Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 4.2. Кадровое обеспечение системы здравоохранения

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Здравоохранение Дальнего Востока на рубеже веков: проблемы и перспективы / 4.2. Кадровое обеспечение системы здравоохранения
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 4128; прочтений - 17223
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

4.2. Кадровое обеспечение системы здравоохранения

В региональных программах социально-экономического развития территорий Дальневосточного федерального округа (ДВФО) все более значимое место занимает социальная сфера и, в частности, система здравоохранения. В условиях развивающегося кризиса и сокращения расходов продолжает действовать государственная система здравоохранения, обеспечивая максимально возможный уровень медицинской помощи населению. Однако внутренние резервы государственной системы охраны здоровья фактически исчерпаны, так как в течение последних 7-10 лет накопилась «усталость» структуры здравоохранения (основные фонды, кадровые, материально-технические и финансовые ресурсы), не реализуются организационные технологии профилактики массовых заболеваний, доминирует «лечебный» подход. В эти условиях резко снизилась эффективность и своевременность диагностики и лечения больных, что отразилось на состоянии здоровья населения, демографической ситуации и т.п.

В современных социально-экономических условиях особенная роль должна быть отведена оптимизации кадровой политики и социальной защищенности работников отрасли здравоохранения. Вместе с тем следует констатировать, что за небольшим исключением, кадровая политика в отрасли здравоохранения большинства территорий ДВФО носит бессистемный характер, что привело к перенасыщению врачами областных и краевых медицинских учреждений, крупных поликлиник, стационаров городов и резкому их оттоку из сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц, а так же из учреждений первичной медико-санитарной помощи. Последствия такой «кадровой политики», начали ощущаться в 90-х годах, когда населению отдаленных северных и сельских районов территорий ДВФО стали недоступны некоторые виды даже квалифицированной врачебной медицинской помощи, не говоря уже о специализированных ее видах.

Обеспеченность врачами всех специальностей

Несмотря на социально-экономические трудности за период с 1990 по 2001 год в РФ наблюдается увеличение числа врачей, работающих в учреждениях здравоохранения подчинения МЗ РФ с 602,1 тыс. до 604,4 тыс. человек. Показатель обеспеченности населения врачами всех специальностей в 1990 году составлял 40,6 на 10000 населения. В 1995 году отмечалось уменьшение числа врачей – физических лиц до 566,9 тыс. человек, и как следствие, снижение показателя обеспеченности до 38,0 на 10000 населения. В 2001 году обеспеченность населения врачами в России составляла уже 41,9 человек на 10 тысяч жителей, что больше показателя 1990 года.

Различие в обеспеченности врачами регионов России достигает 30%. Еще большие различия в обеспеченности врачами выявляются между субъектами Российской Федерации.

Анализируя проблему кадрового обеспечения системы здравоохранения субъектов федерации Дальневосточного федерального округа, логично говорить не столько о дефиците врачей как таковом, сколько о проблеме их равномерного распределения.

В Дальневосточном федеральном округе в 2001 году показатель обеспеченности населения врачами составил 42,0 на 10 тыс. населения, что практически соответствует общероссийскому показателю (табл. 4.5).

За период с 1990 по 2001 г.г. только в 3-х субъектах федерации наблюдался рост обеспеченности населения врачами: Амурской области, Республике Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе.

В Амурской области показатель обеспеченности врачами увеличился за период с 1990 года по 2001 с 39,5 до 44,7 на 10 тыс. жителей. В Республике Саха (Якутия) также отмечается увеличение как абсолютного числа врачей – физических лиц, так и обеспеченности населения специалистами с высшим медицинским образованием. В 2001 году этот показатель составил 42,8 на 10 тыс. жителей (в 1990 году – 39,6).

В Чукотском автономном округе показатель обеспеченности врачами составляет 44,5 на 10 тыс. населения, что превышает аналогичный показатель в предыдущие годы.

Наиболее высокий показатель обеспеченности населения врачами наблюдается в Корякском автономном округе. В 2001 году он составил 51,9 на 10 тыс. жителей, что значительно превышает аналогичный показатель в среднем по России и округу, однако наблюдается тенденция к снижению данного показателя. Показатель обеспеченности врачами, превышающий среднероссийский, наблюдается также в Приморском крае (43,8), но в этом субъекте федерации наблюдается тенденция к его снижению.

В Еврейской автономной области, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областях и Хабаровском крае обеспеченность населения врачами в 2001 г. была ниже как среднего по России и ДВФО уровня, так и ниже показателя за предыдущие годы. Так, в Камчатской области обеспеченность врачами снизилась с 53,9 (1990 г.) до 39,6 на 10 тыс. жителей в 2001 году, в Магаданской области – с 47,5 (1990 г.) до 39,7 (2001 г.), в Сахалинской области с 43,6 до 36,1 соответственно.

Самый низкий уровень обеспеченности врачами наблюдается в Еврейской автономной области – 28,2 на 10 тыс. жителей, и он продолжает снижаться.

Таким образом, в Дальневосточном федеральном округе отмечается тенденция к снижению показателя обеспеченности населения врачами и обострение кадровой проблемы.

Таблица 4.5 Обеспеченность населения ДВФО врачами и средним медицинским персоналом (в расчете на 10000 населения)

Обеспеченность населения ДВФО врачами и средним медицинским персоналом (в расчете на 10000 населения)

Особенно сложная ситуация складывается с обеспечением врачебными кадрами учреждений здравоохранения отдаленных районов и сельской местности. Несмотря на то, что ситуация с обеспеченностью врачами в целом по субъекту федерации выглядит благополучно, в отдельных его территориях и муниципальных образованиях показатель обеспеченности населения врачами находится на критически низком уровне.

Обеспеченность средним медицинским персоналом

Показатель обеспеченности населения РФ средними медицинскими работниками в 2001 году составил 95,5 на 10000 жителей. За период с 1990 года отмечается снижение этого показателя (табл. 4.6).

Обеспеченность средним медицинским персоналом в целом по ДВФО всегда была ниже среднероссийского показателя и, так же как и в России, с 1990 по 2001 гг. этот показатель снижался. Рост показателя обеспеченности средними медицинскими работниками наблюдался только в Амурской области, ЕАО и в Республике Саха (Якутия).

Несмотря на снижение показателя обеспеченности средним медицинским персоналом в Камчатской, Магаданской, Сахалинской областях и Корякском автономном округе, его уровень значительно превышает аналогичный показатель в среднем по России.

Самые низкие показатели обеспеченности средним медицинским персоналом в 2001 г. отмечались в Приморском крае (70,9 на 10 тыс. населения), Хабаровском крае (83,9) и Амурской области (87,5). Обеспеченность в этих субъектах федерации была ниже как среднероссийского, так и окружного уровня.

Укомплектованность медицинским персоналом

В настоящее время ни один субъект федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа, не укомплектован полностью медицинским персоналом. Практически во всех субъектах федерации ДВФО отмечается снижение как числа должностей врачей и средних медицинских работников, так и числа физических лиц – работников, занятых на этих должностях.

Штатным расписанием лечебных учреждений округа предусмотрено 39128,75 врачебных должностей, из которых занято 36857,75. На занятых должностях работает 24858 врачей – физических лиц. Таким образом, укомплектованность врачами с учетом совместительства выглядит относительно благополучно и составляет 94,2%. Иная ситуация наблюдается при анализе укомплектованности врачами - физическими лицами, этот показатель колеблется в различных субъектах федерации ДВФО от 46,0% до 69,6%, и в среднем по округу составляет 63,5%.

Таблица 4.6 Штаты врачей всех специальностей в учреждениях здравоохранения ДВФО (ф.30)

Штаты врачей всех специальностей в учреждениях здравоохранения ДВФО (ф.30)

* - данные по Хабаровскому краю за 1990 год приведены с учетом данных Еврейской автономной области (ЕАО входила в состав Хабаровского края)

** - входил в состав Магаданской области

Так, например, в Амурской области, в 2001 году показатель укомплектованности лечебных учреждений врачами с учетом совместительства составил 93%, а без учета совместительства – 65,8%, в Республике Саха (Якутия) – 94,1% и 63,4%, в Хабаровском крае 97,5% и 69,6% соответственно.

В Еврейской автономной области и Корякском автономном округе показатель укомплектованности врачами с учетом совместительства ниже среднего по округу и составляет соответственно 89,8% и 84,3%. Ситуация с укомплектованностью врачами – физическими лицами выглядит еще более неблагополучно. В ЕАО этот показатель составляет 50,2%, в КАО – 48,8%, а в Чукотском автономном округе является самым низким в ДВФО – 46,0%.

Аналогичная ситуация складывается с укомплектованностью учреждений здравоохранения ДВФО средним медицинским персоналом. Из имеющихся в округе 81871 должностей средних медицинских работников, занято 79213,75, таким образом, укомплектованность кадрами среднего медицинского персонала с учетом совместительства составляет в среднем по округу 95,4%. Число работников-физических лиц на занятых должностях – 56858, показатель укомплектованности без учета совместительства составляет 67,7%.

Так, в Магаданской области в 2001 году показатель укомплектованности ЛПУ средним медицинским персоналом с учетом совместительства составил 96,8%, без учета совместительства – 61,8%, в Приморском крае – 94,2% и 61,3% соответственно.

Наименьшим уровень укомплектованности средними медицинскими работниками (без учета совместительства) в 2001 году был в Корякском (53,9%) и Чукотском (50,6%) автономных округах, а наибольшим – в Еврейской автономной области (81,7%) и Республике Саха (Якутия) (80,8%).

Надо отметить, что практически во всех субъектах федерации ДВФО отмечается ухудшение показателя укомплектованности как врачебным, так и средним медицинским персоналом, особенно физическими лицами.

Это явление напрямую связано с оттоком врачебных кадров в более благополучные регионы Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. Немаловажную роль в нехватке и оттоке медицинских кадров из отрасли здравоохранения играет низкая заработная плата медицинских работников, слабая социальная защищенность, и, как следствие, спад престижности профессии.

Половозрастная структура медицинских кадров ДВФО

Одной из важных проблем кадрового обеспечения системы здравоохранения ДВФО является устойчивый рост лиц предпенсионного и пенсионного возраста в составе рабочей силы (4.8).

Таблица 4.7 Штаты среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения ДВФО (Ф.30)

Штаты среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения ДВФО (Ф.30)

* - данные по Хабаровскому краю за 1990 год приведены с учетом данных Еврейской автономной области (ЕАО входила в состав Хабаровского края)

Таблица 4.8 Информация о половозрастной структуре и количестве врачей предпенсионного и пенсионного возрастов в учреждениях здравоохранения ДВФО

Информация о половозрастной структуре и количестве врачей предпенсионного и пенсионного возрастов в учреждениях здравоохранения ДВФО

За период с 2000 по 2001 гг. в округе увеличение числа женщин-врачей в возрасте старше 50 лет произошло в 6 субъектах федерации (Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская, Еврейская автономная области и Корякском автономном округе). В среднем количество специалистов такого возраста составляет около 30% от всех работающих женщин-врачей. Среди мужчин-врачей наблюдается аналогичная картина: увеличение доли мужчин предпенсионного и пенсионного возраста произошло среди врачей Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областей, Корякского автономного округа и Республики Саха (Якутия). В среднем по округу количество мужчин-врачей старше 55 лет составляет 20% от общего числа работающих врачей мужского пола.

Так, среди врачей Камчатской области, отмечается увеличение числа женщин старше 50 лет с 33,9% в 2000 году до 35,5% в 2001 году, а мужчин – с 25,0% до 25,5% соответственно. В Магаданской области за тот же период эти показатели увеличились с 38,6% до 42,4% среди женщин – врачей и с 20,9% до 23,4% - среди мужчин. Значительное увеличение числа врачей предпенсионного и пенсионного возрастов, занятых в учреждениях здравоохранения, наблюдается в Корякском автономном округе: с 31,0% в 2000 году до 38,3% в 2001 году среди женщин, а среди мужчин – с 24,1% до 29,6% соответственно.

Увеличение доли пожилых возрастов в составе рабочей силы происходит как в следствии ухода молодых специалистов из системы здравоохранения, так и в результате недостаточного их притока в отрасль, т.е. нежелания выпускников образовательных медицинских учреждений работать в лечебных учреждениях, особенно в отдаленных районах и сельской местности.

Прогнозирование кадрового обеспечения системы здравоохранения позволяет говорить о приближающейся «критической точке», когда количество практикующих врачей не сможет в полной мере обеспечить предоставление населению необходимых видов и объемов медицинской помощи, гарантированных государством, даже на уровне последних лет. Острота вопроса заключается еще и в том, что цикл подготовки квалифицированного врача занимает не менее 7 лет.

Целевая подготовка кадров для отрасли здравоохранения

На территории Дальневосточного федерального округа имеется 4 высших учебных заведения, в которых проходят обучение будущие врачи: Дальневосточный государственный университет, Амурская медицинская академия, Владивостокский государственный медицинский университет и Медицинский институт Якутского государственного университета.

Органами управления здравоохранением (ОУЗ) субъектов федерации Дальневосточного федерального округа в медицинские ВУЗы, расположенные на территории ДВФО, в 2001 году был направлен запрос о выделении 678 мест для обучения специалистов по целевому набору. Наибольшее количество заявок было направлено в Медицинский институт Якутского государственного университета (МИЯГУ) и Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ) (около 80% от общего количества), около 20% - во Владивостокский государственный медицинский университет (ВГМУ), в Амурскую государственную медицинскую академию (АГМА) - 1,3% от общего количества мест.

Органы управления здравоохранением субъектов федерации ДВФО ведут разную по степени активности политику подготовки врачебных кадров для обеспечения подведомственных лечебных учреждений.

Так, Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) запрошено около половины от общего количества «целевых» мест в ВУЗах ДВФО. Значительное количество «целевых» мест было запрошено Министерством здравоохранения Правительства Хабаровского края – 88 (13%) и департаментом здравоохранения администрации Сахалинской области – 78 (11,5%). Меньше всего заявлено мест от Главного управления здравоохранения Чукотского автономного округа – 13 (1,9%) и управления здравоохранения администрации Корякского автономного округа – 10 (1,5%).

Медицинскими ВУЗами ДВФО в 2001 году предоставлено 616 целевых мест, что составило 90,9% от запрошенных органами управления здравоохранением. Из всех территорий ДВФО на предоставленные медицинскими ВУЗами места претендовали 2047 абитуриента, из которых поступили - 549. Конкурс при поступлении по целевым направлениям в среднем по всем ВУЗам ДВФО в 2001 году был от 2,0 (фармацевтические факультеты) до 4,4 (стоматологические факультеты) человек на 1 место.

В ДВГМУ и ВГМУ готовят специалистов для всех 10 субъектов федерации ДВФО. В 2001 году заявка ОУЗ территорий о предоставлении «целевых» мест ВГМУ была удовлетворена на 100%, а ДВГМУ – на 58,2%. Наибольшее количество «целевых» мест в этих ВУЗах было запрошено ОУЗ Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской и Магаданской об ластей и Еврейской автономной области. В тоже время из Корякского и Чукотского автономных округов ни один абитуриент не был направлен на обучение в ВУЗ.

Необходимо отметить, что МИЯГУ готовит специалистов только для лечебных учреждений Республики Саха (Якутия). Количество мест, выделенных ВУЗом в 2001 году для целевой подготовки специалистов, на 100% соответствует запросу Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), все «целевые» места укомплектованы на 100%. Кроме того, Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) запрашиваются места для целевой подготовки врачей в Дальневосточном и

Владивостокском государственных медицинских университетах.

В АГМА по целевому набору обучаются в основном студенты из Амурской области, остальные субъекты ДВФО студентов-целевиков в данном ВУЗе практически не обучают.

Однако, работа по целевой подготовке специалистов сегодня не в состоянии решить многие практические вопросы кадрового обеспечения отрасли здравоохранения. Одной из проблем целевой подготовки специалистов является то, что несмотря на достаточно высокий конкурс, «целевые» места, предоставляемые государством, заполняются не в полной мере. Количество «незанятых» мест по факультетам составило от 4,7% на лечебных и педиатрических до 14,3% на медико-профилактическом факультетах.

Другая проблема состоит в том, что «целевое» обучение молодых специалистов еще не гарантирует возврата их на работу в учреждения здравоохранения территории, предоставившей им целевое направление.

Так, в 2000 году из 26 молодых специалистов, обучившихся по целевому направлению ОУЗ Камчатской области, только 10 врачей (38,5%) распределены в ЛПУ области. В 2001 году этот показатель составил 58,3%. По данным департамента здравоохранения Сахалинской области количество вернувшихся в ЛПУ молодых специалистов не превышает 50% от обучавшихся по «целевым» направлениям. Такая ситуация во многом объясняется отсутствием четкой нормативно-правовой базы, которая регламентировала бы этот процесс.

ВУЗы Дальневосточного федерального округа сохранили и развивают накопленный в предыдущие годы потенциал по взаимодействию с органами управления здравоохранением в сфере подготовки специалистов.

Анализ целевой формы подготовки специалистов показывает, что она помогает решить кадровую проблему, но конечная ее эффективность невысока, так как не позволяет закреплять кадры в отдаленных территориях. Безусловно, проблемы закрепления специалистов в значительной степени связаны с социально-экономическими причинами, но есть и другой, профессиональный компонент. Система здравоохранения субъектов федерации до сих пор ориентирована на специалистов «узкого» профиля, которые стремятся работать в специализированных учреждениях, а не в первичном звене. Одним из вариантов решения проблемы по обеспечению первичной медико-санитарной помощью как городского, так и сельского населения является введение института врача общей (семейной) практики.

Профессиональная ориентация школьников

Медицинскими ВУЗами Дальневосточного федерального округа ведется работа по профессиональной ориентации школьников, популяризации профессии медицинского работника.

Во Владивостокском государственном медицинском университете в 1994 г. создан факультет довузовской подготовки на базе подготовительного отделения. С 1996 г. в структуру факультета довузовской подготовки входит лицей с двухгодичным обучением (10-11 классы). По окончании лицея наряду с аттестатом о среднем образовании выдается удостоверение младшей медицинской сестры. С 2000 г. филиал лицея открыт в г. Петропавловск-Камчатский. Кроме того имеется 4 класса в средних школах Владивостока, Находки, Арсеньева, Дальнегорска, где работают двухгодичные курсы с очно-заочной формой подготовки учащихся для поступления в ВГМУ, после окончания которых выдается удостоверение младшей медицинской сестры. Для учащихся 8-11 классов работает научное общество «Юный медик».

В Амурской государственной медицинской академии довузовской подготовкой с 1997 г. занимается специальное подразделение. Обучение проходит по стационарному типу (для г.Благовещенска) и заочному (для районов области). В школах г.Благовещенска и в районах области функционируют специализированные классы. За 5 лет прошли обучение 304 школьника, из них поступили в АГМА – 300 человек на общей конкурсной основе (94% от обучавшихся).

В Медицинском институте Якутского государственного университета разработана «Концепция непрерывной подготовки врачебных кадров Республики Саха (Якутия)». Работа ведется на факультете довузовского образования МИ ЯГУ, в малой медицинской академии с 1 и 2-годичными формами обучения (за 9 лет подготовлено 394 слушателя). Кроме того, 116 школьников 9-11 классов учатся в медико-биологических классах. На территории Республики действует 9 специализированных медицинских классов, и 3 колледжа. В ВУЗы страны поступает 80% выпускников Малой медицинской академии РС(Я).

К сожалению, часть информации по профессиональной ориентации учащихся школ остается вне поля зрения факультетов довузовской подготовки ввиду того, что специализированные классы в школах создаются без ведома ВУЗов и без привлечения преподавательского состава медицинских ВУЗов к процессу преподавания профилирующих дисциплин.

Другой, достаточно серьезной проблемой довузовских форм обучения и профориентации, а так же взаимодействия со школами является переход к единому выпускному экзамену, который одновременно является и вступительным в ВУЗы. В этой ситуации ВУЗы, как бы устраняются от влияния на процесс набора студентов, а сама система довузовской подготовки, в современном ее виде, становится проблематичной.

Послевузовская и дополнительная профессиональная подготовка специалистов здравоохранения

Во многих субъектах федерации Дальневосточного федерального округа серьезное внимание уделяется профессиональной подготовке кадров, аттестации и сертификации специалистов.

В соответствии с действующими нормативными документами с 1995 г. в России к медицинской и фармацевтической деятельности допускаются лица, получившие высшее или (и) среднее медицинское образование и имеющие диплом и сертификат специалиста.

Медицинские ВУЗы и колледжи ДВФО имеют факультеты усовершенствования, где проводится подготовка и переподготовка основной массы медицинских работников округа по большинству специальностей.

После окончания медицинского вуза выпускнику предоставляется возможность пройти обучение в системе последипломного профессионального образования одну из следующих форм обучения: интернатура (1 год), ординатура (2 - 3 года), аспирантура (3 года). Для получения новой специальности проводится первичная специализация от 3 до 6 месяцев. Существуют также различные циклы повышения квалификации и усовершенствования.

Разработана и внедрена система контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного медицинского и фармацевтического образования, включающая в себя вступительные экзамены, итоговую государственную междисциплинарную аттестацию, сертификацию и аттестацию специалистов на присвоение квалификационной категории.

В субъектах федерации ДВФО, не имеющих на своей территории образовательных медицинских учреждений, но располагающих современной клинической базой, по согласованию с органами управления здравоохранением территорий для расширения возможности получения дополнительного образования организуются «выездные» курсы и циклы с привлечением преподавателей кафедр повышения квалификации ВУЗов округа.

В последние годы повысилась заинтересованность специалистов в получении квалификационных категорий. Вместе с тем, значительный разброс в объемах проведенной сертификации и аттестации специалистов в субъектах федерации ДВФО диктует необходимость усиления контроля за этой работой со стороны органов управления здравоохранением.

Так, в Приморском крае сертификат специалиста имеют 80,6% врачей и 62,6% средних медицинских работников. Среди врачей 23,1% имеют высшую аттестационную категорию, 18,3% - первую и 5,5% вторую. Среди сотрудников среднего медицинского персонала 14,5% имеет высшую квалификационную категорию, 28,2% - первую и 6,6% - вторую.

В Амурской области заметно возросло число аттестованных врачей и среднего медицинского персонала. В 2001 высшую квалификационную

категорию имели 22,6% врачей и 23,0% среднего медперсонала, первую – 26,0% и 17,4%, вторую – 12,5% и 12,6% соответственно. Сертификаты специалистов имеют 75,8% врачей и 51,7% среднего медицинского персонала.

В Камчатской, Магаданской областях и Корякском автономном округе более значительна, по сравнению с другими субъектами федерации, доля врачей и медицинских сестер, имеющих первую квалификационную категорию, но достаточно низкие показатели по высшей и второй категории. Так, в Камчатской области 11,1% врачей имеют высшую аттестационную категорию, 36,2% - первую и 12,6% вторую. Среди сотрудников среднего медицинского персонала 5,3% имеет высшую квалификационную категорию, 36,6% - первую и 7,9% - вторую.

В Корякском автономном округе высшую категорию имеют 7,3% врачей и только 2,3% медицинских сестер, первую категорию – 35,1% врачей и 31,7% средних медицинских работников, вторую – 8,2% и 2,6% соответственно.

В целом по субъектам федерации ДВФО имеют сертификат специалиста более 70% врачей и 50% среднего медицинского персонала.

Во исполнение приказа Министра здравоохранения Российской федерации от 13.12.2001г. №436 «О закреплении образовательных учреждений дополнительного медицинского образования и образовательных учреждений высшего медицинского образования за федеральными округами» в Дальневосточном федеральном округе проведена работа по созданию Координационного Совета по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения.

Основной задачей Координационного Совета является реализация единой государственной политики в области послевузовского и дополнительного профессионального образования, организационно-методическое руководство и координация деятельности системы повышения квалификации в ДВФО, профессиональной подготовки руководителей и специалистов здравоохранения, принятие решений по приоритетным проблемам подготовки и переподготовки кадров для системы здравоохранения округа.

Работа Координационного Совета будет способствовать развитию последипломного и дополнительного профессионального образования специалистов здравоохранения ДВФО с учетом региональных особенностей и потребностей.

Кадровая политика органов управления здравоохранением субъектов федерации ДВФО

Наиболее общими проблемами кадрового обеспечения системы здравоохранения субъектов федерации ДВФО являются:

  • снижение числа лиц, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
  • концентрация медицинских работников в городах, в первую очередь в крупных краевых и областных центрах, при низкой укомплектованности ЛПУ отдаленных районов и сельской местности;
  • устойчивый рост среди медицинских работников числа лиц предпенсионного и пенсионного возраста;
  • крайне медленные темпы реформирования преобразования оказания первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей (семейной) практики и т.д.

Уровень и структура обеспеченности медицинскими кадрами системы здравоохранения различных субъектов федерации ДВФО диктует необходимость усиления управленческой деятельности и контроля со стороны органов управления здравоохранением, однако в субъектах федерации ДВФО работа эта ведется с разной степенью активности.

Так, управлением здравоохранения правительства Еврейской автономной области разработана и утверждена областная целевая программа «Кадры здравоохранения ЕАО на 2001-2002гг.», включающая комплекс мероприятий по развитию семейной медицины, подготовке медицинских кадров и закреплению их в сельских и отдаленных территориях области, совершенствованию оплаты труда медицинских работников и решению их наиболее острых социальных проблем.

В Республике Саха (Якутия) кадровая политика в здравоохранении осуществляется в соответствии с Планом основных мероприятий по реализации Концепции кадровой политики Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия). В рамках этих документов регламентированы мероприятия по подготовке, переподготовке и распределению медицинских кадров в учреждениях здравоохранения Республики Саха (Якутия).

В Чукотском автономном округе реализация кадровой политики здравоохранения ведется в рамках Региональной целевой программы «Подготовка кадров с высшим и средним образованием для отраслей экономики Чукотского автономного округа на 2001-2005г.г.», в которой предусмотрены планы набора студентов на контрактное обучение и выпуска специалистов с высшим образованием, в том числе для здравоохранения.

В остальных территориях эта работа находится на начальном этапе. Разрабатываются концепции и проекты нормативных документов, направленные на предотвращение кадрового кризиса в системе здравоохранения.

Таким образом, в результате проведенного анализа кадрового обеспечения и кадровой политики здравоохранения во многих субъектах федерации ДВФО можно сделать вывод, что предпринимаемые органами управления здравоохранением меры недостаточны, не приводят даже к стабилизации ситуации.

Из тех территорий, где показатель обеспеченности врачами находится на высоком уровне (Амурская область, Хабаровский и Приморский края, Республика Саха (Якутия), Чукотский и Корякский автономный округа), только в Республике Саха (Якутия) существует действующий План основных мероприятий по реализации Концепции кадровой политики Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия). В остальных территориях подобные документы либо находятся в стадии разработки, либо вообще отсутствуют.

В субъектах федерации ДВФО, где показатель обеспеченности врачами ниже общеокружного, также нет единой концепции кадровой политики. Исключение составляет лишь Еврейская автономная область, где разработана и утверждена программа «Кадры здравоохранения ЕАО».

Крайне медленно идет реорганизация первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей (семейной) практики в субъектах федерации ДВФО, особенно на фоне снижающейся быстрыми темпами укомплектованности физическими лицами участковой службы.

Есть территории, где до настоящего времени не подготовлено ни одного семейного врача (Сахалинская область, КАО,ЧАО), а там, где таких специалистов готовят, не создаются условия для их работы.

Сложная ситуация складывается и с целевой подготовкой специалистов для медицинских учреждений субъектов федерации ДВФО. Главная проблема здесь заключается не столько в количестве студентов-целевиков (ВУЗы округа в состоянии обучать и большее их количество), и не в активности органов управления здравоохранением (многие территории, такие как Хабаровский и Приморский края, Сахалинская и Магаданская области достаточно активно используют эту форму подготовки специалистов), сколько в несовершенном правовом регулировании данного вопроса, результатом чего является «невозвращение» молодых специалистов на работу в ЛПУ субъекта федерации ДВФО, предоставившего им целевое направление.

Таким образом, стабилизировать и улучшить ситуацию с медицинскими кадрами в субъектах федерации Дальневосточного федерального округа невозможно без планомерной реализации кадровой политики, основанной на системном анализе, планировании и прогнозировании потребности системы здравоохранения в кадровых ресурсах.

Реализация на региональном уровне единой модели обеспечения медицинскими кадрами системы здравоохранения потребует координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, органов управления здравоохранением, образовательных медицинских учреждений, а также общественных медицинских ассоциаций.

Единство кадровой проблемы территорий ДВФО, сложившихся условий организации медицинской помощи населению, отсутствие медицинской научно-педагогической базы в 6 субъектах федерации из 10 диктует необходимость координации усилий по совершенствованию кадровой политики в пределах округа, чему в немалой степени будет способствовать создание Координационного Совета по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения ДВФО, который позволит координировать осуществление единой государственной политики в области подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров здравоохранения Дальневосточного федерального округа.

Проведение реформы здравоохранения требует принятия действенных мер к формированию кадровой политики, позволяющей не только сохранить кадровый потенциал, но и качественно его изменить, адаптировать к новым условиям, подготовить к выполнению задач, предусматриваемых реформами. Необходимо, чтобы вопросы кадровой политики стали приоритетными в деятельности органов управления здравоохранением субъектов федерации ДВФО.

Основными программными мероприятиями по управлению кадрами в здравоохранении территорий должны стать:

регулярный анализ положения с медицинскими кадрами, обеспечение мониторинга кадровой политики на территории субъекта федерации;

планирование кадров здравоохранения с использованием методов определения средне- и долгосрочных тенденций количественных и качественных потребностей в кадровых ресурсах;

распространение практики формирования органами управления здравоохранением целевых заказов на подготовку специалистов (особенно для сельской местности) с заключением ими соответствующих трехсторонних договоров с учебными заведениями и абитуриентами;

совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи, расширение сети специализированных классов, лицеев медицинского профиля и т.д.;

привести в соответствие объемы и потребности в подготовке и переподготовке медицинских кадров в системе непрерывного образования, осуществлять мероприятия по повышению квалификации медицинских работников;

внедрение института врача общей (семейной) практики в структуру первичной медико-санитарной помощи населению;

повышение привлекательности работы в сельской местности, решение социально-бытовых вопросов, предоставление гарантированных льгот медицинским работникам и т.д. (совместно с органами исполнительной власти субъекта федерации);

разработка и внедрение регионально-отраслевых минимумов оплаты труда медицинских работников с целью создания экономических и социальных условий для привлечения и сохранения медицинских кадров.

Осуществление этих и ряда других мероприятий позволит стабилизировать положение с медицинскими кадрами, совершенствовать кадровый потенциал отрасли и обеспечить органы и учреждения здравоохранения субъектов федерации Дальневосточного федерального округа персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества медицинской помощи населению.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Как вы думаете: какова опасность распространения вируса оспы обезьян?

Высокая, это может привести к новой пандемии
Низкая, единичные случаи заболевания не несут глобальной угрозы
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

.

.


MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.