Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
6.6. Продолжительность жизни и семья
Факт смерти одного человека в отдельности – явление биологическое, хотя оно и
было социально опосредовано, но смерть некоторой совокупности людей – явление
социально – биологическое, характеризуемое как смертность. Смертность может
иметь различный уровень, поэтому продолжительность жизни может колебаться от
нескольких секунд до 100 лет и более. Следует выделять такие категории как
«причина» и «фактор» смерти.
Причина смерти – это категория общепринятая и устанавливает конкретный
факт, приведший к смерти. Фактор смерти имеет совсем иное понятие, так
как характеризует смертность определенной совокупности лиц, население в целом,
т.е. общий характер, общее значение, общее действие. В категории факторов
выделяют условия, собственно фактор.
Условия объединяют целую группу факторов, определяющих, с одной стороны,
социальные условия, с другой, биологические и физические.
Социальные условия определяют действие большого числа факторов, которое
зависит от материального и морального уровня населения. Факторами смертности
являются, определенным образом, питание, жилищные условия, условия труда,
уровень образования, семейное положение и т.д.
Социальное неравенство в сфере здоровья обусловлено сочетанием социально –
экономических условий и образа жизни, причем последний во многом формируется
первым.
Учитывая резкий рост неравенства в доходах, уровне жизни на протяжении
большей части 1990-х годов, различия в состоянии здоровья населения также
нарастают.
Анализ социальной дифференциации смертности показывает, что в России по
жизнеохранительному поведению выделяются социальные группы с высоким уровнем
образования и занятые умственным трудом.
В последние годы выполнен ряд исследований, позволяющих судить об
особенностях смертности этих слоев. Установлено, что снижение продолжительности
жизни россиян в 1970- 1989 гг. в основном определяла динамика смертности лиц,
занятых физическим трудом.
В Эстонии сравнительный анализ двух исследований смертности, основанных на
данных переписи населения за 1987 – 1990 и 1999 – 2000 гг. позволил установить,
что различия по уровню смертности между группами с разным уровнем образования
возросли: к 2000 г. у мужчин с высшим образованием средняя продолжительность
жизни была на 13,1 года больше, чем у мужчин с самым низким уровнем
образованием; у женщин разница составила 8,6 года (Leinsalu
et al., 2003).
Аналогичное исследование средней продолжительности жизни у людей с разным
уровнем образования в Финляндии и Чешской республике не выявило различий; в
Российской Федерации на фоне неблагоприятных тенденций смертности различия по
этому показателю нарастают – в группе с высоким уровнем образования
продолжительность жизни осталась на прежнем уровне, а с самым низким -
уменьшилась (Shkolnikov et
al., 2006).
Связь между уровнем смертности и принадлежностью к определенным социальным
слоям прослеживается не только для взрослого, но и для детей, что обусловлено
внутрисемейными факторами, особенностями образа жизни. Данные о социально –
экономическом распределении показателей здоровья детей в основном представлены в
докладах Всемирного банка. Данные Исследований в области демографии и здоровья
представлены на рис. 6.11
Как и ожидалось, в самом богатом квинтиле отмечен самый низкий уровень
смертности детей первых пяти лет жизни, и снижение показателя носит линейный
характер.
На социально-экономические кризисы отмечается оперативная и выраженная
реакция смертности населения, причем на позитивные кризисы – в положительную, а
на негативные – в отрицательную сторону.
Одна из главных особенностей российского кризиса смертности заключается в
том, что он в наименьшей степени затрагивает наиболее уязвимые группы населения
– моложе и старше трудоспособного возрасте при крайне неблагоприятной динамики
смертности населения в трудоспособном возрасте.
Рис. 6.11. Смертность детей первых пяти лет жизни (на 1000
новорожденных) по квинтилям обеспеченности. Источник: World
Bank, 2004b
Российские показатели смертности все еще намного превосходят соответствующие
индикаторы для развитых стран. К сожалению, средний возраст смерти от всех
причин не в пользу России, а иерархия их по «выгодности» умереть также
различается от «западной модели» (табл. 6.8).
Таблица 6.8 Разница в среднем возрасте смерти между Россией
и странами «западной модели» смертности
Российское население дотрудоспособных возрастов (особенно дети первого года
жизни и 1-14 лет) – единственная группа, в которой в период реформ
сформировалась устойчивая позитивная динамика смертности, что и отразилось в
устойчивом снижении потерь в реформенное 20-летие: максимальный уровень
потерянных годов потенциальной жизни (ПГПЖ) отмечался в 1989 г., минимальный – в
2007 г. (Семенова В.Г., Евдокушкина Г.Н., Гаврилов Л.А., и др. , 2009).
В этот период потери снизились на 34,8% в мужской и 34,7% - женской
популяции (рис.6.12).
Рис. 6.12. Динамика потерянных лет потенциальной жизни
российского населения до 20 лет (на 1000 человек) в 1989-2007 гг.
Зарегистрировано снижение потерь, обусловленных болезнями органов дыхания,
далее следовали причины, определяющие младенческую смертность – болезни
перинатального периода и врожденные аномалии (соответственно на 46,6% и 36,3% в
мужской и на 42,1% и 38% в женской популяции) (рис. 6.13). Существенно – на
42,6% и 36,6% соответственно – снизились потери, обусловленные онкологической
смертностью. При этом относительно незначительно – на 8,6% и 5,5% - снизились
потери вследствие травм и отравлений, актуальных, к сожалению, и для детей
первого года жизни, и для 1-14 летних, и для подростков 15-19 лет.
На этом фоне резко – на 72,7% и 58,8% - выросли потери вследствие неточно
обозначенных состояний. Недавние исследования (Иванова А.Е., Семенова В.Г.,
2004; Семенова В.Г. и др., 2004, 2005; Дубровина, 2005) показали, что неточно
обозначенные состояния являются латентным резервуаром смертности от внешних
причин, причем группой риска умереть от этих размытых причин являются в основном
слабо социально адаптированные слои современного российского общества.
Однако изменение структуры потерь, происшедшее в период реформ, выделение
внешних причин как доминирующего источника потерь, свидетельствует, что группой
риска, группой максимальных потерь среди лиц дотрудоспособных возрастов являются
подростки, чья смертность определяется травмами и отравлениями, а не дети
первого года жизни. С другой стороны, опережающие темпы снижения потерь,
обусловленных травмами и отравлениями, в 2005-2007 гг., свидетельствует, что
общее оздоровление социально-экономического климата в стране позитивно сказалось
и на этой возрастной группе.
Рис. 6.13. Темпы изменения ПГПЖ, обусловленные смертностью
российского населения до 20 лет, от основных причин в 1989 – 2007 гг.
Одной из главных предпосылок кардиального решения проблемы смертности в
России и преодоления ее отставания от большинства развитых стран остается
продолжение и завершение реформ, ориентированных на модернизацию социальной
структуры российского общества, развитие средних слоев, создание либеральной
социально – политической среды.
В жизнеохранительном поведении населения, его образе жизни, отношении к
ценности жизни, к сожалению, мало что меняется и это оказывается главным
препятствием на пути снижении смертности и увеличении продолжительности жизни.
Основой организации комплексного индивидуального медицинского обслуживания
является оценка состояния здоровья детей и социальных условий в семье, что
повышает эффективность профилактических мероприятий с учетом специфических
медицинских потребностей.
Таким образом, поскольку здоровье семьи – основа благополучия общества и
нации в целом, то здравоохранение должно быть ориентировано на поддержание
здоровья семьи.
№ п/п |
Вопросы |
1. |
Семья, как объект служб здравоохранения. |
2. |
Дайте характеристику семье её структуре и функциям. |
3. |
Охарактеризуйте проблемы интеграции семьи в
окружающий мир. |
4. |
Каким образом следует рассматривать медицинскую
функцию семьи? |
5. |
Определите характеристику жизненного цикла семьи. |
6. |
Каковы связи между типом семьи и здоровьем детей? |
7. |
Факторы риска в семье и их влияние на здоровье
детей. |
8. |
Дайте характеристику среднего возраста мужчин и
женщин при вступлении в брак. |
9. |
Что такое «неполная семья»? |
10. |
Каковы особенности медико-социального изучения
семьи. |
11. |
Здоровье членов семьи и медико – демографические
факторы риска. |
12. |
Здоровая семья и семья приоритетная. |
13. |
Каким образом влияет на здоровье членов семьи их
образ жизни? |
14. |
Каковы взаимоотношения бедности семьи и здоровья её
членов? |
15. |
Чем определяется благополучие семьи? |
16. |
Каковы связи между употребление алкоголя и здоровьем
членов семьи? |
17. |
Дайте характеристику термину «качество жизни». |
18. |
Каковы особенности изучения качества жизни у детей и
взрослых? |
19. |
Характеристика семьи и продолжительность жизни её
членов. |
20. |
Каковы экономические потери из-за преждевременной
смерти? |