Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 1.5. Проблемы биологической и социальной адаптации детей

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Руководство по социальной педиатрии / 1.5. Проблемы биологической и социальной адаптации детей
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 3845; прочтений - 19177
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

1.5. Проблемы биологической и социальной адаптации детей

Наследственно приобретенные биологические свойства организма важное, но не единственное звено, определяющее здоровье ребенка, его благополучие. Ребенок является социальным существом. Он живет в сложном сплетении законов, правил поведения, различных ограничений и зависимостей. Структура социума с каждым годом неизмеримо усложняется и возрастает удельный вес социальной компоненты в комплексной оценке здоровья современного человека, популяции, общества. За пользование благами цивилизованного общества человек должен жить в жесткой зависимости от принятого в социуме образа жизни, платить частью своей свободы. А несвободный, зависимый человек не может считаться полностью здоровым и счастливым. Какая-то часть свободы личности, отдаваемая обществу в обмен на преимущества цивилизованной жизни, постоянно держит подрастающее поколение в состоянии нервно-психического напряжения.

Основы адаптационных механизмов. В неблагоприятных стрессовых ситуациях психические нагрузки, возникающие из-за социальных факторов могут превысить стойкость резервных адаптационных возможностей развивающегося организма, прежде всего нервной системы ребенка, и привести к срыву, серьезному болезненному состоянию. Например, это может произойти даже при наличии хорошей социальной среды, богатых биологических свойств, психического и социального благополучия, если регион его постоянного проживания окажется вдруг в зоне экологического бедствия. Самое серьезное следствие загрязнения биосферы заключается в генетических последствиях. Ведь биосфера является не только важнейшим элементом целостного природного комплекса, но и уникальным банком генетических ресурсов. В результате повышения радиоактивности, химического загрязнения среды увеличивается число патологий при беременности, деторождении, раковых опухолей, психических нарушений и т.д. Сопоставление результатов генетических исследований с различными нозологическими формами позволит осуществить эффективный скрининг в отношении групп риска для различных заболеваний и разработать научно обоснованные профилактические мероприятия по оздоровлению популяции.

Многочисленными научными исследованиями показано, что возникновение и развитие патологических процессов в организме — результат сложной конвергенции биологических (физиологических и генетически обусловленных), социальных факторов и факторов окружающей среды. Последние нередко определяют возникновение и течение многих заболеваний. В настоящее время состояние здоровья детей не может рассматриваться без учета процессов адаптации, лежащих в основе приспособления организма к окружающей среде и направленных на сохранение относительного постоянства среды – гомеостаза.

Адаптация и гомеостаз это взаимно связанные и дополняющие друг друга процессы, определяющие в конечном итоге функциональное состояние организма. Помимо поддержания констант внутренней среды с помощью адаптации осуществляется перестройка различных функций организма, обеспечивающих его приспособление к физическим, эмоциональным и др. нагрузкам.

В биологии понятие «адаптация» используется для обозначения степени выживаемости особей, популяций и видов (биологическая адаптация) и соприспособленности (коадаптация). В медицине для обозначения жизнедеятельности организма человека в норме и патологии. В социологии и психологии под адаптацией понимают процесс и результат установления определенных взаимоотношений между личностью и социальной средой (социальная адаптация). В филологии нашел применение термин «адаптированные тесты», в технике и кибернетике - «адаптированные системы».

Итак, «адаптация» (латинск. Аd ─ к; арtus ─ пригодный, удобный) – совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования, выработанных в процессе длительного эволюционного развития (филогенеза) и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития (онтогенеза). Таким образом: «адаптация – это целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность жизнедеятельности и всех видов социальной деятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых вначале вызывает нарушения гомеостатического баланса». Без адаптации невозможно было бы поддержание нормальной жизнедеятельности и приспособление к различным факторам внешней среды. Адаптация имеет большое жизненное значение для организма ребенка, позволяя не только переносить значительные и резкие изменения в окружающей среде, но и активно перестраивать свои физиологические функции и поведение в соответствии с этими изменениями, иногда и опережая их. Генетическая программа развивающегшося организма предусматривает не заранее сформировавшуюся адаптацию, а возможность ее реализации под влиянием среды. Считается, что адаптация может быть срочной или долговременной.

Срочная адаптация — немедленный ответ организма на воздействие внешнего фактора. Она осуществляется или путем ухода от фактора (избегания, избавления), или мобилизацией функций, повышающих переносимость фактора.

Долговременная адаптация – постепенно развивающийся ответ организма на действие внешнего фактора. Она обеспечивает осуществление реакций, бывших прежде несовместимыми с жизнью. Основные стадии долговременной адаптации: аварийная, переходная, стадия устойчивой адаптации и стадия изнашивания.

Как один из наиболее существенных факторов, имеющих практическое значение в педиатрии, заслуживает внимания перекрестная адаптация, при которой адаптация к одному из факторов приводит к повышению устойчивости по отношению к другим факторам. Природные и социальные факторы при их значительных изменениях вызывают в развивающемся организме ряд сдвигов. Однако процесс адаптации организма ребёнка к окружающей среде весьма сложен и характеризуется стадийностью. Прежде чем возникнет болезнь, гомеостатические механизмы, действующие в здоровом организме, уступают место механизмам компенсации, которые являются основой для формирования состояния патологии, затем наступает стадия обратимых функциональных изменений, и только после нее появляются повреждения структуры. Поскольку состояние адаптированности предшествует состоянию дезадаптации, начало заболевания лежит на грани между нормой и патологией.

Адаптация организма ребёнка к условиям среды может носить самый различный характер и затрагивать все стороны организации и жизнедеятельности семьи и её членов. В связи с этим следует рассматривать биологические и социальные аспекты адаптации. Адаптация ребёнка к новым условиям может быть охарактеризована как совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования его организма в конкретных условиях среды обитания.

Согласно современным представлениям, основные механизмы адаптации детерминированы генетически, что определяет надежность и стабильность деятельности организма ребёнка в неадекватных условиях среды. Неадекватными же считаются условия, которые в данный момент не соответствуют основным генофенотипическим свойствам биосистемы. Генетическая программа адаптации предусматривает не заранее запрограммированную реакцию, а возможность ее реализации под влиянием среды. В ответ на воздействие фактора и в зависимости от его качества, интенсивности и длительности организм мобилизует те или иные физиологические механизмы, объединяющиеся в функциональные системы.

Под влиянием факторов окружающей среды наблюдается определенная последовательность физиологических изменений, происходящих в организме ребенка при адаптации. В настоящее время известно более 2500 нарушений, локализованных на генном или хромосомном уровнях. Особенностью экологических болезней является то, что они поражают не каждый индивидуум, а лишь определенную часть популяции. Эти болезни являются следствием нарушения отношений организма и среды его обитания и проявляются в виде физических и психических дефектов. Среди миллиона детей с разного рода генетическими отклонениями рождается 100 тысяч, то есть 10% с отклонениями от нормального развития.

Изменение фактора среды приводит к нарушению гомеостаза, которое через высшие уровни регуляции активирует системы, ответственные за адаптацию. В результате разворачиваются 2 цепи явлений:

  • мобилизация функциональной системы, специфически ответственной за адаптацию к данному конкретному фактору (физической нагрузке, холоду и т.д.);
  • стандартная активизация стресс-реализующей системы, возникающая при действии любого сильного раздражителя.
  • Усиление физиологической функции системы, ответственной за адаптацию, активирует генетический аппарат: происходит активация синтеза нуклеиновых кислот и белков, изменяющих структуру клеток, что формирует так называемый структурный след, который приводит к увеличению функциональной мощности систем, ответственных за адаптацию, и делает возможным превращение первоначальной, срочной, но ненадежной адаптации в устойчивую, долговременную.

    Стресс-реакция — обязательное звено механизма адаптации (общий адаптационный синдром Г. Селье), она оказывает потенцирующее воздействие на формирование устойчивой адаптации. Роль стресс-реакции в формировании адаптации реализуется на уровне клеток и органов следующими основными путями:

  • мобилизуются энергетические и структурные ресурсы организма (увеличивается концентрация в крови глюкозы, жирных кислот, аминокислот, нуклеотидов, возникает гипервентиляция), что увеличивает доступность субстратов окисления для тех органов, где они необходимы;
  • осуществляется перераспределение мобилизованных ресурсов из неактивных систем в функциональную систему, осуществляющую адаптационную реакцию путем сужения сосудов в неактивных нервных центрах и органах и расширения сосудов тех органов, которые входят в функциональную систему, ответственную за адаптацию;
  • «стрессорные гормоны» (катехоламины и глюкокортикоиды) активируют деятельность ферментов, рецепторов и каналов, локализованных в клеточных мембранах и т.д.
  • Таким образом, стресс — эволюционно сложившееся звено адаптационных реакций организма, он не только предшествует устойчивой адаптации, но и играет важную роль в ее формировании. Наступившая устойчивая адаптация (тренированность либо возросшая резистентность по отношению к действующему фактору и т.д.) устраняет нарушения гомеостаза, вследствие чего исчезает ставшая излишней стресс-реакция.

    Фундаментальные закономерности теории адаптации, сформулированные к настоящему времени, и имеющие большое как научное, так и практическое значение, сводятся к следующему:

  • резервные возможности организма должны быть достаточны для того, чтобы поддерживать основные жизненно важные константы в нормальных пределах;
  • адаптация, или приспособление к новым условиям, происходит благодаря мобилизации функциональных резервов и требует определенного напряжения регуляторных систем;
  • в случае успешной адаптации ее «цена» не выходит за пределы индивидуального «лимита», не происходит перенапряжения и истощения механизмов регуляции.
  • Итак, в возникновении патологических состояний у детей адаптация играет существенную роль в развитии различных компенсаторных изменении и организме, защитных механизмов, противодействующих болезни.

    В последние десятилетия проблеме адаптации развивающегося биологического организма к условиям существования уделяют особое внимание, обусловленное коренными изменениями жизни семьи и её членов. Бурный технический прогресс изменил привычный ритм жизни человека. На него обрушился непрерывно возрастающий поток информации, связанный с развитием средств коммуникации. Широкое распространение получили новые сложные виды трудовой деятельности, не связанные с физическими нагрузками, а требующие значительного интеллектуального и эмоционального напряжения. Все это привело к повышению требований, предъявляемых к психической сфере ребенка на фоне бездеятельности мышц.

    Здоровье ребёнка и адаптация. С точки зрения теории адаптации здоровье рассматривают как непрерывный процесс приспособления организма к условиям окружающей среды. Цель этого приспособления — достижение равновесия между организмом и средой. Каждый человек платит за достижение такого равновесия свою «цену». «Здоровье» по сравнению с «болезнью» — гораздо более сложное состояние, зависящее от многих особенностей организма, определяющих характер протекания процессов адаптации: разных уровней функциональных резервов, различной степени напряжения регуляторных механизмов, пластичности и устойчивости основных жизненно важных систем.

    Растущему организму в процессе становления морфофункционального статуса приходится приспосабливаться как к влиянию внутренних перестроек, особенно в критические и сенситивные периоды онтогенеза, так и к многочисленным внешним факторам (экологическим, социально-экономическим). Кроме того, большое значение имеют такие влияния на растущий организм, как специфические виды деятельности: школьное и начальное профессиональное обучение, начало освоения профессий и трудовой деятельности, занятия спортом и т.д.

    Таким образом, адаптация — это взаимодействие двух сторон: организма ребенка и действующих на него факторов. В основе роста и развития ребенка лежит постепенное созревание физиологических систем, один из ведущих признаков которого — его гетерохронность, то есть разновременность. В процессе онтогенеза организм ребенка проходит последовательные стадии (внутриутробное развитие, период новорожденности, ясельный возраст, младший и старший дошкольный, младший и средний школьный, подростковый, юношеский). Каждый из этих периодов характеризуется своим комплексом факторов среды жизнеобитания, который обеспечивается соответствующей физиологической подготовки растущего организма, то есть адаптивными возможностями функциональных систем, обеспечивающих его уравновешенность со средой обитания именно в данный возрастной период.

    При переходе из одного возрастного периода в другой детский организм находится в особо неустойчивом состоянии, когда любое внутреннее неблагополучие или внешний неблагоприятный фактор может с большей вероятностью, чем в другие периоды детства, привести к срыву, дезадаптации, т.е. развитию болезни. Поэтому эти переходные периоды оцениваются как критические периоды жизни. Наиболее яркими примерами такого критического переходного периода являются период новорожденности (переход от внутри к внеутробной жизни) и подростковый возраст (с его мощной гормональной и психологической перестройкой).

    Для получения общей характеристики степени адаптационных возможностей растущего организма на каждом возрастном этапе следует опираться на следующие показатели:

  • Количество и характер адаптивных воздействий, к которым возникает адаптация, обеспечиваемая определенным уровнем зрелости адаптогенных функций;
  • Степень новизны воздействующего фактора;
  • Степень напряжения адаптации, то есть сила реакций и количество мобилизуемых функций;
  • Темпы достижения состояния приспособленности;
  • Устойчивость достигнутой приспособленности.
  • Дети с выявленными проявлениями дезадаптации должны находиться на диспансерном учете в амбулаторно-поликлинических учреждениях, и чем раньше они войдут в списки подлежащих обязательному диспансерному наблюдению, тем больше вероятность предотвращения дальнейшего развития соматических и психологических расстройств и социальной дезадаптации.

    Социальная адаптация – процесс интеграции человека в обществе, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. Социальная дезадаптация – частичная или полная утрата ребенком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Формы приспособительных реакций ребенка должны быть определены как социальная адаптация. В отличие от всех живых существ человек должен обладать возможностью адекватно реагировать и на изменения социальной среды и вырабатывать целесообразные поведенческие реакции для данной ситуации.

    У ребенка решающую роль в формировании адаптационных механизмах играют социальные факторы. Социальные факторы, т.е. межчеловеческие отношения, социальные связи (коммуникация и кооперация) являются такими же объективными формами воздействия на человека, как факторы биологические, и поэтому у ребёнка во всех возрастных периодах возникает необходимость не только в биологической, но и в социальной адаптации, т.е. формирование поведенческих реакций, адекватных данным социальным воздействиям. Способность к социальной адаптации это в первую очередь проявление адаптационных возможностей системы высшей нервной деятельности, поскольку решающая роль в этом процессе принадлежит психической сфере ребёнка в виде переработки в ЦНС соответствующей информации и субъективного отражения действительности.

    Развитие детской личности как социального ядра индивидуальности ребенка зависит от богатства и разнообразия социальных связей ребенка. Всестороннее развитие ребенка предполагает, таким образом, и всестороннее развитие его социальных связей, что позволяет ему адекватно перестраиваться при возникновении новых условий и связей в рамках конкретных возможностей его уровня развития (возрастных особенностей). В связи с этим раннее формирование социальных связей внутри и вне семьи, соответствующая тренировка контактов с другими людьми представляют важную задачу воспитания и общей стимуляции развития.

    Возможность к социальной адаптации формируется в постнатальном онтогенезе в зависимости от развития высшей нервной деятельности и функциональной активности коры больших полушарий при переработке информации. Это становление происходит особенно активно в первые три года жизни, когда ребенок приобретает положительный опыт внутри и вне семьи через коммуникацию с другими детьми и взрослыми.

    Для формирования достаточного уровня социальной адаптации ребенка важна подготовительная информация о социальных отношениях и нормах в новой социальной среде (новая семья, ДОУ, школа и т.п.). Перестройка на новые социальные требования приносит ребёнку множество психоэмоциональных трудностей. В специальной литературе рассматривается феномен «мальадаптации» детей. Этот феномен используется в случаях длительной неприспособленности ребёнка к социально неадекватным условиям, когда он не может или не хочет приспособиться к нормам определенной социальной микрогруппы, в частности собственной семьи.

    Социальной адаптации ребенок учится на основании собственного опыта, в процессе воспитания и обучения. Тренировка способности к социальной адаптации расширяет возможности приспособления, т.е. активной перестройки к новым требованиям и выработки соответствующих форм поведения. Большая податливость и пластичность нервной системы ребенка увеличивает эти возможности. При этом проявляются возрастные особенности и критические периоды в приспособительных возможностях ребенка, которые взаимосвязаны с этапами развития коммуникативных отношений с другими людьми и переработкой информации в мозге ребенка, а следовательно, с его способностью субъективного отражения окружающей среды и существующих связей. Особенно важно формирование механизмов адаптации у детей раннего возраста.

    Адаптация детей раннего возраста. В первые три года жизни можно четко отграничить три этапа, в которые дети по-разному реагируют на изменения внешней среды.

    Первый этап ─ охватывает примерно полугодия жизни. В этом периоде коммуникация базируется на физических контактах и эмоциональных внеречевых отношениях. Переработка информации ребенком еще очень незначительна, у него не формируется в мозге достаточно конкретных восприятий и стабильных представлений. Поэтому отсутствуют и прочные динамические, стереотипы (постоянные привычки) в его отношениях к пространственно овеществленной среде, хотя ребенок и обладает уже установившейся ритмичностью суточных отправлений, т.е. постоянным ритмом сна, бодрствования и кормления. Это следует учитывать и при изменении условий среды. Связи ребенка с другими людьми ограничиваются еще в значительной степени непосредственными контактами и эмоциональной коммуникацией. Ребенок живо реагирует на близких людей, которые за ним ухаживают, и еще не проявляет страха или отчуждения к незнакомым взрослым. В этом периоде привыкание к новым условиям проходит относительно легко, если сохраняются и учитываются элементарные привычки режима, ухода и кормления.

    Второй этап — примерно от 7 до 18 мес. Жизни – более труден; особенно критичен для изменения условий среды возраст от 10 до 18 мес. Причиной этого является особенно быстрое и многогранное развитие связей ребенка внутри его пространственно-овеществленной среды и со взрослыми при еще выраженной малой подвижности его нервных процессов, что ведет к конфликтам при перестройке уже сформировавшихся, достаточно прочных динамических стереотипов, т.е. привычек и привычных форм поведения. В этом возрасте ребенок обладает дифференцированными внутренними моделями представления об окружающем его пространстве и вещах; у него достаточно много связей со средой, которые проявляются через его активную деятельность и приобретенные двигательные навыки (ползание, ходьба). Имеются и отчетливые представления в памяти о режиме дня и отношении к взрослым, с которыми он вступает во взаимоотношения, подражает им, подчиняется их жестам и мимике. Ребенок понимает и обычные речевые обращения, требования, указания и ведет себя соответственно. Однако в этом периоде способность ребенка вступать со взрослыми, в коммуникативные отношения еще очень ограничена. В первую очередь ребенок понимает интонацию, мимику, жесты, которые он усваивает в долговременных контактах и в постоянной ситуации.

    Третий этап ─ после 18 мес. Жизни, ситуация более благоприятна, в первую очередь в связи с растущей способностью ребенка к речевому общению. Ребенок понимает простые явления и сведения, которые ему сообщают, уже независимо от конкретной ситуации и может поэтому, хотя и в незначительной степени, но все же ориентировать свое поведение на будущие требования и обобщать аналогичные ситуации. Он понимает уже смысл большинства конкретных слов, в особенности существительных и глаголов, даже если они произносятся незнакомыми людьми. Поэтому детей после полутора лет можно уже все в большей степени путем речевого общения ориентировать на предстоящее изменение условий. Развитие взаимосвязей между первой и второй сигнальной системой повышает и подвижность нервных процессов, облегчая этим и переделку динамических стереотипов. Это дает возможность влиять на проявления адаптации и регулировать их в первую очередь через социальные связи и взаимодействие ребенка со взрослыми. Соответствующее поведение родителей и воспитателей может значительно облегчить адаптацию ребенка.

    Социальной адаптации, как врожденного качества, не существует, так как у человека основное морфологическое и функциональное совершенствование системы высшей нервной деятельности, так же как и развитие корковых функций и выработка форм социального поведения, происходят в постнатальном онтогенезе. Параллельно с этими процессами формируются и возможности социальной адаптации. Формы поведения, вырабатывающиеся у ребенка как адекватные для условий конкретной микросоциальной среды (в первую очередь условий семьи), являются состоянием физиологической социальной адаптации.

    Чувство дискомфорта и подавленности, возникающее при изменении нормального образа жизни и привычной деятельности, основано на разрушении старых динамических стереотипов и трудности формирования новых. Перестройка прочных динамических стереотипов и переход к новым формам поведения требуют большого нервного напряжения.

    Первые социальные формы поведения ребенок приобретает под непосредственным влиянием окружающей микросоциальной среды, главным образом семейной, во взаимоотношениях с взрослыми, организующими всю жизнь ребенка. Социальная адаптация, необходимость которой возникает при смене ступеней социализации (ДОУ, школа, гимназия и др.), представляет особый вид приспособления. Сущность его составляет смена поведенческих реакций, имеющих физиологическую основу. Параллельно со сменой поведения происходит смена психофизиологических реакций, таких как эмоции, и чисто физиологических, особенно заметная в младшем возрасте. Через некоторое время все эти явления исчезают, что, по-видимому, свидетельствует о наступлении адаптации.

    Важнейшие задачи при изучении адаптации — обоснование и разработка мероприятий, способствующих всемерному ее облегчению, сведению до минимума неблагоприятных сдвигов в деятельности организма, возникающих при его соприкосновении с новыми, особенно неблагоприятными условиями среды.

    Здоровье детей и подростков в значительной степени формируется под влиянием состояния среды обитания. Сегодня необходим системный анализ среды жизнедеятельности подрастающего поколения, совместное определение основных функциональных, технических и эстетических сторон социально-экономических комплексов, обеспечивающих физическое и психическое здоровье детей.

    № п/п Вопросы
    1. Дайте характеристику тенденциям в состоянии здоровья детей в РФ.
    2. Каковы результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 года?
    3. Охарактеризуйте тенденции заболеваемости детей в России.
    4. Какова структура показателей патологической поражённости школьников начальных классов?
    5. Каковы тенденции социально-значимых заболеваний у детей?
    6. Каковы тенденции размеров распространения наркомании среди подростков в РФ.
    7. Дайте характеристику репродуктивного здоровья подрастающего поколения в РФ.
    8. Каковы причинно-следственные связи уровня бедности и здоровья детей?
    9. Дайте характеристику репродуктивному здоровью женщин в РФ.
    10. Какие заболевания осложняют роды и послеродовой период?
    11. Материнская смертность. Тенденции на Дальнем Востоке России.
    12. Структура причин материнской смертности в РФ.
    13. Каковы причинно-следственные связи показателей здоровья матерей и новорожденных?
    14. Каковы тенденции показателей заболеваемости новорожденных?
    15. Перинатальная смертность, как медико-социальная проблема.
    16. Физическое развитие как один из ведущих показателей здоровья подрастающего поколения.
    17. Особенности физического развития у детей различных возрастных групп в современных условиях.
    18. Причинно-следственные связи процессов акселерации физического развития в условиях социально-экономического кризиса.
    19. Каковы причины дисгармоничного физического развития детей в РФ?
    20. Тенденции формирования детской инвалидности в РФ в современных условиях.
    21. Какова структура причин детской инвалидности?
    22. Дайте характеристику проблемам биологической и социальной адаптации детей.
    23. Каковы связи показателей здоровья ребёнка и уровня адаптации?
    24. Каковы особенности адаптация детей раннего возраста?



    [ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

     Поиск по медицинской библиотеке

    Поиск
      

    Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


    Реклама

    Мнение МедРунета
    Как вы относитесь к обязательной вакцинации населения от коронавируса?

    Поддерживаю для всех групп граждан
    Поддерживаю, но только граждан из групп риска
    Не поддерживаю, вакцинация должна быть добровольной
    Затрудняюсь ответить



    Результаты | Все опросы

    Рассылки Medlinks.ru

    Новости сервера
    Мнение МедРунета


    Социальные сети


    Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

    .

    .


    MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
    При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.