Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
5.3. Первый год жизни: здоровый рост и развитие в наиболее
уязвимый период детства
После перевязки пуповины начинается внеутробный этап или собственно детство.
Собственно детство начинается с неонатального периода, или периода
новорожденности, который разделяют на ранний и поздний.
Ранний неонатальный период – от момента перевязки пуповины до окончания
7-х суток жизни (всего 168 часов). Это самый ответственный период адаптации
ребенка к внеутробному существованию: начало легочного дыхания; функционирование
малого круга кровообращения с перекрытием путей внутриутробной гемодинамики
(артериального протока и овального отверстия), возрастание кровотока в сосудах
легких и головного мозга; изменение энергетического обмена и терморегуляции.
К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям относятся:
физиологический катар кожи, физиологическая потеря массы тела, физиологическое
шелушение, конъюгационная желтуха (не у всех), мочекислый инфаркт, половой криз,
а лучше сказать гормональный криз нововорожденных, связанный с нарушением
взаимоотношений между эндокринным аппаратом матери и ребенка, а также родовым
стрессом.
С этого момента начинается энтеральное питание ребенка. Все функции организма
находятся в состоянии неустойчивого равновесия, адаптационные механизмы могут
легко нарушаться. Поэтому важно квалифицированное медицинское наблюдение и
создание условий, способствующих адаптации и выживания ребенка.
В этом периоде выявляются различные аномалии развития, фетопатии,
наследственные заболевания, гемолитическая болезнь новорожденного, проявления
внутриутробного инфицирования и инфицирования в родах, аспирации, перенесенной
гипоксии, родовой травмы, может быть так называемый, синдром дыхательных
расстройств, имеющий в основе незрелость легочной ткани. Приобретаются первые
навыки сосания груди, это важно и для матери, у которой интенсивно развивается
лактация. Необходима максимальная защита от инфицирования (гнойно-септические
заболевания), т.к. у новорожденных практически отсутствуют секреторные Ig A,
низкое содержание антител (Ig M, особенно по отношению грамотрицательной флоре,
некоторым вирусам: герпес, цитомегаловирус, Коксаки В), снижена функциональная
активность лимфоцитов, не совершенна завершающая стадия фагоцитоза. Должна
обеспечиваться оптимальная температура окружающей среды (вследствие неустойчивой
терморегуляции ребенка), необходим ранний тесный контакт новорожденного с
матерью, раннее прикладывание к груди, их взаимное общение и привыкание.
Для обеспечения нормального развития плода и новорожденного и профилактики
развития патологии, такие периоды, как поздний фетальный, интранатальный и
ранний неонатальный принято объединять под общим названием перинатальный период
(с 28-й недели внутриутробного развития до 7-го дня жизни). Число умерших детей
в перинатальном периоде фактически равно числу смертельных случаев в течение
первых 40 лет жизни. Поэтому, борьба за максимальное сохранение жизни и здоровье
детей в перинатальном периоде является залогом снижения общего уровня
смертности. Выписка из родильного дома производится на 4-5-6- день.
Поздний неонатальный период занимает 21 день (с 8-го по 28 день жизни).
Ребенок находится под наблюдением участкового врача – педиатра и медсестры
детской поликлиники. Полной адаптации во внеутробной жизни еще не произошло,
резистентность организма ребенка низкая, поэтому осуществляется патронаж врача
(3 раза) и медсестры (3 раза) на дому. Они осуществляют контроль состояния
лактации у матери, активность сосания ребенка, прибавку массы тела, освоение
приемов ухода и кормления, режим, купание, состояние пупочной ранки, состояние
сна, нервно-психическое развитие, образование условных рефлексов, возникновение
эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью. В возрасте 3-х
недель ─ появляется улыбка и мимика радости на общение с матерью, - начало
собственно психической жизни ребенка.
В позднем неонатальном подпериоде могут выявиться заболевания и состояния,
связанные с патологией внутриутробного, интранатального и раннего неонатального
периодов – прежде всего инфекции, в том числе вялотекущие внутриутробные и
приобретенные. Что же определяет важнейшие критерии благополучия ребенка? Это
оценка динамики массы тела, нервно-психического развития (интенсивное развитие
анализаторов – зрительного, начало развития координации движений, образование
условных рефлексов), состояние сна. Участковому врачу следует исключить наличие
у ребенка синдромов: нервно-рефлекторной возбудимости, мышечной дистонии,
вегето-висцеральных дисфункций, т.е. синдромы, указывающие на перенесенное
перинатальное постгипоксическое поражение ЦНС.
Период грудного возраста. После периода новорожденности следует период
грудного возраста (от 29 дня жизни до 1 года). Основные процессы адаптации к
внеутробной жизни уже завершены, происходит интенсивное физическое (рост к концу
года +25 см, масса тела - увеличивается в 3 раза) и нервно-психическое развитие,
высокий уровень обмена веществ с преобладанием анаболических процессов.
Важнейшее значение на всех этапах развития продолжает играть питание.
Неудовлетворительная практика кормления может привести к развитию диарейных
заболеваний и анемии у детей грудного и младшего возраста. После шести месяцев
исключительно грудного вскармливания детей следует постепенно адаптировать к
дополнительному питанию. Во многих регионах мира проблемой общественного
здравоохранения является дефицит в окружающей среде железа, что может приводить
к нарушению развития головного мозга у детей. Заражение паразитами в результате
неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий или загрязнения воды
усугубляет данную проблему, приводя к нарушениям процессов всасывания и потере
крови через кишечник. К другим проявлениям недостатка питательных
микроэлементов, имеющих значение для общественного здравоохранения во многих
регионах России, относятся расстройства, обусловленные недостаточностью йода и
фтора.
Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза
превышает таковую взрослого человека. Поэтому ребенок нуждается в значительно
большем количестве пищи на 1 кг массы тела. Но органы пищеварения еще
недостаточно зрелы в функциональном отношении – отсюда проблема рационального
вскармливания. Неадекватность питания в этом возрасте может быть причиной
задержки физического, нервно-психического и интеллектуального развития. Особенно
чувствительны к пищевому обеспечению костная ткань и система крови (отсюда
рахит, железодефицитная анемия). Кроме того, проницаемость слизистой оболочки
ЖКТ объясняет легкое проникновение в кровоток пищевых аллергенов – с развитием
аллергии (аллергодерматозы).
В 2-3 месяца ребенок теряет пассивный иммунитет, а формирование
антителообразования, особенно к кокковой флоре происходит сравнительно медленно,
поэтому подверженность респираторным заболеваниям детей грудного возраста
оказывается довольно высокой. Анатомо-физиологические особенности органов
дыхания часто способствуют осложнению ОРИ (отиты, бронхиолиты и пневмонии),
течение которых в отдельных случаях отличается особой тяжестью. Поэтому
необходимо индивидуальное домашнее воспитание детей и использование средств и
методов закаливания: массаж, гимнастика, ежедневное купание, обучение плаванию.
Важную роль в это время продолжает играть иммунизация, которая является одной
из наиболее экономически эффективных мер общественного здравоохранения.
Расширение и улучшение доступа к службам, осуществляющим плановую иммунизацию,
будут способствовать защите наиболее уязвимых групп детей от тяжелых последствий
заболевания коклюшем и от риска заболевания полиомиелитом.
Хотя уровень благосостояния в большинстве стран Европы выше, чем в других
частях мира, однако многие дети, проживающих в странах Восточной Европы, бывшего
СССР и России, подвергаются воздействию небезопасной или нездоровой среды
обитания. Оценка экологического бремени заболеваний показывает, что значительная
доля смертности ─ более одной трети от суммарного показателя и большая часть
бремени заболеваний среди детей в возрасте до пяти лет обусловлены плохим
качеством воды, неудовлетворительным в санитарном плане водоснабжения,
неудовлетворительными общими санитарно-гигиеническими условиями, воздействием
свинца и травматизмом. Величина этого бремени выше среди стран СНГ и России.
В плане угрозы состоянию здоровья детей первого года жизни следует
рассматривать наличие вредных привычек у членов семьи, если даже сама мать
избавлена от вредных привычек. Пассивное курение табака представляет собой
реальную и значительную угрозу здоровью детей. Такое воздействие вызывает целый
ряд неблагоприятных последствий для здоровья ребенка, включая инфекции нижних
дыхательных путей, такие как пневмония и бронхит, кашель и хрипы, обострение
астмы и заболевания среднего уха. Воздействие сигаретного дыма в этом возрасте
может также способствовать нарушению нейропсихического развития.
Каждому возрастному периоду свойственны определенные особенности роста и
развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Они
определяют функциональное состояние этих систем, характер реакций на различные
факторы внешней среды. Поэтому для правильного подхода к воспитанию детей
первого годы жизни, оценке их поведения, организации физиологически
рационального режима питания и воспитания ребенка необходимо знать и учитывать
возрастные закономерности развития его организма. Из этих предпосылок исходят
основные задачи, стоящие перед персоналом детской поликлиники, в частности перед
участковым врачом и патронажной медсестрой (рис. 5.1.)
Наряду с определением уровня физического развития одной из важнейших
характеристик состояния здоровья ребенка на первом году жизни является оценка
нервно-психического развития. Ранняя диагностика отклонений в психическом
развитии ребенка и направление к специалистам является задачей участкового
педиатра, так как осмотр малыша неврологом происходит лишь при углубленных
медицинских осмотрах, а психиатр консультирует детей только по показаниям.
Рис. 5.1. Основные задачи работы персонала при оказании
медицинской помощи ребенку первого года жизни
Критерии оценки гармоничности и соответствия возрасту психического развития
изменяются с возрастом детей и подростков. Нервно-психическое развитие
новорожденного определяется по соотношению периодов сна и бодрствования,
характеру голосовой реакции и мышечного тонуса, наличию симметричных безусловных
рефлексов, сенсорных реакций на свет и звук. Нервно-психическое развитие детей
первого года жизни оценивается ежемесячно по степени развития зрительно-слуховых
реакций, эмоциональной сферы, моторики, сенсорной речи. Именно на этих
направлениях строится работа с семьёй, в которой воспитывается ребенок.
Профилактическая работа участкового педиатра и другого персонала на уровне
первичной медико-санитарной помощи заключается в систематическом наблюдении за
развитием и состоянием здоровья ребенка; организации рационального вскармливания
и питания, физического воспитания; проведении мероприятий по профилактике
рахита, гипотрофии, анемии и другой патологии; в организации прививочной работы;
подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение; в проведении санитарно
просветительной работы и др.