Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
5.4. Средства федерального бюджета и Федерального фонда ОМС
для финансирования территориальных программ государственных гарантий
В соответствии с Конституцией все граждане России имеют право на бесплатную
медицинскую помощь.
В соответствии с законодательством Российской Федерации основная доля
ответственности за финансирование здравоохранения ложится на региональные
бюджеты и территориальные фонды ОМС. Однако регионы России значительно
отличаются друг от друга как по бюджетной обеспеченности, так и по объему
привлекаемых средств в фонды ОМС. Для обеспечения гарантий Конституции
(выравнивание) используются средства вышестоящего бюджета и Федерального Фонда
ОМС.
Другим важным направлением использования средств федерального бюджета в
регионах является финансирование различных инновационных проектов.
Инвестирование осуществляется как правило на паритетных началах с региональными
бюджетами.
Значительная доля средств федерального бюджета идет и на финансирование
высокоспециализированной дорогостоящей медицинской помощи всему населению России
в федеральных ЛПУ и Клиниках центральных НИИ.
Однако механизмы выделения средств непрозрачны, во многом непонятны принципы,
которыми руководствуются при принятии решений о выделении средств из
федерального бюджета и Федерального ФОМС тем или иным регионам. В результате
отдельные регионы получают преимущества. В целом, по различным оценкам
аккумулируемые в Федеральном Фонде ОМС средства в 3-4 раза меньше, чем
необходимо для адекватного перечисления территориальным фондам на выравнивание
финансирования программ ОМС.
Использование общих принципов выделения и использования средств «центра» в
региональном здравоохранении приносит эффект не везде. Для депрессивных
территорий должен быть разработан отдельный механизм, своего рода «антикризисное
управление», позволяющее выводить эти территории из депрессии и создавать
предпосылки для самостоятельного развития. Это в полной мере относится ко многим
территориям Дальнего Востока.
В 2000 г. федеральный бюджет и Федеральный фонд ОМС продолжали перечислять
финансовые средства на выравнивание территориальных программ государственных
гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской
помощью.
Из федерального бюджета (согласно представленным территориями ДВФО данным)
средства получили 4 территории:
- Амурская область (21,9 млн. руб.),
- Еврейская АО (9,5 млн. руб.),
- Корякский АО (6,18 млн. руб.),
- Чукотский АО (8,3 млн. руб.).
Из Федерального фонда ОМС в 2000 г. средства поступали в 4 территории:
- Амурскую область (26 млн. руб.),
- Камчатскую область (41,2 млн. руб.),
- Приморский край (51 млн. руб.),
- Хабаровский край (58,5 млн. руб),
- Чукотский АО (26 млн. руб.).
В 2001 г. средства федерального бюджета поступили только в Амурскую область в
размере 23 млн. руб.
Средства Федерального фонда ОМС на выравнивание территориальных Программ ОМС в
2001 г. получили 8 территорий:
- Амурская область – 50 млн. руб.,
- Еврейская АО – 29,5 млн. руб.,
- Камчатскую область – 39 млн. руб.,
- Магаданская область – 29 млн. руб.,
- Приморский край – 68,1 млн. руб.,
- Республика Саха (Якутия) – 43 млн. руб.,
- Сахалинская область – 36 млн. руб.,
- Хабаровский край – 53 млн. руб.
Таким образом, анализ выделения субвенций ФФОМС позволяет говорить о том, что
подобно межбюджетным отношениям, механизм расчета этих субвенций имеет
субъективный компонент. Предоставление финансовых ресурсов для поддержания
программ государственных гарантий по предоставлению населению бесплатной
медицинской помощи из средств федерального бюджета и Федерального фонда ОМС
носит стихийный характер, не опирается на объективные критерии (экспертиза
обоснования заявок на получение средств из федеральных источников).
Существует острая потребность в разработке объективных критериев обоснования
заявок на получение финансирования из федеральных источников и формирования
аудиторских проверок по финансированию территориальных программ обеспечения
населения бесплатной медицинской помощью на уровне структур ДВФО для обеспечения
эффективного и целевого использования средств, получаемых из федеральных
источников.
По нашему мнению, необходимо выполнить следующие мероприятия.
Во-первых, необходимо разработать и сделать прозрачным и понятным для всех
механизм расчета и выделения субвенций.
Во-вторых, следует шире использовать аудиторские проверки использования
средств всеми государственными органами.
В третьих, в случае выделения целевых средств на инвестирование в тот или
иной проект, целесообразно проводить экспертизу этих инвестиций с участием
представителя Министерства здравоохранения и Федерального ФОМС в федеральном
округе, что позволит минимизировать риски нецелевого или низкоэффективного их
использования.