Главная    Оптика    Медкнига    Баннерная сеть    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
   Мы в социальных сетях. Присоединяйтесь!   
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Медицинская книга
· Очки и оправы · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Новости партнеров
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Реклами
  

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 1.3. Особенности динамики показателей физического развития детей и подростков

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Руководство по социальной педиатрии / 1.3. Особенности динамики показателей физического развития детей и подростков
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 2985; прочтений - 24533
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

1.3. Особенности динамики показателей физического развития детей и подростков

Процесс развития биологического организма происходит в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивен он в детском и юношеском возрасте. Развитие ребенка подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. К ним относятся неравномерность, неодновременность и обусловленность полом процессов роста и развития, а также влияние генетических и средовых факторов. Поэтому для правильного подхода к воспитанию детей, оценке их поведения, организации физиологически рационального режима обучения и отдыха необходимо знать и учитывать возрастные закономерности развития.

Одним из основных принципов сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является своевременное определение морфофункциональной зрелости, готовности растущего организма к новым для него условиям и видам деятельности и организация с ее учетом возраста ребенка, профилактических и оздоровительных мероприятий. Определение морфофункциональной зрелости базируется в первую очередь на оценке соответствия возраста и гармоничности физического и психического развития ребенка.

Физическое развитие — один из ведущих показателей состояния здоровья подрастающего поколения. Параметры физического развития, полученные на основании обследования однородных групп детей, служат объективными критериями индивидуальной и групповой оценки роста и развития.

Под физическим развитием понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития, отражающие не моментальную характеристику состояния, а динамику процесса обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) и половое развитие.

Развитие организма ребенка ─ сложный биологический процесс, он характеризуется не только количественным нарастанием массы тела, но и качественными структурными изменениями во многих органах и тканях, в том числе в костной системе, обеспечивающей рост тела в длину. Для каждого возрастного периода характерно определенное состояние костной системы ─ появление точек окостенения в конечностях, по которым можно определить на основании рентгенологических снимков истинный биологический возраст, его соответствие паспортному, т.е. выявить наличие и степень отклонений в физическом развитии подростка.

К показателям физического развития, рассматриваемым с целью контроля за процессами роста и развития, относятся масса тела, длина тела, окружность грудной клетки и др. Для оценки физического развития используются нормативы и шкалы, основанные на сигмальных отклонениях. Они представляют собой результаты антропометрического обследования больших групп населения с учётом возрастно-полового аспекта, географических, этнических, социальных, биогенных, экологических и других факторов.

Знание закономерностей физического развития ребенка необходимо для правильной организации режима его жизни. Примерно до 10-летнего возраста развитие происходит одинаково у мальчиков и девочек. К этому времени в кровь начинает усиленно поступать половой гормон, специфичный для данного пола. Ускорение роста и полового созревания у девочек начинается на 1 – 2 года раньше, чем у мальчиков. С 10 лет девочки начинают расти более интенсивно и обгоняют в росте мальчиков. После завершения процесса полового созревания темп роста девочек резко падает. К 15 – 16 годам он достигает своего максимума и далее почти не увеличивается. Мальчики в 12 – 14 лет продолжают усиленно расти, и к 15 – 16 годам рост их, как правило, значительно выше, чем у девочек. В целом рост мальчиков продолжается дольше (до 18 – 20 лет), ибо полное завершение полового созревания происходит у них несколько позднее.

Акселерация и децелерация. Динамика физического развития на различных территориях России за последние годы свидетельствует о ее неоднородности. Так, основной рост параметров физического развития приходился в России на 60-80 годы ХХ века в виде процессов акселерации. Следует отметить, что эти процессы наблюдались в большинстве стран мира. Однако с начала 1980-х годов интенсивность акселерации роста и развития детей стала замедляться сменившись противоположным процессом, который J. Richter (1986) назвал децелерацией. Децелерация физического развития детей в отдельных странах и регионах сопровождалась дисгармонией физического развития, т.е. изменением телосложения детей в различных вариантах и сочетаниях. В частности, наблюдалось уменьшение массы тела детей при увеличении длины тела, что приводило к снижению индекса пропорциональности.

В популяции российских детей этот процесс в последующие годы стал набирать силу, и в настоящее время детское население городов уже не демонстрирует приростов в длиннотных размерах тела, по широтным, обхватным размерам отставание усиливается, а в массе тела оно проявляется все отчетливее. Такое положение характерно для детей и подростков, как для мальчиков, так и для девочек (Ю.А. Ямпольская, Е.З. Година, 2005).

За последние десятилетия выявлены негативные тенденции в показателях физического развития детей, особенно в возрастных группах старше 12 лет. Установлено достоверное снижение темпов роста, уменьшение размеров и массы тела. Масса тела современных подростков во всех возрастно-половых группах ниже, чем у их сверстников в предыдущие годы. Дефицит массы тела среди современных юношей к моменту окончания школы диагностируется в каждом четвертом, у девушек – в каждом шестом случае. Снижается доля детей и подростков с нормальным физическим развитием (Ильин А.Г, 2000). Изменились и другие показатели – уменьшился диаметр грудной клетки, таза и т. П. Они у современных детей и подростков почти во всех возрастно-половых группах меньше, чем у ровесников 60-х годов (Н.А.Ананьева и соавт., 1995). За последние десятилетия выявилось также снижение мышечной силы кистей рук – результат уменьшения массы тела не только за счет жирового, но и мышечного компонента.

Наблюдается также отчетливое снижение силовых возможностей и функциональных резервов организма, особенно у современных школьниц по сравнению с их ровесницами предыдущих десятилетий. Наиболее выраженные изменения определяют в 12 – 15 лет. Численность детей с высокими функциональными возможностями в этом возрастном диапазоне сократилась на 15 – 20%, что связано как с проявлением децелерации роста и развития школьников, так и с негативными социально-экономическими факторами, в том числе – с организацией процесса обучения в школе, не отвечающего физиологическим возможностям детей и подростков. Например, у современных юношей 15 лет значения силы сжатия кисти (динамометрия) ниже на 10 кг, а у девушек на 6 кг, по сравнению с их сверстниками 90-х годов. Причем, у девушек отмечается выраженное снижение показателей с возрастом (от 15 к 18 годам на 3,5 кг), что может рассматриваться как нарушение биологического развития.

Показатели, характеризующие физическую работоспособность и функциональную подготовленность, у современных подростков значительно (на 20 – 25%) ниже, чем у их сверстников 80 – 90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75% девочек не в состоянии выполнять существующие нормативы физической подготовленности.

Таким образом, современные подростки по уровню морфофункционального развития в целом отстают от своих сверстников предшествующего десятилетия, что обусловливает у 80% выпускников школ ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья и более у 35% юношей – непригодность к службе в армии.

Физическое развитие и биологическая зрелость. Характеристика физического развития подрастающего поколения невозможна без рассмотрения сдвигов в уровне биологической, в частности, половой зрелости, довольно надежным показателем которой служит, как известно, возраст появления у девушек первых месячных (возраст menarche).

Так на Дальнем Востоке России за последнее десятилетие возраст, в котором у девочек появляются первые месячные, увеличился на 3 месяца и составляет сейчас в среднем 13 лет и 3 месяца. Оценка уровня полового созревания современных девочек-подростков свидетельствует об относительном отставании, подтверждая факт замедления темпов их созревания по сравнению с ровесницами прошлых лет (Рзянкина М.Ф., 2005).

Тем не менее, имеется достаточное количество работ посвященных ускорению темпов роста показателей физического развития у детей, особенно в городской местности. Ускорение темпов роста в подростковом периоде связано с усилением функции половых желез, которое определяет многие стороны перестройки деятельности организма. Поэтому понятие «физическое развитие подростка» тесно связано с половым созреванием, и оценка развития должна проводиться обязательно с учетом степени полового созревания.

Половые гормоны  активные вещества. Они способствуют росту и окостенению скелета, возникновению вторичных половых признаков, развитию мышц и увеличению мышечной силы, повышению обменных процессов, общей активности организма. Мышечная сила у подростка возрастает параллельно увеличению содержания полового гормона в крови. В связи с усиленным выделением специфического для данного пола гормона уже у младших подростков отчетливо выражены половые различия в развитии скелета, мускулатуры, кожи, подкожного жирового слоя. В подростковом периоде окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека. Усиленный рост и развитие всех частей тела, тканей, органов подростка происходят хотя и в определенной последовательности, но неравномерно: раньше и более интенсивно начинают расти конечности, затем увеличиваются поперечные размеры таза и грудной клетки (несколько раньше у девочек) и лишь после этого – длина туловища. В этот период у мальчиков начинает отчетливо оконтуриваться мускулатура спины и груди, формирующаяся по мере роста все более по мужскому типу, исчезает округлость контуров, свойственная раннему возрасту, уменьшается количество подкожного жирового слоя, одновременно значительно увеличивается мышечная масса в связи с усиленным развитием мышц туловища и конечностей. У девочек наряду с ростом и развитием мышечной системы подкожный жировой слой с возрастом равномерно увеличивается. Определяются также и половые различия в типе дыхания: у мальчиков формируется брюшной, у девочек – грудной тип дыхания.

Региональные особенности физического развития. На Дальнем Востоке России изучение физического развития детей проводилось в различных территориях по унифицированной методике в динамике с 30-х годов (Постол Г.С., 1947; Абрамович Б.М., 1961-1965; Власова Н.А., 1965-1971; Волошина В.П., 1967-1970; Перелыгина Г.И., 1973; Дьяченко В.Г., 1973-1975) и др. В последующие годы изучение физического развития детей региона продолжалось (Дьяченко В.Г., Рзянкина М.Ф., Фирсова Н.В., Боженов Ю.А., Шнейдер О. С., Решетнева Г. А., Галицын С.В., Лигута В.Ф. и др.). Данные исследования физического развития различных групп населения региона в начале XXI века и сопоставление с ранее полученными результатами НИР по этому вопросу в тех же широтах позволило проанализировать проявления акселерации роста и развития у детей, проживающих на Дальнем Востоке России.

Достаточно давно было замечено, что все признаки физического развития взаимосвязаны, при изменении одного из них меняются и величины другого. При гармоничном развитии определенному росту соответствует «своя», «должная» масса тела. Здесь уместно отметить, что оценка физического развития ребенка принципиально отличается от таковой у взрослых. Различные индексы для определения должной массы тела у взрослых, в частности довольно распространенная формула, согласно которой масса тела должна соответствовать росту в сантиметрах за вычетом 100 (масса тела = рост – 100), для детей совершенно не применимы. Единственно правильный метод ─ оценка по специальным таблицам. При этом, однако, не следует считать, что если какой-либо из признаков или даже все признаки несколько отличаются от нормы, то это обязательно связано с болезнью или неблагоприятным развитием в темпах роста и созревания, их продолжительности возможны очень широкие колебания. Поэтому нельзя исключить, что в каждом отдельном случае ускорение роста наступит несколько позже и показатели развития ребенка и особенно подростка, оказавшиеся в 12 – 13 лет низкими, к 15 годам могут стать нормальными или даже выше средних.

Кроме того, следует учитывать, что оценка физического развития ребёнка должна производиться комплексно по всем признакам, а не только по какому-либо одному, как бы он ни был важен, скажем, по росту. Недостаточный рост (ниже среднего) при нормальных показателях массы тела и окружности грудной клетки, нормальном развитии мускулатуры, мышечной силы и, главное, нормальном половом созревании не дает оснований говорить об отставании физического развития ребенка подросткового возраста. Скорее всего, недостаточный рост является генетически обусловленным, что чаще всего бывает при небольшом росте родителей. Однако в случаях отчетливого несоответствия физического развития подростка возрасту, особенно отставании полового созревания, необходима консультация у эндокринолога.

Важная особенность физического развития современных детей и подростков  относительное отставание размеров окружности грудной клетки, т.е. относительная узкогрудость. Эта дисгармония в развитии более выражена у подростков с максимальной скоростью роста, что указывает на ее связь с акселерацией. Таким образом, акселерация способствовала некоторому увеличению числа дисгармонично развитых подростков.

Другая особенность физического развития современных подростков – тенденция к тучности. Она не имеет отношения к акселерации, а является результатом усиленного питания детей с раннего возраста.
Ускорение роста подростков сопровождается и более ранним началом и завершением полового созревания, что особенно характерно для девочек. Это одно из наиболее ярких проявлений акселерации.

С учетом передачи подростков для медицинского обслуживания в детские поликлиники, у врачей-педиатров возникла потребность в региональных стандартах для оценки физического развития детей 15-17 лет. В связи с этим нами было проведено морфофункциональное и морфометрическое обследование более 600 детей указанного возраста и выявлены региональные закономерности в показателях физического развития (Рзянкина М.Ф., 2005). Было установлено, что особенностями физического развития подростков являются:

  • значительный удельный вес подростков (15,6% юношей и 22,8% девушек), имеющих отклонения в физическом развитии и формирующих группу риска по формированию органной патологии, требуя активного дополнительного углубленного медицинского обследования;
  • определяющими критериями дисгармоничности у юношей были низкая масса тела и сужение грудной клетки, которые не соответствовали длине тела и встречались в 5% случаях. Следовательно, большинство подростков с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием имели недостаток массы тела и слабое развитие грудной клетки;
  • снижение массы тела при увеличении длины приводит к снижению индекса пропорциональности, формированию грациального телосложения у подростков 10-14 лет;
  • преобладание в популяции подростков слабого и очень слабого типа телосложения, снижение мышечной силы кистей рук – результат уменьшения массы тела не только за счет жирового, но и мышечного компонента. В качестве тенденции необходимо отметить нарастание показателей, характеризующих крепость телосложение у девушек и юношей к 17 годам;
  • на фоне формирования астенического телосложения, характеризующегося достаточным ростом и сухощавостью, наблюдается отчетливое снижение функциональных резервов организма.
  • Наши исследования показали, что одновременно с ухудшением соматометрических показателей фактические величины жизненной емкости легких и силы сжатия кистей рук отстают от должных величин при данных длине и массе тела. Кроме того, в настоящее время изменился характер возрастной динамики спирометрии и динамометрии. Традиционное прямопропорциональное увеличение показателей динамометрии в зависимости от возраста сохранилось только у юношей 15-17 лет.

    Особенности подросткового возраста. По нашему мнению имеются некоторые особенности физического развития детей в возрасте от 12 до 17 лет. Подростковый период отличается бурным увеличением массы мышц и мышечной силы; к 14 – 15 годам масса мышц составляет 1/3 общей массы тела, а к 15 – 16 годам уже около 1/2 (44%) массы тела. Мышечная сила достигает у подростка наивысшего уровня через год ─ полтора после достижения максимального роста, при этом у девочек к 15 годам она почти равна мышечной силе взрослых женщин, у юношей мышечная сила наиболее резко увеличивается после 14 лет, но и к 18 годам она еще не достигает максимального развития силы взрослых мужчин. Таким образом, ускорение темпов роста организма у девочек начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков. У подростков в связи с неравномерным ускорением роста, главным образом непропорциональным развитием костей и мышц, наступает временная дисгармония в координации движений, известная неуклюжесть, угловатость, которая с возрастом постепенно проходит.

    Сроки начала полового созревания и его завершения различны не только у детей разного пола, но и даже в пределах одного пола. Как правило, дети с интенсивным ростом в первые годы жизни раньше вступают в период полового созревания и быстрее его проходят. Однако среди детей с высокими показателями роста могут оказаться и лица с отставанием полового созревания. Их форсированный рост связан именно с некоторым запаздыванием половой зрелости. Это чаще наблюдается у подростков 14 ─ 15 лет. Дети, склонные к избыточной массе тела, созревают в половом отношении раньше, чем нормально и мало упитанные, однако чрезмерная масса тела – истинное ожирение – тормозит половое созревание. Задержать наступление половой зрелости у подростка могут и хронические заболевания, частые повторные тяжелые инфекции. Широкое варьирование сроков и темпов полового созревания подростков затрудняет оценку полового развития (соответствия его возрасту) и выявление отклонений в его течении.

    Однако существуют специальные шкалы для определения полового развития подростка, включающие количественную оценку развития вторичных половых признаков (оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, степень развития молочных желез у девочек), сроки начала менструации и некоторые другие признаки. Все эти показатели вместе с тем в значительной степени обусловлены генетически, и хотя они связаны со степенью гормональной активности, связь эта может быть невысока. Поэтому не всегда слабая степень развития вторичных половых признаков у подростка обязательно отражает замедленное половое созревание.

    В случаях длительной задержки появления вторичных половых признаков у подростка для выяснения причин отклонений в половом созревании широко используются методы исследования содержания половых гормонов в крови и моче, которые дают более точное представление о гормональной активности и позволяют исключить эндокринное заболевание подростка. К более глубокому, гормональному исследованию прибегают лишь в случаях ярко выраженных признаков задержки полового созревания.

    Считаем целесообразным привести некоторые ориентиры для оценки правильности развития вторичных половых признаков. Так, у мальчиков рост волос на лобке начинается примерно в 12 – 13 лет, в подмышечных впадинах  14 – 15 лет, пушковые волосы на губе появляются в 14 – 15 лет, изменение тембра голоса ─ в 16 – 17 лет. У девочек развитие полового созревания можно определить по следующим показателям: рост костей таза и округление ягодиц начинается у них уже в 8 – 10 лет, увеличение и небольшое приподнимание сосков  в 9 – 10 лет, рост молочных желез ─ в 11 – 12 лет, рост волос на лобке  в 10 – 12 дет, в подмышечных впадинах ─ в 13 – 14 лет. Первые менструации, являющиеся основным критерием наступившего полового созревания, возникают в 12 – 14 лет. От начала полового созревания до его полного завершения, как правило, проходит 5 лет, однако возможен и более быстрый темп созревания, когда оно заканчивается в течение 3 дет, либо более медленный  в течение 7 лет. В случаях, когда первые признаки полового созревания девочек возникают в возрасте до 9 либо после 13 лет, а у мальчиков ─ до 10 либо после 14 – 15 лет, это может быть связано с эндокринными нарушениями или заболеваниями подростков. Такие дети и подростки подлежат наблюдению эндокринолога.

    Весьма важным является вопрос о том, как расценивать ускоренное физическое развитие у некоторых детей с точки зрения функционального состояния организма в целом, его работоспособности, жизнедеятельности. Достаточно убедительными и полными данными для ответа на этот вопрос наука еще не располагает, однако уже накоплен некоторый фактический материал, свидетельствующий о том, что у «акселератов», особенно с дисгармоничным развитием, выносливость к продолжительным физическим нагрузкам меньшая, чем у их сверстников со средними показателями развития. Этот факт имеет очень большое значение. Его следует учитывать при отборе подростков в спортивные секции, особенно для «тяжелых» видов спорта. Менее приспособлены к значительным физическим нагрузкам также подростки с избыточной массой тела. Таким образом, сами по себе высокие показатели физического развития еще не свидетельствуют о больших физических возможностях подростка.

    Имеются данные о большей частоте некоторых заболеваний и отклонений в состоянии здоровья у детей с повышенными темпами физического и полового созревания. Так, в дошкольном возрасте у таких детей чаше развиваются тонзиллиты, дети и подростки с избыточной массой тела чаще заболевают диабетом. В подростковом возрасте у таких лиц значительно чаще появляются функциональные отклонения со стороны сердечнососудистой и нервной системы, проявляющиеся в повышении артериального давления, нарушении ритма сердечной деятельности, вегетативными расстройствами, возникновением различных неврозов.

    Закономерная особенность акселерации ─ ускорение умственного развития детей, которое вместе с тем сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы, что при определенных ситуациях может быть источником невротических состояний. Таким образом, особенности физического развития подростков в связи с акселерацией требуют пристального внимания родителей, педагогов, медицинского персонала и учета этих особенностей при организации режима обучения, выборе спортивных занятий подростка.



    [ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

     Поиск по медицинской библиотеке

    Поиск
      

    Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах

    Мнение МедРунета
    Какая продолжительность жизни Вам представляется оптимальной?

    Как сейчас - в среднем, лет 70-80
    90-100 лет
    120-150
    200-300
    500-1000
    Предела нет, чем больше, тем лучше
    Я предпочёл бы вообще не умирать



    Результаты | Все опросы

    Реклама

    Рассылки Medlinks.ru

    Новости сервера
    Мнение МедРунета


    Задайте вопрос
    · Акушеру-гинекологу
    · Ангионеврологу
    · Анестезиологу
    · Вегетологу
    · Детскому андрологу
    · Детскому хирургу
    · Диетологу
    · Кардиоаритмологу
    · Логопеду
    · Наркологу
    · Невропатологу
    · Нейрохирургу
    · Оториноларингологу
    · Офтальмологу
    · Педиатру
    · Пластическому хирургу
    · Проктологу
    · Психиатру-психотерапевту
    · Психологу
    · Рентгенологу
    · Репродуктологу
    · Радиологу
    · Сексопатологу
    · Сомнологу
    · Сосудистому хирургу
    · Спортивному врачу
    · Стоматологу
    · Терапевту
    · По УЗИ
    · Урологу
    · Фармацевту
    · Флебологу
    · По функциональной
       диагностике

    · Хирургу
    · Эндоскописту

    · По детскому массажу
    · По медстрахованию

    · По альтернативной
       медицине

    · Гомеопату
    · Рефлексотерапевту
    Все специалисты


    Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





    MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2014. Все права защищены.
    При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.