Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
5.4. Младший детский возраст: подготовка к школе и социальное
воспитание
Период раннего детства (преддошкольный период) от 1 года до 3-х лет,
характеризуется снижением темпов физического развития детей, большей степенью
зрелости основных физиологических систем. Интенсивно увеличивается мышечная
масса. К 2 годам завершается прорезывание молочных зубов (их 20). Интенсивно
формируется лимфоидная ткань носоглотки с часто возникающей их гиперплазией
(аденоиды, гиперплазия миндалин). Двигательная активность значительная (от
ходьбы до бега, лазания, прыжков), а контроль за адекватностью движений и
поступков минимальный (особенно у детей, перенесших перинатальную гипоксию –
синдром гиперактивного ребенка). Отсюда резко возникающая опасность травматизма.
Высок уровень познавательной деятельности, причем участвуют всевозможные
анализаторы, в том числе рецепторный аппарат ротовой полости (мелкие предметы
берутся в рот), поэтому высок риск частоты аспирации инородных тел и «случайных»
отравлений. Это возраст быстрого совершенствования речи. С полутора лет ребенок
говорит фразы, к трем годам – длинные фразы. С трех лет – говорит «я», до 3-х
лет от третьего лица («Сережа не хочет»). Это период и первого упрямства.
Эмоциональная жизнь ребенка достигает наивысших проявлений (бури), возникает
проявление капризности, застенчивости, удивления, страха. Это период обучения
навыкам трудовой деятельности, которое происходит через игру. Определяются
индивидуальные черты характера и поведения.
Педагоги иногда говорят, что это период «упущенных возможностей», имея ввиду
неправильные приемы воспитания. Отсюда воспитание постепенно становится главным
элементом ухода за детьми. Из заболеваний ─ чаще ОРИ, т.к. расширяется контакт с
другими детьми на фоне незавершенного формирования иммунитета. Формирование
дебюта большей части аллергических болезней, в т.ч. и бронхиальной астмы.
Неудовлетворительная практика кормления в этом возрасте может являться
серьезной причиной недостаточного питания, что приводит к слабому физическому
развитию и нарушению когнитивных функций. В то же время нездоровый рацион
питания с повышенным содержанием калорий может приводить к избыточному весу и
ожирению, при этом могут вырабатываться нездоровые привычки питания,
сохраняющиеся на протяжении всей жизни. Формы поведения и установки, присущие
человеку на протяжении всей его жизни, нередко определяются в дошкольные годы, в
связи с чем представляется важным заложить правильные основы на этом раннем
этапе развития, а не корректировать их в будущем.
При развитии ребенка младшего возраста большое влияние оказывает стиль жизни
родителей. Формируется отношение к формам поведения, связанным со здоровьем,
таким как курение и физическая активность, вырабатываются привычки питания.
Вторичный табачный дым может оказывать как непосредственное влияние на
респираторное здоровье ребенка младшего возраста, так и вызывать долгосрочные
последствия, связанные с его длительным воздействием.
Очевидное влияние на здоровье и развитие детей младшего возраста оказывают
условия окружающей среды. Наибольшему риску подвергаются дети, относящиеся к
наименее обеспеченным группам населения в своих странах. Ухудшение состояния
окружающей среды тесно связано с бедностью. Для малообеспеченных групп населения
характерно воздействие свинца, неудовлетворительные жилищные условия, плохое
качество воздуха и недостаточное питание. У детей из бедных семей выше
вероятность получения травм в результате дорожно-транспортных происшествий или
бытового характера. Случаи смерти от утопления и пожара чаще всего наблюдаются
среди детей младшего возраста, привязанных к дому.
В рамках реализации многоуровневой системы организации медицинской помощи
детям, т.е. способа обслуживания в общественном секторе здравоохранения с
использованием технологически ранжированной на уровни и методологически
распределенной на последовательные периоды схемы должны быть реализованы
основные задачи в данном возрастном периоде (рис. 5.2.). Такой подход позволяет
обеспечить минимально необходимый объем медицинской, оздоровительной или
реабилитационной помощи развивающемуся ребенку с исключением использования
лечебных ресурсов избыточного или недостаточного уровня. Основными принципами
работы такой системы является содружество медицинских работников и всех членов
семьи, направленных на достижение максимальных результатов.
Совместные действия врача-педиатра с родителями ребенка и другими членами
семьи, направленные на сохранение и формирование высоких параметров физического,
психического и социального здоровья должны исключить случаи пренебрежительного и
жестокого обращения с детьми, которые к сожалению отмечаются во всех странах
мира.
В 1996 г. Всемирная ассамблея здравоохранения провозгласила, что насилие в
рамках семьи и местных сообществ представляет собой растущую проблему
здравоохранения. Это утверждение остается верным и на сегодняшний день. Не
всегда удается легко получить точные и значимые данные о распространенности
случаев жестокого обращения с детьми. Очевидно, что последствия жестокого и
пренебрежительного обращения с детьми могут носить физический, психологический и
поведенческий характер и могут быть необратимы.
Рис.5.2. Основные задачи работы персонала при оказании
медицинской помощи ребенку младшего детского возраста
Жестокое и пренебрежительное обращение с детьми может приводить к
долгосрочным нарушениям психического здоровья, таким как депрессия и заниженная
самооценка. Иногда детям, подвергающимся жестокому и пренебрежительному
обращению или оставленным родителями, требуется альтернативная помощь, и в этих
случаях формы оказания альтернативной помощи на основе семьи, например,
родственниками и приемными родителями, являются более предпочтительными по
сравнению с помощью, предоставляемой в рамках учреждений интернатного типа.
С точки зрения экономических потерь, последствия жестокого и пренебрежительного
обращения с детьми затрагивают как сектор здравоохранения, так и систему
уголовного правосудия, социальное обеспечение, образование и трудоустройство.