Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 6.3. Оценка и перспективы дальнейшего реформирования регионального здравоохранения (по результатам социологического исследования)

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Здравоохранение Дальнего Востока на рубеже веков: проблемы и перспективы / 6.3. Оценка и перспективы дальнейшего реформирования регионального здравоохранения (по результатам социологического исследования)
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 5161; прочтений - 3154
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

6.3. Оценка и перспективы дальнейшего реформирования регионального здравоохранения (по результатам социологического исследования)

Оценка организаторами здравоохранения состояния и перспектив реформирования отрасли

С целью анализа промежуточных результатов реформы здравоохранения нами во время проведения конференций и заседаний членов Дальневосточной медицинской ассоциации было предложено ответить на ряд вопросов руководителям органов управления здравоохранением, учреждений здравоохранения и их подразделений в 1999-2001 гг.

На вопросы анкеты ответили 326 организаторов здравоохранения. Из них 173 - женщины, 153 - мужчины.

Средний возраст у мужчин составил 46,9 лет, у женщин - 44,7 лет.

Среди анкетируемых больше всего выпускников лечебного факультета - 73,8 % (68,7 % у женщин и 79,7 % у мужчин). Выпускники педиатрического факультета составили 15,9 % (19,4 % у женщин и 11,9 % у мужчин), стоматологического – 8,7 %.

По врачебным специальностям анкетируемые распределились более равномерно. Представлены 23 специальности. Среди них терапевты составили 24,6 %, хирурги – 16,7 %, стоматологи – 8,7 %, фтизиатры – 4,8 %.

Сертификат по врачебной специальности имеют 64,3 % респондентов (70,1 % женщин и 57,6 % мужчин). Выпускники разных факультетов имеют приблизительное равное количество сертифицированных специалистов.

По категории врачебной специальности респонденты распределились следующим образом (табл. 6.2):

Таблица 6.2 Распределение опрошенных по категории врачебной специальности в зависимости от пола (%)

  Женщины

Мужчины

Все

опрошенные

Без категории 28,4 32,2 30,2
2 7,5 0 3,9
1 37,3 22,0 30,2
Высшая 26,8 45,8 35,7

Среди опрошенных 18,3 % продолжают непосредственно заниматься лечебной работой (в графе «должность» указали «зав. отделением»).

Среди лиц, занимающих должность, непосредственно не связанную с лечебной работой сертификат по врачебной специальности имеет 67,9 % от данной категории опрошенных.

Кроме основной работы совмещают различные должности 55,6 % респондентов (55,2 % женщин и 55,9 % мужчин).

Сертификат по организации здравоохранения имеет 73,8 % опрошенных, причем среди женщин сертификат имеют 82,1 % опрошенных и 64,4 % - среди мужчин.

В зависимости от стажа работы организатором здравоохранения опрошенные распределились неравномерно. Так, почти половина опрошенных - 46,8 % - имеют стаж работы организатором здравоохранения от 0 до 5 лет, от 5 до 10 лет – 17,5 %, от 10 до 15 лет – 21,4 % и более 15 лет – 14,3 %. Также значительны различия этого показателя и в зависимости от пола (табл. 6.3).

Подавляющее большинство опрошенных (88,9 %) не имеют категории по организации здравоохранения. Высшую категорию имеют 9,5 %, первую – 1,6 %.

Не имеют первичной подготовки по организации здравоохранения 42,9% опрошенных (33,9 % опрошенных женщин и 52,2 % опрошенных мужчин). Ранее 1995 г. первичную подготовку и повышение квалификации получили 15 % ответивших на вопросы анкеты, в том числе 11,9 % мужчин и 16,4 % женщин.

Таблица 6.3 Распределение опрошенных в зависимости от стажа работы организаторов здравоохранения и пола (%)

  0-5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 15 лет Более 15 лет
Мужчины* 33,9 15,3 28,8 22,0
Женщины* 58,2 19,4 14,9 7,5
Все 46,8 17,5 21,4 14,3

* - % от опрошенных лиц соответствующего пола

Среди опрошенных 20,6 % работали в органах управления здравоохранением, 23 % - в стационаре, 28,6 % - в поликлинике. В учреждениях краевого (областного) подчинения работало 39,7 % респондентов, городского подчинения – 37,3 %, районного (муниципальные образования) – 18,3 %.

Состояние здравоохранения в своем регионе как кризисное оценили 23,0% респондентов, как неудовлетворительное - 34,9 %, как удовлетворительное - 41,3 %. Т.о., негативную оценку состоянию здравоохранению дали более половины опрошенных (57,9 %).

Среди респондентов, определивших состояние здравоохранения как кризисное, 51,7 % (11,9 % от всех опрошенных) на первое место в рейтинге причин такого состояния ставят дефицит финансовых ресурсов, 31,0 % (7,1%) - состояние экономики края. На второе место - 24,1 и 31,0 % соответственно.

Среди респондентов, определивших состояние здравоохранения как неудовлетворительное, 47,7 % (16,7 % от всех опрошенных) на первое место в рейтинге причин такого состояния ставят дефицит финансовых ресурсов, 25,0 % (8,7 %) - состояние экономики края. На второе место – 22,7 и 20,5 % соответственно. 18,2 % опрошенных из этой группы (6,4 % от всех опрошенных) на второе место поставили причину: «Законодательная база здравоохранения», 15,9 % - "Способ оплаты труда (отсутствие материальной заинтересованности)".

Среди респондентов, определивших состояние здравоохранения как удовлетворительное, 51,9 % (21,4 % от всех опрошенных) на первое место в рейтинге причин такого состояния ставят дефицит финансовых ресурсов, 23,1 % (9,5 %) - состояние экономики края. На второе место 19,2 % опрошенных из этой группы ставят причину: "Способ оплаты труда (отсутствие материальной заинтересованности)", по 15,4 % - на причины «Дефицит финансовых ресурсов» и «Состояние экономики края», 13,5 % - "Законодательная база здравоохранения".

При ответе на вопрос об оптимальном уровне состояния источников финансирования здравоохранения предпочтения опрашиваемых распределились следующим образом (табл. 6.4):

Таблица 6.4 Структура распределения источников финансирования (по результатам социологического исследования)

Источник финансирования 1 2 3 4 5 Ваш

вариант

Бюджет 100 % 0 40 % 25 % 25 % %
Фонд ОМС 0 100 % 40 % 25 % 25 % %
Прямые платные услуги 0 0 5 % 10 % 40 % %
Добровольное медицинское страхование 0 0 15 % 40 % 10 % %
% 11,1 0,8 42,1 9,5 3,2 30,1

Среди предложивших свой вариант имелись значительные колебания доли финансирования здравоохранения из различных источников:

  • из бюджета от 0 до 90 %,
  • из средств фонда ОМС - от 0 до 80 %,
  • за счет прямых платных услуг - от 0 до 49 %,
  • за счет средств добровольного медицинского страхования - от 0 до 60%

Мнения относительно уровня медицинского обслуживания, производимого нелегально или посредством теневого рынка в учреждении, в котором работает опрошенный, колебались в диапазоне от 0 до 70 %. Отсутствие теневого рынка (0 %) указали 34,9 % респондентов, от 0 до 5 % - 26,2 % респондента, 10 % - 8,7 % опрошенных, 15 % - 7,1 %, 20 % - 4 %, 30 % - 4,0 %, 40 % - 3,2 % и 70 % - 0,8 %. 11,1 % опрошенных не ответили на этот вопрос.

На необходимость дальнейшего сокращения числа ЛПУ указали 20,6 % респондентов, дальнейшего сокращения коечного фонда - 30,9 %.

С тем, что реализация стационарозамещающих технологий (дневные стационары, стационары на дому, амбулаторная хирургия) улучшит экономическое состояние отрасли здравоохранения согласны 72,2 % опрошенных.

Среди опрошенных 49,2 % организатора здравоохранения считают необходимым реорганизацию первичной медицинской помощи по принципу врача общей (семейной) практики. Однако мнения о том, на каком уровне оказания медицинской помощи общие врачебные практики необходимо создавать в первую очередь, разделились. Однако обращает на себя внимание высокий % опрошенных (40,5 %), не ответивших на этот вопрос (табл. 6.5).

16,7 % респондентов на данный вопрос указали более одного ответа.

С необходимостью срочно ввести стандарты результатов (медицинских, экономических, социальных) деятельности ЛПУ для повышения эффективности управления здравоохранением согласны 78,6 % опрошенных, не согласны - 15,1 %, не ответили - 6,3 %.

Таблица 6.5 Общие врачебные практики необходимо создавать в первую очередь на уровне (по результатам социологического исследования)

  Уровень медицинской помощи %

1.

Врачебной амбулатории 29,4

2.

Поликлиники участковой больницы 9,5

3.

Поликлиники центральной районной больницы 3,9

4.

Поликлиники городской больницы 16,7

5.

Не ответили 40,5

Сокращение средней длительности стационарного лечения до 12 дней в ЛПУ края в 2000 г. реальным считают 30,9 % опрошенных, не реальным - 65,1 %, не ответили - 4 %.

На необходимость дифференциации коечного фонда по интенсивности лечения указали 87,3 % респондентов.

Ответы на вопрос: "Процент коечного фонда, который можно преобразовать в медико-социальные койки и за счет каких отделений" колебались в диапазоне от 0 до 50 и среднее значение составило 11,6 %.

На вопрос: «За счет каких коек?» ответили 31,7 % опрошенных человек. Наибольшее количество опрошенных предлагало сделать это за счет терапевтических (65,0 % от ответивших на этот вопрос) и педиатрических (15,0 %) коек.

Ответы на вопрос о том, каким Вам видится соотношение объемов финансирования стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи, распределились следующим образом (табл. 6.6).

17,5 % предложили свой вариант, где объемы медицинской помощи в поликлинике колебались от 20 % до 70 %, в стационаре – от 60 % до 20%, в дневном стационаре – от 50 % до 0 % . Не ответили на этот вопрос 3,9 % респондентов.

В целом организаторы здравоохранения считают, что их работа сказывается на деятельности учреждения. Так, по их оценкам, на эффективность работы учреждения, в котором они работают, влияют 84,1% респондентов.

Таблица 6.6 Соотношение объемов финансирования стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи (по результатам социологического исследования)

  1 2 3 Ваш вариант
Поликлиника 40 % 60 % 30 % %
Стационар 40 % 30 % 60 % %
Дневной стационар 20 % 10 % 10 % %
% от опрошенных 25,4 30,2 23 17,5

Положительную (хорошо и удовлетворительно) оценку работе Медицинской ассоциации своего региона дали 15,9 % участвовавших в опросе. На отсутствие работы ассоциации указали 26,2 %. Ничего не знают о работе ассоциации 53,2 % респондентов. Такие оценки говорят о многом. Ассоциации создавались в свое время по инициативе «сверху». Основными членами ассоциаций являются руководители органов и учреждений здравоохранения. В то же время, как видно из результатов ответа на этот вопрос, не только рядовые врачи, но даже и многие организаторы здравоохранения среднего звена слабо представляют себе чем занимаются медицинские ассоциации. Такая ситуации остро ставит вопрос о необходимости изменений в деятельности медицинских ассоциаций. Определенные результаты уже есть – в январе 2002 г. прошел учредительный съезд Российской медицинской ассоциации, который, вероятно, и даст ответы на многие вопросы, накопившиеся у медицинской общественности.

За восстановление строгой административной вертикали управления здравоохранением, согласно нашим данным, выступают 56,3 %опрошенных, против - 35,7 %, не высказали своего мнения 8,0 %.

Негативную оценку деятельности территориальных органов управления здравоохранением дали 25,4 %, не ответили – 7,1 %.

Взаимоотношения с органами исполнительной власти в своей территории и системы здравоохранения неудовлетворительно оценивают 25,4 % всех опрошенных.

Результаты анализа социологического исследования позволили нам сгруппировать предложения по улучшению деятельности органов управления здравоохранением в современных условиях, высказанные большинством опрашиваемых. В целом эти предложения выглядели следующим образом.

Внедрение современных организационных технологий в практику управления здравоохранением и усиление контроля за реализацией принятых решений.

Восстановить вертикаль управления, жестко обозначить функции органов управления здравоохранением.

Более активно работать с администрациями субъектов федерации и муниципальных образований для выполнения ими в полной мере своих обязанностей в области здравоохранения.

Планировать развитие здравоохранения на основе качественного достоверного анализа деятельности отрасли.

Заниматься подготовкой кадров к работе в современных социально-экономических условиях и, прежде всего, руководителей.

Увеличить выделяемые на здравоохранение средства до размера не менее 5 % ВВП (ВРП) с определением приоритетов финансирования.

Координировать работу по реструктуризации ЛПУ муниципальными образованиями и ведомствами, имеющими свою медицинскую службу.

Совершенствовать нормативно-правовую базу здравоохранения с увеличением возможностей законодательной инициативы территорий.

Разрабатывать механизмы для более активного привлечения средств из разрешенных действующим законодательством внебюджетных источников для финансирования отрасли, в т.ч. - развивать добровольное медицинское страхование.

Создавать благоприятные условия для параллельного формирования частной системы здравоохранения и внедрения рыночных отношений в отрасли под контролем государства.

Кроме предложений нами было предложено опрашиваемым высказать свое мнение и об основных приоритетных направлениях работы в своих регионах, которые с точки зрения опрашиваемых необходимо рассматривать на коллегиях органов управления здравоохранением территории. По результатам обработки анкет были выделены следующие группы вопросов.

Об антикризисной программе здравоохранения региона и выживании системы здравоохранения в новых экономических условиях.

О совершенствовании взаимодействия органов управления здравоохранением и администраций регионов и муниципальных образований в области здравоохранения.

О финансировании региональных и муниципальных систем здравоохранения из различных источников (бюджет, ОМС, платные услуги, добровольное медицинское страхование и др.) и о теневом рынке в здравоохранении.

Об изменении принципов финансирования ЛПУ (подушевое финансирование и др.).

О формировании муниципального заказа на медицинскую помощь.

Об изменении принципов оплаты труда медицинских работников на основе введения дифференцированной оплаты по конечному результату и уровню работы.

О состоянии материально-технической базы ЛПУ.

Об эффективности использования коечного фонда (в т.ч. ведомственными службами здравоохранения) и об использовании стационарозамещающих видов помощи.

О кадровой политике здравоохранения в регионе.

О совершенствовании лекарственного обеспечения и мерах по его улучшению.

О повышении эффективности использования дорогого и высокотехнологичного медицинского оборудования.

О стандартизации медицинской помощи.

О состоянии и перспективах развития амбулаторно-поликлинической помощи населению и об улучшении их материальной базы.

О мерах по снижению заболеваемости детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения.

О мероприятиях по снижению детской (младенческой) смертности.

О мерах по снижению заболеваемости населения социально обусловленными заболеваниями.

Надо сказать, что по нашим данным в целом взаимоотношения системы здравоохранения своего региона с органами исполнительной власти удовлетворительно оценивает 70,2 % опрошенных.

Данные результаты не претендуют на всеобъемлющую оценку ситуации. Однако, по-нашему мнению, они характеризуют современное состояние и определяют направления для дальнейшего, более углубленного, анализа и принятия необходимых управленческих решений, позволяющих проводить оперативную корректировку хода и направления реформы здравоохранения на региональном уровне.

Проблемы и перспективы подготовки врачебных кадров для регионального здравоохранения (по результатам анкетирования студентов выпускных курсов Дальневосточного государственного медицинского университета)

Параллельно изучения мнения врачей проведен анализ мнения студентов выпускных курсов трех факультетов Дальневосточного осударственного медицинского университета о различных аспектах процесса обучения, состоянии здравоохранения в регионе, об их намерениях в отношении своего профессионального будущего.

Оценки студентами ДВГМУ своего профессионального будущего

Выпускники высших медицинских учебных заведений – это врачебный персонал, который завтра будет работать на всех уровнях и этапах оказания медицинской помощи населению. С одной стороны, они уже получили основной "багаж" теоретических знаний, с другой – еще не стали частью системы здравоохранения. Нам представляется интересной оценка отдельных аспектов здравоохранения именно этой категорией медицинских работников.

Нами была поставлена задача изучить оценки будущими врачами некоторых аспектов здравоохранения, проанализировать мнения выпускников Дальневосточного государственного медицинского университета (ДВГМУ) в отношении отдельных ценностных ориентировок, своего профессионального и миграционного поведения в ближайшем будущем после получения диплома о высшем медицинском образовании. В 2000-2001 гг. нами было проведено анкетирование студентов выпускных курсов 3-х факультетов ДВГМУ (лечебный, педиатрический и стоматологический) по специально разработанной анкете. Анкетирование проводилось после окончания студентами основного курса обучения перед государственными выпускными экзаменами. Всего в исследовании приняло участие 280 человек.

По материалам нашего исследования в целом миграционные настроения студентов можно оценить как сильные. При наличии возможности уехать за пределы Дальневосточного региона на постоянное место жительство остаться на Дальнем Востоке предпочли бы всего 27,4 % выпускников, уехать в центральные регионы России – 44,4 %, уехать за пределы России – 27,4 %.

На вопрос "Где вы хотели бы работать в городе или в сельской местности" 98,5 % планируют работать в городе (в т.ч. 100 % выпускников педиатрического факультета).

Желание работать в городской (краевой) больнице высказали 85,3 % выпускников лечебного, 79,2 % - педиатрического и 3 % стоматологического. Работать в городской (краевой) поликлинике – 7,4 %, 8,3 % и 63,6 % соответственно.

После окончания учебы в ДВГМУ по специальности планируют работать 79,6 % лечебников, 68,8 % педиатров и 84,8 % стоматологов.

После окончания интернатуры поработать 3-5 лет в сельской местности полезным считают 26 % выпускников лечебного факультета, 25 % - педиатрического и 9,1 % - стоматологического.

На вопрос: "Каким Вы считаете должен быть сегодня уровень среднемесячной заработной платы молодого врача-специалиста?" ответы распределились следующим образом (указаны средние арифметические, в скобках – min и max значения). В городских лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) значимой разницы между факультетами не наблюдалось: выпускники лечебного факультета – 5544 руб., педиатры – 5743 руб., стоматологи – 5786 руб.. Заработная плата молодого врача, работающего в ЛПУ районного центра должна быть: у лечебников – 5621 руб., у педиатров – 6588 руб., у стоматологов – 7467 руб.. Заработная плата врача, работающего в сельской местности (в участковой больнице и врачебной амбулатории) должна быть: у лечебников – 5650 руб., у педиатров – 7620 руб., у стоматологов – 9308 руб.

В то же время работать врачом в сельской местности в настоящее время не согласятся ни при каких условиях 57,4 % лечебников, 43,8 % педиатров и 66,7 % стоматологов – выпускников ДВГМУ. Полученные нами данные свидетельствуют об отсутствии экономических и социальных стимулов для молодых специалистов работать в сельской местности и отдаленных территориях. В результате низкая обеспеченность врачами в этих территориях в ближайшее время в рамках существующего правового поля и отсутствия достаточных стимулов для врачей будет продолжать снижаться, т.к. естественное выбытие врачей не восполняется в полной мере молодыми специалистами.

В целом уровень жизни врача как "нищенский" оценили 46,3 % выпускников лечебного факультета, 60,4 % - педиатрического и 18,2 % - стоматологического; как "низкий" – 33,3 %, 20,8 % и 24,2 % соответственно; ниже среднего – 14,8 %, 16,7 % и 36,4 %.

Мнения об источниках финансирования отрасли были различны. Однако около половины опрошенных (49,6 %) согласны с тем, что оплата медицинской помощи должна быть комбинированной для пациента - пациенты должны доплачивать за медицинскую помощь. В свою очередь платить за медицинскую помощь приходилось 87,4 % выпускников всех факультетов.

При ответе на вопрос: "Кто должен защищать Ваши права как пациентов?" 30,4 % респондентов указали страховые компании, в 22,2 % – фонд обязательного медицинского страхования, 13,3 % – органы государственной власти, 7,4 % – органы управления здравоохранением.

Состояние экономики Российской Федерации как "удовлетворительное" оценили 3,9 % респондентов (все – выпускники стоматологического факультета), как "плохое" – 39,3 %, как "кризисное" – 51,9 %, остальные – затруднились ответить.

Отличную оценку здравоохранению Хабаровского края не поставил ни один выпускник ДВГМУ. Как "удовлетворительное" здравоохранение края оценили 37,8 % опрошенных, как "плохое" – 42,2 %, "очень плохое" – 11,1 %. Остальные затруднились ответить на этот вопрос.

В том, какой процент больных платит за оказание медицинской помощи непосредственно врачу или медицинской сестре, мнения выпускников разных факультетов в целом совпали (в среднем – 25,6 %больных). Уровень этого показателя в ответах колебался от 0 % до 70 %.

Важным для отечественного здравоохранения сегодня является вопрос стандартизации. И это мировоззрение, по нашему мнению, необходимо закладывать в сознание будущих врачей «со студенческой скамьи», ориентируя программы обучения на стандартизацию здравоохранения. Поэтому, с нашей точки зрения было важно оценить отношение выпускников ВУЗ)а к этому вопросу. По наши данным, проведение работ по стандартизации в здравоохранении считают необходимым 66,2 % респондентов (наименьший показатель у выпускников стоматологического факультета – 51,5 %).

Сегодня продолжается формирование Российской медицинской ассоциации, которая должна объединить в своем составе всю медицинскую общественность, выражать коллективное мнение медицинских работников по всем аспектам здравоохранения. Сегодня существуют различные мнения об актуальности создания медицинских ассоциаций, формах и методах их работы. Однако 77 % молодых специалистов, каковыми практически являются выпускники ВУЗа, выступают за объединение медицинских работников в ассоциации.

Таким образом, анализ ответов выпускников различных факультетов показал, что их мнения и оценки неоднозначны, варьируют между отдельными факультетами. Вопросы обратной связи управляющих и управляемых звеньев системы здравоохранения всегда стояли остро и были актуальными. Сегодня в рамках работы по выполнению Концепции развития здравоохранения Российской Федерации на 2001-2005 годы и на период до 2010 года, в условиях динамично меняющейся ситуации внутри системы здравоохранения и за ее пределами потребность в обратной связи значительно возрастает.

Оценка качества учебного процесса студентами выпускных курсов

Эффективное функционирование любой национальной системы здравоохранения обеспечивается ее кадровыми ресурсами. Стратегия кадровой политики, в свою очередь, строится с учетом особенностей развития национального здравоохранения, оптимальных мер по управлению персоналом и накопленного опыта.

Кадры здравоохранения в XXI веке должны будут оказывать качественную медицинскую помощь, основанную на принципах концепции ВОЗ «Здоровье для всех», владеть культурой соблюдения права на здоровье и принципов медицинской этики, уметь работать в многопрофильных бригадах и в сотрудничестве с другими секторами общества, владеть навыками работы со средствами коммуникации и др. Особое внимание будет уделяться подготовке кадров в области компьютерных технологий и эксплуатации новой техники. Следовательно, работа с кадрами является одним из приоритетных направлений деятельности руководителей органов управления здравоохранением субъектов федерации, главных врачей центров госсанэпиднадзора по обеспечению успешной реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. В этом контексте чрезвычайно важными теоретической и практической задачами становятся постоянный мониторинг и перспективная оценка состояния кадрового потенциала системы здравоохранения, в первую очередь на региональном уровне.

Задачи реформирования здравоохранения предъявляют высокие требования к подготовке медицинского персонала что, в свою очередь, влияет на организацию учебного процесса. Сегодня интенсивными темпами идут прогрессивные изменения в сфере информационных технологий, что резко повышает уровень требований к профессиональной пригодности медицинских работников по многим специальностям, а также обуславливает необходимость корректировки существующих и разработки качественно новых программ подготовки и переподготовки кадров.

В связи с вышеизложенным весьма важным представляется исследовать мнения выпускников высших медицинских учебных заведений о характере и сложности учебного процесса, о технологии взаимоотношений с преподавателями, видах контроля знаний, о перспективных направлениях в подготовке кадров и др.

К окончанию выпускного курса студенты должны обладать основным необходимым набором знаний молодого специалиста. В то же время у них еще "свежи" воспоминания об особенностях обучения, их оценки учебного процесса могут быть полезны как для выявления сильных и слабых сторон этого процесса, так и служить его индикаторами и маркерами.

Вопросы второй части нашей анкеты были посвящены изучению оценки студентами некоторых характеристик учебного процесса, его позитивных и негативных сторон.

Вначале респондентам было предложено оценить учебные программы в целом. Учебные программы как соответствующие современным потребностям системы здравоохранения оценили 22,2 % выпускников лечебного факультета, 6,2 % - педиатрического и 33,3 % - стоматологического, не соответствующими - 9,3 %, 16,7 % и 6,1 %. Наибольшая часть опрошенных определила эти программы как "соответствующие не в полной мере": 62,9 %, 72,9 % и 51,5 %.

В то же время избыточными считают программы обучения 12,9 % лечебников, 14,6 % педиатров и 12,1 % стоматологов; достаточными – 46,3 %, 22,9 % и 54,6 % и недостаточными – 27,8 %, 37,5 % и 18,2 % соответственно.

Важным с нашей точки зрения является уровень подготовки выпускников к самостоятельной работе после окончания полного курса университета. И, несмотря на то, что оценку такой подготовке дают результаты государственного экзамена, не менее интересна и важна оценка самих студентов. Так, считают, что, закончив полный курс обучения в медицинском ВУЗе будут готовы к самостоятельной работе только 1,8 % выпускников лечебного, 2,1 % - педиатрического и 30,3 % - стоматологического факультетов. Соответственно "нет" ответили 51,9 %, 52,1 % и 3 %; "не в полной мере" – 46,3 %, 45,8 % и 60,7 %. Как видно из этих результатов, подготовленными к самостоятельной практической работе считают себя больше всего выпускников стоматологического факультета.

Не менее важным является и уровень практической подготовки будущих врачей. Однако анализ ответов на вопрос "Достаточно ли практических навыков Вы получили за время учебы?" показал, что уровень практической подготовки с точки зрения самих студентов оказался крайне низким. "Да" на этот вопрос не ответил ни один выпускник лечебного, 12,5 % - педиатрического и 24,2 % - стоматологического факультетов; "нет" – 53,7 %, 58,3 % и 18,2 % соответственно. Таким образом, наиболее подготовленными к практической работе считают себя будущие стоматологи.

Нас интересовало также и то, где в основном студенты приобретали практические навыки. О том, что практические навыки приобретались на занятиях указали 48,2 % лечебников, 56,2 % педиатров и 75,2 % стоматологов; самостоятельно работая в больнице – 38,9 %, 37,5 % и 9,1 % соответственно.

В течение последних 10 лет неоднократно менялись и виды контроля знаний, у каждого из которых есть свои сторонники и противники. Среди студентов сторонниками традиционного экзамена выступили 27,8 % выпускников лечебного, 41,7 % - педиатрического и 24,2 % - стоматологического факультетов. Тестирование как основной вид контроля знаний предпочли бы 3,7 % лечебников, 2,1 % педиатров и 3 % стоматологов; тестирование и собеседование – соответственно 42,6 %, 35,4 % и 54,6 %. Остальные либо затруднились ответить, либо предложили использовать все предложенные варианты.

Ответы на вопрос: "Какие предметы преподавались Вам лучше всего?" с точки зрения рейтинга отдельных предметов по факультетам распределились следующим образом.

На лечебном факультете первые три места занимают соответственно акушерство и гинекология, терапия, хирургия.

На педиатрическом факультете – детские инфекционные болезни, терапия, эндокринология.

На стоматологическом факультете – терапевтическая стоматология, детская стоматология, ортопедическая стоматология.

Кроме теоретической и практической подготовки будущего врача не менее важное значение имеет и знакомство с практикой научно-исследовательской работы. Обучение научным методам анализа необходимо, т.к. врачу регулярно приходится использовать различные методы анализа для оценки эффективности использования различных вариантов терапии, лекарственных препаратов, результатов лечения и т.д.. С этой точки зрения участие студентов во время учебы в университете в научно-исследовательской работе повышает их общий уровень подготовки. Результаты опроса выпускников показали, что 57,8 % всех выпускников в той или иной форме занимались научно-исследовательской работой. Среди факультетов данные распределились следующим образом: 40,7 % выпускников лечебного, 72,9 % - педиатрического и 63,6 % - стоматологического факультетов указали, что во время учебы в ДВГМУ занимались научно-исследовательской работой. Научные публикации имеет 20,4 %, 31,2 % и 24,2 % опрошенных соответственно.

Желание заниматься научно-исследовательской работой после окончания ДВГМУ высказали 53,7 % лечебников, 58,3 % педиатров и 21,2 % стоматологов. Следовательно престиж научной работы остается достаточно высоким среди выпускников лечебного и педиатрического факультетов.

По мнению различных экспертов, медицинская практика в России отстает от уровня западных стран, что является следствием многолетней изоляции. Эта изоляция существует и сегодня, в том числе и из-за языкового барьера. Поэтому в опросник были включены вопросы оценки студентами своих знаний иностранных языков и наличия доступа к сети Internet и использования ее ресурсов в учебном процессе.

Среди выпускников лечебного факультета на свободное владение иностранным языком указал 2 человека; может объясниться и получить ограниченную информацию на бытовом уровне 51,9 %.

Среди выпускников педиатрического факультета свободно иностранным языком не владеет никто; могут объясниться и получить необходимую информацию по любому вопросу 4 человека и могут объясниться и получить ограниченную информацию на бытовом уровне 58,3 %.

Среди выпускников стоматологического факультета свободно иностранным языком также никто не владеет; могут объясниться и получить ограниченную информацию на бытовом уровне 48,5%.

Доступ к сети Internet имеют 76,0 % лечебников, из них только в ДВГМУ – 66,7 % от всех участвовавших в опросе. В то же время в своей учебе ресурсы сети использовали 35,3 % выпускников и 29,6 % - редко.

Среди выпускников педиатрического факультета доступ к сети Internet 64,6 %, из них в ДВГМУ – 43,7 %. Использовали в своей учебе возможности Internet 35,4 % и 29,2 % – изредка.

Среди выпускников стоматологического факультета доступ к сети Internet имеют 36,4 %. Из них только в ДВГМУ – треть (9,1 %). Возможности Internet в своей учебе использовали 9,1 % и 21,2 % - редко.

Полученные результаты могут служить определенными индикаторами характеристики учебного процесса и использоваться для повышения его эффективности и качества как на уровне отдельных кафедр и факультетов, так и на уровне университета в целом. Методология социологических исследований может использоваться в дополнение к традиционным методам контроля качества учебного процесса и его результатов, а также в качестве одного из вариантов обратной связи между студентами и преподавателями.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Доверяете ли вы вакцинам от COVID-19?

Да, доверяю всем вакцинам
Да, доверяю, но только отечественным вакцинам
Да, доверяю, но только зарубежным вакцинам
Не доверяю всем вакцинам
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

.

.


MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.