Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
6.1. Типология и структура семьи
Семья - это группа лиц, связанных не только кровным родством или
свойством (родство через брак), но и общим жилищем, бюджетом и внутрисемейной
взаимопомощью, т.е. это общность нескольких человек в совместном жизненном
пространстве. Традиции, культура, религия и правовые нормы создают ее внешние
контуры. Наследственность, воспитание, общее и профессиональное образование
определяют индивидуальные качества, поведение индивидов, их отношения между
собой (рис. 6.1.).
Семья как объект служб здравоохранения изучается в широком диапазоне
рассматриваемых аспектов, которые в рамках общения с семьей постоянно
углубляются и дополняются. Медицинские работники используют семью в качестве
лучшей формы организации ухода и самопомощи.
Врач должен видеть своего пациента не только как индивида, но и в контексте
его жизненного пространства, типизации семьи, стадий жизненного цикла и т.п.
Рис. 6.1. Интегрированность семьи в окружающий мир.
Функции семьи. Семья как социальный институт выполняет в обществе
определенные функции, т.е. виды деятельности, направленные на удовлетворение
основных потребностей как семьи или отдельной личности, так и общества в целом.
Существуют различные классификации функций семьи, но к основным относятся
следующие:
биологическая (репродуктивная)
хозяйственно – экономическая (общий бюджет, ведение домашнего хозяйства)
эмоционально- психологическая (снятии стрессов, внутрисемейное поведение)
образовательная
социализации (первичной, вторичной профессиональной)
социальное интегрирование
медицинская и др.
Под социализацией подразумевается развитие личности, обретение индивидом «социабельности».
Под «социальной интегрированностью» понимается забота семьи о нахождении места в
профессиональной общности. Функции семьи изменчивы, но они не исчезают, меняется
лишь их структура.
С ростом культуры, образования, санитарно-гигиенической грамотности населения
изменяются взаимоотношения врача и семьи больного. У врача появляются новые
возможности в совместном проведении лечебно – профилактических мероприятий в
семье. Эпидемическая функция заменяется медицинской, которая содержит
значительно больший объем элементов функционирования семьи, направленных на ее
оздоровление.
Медицинская функция включает:
создание необходимых дифференцированных условий членам семьи в зависимости
от их возрастно-физиологических потребностей (детям, молодежи, пожилым людям,
больным членам семьи и пр.);
стремление семьи к выполнению роли помощника медицинского персонала,
своевременное обращение за медицинской помощью, участие в лечебно –
профилактических мероприятиях;
стремление всех членов семьи к получению медицинских и гигиенических
знаний, использование этих знаний в жизнедеятельности семьи;
выполнение семьей гигиенических и медицинских требований к рождению,
выращиванию и воспитанию детей;
создание здорового психологического климата в семье, взаимопомощи;
готовность семьи к оказанию первой медицинской помощи при заболеваниях,
травмах, несчастных случаях.
Различные типы семей отличаются друг от друга способами взаимодействия их
членов, решение проблем и организации совместной жизни.
Типология семей – распределение семей в зависимости от существенных
особенностей их социально – демографического состава и функций.
Семьи классифицируются по трем основным параметрам — числу детей, полноте
состава семьи и ее родственно-поколенной структуре.
Число детей. Важный критерий демографического типа семьи, от которого
зависит будущее России - число детей у супругов,
Для простого замещения поколений требуется, чтобы коэффициент суммарной
рождаемости (КСР) на одну женщину фертильного возраста был не менее, чем
2,5—2,6, или нетто - коэффициент воспроизводства должен быть равен единице.
С 1964 г. коэффициент суммарной рождаемости перестал обеспечивать простое
воспроизводство, а нетто – коэффициент опустился ниже единицы. Начался период
скрытой депопуляции, что можно считать началом первого этапа демографического
кризиса в России, который продолжался до 1992 г. (рис. 6.2). Только в 1986 -1988
гг. под влиянием мер демографической политики 80- х годов, антиалкогольной
кампании, и, возможно, оптимистических ожиданий первых лет «перестройки», нетто
- коэффициент воспроизводства превысил порог замещения поколений.
Согласно официальному прогнозу ЦСУ РСФСР 1980 г., появление естественной
убыли населения России ожидалось в 2001 г. Накануне распада СССР в 1991 г.,
коэффициент суммарной рождаемости в России достиг своего исторического максимума
(1,73 рождений на одну женщину), но в результате социально- экономического
кризиса 1992 г., число рождений в России впервые со времен Второй мировой войны
оказалось ниже числа смертей.
Рис. 6.2. Динамика нетто – коэффициента воспроизводства в
России в 1960-2006 гг.
Демографическое будущее России зависит от числа рождающихся детей. Практика
показывает, что, как правило, отечественные семьи имеют:
одного ребенка — при любых условиях (если позволяет здоровье);
двух детей — при благоприятных условиях;
трех и более детей — в настоящее время в большинстве случаев семья, не
желает иметь ни при каких условиях.
По данным микропереписи населения 1994 года, женщины репродуктивного возраста
(от 18 до 44 лет):
фактически имели в среднем по 1,4 ребенка;
собирались иметь — в среднем по 1,77 (включая уже имеющихся детей);
хотели бы иметь — в среднем по 1,91 ребенка. (Близость этого числа к
двум указывает на то, что наиболее популярна двухдетная модель семьи).
Россия остается в группе стран со сверхнизким уровнем рождаемости:
если в 1995 г. при уровне СКР 1,34 она занимала 30-33-е место среди 40
промышленных стран, то в 2006 г. при уровне 1,3 – 27 место (рис.6.3). Кроме
того, с 2004 г. происходит снижение численности женщин фертильного возраста (15
- 49 лет).
Рис. 6.3. Коэффициент суммарной рождаемости в некоторых
странах, 2006г.
Согласно законодательству о социальной защите населения, семьи, начиная с
трех детей, признаются многодетными и пользуются определенными льготами. Это
объясняется не только тем, что таких семей очень мало (по данным переписи 2002
г., они составляют лишь 3% от общего числа домохозяйств и 7% от числа семей с
детьми до 18 лет), но и тем, что само население в наше время также считает эти
семьи многодетными. За период 1989 – 2002 гг. доля семей с одним ребенком
увеличилась с 51 до 65%, с двумя детьми, напротив, уменьшилась очень резко — с
39 до 28%, с тремя и более детьми — с 10 до 7% (табл. 6.1).
Для России наиболее типична однодетная семья, в 32 субъектах Российской
Федерации такие семьи составляют более половины (в том числе в Магаданской,
Сахалинской областях, Камчатском, Приморском и Хабаровском краях), в
Санкт-Петербурге 59 % всех детей — единственные, в Москве их 55%.
Таблица 6.1 Распределение семей по числу детей до 18 лет по
данным переписи (1979, 1989, 2002 гг., в %)
Структура семьи. С точки зрения структуры родственных связей
различают типы семей, зависящие от числа поколений и супружеских пар в семье.
«Простая» или нуклеарная семья (nuclear family), состоящая
из супружеской парой с детьми, не состоящими в браке, представляет собой
наиболее распространенный тип.
Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется другой тип «большая»
или традиционная семья, состоящая из родственников, включая несколько
поколений или же две и более нуклеарных семей.
«Большая» семья может состоять из родителей, детей, бабушек, дедушек и
других членов.
Средняя численность членов семьи с детьми до 18 лет в Российской
Федерации по данным переписи 2002 г. составляет 3,8 человек, в Дальневосточном
федеральном округе – 3,6 (от 4,0 в Республике Саха (Якутия) до 2,9 - в
Магаданской области).
Социально – экономическое развитие сопровождается нуклеаризацией семьи,
малодетностью, снижением рождаемости с постоянной занятостью женщины вне семьи и
колоссальным ростом требований к воспитанию и образованию подрастающего
поколения.
Как наиболее яркая внешняя особенность изменения семьи в крупных городах,
стремительная нуклеаризация, на первый взгляд, не означает ничего более, чем
превращение группы супруги — родители — дети (несовершеннолетние) в модальный, а
затем и полностью доминирующий тип домохозяйства. Между тем, нуклеаризация
обуславливает многообразные позитивные и негативные структурные следствия,
имеющие социальное и лично-групповое значение для населения больших городов.
В условиях крупного города появление даже первого, а тем более любого
последующего ребенка в нуклеарной семье влечет снижение душевого дохода,
уменьшение обеспеченности жилым пространством, отказ от привычного образа жизни,
сокращение круга общения, сужение круга возможностей (культурных,
образовательных, профессиональных и др.).
В традиционной семье дети были нужны родителям как рабочая сила, как гарантия
устойчивости социального положения семьи, как средство обеспечения в старости. В
современной семье дети становятся для родителей средством развития собственной
личности, приобщения к сфере образования, моды, новых привычек поведения и
потребления, источником сведений о новых профессиях и книгах, культурных
событиях и социальных возможностях.
По полноте состава семьи подразделяются на полные и неполные.
«Неполной» семьей именуется семья без детей, семьи без одного из
родителей, семьи из совместно проживающих взрослых братьев и сестер без
родителей и детей. Неполными можно считать и семьи, в которых дети живут с
дедушкой и/или бабушкой, но без отца и матери.
Жизненный цикл семьи. Основные этапы развития семьи, влияние на них
основных демографических процессов – рождаемости, брачности, прекращения брака,
смертности, приводит к изменению демографического типа семьи. Решение проблем,
связанных со здоровьем детей и подростков должно быть ориентировано на все
стадии жизненного цикла семьи. Жизненный цикл семьи представлен на
рис.6.4.(модифицировано по Garcia –
Shelton и Натт).
Рис. 6.4. Жизненный цикл семьи
Жизненный цикл семьи
Новая пара
Рождение первого ребенка
Семья с детьми школьного возраста
Семья со взрослеющими детьми
Начало разделения семьи
Родители без детей («пустое гнездо»)
Супружеская пара в (пенсионном) возрасте
Одинокое старение
Новая пара в наше время зачастую решает жениться только тогда, когда уже
ожидает ребенка. Другие причины, как, например, совместное проживание в общей
квартире, теперь, в нашем культурно-правовом окружении уже не принуждают к
женитьбе, как это было еще несколько десятилетий назад. На решение вступить в
брак могут также повлиять финансовые соображения.
Рождение первого ребенка представляет собой важнейший момент в жизни
семьи. По – новому переосмысливается профессиональная деятельность (чаще всего
супруги), резко меняется ситуация с доходами. Требуется место в детском саду,
если родители вынуждены продолжать работать или хотят стимулировать социальное
развитие единственного ребенка в детском коллективе. Появление второго и
третьего ребенка не вызывает таких серьезных перемен в семье, как рождение так
называемого позднего ребенка, который намного младше своих братьев и сестер и
воспитывается в условиях, как если бы он был единственным ребенком.
Последующие годы жизни в семье определяет учеба детей в школе; семья,
как правило, отдыхает вместе во время каникул.
Для семьи с взрослеющими детьми расстановка новых акцентов связана с
профессиональной подготовкой детей или с учебой их вузе. Они начинают идти своим
путем.
Начало разделения семьи знаменуется первыми прочными привязанностями и
любовными отношениями детей. Одновременно с женитьбой или новой жизненной связью
начинает развиваться новая семья и новый жизненный цикл следующего поколения.
Если все дети покидают родительский дом, возникает новая жизненная ситуация
— ситуация «пустого гнезда».
К фазе совместного старения супружеской пары непосредственно примыкает
период одинокого старения. Как видно на рис. 6.5, период одинокого
старения значительно больше у женщин.
Рис. 6.5. Население России по возрасту и полу в 2008 г.
(тыс. чел)
В этой связи следует отметить, что в возрасте 20-29 лет имеется
незначительный перевес мужчин, однако с возрастом численность женщин преобладает
кратно, а прогнозируемая тенденция в развитии народонаселения позволяет
предположить, что это преобладание сохраниться и в дальнейшем.
Между тем фаза «родители без детей» является наиболее протяженной в
жизненном цикле семьи. За счет сокращения периода производственной деятельности,
досрочного ухода на пенсию — по состоянию здоровья или по производственным
причинам — при возрастании продолжительности жизни пенсионный период вдов и
вдовцов будет становиться все длиннее.
Особые стрессы в семье часто называют кардинальными изменениями жизненной
ситуации. При этом различают предсказуемые и неожиданные перемены в жизненном
цикле.
К числу предсказуемых переходов жизненного цикла семьи следует отнести:
рождение первого ребенка
начало/конец учебы в школе,
выбор и получение детьми профессии
первая любовь ребенка
отпуск (каникулы) без опеки родителей
женитьба/замужество детей и т. д.
Неожидаемые переходы могут быть связаны с:
рождением неполноценного ребенка
утратой члена семьи
потерей работы
преступлением и тюремным заключением
инвалидностью в результате несчастных случаев или болезни
изменяющим жизнь заболеванием
проблемами наркомании супругов или детей
конфликтами партнерства, расставанием, разводом
Все элементы семьи взаимосвязаны и составляют единое целое. Рождение семьи и
ее жизнь, как и все социальные структуры и явления, подчиняются определенным
закономерностям. Семья как система характеризуется постоянством структуры.
Разлад в этой системе, потеря ее элементов (болезнь или смерть члена семьи)
влекут за собой изменение во всех остальных ее частях по типу обратной связи и
нередко приводят к кризису и умиранию семьи.
Стадии развития семьи, изменения в жизненном цикле определяют особые
потребности семьи в медико – социальной помощи, которые необходимо учитывать при
проведении лечебных и оздоровительных мероприятий.
Пациент в контексте семьи. Любая система здравоохранения должна иметь
дело с личностью в ее семейном окружении. Немецкое объединение общей медицины (DEGAM)
определяет семейную медицину, как часть общей медицины, которая
включает в себя врачебное и оздоровительное обслуживание семей и подобных им
групп в соматическом, психическом и социальном аспекте. Важным условием этого
взаимодействия является знание взаимоотношений членов семьи и их отношение к
внешнему миру.
Исходя с особенностей семейной медицины, типизацию семьи представляется
следующим образом (Hamm, 1986):
открытая (экстравертированная), закрытая (интравертированная)
ориентированная на мать, отца, ребенка, бабушку, дедушку
большая, малая, молодая, старая
ориентированная в профессиональном, деловом отношении
авторитарная, анти авторитарная
рациональная, религиозная, политическая, художественная
спортивная, ведущая здоровый образ жизни
асоциальная
криминальная
невротическая
семья наркоманов
При этом очень важен и семейный анамнез, который включает следующие
компоненты:
1.Структура семьи
Отношения членов семьи между собой
2. Точка зрения врача на ситуацию в семье
Каких членов семьи знает врач (например, мать, дед по материнской линии и
т. д.)?
Связь с другими известными врачу семьями. Кто занимает центральное место в
семье (например, родители, мать, единственный ребенок)?
Особо выраженная связь в семье.
Одиноко живущая, в значительной степени отгороженная от внешнего мира
семья.
Семейные контакты с семьей врача или особые связи с ней (в том числе
родственные или профессиональные).
Личность, представляющая особый интерес для врача с точки зрения
медицинского обслуживания семьи.
3. Анамнез заболеваний в семье
Наследственные болезни.
Заболевания, обусловленные предрасположенностью.
Длительные физические или душевные болезни.
Психопатии, психозы, неврозы.
Вредные привычки и наркотические зависимости.
Показательная симптоматика и др.
4. Трудности семьи
Зоны риска в семейной жизни.
Стадия семейного цикла.
Особые переходные ситуации (предопределенные или непредсказуемые).
Особые болевые точки в семье (например, неполноценный ребенок, алкогольная
зависимость одного или нескольких членов семьи, нуждающийся или нуждающиеся в
постоянном уходе члены семьи).
5. Нарушение функций или потеря в семье
6. Отношение к здоровью
Установка на здоровый образ жизни.
Точка зрения на болезни: беспечность, реалистичность, склонность к
преувеличениям, «зацикленность» на болезнях и др.
Отношение к медицинскому обслуживанию: антипатия к профессиональной
медицине, привязанное к одному врачу и др.
7.Социальная ситуация
Упорядоченная, неупорядоченная, социально слабая, асоциальная семья.
Занимаемая социальная позиция. Жилищные условия.
Гигиенические условия.
8. Профессиональная ситуация
Особенности: например, неадекватная профессиональная деятельность,
одинаковые профессии в семье, «кризисные» профессии, особые профессиональные
или обусловленные работой условия климат на работе.
Работа по совместительству, надомная работа.
9. Экономическая ситуация
Насколько достаточны и надежны доходы семьи?
Живет ли семья по доходам?
Если кормилец единственный, то кто?
Кто в семье зарабатывает деньги (например, отец, мать, один из сыновей)?
Пенсионеры в семье.
Безработные в семье.
10. Отношение в семье к досугу
Музыка, способность к рукоделию, склонность к путешествиям и др.
11. Помощь и источники помощи в семье
Психическая помощь, помощь по уходу, материальная помощь и др.
12. Готовность взаимодействовать с врачом
Достигается легко.
Семья неблагополучная, но поведение благоразумное.
Достигается с трудом, отношение недоверчивое
Наиболее часто встречающиеся причины нездоровья:
финансовые трудности
плохие жилищные условия
стрессовые ситуации, вызванные завышенными требованиями и перегрузками и
приводящие к состояниям общего истощения
болезнь и смерть в самой семье
заболевания наркологического характера в семье (например, алкоголизм) или
преступления, совершенные членами семьи
последствия чрезмерного потребления продуктов питания
кризис в супружеской и сексуальной жизни
личностно-обусловленные трудности адаптации к реальным или ненормальным
жизненным требованиям
неблагоприятные условия работы и профессиональной деятельности
трудности, связанные с учебой детей в школе и их воспитанием, конфликты
поколений
критические возрастные периоды (половое созревание, возраст испытаний и
достижений, климактерический период, отход от активной профессиональной жизни,
одиночество и потребность в помощи в старости)
На практике этот анамнез вряд ли собирается полностью и систематически, но
отдельные его части в рамках семейной консультации постоянно и целенаправленно
углубляются и дополняются. Семейный врач, помимо опроса пациентов многое знает
из личного опыта, приобретенного во время визитов, из разговоров с
родственниками, друзьями, а также благодаря общему жизненному пространству врача
и пациентов (так называемый сопережитый анамнез).
Семья – это не просто совокупность отдельных индивидуумов (мать, отец, дети и
пр.), а объект медико-социальной помощи, в котором следует рассматривать
несколько аспектов формирования заболеваний ее членов с учетом семейной
ситуации:
как отклонение биологических функций и связанный с этим
патофизиологический процесс, затрагивающий непосредственно организм пациента;
как отношение пациента к своему заболеванию и влиянию этого фактора на его
семью;
как фактор, оказывающий влияние на положение и роль пациента в семье, что
непосредственно связано со структурой семьи, ее функцией, с отношением семьи к
вопросам здоровья и медико-социальному обслуживанию.
Комплексное медико-социальное изучение семьи. Здоровье индивидуума и
его семьи определяют три основных компонента: организм – среда – поведение»,
которые необходимо брать за основу при проведении профилактических мероприятий,
направленных на оздоровление различных групп населения (Гринина О.В., 1977).
Необходимость комплексного медико-социального изучения семьи обусловлена
основными функциями, которые она выполняет. В семье находят удовлетворение две
извечных биосоциальных потребности человека – потребность самосохранения и
самовоспроизведения, которые и определяют в конечном итоге потребность в
здоровье. При этом медико-социальные потребности семьи можно обозначить как
постоянную необходимость в предметах, услугах и условиях для поддержания
оптимального здоровья и благополучия, подкрепленную активным осознанным
стремлением личности или семьи к здоровью (Кича Д.И., Гринина О.В., 1995;
Гринина О.В. и соавт., 1997).
Следует отметить, что большой вклад в изучение семьи и разработку
комплексного анализа социально – гигиенических факторов внесли работы
О.В.Грининой (1976-2003). Первостепенное место в них отводится углубленному
изучению проблем функционирования и жизнедеятельности семьи, анализу факторов,
обуславливающих ее медицинскую активность и стремление к увеличению потенциала
здоровья как семьи в целом, так и ее отдельных членов.
Объем и программа изучения семьи зависит от того, какие цели преследует
обследование. При разработке методики исследования семьи необходимо различать
медико – социальное исследование, которое преследует научные цели – изучение
влияние факторов образа жизни на здоровье отдельных социальных, профессиональных
групп и обследование семьи при диспансерном наблюдении, установлении роли
семейных условий в лечении, профилактике, реабилитации больного, выделения семей
с особыми медико – социальными потребностями.
В программу медико - социального исследования семьи входят такие разделы как
демографическая характеристика, социальный состав, уровень образования
родителей, материальные и жилищные условия, питание семьи, особенности образа
жизни, здоровье членов семьи и выполнение медицинской функции и др.
Следует выделять здоровые семьи и семьи приоритетные.
Здоровая семья – это благополучная семья, имеющая комплекс
положительных физических, психологических и социальных параметров, оптимально и
гармонично выполняющая свои функции.
К приоритетным семьям в виду с особыми потребностями в медико -
социальной помощи и в зависимости от реальных особенностей учреждений
здравоохранения относятся:
1. По медико – биологическим параметрам:
семьи с ребенком – инвалидом от рождения;
семьи, в которых один или оба родителя страдают хроническими
заболеваниями;
семьи с психическими больными;
семьи, в которых имели место случаи невынашивания беременности,
преждевременных родов, мертворождения, младенческой смертности;
семьи, в которых имелись дети с перинатальной патологией;
часто и многоболеющие семьи.
2. По социально – демографическим параметрам:
неполные семьи;
многодетные семьи;
юная мать и ребенок;
семьи с внебрачными детьми:
семьи с первенцем у матери старше 35 лет;
семьи – мигрантов;
большие традиционные семьи.
3. По социально – гигиенически параметрам:
малообеспеченные семьи; семьи с неблагополучными жилищными условиями;
семьи с низким образовательным уровнем родителей;
семьи с неблагоприятными и условиями производственной деятельности,
тяжелыми
семьи с вредными привычками;
семьи с факторами нездорового образа жизни;
семьи с низким качеством материнского ухода;
нездоровые в психологическом отношении семьи.
Проблемы формирования здоровья детей, влияния на него различных факторов
освещены в комплексных социально – гигиенические исследованиях В.Ю. Альбицкого,
Н.Н. Ваганова, Н.Г. Веселова, А.А. Баранова, О.В. Грининой, И.П.Катковой, Д.И.
Кичи, Т.М. Максимовой, А.Н. Митрофанова, Л.Ф. Молчановой, В.И. Орла, Т.А.
Раецкой, С.М. Степановой, Р.В. Тонковой-Ямпольской, О.Г. Фроловой, Т.Л. Черток и
др.