 84 85 105,9
ДВФО             107,6
Республика Саха (Якутия) - 55 100 104 91 97 106,6
Еврейская АО - 73 90 95 80 85 119,3
Чукотский АО - 73 97 92 - - 136,2
Приморский край - 82 94 100 86 85 109,2
Хабаровский край - 81 97 101 93 89 103,3
Амурская область - 88 101 104 82 80 105,5
Камчатская область - 82 92 96 81 87 112,7
Корякский АО             97,8
Магаданская область - 80 91 98 107 86 105,5
Сахалинская область - 74 89 95 79 91 110,1

1) С учетом ЕАО.

*) Хабаровский краевой комитет государственной статистики, 2001

Уровень заработной платы населения в целом определяет объем потребительского спроса на рынке и в целом влияет на оживление и рост экономики. Средняя номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике в разных территориях ДВФО имела значительные колебания. Разница между минимальным (Еврейская автономная область) и максимальным (Чукотский АО) уровнем показателя составила 3,2 раза (табл. 1.18). Однако этот показатель нельзя анализировать в абсолютных величинах, т.к. разница между уровнем цен и, соответственно, стоимостью потребительской корзины во всех территориях ДВФО сопоставима с уровнем заработной палаты.

Таблица 1.18 Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих в экономике (рублей)

  1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001

2001/2000 %

Российская Федерация 303 472,4 790,2 950,2 1100,7 1575 2240,3 3282,0

146,5%

ДВФО             3145,8 4272,0

135,8%

Республика Саха (Якутия) 528 1154,0 1932,3 2270,3 2395,0 3261,0 4541,6 5804,1

127,8%

Еврейская АО 335 497,6 785,9 890,2 1082,0 1467,1 2014,4 2763,7

137,2%

Чукотский АО 646 1681,4 2508,7 2816,3 3274,0 5794,6 8865,7

152,9%

Приморский край 371 648,6 1006,2 1190,8 1248,0 1817,7 2383,4 3270,0

137,2%

Хабаровский край 380 669,7 1068,9 1292,2 1421,0 1941,8 3016,1 3963,1

131,4%

Амурская область 390 612,0 902,8 1135,0 1161,0 1636,7 2277,2 3153,9

138,5%

Камчатская область 589 1213,8 1904,2 2095,7 2366,0 3448,3 4509,6 6092,4

135,1%

Корякский АО             5312,8 6874,8

129,4%

Магаданская область 639 1107,4 1705,7 2017,6 2125,0 3309,2 4600,4 5750,5

125,0%

Сахалинская область 489 872,8 1455,2 1665,2 1924,0 2850,7 3535,8 5099,3

144,2%

*) Хабаровский краевой комитет государственной статистики, 2001

Наибольшим рост номинальной начисленной заработной платы в 2001 г. был в Чукотском АО (152,9 % от уровня 2000 г.), наименьшим – в Магаданской области (125,0 %). В среднем по ДВФО уровень начисленной заработной платы в 2001 г. составил 135,8 % от уровня 2000 г.

В 2001 г. во всех территориях ДВФО продолжался рост уровня назначенных пенсий как в номинальном выражении, так и в реальном. Однако увеличение назначенных пенсий в реальном выражении отстает от уровня роста начисленной заработной платы. Так, реальный рост назначенных пенсий в ДВФО в 2001 г. составил 112,8 % по сравнению с 2000 г., в то время как начисленная заработная плата в реальном выражении выросла на 135,8 %.

Низкая заработная плата, к тому же выплачиваемая несвоевременно, - главный тормоз для экономического роста промышленности, проведения реформ в социальной сфере. Преобразования, например, в жилищно-коммунальной сфере, системах здравоохранения и образования, могут привести к дестабилизации социальной обстановки в регионе, если предварительно заработная плата большинства населения не будет доведена до приемлемого уровня.

Если в 1990 году доля затрат на питание в совокупных расходах семьи составляла около 30%, то сегодня она поднялась в среднем до 60-70%, а у трети населения, проживающего за порогом бедности, достигла 90% потребительских расходов и лишила их возможности удовлетворять даже самые элементарные потребности в обновлении гардероба, приобретении простейших товаров и бытовых предметов.

Средняя величина назначаемых пенсий в ДВФО по состоянию на 01.04.2002 составила 1467,86 руб. При этом минимальной она была в Амурской области (1295,91 руб.) и Приморском крае (1342,26 руб.), максимальной – Чукотском АО (1938,37 руб.) (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Отношение средней пенсии к территориальному прожиточному минимуму пенсионера (на 01.04.2002)

По отношению к среднемесячной начисленной заработной плате сумма средней пенсии по состоянию на 01.04.2002 г. составила от 16,7% (ЧАО) до 38,2% (ЕАО). Несмотря на рост средней пенсии по всем территориям вызывает беспокойство продолжающееся обнищание пенсионеров на фоне общего снижения уровня жизни населения.

Во всех субъектах федерации в округе в 2001 году выросли потребительские расходы на душу населения. При этом в 7 субъектах (за исключением Хабаровского края, Амурской и Камчатской областей) темпы роста выше, чем в среднем по России (128%). Наиболее высокие темпы роста были в Сахалинской области – 162,9%, что является наивысшим показателем даже среди всех северных регионов Российской Федерации.

Таблица 1.19 Темпы роста (снижения) денежных доходов и потребительских расходов на душу населения (декабрь 2001 г. к декабрю 2000 г., в процентах)

  РС (Я) Прим. край Хаб. край Амур. обл. Кам. обл. Маг. обл. Сах. обл. КАО ЧАО РФ
Денежные доходы 129,3 141,3 127,9 121,3 133,9 126,9 135,5 145,3 133,1 124,5
Потребител. расходы 131,6 147,9 125,5 127,6 110,8 129,6 162,9 131,8 146,9 128,0

Если основная масса населения по текущему потреблению оказалась отброшенной на двадцать лет назад, то одновременно выделилась небольшая часть населения (около 10%), доходы которой выросли. Если в России в целом по оценкам Госкомстата доля бедных (с доходом ниже прожиточного минимума) составляет 29,1%, то по Дальневосточному округу в среднем - 43% (рис. 1.3).

Увеличение разрыва между высокодоходными и низкодоходными группами населения приводит к антогонизации социальной структуры и резкому противопоставлению людей по имущественному и социальному цензу.

Реальный уровень жизни населения характеризует не только уровень его доходов, но и стоимость жизни. Такими показателями являются величина прожиточного минимума и соотношение денежного дохода и величины прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума устанавливается согласно правовых актов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в декабре 2001 г. в ДВФО она колебалась от 1317 руб. в Амурской области до 3014,3 руб. в Камчатской области. Соотношение денежного дохода и величины прожиточного минимума в декабре 2001 г. в ДВФО во всех территориях превышало 100 % и колебалось от 208% в Хабаровском крае до 135 % в Приморском крае. Хотя в январе 2001 г. в 2-х территориях ДВФО (Хабаровском крае и Магаданской области) денежный доход был ниже величины прожиточного минимума

Рис. 1.3. Удельный вес населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума (2000 г., в % от общей численности населения региона)

Рис. 1.3. Удельный вес населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума (2000 г., в % от общей численности населения региона)

На низком уровне находится и объем жилищного строительства. Так, в 1990 г. в ДВФО было введено в действие 3919 тыс. м2 общей площади жилых домов, в то время как в 2001 г. - 806,8 или 20,6 %. Причем темпы снижения объемов жилищного строительства по территории округа разнятся во много раз. Наибольший объем жилищного строительства демонстрирует Республика Саха (Якутия) – 42,5 % от уровня 1990 г., наименьший – Магаданская область (3,7 % от уровня 1990 г.), Камчатская область (4,6 %) и Еврейская автономная область (6,4 %). Две территории жилищное строительство не ведут – Чукотский и Корякский АО.

Сложившаяся ситуация если еще в какой-то мере может быть логичной в Северных территориях, откуда последнее десятилетие идет наиболее мощный поток миграции (Чукотский АО, Корякский АО). Однако, даже с учетом снижения численности населения во всех территориях ДВФО продолжается выбытие из эксплуатации жилого фонда, тем более что значительная его часть была ветхой даже к началу реформ, а за весь пореформенный период средств не только на капитальный, но даже и на текущий ремонт выделялось крайне недостаточно. Иными словами, продолжают ухудшаться условия жизни населения.

Реформы совершают не законы, а живые люди со своим динамическим стереотипом и своими личными целями. В Восточной Европе и Прибалтике, где еще живо поколение людей, выросших в условиях рыночной экономики, реформа в виде «шоковой терапии» оказалась более или менее успешной, а реакция основной массы населения на изменение условий жизни не вышла за рамки стресса. В России, где такое поколение уже давно отсутствует, «шоковая» стратегия перехода к рыночным отношениям привела к развалу экономики страны и слому динамического стереотипа у подавляющего большинства населения. В результате социальная цена реформ оказалась непомерной (Величковский Б.Т., 2001).

Однако, нет оснований считать, что реформы сами по себе обязательно связаны с ухудшением качества жизни и здоровья и повышением смертности населения. Устоявшееся мнение о неизбежности социальных издержек в ходе реформ опроверг Китай.

Дальний Восток входит в число регионов с неблагополучной демографической обстановкой. Численность населения на территории Дальневосточного федерального округа с 1991 года по настоящее время, т. е. за 11 лет, уменьшилась на 10 % (от 6 % в Приморском крае до 49% в Чукотском автономном округе), в т.ч.:

  • Хабаровский край - на 7,6%,
  • Еврейская автономная область - на 11%,
  • Амурская область - на 7%,
  • Приморский край - на 6%,
  • Якутская республика - на 11%,
  • Магаданская область - на 37%,
  • Камчатская область - на 10%,
  • Сахалинская область на 16,7%,
  • Чукотский округ - на 48,7%,
  • Корякский округ - на 25%.
  • Снижение численности населения произошло как за счет миграционного оттока, в результате которого население в целом уменьшилось на 7% (из 10 %) (численность трудоспособного населения - на 16% от экономически активного), так и за счет падения естественного прироста. Причиной данных демографических процессов на Дальнем Востоке стала государственная политика, в которой демографическим процессам отводилась, по существу, остаточная роль. Миграционные трудопотоки фактически должны были вносить только коррективы в трудодефицитные диспропорции, которые складывались в результате нарушения сбалансированности между темпами целевого развития производства и темпами естественного прироста населения на различных территориях Дальнего Востока. Остаточный подход к демографическим проблемам не мог не сказаться на диспропорциях развития демографических структур, разбалансированности отдельных элементов демографического и трудового потенциала, планирование которого не подкреплялось мерами и ресурсами, обеспечивающими дополнительный рост и развитие социальной инфраструктуры региона.

    Результатом отсутствия плановых мер демографической политики на протяжении десятилетия стала депопуляция в Дальневосточном федеральном округе.

    Данная тенденция все последние годы усиливалась. Так, если в 1990 году число родившихся в Дальневосточном регионе составляло 124,3 тыс. человек, то в 2001 году оно снизилось до 69,7 тыс. человек, т.е. практически в два раза, число умерших же наоборот увеличилось с 66,0 тыс. человек в 1990 году до 93,5 тыс. человек в 2001 году. Количество смертей в 2001 году превышает число рождений на 23,8 тыс. или в 1,3 раза. Сложившийся в округе уровень рождаемости значительно ниже необходимого для простого численного замещения поколений родителей их детьми. Если в 1992 году коэффициент рождаемости в регионе составлял 11,8 родившихся на 1000 человек, то к 2000 году он снизился до 9,3 промилле.

    Однако 2001 г. несколько изменил тенденцию прошлых лет и дал рост рождений на 3224 ребенка, что впрочем не меняет сложившуюся ситуацию, особенно на фоне параллельного роста уровня смертности.

    Современная ситуация с рождаемостью обусловлена во многом социальной нестабильностью в обществе. Существенным экономическим фактором естественной убыли стал отказ определенной доли семей от рождения даже первенца по экономическим соображениям. Фактически это означает нарушение прав и свобод граждан региона в реализации своих репродуктивных способностей.

    На фоне низкого уровня рождаемости наблюдается ежегодный рост детей, рожденных вне брака (почти каждый третий ребенок), только за 2000 год этот показатель вырос на 1,3 % по сравнению с 1999 годом, в России он на 11,7 % ниже, чем на Дальнем Востоке.

    Существенным проявлением социально-демографического неблагополучия в Дальневосточном районе явился высокий уровень смертности населения. И хотя его уровень не превышает показателя РФ, он проодлжает расти. Показатель смертности в 2001 г. в 1,6 раза больше, чем в 1990 году. В 6 субъектах федерации ДВФО (Амурская, Еврейская автономная и Сахалинская области, Хабаровский и Приморский края, Корякский АО) коэффициент смертности превышает среднерегиональный показатель (13,2 промилле). Основными причинами смертности населения Дальнего Востока явились болезни системы кровообращения (54,3%), несчастные случаи, отравления и травмы (5,3%), новообразования. Поздние сроки диагностики раковых заболеваний приводят к тому, что почти третья часть больных ставится на учет на IV стадии болезни.

    Одна из наиболее злободневных проблем - смертность жителей региона в трудоспособном возрасте. Этот фактор оказывает самое неблагоприятное воздействие на формирование и состав трудовых ресурсов. Ежегодные потери данного возраста на Дальнем Востоке составляют более 25-30%.

    Согласно демографическому прогнозу Госкомстата России тенденция снижения численности населения продолжится и в начале нынешнего столетия. Сокращение численности населения будет происходить за счет естественной убыли населения, которая на протяжении всего прогнозируемого периода будет увеличиваться.

    В регионе сложится неблагоприятная возрастная структура населения: детей и подростков будет меньше, чем лиц пенсионного возраста. Предположительно к 2015 году доля лиц старше трудоспособного возраста увеличится почти до 25% (демографическая старость населения наступает при 12%).

    На фоне старения генофонда Дальнего Востока, уменьшения доли детей и молодежи, а впоследствии и трудоспособного населения возникает геополитическая угроза региону.

    В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации говорится об убыли населения, о том, что «доля пожилых людей становится еще больше, а нагрузка на трудоспособное население растет». Все эти изменения окажут влияние на показатель демографической нагрузки. На 1000 трудоспособных будет приходиться более 650 человек нетрудоспособного возраста, тогда как в 1999 году этот показатель составлял 577 иждивенцев на 1000 трудоспособных дальневосточников.

    Трудоспособное население, миграция, безработица

    Доля трудоспособного населения на Дальнем Востоке достаточно стабильна и составляет 60-65% (1999 г. - 63%) в общей численности населения, что выше, чем среднероссийский уровень (1999 г. - 58,5%).

    Дальний Восток - регион, имеющий стратегическое значение для всей страны и насыщение его территорий населением всегда было задачей государственного уровня - массовые переселения крестьян за счет казны, льготы и субсидии для самостоятельно переселявшихся, в 70-80e годы - оргнаборы, сельскохозяйственное переселение, комсомольские призывы, государственные льготы, обеспечение жильем, районные коэффициенты к заработной плате.

    Изменения в экономике Дальнего Востока привели к негативным миграционным процессам, «вымыванию» населения из региона, особенно сельской местности, ряд районов которой является приграничными, что уже может явиться угрозой не только экономической безопасности, но и национальной. Сегодня все территории Дальневосточного федерального округа теряют население в обмене с другими территориями. Только в 1999 году Дальневосточный район за счет миграции потерял 64,9 тысяч человек, особенно велик этот показатель был в Республике Саха (Якутия) – 15,3 тыс. человек, в Хабаровском крае (8,4 тыс. чел.), Приморском крае (7,5 тыс. чел), Сахалинской области (7,5 тыс. чел.). Отрицательное сальдо миграции на Дальнем Востоке ежегодно увеличивалось. Только в 1999 году коэффициент миграционной убыли составил 9,7 человек на 1000 постоянного населения. В валовом миграционном обороте участвовало в 1999 году 410,3 тысячи человек, или почти каждый семнадцатый житель Дальнего Востока. Выезжает население трудоспособных возрастов, родители вывозят молодых дальневосточников, уже родившихся здесь.

    Сегодняшнее миграционное движение населения северных территорий обусловлено комплексом причин, наиболее важными из которых выступают:

    – сокращение объемов и остановка производства в условиях нестабильной экономической ситуации, и, как следствие, уменьшение потребностей в рабочей силе;

    – снижение стимулирующей роли северных льгот как фактора привлечения экономически активного населения в результате снятия ограничений на размер заработной платы и ее территориально-отраслевой дифференциации;

    – отсутствие условий нормальной жизнедеятельности северян при том, что удельный вес заработной платы в доходах остается высоким; однако сам уровень доходов по отношению к другим регионам уменьшается;

    – отток населения в результате распада Советского Союза и отсутствия договоренностей между новыми государствами по вопросу сохранения северных гарантий и льгот за гражданами, выезжающими на родину.

    В 2000 и 2001 гг. показатель миграционной убыли в ДВФО снизился по сравнению с 1999 г. почти в 2 раза (с 64980 до 32244 чел.). Однако имеются различия в отдельных территориях: в Еврейской автономной области он снизился в 10 раз, в Хабаровском крае – в 4 раза, а в Приморском крае остался практически на уровне 1999 г..

    Социальная политика является одним из основных направлений внутренней политики государства. В сфере занятости роль социальной политики заключается в том, чтобы создавать гражданам благоприятные условия для обеспечения своих жизненных потребностей, т.е. предоставлять им работу, трудоустраивать. Основная часть общества, здоровая и трудоспособная, должна сама зарабатывать средства к существованию. К сожалению, изменения в экономике Дальнего Востока внесли в процесс накопления и использования трудового потенциала дальневосточников разрушительный характер.

    Численность экономически активного населения по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за 2001г. составила 3724 тыс. человек, или около 32,4% от общей численности населения округа и 5,3% от общей численности экономически активного населения страны.

    Наблюдается неуклонное падение среднегодовой численности занятых в экономике Дальневосточного района с 4227,1 тысяч человек в 1990 году до 3236,9 тысяч человек в 2001 году, происходящее на фоне роста уровня общей безработицы, которая за последние 11 лет поднялась на территории Дальневосточного федерального округа с 5,3 % до 13,5% (почти в два с лишним раза) (табл. 1.20).

    Таблица 1.20 Среднегодовая численность занятых в экономике (тысяч человек)

      1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000* 2001*
    РФ1) 75324,7 66440,9 65950,0 64638,5 63642,0 64500,0 65000,0 65023,9
    ДВФО 4227,1 3405,7 3329,4 3255,0 3154,6 3149,8 3197,7 3236,9
    Республика Саха (Якутия) 597,7 537,8 526,3 500,6 481,0 477,8 467,7 468,7
    Еврейская АО 102,5 78,9 78,1 71,2 69,4 74,3 69,4 73,9
    Чукотский АО 86,0 45,5 45,0 40,7 32,5 31,2 27,7 28,8
    Приморский край 1073,9 970,6 955,3 942,1 922,6 922,3 941,5 948,0
    Хабаровский край 802,9 676,8 653,7 665,8 653,2 665,0 700,0 710,0
    Амурская область 510,7 475,3 456,6 434,1 428,7 427,2 435,1 438,2
    Камчатская область 232,7 194,9 199,8 200,4 183,7 177,0 188,1 187,7
    Корякский АО             16,4 16,8
    Магаданская область 313,9 135,8 130,8 121,6 118,2 113,1 115,0 111,0
    Сахалинская область 395,3 290,1 283,8 278,5 265,3 261,9 253,2 270,6

    1) В численность занятых в целом по Российской Федерации включены данные о численности занятых в личном подсобном сельском хозяйстве.

    * - на конец декабря

    *) Хабаровский краевой комитет государственной статистики, 2001

    Безработица в Дальневосточном федеральном округе оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику региона, социальную сферу, становясь в конечном итоге фактором внутренней угрозы социальной стабильности общества и экономической безопасности. Процесс роста общей безработицы в Дальневосточном федеральном округе вызывает особую тревогу в связи с ее застойным характером. Каждый четвертый безработный в округе, зарегистрированный в службе занятости, не имеет возможности трудоустроиться на работу более года. На конец 2001 года продолжительность безработицы в округе составила 7,3 месяца, что выше этого показателя в среднем по России (7 месяцев).

    Безработица не только увеличивает нагрузку на занятых, перенося на них расходы по содержанию своего рода социальных иждивенцев, но и ведет к потере их мотивации к труду, ведет к утрате квалификационных и трудовых навыков, что наносит серьезный ущерб экономике.

    Возможности для занятости тем шире, чем больше компенсирующее создание рабочих мест на предприятиях. С одной стороны, в ДВФО в отдельных отраслях сохраняется финансовая нестабильность, отсутствие инвестиций и оборотных средств у предприятий, с другой, отмечается некоторое оживление производства в ряде отраслей. Контролируемый рынок труда Дальневосточного федерального округа в 2001 году не претерпел существенных изменений. Показатель уровня регистрируемой безработицы к экономически активному населению в течение года колебался от 2,1% в начале года до 2,4% в конце (табл. 1.21).

    Таблица 1.21 Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)

      1992 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
    РФ 0,8 3,2 3,4 2,7 2,7 1,7 1,4 1,6
    ДВФО 0,6 3,8 4,0 3,2 3,6 2,6 2,1 2,4
    Республика Саха (Якутия) 0,1 0,8 1,5 1,8 2,3 1,1 1,0 1,2
    Еврейская АО 0,8 3,1 2,1 1,4 1,4 1,0 1,5 1,3
    Чукотский АО 1,0 5,3 4,2 3,7 4,0 5,7 5,7 4,0
    Приморский край 0,5 3,0 4,6 3,7 3,2 2,3 2,1 2,4
    Хабаровский край 0,2 4,4 6,0 4,5 4,2 3,3 2,7 2,7
    Амурская область 0,5 5,7 4,0 2,3 2,7 1,9 1,8 2,2
    Камчатская область 1,0 4,6 4,0 4,1 4,6 3,7 2,7 3,1
    Корякский АО             8,2 7,9
    Магаданская область 0,9 2,7 3,0 3,5 4,7 4,0 3,6 4,7
    Сахалинская область 1,6 5,4 4,1 3,9 5,9 4,0 2,4 2,1

    Примечание: Расчет ведется с 1992 г.

    *) Хабаровский краевой комитет государственной статистики, 2001

    Увеличилось по сравнению с 2000 годом на 8,4 тыс. человек число зарегистрированных безработных, которое составило в Дальневосточном регионе в 2001 г. 86,9 тысячи человек (табл. 1.22). Темпы роста численности безработных, зарегистрированных в службе занятости, в 2001 году по сравнению с 2000 годом постепенно росли.

    Рост произошел за счет Амурской области на 19,4 %, Приморского края на 11,6%, Республики Саха на 18,5%, Магаданской области на 23,4%, Камчатской области на 18,6%. Причинами роста регистрируемой безработицы явились сокращения, ликвидация воинских подразделений в Камчатской области, сезонные колебания на рынке труда, изменения в законодательстве. Снижение численности безработных в 2001 году наблюдалось в Еврейской автономной области. Сахалинской области, Чукотском автономном округе.

    Таблица 1.22 Численность официально зарегистрированных безработных (на конец года; тысяч человек)

      1992 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
    РФ 577,7 2327,0 2506,0 1998,7 1929,0 1263,4 1000,0 1100,0
    ДВФО 23,5 144,6 148,7 120,3 134,7 95,2 78,5 86,9
    Республика Саха (Якутия) 0,8 4,8 8,3 10,2 12,7 5,9 5,4 6,4
    Еврейская АО 0,8 2,9 1,9 1,3 1,3 0,9 1,3 1,1
    Чукотский АО 1,0 2,5 1,9 1,7 2,0 2,0 1,7 1,2
    Приморский край 5,0 32,4 50,0 40,3 35,0 24,9 22,3 26,0
    Хабаровский край 3,0 40,5 40,0 27,7 34,3 25,8 20,8 21,7
    Амурская область 2,5 29,7 20,4 12,0 14,1 9,5 9,3 11,1
    Камчатская область 2,3 9,8 8,6 9,3 10,3 8,0 5,9 7,0
    в т.ч. Корякский АО 0,2 1,0 1,3 1,3 1,7 1,5 1,5
    Магаданская область 1,9 4,0 4,4 4,9 6,4 5,9 4,7 5,8
    Сахалинская область 6,2 18,0 13,2 12,9 18,6 12,3 7,1 6,6

    Примечание: Расчет ведется с 1992г. по данным Департамента федеральной государственной службы занятости.

    *) Департамент федеральной государственной службы занятости

    Показатель напряженности на контролируемом рынке труда несколько снизился. Так, если в начале 2000 года на одну вакансию приходилось 3,1 безработных, на начало 2002 года этот показатель снизился до 2,7. В разрезе территорий округа по состоянию на 01.01.2002 года эта цифра различна: в Корякском автономном округе - 29,2 человека на одну вакансию, в Магаданской области - 7,6 человека на одну вакансию, Амурской области - 5,5 человека, Еврейской автономной области - 3,0 человека на одну вакансию. В северных территориях региона столь высокая напряженность на рынке труда обусловлена в начале года сезонным ростом числа безработных, несмотря на увеличение числа вакансий, заявленных в службы занятости. Данный показатель на начало 2002 года по ДВФО увеличился по сравнению с началом 2001 года на 6633 вакансии.

    Казалось бы, что напряженность на рынке труда округа в целом в связи с ослаблением конкуренции за свободное рабочее место должна снижаться. Однако несоответствие между спросом и предложением в разрезе профессий (структурная безработица) продолжает сохраняться вследствие структурных изменений в экономике.

    Уровень регистрируемой безработицы в ДФО еще намного превышает среднероссийскую. По состоянию на 01.01.2002 он составил 2,8 % против 1,6% по России. Общая численность безработных составила по округу на 01.01.2002 г. 432,8 тыс. человек.

    В составе ищущих работу, как правило, третью часть составляет молодежь, что соответствует структуре населения. Как свидетельствует практика работы зарубежных служб занятости в работе с молодежью, временные рабочие места для молодых не должны быть основой их трудоустройства, так как это порождает временного работника в старших возрастах. В работе с молодежью должна всемерно развиваться психологическая поддержка, профессиональная ориентация, поддержка в вопросах переобучения, особенно тем, кто проживает в отдаленных территориях, сельских районах. В то же время вопрос о приобретении профессии должен решаться не столько за счет службы занятости, сколько за счет государства, самих старших школьников и их родителей. Первоначальное профессиональное обучение должно прежде всего проводиться в профессиональных учебных заведениях.

    Средняя продолжительность безработицы имеет тенденцию к сокращению, но продолжает оставаться достаточно высокой – каждый четвертый, зарегистрированный службой занятости безработный, не имеет возможности трудоустроиться на новое место работы более года. Таким образом, на контролируемом рынке труда в Дальневосточном округе, как и в целом по России, сложившаяся ситуация характеризуется общим смягчением. Вместе с тем, это кажущееся благополучие. Снижение числа случаев регистрации гражданина безработным, связанное с очередной поправкой к Закону «О занятости населения в РФ» в 1999 году (новый порядок назначения и выплаты пособия по безработице), не уменьшило число обращений в службы занятости округа граждан в поисках работы, за получением информации о наличии свободных рабочих мест в регионах. Следовательно, потребность у населения в новых рабочих местах с достойным уровнем оплаты и условиями труда не изменилась, количество ищущих работу исчисляется тысячами человек.

    Проблемы формирования трудовых ресурсов и рынка труда в Дальневосточном федеральном округе

    Происходящие в Дальневосточном федеральном округе социально-экономические процессы породили ряд проблем с формированием и развитием трудовых ресурсов, требующих своего решения. К таким проблемам в первую очередь относятся:

    • переселение неработающего и незанятого населения, миграция трудоспособного населения,
    • потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров и, как результат, разрыв между качеством рабочей силы, требуемой работодателем и квалификацией безработных граждан, длительное время простоявших на учете в службе занятости (а таких в ДВФО насчитывается более 40%),
    • структурная несбалансированность рынка труда (спроса и предложения рабочей силы);
    • неполная и множественная занятость в экономике округа при низкой оплате труда;
    • сложности с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов), представителей коренных малочисленных народов Севера;
    • застойный характер безработицы, порождающий «профессию» - безработный, социальное иждивенчество (более 20%, становящихся на учет в службу занятости, как показывает анализ, идут за получением не работы, а – пособия).

    Для решения вышеуказанных проблем необходима адаптация социальной сферы к рыночным условиям. Базой социальных преобразований в Дальневосточном регионе должны стать коренные перемены в области реструктуризации рынка труда (формирование, защита, управление) и его оплаты. Только в условиях последовательного роста заработной платы можно обеспечить заинтересованность работника в более эффективном труде и реализовать постоянный рост его производительности. Положительная динамика оплаты труда фактически является основой для повышения качественного потенциала рабочей силы и решения проблемы социальной защиты населения.

    Создание и функционирование информационно-маркетинговой инфраструктуры рынка труда на региональном уровне, осуществляемое через объединение заказчиков (работодателей) и подрядчиков (служб занятости, учреждений образования всех уровней) приведет к защите интересов безработных. Реализовать это возможно через программы занятости, предусматривающие сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Необходим возврат к перспективным плановым балансам квалифицированной рабочей силы в рамках каждого предприятия и административных территорий Дальневосточного федерального округа, что способствовало бы сбалансированности рынка труда, подготовке качественно новой рабочей силы, имеющей высокий интеллектуальный и образовательно-профессиональный потенциал, характеризующийся особыми нравственными принципами и ориентациями, изменением трудовой мотивации.

    Еще одной проблемой управления рынком труда является с одной стороны снижение количество случаев регистрации гражданина безработным, с другой - увеличение числа обращений в службу занятости граждан в поисках рабочего места, так называемых «ищущих работу, не имеющих статуса безработного». То есть, потребность у населения в новых рабочих местах, отличающихся достойным уровнем заработной платы и условиями труда, достаточно высока. А это - сотни тысяч человек. Нельзя не коснуться и другого показателя состояния рынка труда - уровень безработицы, который ежегодно определяется органами госстатистики по методике МОТ. Он разительно отличается от показателей службы занятости и составляет не 1,5 - 2%, а в среднем 13-14%. То есть, 10% дальневосточников из числа трудоспособных, экономически активных, ищущих работу относят себя, по результатам опросов, к безработным. Безработица несет существенные экономически потери для общества. В мировой практике используется закон Оукена, который показывает, что если уровень безработицы превышает естественный уровень (10%) на 1%, то отставание ВНП составляет 2,5% (1:2,5). На 01.01.2001 года уровень безработицы по Дальневосточному округу составил 14,5%, т. е. на 4,5% больше естественного уровня, в данном случае ВРП в 1999 году от возможного при полной занятости составляет 11,3%.

    Кроме этого каждый дополнительный процент безработицы прибавляет к потерям еще расходы из федерального бюджета на сумму, идущие на выплату пособия по безработице и программу содействия занятости. Это довольно высокий показатель, отражающий неблагополучие в экономическом и социальном развитии дальневосточных территорий. И лучшее подтверждение этому выводу - активные миграции трудоспособного населения за пределы Дальнего Востока и падение интереса у жителей западных областей России к переезду на работу на Дальний Восток, который в прошлом поддерживался государством. Для дальневосточных территорий характерна довольно низкая территориальная мобильность населения, и, как следствие, трудовая.

    Один из важных факторов, определяющих особенности рынка труда в ДВФО – природно-географический. Неразвитость транспортной доступности, отсутствие денежных средств у населения к ежедневным поездкам за многие километры ограничивают поиск рабочего места рамками населенного пункта. Особенно сложна ситуация для жителей малых городов, сельской местности. Эта проблема зачастую имеет решение, но упирается в неспособность или не желание местных органов власти решать вопросы транспортной доступности своих населенных пунктов. Например, Так, такие депрессивные районы Камчатской области, как Усть-Большерецкий, Мильковский и др., г.Завитинск Амурской области и т.д. из-за отсутствия транспортной доступности не могут решить вопросы трудоустройства безработных вахтовым методом.

    Возможности развития рынка труда заложены прежде всего в перспективах состояния экономики Дальневосточного федерального округа, в успешности вложения инвестиций, развития производственной сферы и сферы услуг. В настоящее время уже есть сдвиги в сторону активизации услугообразующих отраслей - в них неуклонно растет численность занятых. Развитие системы рабочих мест повлечет за собой и развитие рабочей силы, ее качества, что повлечет за собой усиление потребности в профессиональной подготовке кадров.

    Социальные последствия политики нашего государства, действий его правительства отчетливо видны при анализе основных социально-экономических тенденций в регионах Севера и дальнего Востока. Процесс накопления негативных тенденций как в экономике, так и в социальной сфере северных и приравненных к ним регионов в последние годы шел более интенсивно, чем в целом по стране. Резкий спад производства в пореформенный период произошел во всех регионах Севера и Дальнего Востока и во всех отраслях его хозяйства. Более половины предприятий оказалось нерентабельной. Резко выросла безработица, снизился уровень жизни населения, обострилась экологическая ситуация (Павлова; Лексин).

    Сегодня крайне необходимо усиление внимания к северным дальневосточным территориям. Если южная зона ДВФО имеет возможности перестройки экономики, благодаря своей производственной и социальной инфраструктуре, то северные районы, оставаясь без государственной поддержки - мер по развитию производства, занятости населения, - в самое ближайшее время имеют перспективу вымирания, опустошения. В мире имеется множество примеров поддержки правительствами своих северных территорий через льготы, субсидии, налоговые послабления и т.п. (США, Канада и др.). Огромный опыт имеется и у нас в РФ.

    Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость разработки и принятия активных мер, направленных на сокращение миграции трудоспособного населения из северных районов ДВФО. К числу таких мер можно отнести:

    разработка и реализация межрегиональной программы миграции населения из северных и приравненных к ним районов в южные районы ДВФО за счет упорядочения миграционных потоков внутри Дальневосточного региона;

    разработка и реализация межрегиональной целевой программы развития казаческого движения, в первую очередь, создания цепи приграничных казачьих поселений и привлечения в них населения за счет предоставления государственных льгот казачьему движению;

    выработка и финансовое обеспечение государственных федеральных и региональных механизмов по обеспечению уровня жизни для дальневосточников не ниже бюджета высокого достатка в районах приоритетного хозяйственного и геополитического значения;

    поднятие общего уровня жизни и качества жизни населения ДВФО за счет введения специальных стажевых надбавок к заработной плате, совершенствование рекреационной сферы с целью увеличения продолжительности жизни и уровня здоровья населения;

    развитие социальной сферы и достижение уровня социальных нормативов для региона до среднероссийского уровня, а в медицинской и рекреационных сферах выше среднероссийского уровня.

    введение механизма районирования территории ДВФО с целью определения групп районов по уровню надбавок к заработной плате за проживание в них.

    Нельзя сбрасывать со счетов перспективу использования на Дальнем Востоке иностранных рабочих. Сегодня она еще слабо просматривается - в численности занятых их доля составляет менее 1%. У нас есть опыт защиты национального рынка труда - лицензирование на ввоз иностранных работников. Но сбрасывать со счетов развитие этого процесса и интереса предпринимателей к иностранцам - рабочим нельзя.

    Рынок труда на Дальнем Востоке необходим эластичный, то есть такой, когда работник в кратчайшие сроки находит «свое» рабочее место, а предприниматель «своего» работника. Когда практически нет невостребованных рабочих мест и невостребованных работников, или различие между спросом и предложением рабочей силы столь мало, что можно будет говорить о естественном уровне безработицы. Ибо, только такой уровень безработицы показывает, что экономика эффективна, население социально и экономически защищено, имеет высокий уровень жизни.

    Исходя из роли северных территорий в национальной экономике России, предстоит уже в ближайшей перспективе определить главные цели социальной политики в Дальневосточном федеральном округе с учетом его особенностей.

    Во-первых, его народное хозяйство должно быть ориентировано на решение социальных задач, достижение высокого качества жизни населения, создание институтов и механизмов, позволяющих сочетать экономическую эффективность, экологическую безопасность и социальную справедливость.

    Во-вторых, нуждается в активизации роль государственного регулирования при формировании современной системы отношений и механизмов в социальной сфере.

    В-третьих необходимо создание в макрорегионе развитой социальной инфраструктуры, адекватной уникальному социально-экономическому и политическому положению ДВФО.

    Очень важно в сегодняшних условиях четко разграничить компетенцию различных ветвей власти при проведении социальной политики, соблюдении ее основных принципов. Для этого необходимо обеспечить ряд условий.

    Сформировать единое социальное пространство в макрорегионе.

    Сохранить общность систем управления социальной сферой и их координацию в пределах Дальневосточного федерального округа.

    Обеспечить стабильность в округе и минимизацию социального риска и возможного ущерба.

    Создать сквозную систему финансовых рычагов управления социальной сферой с отработкой критериев минимальной достаточности собственной финансовой базы региона.

    Соблюдать индикативный характер воздействия на развитие социальной сферы.

    Обеспечение устойчивого экономического развития региона в интересах экономической безопасности Российской Федерации на Дальнем Востоке невозможно без соответствующего уровня развития трудовых ресурсов региона.

    Спад производства, его структурная перестройка и техническое перевооружение, финансовые затруднения, не всегда продуманные приватизация и акционирование предприятий привели к сокращению объемов промышленной продукции, а, следовательно, и к сокращению численности занятых в экономике. В период 1992–2002 гг. численность экономически активного населения, занятого в экономике Дальнего Востока, уменьшилась более чем на 18 % (в целом по России - на 10 %). В наибольшей степени сокращение числа занятых затронуло предприятия промышленности (на 40,5%), сельского хозяйства (34,6%), строительства (63,3%), транспорта (34,4%).

    Исходя из того, что по оценкам МОТ критический уровень безработицы составляет 5 %, Дальний Восток находится в ситуации, когда негативные последствия могут проявиться в социальных и прочих проблемах, несущих угрозу национальной безопасности региона.

    Негативное влияние безработицы на экономику и общество очевидно. В результате потери работы в сознании человека разрушаются все традиционные ценности современного общества. Кроме того, прослеживается четкая связь между ростом безработицы и числом психических заболеваний, ростом разводов и самоубийств. Чрезвычайно негативным является воздействие безработицы на молодежь - растет преступность, наркомания, расширяется теневая экономика.

    В последние годы произошли отрицательные изменения в накопленном человеческом капитале. Очевидно, что при сохранении нынешних демографических тенденций переход к новому качеству роста невозможен, поскольку на естественную убыль кадров «накладывается» абсолютное сокращение вложений в науку и образование.

    Очевидно, что сегодня необходимо повышение роли государства в контроле за развитием человеческого потенциала. Поэтому первоочередными являются такие задачи, как сохранение высоких качественных характеристик квалифицированной рабочей силы, формирование условий для расширенного воспроизводства человеческого капитала. В этом смысле важным фактором, оказывающим значительное влияние на восстановление утраченного здоровья и трудоспособности населения, является деятельность системы здравоохранения.




    [ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

     Поиск по медицинской библиотеке

    Поиск
      

    Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



    Реклама

    Мнение МедРунета
    Чем вы руководствуетесь в выборе медицинского учреждения?

    Советами родных и знакомых
    Отзывами на специализированных сайтах
    Собственным опытом
    Информацией, представленной на сайте учреждения
    Рекламой
    Другими причинами



    Результаты | Все опросы

    Рассылки Medlinks.ru

    Новости сервера
    Мнение МедРунета


    Социальные сети

    Реклама


    Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





    MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
    При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.