Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 6.5. Качество жизни детей

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Руководство по социальной педиатрии / 6.5. Качество жизни детей
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1543; прочтений - 8968
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

6.5. Качество жизни детей

Термин «качество жизни» широко используется для оценки состояния здоровья. Существует множество определений данного термина, но Всемирной организацией здравоохранения дается следующее определение:

Качество жизни (life quality) – это восприятие людьми своего положения в жизни в контексте культуры и ценностной ориентации, в которых они живут, и в связи с целями, ожиданиями, нормами и заботами. Это комплексное понятие, подверженное сложному воздействию физического здоровья человека, его психического состояния, степени независимости, общественных взаимоотношений и особенностей окружающей среды.

Исследование качества жизни (КЖ) по данным опроса является общепринятым в международной практике, высокоинформативным, чувствительным и экономичным методом оценки социального благополучия как населения в целом, так и отдельных социальных групп общества.

Исследование качества жизни, связанного со здоровьем, позволяет изучить влияние заболевания и лечения на показатели качества жизни больного человека, оценивая все составляющие здоровья — физическое, психологическое и социальное функционирование. Понятие «качество жизни» положено в основу новой парадигмы понимания болезни и определения эффективности методов ее лечения.

Следует выделить три основные составляющие концепции качества жизни в медицинской практике:

  • многомерность: качество жизни включает в себя информацию об основных сферах жизнедеятельности человека: физической, психологической, социальной, духовной и экономической. Качество жизни, связанное со здоровьем, оценивает компоненты не связанные и связанные с заболеванием и позволяет дифференцированно определить влияние болезни и лечения на состояние больного;
  • изменяемость во времени: качество жизни изменяется во времени в зависимости от состояния больного, обусловленного рядом эндогенных и экзогенных факторов. Данные о качестве жизни позволяют осуществлять постоянный мониторинг состояния больного и в случае необходимости проводить коррекцию терапии;
  • участие больного в оценке своего состояния: эта составляющая качества жизни является особенно важной. Оценка качества жизни, сделанная самим больным, является ценным и надежным показателем его общего состояния и часто не совпадает с оценкой качества жизни, выполненной врачом. Данные о качестве жизни, составленные по оценке самого пациента, наряду с традиционным медицинским заключением, сделанным врачом, позволяют составить полную и объективную картину болезни.

Можно выделить наиболее значимые направления исследования качества жизни в медицине:

  • оценка качества жизни здоровой популяции, разработка нормативных критериев для отдельных возрастно-половых, социальных и профессиональных групп населения, региональные особенности;
  • оценка качества жизни в группе риска;
  • оценка эффективности профилактических и реабилитационных программ;
  • разработка общих методических рекомендаций по поддержке принятия решений в области планирования социальных программ, анализа результатов экономических реформ и др.
  • экспертиза новых методов лечения с использованием международных критериев, принятых в большинстве развитых стран;
  • обеспечение полноценного индивидуального мониторинга состояния больного с оценкой ранних и отдаленных результатов лечения;
  • разработка прогностических моделей течения и исхода заболевания;
  • разработка фундаментальных принципов паллиативной медицины;
  • обеспечение динамического наблюдения за группами риска и оценки эффективности профилактических программ;
  • повышение качества экспертизы новых лекарственных препаратов;
  • экономическое обоснование методов лечения с учетом таких показателей, как «цена-качество», «стоимость-эффективность» и других фармакоэкономических критериев.
  • Для изучения КЖ используются различные инструменты, в частности общие опросники ((для здоровых и больных); специальные опросники (по областям медицины, по нозологии) и инструменты оценки симптомов. Наиболее часто используют международный опросник ВОЗ КЖ-100 (WHOQOL – 100), общий опросник SIP (Sickness Impact Profile), опросник SF–36 (The MOS 36-Item Short-Form Health Survey), общий опросник Pediatric Quality of Life InventoryPedsQLтм4.0 и др.

    Оценка качества жизни детей имеет свои особенности:

    • Self – report – оценка качества жизни самими детьми (по достижению 5 – летнего возраста).
    • Proxy – report – оценка качества жизни их родителями, родственниками, учителями, врачами и т.д.

    Инструментом оценки КЖ детей раннего возраста служит общий опросник QUALIN (Qualite de vie du Nourisson, S. Manificat, A. Dazord, France, 1997). Опросник состоит из блоков для детей 3 месяцев -1 года (33 вопроса) и 1 года – 3 лет (34 вопроса), каждый блок разделен на формы для заполнения родителями и наблюдающими ребенка педиатрами. Инструмент описывает следующие аспекты: «поведение и общение» (13 вопросов), «способность оставаться одному» (5 вопросов), «семейное окружение» (4 вопроса), «нервно-психическое развитие и физическое здоровье» (11 вопросов в блоке для детей до 1 года и 12 – в блоке для детей от 1 года до 3 лет), а также суммарную шкалу (общий балл). Подсчет производится по 5-балльной системе, чем выше балл, тем лучше КЖ.

    Общий опросник Pediatric Quality of Life InventoryPedsQLтм4.0 (Varni et al., USA, 2001) состоит из 23 (21) вопросов, объединенных в следующие шкалы: «физическое функционирование» (8 вопросов), «эмоциональное функционирование» (5 вопросов), «социальное функционирование» (5 вопросов), «ролевое функционирование – жизнь в школе/детском саду» (3/5 вопросов), а также оценивается суммарная шкала (общий балл) и психосоциальное здоровье (суммарная шкала эмоционального, социального и ролевого функционирования). Опросник разделен на блоки по возрастам – 5-7, 8-12 и 13-18 лет (формы для детей и родителей) и блок для детей 2-4 лет (заполняется только родителями). Общее количество баллов рассчитывается по 100-балльной шкале после процедуры шкалирования: чем выше итоговая величина, тем лучше качество жизни ребенка.

    Возрастная детерминированность основных составляющих качества жизни ребенка связана с тем, что если у взрослых показателями физической и социальной активности является профессиональная деятельность, поведение в обществе, то у детей младшего возраста - уровень игровой активности, общение с детьми. В школьном возрасте социальное функционирование проявляется в адаптации ребенка к школе, его взаимоотношениях со сверстниками, школьной успеваемости.

    Исследование КЖ детей, проведенное Винярской И.В. (2008) в дошкольных образовательных учреждениях и школах Юго-Западного административного округа г. Москвы выявило отчетливые возрастные особенности: нарастание уровня физического функционирования при одновременном снижении эмоционального и ролевого функционирования (табл. 6.7). При этом значения суммарной шкалы КЖ не имели достоверных различий. К возрастным особенностям также относилось повышение уровня социального функционирования у подростков 13-17 лет.

    Установлено, что у детей грудного возраста на КЖ преимущественно влияют медико-биологические факторы (течение родов, шкала Апгар, группа здоровья) и медико-демографические (возраст родителей). В возрастной группе 1-3 года значимое влияние также приобретают социально-гигиенические факторы (жилищные условия, вредные привычки родителей, неблагоприятный психологический климат в семье, отсутствие участия отца в воспитании ребенка) и тип семьи.

    Таблица 6.7 Параметры КЖ детей 5-17 лет (по ответам детей)

    Аспекты КЖ 5-7 лет

    (М±σ)

    8-12 лет

    (М±σ)

    13-17 лет

    (М±σ)

    Физическое функционирование (ФФ) 78,1±13,6* 82,8±12,7 84,0±14,5
    Эмоциональное функционирование (ЭФ) 80,7±15,0* 71,9±16,8 71,2±17,6
    Социальное функционирование (СФ) 84,6±11,2 83,0±15,1 88,7±11,9**
    Ролевое функционирование (РФ) 77,0±11,7* 72,2±15,0 70,9±16,0
    Психосоциальное здоровье (ПСЗ) 80,8±12,6 75,7±15,6 76,9±15,2
    Общий балл (ОБ) 79,8±9,4 76,7±13,8 78,0±12,7
    α-коэффициент Кронбаха (общий) 0,96 0,92 0,9

    * - достоверные различия в ответах детей 5-7 лет и 8-17 лет, р<0,001

    ** - достоверные различия в ответах детей 13-17 лет и 5-12 лет, р<0,001

    На качество жизни детей 3-17 лет оказывают негативное влияние такие социальные факторы, как наличие вредных привычек, неблагоприятная психологическая обстановка в семье, низкий уровень успеваемости в школе.

    Качество жизни имеет свои особенности у детей различных медико-социальных групп:

    • у детей раннего возраста из семей мигрантов страдает аспект «семейное окружение» по сравнению с детьми, постоянно проживающими на данной территории;
    • учащиеся кадетского корпуса имеют более низкие значения шкалы «социальное функционирование» по сравнению с учащимися общеобразовательных школ, что свидетельствует об особенностях обучения в мужском коллективе;
    • у слепых и слабовидящих детей из всех аспектов качества жизни в большей степени страдает физическое и социальное функционирование. Параметры качества жизни слепых детей снижены в большей степени, чем слабовидящих.

    Качество жизни детей имеет региональные особенности. Исследование, проведенное Саввиной А.Д.(2009) выявило достоверно значимые более высокие показатели КЖ здоровых детей 8-12 лет г. Якутска по сравнению с европейской частью России по шкалам физического, эмоционального и ролевого функционирования, как по ответам детей, так и родителей.

    Степень нарушения качества жизни, как в целом, так и отдельных его компонентов значимо отличается при различных морфо-функциональных отклонениях и хронических заболеваниях, что дает основание для включения данного показателя как дополнительного критерия в комплексную оценку состояния здоровья детей.




    [ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

     Поиск по медицинской библиотеке

    Поиск
      

    Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



    Реклама

    Мнение МедРунета
    Какую сумму Вы лично потратили на платные медицинские услуги за последние 12 месяцев (помимо расходов, покрытых полисами медицинского страхования)?

    Менее 6000 рублей (менее 100 USD)
    От 6000 до 9000 рублей (100-150 USD)
    От 9000 до 13000 рублей (150-200 USD)
    От 13000 до 16000 рублей (200-250 USD)
    От 16000 до 21000 рублей (250-300 USD)
    Более 21000 рублей (более 300 USD)
    Затрудняюсь ответить



    Результаты | Все опросы

    Рассылки Medlinks.ru

    Новости сервера
    Мнение МедРунета


    Социальные сети

    Реклама


    Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





    MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2017. Все права защищены.
    При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.