Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Введение
Дети – это сегодняшние инвестиции в общество будущего. От их здоровья и того,
каким образом обеспечивается их рост и развитие, включая период отрочества, до
достижения ими зрелого возраста, будет зависеть уровень благосостояния и
стабильности России в XXI веке. Хорошее состояние
здоровья детей, начиная с периода внутриутробного развития до подросткового
возраста, является одним из источников социального и экономического развития
Российского государства. Столь же справедливо и обратное утверждение. Бремя
нездоровья и нарушение развития детей, как следствие социально-экономических
катаклизмов на рубеже XX─XXI
веков, в которые ввергло страну её политическое руководство, привело к
многочисленным отрицательным последствиям демографического, социального и
экономического плана. Нездоровые дети создают дополнительную нагрузку на семью,
отдельных её членов и в конечном итоге резко снижают возможности прогрессивного
развития братьев и сестер.
Отечественные системы здравоохранения и социального обеспечения также несут
затраты, потребность в которых сохраняется в течение длительного промежутка
времени иногда уже после достижения этими детьми возраста 20-30 лет. В конечном
итоге слабое развитие социальных и когнитивных навыков может оказывать
неблагоприятное воздействие на протяжении всей жизни, последствия которого
нередко затрагивают будущие поколения. Деградация семьи, её отдельных членов, в
частности родителей, породили демографическую катастрофу, невероятный уровень
алкоголизма (более 18 литров чистого алкоголя на душу населения, включая грудных
младенцев), беспризорность детей, всплеск социальных болезней (туберкулёз,
сифилис, ВИЧ-СПИД), психических расстройств, преступности и др. Только к
2006-2008 гг. Российское общество пришло к осознанию масштабов катастрофы
постигшей страну. Тогда то и были сделаны первые «робкие» шаги по инвестициям в
семью, детей и подростков. Причинами этого осознания стали:
- Моральные и юридические обязательства по защите и соблюдению прав детей и
подростков, закрепленные в Конвенции о правах ребенка.
- Необходимость создания здорового общества, что будет иметь благоприятные
последствия для России в целом, местных сообществ и отдельных людей.
- Экономический рост и устойчивое развитие государства может быть обеспечено
только достаточным уровнем количественных и качественных характеристик будущих
трудовых ресурсов, которые определяются достаточным уровнем здоровья семьи и
её членов, в частности детей.
Такой подход с точки зрения всего жизненного цикла будет обеспечивать
наиболее рациональное и эффективное использование ресурсов.
В целом, положение дел в отношении организации сбалансированного питания,
охраны здоровья и обеспечения оптимального развития детей в Росси
неудовлетворительное. Показатели младенческой и детской смертности в ряде
регионов России являются самыми высокими в Европе. Сохраняются значительные
региональные различия в отношении состояния здоровья детей и доступности
качественной медицинской помощи, в том числе и различия в показателях
младенческой и детской смертности. Это проявляется, в частности, в количестве
семей с детьми, для которых доступ к высококачественным услугам здравоохранения,
информации, образованию, нормальным жилищным условиям и адекватному питанию
продолжает оставаться проблематичным.
Во всех федеральных округах РФ наблюдается относительное преобладание женщин
и детей среди малообеспеченных слоев населения. В условиях кризиса особенно
высокому риску подвергаются малоимущие и маргинальные группы населения.
Неравенство в отношении здоровья и доступности качественной медицинской помощи
между различными группами населения приводит к социальному расслоению
Российского общества и способствует высокому уровню социальной нестабильности.
Что же относительно так называемых экономически депрессивных регионов, к
которым, кстати, относятся все 9 субъектов РФ Дальневосточного федерального
округа (ДФО), то здесь разрыв между богатыми и бедными достиг критических
значений.
На фоне экономической депрессии и наличием таких факторов риска среди детей
старшего возраста и подростков, как ожирение, психосоциальные факторы и проблемы
психического здоровья, значимость которых возрастает, в Сибири и на Дальнем
Востоке сохраняются такие проблемы, как недостаточное питание, перинатальные
нарушения и инфекционные заболевания. Распространенность ВИЧ/СПИДа среди
молодежи возрастает, а травматизм и насилие представляют угрозу здоровью детей и
подростков
во всех регионах России. Возрастает озабоченность в отношении кратко- и
долгосрочных последствий, связанных с загрязнением окружающей среды,
экологической небезопасностью, а также нездоровым образом жизни.
В связи с этим остро встает вопрос о совершенствовании социальной политики,
разработке новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на
оказании населению не только материальной помощи, но и других видов социальных
услуг. При этом данная помощь в первую очередь должна быть оказана самым
нуждающимся слоям населения. Одним из важных звеньев такого механизма может
стать создание специальной системы медико-социальной помощи населению. Сегодня
становится понятным, что государство должно перейти от намерений к реальным
действиям, направленных на улучшение состояния здоровья женщин и детей, а также
на снижение неравенства при получении медико-социальной помощи. В целях
реализации стратегии «Здоровье для всех в XXI-м веке» ВОЗ
рекомендует странам-участницам этой международной организации придать надлежащий
приоритет, прежде всего, медико-социальным потребностям подрастающего поколения,
усилить меры профилактики, роль первичной медико-санитарной помощи.
Разрабатываемая стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» предназначена
для оказания содействия государствам-членам в выполнении следующих задач:
- разработка концептуальной основы для научно обоснованного анализа и
совершенствования национальных и региональных стратегий, программ и планов
действий в области охраны здоровья и развития детей и подростков с точки
зрения всего жизненного цикла;
- активизация многосекторальных действий, направленных на решение основных
проблем здравоохранения, связанных со здоровьем детей и подростков;
- определение роли сектора здравоохранения в разработке и координации
стратегий и в предоставлении услуг, отвечающих потребностям детей и подростков
в области здравоохранения.
Именно эти разделы деятельности медицинских и социальных работников по
отношению к подрастающему поколению изучает социальная педиатрия. В контексте
данной публикации мы считаем своей главной задачей сформировать у слушателей
врачей-педиатров и организаторов здравоохранения систематические знания в
области социальной педиатрии и научить применять методы научно обоснованного
планирования лечебно-профилактической помощи матерям и детям на практике. После
освоения программы «Социальная педиатрия» слушательия» стпедиатрия» студент
(врач, организатор здравоохранения) должен обладать устойчивым знанием о
предметах, явлениях и действиях, относящихся к социальной педиатрии настолько,
чтобы получить положительную оценку независимой сертификационной комиссии или
компетентного экзаменатора по следующим направлениям.
Знать:
- Методы эпидемиологических исследований в педиатрии и планирование
эпидемиологических исследований.
- Ситуационный анализ в педиатрии компоненты, этапы проведения.
- Этапы планирования профилактики заболеваний у женщин и детей на
региональном, муниципальном и индивидуальном уровне, определение измеримых
задач первичной профилактики.
- Критерии оценки эффективности программ профилактики.
Уметь:
- врач, организатор здравоохранения (курсант) должны уметь осуществить
самостоятельные, безошибочные действия, поддающиеся объективной оценке:
- разработать план массовых исследований в соответствии с условием
предложенной ситуационной задачи (избранной темы курсового проекта) и провести
эпидемиологическое исследование состояния здоровья детей и подростков.
- разработать программу групповой (семейной) профилактики заболеваний на
основании реальных данных и оценить эффективность предложенной программы.
- оценить качество медицинской помощи беременным женщинам и детям на
индивидуальном и учрежденческом уровнях с использованием российских и
международных критериев оценки.
Руководство по социальной педиатрии разработано в соответствии с
квалификационной характеристикой врача-педиатра, с учетом замечаний рабочих
совещаний ВОЗ по проблемам медицинского образования в странах поддерживающих
политику ВОЗ и Российской Федерации (1996, 1999 и 2005 гг.), требований к
профессиональной компетенции врача-педиатра в странах Европейского Союза (ELI)
разработки всесторонней политики и стратегий охраны здоровья детей и подростков
(ЕРБ ВОЗ 2005). Нами были использованы отечественных публикации и практический
опыт подготовки специалистов данного направления. С учетом сформированных задач
мы полагаем, что назрела необходимость создания кафедр социальной педиатрии и
организации здравоохранения в тех медицинских вузах, где имеются педиатрические
факультеты, которые, кроме подготовки специалистов, стали бы
учебно-методическими и исследовательскими центрами по проблемам охраны здоровья
матери и ребенка.