Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 5.3. Первый год жизни: здоровый рост и развитие в наиболее уязвимый период детства

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Руководство по социальной педиатрии / 5.3. Первый год жизни: здоровый рост и развитие в наиболее уязвимый период детства
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1360; прочтений - 7849
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

5.3. Первый год жизни: здоровый рост и развитие в наиболее уязвимый период детства

После перевязки пуповины начинается внеутробный этап или собственно детство. Собственно детство начинается с неонатального периода, или периода новорожденности, который разделяют на ранний и поздний.

Ранний неонатальный период – от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни (всего 168 часов). Это самый ответственный период адаптации ребенка к внеутробному существованию: начало легочного дыхания; функционирование малого круга кровообращения с перекрытием путей внутриутробной гемодинамики (артериального протока и овального отверстия), возрастание кровотока в сосудах легких и головного мозга; изменение энергетического обмена и терморегуляции.

К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям относятся: физиологический катар кожи, физиологическая потеря массы тела, физиологическое шелушение, конъюгационная желтуха (не у всех), мочекислый инфаркт, половой криз, а лучше сказать гормональный криз нововорожденных, связанный с нарушением взаимоотношений между эндокринным аппаратом матери и ребенка, а также родовым стрессом.

С этого момента начинается энтеральное питание ребенка. Все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, адаптационные механизмы могут легко нарушаться. Поэтому важно квалифицированное медицинское наблюдение и создание условий, способствующих адаптации и выживания ребенка.

В этом периоде выявляются различные аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь новорожденного, проявления внутриутробного инфицирования и инфицирования в родах, аспирации, перенесенной гипоксии, родовой травмы, может быть так называемый, синдром дыхательных расстройств, имеющий в основе незрелость легочной ткани. Приобретаются первые навыки сосания груди, это важно и для матери, у которой интенсивно развивается лактация. Необходима максимальная защита от инфицирования (гнойно-септические заболевания), т.к. у новорожденных практически отсутствуют секреторные Ig A, низкое содержание антител (Ig M, особенно по отношению грамотрицательной флоре, некоторым вирусам: герпес, цитомегаловирус, Коксаки В), снижена функциональная активность лимфоцитов, не совершенна завершающая стадия фагоцитоза. Должна обеспечиваться оптимальная температура окружающей среды (вследствие неустойчивой терморегуляции ребенка), необходим ранний тесный контакт новорожденного с матерью, раннее прикладывание к груди, их взаимное общение и привыкание.

Для обеспечения нормального развития плода и новорожденного и профилактики развития патологии, такие периоды, как поздний фетальный, интранатальный и ранний неонатальный принято объединять под общим названием перинатальный период (с 28-й недели внутриутробного развития до 7-го дня жизни). Число умерших детей в перинатальном периоде фактически равно числу смертельных случаев в течение первых 40 лет жизни. Поэтому, борьба за максимальное сохранение жизни и здоровье детей в перинатальном периоде является залогом снижения общего уровня смертности. Выписка из родильного дома производится на 4-5-6- день.

Поздний неонатальный период занимает 21 день (с 8-го по 28 день жизни). Ребенок находится под наблюдением участкового врача – педиатра и медсестры детской поликлиники. Полной адаптации во внеутробной жизни еще не произошло, резистентность организма ребенка низкая, поэтому осуществляется патронаж врача (3 раза) и медсестры (3 раза) на дому. Они осуществляют контроль состояния лактации у матери, активность сосания ребенка, прибавку массы тела, освоение приемов ухода и кормления, режим, купание, состояние пупочной ранки, состояние сна, нервно-психическое развитие, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью. В возрасте 3-х недель ─ появляется улыбка и мимика радости на общение с матерью, - начало собственно психической жизни ребенка.

В позднем неонатальном подпериоде могут выявиться заболевания и состояния, связанные с патологией внутриутробного, интранатального и раннего неонатального периодов – прежде всего инфекции, в том числе вялотекущие внутриутробные и приобретенные. Что же определяет важнейшие критерии благополучия ребенка? Это оценка динамики массы тела, нервно-психического развития (интенсивное развитие анализаторов – зрительного, начало развития координации движений, образование условных рефлексов), состояние сна. Участковому врачу следует исключить наличие у ребенка синдромов: нервно-рефлекторной возбудимости, мышечной дистонии, вегето-висцеральных дисфункций, т.е. синдромы, указывающие на перенесенное перинатальное постгипоксическое поражение ЦНС.

Период грудного возраста. После периода новорожденности следует период грудного возраста (от 29 дня жизни до 1 года). Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, происходит интенсивное физическое (рост к концу года +25 см, масса тела - увеличивается в 3 раза) и нервно-психическое развитие, высокий уровень обмена веществ с преобладанием анаболических процессов.

Важнейшее значение на всех этапах развития продолжает играть питание. Неудовлетворительная практика кормления может привести к развитию диарейных заболеваний и анемии у детей грудного и младшего возраста. После шести месяцев исключительно грудного вскармливания детей следует постепенно адаптировать к дополнительному питанию. Во многих регионах мира проблемой общественного здравоохранения является дефицит в окружающей среде железа, что может приводить к нарушению развития головного мозга у детей. Заражение паразитами в результате неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий или загрязнения воды усугубляет данную проблему, приводя к нарушениям процессов всасывания и потере крови через кишечник. К другим проявлениям недостатка питательных микроэлементов, имеющих значение для общественного здравоохранения во многих регионах России, относятся расстройства, обусловленные недостаточностью йода и фтора.

Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает таковую взрослого человека. Поэтому ребенок нуждается в значительно большем количестве пищи на 1 кг массы тела. Но органы пищеварения еще недостаточно зрелы в функциональном отношении – отсюда проблема рационального вскармливания. Неадекватность питания в этом возрасте может быть причиной задержки физического, нервно-психического и интеллектуального развития. Особенно чувствительны к пищевому обеспечению костная ткань и система крови (отсюда рахит, железодефицитная анемия). Кроме того, проницаемость слизистой оболочки ЖКТ объясняет легкое проникновение в кровоток пищевых аллергенов – с развитием аллергии (аллергодерматозы).

В 2-3 месяца ребенок теряет пассивный иммунитет, а формирование антителообразования, особенно к кокковой флоре происходит сравнительно медленно, поэтому подверженность респираторным заболеваниям детей грудного возраста оказывается довольно высокой. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания часто способствуют осложнению ОРИ (отиты, бронхиолиты и пневмонии), течение которых в отдельных случаях отличается особой тяжестью. Поэтому необходимо индивидуальное домашнее воспитание детей и использование средств и методов закаливания: массаж, гимнастика, ежедневное купание, обучение плаванию.

Важную роль в это время продолжает играть иммунизация, которая является одной из наиболее экономически эффективных мер общественного здравоохранения. Расширение и улучшение доступа к службам, осуществляющим плановую иммунизацию, будут способствовать защите наиболее уязвимых групп детей от тяжелых последствий заболевания коклюшем и от риска заболевания полиомиелитом.

Хотя уровень благосостояния в большинстве стран Европы выше, чем в других частях мира, однако многие дети, проживающих в странах Восточной Европы, бывшего СССР и России, подвергаются воздействию небезопасной или нездоровой среды обитания. Оценка экологического бремени заболеваний показывает, что значительная доля смертности ─ более одной трети от суммарного показателя и большая часть бремени заболеваний среди детей в возрасте до пяти лет обусловлены плохим качеством воды, неудовлетворительным в санитарном плане водоснабжения, неудовлетворительными общими санитарно-гигиеническими условиями, воздействием свинца и травматизмом. Величина этого бремени выше среди стран СНГ и России.

В плане угрозы состоянию здоровья детей первого года жизни следует рассматривать наличие вредных привычек у членов семьи, если даже сама мать избавлена от вредных привычек. Пассивное курение табака представляет собой реальную и значительную угрозу здоровью детей. Такое воздействие вызывает целый ряд неблагоприятных последствий для здоровья ребенка, включая инфекции нижних дыхательных путей, такие как пневмония и бронхит, кашель и хрипы, обострение астмы и заболевания среднего уха. Воздействие сигаретного дыма в этом возрасте может также способствовать нарушению нейропсихического развития.

Каждому возрастному периоду свойственны определенные особенности роста и развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Они определяют функциональное состояние этих систем, характер реакций на различные факторы внешней среды. Поэтому для правильного подхода к воспитанию детей первого годы жизни, оценке их поведения, организации физиологически рационального режима питания и воспитания ребенка необходимо знать и учитывать возрастные закономерности развития его организма. Из этих предпосылок исходят основные задачи, стоящие перед персоналом детской поликлиники, в частности перед участковым врачом и патронажной медсестрой (рис. 5.1.)

Наряду с определением уровня физического развития одной из важнейших характеристик состояния здоровья ребенка на первом году жизни является оценка нервно-психического развития. Ранняя диагностика отклонений в психическом развитии ребенка и направление к специалистам является задачей участкового педиатра, так как осмотр малыша неврологом происходит лишь при углубленных медицинских осмотрах, а психиатр консультирует детей только по показаниям.  

Основные задачи работы персонала при оказании медицинской помощи ребенку первого года жизни

Рис. 5.1. Основные задачи работы персонала при оказании медицинской помощи ребенку первого года жизни

Критерии оценки гармоничности и соответствия возрасту психического развития изменяются с возрастом детей и подростков. Нервно-психическое развитие новорожденного определяется по соотношению периодов сна и бодрствования, характеру голосовой реакции и мышечного тонуса, наличию симметричных безусловных рефлексов, сенсорных реакций на свет и звук. Нервно-психическое развитие детей первого года жизни оценивается ежемесячно по степени развития зрительно-слуховых реакций, эмоциональной сферы, моторики, сенсорной речи. Именно на этих направлениях строится работа с семьёй, в которой воспитывается ребенок.

Профилактическая работа участкового педиатра и другого персонала на уровне первичной медико-санитарной помощи заключается в систематическом наблюдении за развитием и состоянием здоровья ребенка; организации рационального вскармливания и питания, физического воспитания; проведении мероприятий по профилактике рахита, гипотрофии, анемии и другой патологии; в организации прививочной работы; подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение; в проведении санитарно просветительной работы и др.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Как вы относитесь к обязательной вакцинации населения от коронавируса?

Поддерживаю для всех групп граждан
Поддерживаю, но только граждан из групп риска
Не поддерживаю, вакцинация должна быть добровольной
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

.

.


MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.