Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
1.4. Возможные сценарии социально-экономического развития
Дальнего Востока
В отличие от всех других сфер жизнедеятельности общества и государства, где
объектом регулятивных полномочий органов власти являются главным образом
взаимоотношения юридических лиц, в социальной сфере конечным участником любых
видов правоотношений выступает лицо физическое – каждый гражданин страны, для
которого является жизненно важным все происходящее в социальной сфере (Щепин
О.П., 1999, 2001; Вялков А.И., 2001; Лексин В.Н., Швецов А.Н., 2001; Шевченко
Ю.Л., 2001).
Государственная социальная политика чаще всего понимается как государственное
участие в социальной сфере, регулирование всеми доступными государству
средствами социальных условий жизнедеятельности населения, целенаправленная
работа по реализации программных целей социального развития, поддержки отдельных
групп населения (Лисицын Ю.П., 1982, 2001; ВОЗ, 1995, 1996; Микульский К.И.,
1998; Слепцов Н.С., 1998; Вялков А.И., 1998, 2001). В социальной сфере
отсутствуют или слабо выражены сущностные критерии разделения предметов ведения
и полномочий. До сих пор не установлены количественные параметры и качественные
характеристики хотя бы той доли социальных обязательств (например, минимальных
социальных стандартов), выполнять которую в соответствующих частях обязаны
федеральные, региональные и местные органы власти (Лексин В.Н., Швецов А.Н.,
2001). Здесь существенна и чрезвычайно высокая (м.б., наибольшая среди всех
отраслей и секторов) инерционность социальной сферы, что делает весьма
проблематичными любые быстрые и согласованные изменения в системе управления ею.
Но социальная политика накладывает отпечаток на все другие реформы, формирует их
социальную базу, определяя социальную приемлемость экономических решений (Бойков
В. и соавт, 2000; Шейман И.М., 2000; Величковский Б.Т., 2001).
Реформы, достаточно трудно проходящие в России в целом, еще более медленно и
тяжело идут в отдаленных регионах, значительно отставая от среднероссийских
темпов. С одной стороны, Сибирь и Дальний Восток составляют основную часть
пространственного, сырьевого и топливно-энергетического потенциалов страны
(Кузнецова О. и соавт., 2000; Скатерщикова Е., 2000; Кузнецова О., 2001), и с
другой – азиатская часть России может стать средоточием потенциально-опасных для
будущего страны проблем геополитического, социального, демографического,
этно-национального, энергетического и инфраструктурного характера (Федеральный
бюджет и регионы, 2001). Для разработки новой региональной политики в отношении
Сибири и Дальнего Востока нужна новая система оценок ситуации в регионе,
учитывающая кардинальные изменения отношений, интересов и ресурсных возможностей
государства, регионов, хозяйствующих субъектов и населения (Ишаев В.И., 1999;
Новоселов А.М., 2000; Суспицын С., 2000; Лексин В.Н., Швецов А.Н., 2000; Мау В.,
Яновский К., 2001).
Необходимо осмыслить и новую парадигму здравоохранения в таких регионах на
основе системного анализа ситуации в регионах ДВФО. Уменьшение численности
населения за счет естественной убыли и миграционного оттока уже сегодня
формирует необходимость применения «вахтовых» методов работы и в ближайшие годы
его использование будет расширяться. Однако в ряде случаев вахтовый метод – не
снижение затрат, а, наоборот – их увеличение. Состояние здоровья различных
категорий населения, работающих в отдаленных и северных территориях (т.н.
вахтовиков), имеет свои особенности. Их постоянная многократная адаптация и
реадаптация к различным климатическим условиям в течение коротких промежутков
времени резко снижает уровень и качество их здоровья за счет роста
заболеваемости, что повлечет необходимость формирования особой системы
здравоохранения, учитывающей эти особенности.
В условиях формирующейся рыночной экономии собственникам для минимизации
издержек выгодно завозить дешевые трудовые ресурсы из сопредельных Дальнему
Востоку стран (Китай, Вьетнам), не неся обязательств по их социальному
обеспечению. Естественно, поддерживать и развивать собственные трудовые ресурсы
и их качество (здравоохранение, социальное обеспечение) им невыгодно. Однако
этого требует государственная необходимость сохранения целостности территории
Российской Федерации.
Основная цель экономической интеграции российского Дальнего Востока в АТР
может быть определена как создание в перспективе интегрированного экономического
пространства с экономиками сопредельных стран и территорий Восточной Азии.
Учитывая, что подобная задача ставится впервые, необходима смена парадигмы
стратегического развития Дальнего Востока.
Суть этого изменения заключается в том, что Россия в начале нынешнего
столетия должна ускоренными темпами интегрироваться в АТР через дальневосточные
территории. При этом существовавшая многие годы геополитическая роль региона,
заключавшаяся в преимущественно народнохозяйственной специализации на внутреннем
рынке и обеспечении военно-политического присутствия в АТР, должна претерпеть
существенные изменения.
К сожалению, в связи с большой неопределенностью складывающейся обстановки в
АТР, особенно за пределами 2005 г., в настоящее время сложно построить единый
сценарий развития региона. Тем не менее следует сказать, что с учетом
общемировых тенденций интеграционных процессов экономистами рассматриваются 4
основных сценария (Ишаев В.И., 1998).
Сценарий 1.
Основан на наличии значительной государственной поддержки региона на
первоначальном этапе и создание предпосылок за счет структурной перестройки
экономики региона, которая сформирует условия развития на принципах
самофинансирования в более дальней перспективе. Этот сценарный вариант уже в
какой-то мере реализуется путем выполнения Федеральной целевой программы
экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005
годы. Центральным звеном структурной политики данного сценария является создание
инфраструктурной специализации региона в национальном и международном разделении
труда и развитие экспортных производств. Однако вопросы обеспечения трудовыми
ресурсами во многом остаются «за кадром» прогноза.
Сценарий 2. Традиционная (экспортная) ресурсная специализация
региона.
Создание региональной экономической системы в рамах этого сценария базируется
на принципе ее взаимодействия с другими субъектами рыночного хозяйства внутри
страны и за ее пределами на основе предпосылки об имеющихся сравнительных
преимуществ в области разработки и эксплуатации природных ресурсов.
Дальний Восток может стабильно развиваться как экспортер только в том случае,
если страны-потребители сырья реально станут
участвовать в производственном процессе. Это означает, что наряду с
резидентами они должны получить доступ к эксплуатации
земельных и биологических ресурсов, недр на условиях аренды
и концессий и в условиях приобретения
иностранными юридическими и физическими лицами
собственности на территории Дальнего Востока.
Интернационализация собственности, таким образом, является
одним из наиболее существенных моментов для реализации данного сценария. В
рамках этого сценария планируется привлечение значительных иностранных трудовых
ресурсов.
Сценарий 3. Интеграция в АТР через «втягивание» Китая в экономику Дальнего
Востока.
"Китайский" вариант кооперации Дальнего Востока со странами АТР
представляется достаточно привлекательным по ряду причин.
1. Китайская экономика является наиболее динамично развивающейся экономикой
АТР, китайский рынок является наиболее емким.
2. Наличие значительной сухопутной границы между Россией и КНР, в том числе
на территории Дальнего Востока, известная степень взаимодополняемости
экономических потенциалов и сопоставимость уровней развития.
3. Более активное привлечение и использование китайской рабочей силы на
российском Дальнем Востоке, освобожденное от административных ограничений
способствовало бы подъему сельскохозяйственного производства и легкой
промышленности в регионе, а также решению ряда острых социальных проблем
(строительство жилья и т.п.), что в конечном счете могло бы
создать более благоприятные условия для закрепление населения в регионе и
привлечения населения из других районов РФ и СНГ.
4. Благоприятные международно-политические факторы. Как США, так и Япония
объективно заинтересованы в поддержании баланса сил в АТР, что означает
недопущение деструктивных сценариев развития событий, как в
РФ, так и в Китае.
Отдельно необходимо сказать о третьем, «китайском» сценарии развития. Если
проанализировать условия «китайского» сценария, то создается впечатление, чти
они не только уже созданы, но этот сценарий давно реализуется. По различным
неофициальным оценкам, на Дальнем Востоке России уже проживает от 200 до 300
тыс. китайских граждан, причем как легально, так и нелегально. Растет их доля в
общем числе населения, активно проходит процесс их ассимиляции, ими
приобретается недвижимость, заключаются браки с местным населением и т.д. И
задача органов управления состоит уже не в том, принять или не принять, а,
реально оценивая ситуацию, срочно разрабатывать механизмы управления этим
процессом.
Сценарий 4. Формирование открытой модели развития региона.
В данном сценарии имеется в виду, что ориентация на экономическое
сотрудничество со странами АТР и СВА является преимущественной
стратегией. Социально-экономическое развитие региона опирается на сырьевой
сектор экономики, а в качестве основы роста выделяется также третичный сектор
экономики (туризм, услуги и пр.). Преимущественным типом рынка является
международный. Взаимосвязи с внутренним рынком сохраняются и развиваются как
стабилизационный механизм.
Этот сценарий направлен на создание в регионе саморегулирующейся системы,
которая будет настраиваться на эффективные способы решения проблем развития
региона. Наличие мощного государственного воздействия через фонды регионального
развития и законодательную деятельность должно обеспечивать регулирование и
настройку региональной системы в желательном направлении.
Надо сказать, что ни один из сценарных вариантов развития Дальнего Востока не
рассматривает возможность активного привлечения трудовых ресурсов из центральных
регионов страны. Хотя история нашей страны знает немало примеров
целенаправленного заселения геополитически и экономически важных стратегических
территорий, в частности тех же Сибири и Дальнего Востока. Сегодня это тем более
важно, что в случае сохранения демографических тенденций на уровне начала
настоящего века, через 30-40 лет северные территории Дальнего Востока (за
исключением, может быть, Республики Саха (Якутия)) могут обезлюдеть. Важность
обеспечения доступной и качественной медицинской помощи в этой связи не вызывает
сомнений.
Будущее Дальневосточного федерального округа (ДВФО) напрямую связано с
процессами, которые формируются не только в области экономики, но и в социальной
сфере, в частности, в здравоохранении. Однако реформирование социальной сферы
ДВФО происходило без учета особенностей его социально - экономического развития,
где имеются присущие только этому региону особенности: высокий удельный вес
промышленных предприятий ВПК, ориентированность экономики на развитие
ресурсодобывающих отраслей, низкая плотность населения, ограниченные
транспортные связи, суровые природно-климатические условия жизни, экологическая
загрязненность окружающей среды и т.п. (Белоногов А.Н., 1999; Скатерщикова Е.,
2000). Эти особенности должны определять формирование региональной политики в
области охраны здоровья населения и сохранения трудового потенциала регионов (Хальфин
Р.А., Блохин А.Б., 1997; Кузьмин С.А., 1998; Тишук Е.А., Чесноков П.Е., 1998;
Павлова Л.В., 1999; Дьяченко В.Г. и соавт., 1999, 2000, 2001; Филатов В.Б.,
1999; Тов Н.Л., 2001; Шкарин В.В., 2001; Онищенко Г.Г. и соавт., 2001, 2002).
Тем более, что на этих территориях проблема медико-демографической ситуации
выходит за пределы отрасли здравоохранения как отрасли народного хозяйства,
поднимаясь на геополитический уровень и принимая значение предмета национальной
безопасности во всех ее составляющих – политической, экономической и
государственной (Вишневский А., Андреев Е., 2001).
Таким образом, настоящее и особенно будущее Дальневосточного федерального
округа как составной части России следует рассматривать в контексте сохранения
имеющегося и формирования завтрашнего населения, способного обеспечить
реализацию социально-экономической политики России в Азиатско-Тихоокеанском
регионе.