Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 2.4. Социологические методы исследования при изучении состояния здоровья семьи

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Руководство по социальной педиатрии / 2.4. Социологические методы исследования при изучении состояния здоровья семьи
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 2660; прочтений - 10477
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

2.4. Социологические методы исследования при изучении состояния здоровья семьи

Обычно объектами социологического исследования являются люди. Социологию отождествляют с массовыми опросами именно потому, что в подавляющем большинстве случаев речь идет о мнениях, установках, оценках и других личностных характеристиках. Словарь социологического исследования в значительной мере состоит из «человеческих измерений». Однако социальная реальность не ограничивается только отдельными людьми. Ведь известно, что семья – это основная ячейка общества, и если общество не будет заботится о своих составляющих должным образом, то эти составляющие могут просто погибнуть, при этом убив весь «организм».

В последние время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Общество хотело бы знать, что происходит в семье и почему так часты разводы, отчего семья всё чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими. Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в общественной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано зародившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прообраз». (Фролов С.С., 1994).

Семья выступает как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль социологии – социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. В свою очередь термин «социология» производное от двух слов: латинского слова societas – общество и греческого logo – слово, понятие, учение. Таким образом, социология – наука об обществе. При изучении здоровья членов семьи очень важно представлять соотношение методов теоретической и прикладной социологии.

В этой связи хотелось бы отметить, что в социологии, как и в любой другой науке, прикладной аспект не существует без теоретического. И все-таки в здравоохранении значительно чаще используются методы прикладной социологии, которые позволяют сформировать ответ на вопрос, как лучше поступить в той или иной конкретной ситуации. Проблематика прикладной социологии формулируется следующим образом:

  1. Регулирование размера семьи.
  2. Физическое поддержание членов семьи.
  3. Воспитание из потомков взрослых людей, способных взять на себя в семье роль мужа─отца и жены─матери (определение четких перспектив на будущее для детей и взрослых; определение конечных целей семьи, которым подчиняются ее члены).
  4. Распределение ресурсов, разделение задач и обязанностей в семье (распределение власти, включая престиж и ответственность; распределение экономического дохода и продукта; персонализация функций семьи; распределение времени, планирование задач и обязанностей).
  5. Поддержание порядка внутри семьи, а также между семьей и посторонними (методы определения типов и интенсивности эмоционально-психических связей между членами семьи; регулирование половых отношений; обеспечение средств общения между членами семьи; методы связи с другими группами и социальными структурами).
  6. Поддержание семейной морали и определение движущих мотивов для выполнения задач семьи (выработка системы поощрений и наказаний для побуждения членов семьи к выполнению их задач; развитие уравновешивающих и стимулирующих механизмов для членов семьи, лишившихся душевного равновесия и спокойствия).

По мере того, как все больше и больше матерей пополняют трудовые ресурсы страны, все чаще выражается серьезная обеспокоенность будущим детей. Многие опасаются, что работающая мать не в состоянии обеспечить должный уход за своими детьми, дать им внимание, любовь, обогатить их внутренний мир. Однако целый ряд исследований показывает, что разница в развитии детей, чьи матери работают, и детей, чьи матери сидят с ними дома, в действительности совсем невелика. Многие психологи и социологи уже не задаются вопросом, хорошо это или плохо, если матери работают. Все дело в том, удовлетворена ли мать своим положением в семье, независимо от того, работает она или нет.

Социальная поддержка семей, существовавшая в СССР, в настоящее время практически отсутствует. Причем самая сложная проблема для современной молодой семьи в России не решается уже многие десятилетия ─ это проблема доступного жилья. В западноевропейских странах, особенно в Швеции, действуют системы поддержки, субсидируемые государством на национальном уровне. Сторонники более внимательного отношения к этой проблеме предупреждают, что неспособность выработать эффективную национальную политику в отношении проблемы присмотра за детьми во время работы их родителей может породить «поколение заброшенных детей».

Планирование социологического исследования. Кажущаяся легкость получения информации о семье и её членах, об их пристрастиях и мотивациях поведения, привычках и культурных традициях, отношении к своему здоровью и т.п., является иллюзией, поскольку именно в кажущейся простоте и заключается сложность. Можно провести анкетирование по специально разработанной анкете, а можно организовать интервью с обследуемыми лицами (табл. 2.4).

Для проведения анкетирования по специально разработанной анкете проводится достаточная короткая подготовка специалиста (анкетёра), который и будет осуществлять сам процесс. В отличие от анкетера, роль интервьюера (реестр навыков и умений) за время короткого инструктажа освоить невозможно. Требуется подбор соответствующих людей и обучение особенностям проведения интервью.

Таблица 2.4 Анкетирование и интервьюирование при социологических исследованиях

Анкетирование и интервьюирование при социологических исследованиях

Даже в том случае, когда исследователь четко осознал, в чем заключаются содержательные вопросы, на которые он хочет получить ответ в ходе выборочного обследования; ему не стоит торопиться составлять анкету и нанимать интервьюеров.

Прежде ему нужно поразмыслить над тем, какого рода логику анализа данных он собирается использовать, после того как эмпирические данные будут получены. Для того, чтобы сведения о людях, группах или сообществах (об их поведении, установках или других чертах) можно было рассматривать в качестве доказательства каких-то теоретических гипотез, следует сначала решить, что именно можно считать доказательством в данном случае, по каким правилам будут строиться логические сопоставления и статистические выводы, иными словами, необходимо выбрать принципиальный исследовательский план.

Первый шаг в планировании опроса — это принятие решения о том, что считать единицей анализа. В простейшем случае мы стремимся приписать каждому индивиду (респонденту) определенное значение по каждой переменной.

Обычно единицами анализа, т. е. теми, кого исследуют, бывают именно люди. Однако единицами анализа могут быть и семьи, и медицинские организации, и регионы. В любом случае исследователю нужно заранее представить себе, как будет выглядеть матрица данных и какие приемы анализа он собирается к ней применить. Любое конкретное исследование может предполагать и использование различных единиц анализа, т.е. полученная в нем эмпирическая информация может характеризовать и отдельных индивидов, и семьи, и — в результате использования агрегированных показателей — регионы или государства. Важно лишь, чтобы все единицы анализа, которые вы намерены использовать, были определены заранее. В ином случае в матрице данных «единица анализа и переменная» неизбежно возникнут пропуски или дублирование одной и той же информации. Так как количество матриц данных равно количеству предполагаемых единиц анализа (хотя размерность их будет разной), можно заранее создать соответствующее количество отдельных массивов данных (файлов), содержащих те данные, которые относятся к данной единице анализа. Скажем, сведения о возрасте попадут в массив «респонденты», а сведения о составе семьи — в массив «семьи» (даже если последние и были получены в результате беседы с одним из членов семьи).

Этапы разработки вида анкеты и корректировка вопросов. Создание анкеты является творческим процессом. Большинство успехов относится, в первую, очередь, к определению того, чего нужно избегать в анкете, например, направляющих или неясных вопросов. Однако существует мало конкретных указаний на то, как сделать так, чтобы вопросы не оказались наводящими или нечеткими.

Порядок разработки анкеты можно представить в виде следующих этапов:

  • Определение необходимой информации;
  • Определение вида анкеты и метода проведения опроса.
  • Определение содержания вопросов.
  • Определение формы ответов на вопросы.
  • Определение формулировки вопросов.
  • Определение последовательности вопросов.
  • Определение физических характеристик анкеты.
  • Перепроверка этапов 1-7 и при необходимости их корректировка.
  • Проведение предварительного тестирования анкеты и при необходимости ее корректировка.

Данные этапы представляют собой не эталон, а примерный перечень процедур, которые могут выполняться при разработке анкеты. Рассмотрим каждый этап более подробно.

1 этап. Определение необходимой информации.

Первый шаг в разработке анкеты, состоящий в определении характера информации, которую надо получить, является несложным при условии, что предварительные стадии исследования были проведены достаточно тщательно и точно. Как описательные, так и каузальные исследования требуют определенных знаний по теме, чтобы сформулировать некоторые специальные гипотезы о направлении работы. Они и определяют характер анкеты, т.е. какая информация собирается и от кого. Если макеты таблиц для занесения результатов анализа уже разработаны, то работа по определению характера собираемой информации практически завершена.

Макет таблицы — это таблица, созданная для регистрации информации, которая будет собираться. Она совпадает с таблицами, которые будут использованы в процессе работы, но на данной стадии еще не заполнена цифрами. Информация собирается о переменных, указанных в макетах таблиц, для проверки выдвинутых гипотез. Сведения необходимо получать от правильно выбранных людей и в правильном формате. Поэтому гипотезы не только являются указанием, какую информацию следует искать, но и определяют тип вопроса и форму ответа, используемую для ее получения.

2 этап. Определение вида анкеты и метода проведения опроса.

После определения того, какая информациям должна быть собрана, необходимо выяснить, как она будет собираться. Эти решения касаются степени стандартизации и открытости анкеты, а также методов, которыми она будет заполняться, — по почте, по телефону или при личной встрече.
Например, если использовать закрытую не стандартизированную форму, при которой участникам опроса показывают картинку и просят составить по ней рассказ, то телефонное интервью отпадает, и даже опрос по почте может породить серьезные проблемы, поэтому использовать почтовый опрос для нестандартизированной закрытой анкеты, которая содержит вопросы со свободной формой не рекомендуется.

3 этап. Определение содержания вопросов.

Предварительные решения в отношении характера необходимой информации, стандартизации и открытости вопросов, используемых при составлении анкеты, о методе, которым будет проводиться анкетирование, во многом определяют решения в отношении конкретного содержания вопросов. При этом необходимо уточнить, является ли вопрос необходимым? Если данный момент не охватывается в достаточной степени остальными вопросами, то должен быть введен новый дополнительный вопрос. Вопрос должен быть сформулирован так, чтобы обеспечить достаточную подробность в ответе, но не больше, чем это необходимо.

Например, очень часто используется концепция стадии жизненного цикла, что бы объяснить потребительское поведение семьи. Стадия жизненного цикла — это переменная, которая состоит из нескольких элементов, включающих семейное положение, наличие детей, возраст детей. Наличие детей считается важным фактором, поскольку оно наиболее часто свидетельствует о наличии отношений зависимости. Это особенно справедливо, если младшему ребенку меньше 6 лет, что создает один тип ответственности, тогда как дети между 6 и 17 годами порождают другие отношения ответственности для родителей. В исследовании, использующем понятие стадии жизненного цикла как переменный фактор, нет никакой необходимости узнавать возраст каждого ребенка. Правильнее будет задать всего один вопрос относительно возраста самого младшего ребенка в семье, если в ней вообще есть дети.

4 этап. Определение формы ответов на вопросы.

После того как определено содержание каждого отдельного вопроса, необходимо решить, какие вопросы следует использовать в анкете. Чаще на практике используются следующие виды вопросов:

  • вопросы с произвольным вариантом ответа. Это вопрос, на который респонденты отвечают на такие вопросы своими собственными словами, не ограничиваясь выбором из предлагаемого набора вариантов;
  • многовариантный вопрос. Это вопрос с ограниченным набором ответов, из которого респондента просят выбрать вариант, который наиболее соответствует его собственной позиции по данному вопросу.
  • дихотомический вопрос. Вопрос с фиксированным количеством вариантов ответа, при котором респондента просят указать тот из двух ответов, который наиболее полно соответствует его взглядам на предмет вопроса.

5 этап. Определение формулировки вопросов.

Формулирование каждого из вопросов - это сложная задача, т.к. неправильная формулировка может вызвать отказ респондентов отвечать на вопрос, даже если они и согласились принять участие в опросе. Плохая формулировка может также спровоцировать респондента ответить на вопрос умышленно или из-за недопонимания некорректно. Поэтому, следует избегать следующих моментов:

  • состояние не ответа;
  • избегать сложных понятий и слов;
  • избегать сомнительных слов и вопросов;
  • избегать наводящих вопросов;
  • избегать скрытых альтернатив;
  • избегать скрытых допущений;
  • избегать обобщений и оценок;
  • избегать двухканальных вопросов.

6 этап: Определение последовательности вопросов

Когда определены форма ответа и отдельная формулировка для каждого вопроса, начинают объединение их в единую анкету. Строго определенного порядка не существует, но предлагается придерживаться следующих общих принципов:

  • использовать простые и интересные начальные вопросы.
  • использование туннельного подхода.
  • использовать разветвленные вопросы

Один из подходов к построению последовательности вопросов называется «воронкообразным» подходом. А это подход к выстраиванию последовательности вопросов, который получил свое название от формы, начинающейся с общих вопросов и постепенно переходящей к вопросам с более узкой тематикой. Например, если у респондента нужно спросить: «Какие изменения необходимы в сервисной политике ЛПУ?» и плюс к этому «Как вы оцениваете качество медицинской помощи?», первый вопрос должен быть задан перед вторым. В противном случае качество медицинского обслуживания будет непропорционально выделено при ответе, просто потому, что это свежее впечатление в памяти респондента.

В вопросах должна присутствовать логика, т.е. резкие изменения в тематике и переход от одной темы к другой должны быть устранены. Иногда необходимы переходные средства для сглаживания процесса перехода, если появляются изменения в тематике и для этого можно использовать фильтрующие вопросы или вставлять краткое объяснение как способ перехода от одного предмета к другому.

Типовая анкета содержит два типа информации: основную информацию и классификационную информацию. Основная информация относится к предмету исследования (например, намерения или предпочтения респондента). Классификационная информация относится к другим данным, которые собираются, чтобы классифицировать респондентов и извлечь дополнительную информацию. Демографические и социально-экономические характеристики респондентов часто используются как классификационные переменные.

7 этап: Определение физических характеристик анкеты.

Физические параметры анкеты могут повлиять на точность полученных ответов. При определении физического формата анкеты необходимо предусмотреть следующие моменты:

  • обеспечение привлекательности анкеты. Физический вид анкеты может оказать влияние на склонность респондента к сотрудничеству. Это значит, что должна использоваться качественная бумага, анкета должна быть напечатана, а не размножена на ксероксе или представлена в виде фотокопии. При почтовых опросах должно быть представлено сопроводительное письмо, которое служит для представления исследования.
  • облегчение проведения и контроля. Это подразумевает оптимальный размер анкеты, ее план и последовательность вопросов.

Переполненная анкета имеет нечеткое содержание, ведет к ошибкам при сборе информации, предоставляет более короткие и менее информативные ответы при самостоятельном заполнении, или при проведении устного опроса. Нумерация вопросов облегчает кодирование, редактирование и табулирование ответов.

8. этап. Перепроверка этапов 1-7 и при необходимости их корректировка.

Анкета чаще всего не создается с первой попытки. Перепроверка и пересмотр анкеты выступают важной частью ее создания. Каждый из вопросов должен быть пересмотрен, для того чтобы убедиться, что этот вопрос легок для ответа и не вызовет затруднений, неясностей, потенциального недовольства респондента. Ни один из вопросов не должен быть направляющим или вызывающим какие-то определенные отклонения. Часто практикуется тестирование анкеты в небольшой группе участников опроса, по результатам которой выявленные недостатки и неточности устраняются.

9 этап. Проведение предварительного тестирования анкеты и при необходимости ее корректировка.

Предварительное тестирование помогает вскрыть отдельные вопросы, в которых могут быть улучшены формулировки или изменена последовательность вопросов. Если изменения существенны, переработанная анкета должна быть снова проверена.

Современность характеризуется значительными переменами в жизни общества и государства, когда меняются идеалы, рушатся жизненные ценности, материальное положение многих низкое и нестабильное. Все это не может не сказываться на отношениях в семье, способствует возникновению конфликтов. Усилились проблемы борьбы за существование. Требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время супругов, приводят к тому, что и сами супруги, и их дети меньше проводят времени друг с другом. Большинство матерей работают. Характерно и то, что число других взрослых членов семьи, которые могли бы взять на себя обязанности по воспитанию ребенка в то время, когда матери работают, резко падает. Материальный уровень жизни во многих семьях низкий. Однако, с психологическим перенапряжением и неудачами приходится иметь дело не только небогатым семьям.

Вопросы

Сформулируйте главные проблемы охраны здоровья детей и подростков в России.

Что является ключевым элементом современной модели оценки эффективности капитальных вложений при производстве медицинских услуг детям и подросткам?

Каковы семь приоритетных направлений действий ВОЗ на глобальном уровне в области охраны здоровья детей и подростков?

Укажите основные направления параметров моделирования в службе охраны здоровья детей и подростков.

Перечислите и охарактеризуйте основные этапы планирования медико-социальной помощи детскому населению.

Дайте характеристику ситуационному (статистическому) анализу в педиатрии.

Назовите два основных субъекта системы производства медицинских услуг детям их основные функции. 

Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю среду детской больницы и поликлиники.

Что такое плановая, скорая и неотложная медицинская помощь детям и подросткам?

Охарактеризуйте направления сбора дополнительных данных для проведения ситуационного анализа в педиатрии.

Дайте характеристику особенностей изучения распространения заболеваний у детей различных социальных групп населения.

Что можно отнести к основным методам изучения заболеваемости у детей и подростков?

Каковы особенности формирования групп здоровья у взрослых и детей?

Представьте характеристику этапов статистического исследования в педиатрии.

Охарактеризуйте содержание программы статистического исследования в педиатрии в целом в виде схемы.

Каким образом составляются и для чего применяются статистические таблицы?

Дайте характеристику социологических методов исследования при изучении состояния здоровья семьи и её членов.

Особенности планирования социологического исследования. 

Принципы и этапы составления опросных анкет.

Сформулируйте главные проблемы охраны здоровья детей и подростков в России.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Чем вы руководствуетесь в выборе медицинского учреждения?

Советами родных и знакомых
Отзывами на специализированных сайтах
Собственным опытом
Информацией, представленной на сайте учреждения
Рекламой
Другими причинами



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.